Архив Пн Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества принял участие в конференции «Государство, религия, общество в современной России» 29 октября 2014 г. 16:49 29 октября 2014 года в Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при Президенте Российской Федерации прошла международная научно-практическая конференция «Государство, религия, общество в современной России», посвященная 50-летию ведущей школы российского религиоведения — кафедры государственно-конфессиональных отношений РАНХиГС. В конференции наряду с экспертами из ряда стран и представителями федеральных и региональных органов государственной власти, занимающимися вопросами отношений государства с религиозными объединениями, приняли участие священнослужители Русской Православной Церкви. Приветствуя участников конференции при ее открытии, председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин поздравил заведующую упомянутой кафедрой, заместителя начальника Управления Президента РФ по общественным проектам О.Ю. Васильеву и сотрудников кафедры с 50-летием ее основания, отметив многолетний диалог и сотрудничество Церкви с этой научной школой, преемственной от ряда научных учреждений советского и постсоветского периода. Отец Всеволод также выступил на пленарном заседании конференции с докладом «Отношения Церкви, государства и общества в России: вызовы XXI века и стратегия будущего» . Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества/ Патриархия.ru Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 . Вся служба по Триоди. На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть – после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть – после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных – кондак «Душе моя...». Блаженны читаются. 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/3816288.ht...

Новости 14 мая, 2013 Синод Элладской Церкви выразил надежду на освобождение похищенных в Сирии иерархов На первом в этом месяце заседании Синода, состоявшемся 13 мая 2013 года, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним поздравил членов Синода с праздником Пасхи, а затем проинформировал о своих действиях, а также о действиях министерства иностранных дел Греции, предпринятых для освобождения двух похищенных сирийских митрополитов. 14 мая, 2013 Восстановление комплекса Московского епархиального дома будет завершено к 2015 году Ранее уже сообщалось, что храм святого князя Владимира с комплексом Московского епархиального дома будет восстановлен к 2015 году. Речь об этом шла на заседании Попечительского совета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета 14 мая, 2013 Патриарх Кирилл попросил власти Харбина разрешать службы в Покровском храме несколько раз в год Патриарх также обратил внимание на то, что в Харбине очень много русских женщин, которые привозят в этот город своих тяжелобольных детей на лечение. И для них сегодняшняя патриаршая литургия в Покровском храме Харбина была " большой духовной поддержкой " . 14 мая, 2013 В Издательском Совете Русской Церкви представят книгу «Пострадавшие за веру и Церковь Христову. 1917–1937» Книга-альбом, посвященная истории гонений на Русскую Православную Церковь в ХХ веке, содержит обширный документальный и иллюстративный материал (более 1000 иллюстраций). 14 мая, 2013 В Москве прошел детский крестный ход, организованный приходской воскресной школой Храм преподобного Василия Исповедника у Рогожской заставы восстанавливается уже несколько лет. Несмотря на то, что на здании еще даже не установлены купола, здесь активно развивается приходская жизнь, а в воскресной школе - более 40 учащихся. 14 мая, 2013 Патриарх Варфоломей заявил, что его не беспокоит заговор с целью покушения Прокуратура Анкары начала расследование предполагаемого заговора с целью убийства Патриарха Варфоломея 560-ю годовщину завоевания Константинополя и превращения его в Стамбул.

http://pravmir.ru/category/news/page/446...

