Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНТИОХИЙСКИЕ СОБОРЫ (III-VI вв.). В период становления Вселенской Церкви и затем во время арианских споров Церковь Антиохии (см. Антиохийская Православная Церковь ) сыграла большую роль в становлении института Собора как высшего церковного органа. Поскольку Антиохия являлась главным городом всей азиат. части Римской империи в III-IV вв., Соборы епископов Вост. Церкви здесь проводились наиболее часто. 264 г. На Соборе стоял вопрос о неправославии Антиохийского еп. Павла Самосатского , учившего, что Слово Божие не ипостасно Само по Себе и Оно не воплощалось во Христе, Христос - человек, к-рый может быть назван Сыном Божиим и даже Богом, но не по естеству, а по нравственному качеству Своей природы, достигшей уподобления Богу также по причине особенного присутствия в Нем Духа Божия. По сообщению Евсевия Кесарийского ( Hist. VII 27-28), в Соборе приняли участие Фирмилиан , еп. Кесарии Каппадокийской, свт. Григорий Чудотворец , еп. Неокесарии, его брат Афинодор Понтийский , Елен Тарсский, Никомас Иконийский, Именей Иерусалимский, Феотекн, еп. Кесарии Палестинской и др. Свт. Дионисий I Александрийский, к-рый не смог по состоянию здоровья присутствовать на Соборе, прислал послание. Однако Павлу Самосатскому удалось избежать осуждения, скрыв суть своего учения и заявив, что он изменил образ своих мыслей ( Болотов. Лекции. Т. 2. С. 332). В последующие 4 года состоялся еще 1 ( Спасский. С. 160; Поснов. С. 150) или 2 ( Болотов. Лекции. Т. 2. С. 332) Собора по этому поводу, но из-за тонкой изворотливости еретика они остались безрезультатными. 268 г. Собор осудил Павла Самосатского за исповедание ереси монархиан . В нем участвовало, по разным источникам, 70 (свт. Афанасий Великий ) или 80 (свт. Иларий Пиктавийский ) епископов из Сирии, Палестины и М. Азии, в т. ч. Елен Тарсский, председательствовавший на Соборе, Именей Иерусалимский, Феотекн Кесарие-Палестинский; в сохранившемся варианте соборного послания 16 поименных подписей ( Euseb. Hist. VII 30). Упоминание о 180 отцах Собора в актах Всел. III Собора (431) не находит подтверждения. В числе наиболее деятельных обвинителей Павла Самосатского был пресв. Малхион, возглавлявший в Антиохии философское уч-ще. Записи спора Малхиона с Павлом были известны Евсевию Кесарийскому, до наст. времени дошли во фрагментах, причем не всегда достоверных. Доказав неправославие и отлучив от Церкви Павла Самосатского, Собор поставил на Антиохийскую кафедру свт. Домна и отправил о том послания Римскому еп. Дионисию и Александрийскому еп. Максиму ( Euseb. Hist. VII 29-30; Болотов. Лекции. Т. 2. С. 332-333, 336; Simonetti. P. 48). 324 или 325 г.

