В сем году, когда Диоген взял Клавдиополь, лежащий на равнине, между двумя горами, исавры не вытерпели, сошли с Тавра и до того осаждали Диогена, что чуть было он не потерял войска своего от меча и голода. Но Иоанн Кирт, проникши сквозь теснины Тавра, и схвативши сторожевой полк неожиданно напал на осаждающих, и, так как в тоже время и Диоген сделал вылазку, то при этом епископ Конон получил рану, от которой вскоре скончался. Это была вторая и величайшая победа римлян. В том же году Замасф, сын персидского царя Пероза, изгнал Кавада и правил Персидским царством четыре года. л. м. 5987, Р. Х. 487. Первый год епископства Мартирия в Иерусалиме. В сем году некто Лонгин, по прозванию Селинунций, живя в Антиохии Исаврийской, лежащей на высочайшей горе, при полуденном море, подвез исаврийцам на многих судах жизненные припасы; в этих неприступных местах жили магистр Лонгин и Афинодор. Император, соскучивши продолжительностью войны, открылся епископу Евфимию, что он желает мира, и приказал ему собрать пребывающих временно в столице епископов, будто бы они пришли умолять его за исавров. Евфимий передал эту тайну патрикию Иоанну, тестю Афинодора, начальника восстания; тот немедленно объявил это царю, что и возбудило в нем непримиримую вражду против Евфимия, которому он и без того приписывал уже все злоумышления исавров. Враги Евфимия поручили кому-то поразить его мечом в голову пред храмом Мартирия; но синдик церкви, Павел, бывший выше Евфимия целыми плечами, принял в голову удар, и тем отвратил от него опасность, а злодея заколол кинжалом. И в другой раз также пытались было убить Евфимия при спуске с одной горы, но он, переодевшись в простое платье, спасся бегством. Затем император Анастасий силою отнял у Евфимия свое письменное вероисповедание, данное ему. л. м. 5988, Р. Х. 488. Первый год правления персидского царя Кавада. В сем году Иоанн Скиф, после продолжительной осады, взял, наконец, Лонгина, бывшего магистра, Лонгина Селинунтского, Афинодора и прочих бунтовщиков, и, отрубивши им головы, отправил оные к императору Анастасию в Византию.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

В нижеследующем изучении самых проповедей читатель найдет наши соображения и доводы, на которых мы думаем основать свое мнение. Совсем другое явление представляет учительство третьего века на Западе. В произведениях Киприана, этого законодателя церковно-религиозной жизни и христианского учительства западной Церкви III века, а равно и в произведениях Арнобия и Лактанция , хотя не бывших проповедниками, но имевших, без всякого сомнения, большое влияние на ход и характер латинской проповеди, мы видим прежде всего не что иное, как именно воздействие античной риторики в её лучшем виде и смысле и полное отсутствие каких бы то ни было признаков и следов профитии. Если не все, то главные внешние достоинства и красоты речи Киприана проистекают не из религиозно-субъективных источников, не ими обусловливаются, а происходят именно из внешнего риторического образования. Замечательно стройная и правильная внешняя структура его трактатов, риторические красоты слога и языка, на сколько они оказывались уместными в церковной учительной речи, именно здесь, во внешнем риторическом образовании, находят себе объяснение. Таким образом православный Христианский Запад и в III веке не знал профитии, как не знал её во втором веке, если не считать за профитию неподдельный пафос и искреннюю энтузиастическую горячность и запальчивость речей Тертуллиана . § 55. Св. Григорий Чудотворец (211–210 г.) 232 Молодой Неокесариец, сын богатых родителей – язычников, по имени Феодор, вместе с братом своим Афинодором, после первоначального образования в своем отечественном городе и столь обычного в то время peregrinatio academica по центрам учености (между дрочим посетив и Александрию, славившуюся философией и медициной), намеревался отправиться в Бейрут, чтобы изучать право в тамошней знаменитой юридической школе и затем посвятить себя адвокатуре или вообще гражданской юридической службе. На пути, в Кесарии Палестинской, они встретились с урожденцем Кесарии Каппадокийской, Фирмилианом, и от него узнали, что в Кесарии Палестинской живет и учительствует великий наставник христианский, имя которого гремело по всему Востоку – Ориген .