Обучаясь в духовной академии, И. А. Карабинов , как и многие его сокурсники, параллельно занимался в Археологическом институте Санкт-Петербурга, директором которого в эти годы был упомянутый нами проф. Н. В. Покровский 13 . В 1903 г. И. А. Карабинов прослушал полный курс Археологического института, и по предъявлению удостоверения об окончании духовной академии ему должны были выдать выпускной аттестат 14 . После окончания академии в 1903 г. И. А. Карабинов был оставлен в качестве профессорского стипендиата при кафедре литургики и церковной археологии. На совете академии 11 июня того же года было принято решение о командировке И. А. Карабинова в Русский археологический институт в Константинополе для научных занятий. Он был отправлен в Константинополь на время своего стипендиатства с 16 августа 1903 г. по 15 августа 1904 г. 15 Первую половину этого времени с сентября 1903 г. по 20 января 1904 г. И. А. Карабинов занимался при институте, а с 20 января по 22 августа 1904 г. путешествовал по различным библиотекам и святым местам Востока, изучая рукописные хранилища данных мест 16 . За это время ему удалось посетить «Синайский монастырь св. Екатерины, библиотеку св. Гроба Господня, Афинскую национальную библиотеку, афонские библиотеки Ватопеда, Есфигмена, Филофея, Каракалла, Ивера, Лавры св. Афанасия, Дионисиата и отчасти Руссика» 17 . Есть мнение, что за время своего путешествия по Востоку, И. А. Карабинов повторил маршрут, некогда пройденный проф. А. А. Дмитриевским . После окончания стипендиатского года по предложению директора института Ф. И. Успенского И. А. Карабинов «остался еще на 1 год в Константинополе, в качестве заведующего русской школой для афонских послушников, причем имел возможность совместить свои обязанности по школе с занятиями по своей специальности в институтской библиотеке» 18 . Правда, в трудовой книжке, находящейся в Архиве VIMK РАН, говорится, что это свидетельство «не подтверждено документально» 19 . 21 марта 1905 г. проф. Н. В. Покровский подал прошение о своем освобождении от штатной должности профессора СПбДА, которое 7 апреля 1905 г. указом Святейшего Синода за 3704 было удовлетворено 20 . 5 сентября 1905 г. на заседании Совета академии И. А. Карабинов был избран кандидатом на вакантную кафедру церковной археологии и литургики 21 . 6 и 10 октября того же года им были прочитаны пробные лекции, назначенные Советом, первую из которых он читал «на тему по собственному избранию: «Происхождение византийской церковной поэзии», а вторую – по назначению Совета на тему: «Литургия ап. Иакова» 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

А духовно-религиозный журнал «Сотир», которому принадлежала немалая заслуга в возрождении церковной жизни, охарактеризовал нового директора так: «Добронравие, административный талант, глубокая образованность, простота, благородство манер – вот, в немногих словах, те добродетели, что украшают Высокопреосвященного иерарха». Принимая начальство над Ризарионом, сорокавосьмилетний Нектарий Пентапольский находился в расцвете духовных сил, а многолетние невзгоды и испытания лишь усилили внутренний свет, все более проступавший в нем и привлекавший современников. Вот словесный портрет святого, нарисованный по памяти в 1948 году, задолго до его канонизации, бывшим семинаристом и относящийся к 1902–1907 годам: «Идеальный рост... Лицо, черты которого гармонично сочетаются и под стать кроткому выражению. Голубые глаза изливают какое-то сияние, подобное весенней заре. И завершается светозарный лик белой, как снег, симметричной бородой. Поистине дивный библейский образ». Деятельность директора осложняли многие обстоятельства: отсутствие единого направления в учебно-педагогической деятельности 184 , неоднородный контингент воспитанников (в Ризарионе наряду с прочими обучались и дети столичных купцов, которые отдавали их туда не для подготовки на служение Церкви, а ради солидного образования), проникавший извне дух неверия и, наконец, постоянное вмешательство Административного совета в его распоряжения. Несмотря на это, он управлял семинарией – второй по значению духовной школой после богословского факультета Афинского университета – четырнадцать лет подряд и фактически безотлучно. Начальственные обязанности исполнялись им с самоотвержением, достойным пера античных авторов, с отеческой нежностью и заботой, в духе Христовой любви, с великой осмотрительностью и в постоянном обращении к помощи Божией. Рассказывают, что, узнав о серьезном проступке воспитанника и видя в том прежде всего собственную вину, владыка всякий раз усиливал молитву и налагал на себя строгий пост. На духовно чутких воспитанников это действовало сильнее всякого наказания, вызывало искреннее раскаяние и удерживало от новых шалостей. Но, решаясь в редких случаях прибегнуть к наказанию, он поступал по совести, хотя бы за провинившихся и хлопотали влиятельные персоны. Об одном таком происшествии святой писал эгинским монахиням:

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

В 50-х гг. IV в. по указанию имп. Констанция II в храм св. Апостолов в К-поле были перенесены из Г. мощи апостолов Андрея (из Патр) и Луки (из Фив). При имп. Феодосии I Великом в нач. 90-х гг. того же века были закрыты античные святилища в Дельфах, Элевсине, Олимпии, отменены Олимпийские игры. В это время афинский Парфенон стал христ. храмом Богородицы. Большое количество древних статуй было перевезено в строящийся К-поль. Тем не менее, несмотря на торжество христианства, в Г. еще ок. 2 веков сохранялись очаги язычества и античной философии, продолжала действовать Академия платоновская . Большим влиянием пользовались связанные с ней ученые - Прокл, Марин, Евнапий. Со школой афинского неоплатонизма V в. был хорошо знаком автор «Ареопагитик». Имп. Евдокия (423-460), жена имп. Феодосия II, была дочерью афинского философа Леонтия и до крещения носила имя Афинаида. В III-IV вв. Г., как и др. балканские провинции империи, подвергалась разрушительным нашествиям готов . В 268 г. готы, прорвавшись из Чёрного м. в Эгеиду, опустошили ряд островов и городов Г., в т. ч. Афины и Коринф. Новая волна вторжений относится к кон. IV в., когда готы переселились на территорию Вост. Римской империи. Дружины Алариха регулярно опустошали Македонию, а в 395-396 гг. разграбили Ахайю: пострадали Коринф, Мегара и Пелопоннес, Афины заплатили варварам выкуп. Обострение римско-гот. противостояния произошло в 70-х гг. V в.: гот. отряды Теодориха Страбона и Теодориха Амала грабили Македонию, Родопы и Эпир, неоднократно угрожали Фессалонике. Крупнейшее вторжение гуннов Аттилы на Балканы в 447 г., по-видимому, почти не затронуло Г., но племенные объединения во главе с гуннами в 517 г. разграбили греч. земли до Фессалии включительно. В 539 г. гунны прорвались через Фермопилы и разорили Ахайю. Однако, несмотря на эти дестабилизирующие факторы, до 2-й пол. VI в. нельзя говорить об упадке Г. В частности, церковная иерархия региона в этот период достигла наибольшего развития. Если Фессалоника процветала, то Афины переживали период стагнации. Тем не менее классическая античная городская цивилизация еще преобладала и была способна пережить варварские нашествия. Ярким свидетельством динамизма городской жизни являлось активное церковное строительство, охватившее весь регион в ранневизант. эпоху. Славянская колонизация: VI-VIII вв.

http://pravenc.ru/text/597843.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Богословская школа Афинского университета, высшее учебное заведение Элладской Православной Церкви . В русском использовании нередко Афинскую " Богословскую школу " (Θεολογικ Σχολ) называют " факультетом " , но более близкая аналогия - " институт " или " академия " , т.к. в её составе ныне состоят два факультета. Не путать с Афинской Ризариевой церковной школой (лицеем), о которой см. Афинская духовная семинария . Редакция текста от: 04.08.2018 15:53:06 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/18369.html

Архиепископ Афинский Иероним: «Объединим наши сердца, чтобы наш мир не превратился в ад» Рождественское послание Блаженнейшего Архиепископа Афинского Иеронима II В этом году мы празднуем Рождество Христово в трудных и мрачных обстоятельствах. Но Вифлеемская звезда вновь появляется в нашей жизни, чтобы напомнить нам, что Христос родился. Что Бог «избавление послал народу своему». И блуждающий в темноте народ обращает взор к беднейшему и славнейшему престолу Вселенной, к скромным яслям. И видит там великий свет. От нашего внимания не может ускользнуть то, что современной жизни угрожают все более страшные горести и невзгоды. Наш мир переживает конец целой эпохи и с тревогой смотрит в завтрашний день с его неопределенностью и угрозами. Обращая взор к рождественскому свету, я хочу передать вам всем и лично каждому свою горячую убежденность в том, что Бог любит нас всех и никто не лишен права на надежду. Радость от великого праздника Рождества Христова – это не просто эмоциональное облегчение; радость эта исходит из осознания того, что «любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» (1 Ин. 4: 9). Рождество означает, что печали, невзгоды и трудности, с которыми мы сталкиваемся, даже трагедии, которые причиняют нам боль, не могут убить надежду. Поскольку сегодня прямо ощущается любовь Божия, ведь Христос родился, чтобы избавить нас от истинных причин наших страданий – греха и смерти. Вот почему так печально и неуместно то, что правители этого мира действуют и принимают решения, касающиеся нашей жизни, как если бы Христос не родился. Потому что там, где изгоняют Христа, где отрицают Его рождение, где Его учение презирается, существуют эксплуатация, жадность, высокомерие и малодушие. Там человек уничижается, пренебрегается, игнорируется. А потом обнаруживаются трагические последствия, такие как презрение и эксплуатация бедных и слабых, экономические кризисы, войны и катастрофы. Сегодня радость и надежда вновь стучатся в двери наших сердец. «Христос рождается, славите!» Воссияло Солнце правды! Испытания и трудности не могут нас сокрушить. «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2: 10 –11). «Христос рождается» и призывает нас снова доверять любви Божией, которая есть образ жизни и противоядие от горестей. Соединим же наши руки и объединим сердца, чтобы наш мир не превратился в ад, и радостно воспоем: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» Рейтинг: 8.3 Голосов: 7 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Elena 6 января 2013, 20:51 Elena. Spasibo, uteshil batjushka! Irina 5 января 2012, 01:50 Tronuta do sles!!!! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/50748.html

