10. Правила св. отцев, как вид древнего поместного законодательства. – Кроме правил поместных соборов к поместному церковному законодательству следует отнести «правила св. отец». Сами по себе эти правила не были сначала собственно законодательными нормами, но были или распоряжениями и предложениями правящих поместными церквами предстоятелей их, или, по большей части, мнениями, высказанными этими предстоятелями в форме поучений (слов), посланий к другим иерархическим лицам и ответов на предложенные вопросы. Но эти распоряжения и мнения распространили потом свое действие в очень обширных церковных кругах, были разделены по содержанию каждое на несколько правил, были занесены в сборники соборных правил и, наконец, утверждены Трулльским собором, и, таким образом, приобрели характер общеобязательных церковных норм, наравне с правилами, изданными в церковно-законодательном порядке 553 . Иоанн Схоластик первый внес в свое собрание правил правила Василия Великого во второй трети VI в.; затем правила некоторых отцев были присоединены составителем синтагмы в XIV титулах 554 . Трулльским собором (692) были утверждены правила двенадцати св. отцов в следующем порядке: 1) Дионисия Александрийского († 264) ответное послание к Василиду, епископу Ливии (ок. 260), разделенное на четыре правила 555 ; 2) Петра Александрийского († 611) слово о покаянии, написанное (306 г.), по поводу обращения к Церкви и принятия отпадших во время Диоклетианова гонения и разделенное на 14 правил 556 , и одно правило о посте в среду и пяток, взятое из слова на Пасху; 3) Григория Неокесарийского († ок. 270) ответное послание к Афинодору, своему брату, епископу Понта, по поводу беспорядков и проступков, учиненных многими из христиан во время нашествия на понтийскую область Готфов: оно разделяется иногда на 11, иногда на 12 и даже 13 правил 557 ; 4) Афанасия Александрийского († 373) послания: а) к Аммуну монаху (ок. 356 г.) о непроизвольном ночном осквернении тела, b) 39 послание о праздниках (отрывок) о канонических книгах св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

По возвращении в Карфаген, св. Киприану пришлось бороться с двумя крайними партиями, последователями Новатиана, не допускавшими обратно в церковь «падших», и последователями Новата, считавшими, что, наоборот, надо всех сразу принять. Своим мудрым и осторожным управлением св. Киприан умиротворил страсти и вернул Церкви мир. В 254 году у св. Киприана возник спор с еп. римским Стефаном о крещении еретиков. Отдавая должное римскому епископу в своем трактате «О Единстве Церкви», св. Киприан в своем споре с еп. Стефаном подчеркивает, что, если римский епископ отходит от общения с другими епископами, то долг остальных епископов его увещать. Решение всех епископов важнее решения одного из них. 30 августа 257 года Киприан Карфагенский был вызван проконсулом Патерном на суд и за исповедание Христа был обезглавлен. Его сопровождала на место казни бесчисленная толпа и все духовенство, и своей мученической кончиной св. Киприан привел очень многих ко Христу (память 31 августа). Св. Дионисий Александрийский . Миротворцем в споре между Киприаном Карфагенским и Стефаном Римским явился епископ александрийский Дионисий. Он был с 230 года во главе Дидаскалии, христианского училища в Александрии. Поклонник греческой классической литературы, он постоянно ссылается в своих трудах на древних авторов, опровергая, однако, языческие верования. Св. Дионисий написал толкование на книгу Екклезиаст и трактат против философа Епикура. Избранный в 247 году в епископы, он мудро и осторожно управлял своей паствой во время страшного восстания 248 года и гонения имп. Декия, которое в Египте было особенно жестоким. Св. Дионисий описал его в своих посланиях другим предстоятелям христианских Церквей. Он хотел остаться во главе своей общины, но паства убедила его скрыться, и