Александрийская школа возникла как кафедра платоновской философии при Александрийском риторическом уч-ще; ее 1-м главой был ученик Плутарха Афинского Гиерокл, к-рый ок. 420 г. начал преподавать здесь платоновскую философию. После него школу возглавил Гермий Александрийский, учившийся некоторое время вместе с Проклом у Сириана и т. о. перенесший в Александрию традицию афинского Н. Следующим диадохом стал сын Гермия Аммоний, выдающийся комментатор Аристотеля, составивший многотомные толкования на «Категории», «Метафизику», «Физику» и др. аристотелевские сочинения. Живя в городе, к-рый в течение неск. столетий был одним из важнейших центров христ. мира, и руководя при этом языческой философской школой, существующей за счет городского бюджета, Аммоний был вынужден идти на определенные компромиссы с христ. властями, в число которых входил, по-видимому, отказ от преподавания религ. содержания Н., а также был обязан ограничиваться изложением учений, не вступающих в противоречие с христ. доктриной. В результате Александрийская школа ограничилась почти исключительно изучением философии Аристотеля и толкованием его произведений. Главной целью александрийских комментаторов было показать, что учение Аристотеля, к-рого они именовали не иначе как «гениальный» (δαιμνιος), только по видимости отличается от учения «божественного» (θεος) Платона и при внимательном чтении обнаруживает полное согласие с ним. Лекции Аммония посещали как язычники, так и христиане. Среди его слушателей были Олимпиодор, Асклепий, Иоанн Филопон , Симпликий и Дамаский. Олимпиодор (ум. ок. 564) стал последним язычником, возглавлявшим Александрийскую школу. После его смерти ею руководили уже христиане: Элий, Давид и Стефан. Последний в 610 г. переехал из Александрии в К-поль, сделавшись преподавателем имп. Академии. Но и после закрытия школы в Александрии философия Н. долго продолжала определять интеллектуальную жизнь Вост. и Зап. Римской империи. Основные философские положения Первые начала. Центральной проблемой Н., как и любой монистической системы, в рамках к-рой мир признается произведением одной божественной причины, является объяснение происхождения множества из простого единства.

http://pravenc.ru/text/2564948.html

Небольшая группа храмов, расположенных преимущественно вокруг крепости Майна, связана с элладской архитектурной школой и выделяется высоким качеством постройки. Местные строители, особенно в комниновский период, следовали элладскому зодчеству в вопросах типологии и композиции, в технологии строительства, в устройстве арок и сводов, в оформлении фасадов. Среди выразительных средств, неск. упрощенных по сравнению с утонченными архитектурными формами памятников Юж. Греции XII в.,- смешанная плинфяно-каменная кладка т. н. типа «клуазоне» и керамопластический декор. Возможно, формирование упрощенного варианта купола афинского типа с 4 окнами на главных осях и с 4 глухими нишами по диагоналям, к-рый впосл. получил широкое распространение, следует приписать местным мастерам. Др. местной особенностью, не вышедшей за пределы полуострова, стало размещение мраморных балок в пятах сводов арок, поддерживающих купол, которое имело гл. обр. декоративную функцию. В ряде храмов типа вписанного креста свод зап. рукава креста непрерывно продолжается в центральной части нартекса, подчеркивая продольную ось здания. Церковь великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона в Вамваке. 1075 г. Церковь великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона в Вамваке. 1075 г. Храм Агиос-Стратигос в Ано-Буларии, типа вписанного креста, с 2 колоннами и нартексом, был построен, вероятно, в нач. XI в., о чем можно судить по использованию кладки «клуазоне», в которой тесаные камни переложены плинфой, а куски кирпичей образуют буквы и геометрические мотивы на стыках. Позднее, возможно в кон. XII в., с зап. стороны нартекса был пристроен портик. К этому же времени относится первоначальный слой фресок, к-рый сохранился в алтаре, наосе и части нартекса. Внутреннюю декорацию дополняют обильно украшенные мраморные легели и темплон. В ц. великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона в Вамваке в надписи на зап. легеле указана дата сооружения постройки - 1075 г., что делает этот храм ключевым для исследования эволюции зодчества М. Разнообразие и полихромность в оформлении окон и барабана купола (не имеющие прямых аналогов в регионе), использование прорезных кирпичей в качестве декора, кладка плинфой арок лицевой стороны сводчатых конструкций обнаруживают присутствие опытной строительной артели, знакомой с архитектурными тенденциями Юж. Греции.

