Духа. Однако ограничивать историческую ценность похвального слова Григория Нисского только теми немногими данными, на которые указал П. Кёчау, было бы проявлением Чрезмерного и слишком узкого критицизма, при котором за отдельными фактами и подробностями их не хотят видеть целого; а это целое, по нашему мнению, и всею своею совокупностью, и отдельными подробностями, и даже мелкими чертами рисует пред нами живой, исторический образ великого Понтийского святителя, с его необычайной деятельностью. Как уже было указано, Григорий Нисский хорошо знал Неокесарию и ее окрестности, знал местные предания, по семейным воспоминаниям ясно представлял и цельный образ великого святителя, – и следы всего этого нашли отражение во многих частностях, которые рассеяны по всему его похвальному слову от начала и до конца. Что св. Григорий для последующих поколений неизменно являлся в таком именно образе, в каком представляет его Григорий Нисский, об этом свидетельствуют не только св. Василий Великий , Руфин и сирийская повесть, но и Иероним, блаж. Феодорит, Сократ и т. д. Феодорит ставит рядом с св. Григорием его брата Афинодора, Фирмилиана, Елена, но только св. Григорию приписывает дар чудотворения 205 . Необходимо обратить внимание и на то, как Григорий Нисский сам определяет цель своего похвального слова, которая по его словам, заключается в том, «чтобы оный муж чрез воспоминание об его добродетелях явился присутствующим (на празднике) таким же, каким он сам был для видевших дела его современников» 206 . Для осуществления этой цели Григорий Нисский , как мы видели, располагал всеми необходимыми данными и средствами и эту свою задачу он выполнил успешно, обнаруживая известную сдержанность и критическую чуткость в использовании того материала, каким он располагал. В заключении своего похвального слова он пишет: «есть и иные чудеса великого Григория, сохранившиеся в памяти даже до ныне, которых мы не присовокупляем к описанным нами, щадя слух недоверчивых, и чтобы не повредить тем, которые, по великости рассказываемых событий, готовы самую истину признать ложью» 207 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Позднейшие документы не сообщают ничего нового, – они или ограничиваются краткими похвалами великому учителю, особенно подчеркивая дар чудотворения, или же повторяют в сокращении похвальное слово Григория Нисского 214 ; поэтому мы и не будем останавливаться на анализе их. Сообщения, в которых заключаются указания только на творения св. Григория, почти исключительно подложные, будут приведены и оценены в соответствующих главах исследования. Таковы источники, на основании которых, в связи с ходом современной св. Григорию церковной жизни, мы постараемся дать очерк жизни великого апостола Понтийской страны и знаменитого отца Церкви III века. Глава III. Очерк жизни св. Григория Чудотворца Св. Григорий имел и другое имя – Феодор. Евсевий, сообщая о том, что к Оригену в Кесарию Палестинскую стекалось много учеников не только из местных жителей, но и отовсюду, говорит, что из них он знает, как наиболее выдающихся, Феодора, который тожествен с знаменитым среди современных Евсевию епископов Григорием ( ν πισμοος μλιστα γνωμεν Θεδωρον, ς ν ατς ο τος καθ’ μ ς πισκπων διαβητος Γρηγριος), и брата его Афинодора 215 . Блаж. Иероним именует его Феодором, который впоследствии назван был Григорием (Theodorus qui postea Gregorius appellatus est 216 . Св. Григорий Нисский ничего не знает об имени Феодора. Из слов Евсевия можно сделать то заключение, что св. Григорий, когда был епископом, назывался только этим последним именем и с этим только именем известен был и другим. Но оно принято было им раньше посвящения во епископа, так как Ориген в письме к нему за несколько лет до поставления его во епископа уже называет его Григорием. Если же он пришел к Оригену с именем Феодора (как говорит Евсевий), а ушел от него с именем Григория, как должно заключать из письма Оригена, то перемена имени, очевидно, падает на время пребывания его в Кесарии Палестинской у Оригена и должна быть связана с важным событием в его жизни, можно думать, – с крещением. Если даже допустить, что он имел два имени – Θεδωρος κα Γρηγριος 217 , при чем сначала преимущественно употреблялось первое имя, то несомненно, что со времени пребывания в Кесарии он стал называться исключительно Григорием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