он, так же, как Киприан Карфагенский , управлял ею издали (память 10 октября). Св. Григорий Неокесарийский . Третьим защитником веры и отцом Церкви был святитель Григорий Чудотворец , епископ неокесарийский. Он происходил из знатной и богатой семьи Понтийской области, был дружен с Оригеном , когда тот жил в Кесарии. В 243 году он и его брат Афинодор были поставлены епископами и сразу занялись проповедью среди населения Малой Азии. Влияние еп. Григория было так велико, что к нему обращались за советом со всех концов, и он своим примером и святостью жизни обратил ко Христу целую область. Он обладал особой силой убеждения. Св. Григорий первый устроил праздник в честь мучеников и построил храм на площади своего города. Во время гонения Декия он, по просьбе паствы, скрылся и продолжал работать тайно. После нашествия готов, он начал проповедовать Христа среди новых пришельцев. О нем св. Григорий Нисский пишет как о великом чудотворце, которому явилась Божия Матерь со св. Иоанном Богословом и передала ему свиток исповедания веры.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Комана (или Конаны) Понтийская, на севере Малой Азии, на р. Ирное в древности знаменитый богатый город, ныне развалины — Гюменек. Впоследствии св. Александр, епископ Команский, прославился святостью своей жизни, вполне оправдав возлагаемый на него надежды, и, добре упасши стадо Христово, запечатлел свое достойное служение мученическою кончиною, в начале IV века, во время гонения римского императора Диоклитиана. — Память его совершается Церковию 12-го августа. Декий — римский император, жестокий гонитель христианства, царствовал с 249 по 251 гг. Память св. мученика Троадия совершается 2 марта. О сем чуде подробно повествует св. Григорий Нисский в своем слове о жизни святого Григория Чудотворца. Блаженную кончину св. Григория Неокесарийского полагают между 266–270 гг. Незадолго до смерти (в 264 г.) он вместе с братом своим Афинодором, епископом Понта, присутствовал на соборе Антиохийском, против Павла Самосатского. — Кроме чудесного по своему происхождению символа веры, св. Григорию Неокесарийскому принадлежат «Каноническое послание» (по поводу нападения на Понт и на всю Малую Азию Борейцев и Готов) и «похвальное слово Оригену». — Мощи св. Григория Чудотворца первоначально находились в Неокесарийском храме, им созданном; глава святого в 1587 г. была перенесена в Улиссипону (Лиссабон). Сказание о Входе во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии Припев на девятой песни канона. Кивот, ковчег — деревянный ящик, обитый снаружи золотом. В нем находились: скрижали Завета, манна и жезл Ааронов. Он был прообразом Божией Матери, отчего Святая Дева и называется Кивотом и Ковчегом. Стихира праздника на великой вечерне. Орган — духовный инструмент, вероятно в роде свирели (музыкальное орудие пастухов ). Псалтирь — струнный инструмент, в роде арфы или лиры. Преимущественно игрою на нем сопровождалось пение священных песней или гимнов. Кимвал — бряцательный инструмент, состоящий из двух широких металлических кружков, которые, будучи ударяемы один о другой, издавали громкий звук.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

В 215 или 216 г. в Кесарию переехал Ориген и прожил здесь нек-рое время, пережидая восстание и репрессии в Александрии. Ок. 231 г. Ориген вновь приехал в Кесарию и был возведен в сан пресвитера. Вскоре он окончательно переселился сюда, после того как еп. Димитрий Александрийский отказался признать его рукоположение (Ibid. VI 8, 19, 23, 26). С появлением Оригена в Кесарии начал складываться крупный центр христ. образования и учености. Ориген создал в Кесарии значительную часть трудов, в т. ч. «Гекзаплы», «О молитве», «Призвание к мученичеству», «Против Цельса», возможно трактат «О началах» (Ibid. VI 16, 28, 32, 36). Оставаясь главой кесарийской школы ок. 20 лет, Ориген совершал