http://pravenc.ru/text/2561832.html

Архив Пн Состоялась защита дипломных работ Иконописной школы при Московской духовной академии 5 июня 2008 г. 16:06 3 июня в  Московской духовной академии под председательством заведующего Иконописной школой игумена Луки (Головкова) прошли защиты дипломных работ выпускников Иконописной школы. К. Бамбиза успешно защитила работу «икона святителя Филарета митрополита Московского с житием», которую она писала под руководством преподавателя Е.А. Белобородовой. Под руководством того же педагога была написана представленная на защиту и успешно защищенная В. Брянской работа «Преподобный Сергий Радонежский с житием». П. Громов представил работу, успешно им защищенную, «святой Иоанн Предтеча с житием»; научный руководитель — преподаватель А.Н. Солдатов. «Постовой покров на раку преподобного Сергия» представили и защитили сразу три выпускницы отделения лицевого шитья Иконописной школы — М. Арапова, Е. Даниленко и С. Ионова. Выпускница прошлого года Н. Погребняк защитила работу «Пелена Владимирская». Последняя работа была защищена М. Севастианик, представившая «Пелену Деисус». Руководителем всех этих работ выступала преподаватель М.В. Бирюкова. Патриархия.ru/ Московская духовная академия Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 . Вся служба по Триоди. На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть – после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть – после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных – кондак «Душе моя...». Блаженны читаются. 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/416742.htm...

Ареопагитики — наиболее известное собрание христианских псевдоэпиграфов, состоящее из четырех трактатов и десяти посланий и подписанное именем ученика апостола Павла Дионисия Ареопагита . Прот.  Георгий Флоровский назвал его одним из «самых загадочных памятников христианской древности» 14 . Об Ареопагитиках не сохранилось упоминаний раньше VI в. Кроме того, согласно мнению ряда исследователей, их неизвестный автор владеет терминами Четвертого Вселенского Собора, знает о возникшей лишь в IV в. организации монашеской жизни и элементах богослужения, появившихся позже апостольского века, показывает осведомленность о сочинениях неоплатоников, например, Прокла, который умер в 485 г. Сборник появился, таким образом, на рубеже V и VI в. Ученые предприняли множество попыток установить имя автора. Вследствие его знакомства с антиохийской литургией и афинским неоплатонизмом многие считают, что это некий сирийский монах, связанный с Афинской школой, что и определило выбор им псевдонима 15 . Вместе с тем, историческое значение «Ареопагитик» огромно. Они пользовались высоким авторитетом и оказали существенное влияние на развитие богословской мысли. В их подлинности до появления филологической критики мало кто сомневался, что обусловлено высокими достоинствами памятника 16 . Псевдоэпиграфы неправославных авторов Частым явлением в христианской традиции было приписывание произведений неправославных и раскольнических авторов их более благонадежным современникам. Так тексты Новациана, римского раскольника середины III в., основателя одноименной секты, сохранились как труды его противника, борца с расколом, сщмч. Киприана Карфагенского . Были они обозначены также именем Тертуллиана , хотя также неправославного автора, но все же более авторитетного христианского писателя, к которому к тому же свт. Киприан относился с особенным почтением. С именем Анфима Никомедийского, мученика, пострадавшего при Диоклетиане 17 , в заголовках сохранились произведения Маркелла Анкирского, епископа, осужденного в IV в. за свое близкое к монархианскому учение. Известный арианин Астерий Софист превратился в надписаниях в Астерия Амасийского , а хотя и не осужденный, но непоследовательный Василий Анкирский — в свт. Василия Великого . В последнем случае дополнительной причиной смешения имен могло послужить наличие трактата Анкирского епископа «О девстве» в архиве свт. Василия. В корпусе творений свт. Василия оказались также сочинения Дидима Слепца , великого схоларха Александрийского училища, и Евагрия Понтийского , знаменитого аскетического писателя. Оба они были осуждены за оригенизм на Пятом Вселенском Соборе 18 .