мученик Аристид Философ Апология, которую афинский философ Аристид держал пред императором Адрианом, о почитании Бога Всемогущего (Императору Титу Адриану Антонину, Августу и Пию, Маркиана Аристида, философа из Афин) I. 1. Я, царь, по соизволению Бога явился в мир и, созерцав здесь небо, землю и море, солнце, луну и прочее удивился красоте мира. 2. Но я понял, что этот мир и все, что в нем есть, приводится в движение постороннею силою, которая и есть Бог; а известно, что все движущее - сильнее движимого и содержащее - крепче содержимого. Допытываться же о Промыслителе и Руководителе всего, каков Он есть, как кажется мне, бездельно и выше меры трудно, а потому и рассуждать об этом бесполезно, ибо Сущность Его бесконечна и непостижима для всех тварей. 3. О двигателе же мира я говорю, что Он есть Бог всего, сотворивший все ради людей; и, как кажется мне, полезно почитать и бояться Бога, но не стеснять и человека. 4. Далее, в пределах дозволительного, надлежит знать о Боге, что Он нерожден, несотворен, безначален и бесконечен, бессмертен, совершен и непостижим. Поскольку Он совершен. Он не имеет никакого недостатка и не терпит нужды ни в чем; наоборот, нес имеет нужду в Нем. Он безначален, ибо все. что имеет начало, имеет и конец, а имеющее конец разрушается. 5. Он не имеет имени, ибо наименование есть общее свойство тварных существ. Он не имеет ни окраски, ни внешнего вида, так как владеющий ими тем самым приобщается к разряду сотворенных предметов. В Нем нет различия мужеского и женского начала, так как тот, в ком это есть, бывает подвержен страстям. Небо Его не обнимает, но Ом небо и все видимое и невидимое содержит Собою. 6. У Него нет противника, так как не существует никого, кто бы, был сильнее Его. Им не владеют зависть и гнев, так как нет ничего такого, что бы могло оказать Ему сопротивление. Ошибки и неведение чужды Его натуре, которая вся есть совершенная мудрость и знание. Им все содержится. И Он не нуждается в жертве или возлиянии и ни в чем видимом, но в Нем все имеет нужду.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

