Но в Александрийской школе рядом с γκκλια μαϑματα на той же ступени изучалась, вероятно, и первая богословская наука – апологетика 98 . Это видно из того, что следующая за апологетикой ступень богословского курса совпадает уже с началом философского курса, составляющего уже непосредственное продолжение наук энкиклических. На второй ступени изучалось христианское нравоучение в связи с философской этикой 99 , на третьей ступени – христианская философия или догматика в связи с метафизическими системами философов 100 . Наконец, четвертую ступень составляла эзегетика 101 . Отвечали ли названные ступени годам обучения или курсам в современном смысле слова, это не ясно, хотя представляется вероятным, с той только оговоркой, что экзегетика, как по важности, так и по обилию материала, наверное, требовала больше одного года обучения. Св. Григорий и его брат Афинодор, по свидетельству Евсевия, учились в школе Оригена 5 лет 102 ; тот же срок был обычным и в школах пифагорейцев и академиков 103 . Отсюда 5-летняя продолжительность курса в Александрийской школе представляется весьма вероятной. Если она была такова, то изучение богословских наук параллельно с общеобразовательными науками и философией должно было падать на первые три курса школы, а изучение экзегетики – на два старшие. – Такова была постановка учебной части Александрийского διδασαλεονа. Что касается постановки воспитания, то она определялась двойственной природой γνσιςа, как главной цели школы. Воспитание в Александрийской школе занимало очень важное, можно сказать, доминирующее положение, но оно существовало не в виде отдельной дисциплинарной системы, а было неразрывно связано с образованием. Такова же была, как сказано выше, и философская традиция. Когда Климент Алекс. говорит об отношении воспитания к образованию, в его словах не трудно усмотреть некоторый отзвук Сократова учения о добродетели – знании. Различая в «истине» две стороны: «теоретическую» (τ ϑεωρητικν или γνωστικν) и «практическую» (τ ποιητικν), он говорит, что практическая «вытекает из теоретической», и что «тому, кто основательно изучил круг наук, относящихся к гносису, можно оставаться спокойным за остальное, сообразуя свои дела с учением» 104 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dyak...

Феофраст Ересийский думал одинаково с Аристотелем. Стратон, из Лампсака говорил, что теплота есть причина всего; говорил также, что части мира беспредельны и что никакое животное не имеет способностей. Праксифан Родосский думал одинаково с Феофрастом. Критолай, Фасилит, думал одинаково с Аристотелем. Зенон, Китиейский, стоик, утверждал, что не должно богам строить храмы, но иметь Божество в одном только уме; даже более того – считать Богом ум, ибо он бессмертен; умирающих должно бросать животным или в огонь; любимцами пользоваться беспрепятственно. Он говорил также, что всем управляет Божество; причины вещей заключаются частью в нас, а частью не в нас, то есть одни из дел зависят от нас, а другие не от нас; говорил и об отделении души от тела и называл душу многолетним духом; говорил также, что она не всецело нетленна, ибо от долговременности истощается до исчезновения, как он утверждает. Клеанф говорит, что доброе и прекрасное состоит в удовольствии; человеком называл одну только душу, а боги, говорил он, суть таинственные образы и священные названия; солнце называл пламенником, мир – местом посвящения в таинства, а вдохновенных Божеством – совершителями их. Персей учил одинаково с Зеноном. Хризипп Солейский написал, что законы ничего не значат: сыновьям, говорил он, должно иметь совокупление с матерями, а дочерям с отцами. В остальном он согласен был с Зеноном Китиейским. Кроме того он говорил, что можно есть мясо человеческое; говорил также, что конечная цель всего есть сладострастие. Панэтий Радосский говорил, что мир бессмертен и не стареет; прорицание он принимал за ничто и отвергал то, что говорится о богах: ибо говорил, что речь о Боге есть пустословие. Посидон Апамейский говорить, что величайшее для людей благо есть богатство и здоровье. Афинодор Тарсийский думал одинаково с Хризиппом и учил одинаково с Зеноном. Епикур, сын Неоклея, воспитанный в Афинах, проводил любострастную жизнь и не стыдился публично сожительствовать с распутными женщинами. Впрочем мы прежде, сказали о нем. 374 Кроме того он говорил, что богов нет, но что все управляется одним случаем, и ничто в жизни не добровольно: ни учение, ни образованность, ни другое что либо, но все у всех бывает недобровольно. Поэтому не должно ни порицать кого бы то ни было, как утверждает Епикур, ни восхвалять, ибо всякий делает это недобровольно. Говорил также, что не должно бояться смерти; утверждал, как я уже сказал прежде, что все составлено из атомов и что мир находится в беспредельном пространстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