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Сам же Ориген присно в писаниих поучашеся, и не точию прочиташе писание, но и глубины испытоваше всякой часто. Вопрошаше отца своего, отец же его приходя открываше его спяща, и целоваше его по персех, яко жилище Святаго Духа мнев быти. И благодаряше Бога, родити ему сподоблша таково чадо, егда же скончавшуся отцу его по Христе, оста Ориген сир, и нищ, и прият его в Александрии некая жена богата во сына место; егда же бывшу ему 18 лет, поставиша его учителя оглашенным и мучимым тогда Христа ради, и подвизаше их на терпение и на смерть последоваше, и их утешаше многажды. Злые человеци подвигошася на гнев, еже умучити, зане подвизаше мученика на благодушие, помощью же божией избавлен бысть, зане же бе премудр зело, и добродетелен, сотвори же многа лета во единой ризе, и не обувен ходя, ни вина пия, ни пищи бесчисленныя ядый, сказоваше же и толковаше книги Еврейския, бе бо зело научен словесем их. Потом же Ориген прииде в Кесарию Палестинскую и от многих стран, великий Григорие чудотворец , и брат его Афинодор, тогда же, и Амфригиан списатель бе, с ними, и Фирмилиан, отвратиж словесна мужа Амвросия о ереси Уалентовы, и Мариановы, в Кесарии же ему сущу. Принуди его Амвросий столковати божественные писания, пристави ему 7 скорописцев, и иныя доброписца. И требования им подавая доволна и за 18 лет все Божественное писание истолкова книг 6000 написа принуждением Амвросиевым, его же и поминат Ориген , о священный Богу, рече, Амвросие любяй Божие словеса. Толикоже изнурил своим тщанием, аки в мале не умретими, по нужде естества, ни в нощи бо, ни во дни не оставляше еже почити ми. Таков же Ориген славен сый в премудрости, но не до конца пребысть неугасима слава его, превознесебося мыслию, и на свою премудрость упова погрешил, не восхоте последовати повелению святых отец, и падеся падением страшным. Еже бысть многим соблазненно. Не помянув убо Соломона глаголюща. Сыне не тщися творити книги многия, и не износи словес от лица Божия, яко Бог на небеси выспр, ты же на земли низу. Сего ради да будут словеса твоя мала.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/origen-...

Сочинения Чудотворца, известные ныне 572 1) Символ веры, чудесный по происхождению. В 240 г., когда пред принятием епископского звания Григорий занимался в уединении изучением догматов веры, явился ему старец почтенный в сопровождении жены, блиставшей светом небесным, и по воле сей жены (это была Богоматерь, и старец Апостол Иоанн Богослов) преподал ему изложение христианской веры. Григорий передал потом сей символ для неокессарийской Церкви своей. – Св. Григорий нисский , рассказав о таком происхождении символа, прибавляет: «если кто хочет увериться в этом, пусть выслушает Церковь , в которой он проповедовал и в которой доныне хранится подлинник, писанный блаженной рукой». 573 Бл. Макрина, бабка Василия В. и Григория нисского , слушавшая самого чудотворца, принесла символ его в Каппадокию и учила по нем внуков. 574 Григорий Богослов также руководствовался этим символом. 575 Руфин поместил его в своем переводе Евсевеевой истории. 576 И пятый вселенский Собор одобрял его. 577 Символ Григория один из самых драгоценных остатков древности. Он не пространен: но заключает точное учение о трех лицах Божества, о их единосущии, о их личных качествах, о их действиях по отношению к человеку. Он вполне достоин точного изучения. «Един Бог Отец Слова живого, премудрости самосущей и силы... Един Господь, единый от единого, Бог от Бога, выражение и образ Божества слово действенное, мудрость содержащая состав всего и сила творческая для всего творения... и Един Дух Св., коего бытие от Бога (Εκ Θε την υπαρξιν εχων), посредством Сына явившийся т.е. людям, образ Сына совершенный совершенного, жизнь, причина живущего, святыня подающая освящение... Троица совершенная славой, вечностью и царством неразделяемая 578 и пр. 2) Каноническое послание писано было чудотворцем тогда, как Борейцы и Готфы сделали нападение на Понт, о чем говорится особенно в 5 правиле. Это было при Валериане и Галлиэне, когда упомянутые народы опустошили всю малую Азию и Грецию. 579 Во время этого нападения многие из Христиан подверглись разным проступкам. По сему случаю «священнейший Папа» Понта Епископ Афинодор, брат св. Чудотворца 580 просил у св. Григория совета, как поступить с согрешившими. Св. Григорий послал (в 262 г.) правила и в тоже время писал, что посылает к Епископу Евфросину, который может указать, кого по правилу (τπος), существующему в неокессарийской Церкви, можно простить и кого подвергнуть церковному отлучению.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