поездки в Александрию, Афины, к св. местам Палестины, собирал материал для работы над толкованиями ВЗ. Он активно участвовал в жизни Церкви: занимался миссионерством среди бедуинов в Аравии, вел полемику с группами еретиков и присутствовал на 2 Соборах в Бостре Аравийской (Ibid. VI 19, 21, 32-33, 36). Обладая огромным влиянием на культуру христиан своей эпохи, Ориген, по-видимому, не стремился навязывать собеседникам и ученикам собственные взгляды как заранее определенную истину, но старался в основном способствовать их обучению и интеллектуальному росту. Возможно, в силу этого взгляды Оригена не определили вероучения Палестинской и Александрийской Церквей и, несмотря на мн. спорные положения в его трудах, не породили заметных еретических движений среди его современников, а подверглись церковному осуждению лишь спустя столетия после его смерти. Среди его учеников в Кесарии были Кесарийские епископы Феоктист (ок. 216-257) и Домн (ок. 257-259), свт. Григорий (Феодор), принявший крещение в Кесарии и ставший впосл. епископом Неокесарии Понтийской ( ок. 270), и его брат Афинодор (Ibid. VI 30). В переписке с Оригеном состоял ученый Юлий Африкан , 1-й христ. хронист, уроженец Палестины, живший и работавший при имп. дворе в Риме. В кон. 40-х гг. лекции Оригена слушал философ-неоплатоник Порфирий, позднее резко критиковавший его (Ibid. VI 19). В Кесарии главным продолжателем дела Оригена был пресв. Памфил из Берита, возглавивший школу после смерти учителя и собравший здесь одну из лучших б-к Римской империи. В 80-х гг. III в. учеником Памфила стал Евсевий, впосл. еп. Кесарийский (Ibid. VII 32).

http://pravenc.ru/text/293788.html

святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский – после 270) Апологетика Каноническое право Речи Сборники Священное Писание Ветхого Завета Догматическое богословие Приписываемые сочинения святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский Первый епископ Неокесарии. По преданию, получил Божественное Откровение о правильном исповедании Пресвятой Троицы, записанное им в Изложении веры . На пути к священству Григорий Неокесарийский (Чудотворец) происходил из знаменитой, обеспеченной семьи; являлся потомком греческих поселенцев. Точная дата его рождения неизвестна. Считается, что он появился на свет около 213 года, в Неокесарии Понтийской. Согласно преданию, первоначально он именовался Феодором, а имя Григорий, вероятно, получил при Крещении. Отец Феодора, далёкий от православного мировоззрения, воспитывал сына, как язычник язычника. Будучи человеком не бедным, он стремился дать ему хорошее светское образование. Между тем, в четырнадцатилетнем возрасте Феодор лишился отца, и многое в предполагавшейся карьере стало зависеть от его близких и от него самого, но главное, от Премудрого Бога. Какое-то время Феодор учился в школе грамматика, потом — в школе ритора, затем погрузился в юриспруденцию; готовясь стать адвокатом, изучал законы и право, и, конечно, использовавшийся в то время язык законов — латинский. Желая познать основы римского права, он предполагал было отправиться в Рим. Но по Промыслу Божьему его жизнь сложилась не так, как когда-то задумывал он и язычник-отец. Сопроводив в Кесарию сестру, муж которой получил от властей должность советника при наместнике Палестины, Феодор, прибывший туда вместе со своим братом, Афинодором, имел возможность продолжить образование в Берите, где в то время располагалась известная в регионе юридическая школа. Но здесь произошло то, о чём никто из близких даже и не предполагал. В тот период в Кесарии Палестинской действовала богословская школа, организованная стараниями знаменитого христианского учителя Ориген а. Освоившись по прибытии, Феодор вместе с братом, то ли целенаправленно, то ли из любопытства, захотел услышать проповеди Ориген а.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Chudo...