И послали в заточение епископов, состарившихся в клире, много лет епископствовавших еще со времени Епископа Александра: Аммония, Ерма, Анагамфа и Марка послали в верхний Оазис, а Муия, Псеносириса, Ниламмона, Плиния, Марка, Афинодора в Аммониаку, не с иною какою мыслию, но чтобы, проходя пустыню, кончили они жизнь; потому что не сжалились и над больными, но гнали и тех, которые по немощи с трудом переносили это, почему несли их на носилках, и по причине болезни их за ними же следовало и нужное к погребению. Один из них умер, и не позволили, чтобы тело его несли свои. Поэтому и Епископа Драконтия заточили в пустынные места около Клисмы, а Филона в Вавилон, Аделфия в фиваидскую Псинаблу; Иеракса же и Диоскора пресвитеров сослали в Сиену; Аммония, Агафона, Агафодемона, Аполлония , Евлогия, Аполлоса, Пафнутия, Гаия и Флавия, престарелых Епископов, и также Епископов Диоскора, Аммония, Ираклида и Псаия принудили к бегству. И одних послали в каменоломню, других гнали, желая довести до смерти, многих же иных ограбили. Даже, сорок человек мирян и дев, сперва поставив на огонь, послали потом в заточение. Девам наносили раны финиковыми жезлами, отчего иные через пять дней умерли, а у других, по причине вонзившихся в тело спиц, надлежало их вырезывать, и они терпели мучения тягчайшие смерти. Но для всякого имеющего здравый смысл еще ужаснее, как ни свойственно это нечестивым: когда мучимые призывали имя Христово, ариане еще более скрежетали на них зубами. Даже, тела отшедших не отдавали своим для погребение, но скрывали, чтобы утаить убийство; однако же, не утаили, потому что видел целый город, и все отвращались от них, как от кровопийц, от злодеев и разбойников. Разоряли они и монастыри; и монахов покушались бросать в огонь; грабили домы; остатки денег, положенные епископом на сохранение в дом свободных граждан, расхищали и присвояли себе; вдов били по пятам; запретили подаяние милостыни. 73) Таковы злодейские поступки ариан. Кто же не ужаснется, услышав, каковы предприятия их безбожия? Довели они до заточения столь почтенных великих старцев и многолетних епископов; а на место их молодых распутных язычников, еще неоглашенных, думая вдруг сделать совершенными, даже двуженцев, обвиняемых в тяжких преступлениях, по причине окружающего их богатства или их силы в гражданском обществе, если давали золото, как бы с торга посылали, именуя их епископами.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

1695 В некоторых мелких деталях Prof. W. M. Ramsay допускает небольшие неточности, смешивая этого Афинодора с другим, немного старшим, Афинодором, скончавшимся в доме Катона в 60 – 50 году до р. Хр., как он сам поправляет эти частности. 1696 Еще при жизни Сенеки Публий Сциллий обвинял его в том, что это человек без всяких правил, пустой декламатор, который только своему пронырству обязан быстрым возвышением и обогащением. 1697 В этом только смысле и лишь с такими ограничениями могут быть приняты соображения проф. В. В. Болотова. Напротив, по мнению Ad. Нагпаск’а, во время Нероновского гения, вызванного иудеями, христиан преследовали именно как христиан (S. 296 – 297), при чем для римлян было важно дозвать, кто собственно поджигатели, а соответственно этому допрашивали и обвиняемых, они же обвиняли себя христианами. Все эти заключения, безусловно, подтверждаются, при Нероне христиане отличались от иудеев, которые вызвали на них преследование, и при допросе прямо объявляли себя таковыми (S. 124), почему и обвинение против них направлялось на odium humani generis (S. 133), т.е. на их христианское исповедание (S. 138), а они осуждались и подвергались гонению за христианство (S. 141 и ср. 144 – 145. 146). 1698 Напрасно говорить о мнимом преследовании христиан при Нероне, при чем Тацит, яко бы, смешал их с иудеями, хотя (по недоразумению) казнили тогда и много членов христианской общины в Риме. 1699 Д. В. Знаменский не соглашается с нашим мнением об отсутствии в иудействе догмата о предсуществующем Мессии, очевидно, лишь по недоразумению касательно содержания данной идеи, где у нас мыслится премирное обособленно – реальное божественное бытие, ибо последнего не признает для иудейской теологии и сам этот автор. 1700 Дело ничуть не изменится по существу, если мы даже согласимся, что неблагоприятные суждения о прозелитах в иудействе обусловливались историческими обстоятельствами и особенно возобладали после разрушения Иерусалима, ибо это воззрение не было противным иудейско – раввинской догматике, а вполне оправдывалось ею.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