14   В это время Римской Церковью управлял еще Ксист; Антиохийской, после Фабия, — Димитриан, в Кесарии Каппадокийской правил Фирмилиан, в Церквах Понтийских — Григорий и его брат Афинодор, ученики Оригена. В Кесарии Палестинской по кончине Феоктиста получил епископство Домн; по его смерти, вскоре последовавшей, преемником его стал Феотекн, наш современник; он тоже был из Училища Оригена. В Иерусалиме по упокоении Мазабана епископскую кафедру получил Именей славный в течение многих лет, наш современник. 15 Во времена этих епископов, когда повсюду для Церквей наступил мир, в Кесарии Палестинской за свидетельство о Христе обезглавлен был Марин; он принадлежал к военной знати, был родовит и богат, а казнен вот по какой причине. (2) У римлян знаком отличия считается виноградная лозе, и получившие ее, говорят, становятся центурионами. Одно место центуриона было свободно, и в порядке продвижения по служебной лестнице Марина назначили на это место. Он уже собирался принять этот знак отличия, когда в суд пришел какой-то человек и заявил, что, по старым законам, Марин не может быть удостоен этого звания: он христианин и не приносит жертв императорам. Место центуриона принадлежит ему, обвинителю. (3) Судья (им был Ахей), взволнованный происшедшим, сначала спросил Марина, какой он веры; увидев, что тот тверд в своем исповедании, дал ему на размышление три часа. (4) Когда Марин вышел из суда, Феотекн, тамошний епископ, подошел к нему и увлек беседой; взяв за руку, ввел в церковь и поставил рядом с собой у алтаря; откинув полу его плаща, указал на висевший сбоку меч, одновременно подал ему Божественное Евангелие и предложил выбрать, что ему по душе. Марин, не задумываясь, протянул правую руку и взял Божественное Писание. " Держись, держись Бога,— воскликнул Феотекн,— получи то, что выбрал и, укрепляемый Им, иди с миром " . (5) Когда Марин вышел из церкви, глашатай уже громко вызывал его на суд, ибо окончился назначенный срок. Представ перед судьей, он явил еще большее усердие к вере; его тут же повели, в чем он был, на смерть и казнили.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/7...

В этом панегирике, где святитель Григорий Нисский явно преувеличивает познания во «внешней мудрости» тогда еще молодого Чудотворца, несомненно видна выдающаяся роль Оригена в воспитании будущего Святителя. В том же духе выдержано замечание о Григории и его брате Афинодоре в «Церковной истории» Евсевия (VI, 30)» «Оба страстно увлекались эллинской и римской наукой; но Ориген внушил им любовь к философии и направил их ревность на изучение богословия. Они провели с ним целых пять лет и так усовершенствовались в этой науке, что оба еще молодыми удостоились епископства в понтийских Церквах» 659 . Исходя из этого примера, а также из описания стиля преподавания Оригена в Кесарии, можно сделать вывод, что здешнее училище во времена его было прежде всего, как верно подмечает Г. Крузель, «школой внутренней жизни», ибо все преподавание в ней имело основную цель – стяжание Духа Святого. Это тесно связано с тем фактом, что в Палестине Ориген подвизался не просто как дидаскал, но и как иерей, окормляющий многочисленную паству. Близкое общение не только и не столько с узким кругом интеллектуалов, как в Александрии, сколько с массой верующего народа, наложило новый, более глубокий отпечаток на личность и творчество знаменитого мыслителя 660 . Ученики стали для него не только слушателями, но и духовными чадами. Пример святителя Григория опять очень показателен: «дружественные отношения между святителем Григорием и Оригеном продолжались во всю их жизнь. Когда первый жил уже на своей родине, продолжая заниматься науками, Ориген написал к нему письмо, в котором с почтением говорит об учености своего воспитанника, но в то же время советует ему заниматься светскими науками не более, как сколько нужно для лучшего уразумения Священного Писания, и, наконец, посвятить прекрасные дарования, которые могли бы открыть ему блестящее поприще мирских почестей, на защиту веры и на служение Церкви Христовой. Григорий внял сему совету и посвятил себя всецело богословию» 661 . Как признанный авторитет в богословских вопросах, Ориген пользовался высоким уважением и среди восточного епископата.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/patris...

