Поэтому среди бездельничающей и расточающей отцовские деньги молодёжи нередко попадались юноши, которые были действительно самоотверженными любителями знания, настолько жадными и стремительными, что им нужно было всё испытать, понять, найти честно истину и защищать её с фанатизмом” 7 . При всех отрицательных своих чертах Афинская школа была всё-таки университетом: уже император Марк Аврелий утвердил здесь несколько философских кафедр (платоновской, стоической, перипатетической и эпикурейской философии), а также кафедру риторики (а возможно и грамматики), назначив профессорам их регулярное жалование 8 . Таким образом, молодые люди, отличавшиеся серьёзностью своих намерений, могли получить здесь весьма солидное образование. После возвращения на родину он, судя по всему, обратился в христианство, и это обращение было одновременно и обращением к жизни подвижнической. Вообще необходимо подчеркнуть, что строго аскетический настрой характеризовал личность Диодора на протяжении всей его жизни. Святитель Иоанн Златоуст, сравнивая Диодора со святым Иоанном Предтечей, говорит: “Мудрый наш отец подражает и образу жизни Иоанна, дабы вы знали, что справедливее можно бы приписать ему и это имя. У того не было ни стола, ни постели, ни дома на земле, и у этого ничего такого никогда не было. Свидетели — вы, как он проводил всё время, показывая жизнь апостольскую, не имея никакой собственности, но получая пропитание от других, а сам непрерывно пребывая в молитве и служении слова (Деян 6:4)” 10 . Учителем Диодора как в богословии, так и в подвижничестве вполне мог быть, если опираться на приведённое выше свидетельство святителя Василия Великого, Силуан — известный представитель омиусианства и епископ Тарсский, который, по словам Н. Фетисова, “был не только высокой веры, но и высокой нравственности” 11 . Богословское же образование в узком смысле слова (во многом зиждущееся на экзегезе) Диодор мог получить у Евсевия Емесского, толкования которого оказали несомненное влияние на экзегезу Диодора. Данные две школы (Силуана и Евсевия) позволили Диодору достичь определённой степени духовной зрелости: подвижник, богослов и церковный деятель с этого времени неразрывно слились в его личности. Что касается первой грани личности Диодора, то, по свидетельству Сократа, “в то время ревнители добродетельного жития учились подвижничеству у Диодора и Картерия, бывших настоятелями монастырей” 12 . К сожалению, детализировать это свидетельство невозможно: мы не знаем, когда образовался монастырь Диодора и какой способ иноческого жития был здесь избран. Можно только предполагать, что данная обитель тяготела скорее к общежительной или полуобщежительной форме иноческого жития, она совмещала в себе и богословскую школу, и монастырь, а располагалась скорее всего либо в самой Антиохии, либо в её окрестностях. Впоследствии эта обитель (“аске­терий”) стала школой благочестия и богословской науки для ряда епископов, среди которых святители Иоанн Златоуст, Феодор Мопсуестийский и др. 13 .

http://pravmir.ru/diodor-tarsskiy/

Ириней, Патриарх Сербский (Гаврилович Мирослав) Дата рождения: 28 августа 1930 г. Дата смерти: 20 ноября 2020 г. Дата хиротонии: 1974 г. Дата пострига: октябрь 1959 г. Страна: Сербия Биография: Родился 28 августа 1930 г. в селе Видова под городом Чачак. Получил начальное образование в родном селе, после чего окончил гимназию в Чачаке. По выпуске из гимназии окончил духовную семинарию в Призрене, а затем богословский факультет Белградского университета. По окончании университета служил в армии. По завершении военной службы был назначен преподавателем в Призренскую семинарию. Перед вступлением в должность, в октябре 1959 г., принял монашеский постриг от Святейшего Патриарха Сербского Германа в монастыре Раковица с наречением имени Ириней. В день святой Параскевы, 27 октября того же года, был рукоположен во иеромонаха в Ружицком храме под Калемегданом. Продолжил обучение в аспирантуре при богословском факультете Афинского университета. В 1969 г. назначен заведующим монашеской школой Острожского монастыря; затем был назначен ректором Призренской семинарии. В 1974 г. избран епископом Моравичским, викарием Святейшего Патриарха Сербского. На кафедре с 14 июля 1974 г. С 1975 г. — епископ Нишский. 22 января 2010 г. на заседании Архиерейского Собора в Белграде  в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом Сербской Православной Церкви , избран на Сербский Патриарший престол. 23 января 2010 г. в белградском кафедральном соборе Святых Архангелов состоялась первая интронизация 45-го Патриарха Сербского Иринея. Церемония официальной интронизации состоялась 3 октября 2010 г. в Печской Патриархии (Косово). 4 ноября 2020 г. был госпитализирован с коронавирусной инфекцией.  Скончался 20 ноября. Отпевание 22 ноября в храме святого Саввы в Белграде возглавил Местоблюститель Патриаршего престола Сербской Православной Церкви митрополит Дабробосанский Хризостом. Патриарх Ириней был погребен в крипте храма святого Саввы. на Патриархия.ru Сербський Сербська Церква не прийме розколу в [Ihmepb " ю] Сербський Руська Церква — одна з у [Ihmepb " ю] Сербський Проблема може православний у XXI [Ihmepb " ю] Слово Сербського на вручення Фонду православних та звернення] Выступление Святейшего Патриарха Сербского Иринея на заключительном заседании Архиерейского Собора та звернення] Сербський Молимося, щоб Господь вам подолати перемогти як [Ihmepb " ю] Сербський Косово — незаживаюча рана сербського народу [Ihmepb " ю] Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245835...

