Вот первое, что мы встречаем на историческом пути к рефлексии над авторством: исконное понятие авторитета, но в ситуации спора. Задумаемся, что именно в этом нового. В истории любой культуры время от времени с неизбежностью возникали конфликты — религиозные, политические и всякие иные: скажем, у библейских пророков были антагонисты — «гонители», «лжепророки»; но каждый раз культура выправляла положение, устраняя из своей памяти — из канона — либо одну, либо другую спорящую сторону, либо, наконец, память об их потерявшем актуальность споре. Напротив, протестующий голос Ксенофана никак не мог лишить ни Гомера, ни Гесиода их статуса в греческой культурной традиции, однако и сам оставался в составе последней. Спор философской веры с мифологией поэтов был продолжен самым великим и самым авторитетным из греческих философов — Платоном. Само наличие этого спора хотя отнюдь не покончило с аксиологическим синкретизмом архаики, отказывавшейся уточнять, в каком именно отношении авторитетен авторитет, — греческая культура не раз возвращалась к концепции Гомера как непогрешимо–универсального наставника во всех вопросах, от веры и нравственности до наук, художеств и ремесел включительно , — однако впервые поставило названный синкретизм под вопрос. Освященные именем Гомера тексты оставались основой и фундаментом древнегреческого, а в значительной степени — и византийского образования. Но в греческой культуре была важная вакансия хулителя Гомера, «Гомерова бича», как называли кинически ориентированного ритора Зоила (IV в. до н. э.), чье имя само стало нарицательным . Некто Афинодор по пунктам возражал Зоилу; однако авторитет, защищаемый при посредстве таких апологий, необходимо претерпевает уточнение, т. е. дифференцирующее ограничение. Хулители авторитетов для того и нужны культуре греческого типа, чтобы эта культура, не отказываясь от авторитетов, выяснила пределы авторитетности последних. Резко забегая вперед, заметим, что на исходе античности христианские полемисты продолжили дело, которое на заре греческой классики начал Ксенофан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=106...

Афинодор видел в Петре много римлян и других иностранцев, которые тем отличались от туземцев, что вели частые тяжбы между собой, тогда как туземцы жили в совершенном согласии и жалоб друг на друга не допускали. Но к иностранцам Набатеи относились недружелюбно и склонны были вероломно обманывать их, как это показал правитель их Силлай, наместник царя Обода, во время похода Элия Галла (см. выше гл. 2). В числе хороших качеств Набатеев Страбон упоминает о их воздержности, хотя и это само по себе хорошее качество поддерживалось среди них страхом публичного наказания и надеждой на награду за увеличения имущества. Рабов у них было не много и потому в услужении состояли большей частью род­ственники (разумеется – бедняки). За неимением родственников – помощников в работах, Набатеи помогали друг дру­гу, или все делали сами. Такой патриархальный обычай простирался даже на царей. У Набатеев было в обычае устраивать общественные обеды, группами по тринадцати человек, причем на каждой пирушке были два музыканта. Обычай этот тем более заслуживает нашего внимания, что такой же точно обычай до сих пор поддерживается среди туркестанских сартов, которые по очереди устраивают (после уборки хлеба, когда поспевают фрукты, до времени новых полевых работ) собрания знакомых, группами в 9 и более человек и проводят время во беседах, угощениях и других забавах, смотря по возрасту, образованию и обще­ственному положению. Такие собрания называются у сартов гап (беседа, а сам кружок – джура т. е. общество, компания. Царь Набатеев устраивал в своем обширном дворце частые и продолжительные попойки и до такой степени был близок к народу, что не только обходился во время пира без прислуги, но и оказывал взаимные услуги прочим гостям. Часто он давал отчет перед народом в своих действиях, а иногда и сам образ жизни его подвергался исследованию. –Жилища Набатеев устраивались из камня, но города не были укреплены стенами, вследствие мирных отношений с соседними народами. Одеждой у мужчин служил простой фартук, а обувью туфли (сандалии). Даже цари ходили в туфлях. На мертвые тела они смотрели, как на навоз, и даже царей хоронили подле навозных куч. Покло­нялись солнцу, в честь которого воздвигался на доме алтарь; на этом алтаре ежедневно совершались возлияния и дымился ладан. Товары у Набатеев были только привозные, именно: медь, железо, пурпур, стиракс, шафран, белая корица, предметы резной работы, картины и статуи; золото серебро и большая часть ароматов добывались на месте 171 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Встречаются минеи, изобилующие многими особенностями, если их сравнивать со студийскими известными минеями и минеями иерусалимского устава, так что их нельзя отнести ни к тому, ни в другому разряду. Все они относятся к константинопольскому патриархату. Из древнейших служебных миней иерусалимской библиотеки, описанных Пападопуло-Керамевсом, замечательны: 1 минея X-XI века на мес. июнь (иерус. библ. Т. II кодекс 70). Особенности ее следующие: июня 1 пр. о. н. Аттала, в других памятниках службы ему не найдено, а здесь служба полная, июня 5 Илариона нового вместо 6, а 6 Дорофея, июня 8 Никандра и Маркиана, кроме Феодора стратилата, службы ин, кроме сей минеи, нигде не найдено, июня 10 Александру и Антонине согласно со студ. слав., июня 13 муч. Дулы (вместо 15), но службы в других памятниках ему не найдено, а здесь канон Иосифа, 15 июня празднов. ап. Фортунату согласно со студийскими славянскими минеями, 16 июня перенесен. нощей св. Феодора Сикеота, в слав. студ. 15 июня, 17 июня еще Ипатию в Руфинианах, нигде не найдено, июня 19 еще муч. Зосиме, по Евергетид. уст. 20 июня, июня 20 муч. Инне, Пинне и Римме и еще Евстохию и дружине, июня 22 еще пр. Петру Афонскому, 23 мучч. Зинону и Зине с каноном Иосифа, нигде не найдено, 28 преподобномуч. Иосифу и дружине с каноном Иосифа. По всему видно, что эта минея Конст. патриархата. Надпись гласит, что это книга Спасителя ( Αχαταλπτου) Непостижимого. Другая минея в той же библиотеке (Т. II стр. 370 и проч, кодекс 241) XI века, содержащая месяцы март и май, также константинопольского патриархата, ибо в ней есть служба патриарху Константинопольскому Фоме, которой в других минеях не найдено. Б сожалению, выписаны из нее памяти не на все дни, но с показанием писателей канонов, видно, что она смешанная иерусалимо-цареградская. Особенности против древних славянских миней студийских: марта 2 служба св. Феодоту, а не Афинодору, марта 14 Евсхимону, еп. лампсавийскому, с каноном Феофана, нигде не найдено, марта 24 мучч. Александру и Дионисию согласно с минеею криптофер., марта 29 Илариону новому, 31 Марку арефусийскому и Кириллу диакону, апр. 21 Симеону персидскому с каноном неизвестного, апр. 27 Симеону новому столпнику и брату его Георгию, мая 4 Севастиане с каноном Феофана, нигде не найдено, 16 Елладию вместо 27 (не ошибочно ли вместо Неадия), 18 мая Акакию лествичнику вместо 7 июля, мая 28 Елименту пиите (песнопевцу), у нас память 30 апр. Службы доселе в других не найдено, кроме минеи той же библиотеки Т. II 131 мая 23.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