576 Руфин в своей истории 2, 23: тот же символ написан в латин. псалтири Карла в. (Lamb. comm. 3. p. 266.) 578 Лучшее издание греч. текста с переводом Руфина и другого неизвестного У Гана: Bibliothek. d. Symbole, Breslau 1842. Русский перевод в Христ. чт. 1821. и при книге: «правосл. исповедание веры» М. 1830 перевод не во всем точный. 579 Зосима Hist. lib. 1 p. 25 ed. Oxon. 1679. Августин Ер. ad Hesichium. Орозий Hism. lib. 7 c. 22 Созом. H. E. 2. 12. Зосима: «Борейцы (Βορανοι)и Готфы и Карпяне и Уругунды (все эти народы живут около Дуная), не оставив ни одной части Италии или Иллирии недоступной, разделили по себе и всем завладели, так как никто не противоборствовал. Борейцы не отважились и на переход в Азию». Далее те же Борейцы называются Скифами и говорится, что прежде правление было наследственное. Понятно, что дело идет о славянах прикарпатских и северных. Св. Григорий: «все единогласно говорят, что варвары, напавшие на наши страны, не приносили жертв идольских». Это опять черта Славян, у которых не было храмов с идолами. Сл. Оригена cont. Celsum 7, 62. 580 В послании тот, кому писано послание, не назван по имени: но видно, что оно писано к предстоятелю Понтской церкви и сей назван священнейшим Папой. Поскольку сие наименование в первые века давалось Епископам, заслужившим уважение по личным качествам; как напр. Римская церковь называет св. Киприана (Benedictus Рара, beatissimus atque glorissimus Рара), или Иероним в письме к бл. Августину: Domino vere sancto et beatissimo Papae Augustino; a Епископом Понта в сие время был св. Афинодор, – брат чудотворца: то отселе видно, что каноническое послание писано к сему Епископу. 581 Зонара объяснял только 10 правил, то же у Аристена; столько же в 8 списках Бодлеевой Б-ки. (Reliquiae S. ed. Ruth. Т. 2 p. 459), в Флорентийском списке у Бандини (Catal. Bibl. Fiorent. p. 468). Вальсамон объяснял правило о степенях; Властар считал 12 правил, как и в нашей книге правил С.-Пб. 1839: но только потому, что первое правило разделили на два. Что касается степеней покаяния, упоминаемых в последнем правиле: то Наталис Александр (Diss. 18, 111) справедливо заметил, что те же степени упоминаются в 7, 8 и 9 правилах; но слов: αχν δ φησι не нужно ни изменять так: χν δ φημι, как изменял Наталис, ни видеть в них указание на слова Василия в. (ad Amphiloch can. 75), как хотят видеть Гардуин, Галланд, Руф; в Русском переводе справедливо поняты они: «правило глаголет»; Св. Григорий и выше (пр. 5) сказал о правиле τυπος; неокессарийской церкви сл. пр. 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Когда окончилось гонение, Григорий возвратился на свою кафедру и, собрав паству свою, стал снова водворять нарушенный порядок. Прежде всего он установил праздновать память святых мучеников, пострадавших во время бывшего гонения. Слава Христова распространялась, а бесовское многобожие погибало стараниями святого Григория, который не оставлял благовествования Христова до самой кончины своей, учением и чудотворениями приводя к Богу жителей Неокесарии и окрестностей ее, — и привел ее к истинной вере, от жертв идольских очистил, бескровною жертвою освятил. На закате дней своих он, вместе с братом своим Афинодором, епископом Понта, присутствовал на соборе против Павла Самосатского. Наконец, достигнув глубокой старости, приблизился он к блаженной кончине. При кончине своей, спросил он предстоявших: — Сколько еще неверующих в Неокесарии? Ему отвечали: — Только семнадцать держатся идолопоклонения, весь же город верует во Христа. Святой сказал: — Когда я пришел в Неокесарию на епископство, я столько же нашел христиан — семнадцать