233 Василий Великий , называющий, подобно Григорию Нисскому , Григория Неокесарийского не иначе, как великим, в книге о св. Духе говорит, что он подобно некоему светозарному великому светилу озарял всю Церковь Божию, имея страшную силу над демонами, – самые враги за чудеса, которыми он сопровождал свое учение, называли его вторым Моисеем. Во всяком слове и деле его просиявал какой-то свет – знак небесной силы, ему сопутствовавшей. «И доныне, добавляет Василий, велико уважение к нему всех туземных жителей, всегда свежа в церквах память о нем, неувядающая от времени». (Тв. Вас. в рус. пер. ч. III, стр. 346–347). Василии и Григорий хорошо знали, то, о чем говорили: свои сведения о Неокесарийском епископе они получили из самого достоверного и близкого источника – от своей бабки, св. Макрины, жившей в Неокесарии при Григории и принесшей с собою в Кесарию полученный от него символ, по которому она обучала своих внуков христианству. Авторитет Григория для всей церкви доказывается его присутствием на соборе Антиохийском (против Павла Самосатского (в 264г.)) вместе с его другом и товарищем по учению, Фирмилианом, епископом Каппадокийским, и братом Григория Афинодором, еписк. Понтийским, – его каноническим посланием, принятым всею Церковью со времени Трульского собора и – главное – его символом, данным ему чрез откровение, бывшим руководством в вере для всей Церкви до самого символа Никейского. Шестой вселенский собор усвоил ему название Чудотворца (Thaumaturgus). Проповедей с именем Григория сохранилось до нашего времени очень мало: 235 три слова на Благовещение Пресвятой Богородицы, слово на Богоявление, слово на день всех святых и отрывки из слова о Троице. Подлинность и этих немногих его гомилетических произведений большинством исследователей или заподозривается, или и совершенно отрицается. Так о словах на Благовещение говорят, что они содержат в себе такие восторженные похвалы Божией Матери, которые несвойственны не только третьему, но и четвертому веку, – которые могли иметь место в христианской литературе лишь после Ефесского собора, после того как церковью, вопреки еретикам, отрицавшим в Иисусе Христе воплотившегося Бога и потому его Пречистой Матери усвоившим название не Богородицы, а Христородицы, узаконено было именовать её именно Богородицей; во втором из слов на Благовещение встречается даже самое название Θεοτκος – Богородица, которое будто бы раньше Ефесского собора не было вовсе употребительно, почему эту проповедь Риккард приписывает Проклу, архиепископу Константинопольскому, с произведениями которого она сходна по цветистости и риторичности; а наш отечественный патролог преосвященный Филарет Черниговский , 236 считает произведением другого Григория Неокесарийского , жившего во времена VII вселенного собора, принимая в соображение то обстоятельство, что в древне-славянской рукописи Румянцевского музеума она значится под именем Григория архиепископа Неокесарийского ( Григорий Чудотворец был де лишь епископ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНТИОХИЙСКИЕ СОБОРЫ (III-VI вв.). В период становления Вселенской Церкви и затем во время арианских споров Церковь Антиохии (см. Антиохийская Православная Церковь ) сыграла большую роль в становлении института Собора как высшего церковного органа. Поскольку Антиохия являлась главным городом всей азиат. части Римской империи в III-IV вв., Соборы епископов Вост. Церкви здесь проводились наиболее часто. 264 г. На Соборе стоял вопрос о неправославии Антиохийского еп. Павла Самосатского , учившего, что Слово Божие не ипостасно Само по Себе и Оно не воплощалось во Христе, Христос - человек, к-рый может быть назван Сыном Божиим и даже Богом, но не по естеству, а по нравственному качеству Своей природы, достигшей уподобления Богу также по причине особенного присутствия в Нем Духа Божия. По сообщению Евсевия Кесарийского ( Hist. VII 27-28), в Соборе приняли участие Фирмилиан , еп. Кесарии Каппадокийской, свт. Григорий Чудотворец , еп. Неокесарии, его брат Афинодор Понтийский , Елен Тарсский, Никомас Иконийский, Именей Иерусалимский, Феотекн, еп. Кесарии Палестинской и др. Свт. Дионисий I Александрийский, к-рый не смог по состоянию здоровья присутствовать на Соборе, прислал послание. Однако Павлу Самосатскому удалось избежать осуждения, скрыв суть своего учения и заявив, что он изменил образ своих мыслей ( Болотов. Лекции. Т. 2. С. 332). В последующие 4 года состоялся еще 1 ( Спасский. С. 160; Поснов. С. 150) или 2 ( Болотов. Лекции. Т. 2. С. 332) Собора по этому поводу, но из-за тонкой изворотливости еретика они остались безрезультатными. 