Кроме истории, перу Никиты Акомината, может быть, принадлежит небольшое сочинение о статуях, разбитых латинянами в Константинополе в 1204 году, а также несколько риторических произведений в виде панегирических речей в честь различных императоров и еще целиком неизданный богословский трактат “Сокровища Православия” ( θησαυρς ορθοδοξας), являющийся как бы продолжением “Паноплии” Евфимия Зигавина, основанный на изучении многочисленных писателей и имеющий целью опровержение целого ряда еретических заблуждений. К числу ярких фигур XII века в области культуры принадлежит также талантливый учитель и друг Михаила Акомината, “самый блестящий светоч византийского ученого мира со времени Михаила Пселла ,” 404 архиепископ Фессалоникийский (Солунский) Евстафий. Получив образование в Константинополе, он там же, в звании диакона при храме Святой Софии, был учителем красноречия и написал большую часть своих ученых работ; исторические труды и различные произведения были написаны им уже в Фессалонике. Дом Евстафия в столице был своего рода школой для молодых студентов. Он стал центром, где собирались лучшие умы столицы и молодые люди, стремящиеся к знаниям. 405 Будучи верховным пастырем во втором после столицы городе империи, Евстафий положил много сил на поднятие духовного и нравственного уровня современного ему монашества, чем нажил немало врагов среди монастырского духовенства. 406 С культурно-исторической точки зрения очень интересны его настойчивые обращения к монахам не расточать сокровища библиотек; по этому вопросу Евстафий в своем сочинении о монашестве пишет, например, следующее: “Увы мне! зачем в самом деле ты, неуч, будешь уподоблять монастырскую библиотеку твоей душе? И так как ты не обладаешь никакими знаниями, ты хочешь и библиотеку лишить научных средств? Позволь ей сохранить драгоценности. Придет после тебя или какой-либо знаток науки, или любитель ее, и первый, проведя некоторое время в библиотеках, сделается умнее прежнего; второй же, устыдившись полного невежества, при посредстве книжного обучения найдет желаемое.” 407 Умер Евстафий между 1192 и 1194 гг. Его ученик и друг, афинский митрополит Михаил Акоминат, почтил его монодией.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Отошел ко Господу Патриарх Сербский Ириней Белград, 20 ноября 2020 г. В пятницу, 20 ноября 2020 г., от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался Святейший Патриарх Сербский Ириней, сообщает официальный сайт Сербской Православной Церкви .      Будущий патриарх родился 28 августа 1930 года в селе Видова, в крещении получил имя Мирослав. Начальную школу окончил в родном селе. В 1951 году окончил Духовную семинарию им. Кирилла и Мефодия в Призрене. Затем окончил Богословский факультет Сербской Православной Церкви в Белграде, продолжил учебу в аспирантуре при Богословском факультете Афинского университета. В октябре 1959 года был пострижен Патриархом Сербским Германом в монашество в монастыре Раковица с именем Ириней. 24 октября 1959 года рукоположен в сан иеродиакона, 27 октября — в сан иеромонаха. С 1959 по 1968 год— преподаватель Призренской духовной семинарии. С 1969 года руководил монашеской школой Острожского монастыря. 1971—1974 годы — профессор и ректор Призренской семинарии. В мае 1974 года, избран викарным епископом Святейшего Патриарха Сербского, с титулом Моравичский, а 14 июля того же года была совершена его епископская хиротония. На заседании Священного Архиерейского Собора 21—28 мая 1975 года избран епископом Нишским. Настолован на трон Нишской епархии в Соборной церкви 15 июня того же года. 22 января 2010 года в Белграде, в первый день работы Архиерейского Собора Сербской Церкви, был избран новым патриархом Сербским 20 ноября 2020 г. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталья 20 ноября 2020, 17:31 Упокой Господи душу новоприставленного Патриарха Иринея. Вечная память,Вечная память,Вечная память Игорь 20 ноября 2020, 12:53 Вечная память ,Патриарху Иринею.Слава Богу за все!Вот мы еще осиротели на одного молитвеника . Вадим Борисов 20 ноября 2020, 11:47 Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, доброго брата нашего Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/135463.html