http://pravenc.ru/text/115774.html

святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский – после 270) Апологетика Каноническое право Речи Сборники Священное Писание Ветхого Завета Догматическое богословие Приписываемые сочинения святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский Первый епископ Неокесарии. По преданию, получил Божественное Откровение о правильном исповедании Пресвятой Троицы, записанное им в Изложении веры . На пути к священству Григорий Неокесарийский (Чудотворец) происходил из знаменитой, обеспеченной семьи; являлся потомком греческих поселенцев. Точная дата его рождения неизвестна. Считается, что он появился на свет около 213 года, в Неокесарии Понтийской. Согласно преданию, первоначально он именовался Феодором, а имя Григорий, вероятно, получил при Крещении. Отец Феодора, далёкий от православного мировоззрения, воспитывал сына, как язычник язычника. Будучи человеком не бедным, он стремился дать ему хорошее светское образование. Между тем, в четырнадцатилетнем возрасте Феодор лишился отца, и многое в предполагавшейся карьере стало зависеть от его близких и от него самого, но главное, от Премудрого Бога. Какое-то время Феодор учился в школе грамматика, потом — в школе ритора, затем погрузился в юриспруденцию; готовясь стать адвокатом, изучал законы и право, и, конечно, использовавшийся в то время язык законов — латинский. Желая познать основы римского права, он предполагал было отправиться в Рим. Но по Промыслу Божьему его жизнь сложилась не так, как когда-то задумывал он и язычник-отец. Сопроводив в Кесарию сестру, муж которой получил от властей должность советника при наместнике Палестины, Феодор, прибывший туда вместе со своим братом, Афинодором, имел возможность продолжить образование в Берите, где в то время располагалась известная в регионе юридическая школа. Но здесь произошло то, о чём никто из близких даже и не предполагал. В тот период в Кесарии Палестинской действовала богословская школа, организованная стараниями знаменитого христианского учителя Ориген а. Освоившись по прибытии, Феодор вместе с братом, то ли целенаправленно, то ли из любопытства, захотел услышать проповеди Ориген а.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Chudo...

Col. 921. Проповедь свт. Григория Чудотворца имела такое воздействие, что если до него в городе было не более 17 христиан, то в конце жизни он тщательно разыскивал по всей окрестности, не остался ли еще кто-либо чуждым вере, и узнал, что оставшихся в старом заблуждении не более 17 человек De vita Greg. Thaum.//PG. 46. Col. 909, 953; ср.: Basil. Magn. De Spirit. Sanct. 29. 74; сирийское Житие. 15. Деятельность свт. Григория Чудотворца распространялась также на соседние города. Так, свт. Григорий Нисский подробно рассказывает о поставлении им во епископа Понтийских Коман угольщика Александра, будущего мученика De vita Greg. Thaum.//PG. 46. Col. 933–940. Во время гонения имп. Деция (250; см. ст. Гонения в Римской империи) свт. Григорий Чудотворец, подобно свт. Дионисию, еп. Александрийскому, и свт. Киприану, еп. Карфагенскому, удалился в близлежащие горы, где чудесно избавился от преследователей De vita Greg. Thaum.//PG. 46. Col. 944 sq.. По окончании гонения свт. Григорий «повсюду учредил некоторое прибавление в богослужении, узаконив [совершать] торжественные праздники в честь пострадавших за веру. Останки мучеников были распределены по различным местам, и народ, собираясь ежегодно в определенные времена, веселился, празднуя в честь мучеников» De vita Greg. Thaum.//PG. 46. Col. 953. Ок. 254 (Дрезеке) или 258 г. (Риссель) в Понтийскую Церковь вторглись ворады и готы. Свт. Григорий Чудотворец описывает это нашествие в «Каноническом послании». Из последующей жизни святителя известен факт его участия Вместе с братом Афинодором и др. учениками Оригена в I Антиохийском Соборе против Павла Самосатского (264 г.). По свидетельству блж. Феодорита, еп. Кирского, «из собравшихся первенствовали Григорий Великий, знаменитый, совершивший ради обитающей в нем благодати Духа всеми воспеваемые чудотворения, и Афинодор, брат его» Haereticarum fabularum compendium. II 8//PG. 83. Col. 393; ср.: Euseb. Hist. eccl. VII 28. Умер свт. Григорий Чудотворец в царствование имп. Аврелиана между 270 и 275 гг.