«Некоторые из эпикурейских и стоических философов...», пользовавшихся тогда наибольшею популярностью и наиболее резко противополагавшихся христианству. В основе первой системы – эпикурейцев – лежал, как известно, самый грубый материализм и нигилизм; в основе второй – самозамкнутая гордость и самообольщение. Деян.17:19 .  И, взяв его, при­вели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое уче­ние, про­поведуемое тобою? «Взяв его, привели» – не насильственно, а очевидно, с согласия Павла, принявшего их приглашение. «Ареопаг» – место собрания и заседания Верховного Совета греческой демократии для обсуждения дел государственных, общественных и судебных. Это учреждение сохранило свое значение, хотя и не во всем, и после подчинения Греции Риму. Верховный Совет этот состоял из лучших и знаменитейших граждан. Место собрания – Марсов холм, примыкавший к большой площади ( Деян.17:17 ), было удобно тем, что Павла могло слышать все множество народа с прилегающей площади. Сюда и привели его – не для суда над ним, а из желания выслушать подробнее сущность его учения, ввиду его новизны, до которой афиняне были вообще очень большие охотники ( Деян.17:21 ). «И говорили, можем ли мы знать?». Тонкая ирония, сдобренная афинскою вежливостью, предполагающая ничтожество нового учения пред афинскою мудростью. Эта же ирония звучит и в дальнейшем выражении: «что-то странное ты влагаешь в уши наши». Деян.17:21 .  Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не про­водили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое. Пристрастие к новостям у афинян показывало их неустойчивость и отсутствие глубокой и серьезной потребности узнать истину. «Город их был город пустословов» (Златоуст). Деян.17:22 .  И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особен­но набожны. Речь Павла в Ареопаге к афинянам представляет высокий образец апостольской мудрости и красноречия и применения им всегдашнего своего правила – быть для язычников, как бы язычником, чтобы и язычников приобрести для Евангелия ( 1Кор.9:19–22 ). Осторожными, в высшей степени тонкими и сдержанными выражениями обходит он все, что могло раздражать языческую гордость этих представителей мировой мудрости, с замечательною находчивостью отыскав точку соприкосновения своего учения с этою мудростью в жертвеннике «неведомому Богу», давшую ему столь блестящее начало для блестящей речи, сила духа которой нашла достойнейшее и внешнее выражение, удовлетворявшее всем требованиям стройности светского слова. Постепенно, от более простого к более сложному, с неопровержимою последовательностью раскрывает он систему христианского учения, проповедуя: 1) о Боге едином, Творце мира и человечества ( Деян.17:22–26 ), 2) о цели и законах жизни людей ( Деян.17:27–29 ), делающих столь естественным и учение об искуплении и будущем суде ( Деян.17:30–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Об апостолах Менее удивительно полное равнодушие к мысли о воскресении у язычников. Когда апостол Павел, сам видевший не менее шести раз при жизни своей Воскресшего, потом проповедовал об этом афинским ученым в ареопаге, те, услышав о воскресении, ему не поверили… 10 апреля, 2010 Менее удивительно полное равнодушие к мысли о воскресении у язычников. Когда апостол Павел, сам видевший не менее шести раз при жизни своей Воскресшего, потом проповедовал об этом афинским ученым в ареопаге, те, услышав о воскресении, ему не поверили… Вспоминается несколько евангельских событий… Вот апостолы, устами Петра, исповедуют Иисуса Христа Сыном Бога живого (Мф. 16, 16). А Он после этого начал открывать ученикам Своим, что Ему должно… пострадать от старейшин… и быть убиту… (Мф. 16, 21). Не могут принять этого избранные ученики. Отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: «Да не будет этого с Тобою, Господи!» И Спаситель, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты — Мне соблазн; потому что ты думаешь не о том что Божие, но что человеческое (Мф. 16, 23). Апостол не хотел воспринять пути креста, страдания; и в этом сказался «человек», обычно не любящий страданий. Но сзади человека стоял соблазнитель — сатана… Да! трудно нам всем принять учение о кресте… Но что еще больше удивительно, по-видимому, это поразительное равнодушие и сердца, и ума к другим словам Христа, сказанным вместе с мыслью о смерти: и в третий день воскреснуть (Мф. 16, 21). Как мог Петр пропустить эти потрясающие слова?! Точно он и не слышал их… Воскреснуть через три дня… Как это возможно?! Для чего это?! А если воскреснет, то чего бояться и смерти? Но не «услышал» душою этого невероятного благовестия и лучший из апостолов… Вот пришли и страдные дни.. Осталось до смерти Господа несколько последних, можно сказать, часов… Вот, мы восходим в Иерусалим…— говорит Он.—Я Сын Человеческий предай будет… на… распятие; и в третий день воскреснет (Мф, 20, 18—19). И опять: тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых… кланяясь… и вместе с сыновьями своими, Иаковом и Иоанном, возлюбленным учеником, просит у Христа высших мест «в Царствии» Его: одному по правую сторону, другому по левую [Мф. 20, 20]. И их осудил Господь; а вместо первенства обещал «чашу страданий» в этом мире, награду же — в будущем. И эти не услышали душою слов Господа ни о распятии, ни о воскресении. Иначе бы и не просили ничего в мире сем.

http://pravmir.ru/ob-apostolax/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010