Аристон Хиосский II 80; IV 33, 40; VII 160. Аристотель I 24, 98, 99; II 23, 26, 45, 55, 104; III 37, 80; V 6, 7–8, 11–16, 39; VIII 19, 34, 36, 51, 52, 63, 74; IX 25, 54, 81; «Государственное устройство делосцев» VIII 13; «О воспитании» IX 53; «О магах» I 4, 8; «О пифагорейцах» VIII 34; «О поэтах» III 48; VIII 57; «О философии» I 8; «Обзор риторов» II 104; «Поэтика» II 46; «Софист» VIII 57; «Этика» V 21. Аристофан Византийский III 61; X 13. Аристофан II 20, 27; IV 19; ср. II 28; «Облака» II 18; «Герои» VIII 34. Аристофон, «Пифагореец» VIII38. Аркесилай Питанский IV 30, 31, 44; V 41. Артемидор, «Ответ Хрисиппу» IX 53. Архедем Тарсийский VII 68, 84, 88; «О голосе» VII 55; «Об основах» VII 134, 136. Архетим Сиракузский I 40. Архилох IX 71. Архит III 21–22; VIII 79–80. Архит Зодчий, «О механизме» VIII 82. Асканий Абдерский IX 61. Афиней VI 14; VII 30; X 12. Афинодор VII 68, 121, 149; «Прогулки» III 3; V 36; VI 81; IX 42. Ахаик, «Этика» VI 99. Ахей, «Омфала» II 133–134. Бион Борисфенский IV 52; «Диатрибы» II 77. Боэф VII 54, 143; «О природе» VII 148; «О судьбе» VII 149. Гекатей I 9, 11; «О египетской философии» I 10. Гекатон VII 2, 91, 181; «Изречения» VI 4, 32, 95; VII 26, 172; «О благах» VII 101, 103, 127; «О добродетелях» VII90, 125; «О конечных целях» VII 87, 102; «О невероятном» VII 124; «О страстях» VII 110. Гераклид Понтийский I 25, 98; II 43; VIII 4, 52, 71, 72; IX 15; «О бездыханной женщине» I 12, ср. I 67; VIII 61, «О болезнях» VIII 51, 60. Гераклид Лемб II 113, 120, 135, 138, 143, 144; «Обзор Сотионовых «Преемств«» («Сокращение по Сотиону») V 79; VIII 7, 53; X 1, ср. VIII 44, 58; «Обзор Сатировых «Жизнеописаний» («Сокращения по Сатиру») VIII 40; IX 26; ср. II 43; III 26. Гераклид Тарсийский VII 121. Гераклит Эфесский I 23, 76, 88; VIII 6; IX 1, 2, 5, 7 и сл., 14, 73. Гермарх X 15. Гермипп Смирнский I 72, 101, 106, 117; II 38, 109, 120, 142; III 2; IV 44; V 41, 67, 78, 91; VI 2, 99; VII 184; VIII 1, 40, 41, 51, 56, 69, 85; IX 4, 27, 43; X 2, 15; «Жизнеописания» I 33; II 13, 55; V 2;»О магах» I 8;«О Пифагоре» VIII 10;»О (семи) мудрецах» I 42; VIII 88; «Об Аристотеле» V1.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

Разделы портала «Азбука веры» Каноны (правила) церковные Популярное Сейчас в разделе 24  чел. Всего просмотров 559 тыс. Всего Правил 783 ©2024 Церковное право к содержанию Правила свт. Григория Неокесарийского (†270) - Брачное право - Жизнь монашествующих - Искажения благочестия - Канон священных книг - Наложение епитимий - Некоторые ереси - Нравственные преступления - Образ жизни и положение клириков - Общение с еретиками и иноверцами - Принятие и лишение сана - Принятие иноверцев и отпавших - Христианское благочестие - Церковная дисциплина - Церковное законодательство - Церковное имущество - Церковное судопроизводство - Церковное управление - Частные исторические ситуации Свт. Григорий составил послание к Афинодору, своему брату, епископу Понта, по поводу беспорядков и проступков, учиненных многими из христиан во время нашествия на понтийскую область готфов. Впоследствии было разделено на 11 (12) канонов. Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/pravo/pravila-svt-grigo...