http://azbyka.ru/psevdoepigrafy

В 1904 году на острове Эгине он из развалин восстанавливает старый монастырь, дабы поместить в нем некоторых из своих духовных дочерей. Четыре года спустя он оставляет руководство школой и окончательно обосновывается на Эгине, распределяя время между богослужением, составлением своих трудов, руководством монахинями и суровыми физическими работами. Вечерами, усаживаясь под сосной в монастырском дворике, он, как в кругу семьи, беседует со своими духовными дочерьми. «Однажды мы попросили батюшку объяснить нам, как творения, лишенные разума и голоса, — солнце, луна, звезды, свет, воды, огонь, море, горы — все, кого псалмопевец призывает славить Господа, как они могут делать это. Святой ничего не ответил. Несколькими днями позднее, за одной из вечерних бесед под сосной, он сказал нам: «Вы несколько дней назад просили меня объяснить, как прославляет Господа тварь. Так вот, прислушайтесь к ней». И мы внезапно оказались в преображенном мире, где отчетливо слышали каждое творение Божие, поющее песнь Господу на свой лад». Когда Нектарий служил, он брал себе в помощь монахинь, рукоположенных им в иподиакониссы, которые подносили ему поручи и епитрахиль. Нововведение было неслыханным, и министерство культов отказывается признать новую общину. Нектарий не протестует. Он повинуется особым знакам, точно указывающим ему путь. Молитва заменяет ему сон. Он не видит снов, он видит реальность, но подобно не противопоставляет видимое и невидимое. В 1920 году за несколько месяцев до смерти Нектария с ним встретился будущий патриарх — приехал на Эгину, чтобы повидать его. Нектарий был уже болен, и монахини, рассказывал мне Афинагор, заботились о нем как родные. В окружении архиепископа Афинского о Нектарии говорили только хорошее. Но святые часто опрокидывают готовые представления о них. «Я увидел человека бесконечной доброты, преисполненного мира и молитвы», — вспоминает патриарх. Беседа была короткой из–за болезни Нектария. Но Афинагор получает его благословение. 20 сентября 1920 года после нескольких недель страданий Нектарий умер в Афинской больнице, в палате для неизлечимых и бедняков. Одиннадцать часов те- . ло оставалось в палате и наполнилось благоуханием. Перед тем, как обмыть, с тела сняли старую вязаную t фуфайку и положили на соседнюю кровать. Это была , кровать паралитика, и паралитик встал, пошел и вое-. славил Бога. С этого момента Нектарий постоянно, является больным, зачастую и тем, кто о нем никогда не слышал. Одетый в простой подрясник, он дает советы и исцеляет. «Меня зовут Нектарий Эгинский», — говорит он. Его могила обрушилась, и тело было обнаружено нетленным. Тремя годами позднее медик–позитивист исследовал это тело в новой гробнице, мрамор которой исключал всякое «геологическое» объяснение; он нашел это тело не только нетленным, но и мягким, лишенным какой бы то ни было трупной ригидности. На этой гробнице совершаются исцеления.

http://pravbiblioteka.ru/book_author/nek...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ириней (Гаврилович), патриарх Сербский. Фотография. 2010 г. [серб. Upuhej] (Гаврилович Мирослав; 28.08.1930, с. Видова близ г. Чачак - 20. 11. 2020, Белград), архиеп. Печский, митр. Белградский, Патриарх Сербский с 2010 г. В родном селе окончил начальную школу, гимназию в г. Чачак, в 1951 г.- богословию (семинарию) в Призрене, затем Белградский Богословский фак-т . После службы в армии преподавал в Призренской богословии. 24 окт. 1959 г. в мон-ре Раковица Патриархом Сербским Германом (Джоричем) пострижен в монашество, а 27 окт. в ц. Рождества Пресв. Богородицы (Ружица) в Белграде рукоположен во иерея. В 1962-1963 гг. окончил аспирантуру богословского фак-та Афинского ун-та. В 1969 г. назначен управляющим Монашеской школой в мон-ре Острог , в 1971 г.- ректором Призренской семинарии. В 1974 г. избран викарным епископом Патриарха Сербского Германа, 14 июля хиротонисан во епископа Моравичского. На Архиерейском соборе, проходившем с 21 по 28 мая 1975 г., И. был избран на кафедру Нишской епархии . 15 июня взошел на кафедру. Во время управления И. епархией, в к-рой за 120 лет не было построено ни одного храма, только в Нише было возведено 5 церквей. В 1998 г., после 50-летнего перерыва, И. возобновил традицию совершения крестного хода в день Св. Духа, престольного праздника кафедрального собора Ниша. Заботился об улучшении преподавания вероучения в различных школах, развивал издательскую деятельность. После начала военного конфликта в Косово и Метохии в сер. 90-х гг. ХХ в. предоставил преподавателям и учащимся Призренской богословии возможности для продолжения учебного процесса в Нише. Был инициатором решения Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви (СПЦ) (май 2007) об открытии при Нишском ун-те богословского фак-та. На Архиерейском Соборе СПЦ 22 янв. 2010 г. из 3 кандидатов жребием был избран на Сербский Патриарший трон. 23 янв. состоялась его интронизация в Соборной ц. архангелов в Белграде, а 3 окт.- в Печской Патриархии .