VI 48 Гегесий, хранитель завещания Феофраста V 57 Гегесилай, стратег в сражении при Мантичее II 54 Гегесий Пергамский, схоларх Новой академии, преемник Евандра, предшественник и учитель Карнеада IV 60 Гегесистрат, отец Демокрита IX 34 Гегий Афинский, один из душеприказчиков Платона III 43 Гедея, гетера, подруга Эпикура и Менодора Лампсакского X 7 Гекатей Абдерский, историк и философ-скептик, сопровождал Александра Великого, затем жил при дворе Птолемея I, написал историю северных стран, сочинение о Египте, ему же приписывается книга о Библии IX 69; см. Ук. ист. Гекатей Милетский, логограф кон. VI в., сочетавший в своих сочинениях географический, этнографический, исторический и мифологический интересы IX 1 Гекатон, стоик, ученик Панэтия, представитель средней Стои, писал главным образом об этике. См. Ук. ист. Гела, мать врача Павсания VIII 61 Гемон Хиосский, лицо неустановленное IV 34 Гераклид Лемб (перв. пол. II в.), жил при Птолемее VI, участвовал в политических посольствах, занимался историей литературы в традициях перипатетиков V 94; ср. Ук. ист. Гераклид Понтийский V 86–94; I 107; III 43; V 86, 90, 91, 93; VII 166; соим. V 94; ср. Ук. ист. Гераклид Понтийский, учитель грамматики в Риме при Клавдии и Нероне, ученик Дидима Халкентера, автор ученых стихов и комментариев V 93 Гераклид Тарсийский, стоик, ученик Антипатра Тарсийского, предшественник Панэтия. См. Ук. ист. Гераклид Эносский, ученик Платона, убил в 359 г. царя фракийских одрисов Котиса I вместе с братом Пифоном, за что получил золотой венок и афинское гражданство III 46 Гераклид, друг Ликона, возможно, скульптор V 71 Гераклид, скептик Пирроновой школы перв. пол. I в., учитель Энесидема IX 116 Гераклий, друг Ликона, упомянут в его завещании V 70 Гераклит ЭфecckuйIX 1–17; II 22; III 5, 8; VIII 91; IX 24, 28; X 8; соим. IX 17; ср. Ук. ист. Гераконт, считается отцом Гераклита IX 1 Гермарх, ученик, друг, наследник и преемник Эпикура в руководстве его школой, адресат писем учителя X 13, 15, 17–21, 24, 25; ср. Ук. ист.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

На протяжении этого периода неоднократно созывались Поместные соборы, главной целью которых было прекратить симонию (показательны собор 1565 г., созванный Патриархом Иоасафом II и собор 1572 г., созванный Патриархом Иеремией II Траносом). Тем не менее беспорядков во внутренней жизни Патриархии было немало. Борьба придворных партий духовенства, поддерживавших того или иного кандидата в Патриархи, была характерной чертой этого времени. Духовное образование. В османскую эпоху происходит резкий упадок духовного просвещения среди греков. Духовенство получало образование в общеобразовательных, а не в богословских школах. Постоянно действующих духовных школ в Константинопольском Патриархате в этот период не существовало. В 1712 – 1713 г. была основана богословская школа на о. Патмос во имя св. ап. Иоанна Богослова. Основателем ее был иеромонах Макарий. В XVIII в. она была самой лучшей на всем православном Востоке. Патмосская школа просуществовала до конца 1770-х гг., когда она была преобразована в простую общеобразовательную школу. В 1749 г. игуменом Ватопедского монастыря Неофитом была открыта Афонская Академия, просуществовавшая 8 лет. Греческое образование было несовершенным, так как не было приспособлено к современности. В 1837 г. был открыт богословский факультет при Афинском университете. В 1838 г. Патриарх Григорий VI (1835 – 1840) выпустил послание ко всем ставропигиальным монастырям патриархата, в котором предписывал открывать при этих монастырях школы для обучения священников. В результате мероприятия Григория VI значительно улучшили положение школьно-просветителького дела в Патриархате, упрочили его внутреннюю организацию. В 1844 г. по инициативе Патриарха Германа IV учреждается богословская школа на о. Халки с целью подготовки клириков. Впервые богословская школа здесь появилась еще при Патриархе Фотии (820 – 891), после завоевания Константинополя она прекратила свое существование. Герману IV удалось возродить эту школу. Официально она именовалась Богословской школой Великой Христовой Церкви. Срок обучения в ней составлял 8 лет (с 1885 г. – 7 лет). Первым ректором Халкинской школы стал архим. Константин Типалдос. Предметы в ней делились на богословские и общеобразовательные.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