1086 Парафраз VIII. 46. 3: «Наксосцы выставили четыре корабля. Эти корабли были, собственно, посланы гражданами к персам, так же как и корабли прочих островов. Однако вопреки приказу они прибыли к эллинам по настоянию Демокрита, человека, весьма уважаемого среди наксосцев, который был тогда триерархом». 1087 Jacoby. Ibid., I, no. 4, F. 183; Iia, no. 70, F. 187. По Геродоту, Мегабат – после четырехмесячной безуспешной осады – увел персов. 1099 IX. 81. 1: «Когда добыча была собрана, эллины отделили десятую часть дельфийскому богу. Из этой десятины был [сделан и] посвящен золотой треножник, который стоит в Дельфах на змее непосредственно у алтаря». В настоящее время знаменитый треножник находится на площади Мейдан в Стамбуле, и на нем все еще можно прочесть имена городов, участвовавших в битве. 1109 «Если подняться на самый Акрокоринф, то увидишь там храм Афродиты; ее статуя изображает богиню вооруженной» (Павсаний, II. 4. 7). Эта Афродита считалась военной покровительницей Коринфа. 1110 Принято считать, что имя Фетиды упоминается здесь по ошибке (самого Плутарха или его переписчика), вместо имени Главки, дочери Креонта и невесты Ясона, которой Медея отомстила, послав ей пропитанный ядом пеплос (Аполлодор, Мифологическая библиотека, I. 9. 28). Однако, согласно Афинодору из Эретрии (Müller. Ibid., IV, p. 345), Медея еще в Фессалии соревновалась в красоте с Фетидой и проиграла решением Идоменея; это могло означать, что Ясон полюбил Фетиду, отвернувшись от Медеи, однако оба были «исцелены» Афродитой до прибытия в Коринф. 1111 Anthologia Lyrica Graeca, II, p. 101. История о коринфских женщинах и эта эпиграмма были записаны Теопомпом и Тимеем (Müller. Ibid., II b, no. 115, F. 285; III b, no. 566, F. 10). 1114 VIII. 122. Греческий язык амбивалентен: «часть награды за доблесть» – может означать как их доблесть, так и его. Геродот признает эгинцев первыми, а афинян следующими за ними (VIII. 93. 1), т.е. придерживается первого варианта. Сами же эгинцы могли думать иначе, судя по принесенным ими в ответ на это требование дарам за ниспосланную победу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

  Л. 103   учитель не научил его, потому что учитель не объяснил ему урока! Значит, учитель ставит дурной балл не ученику, а себе, именно себе, за то, что он плохой учитель, что не умеет научить ученика!!! Мало того – он ставит дурной балл мне, архиерею, за то, что я терплю такого неспособного учителя, который не может научить ученика так, чтобы он удовлетворительно знал урок!!!» (Это было сказано с особенной, все возрастающей интонацией и сильными жестами). В заключение своего рассуждения о педагогике владыка решительно высказал, что он не допустит каких бы то ни было наказаний в учебных заведениях, а учителей, ставящих ученикам неудовлетворительные баллы, будет иметь на худом счету. Было, однако, высказано и несколько симпатичных мыслей. Так, в[лады]ка заявил, что в своем управлении епархией он глав[ным] образом будет заботиться об участи вдов и сирот. «Явится ко мне благочинный, первым делом вопрос ему: много ли у тебя в округе вдов и сирот, как они живут, чем существуют, получают ли пособие, сколько именно и откуда, заботится ли о них благочинный». С тяжелым чувством представлявшееся   Л. 103 об.   духовенство вышло из келлий архиерейского дома. О выходе епископа Антония из Вологды и его проводах рассказывали много интересного, но помещать эти рассказы в настоящих воспоминаниях воздерживаюсь, ибо нахожу, что личность епископа Антония, по моему мнению, обрисована достаточно.   Л. 104   Бытовая картинка из жизни педагогов   В одно время в квартире преподавателя семинарии Вас[илия] Ив[ановича] Покровского сидели: преподаватель семинарии же Фед[ор] Ал[ексеевич] Соболев и два преподавателя дух[овного] училища, Афинодор Н[иколаевич] Малинин и Ник[олай] Арк[адьевич] Колпаков . Сидели они не в столовой, а в кабинете, чтобы, как выразился Покровский, избежать лишних глаз, чтобы око не видело и ухо не слышало, что будет происходить в их интимной беседе. Пред ними в уютном уголке, на круглом столе стояли графин с водкой и бутылка рябиновой с самой обыкновенной закуской, состоявшей из селедки, колбасы и сыра. Компания находилась в самом веселом настроении. По временам раздавался дружный смех, особенно когда рассказывал что-либо в виде анекдотов или каких-ниб[удь] случаев из жизни В. И. Покровский. Содержимое в графине уже стало подходить к концу, когда Покровский сделал неожиданное предложение своим гостям – составить каждому в отдельности четверостишье.