268 г. Собор осудил Павла Самосатского за исповедание ереси монархиан . В нем участвовало, по разным источникам, 70 (свт. Афанасий Великий ) или 80 (свт. Иларий Пиктавийский ) епископов из Сирии, Палестины и М. Азии, в т. ч. Елен Тарсский, председательствовавший на Соборе, Именей Иерусалимский, Феотекн Кесарие-Палестинский; в сохранившемся варианте соборного послания 16 поименных подписей ( Euseb. Hist. VII 30). Упоминание о 180 отцах Собора в актах Всел. III Собора (431) не находит подтверждения. В числе наиболее деятельных обвинителей Павла Самосатского был пресв. Малхион, возглавлявший в Антиохии философское уч-ще. Записи спора Малхиона с Павлом были известны Евсевию Кесарийскому, до наст. времени дошли во фрагментах, причем не всегда достоверных. Доказав неправославие и отлучив от Церкви Павла Самосатского, Собор поставил на Антиохийскую кафедру свт. Домна и отправил о том послания Римскому еп. Дионисию и Александрийскому еп. Максиму ( Euseb. Hist. VII 29-30; Болотов. Лекции. Т. 2. С. 332-333, 336; Simonetti. P. 48). 324 или 325 г.

http://pravenc.ru/text/115774.html

Его личные нравственные совершенства спустя столетие по смерти его нашли себе панегиристов в лице знаменитейших отцов церкви Св. Василия Великого и Св. Григория Нисского . «Григорий никогда – гов. Св. Василий в послании к клиру Неокесарийскому – не прикрывал главы во время молитвы, как истинный ученик Апостола Павла; он избегал клятв, довольствуясь словами: да и нет; никого не назвал он глупым, гнушался злословя». А в 29 гл. своего трактата о Св. Духе тот же Св. Василий восклицает «где узрим мы Григория и его вещания? Не в среде ли Апостолов и пророков единым с ними Духом беседующим? Не всю ли свою жизнь стопами святых шествовавшего? Не во всей ли своей жизни соблюдавшего строгость евангельского жительства? Но преизбыточеству даров, в нем действовавших Духом во всякой силе, знамениях и чудесах самыми врагами истины он прозван был вторым Моисеем». Св. Григорий родился около 221 г. в г. Неокесарии (в настоящее время Никсара на р. Лике) в Понтийской области. Его действительное имя было Феодор т.е. богодарованный; родители его однако же не были христианами, а ревностными язычниками, были богаты и занимали почетное общественное положение. До четырнадцатилетнего возраста Феодор воспитывался в доме родителей и предназначался ими к общественной деятельности в звании оратора или адвоката, с каковою целью и предполагалось отправить его для образования в юридическую школу в Берите. В этом году умер его отец, а его зятю предложено было очень видное место в Кесарии Палестинской. Обстоятельства сложились так, что и Феодор, совсем не предвидено для себя и матери, оказался также в Кесарии. Дело в том, что его зять пожелал вызвать к себе жену свою с тем, чтобы ее сопровождали ее братья Феодор и Афинодор. Пользуясь положением зятя, они получили общественные колесницы и паспорта (σμβολα), присланные из Кесарии с одним солдатом. Во время путешествия они проходили многие города и наконец прибыли в Верит, откуда по какому то побуждению, которое Григорий считает прямо делом высшего о себе примышления, они отправились в Кесарию и здесь скоро поступили под попечение Оригена , в это время здесь проживавшего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