19 Иллирик, или Иллирия – гористая область на Балканском полуострове, включающая большую часть Адриатического побережья. 20 Всенощное бдение (πανντσχιος αγρυπνα, или παννυχδα) – продолжающаяся всю ночь служба под Господские и Богородичные праздники, а также в канун памяти отдельных святых. 22 По свидетельству документов, которыми мы располагаем, монастырь наш на самом деле никогда не был в полной мере идиоритмическим. Неблагоприятные исторические обстоятельства отчасти расшатали общежительный уклад, но основные его черты сохранялись и в самые нелегкие времена. 25 В настоящее время глава преподобного помещается в Великой Лавре, а в келлии Скуртеев хранится лишь ее челюсть. – Изд. 26 Приснопамятный Никодим Агиорит был прославлен в лике святых Патриаршим указом от 31 мая 1955 г. – Изд. 27 Кораис, Адамантиос (1748–1833) – видный деятель греческого просвещения, один из создателей литературного новогреческого языка (кафаревусы). – Перев. 28 Выдающиеся ученые агиориты эпохи турецкого владычества. Первый их них, критянин, родился в Ираклеоне, обучался у себя на Крите и, вероятно, в Венеции. Затем служил иерокириксом (священнопроповедником), странствуя по Греции, укрепляя порабощенный народ и утверждая веру во времена, когда нехватка образованных священнослужителей сказывалась особенно остро. Написал ряд душеполезных сочинений, которые, по словам крупнейшего медиевиста Сафаса (†1914), были «единственным чтением пребывающих в рабстве эллинов». О нем и его деятельности с похвалой отзывались святые Косма Этолийский , Никодим Святогорец и митрополит Афинский Мелетий (1661–1714). Второй из Агапиев, по фамилии Леонардос, создал знаменитую школу в Димицане (где обучались будущие Патриарх Григорий V Константинопольский и митрополит Герман Патрасский), около года начальствовал над Евангельской школой в Смирне. В последний период жизни, уже будучи иереем, странствовал по разным областям порабощенной Греции, трудясь в качестве дидаскала и заводя многочисленные школы. Автор многих богословских сочинений, духовных песнопений и (совместно с Никодимом Святогорцем ) знаменитого труда «Во славу Отца, Сына и Святого Духа».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Следует отметить, что настоятельство в Афинах было важным этапом насыщенной биографии о. Антонина. Именно там он начал свою длительную и богатую по результатам ученую и миссионерскую деятельность на христианском Востоке. В Афинах о. Антонин, по представлению МИДа, получил сан архимандрита; само производство совершил 5 апреля 1853 г. председатель Священного Синода Элладской Церкви – митрополит Аттики Неофит. Перед отъездом из Афин в Константинополь, архим. Антонин удостаивается «за христианские добродетели, ученость и филэллинские чувства» награждения Командорским Крестом греческого Ордена Спасителя. Собранные им материалы вошли в обширную статью «Христианские древности Греции» 161 и монографию «О древних христианских надписях в Афинах». Афины стали для о. Антонина «бесплатной, долговременной и самой приятной школой изучения христианских древностей» 162 . В апреле 1860 г. архим. Антонин получил сообщение о переводе в Константинополь и в сентябре того же года прибыл в столицу Османской империи. Здесь он быстро установил близкие отношения с Вселенским Патриархом, высшим греческим духовенством и русским дипломатическим корпусом. Новому настоятелю было поручено заниматься болгаро-униатским вопросом, выполнять некоторые поручения Синода в связи со вступлением на Константинопольский престол Патриарха Софрония и изучать Синайский кодекс Библии . Наряду с этим о. Антонин изучал рукописи, памятники археологии и искусства, предпринимал научные экспедиции, и вскоре его имя стало одним из самых известных среди византологов. Архимандрит планировал построить новый посольский храм, открытый и доступный для православных жителей Константинополя, но не успел осуществить свой замысел. 