http://bogoslov.ru/article/6192438

Афинодор видел в Петре много римлян и других иностранцев, которые тем отличались от туземцев, что вели частые тяжбы между собою, тогда как туземцы жили в совершенном согласии и жалоб друг на друга не допускали. Но к иностранцам Набатеи относились недружелюбно и склонны были вероломно обманывать их, как это показал правитель их Силлай, наместник царя Обода, во время похода Элия Галла (см. выше, гл. II). В числе хороших качеств Набатеев Страбон упоминает о их воздержности, хотя и это само по себе хорошее качество поддерживалось среди них страхом публичного наказания и надеждой на награду за увеличение имущества. Рабов у них было немного и потому в услужении состояли большей частью родственники (разумеется – бедняки). За неимением родственников – помощников в работах, Набатеи помогали друг другу или все делали сами. Такой патриархальный обычай простирался даже на царей. У Набатеев было в обычае устраивать общественные обеды группами по тринадцать человек, причем на каждой пирушке были два музыканта. Обычай этот тем более заслуживает нашего внимания, что такой же точно обычай до сих пор поддерживается среди туркестанских сартов, которые по очереди устраивают в течение зимы и весной (словом до весенних полевых работ) собрания знакомых, группой в 9 и более человек и проводят время в беседах, угощениях и других забавах, смотря по возрасту, образованию и общественному положению. Такие собрания называются у сартов гяп (беседа), а самый кружок – джура, т. е. общество, компания. Царь Набатеев устраивал в своем обширном дворце частые и продолжительные попойки и до такой степени был близок к народу, что не только обходился во время пира без прислуги, но и оказывал взаимные услуги прочим гостям. Часто он давал отчет пред народом в своих действиях, а иногда и самый образ жизни его подвергался исследованию. Жилища Набатеев устраивались из камня, но города не были укреплены стенами, вследствие мирных отношений с соседними городами. Одеждой у мужчин служил простой фартук (?), а обувью туфли (сандалии). Даже цари ходили в туфлях. На мертвые тела они смотрели, как на навоз, и даже царей хоронили подле навозных куч. Покланялись солнцу, в честь которого воздвигался на доме алтарь; на этом алтаре ежедневно совершались возлияния и дымился ладан. Товары у Набатеев были только привозные, именно: медь, железо, пурпур, стиракс, шафран, белая корица, предметы резной работы, картины и статуи; золото, серебро и большая часть ароматов добывались на месте 144 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Если одни объявляют переписку плодом невежественного неразумия 25 и самую мысль считают просто сатирой 26 , то другие не находят тут ничего удивительного, констатируя тесное соприкосновение между философом и Апостолом 27 и допуская у них, вероятность взаимоотношений 28 . Последнее обстоятельство давно уже обращало ученую пытливость, и в толкованиях его обнаружились три течения, что 1) Сенека и христианство исторически были независимы, 2) римский стоик влиял на второе и 3) наоборот 29 . Первая возможность обеспечивает фактическую самостоятельность эллинского благовестника, якобы почерпавшего сходные элементы в тогдашнем образовании, проникнутом стоицизмом 30 , но и она разрешается результатом не в его пользу. Дело в том, что идейные совпадения обоих в целом и в частностях 31 слишком характерны и отсылают к единому источнику, одинаково обогащавшему их. А для Сенеки таким была языческая культура, почему и о св. Павле мы обязываемся допускать, что многие свои воззрения он почерпал из сокровищ греческого образования 32 , которое было доступно ему, как человеку ученому в светских науках 33 , хотя последнее иногда отрицают 34 . Частный факт будет показателем глубокого проникновения апостольского в философские сферы с немалыми позаимствованиями отсюда 35 тогда не явится абсурдною и старинная догадка 36 о прямой соподчиненности апостольской идеям воспитателя Неронова, если фактически удастся обосновать её историческую вероятность. В аргументах этого рода нет недостатка. В Тарсе Апостол, знакомясь ближе со стоицизмом, доступным ему и чрез иудейские посредства 37 , имел удобства усвоить философские тенденции, воздействовавшие на Сенеку. Есть данные полагать, что Савл видел и слушал Нестора, управлявшего Тарсом, где в это время господствовали доктрины Афинодора 38 , а система этого тарсийца, скончавшегося в родном городе около 7 г. по р. Хр., могла сильно воздействовать на Сенеку 39 . С другой стороны и последний необходимо приковывал к себе