Архилох, знаменитый ямбический поэт втор. пол. VII в. IX 1, 71; ср. Ук. ист. Архином, считается отцом Эмпедокла VIII 53 Архиполид, покровитель Менедема Эретрийского и Акслепиада II 137 Архит Митиленский, писал об Алкмане как основателе эротической поэзии IV 52; VIII 82 Архит Тарентский VIII 79–83; III 21, 6l; VIII 86; соим. VIII 82; ср. Ук. ист. Архит, поэт из Амфиссы (III в.) VIII 39, возможно, идентичен автору эпиграмм VIII 82 Архит Зодчий, автор книги «О механизме», известной Витрувию VIII 82; ср. Ук. ист. Асканий Абдерский, скептик Пирроновой школы (?). См. Ук. ист. Асклепиад Флиунтский, неразлучный друг Менедема Эретрийского, слушавший вместе с ним философию в Афинах, Мегарах и Элиде II 105, 126, 129–132, 137, 138; VI 91 Асконд, отец Кратета-киника VI 85 Астианакт, отец перипатетика Ликона V 65 Астианакт, брат и наследник перипатетика Ликона V 69 Астидамант, афинянин из рода Эсхила, ученик Исократа, трагический поэт, известен тем, что на поставленной ему в театре статуе написал себе хвалу II 43 Астон Кротонский, автор многочисленных произведений, приписываемых Пифагору VIII 7 Астрампсих, персидский маг I 2 Атлант, древний ливийский философ I 1 Аттал I Сотер, царь Пергама в 241–197 гг., союзник римлян во II Македонской войне, при нем выстроен Алтарь в честь победы над галатами и основана Пергамская библиотека IV 30, 60; V 67 Афан, один из душеприказчиков Стратона V 62 Афиней (I в.), врач, основатель школы «пневматиков», близкий к стоицизму II 104 Афиней, эпиграмматист. См. Ук. ист. Афиней, отец эпикурейца Метродора Лампсакского X 22 Афинодор Лампсакский, отец Полиэна X 24 Афинодор, автор «Прогулок», но не перипатетик, а стоик, долго жил в Риме, был учителем Августа. См. Ук. ист. Афинодор из Тарса, стоик, глава Пергамской библиотеки, уличенный в изъятии из сочинений древней Стои «неприличных» (кинических) мест, с 70 г. жил в Риме в доме Катона Младшего VII 34 Афинодор, брат поэта Арата, ученик Зенона VII 38 Афинокрит, отец Демокрита IX 34 Афлий, посланник Александра, по поводу его имени (Жалкий) Диоген Синопский создал каламбур, в котором впервые показан порядок следования падежей VI 44

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

(4) И разве не более страшна и не так же удивительна история, которую я изложу в том виде, в каком я ее услышал? (5) Был в Афинах дом, просторный и вместительный, но ославленный и зачумленный. В ночной тиши раздавался там звук железа, а если прислушиваться внимательнее, то звон оков слышался сначала издали, а затем совсем близко; затем появлялся призрак – старик, худой, изможденный, с отпущенной бородой, с волосами дыбом; на ногах у него были колодки, на руках цепи, которыми он потрясал. (6) Жильцы поэтому проводили в страхе, без сна, мрачные и ужасные ночи: бессонница влекла за собой болезнь, страх рос, и приходила смерть, так как даже днем, хотя призрак и не появлялся, память о нем не покидала воображения, и ужас длился, хотя причина его исчезала. Дом поэтому был покинут, осужден на безлюдье и всецело предоставлен этому чудовищу; объявлялось, однако, о его сдаче на тот случай, если бы кто-нибудь, не зная о таком бедствии, пожелал бы его купить или нанять. (7) Прибывает в Афины философ Афинодор 944 , читает объявление и, услыхав о цене, подозрительно низкой, начинает расспрашивать и обо всем узнает; тем не менее даже с большей