1 сентября 1865 г. он простился с Царьградом в связи с назначением «следователем и временно заведующим Иерусалимской Духовной Миссии» 163 . Позднее архим. Антонин был избран почетным членом Императорского Православного Палестинского Общества, Императорского археологического общества, Одесского общества истории и древностей, Афинского археологического общества, Немецкого восточного археологического общества и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Следует отметить, что настоятельство в Афинах являлось важным этапом насыщенной биографии отца Антонина. Именно там он начал свою длительную и богатую результатами ученую и миссионерскую деятельность. В Афинах отец Антонин, по представлению МИДа, получил сан архимандрита; само производство совершил 5 апреля 1853 г. председатель Священного Синода Элладской Церкви митрополит Аттики Неофит. Уезжая из Афин в Константинополь, архимандрит Антонин «за христианские добродетели, ученость и филеллинские чувства» был награжден Командорским Крестом греческого Ордена Спасителя. Собранные им материалы вошли в обширную статью «Христианские древности Гpeцuu»[v] и монографию «О древних христианских надписях в Афинах». Афины стали для отца Антонина «бесплатной, долговременной и самой приятной школой изучения христианских дpebhocmeй»[vi]. В апреле 1860 г. архимандрит Антонин получил сообщение о переводе в Константинополь, и в сентябре того же года прибыл в столицу Османской империи. Здесь он быстро установил близкие отношения с Вселенским Патриархом, высшим греческим духовенством и русским дипломатическим корпусом. Новому настоятелю было поручено заниматься болгаро-униатским вопросом, выполнять некоторые поручения Синода в связи со вступлением на Константинопольский престол Патриарха Софрония и изучать Синайский кодекс Библии. Наряду с этим отец Антонин изучал рукописи, памятники археологии и искусства, организовывал научные экспедиции, и вскоре его имя стало одним из самых известных среди византологов. Архимандрит планировал построить новый посольский храм, открытый и доступный для православных жителей Константинополя, но не успел осуществить свой замысел. 1 сентября 1865 г. он простился с Царьградом в связи с назначением «следователем и временно заведующим Иерусалимской духовной миссии» [vii].Noздhee архимандрит Антонин был избран почетным членом Императорского православного Палестинского общества, Императорского археологического общества, Одесского общества истории и древностей, Афинского археологического общества, Немецкого восточного археологического общества и др.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591495/

Более всех других, Климента удовлетворил тот учитель, которого нашел он в Египте – «последний по порядку, но первый по силе, который, собирая, подобно сицилийской пчеле, цветы на лугу пророческом и апостольском, сообщал служителям чистое и неповрежденное знание» («Строматы»). Это был Пантен, наставник огласительного училища в Александрии, куда Климент прибыл около 180 года. Климент стал учеником и соработником Пантена. После кончины Пантена около 195 г., или даже раньше (когда последний покидал Александрию), Климент встал во главе училища. На этом посту он пробыл до 202 года, посвящая свои труды преподаванию и церковно-литературному творчеству. Среди его учеников были знаменитые – Ориген и св. Александр, епископ Каппадокийский, а потом Иерусалимский. Благодаря трудам Пантена и Климента, Александрийское огласительное училище стало серьезной и уважаемой богословской школой. В гонение Септимия Севера, в 202 году, Климент вынужден был покинуть Александрию и удалиться в Каппадокию, к своему ученику епископу Александру. В 211 году Климент посетил Антиохию. Еп. Александр снабдил его письмом к антиохийским христианам, где писал: «Сие писание посылаю вам, господа мои и братия, с Климентом, блаженным пресвитером (выделено – и. В.Ф.), мужем знаменитым и испытанным, которого и вы знаете, а теперь еще более узнаете; он когда, по строению и промышлению Господа, пришел сюда, утвердил и умножил Церковь Господню» (Цит. по «Конспекту по патрологии», ч. I, Джорданвилль, 1993 г., стр. 37). Основываясь на этом и других подобного рода источниках, можно предположить, что Климент был пресвитером, хотя единого мнения по этому вопросу не существует. Он мог быть назван пресвитером в смысле «старца-учителя». Скончался Климент около 215 года, так и не вернувшись в Египет. В мартирологе Усуарда (изданном со списка 864 года) имя Климента поставлено между святыми под 4 декабря (ст. ст.). Имя его некоторое время было в святцах Римской Церкви. Из памятников церковной письменности однозначно не следует, чтобы Восточная Церковь праздновала память Климента между святыми. Однако его сочинения и сама личность его пользовались всегда большим уважением в Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010