сочувственное внимание. Увлекавшийся внешней риторикой 40 к преувеличениям и уклонениям от логической выдержанности 41 ,– э то все же был великий ум, хотя и зараженный фразой 42 аффектированного стиля 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Он стремился еще в Берит, где была юридическая школа, и Рим, для более основательного изучения римского права. Но Промысл судил иначе. Ему вместе с братом своим Афинодором случилось быть в Кесарии Палестинской, где муж их сестры занимал видное место в тамошней гражданской администрации. Здесь встречаются они с Фирмилианом, одним из благородных юношей каппадокийских, бывшим впоследствии епископом каппадокийским, и узнают от него, что в Кесарии живет знаменитый христианский философ Ориген . Влекомые стремлением к мудрости, они стараются войти в сношения с славным учителем, и все трое являются к нему, как к главному в то время руководителю в христианской философии. После первых бесед Оригена с ними, они, по словам самого Григория, оказались, как птицы, пойманные в клетку; привлекательная сила глубокого и многосведущего ума Оригенова так обаятельно подействовала на них, что они забыли и Берит и римское право и решились учиться мудрости у Оригена . Ориген не имел и не устроял в Кесарии такой регулярной школы, какова была школа александрийская, где он был прежде учителем, и каковы были во многих городах школы языческие, посещаемые юношеством, ищущим образования. Но всюду, куда он не являлся, вокруг него собиралась группа людей, стремящихся к знанию и ищущих истины: ум широкий, стоящий на высоте современного образования, владевший всесторонними сведениями, любивший исследовать предметы до их последних глубоких оснований, и в тоже время приятный и сообщительный, он, как магнит притягивал к себе всех, желавших образования, и из бесед с ним, как из источника, жаждущие истины черпали то, что служило к обогащению их знаний, к разъяснению и разрешению темных вопросов, к исправлению и расширению их воззрений. Таким образом, без нарочитого намерения Оригена, там, где он жил, сама собою составлялась своего рода школа, или нечто высшее обыкновенной школы; так как к нему являлись для ученых бесед не простые, только начинающие образование, мальчики, а люди уже зрелого, более или менее овладевшие внешнею мудростью, – и учение ведется у него не путем страдательного усвоения уроков, а путем свободного взаимного обсуждения предметов ведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Сии тропари имели и богородичные, ибо известен канон великомуч. Георгию с именем Германа в акростихе Богородичных тропарей 211 . Судя по надписаниям стихиры и каноны служебных миней принадлежат писателям VII-X веков и немногие позднейшим 212 . Исследуя греческие и славянские рукописные минеи, мы нашли писателей многих канонов, коих имена не означены в печатных минеях, так что немного осталось канонов в славянских печатных минеях, коих писатели неизвестны, всего до 45–50 канонов 213 . 2. В числах или днях служб святым рукописные минеи расходятся между собою и сравнение их в сем отношении может представлять немалый интерес для агиолога. Естественно, чем древнее минеи, тем более в них особенностей. Так один отрывок греч. миней X-XI в. в импер. публичной библиотеке LXXIX, в коем только первые 10 дней декабря, представляет большие разности в отношении к настоящим минеям, именно в нем. 1 дек. св. великомуч. Адавкта, 3 муч. Инды и Домны, 7 муч. Симферусы (неизвестна), 8 пр. Мосхиана (неизвестен), 10 св. ап. Онисифора. В XI веке выделяется группа студийских миней, в коих при всех разностях видится более общего. С XII века начинают распространяться минеи, расположенные по иерусалимскому уставу, ныне общепринятые во всей восточной церкви. При исследовании миней студийских и особого древнего состава (ни студийского, ни иерусалимского), нами насчитано до 100 служб таким святым, которым нет служб в печатных греческих и славянских минеях. Такова сила времени на земле! Некоторым святым в продолжении 500 лет правились службы, а теперь даже и имен их нет в полных святцах греческих и славянских таковы службы, наприм. 25 сент. Феофилу. еп. ефесскому (в 9 в. хин. румянц. 30), 22 ноября муч. Киприне (неизвестна, Ундольск. слав. минея 75), 15 февр. священномуч. Афанасию (неизвестен, синод. греч. минея 181), 2 марта священномуч. Афинодору, еп. египетскому, сосланному в пустыню импер. Констанцием (студ. слав. мин. ХІІ в.), и другим; а между тем в наших руках было ограниченное число рукописных миней.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010