всего, а весь город был бесовский: ныне же, при отшествии моем к Богу, остается столько неверных, сколько вначале нашлось верных, весь же город Христов. Сказав это, он предал душу свою в руки Богу Так богоугодно провел жизнь свою святой Григорий чудотворец Неокесарийский, и благочестиво скончался. Его святыми молитвами да подаст Господь и нам принять добрую кончину. Аминь. Тропарь, глас 8: В молитвах бодрствуя, чудес деланьми претерпевая, тезоимение стяжал еси исправления: но молися Христу Богу, отче Григорие, просветити души наша, да не когда уснем в смерть. Кондак, глас 2: Чудес многих прием действо, знаменьми ужасными демоны устрашил еси, и недуги отгнал еси человеческия всемудре Григорие: чудотворец же именуешися, звание от дел прием. Житие преподобного отца нашего Никона, игумена Радонежского Преподобный Никон родился в городе Юрьеве Польском недалеко от обители преподобного Сергия. Он происходил от благочестивых родителей и с юного возраста был воспитан в богопочтении. Еще в ранней молодости он слышал об Ангельской жизни преподобного Сергия, подвизавшегося с братиею в своей обители близ города Радонежа Подвиги преподобного Сергия, слава о которых далеко распространялась, приводили в умиление душу Никона, и сердце его горело желанием видеть сего святого мужа и подражать ему в жизни. С сокрушением сердечным и проливая обильные слезы, Никон горячо молил Господа Бога:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Он приобрел здесь новых учеников и друзей. Фирмилиан, епископ Кесарии Каппадокийской, иногда призывал его в свои области, а иногда и сам отправлялся к нему в Палестину и проживал у него для усовершенствования в знании предметов Божественных. Ему внимали иерусалимский епископ Александр и кесарийский епископ Феоктист, и ему одному как учителю поручали изъяснение божественного Писания и все, относящееся к церковным поучениям (Euseb., Hist. eccl. VI, 27). К нему стекались слушатели не только из палестинских жителей, но «бесчисленное множество учеников, оставляя свою родину, приходили и из отдаленных областей»; между ними особенно известны были: Феодор, впоследствии неокесарийский епископ Григорий Чудотворец , и брат его Афинодор (Hist. eccl. VI, 30). О ведении дела в кесарийской школе, методах обучения и успехах подробные сведения сообщает св. Григорий в своей прощальной реи Оригену . Из нее видно не только то, что ученики питали благоговейное почтение к своему учителю, но она показывает также, насколько было многосторонне преподавание. Ориген полагал в основание диалектику, физику, этику, метафизику, и на нем, как венец здания, богословие (об этом см. выше в общей характеристике школы александрийской). Скоро после своего переселения в Кесарию Ориген должен был предпринять путешествие в Антиохию: Маммея, мать императора Александра, слыша много об Оригене , захотела лично удостовериться в основательности дошедших до нее сведений о нем и послушать его учения о предметах Божественных, пригласила Оригена к себе в Антиохию, отправив для охраны его почетную стражу. Ориген пробыл там некоторое время, «показал перед ней очень многие опыты силы Божественного учения в славу Господню и поспешил затем к обычным своим занятиям» (Hist. eccl. VI, 21.3). 18 февраля 235 г. Александр Север и его мать были умерщвлены. Его преемник Максимин Фракиянин поднял гонение на христиан, которое преимущественно было направлено против предстоятелей Церквей как главных распространителей Евангелия (Hist.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Наоборот, в Палестине, Каппадокии и до самой Ахаии, слава Оригена была слишком велика, чтобы рухнуть под этим ударом. Он нашел приют и покровительство у палестинских епископов, водворился в Кесарии и продолжал на этой новой почве вести преподавание в школе, выпускать сочинений и проповедовать верующим. Ориген только лично был изгнан из Александрии, учение же его оставалось там, изъясняемое его давним сотрудником Ираклом. Вскоре после отъезда Оригена Димитрий умер и Иракл заступил его место. В последнее время его привязанность к Оригену как будто остыла и, став епископом, он занял по отношению к нему, по-видимому, то же положение, как и его предшественник 