охотой он нанимает дом. Когда начало смеркаться, он приказывает постелить себе в передней части дома, требует таблички, стиль, светильник; всех своих отсылает во внутренние покои, сам пишет, всем существом своим сосредоточившись на писании, чтобы праздный ум не создавал себе призраков и пустых страхов. (8) Сначала, как это везде бывает, стоит ночная тишина; затем слышно, как сотрясается железо и двигаются оковы. Он не поднимает глаз, не выпускает стиля, но укрепляется духом, закрывая тем свой слух. Шум чаще, ближе, слышен будто уже на пороге, уже в помещении. Афинодор оглядывается, видит и узнает образ, о котором ему рассказывали. (9) Привидение стояло и делало знак пальцем, как человек, который кого-то зовет. Афинодор махнул ему рукой, чтобы оно немного подождало, и вновь принялся за таблички и стиль. А привидение звенело цепями над головой пишущего. Афинодор вновь оглядывается на подающего те же знаки, что и раньше, не медля больше, поднимает светильник и следует за привидением. (10) Оно шло медленной поступью, словно отягченное оковами. Свернув во двор дома, оно внезапно исчезло, оставив своего спутника одного. Оставшись один, он кладет на этом месте в качестве знака сорванные травы и листья, (11) а на следующий день обращается к должностным лицам 945 и уговаривает их распорядиться разрыть это место. Находят кости, крепко обвитые цепями; они одни, голые и изъеденные, остались в оковах после тела, сгнившего от долговременного пребывания в земле: их собрали и публично предали погребению. После этих совершенных как подобает похорон дом освободился от призрака.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

Расскажу царственности твоей следующее: кесарь Август 253 был вспыльчив и жесток, предан блуду, имел достойные порицания и хулы наклонности, но обладал природным умом и сказал себе: «Нехорошо мне быть без руководителя». И вот он послал в Александрию и вызвал оттуда с великою честью некоего Афинодора, бедного и неимущего, но весьма рассудительного и разумного человека, о котором было засвидетельствовано несколькими из придворных, что он велик в совете и разуме. Он сказал ему: «Знаешь ли, Афинодор, для чего я вызвал тебя с такою честью?» Он отвечал, что не знает. Тогда кесарь сказал: «Я имею наклонности, противные моему сану, а о тебе я слышал, что ты человек добрый в совете и деле: я пожелал иметь в тебе друга и советника с тем, чтобы ты, когда увидишь, что я делаю и говорю что- нибудь нехорошее и достойное порицания, обличал меня наедине; а если я не покажу исправления, то делал бы это и явно». Афинодор ответил на это: «И ты, державнейший, не отвращай лица твоего, когда ты будешь обличаем, и не уничижай меня, тогда я буду тебе в этом врачом». И вот он не переставал обличать его каждый день, пока не сделал его совершенным в добродетелях; и когда стал просить позволения удалиться на родину, не получил его от кесаря; он сказал ему: «Искреннейший мой друг, я еще не достиг совершенства». Он пожелал видеть Авгара, царя Эдесского, в высшей степени рассудительного и разумного человека, украшенного всяческими достоинствами; увидев его и побеседовав с ним, он сказал: «Передаю себя в твои руки; будь мне вместо Афинодора», ибо Афинодор кончил свою жизнь и удерживал его кесарь в городе не только, как друга, но как отца, получая от него часто исправления. Поступая таким образом и