http://lib.cerkov.ru/authors/562

Thaum.//PG. 46. Col. 908-909). Г. Ч. полагал, что не может противиться такому, хотя и необычному, назначению. После этого над ним было совершено все, что требовалось по закону для посвящения во епископа (πντων μετ τατα τν νομμων π ατ τελεσθντων - Ibidem). Через нек-рое время Г. Ч. получил в откровении тайноводственное учение, по к-рому он проповедовал слово Божие в церкви (Ibid. Col. 909-913). Проповедь Г. Ч. имела такое воздействие, что если до него в городе было не более 17 христиан, то в конце жизни он тщательно разыскивал по всей окрестности, не остался ли еще кто-либо чуждым вере, и узнал, что оставшихся в старом заблуждении не более 17 чел. (Ibid. Col. 909, 953; ср.: Basil. Magn. De Spirit. Sanct. 29. 74; сир. Житие. 15). Деятельность Г. Ч. распространялась также на соседние города. Так, свт. Григорий Нисский подробно рассказывает о поставлении им во епископа Понтийской Команы угольщика Александра , буд. мученика (De vita Greg. Thaum.//PG. 46. Col. 933-940). Во время гонения имп. Деция (250; см. ст. Гонения на христиан в Римской империи ) Г. Ч., подобно свт. Дионисию Великому , еп. Александрийскому, и свт. Киприану , еп. Карфагенскому, удалился в близлежащие горы, где чудесно избавился от преследователей (Ibid. Col. 944 sq.). По окончании гонения Г. Ч. «повсюду учредил некоторое прибавление в богослужении, узаконив [совершать] торжественные праздники в честь пострадавших за веру. Останки мучеников были распределены по различным местам, и народ, собираясь ежегодно в определенные времена, веселился, празднуя в честь мучеников» (Ibid. Col. 953). Ок. 254 (И. Дрезеке) или 258 г. (Риссель) в Понтийскую Церковь вторглись ворады и готы. Г. Ч. описывает это нашествие в «Каноническом послании». Из последующей жизни Г. Ч. известен факт его участия вместе с братом Афинодором и др. учениками Оригена в I Антиохийском Соборе против Павла I Самосатского (264; см. ст. Антиохийские Соборы ). По свидетельству блж. Феодорита , еп. Кирского, «из собравшихся первенствовали Григорий Великий, знаменитый, совершивший ради обитающей в нем благодати Духа всеми воспеваемые чудотворения, и Афинодор, брат его» (Haereticarum fabularum compendium.