http://pravenc.ru/text/673997.html

Архив Пн Епископ Нишский Ириней избран на Сербский Патриарший престол 22 января 2010 г. 17:11 Новым Патриархом Сербским избран епископ Нишский Ириней, сообщил корреспонденту «Интерфакс-Религия» в пятницу, 22 января, источник в Архиерейском Соборе Сербской Православной Церкви . Выборы проходили на заседании Архиерейского Собора в Белграде  в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом Сербской Православной Церкви . Вначале архиереи-члены Собора тайным голосованием определили трех кандидатов (в числе которых были также Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Черногорский Амфилохий и епископ Бачский Ириней). Затем из их числа посредством жребия был избран Патриарх. Справка (по материалам портала «Православие и мир» ) Епископ Нишский Ириней, в миру Мирослав Гаврилович, родился 28 августа 1930 года в селе Видова под городом Чачак. Получил начальное образование в родном селе, после чего окончил гимназию в Чачаке. По выпуске из гимназии окончил духовную семинарию в Призрене, а затем богословский факультет Белградского университета. По окончании университета служил в армии. По завершении военной службы был назначен преподавателем в Призренскую семинарию. Перед вступлением в должность, в октябре 1959 года, принял монашеский постриг от Святейшего Патриарха Сербского Германа в монастыре Раковица с наречением имени Ириней. В день святой Параскевы, 27 октября того же года, был рукоположен во иеромонаха в Ружицком храме под Калемегданом. Продолжил обучение в аспирантуре при богословском факультете Афинского университета. В 1969 году назначен заведующим монашеской школой Острожского монастыря; затем был назначен ректором Призренской семинарии. В 1974 году избран епископом Моравичским, викарием Святейшего Патриарха Сербского. На кафедре с 14 июля 1974 года. С 1975 года  — епископ Нишский. Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/1046527.ht...

Время написания «А.» устанавливалось Й. Штигльмайром (1895) на основе следующих соображений: сборник появился после Халкид. Собора (451), после включения Символа веры в Литургию верных  Петром Гнафевсом , Патриархом Антиохийским (476), и после  Энотикона  имп.  Зинона  Исавра (482) и не позже цитирующих его авторов Севира Антиохийского (до 528) и  Андрея Кесарийского . В совр. лит-ре прослеживается тенденция критического отношения к любому terminus post quem, так что единственным реальным хронологическим ориентиром остается близость «А.» по времени к первому цитирующему его автору (Rorem, Lamoraux. P. 9–10). В многочисленных исследованиях, посвященных «А.», делались попытки идентифицировать его автора с разными церковными деятелями или представителями философской мысли со II по VI в., а именно с учителем Плотина и Оригена Аммонием Саккасом (E. Elorduy, 1944), исп.  Дионисием I Великим , Патриархом Александрийским (III в.) ( К. Скворцов , 1871; Μητρ. Αθεναγρας, 1932), неким учеником свт. Василия Великого (C. Pera, 1936),  Аполлинарием  (младшим) Лаодикийским (Cave, 1720),  Синесием Киренским  (S. Scime, 1953),  Петром Ивером  (Ш. И. Нуцубидзе, 1942; E. Honigmann, 1952), Петром Гнафевсом, Патриархом Антиохийским (U. Riedinger, 1958), Дионисием Газским (G. Crüger, 1899), Севиром Антиохийским (J. Stiglmayr, 1928), Иоанном Скифопольским (J. M. Hornus, 1954) и его другом  Сергием Решайнским  (I. Hausherr, 1936; Balthazar, 1940),  Стефаном бар Судаили  (A. L. Frothingham, 1886), Гераиском, к-рый был другом и учеником Дамаския, или самим Дамаскием (cp.: Hamhaway. 1969). Совр. исследователи, в т. ч. правосл., пришли к заключению, что установить авторство не представляется возможным (прот. Георгий  Флоровский , П. Христу, иером. Александр (Голицын)). В наст. время акцент переместился с поисков автора, не приведших к отождествлению с к.-л. известным историческим лицом, на конструктивный анализ содержания «А.». Мысль значительного числа ученых склоняется к тому, что автор «А.» был монахом сир. происхождения, как показывает его знакомство с антиохийской литургией, тесно связанным с  Афинской школой  платонизма времен Прокла, к-рого автор «А.», во всяком случае, внимательно читал, и Дамаскием, к-рый мог быть знаком с входящими в «А.» сочинениями (см.: Шичалин. 1999. С. 17, 18, 23).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Закрыть itemscope itemtype="" > Скончался Патриарх Сербский Ириней Предстоятель Сербской Православной Церкви, проходивший лечение от COVID-19 в военном госпитале, отошёл ко Господу на 91-м году жизни 20.11.2020 1236 Сегодня утром в возрасте 90 лет от осложнений, вызванных коронавирусом, скончался Патриарх Сербский Ириней. Об этом сообщил президент Сербии Александар Вучич на своей странице в Instagram, передаёт ТАСС. «Для меня было честью знать вас. Такие, как вы, никогда не уходят», - написал Вучич под траурным фото Предстоятеля Сербской Православной Церкви. 4 ноября Патриарх Сербский Ириней получил положительный тест на коронавирус . 15 ноября состояние Предстоятеля Сербской Церкви несколько осложнилось , но было стабилизировано медиками. 19 ноября состояние Патриарха Иринея резко ухудшилось, и врачи подключили его к аппаратам поддержания работы жизненно важных органов, передаёт СПЖ. СМИ ошибочно сообщили о его смерти ещё вчера. Святейший Патриарх Сербский Ириней, Митрополит Белградо-Карловацкий, родился 28 августа 1930 г. в селе Видова под городом Чачак. Получил начальное образование в родном селе, после чего окончил гимназию в Чачаке. По выпуске из гимназии окончил духовную семинарию в Призрене, а затем богословский факультет Белградского университета. По окончании университета служил в армии. По завершении военной службы был назначен преподавателем в Призренскую семинарию. Перед вступлением в должность, в октябре 1959 г., принял монашеский постриг от Святейшего Патриарха Сербского Германа в монастыре Раковица с наречением имени Ириней. В день святой Параскевы, 27 октября того же года, был рукоположен во иеромонаха в Ружицком храме под Калемегданом. Продолжил обучение в аспирантуре при богословском факультете Афинского университета. В 1969 г. назначен заведующим монашеской школой Острожского монастыря; затем был назначен ректором Призренской семинарии. В 1974 г. избран епископом Моравичским, викарием Святейшего Патриарха Сербского. На кафедре с 14 июля 1974 г. С 1975 г. — епископ Нишский.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/20/sk...