441 . Учитель остался в Палестин, и один из его учеников, Дионисий, взялся за руководство оглашением. Несмотря на бесспорное достоинство этого нового учителя, александрийская школа была уже не в Александрии. В Кесарию стекаются знаменитейшие ее ученики, как Григорий, будущий Чудотворец, и его брат Афинодор. В Кесарию же, к Оригену , направлялись письма знаменитейших восточных епископов, как наприм. Фирмилиана, еп. Кесарии Каппадокийской. Здесь он предпринял свои наиболее значительные труды, а именно знаменитое издание Гекзаплов и Октаплов. Сюда, к нему, являлись за разрешением богословских затруднений, для опровержения еретиков и для вразумления епископов, уклонявшихся от традиционного учения. Его знание, диалектика, красноречие были непобедимы. Ко всему этому присоединялось обаяние святой кротости и авторитета выдающегося аскетизма. Слава его была всемирной; его творения, письма распространялись по всему Востоку до самого Рима, где, впрочем, его читали очень мало, ибо начинали забывать греческий язык. Являясь по своим добродетелям назиданием церкви и распространяя блеск христианской веры своим преподаванием, он в то же время защищал ее против всех ее врагов: еретиков, евреев, язычников, и успевал всюду. К этому последнему периоду его жизни относится его известный трактат против Цельза. Ему недоставало лишь одной славы – славы исповедника за веру.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

По расположению и составу служб список сей сходен с минеями 159–168. Но поскольку в означенном экземпляре миней не дошла до нас книга на м. Март, то опишем, этот месяц подробно по сему списку, в сличении с общепринятым изданием. Л. 1 об. Под перевитою заставкою: Мца марта. въ. а. днь. стъі. мнцъі євдоки. Седальнов два: первого нет в печ. Минее, второй по 3-й песни канона. Стихир три: те же, что в печ. Канон иной. Нач. (@Еже не невнимани. тьму ми мнце извстовавши@). Л. 4. – ч. 2. (@стго афинодора@). В печ. службы св. Афинодору нет. Кроме того, как и в печ. Минее, положена служба св. Федоту, хотя имя его в начале не означено. – Седальнов два: один Афинодору, другой Федоту, – последний в печ. по 3-й п. канона. Стихир шесть: по три каждому. Канонов два: один Афинодору, другой Федоту. Стихиры и канон Федоту те же, что в печ. Минее. Канон Афинодору нач. (@мъ ми твоими млтвами. просвти боблжне@). Л. 9 об. – ч. 3. (@стхъ. мнк. клеоника. ї василиска@). Седальнов два: первый тот же в печ., второго нет. Стихир три, те же, что в печ. Канон иной. Нач. (@Поимъ гви. прославльшаго днь. свтоносную стртотерпць пам@). JI. 12. – ч. 4. (@стго. мнка. пала і льнии. сестръі єго@). В печ. Минее служба положена пр. Герасиму. Служба мученикам состоит из седальна, трёх стихир и канона, который нач. (@Мнку хву. красную версту. трци тьни@). Л. 15. – ч. 5. (@стго. мнка. конона а. їсухи@). В печ. Минее службы Исихию нет. В ркп. два седальна, шесть стихир и два канона: в печ. минее нет ничего из сего. Канон первый Конону, нач. (@Добръіи побдникъ. мкъ да поєтьс кононъ@).., второй Исихию, нач. (@МИрьскъіи ое клиь ринувъ. моланиє любовию@). Л. 20 об. – ч. 6. (@стхъ. мнкъ. мв@). Два седальна: второй в печ. Минее по 3 п. канона. Стихир три: в печ. иные. Канон также отличен от помещённого в печ. Нач. (@вишас на въісоту. хвъі цркви славнии@). Л. 24. – ч. 7. (@стхъ. мнкъ. васили. фери. капитона, єфрма. гафодора. вгень. лпидь@). Седален, три стихиры и канон те же, какие в печ. Минее.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АФИНОДОР МЕСОПОТАМСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Афинодор Месопотамский (ок. 304 ), мученик . Память 7 декабря . Родом из Сирской Месопотамии , с юных лет вел иноческую жизнь. По доносу был схвачен и осужден правителем страны Елевсием на жестокие пытки. Мучениям святого сопутствовали чудеса, которые обратили многих присутствовавших язычников в христианскую веру. Когда решили усечь святого мечом, палач упал, а рука его отделилась от плеча. Святой же предал дух свой с молитвенными воздыханиями к Богу. Использованные материалы Редакция текста от: 19.12.2007 19:45:55 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/2729.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010