http://pravenc.ru/text/168083.html

Городов в этих странах было очень немного. Наиболее значительный, – Кесария Каппадокийская, – был главной квартирой армии, которая сторожила кавказские проходы и Армению, находившуюся в вассальных отношениях к Риму. Кесария, бывшая незначительным городком при древних царях, – тогда она носила название Мазаки, – постепенно обратилась в один из крупнейших городов империи. Ее имя упоминается в истории христианства только с 200 г. приблизительно. Епископом в ней был тогда Александр, ученый муж, получивший свое образование в александрийской школе у Пантена и Климента. Вверженный в тюрьму при Септимии Севере, он очень долго пробыл в заключении. Бежавший из Александрии вследствие гонения Климент с успехом заменил его по управлении церковью. Александр, наконец получил свободу, но, по-видимому, жить в Кесарии ему было уже трудно 550 . Он перебрался в Палестину и кончил тем, что поселился в Иерусалиме при обстоятельствах, о которых будет сказано ниже. В следующем поколении епископская кафедра в Кесарии была занята Фирмилианом, человеком знатного происхождения и, подобно своему предшественнику, находившемуся в большой дружбе с александрийскими учеными. Он уже был епископом в 232 г., когда Ориген , вынужденный покинуть Александрию, поселился в Палестине. Фирмилиан пригласил его в Каппадокию „для блага церквей“, и есть основание думать, что Ориген действительно жил, и довольно долго, в Кесарии во время гонения Максимина 551 , Фирмилиан виделся с ним и в Палестине. Около этого времени обратились в христианство под влиянием, по-видимому, Фирмилиана, но в особенности Оригена , два молодых человека, понтийских уроженца, братья Феодор и Афинодор, отпрыски одного из знатнейших местных родов. Получив тщательное воспитание и познакомившись с латинским языком, они намеревались с помощью его заняться изучением римского права в знаменитой беритской школе, когда их зять получил место советника при правителе Палестины, и они отправились сопровождать сестру в ее новое местожительство. Здесь они встретили Оригена , с которым их познакомил, должно быть, Фирмилиан. Ему удалось направить их на изучение философии и вскоре совсем обратить в христианство. В течение пяти лет (около 240 г.) они занимались под его руководством, а затем вернулись в Понт.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Узнал об этом и еп. Димитрий и, как пишет Евсевий, даже похвалил Оригена «за усердие... и посоветовал не падать духом и... прилежать к делу оглашения» 27 . Епифаний же, упоминая об этом, говорит, что одни говорят, что он оскопил себя железом, другие, что прикладывал какие-то лекарственные растения, дабы иссушить известные места, или, даже принимал какое-то снадобье, которое, воздействуя на память, уменьшало сладострастные помыслы. Но сам Епифаний не слишком доверчив к этой истории: «Мы не совсем верим необыкновенным рассказам о нем» 28 . Существует и много других историй о его трудолюбии, неутомимым занятиям богословием, строгой аскетической жизни и т. д. Как бы там ни было, в жизни Оригена , примерно в 230 или 231 г. случился важный поворот. Ориген был вынужден навсегда покинуть Александрию (причина этому была в разрыве отношений его с еп. Димитрием) 29 и перебраться на жительство в Палестину. В Палестине Ориген был принят хорошо. Кесарийский епископ Феоктист и Иерусалимский епископ Александр покровительствовали Оригену , там же жил и старый друг, и меценат Оригена Амвросий. Когда из Александрии пришло окружное послание по поводу дела Оригена, то оно не было принято в Церквах Палестины, Финикии, Ахаии и Аравии. Феоктист предложил Оригену поселиться в Кесарии, и настаивал на его общественном служении в его Церкви устными и письменными наставлениями. Покровительствовал Оригену и знаменитый епископ Кесари Каппадокийской Фирмилиан, иногда он сам приезжал к нему, а иногда и вызывал к себе, чтобы Ориген наставлял его паству. Именно в Кесарию Палестинскую, где проживал Ориген и где уже образовалась особая школа, пришли к нему два брата Феодор и Афинодор. Это были молодые люди жаждавшие получить философское образование и готовили себя к юридической карьере. Придя к Оригену, человеку в то время знаменитому уже на весь мир, они захотели послушать его уроки. И случилось так, что Ориген постепенно направил их мысль от суетной философии к философии истинной и оба эти брата остались с Оригеном и прошли полный курс в его училище (5 лет) 30 . Впоследствии они оба были посвящены в епископов: Афинодор был епископом Понте, а Феодор, получивший в крещении имя Григорий (это знаменитейший свт. Григорий Чудотворец ), стал епископом в Неокесарии. Кесарийская школа Оригена , после его смерти имела своих продолжателей в лице муч. Памфила († 309) и Евсевия Кесарийского († 340). В Кесарии идеи Оригена , его богословский и экзегетический методы распространились на весь Восток 31 , но и в Александрии его влияние осталось довольно заметным (св. Афанасий, Дидим), но не таким авторитетным из-за его многих неудобопонятных религиозно-философских идей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

10. Правила св. отцев, как вид древнего поместного законодательства. – Кроме правил поместных соборов к поместному церковному законодательству следует отнести «правила св. отец». Сами по себе эти правила не были сначала собственно законодательными нормами, но были или распоряжениями и предложениями правящих поместными церквами предстоятелей их, или, по большей части, мнениями, высказанными этими предстоятелями в форме поучений (слов), посланий к другим иерархическим лицам и ответов на предложенные вопросы. Но эти распоряжения и мнения распространили потом свое действие в очень обширных церковных кругах, были разделены по содержанию каждое на несколько правил, были занесены в сборники соборных правил и, наконец, утверждены Трулльским собором, и, таким образом, приобрели характер общеобязательных церковных норм, наравне с правилами, изданными в церковно-законодательном порядке 553 . Иоанн Схоластик первый внес в свое собрание правил правила Василия Великого во второй трети VI в.; затем правила некоторых отцев были присоединены составителем синтагмы в XIV титулах 554 . Трулльским собором (692) были утверждены правила двенадцати св. отцов в следующем порядке: 1) Дионисия Александрийского († 264) ответное послание к Василиду, епископу Ливии (ок. 260), разделенное на четыре правила 555 ; 2) Петра Александрийского († 611) слово о покаянии, написанное (306 г.), по поводу обращения к Церкви и принятия отпадших во время Диоклетианова гонения и разделенное на 14 правил 556 , и одно правило о посте в среду и пяток, взятое из слова на Пасху; 3) Григория Неокесарийского († ок. 270) ответное послание к Афинодору, своему брату, епископу Понта, по поводу беспорядков и проступков, учиненных многими из христиан во время нашествия на понтийскую область Готфов: оно разделяется иногда на 11, иногда на 12 и даже 13 правил 557 ; 4) Афанасия Александрийского († 373) послания: а) к Аммуну монаху (ок. 356 г.) о непроизвольном ночном осквернении тела, b) 39 послание о праздниках (отрывок) о канонических книгах св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