LXV. ФЕОДОР, который потом был назван Григорием и стал епископом понтийского города Неокесарии 246 . В весьма юном возрасте он отправился из Каппадокии в Берит 247 для изучения греческой и латинской литературы, а оттуда в Кесарию Палестинскую, взяв с собою своего брата Афинодора 248 . Когда Ориген заметил их отличные природные дарования, то склонил братьев к изучению философии, во время преподавания которой понемногу привел их к вере во Христа и сделал своими последователями. Получив от Оригена в течение пяти лет ученое образование, они были отпущены им к матери. Перед отъездом своим в отечество Феодор в благодарность написал Оригену панегирик и, созвав весьма многолюдное собрание, в присутствии самого Оригена прочитал вслух это слово, которое и доселе существует. Он написал и толкование на книгу «Екклезиаст», хотя краткое, но очень полезное. Известны также и многие его послания, но преимущественно знамения и чудеса, которые он, будучи уже епископом, совершил к великой славе Церкви. LXVI. КОРНЕЛИЙ, епископ Римский 249 , к которому есть восемь посланий Киприана, написал послание «К Фабию», епископу Антиохии 250 , о Римском, Италийском и Африканском соборах, другое послание «О новацианах и о падших», третье послание «О деятельности собора» 251 , четвертое послание к тому же Фабию, весьма обширное и заключающее в себе опровержение и анафему новациановой ереси. Он управлял церковью два года при Галле и Волузиане и когда увенчался мученичеством за Христа, то ему наследовал Луций 252 . LXVII. КИПРИАН АФР 253 сперва прославился как учитель риторики, потом, по увещанию Цецилия, от которого и получил свое прозвище, стал христианином и раздал все свое имущество бедным. Некоторое время спустя он был посвящен в сан пресвитера, а затем был поставлен и епископом Карфагена. Излишне перечислять творения его ума 254 , когда они светлее солнца. Он пострадал при принципсах Валериане и Галлиене 255 во время сильного восьмого гонения 256 в тот же день, в который пострадал в Риме Корнелий, но не в том же году.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

243 Марк Опеллий Север Макрин (164–218 гг.), выходец из сословия всадников, по происхождению мавр из Кесарии. Он служил в административном аппарате, в 212 г. стал префектом претория. В 217 г., во время войны с парфянами, организовал свержение Каракаллы и сам был провозглашен императором. Макрин был вынужден заключить мир с парфянами в тяжелых для римлян условиях. Макрин погиб в войне со сторонниками Элагабала. 246 Феодор (ум. ок. 270 г.) родился в Неокесарии, городе на берегу Понта, древней Америи, получившей это название после того, как Тиберий вновь основал город. В 231 г. язычник Феодор стал учеником Оригена . В 239 г. он принял крещение под именем Григория и вскоре стал епископом Неокесарии. Известен как чудотворец. Григорий в 240 г. составил Символ Веры , принятый I Вселенским собором. Кроме того, известно его каноническое послание к его брату Афинодору, епископу Понтийскому, включающее 12 правил (262 г.). 248 Афинодор был епископом Понтийским. Известно, что он участвовал в 264 г. в соборе против Павла Самосатского в Антиохии. 249 После мученической смерти Фабиана в 250 г. место епископа Рима пустовало около года. Только после смерти Деция в 251 г. был избран Корнелий. Он старался восстановить общину после гонения и вел борьбу с ересью новациан. По приказу императора Галла Корнелий был изгнан в Центумеллу (совр. Чивитавеккья), где и умер в 253 г. 252 Луций был избран епископом Рима в 253 г. Вскоре он был изгнан римскими властями, через несколько месяцев вернулся в Рим и умер в 254 г. 253 Фасций Цецилий Киприан родился в начале III в. в богатой и знатной языческой семье. Он получил блестящее образование, стал преподавателем риторики, имел адвокатскую практику. Но под влиянием пресвитера Цецилиана Киприан ок. 246 г. принял крещение. Через год он стал пресвитером, а в 249 г. по желанию общины и клира был избран епископом Карфагена. Из-за гонений Деция, Галла и Валериана Киприан в 250–251 гг. находился в добровольном изгнании, откуда своими посланиями поддерживал дух паствы. В течение нескольких лет (вплоть до смерти) Киприан вел борьбу с римскими епископами по вопросу перекрещивания отступников (см. прим. 260). В гонение императора Валериана Киприан был сослан в город Керубит, где находился в течение года, а в 258 г. был осужден и казнен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010