будучи исправляем друзьями, Август с тех пор и ныне прославляется с хорошей стороны. Псевдо–Исихий (Гесихий) (XI–XII вв.) Сборник «О мудрецах, прославившихся своей ученостью» приписывается рукописной традицией XIII–XIV вв. знаменитому филологу Исихию Милетскому (VI в.), однако, как показала филологическая критика XIX в., принадлежать ему не может и составлен, вероятно, в XI–XII вв. Сборник содержит 78 заметок, или статей, преимущественно об античных философах (около 50), а также о некоторых поэтах и риторах. Статьи расположены по не строго соблюдаемому алфавитному порядку (внутри букв алфавитная последовательность постоянно нарушается) и неодинаковы по объему: от одной фразы типа «Трагика Софокла звали пчелой за его сладость» – до пространного изложения философской доктрины («Аристотель»). Как правило, статьи изобилуют характерными подробностями, объясняют прозвища, например: «Александриец Дидим был прозван «медночревным» (Халкентер) за свое усердие к книгам. Говорят, что он написал более 3500 книг» или «Сиракузец Филимон умер от чрезмерного смеха». Источниками Псевдо–Исихия служат чаще всего Диоген Лаэртский и словарь «Свида». О МУДРЕЦАХ, ПРОСЛАВИВШИХСЯ СВОЕЙ УЧЕНОСТЬЮ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Понемногу он выучивал на память отделы священного Писания. Перед отходом ко сну он долго молился, а в полночь шел на общую братскую молитву. Но всего удивительнее было в нем терпеливое перенесение болезни. Святой Пахомий нередко посылал его в различные монастыри, уверенный в том, что один вид этого инока пробудит благочестивую ревность во многих. Как-то к нему в келию вошел один добрый инок. Он был очень растроган терпением и болезненным видом аввы Афинодора. С братскою любовью этот инок убеждал его перестать трудиться над плетением рогож, так как это причиняет его рукам страшную боль. Инок говорил, что каждый из них с радостью будет трудиться за него и что это нисколько не будет отягощать их. Они и так ради Господа служат больным и странникам. Но терпеливый Афинодор, проникнутый сознанием важности труда для каждого человека и особенно для монаха, решительно сказал своему благожелателю, что для него невозможно перестать работать. Сердобольный брат советовал ему хотя растирать руки маслом, чтобы они несколько смягчились и перестали трескаться. Афинодор последовал этому совету. Но руки его от масла сделались нежнее; он во время работы чувствовал уже еще большую боль. Пахомий заметил, что этот брат прибегает к помощи масла. Авва с братским укором заметил Афинодору, что он должен не возлагать надежды на масло, а всецело отдать себя на волю Божию, так как не без промысла Божия, не без пользы для него и для других эта болезнь постигла его. Афинодор признал себя виновным и просил у Пахомия прощения. Он целый год потом оплакивал этот грех. Так строги были к себе иноки Пахомиева общежития. Святой Пахомий знал, к кому можно быть строгим и кому следует оказывать снисхождение. Однажды являются к Пахомию двое юношей. Они оба желали сделаться монахами. Один из них, Сильван, юноша шестнадцати или семнадцати лет, доселе жил в плотской нечистоте. Пахомий принял их с такими мыслями: «Я сделаю их монахами, и если юноша, проводивший дурную жизнь, принес покаяние, я буду хранить его; если же он не раскаялся, я изгоню его».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010