233 Василий Великий , называющий, подобно Григорию Нисскому , Григория Неокесарийского не иначе, как великим, в книге о св. Духе говорит, что он подобно некоему светозарному великому светилу озарял всю Церковь Божию, имея страшную силу над демонами, – самые враги за чудеса, которыми он сопровождал свое учение, называли его вторым Моисеем. Во всяком слове и деле его просиявал какой-то свет – знак небесной силы, ему сопутствовавшей. «И доныне, добавляет Василий, велико уважение к нему всех туземных жителей, всегда свежа в церквах память о нем, неувядающая от времени». (Тв. Вас. в рус. пер. ч. III, стр. 346–347). Василии и Григорий хорошо знали, то, о чем говорили: свои сведения о Неокесарийском епископе они получили из самого достоверного и близкого источника – от своей бабки, св. Макрины, жившей в Неокесарии при Григории и принесшей с собою в Кесарию полученный от него символ, по которому она обучала своих внуков христианству. Авторитет Григория для всей церкви доказывается его присутствием на соборе Антиохийском (против Павла Самосатского (в 264г.)) вместе с его другом и товарищем по учению, Фирмилианом, епископом Каппадокийским, и братом Григория Афинодором, еписк. Понтийским, – его каноническим посланием, принятым всею Церковью со времени Трульского собора и – главное – его символом, данным ему чрез откровение, бывшим руководством в вере для всей Церкви до самого символа Никейского. Шестой вселенский собор усвоил ему название Чудотворца (Thaumaturgus). Проповедей с именем Григория сохранилось до нашего времени очень мало: 235 три слова на Благовещение Пресвятой Богородицы, слово на Богоявление, слово на день всех святых и отрывки из слова о Троице. Подлинность и этих немногих его гомилетических произведений большинством исследователей или заподозривается, или и совершенно отрицается. Так о словах на Благовещение говорят, что они содержат в себе такие восторженные похвалы Божией Матери, которые несвойственны не только третьему, но и четвертому веку, – которые могли иметь место в христианской литературе лишь после Ефесского собора, после того как церковью, вопреки еретикам, отрицавшим в Иисусе Христе воплотившегося Бога и потому его Пречистой Матери усвоившим название не Богородицы, а Христородицы, узаконено было именовать её именно Богородицей; во втором из слов на Благовещение встречается даже самое название Θεοτκος – Богородица, которое будто бы раньше Ефесского собора не было вовсе употребительно, почему эту проповедь Риккард приписывает Проклу, архиепископу Константинопольскому, с произведениями которого она сходна по цветистости и риторичности; а наш отечественный патролог преосвященный Филарет Черниговский , 236 считает произведением другого Григория Неокесарийского , жившего во времена VII вселенного собора, принимая в соображение то обстоятельство, что в древне-славянской рукописи Румянцевского музеума она значится под именем Григория архиепископа Неокесарийского ( Григорий Чудотворец был де лишь епископ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