Scime, 1953), Петром Ивером (Ш. И. Нуцубидзе, 1942; E. Honigmann, 1952), Петром Гнафевсом, Патриархом Антиохийским (U. Riedinger, 1958), Дионисием Газским (G. Crüger, 1899), Севиром Антиохийским (J. Stiglmayr, 1928), Иоанном Скифопольским (J. M. Hornus, 1954) и его другом Сергием Решайнским (I. Hausherr, 1936; Balthazar, 1940), Стефаном бар Судаили (A. L. Frothingham, 1886), Гераиском, к-рый был другом и учеником Дамаския, или самим Дамаскием (ср.: Hathaway. 1969). Совр. исследователи, в т. ч. правосл., пришли к заключению, что установить авторство не представляется возможным (прот. Георгий Флоровский , П. Христу, иером. Александр (Голицын)). В наст. время акцент переместился с поисков автора, не приведших к отождествлению с к.-л. известным историческим лицом, на конструктивный анализ содержания «А.». Мысль значительного числа ученых склоняется к тому, что автор «А.» был монахом сир. происхождения, как показывает его знакомство с антиохийской литургией, тесно связанным с Афинской школой платонизма времен Прокла, к-рого автор «А.», во всяком случае, внимательно читал, и Дамаскием, к-рый мог быть знаком с входящими в «А.» сочинениями (см.: Шичалин. 1999. С. 17, 18, 23). Значение псевдонима в том, что неизвестный автор V-VI вв., вероятнее всего обязанный Афинам своим образованием, пытается обосновать с христ. т. зр. позднеплатоническую философскую традицию, выдавая себя за Дионисия Ареопагита, афинского аристократа, ученика ап. Павла. Философские установки автора, подкрепленные авторитетом апостольского века, были приняты христианами, а его пример стал убедительным и для язычников, к-рые при обращении в христианство не оказывались обязанными окончательно порывать с совр. им философской мыслью. Результат ареопагитского синтеза оказался столь значителен, что и на Востоке и на Западе «А.» становятся одним из самых авторитетных текстов как у богословов, так и у философов. Идентификации автора «А.» с тем или иным лицом, оставшиеся недоказанными, иногда позволяли выявить характерные идейные взаимосвязи «А.» с др.

http://pravenc.ru/text/ Ареопагитик ...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010