243 Марк Опеллий Север Макрин (164–218 гг.), выходец из сословия всадников, по происхождению мавр из Кесарии. Он служил в административном аппарате, в 212 г. стал префектом претория. В 217 г., во время войны с парфянами, организовал свержение Каракаллы и сам был провозглашен императором. Макрин был вынужден заключить мир с парфянами в тяжелых для римлян условиях. Макрин погиб в войне со сторонниками Элагабала. 246 Феодор (ум. ок. 270 г.) родился в Неокесарии, городе на берегу Понта, древней Америи, получившей это название после того, как Тиберий вновь основал город. В 231 г. язычник Феодор стал учеником Оригена . В 239 г. он принял крещение под именем Григория и вскоре стал епископом Неокесарии. Известен как чудотворец. Григорий в 240 г. составил Символ Веры , принятый I Вселенским собором. Кроме того, известно его каноническое послание к его брату Афинодору, епископу Понтийскому, включающее 12 правил (262 г.). 248 Афинодор был епископом Понтийским. Известно, что он участвовал в 264 г. в соборе против Павла Самосатского в Антиохии. 249 После мученической смерти Фабиана в 250 г. место епископа Рима пустовало около года. Только после смерти Деция в 251 г. был избран Корнелий. Он старался восстановить общину после гонения и вел борьбу с ересью новациан. По приказу императора Галла Корнелий был изгнан в Центумеллу (совр. Чивитавеккья), где и умер в 253 г. 252 Луций был избран епископом Рима в 253 г. Вскоре он был изгнан римскими властями, через несколько месяцев вернулся в Рим и умер в 254 г. 253 Фасций Цецилий Киприан родился в начале III в. в богатой и знатной языческой семье. Он получил блестящее образование, стал преподавателем риторики, имел адвокатскую практику. Но под влиянием пресвитера Цецилиана Киприан ок. 246 г. принял крещение. Через год он стал пресвитером, а в 249 г. по желанию общины и клира был избран епископом Карфагена. Из-за гонений Деция, Галла и Валериана Киприан в 250–251 гг. находился в добровольном изгнании, откуда своими посланиями поддерживал дух паствы. В течение нескольких лет (вплоть до смерти) Киприан вел борьбу с римскими епископами по вопросу перекрещивания отступников (см. прим. 260). В гонение императора Валериана Киприан был сослан в город Керубит, где находился в течение года, а в 258 г. был осужден и казнен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

LXV. ФЕОДОР, который потом был назван Григорием и стал епископом понтийского города Неокесарии 246 . В весьма юном возрасте он отправился из Каппадокии в Берит 247 для изучения греческой и латинской литературы, а оттуда в Кесарию Палестинскую, взяв с собою своего брата Афинодора 248 . Когда Ориген заметил их отличные природные дарования, то склонил братьев к изучению философии, во время преподавания которой понемногу привел их к вере во Христа и сделал своими последователями. Получив от Оригена в течение пяти лет ученое образование, они были отпущены им к матери. Перед отъездом своим в отечество Феодор в благодарность написал Оригену панегирик и, созвав весьма многолюдное собрание, в присутствии самого Оригена прочитал вслух это слово, которое и доселе существует. Он написал и толкование на книгу «Екклезиаст», хотя краткое, но очень полезное. Известны также и многие его послания, но преимущественно знамения и чудеса, которые он, будучи уже епископом, совершил к великой славе Церкви. LXVI. КОРНЕЛИЙ, епископ Римский 249 , к которому есть восемь посланий Киприана, написал послание «К Фабию», епископу Антиохии 250 , о Римском, Италийском и Африканском соборах, другое послание «О новацианах и о падших», третье послание «О деятельности собора» 251 , четвертое послание к тому же Фабию, весьма обширное и заключающее в себе опровержение и анафему новациановой ереси. Он управлял церковью два года при Галле и Волузиане и когда увенчался мученичеством за Христа, то ему наследовал Луций 252 . LXVII. КИПРИАН АФР 253 сперва прославился как учитель риторики, потом, по увещанию Цецилия, от которого и получил свое прозвище, стал христианином и раздал все свое имущество бедным. Некоторое время спустя он был посвящен в сан пресвитера, а затем был поставлен и епископом Карфагена. Излишне перечислять творения его ума 254 , когда они светлее солнца. Он пострадал при принципсах Валериане и Галлиене 255 во время сильного восьмого гонения 256 в тот же день, в который пострадал в Риме Корнелий, но не в том же году.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003