(1) У меня ничего не было из того, что я мог бы послать в Сиракузы и что, как ты сказал, Архит хотел получить от тебя. Но я скоро и без задержек пошлю тебе. Со мной же не знаю, что только сделала философия, может быть, плохое, а может быть, и хорошее. Я по крайней мере так думаю, что мое отношение правильное, так как безумствуют особым безумием те, которые трудятся и частным образом, и ведут государственные дела. Даже если я чувствую так безосновательно, то знай, что при таком только настроении с трудом я мог бы жить, иначе же мне невозможно найти в себе душу живую. (2) Потому-то я удалился из города, как из клетки для зверя; живу я недалеко от Пфистиад и в этих местах понял, что Тимон не был ненавистником людей, но, не находя людей, не мог любить и диких животных, поэтому проводил жизнь сам по себе, в одиночестве. Но, может быть, хоть это и так, я думаю, что не очень хорошо устроился со своими делами. Прими это, как хочешь; а у меня вот какое решение: быть подальше от города, как теперь, так и на все остальное время, которое бог назначает мне прожить. Кринис, который имеет от меня письмо, уже издавна является и тебе другом, так как начало вашего знакомства пошло от меня, поэтому я считаю хорошим и теперь, как бы создавая второе начало вашего общения, предложить тебе оказать ему внимание. Случилось так, что ему хочется поступить на военную службу и исполнять ее соответствовало бы его достоинству. Вообще же разговор об этом короток: ведь ты сам хорошо знаешь, как я отношусь к Парамону и Кринису, знаешь ты и юношу, что он разумен и умерен и для всякого общения, если так можно сказать, и для всякого использования он безупречен. Ведь говорят, что нужно брать доказательства для будущего из прошлого и главным образом на основании его собственных природных качеств и умственного дарования, а его все единогласно хвалят. Раз он таков и является моим и твоим другом, попытайся проявить по отношению к нему поручаемую тебе от меня заботу: такие, как он, заслуживают расположения. Так как Афинодор часто сообщает мне о ваших настроениях и планах, я решился написать вам, приветствовать и сказать несколько слов как вследствие нашего знакомства с вами, о котором, по-видимому, вы помните, так и потому, что в отношении Дионисия вы всегда в одинаковой степени сохраняете расположение. Я считаю, что никогда нельзя составить более точного представления о чьем-либо характере, как только из постоянства в дружбе, а ее, как я замечаю, вы сохраняете даже не по своему возрасту. Так вот, как вследствие всего этого, так и вследствие другой вашей скромности, к которой, как я слышу, вы стремитесь теперь еще в большей степени, чем прежде, когда я уезжал от вас, старайтесь и в дальнейшем быть такими же, считая, что самым лучшим плодом такого отношения является добрая слава у людей, ведущих хорошую жизнь.

http://predanie.ru/book/219678-platon-ar...

Закончив образование в школе грамматика, Г. Ч. по желанию матери поступил в школу ритора (Ibid. 56), где он отказывался произносить о ком-либо похвальные речи, если это было несогласно с истиной (Ibid. 130). Под влиянием учителя лат. языка Г. Ч. не стал переходить из школы ритора в школу философа и занялся юриспруденцией. Для совершенствования образования он вместе с братом Афинодором отправился в г. Берит (Бейрут), где находилась крупнейшая юридическая школа на Востоке (Ibid. 57-62). Ближайшим поводом к поездке было то, что муж сестры Г. Ч., назначенный советником к имп. наместнику Палестины в Кесарию, хотел, чтобы за ним последовала его жена, взяв с собой обоих братьев. Прибыв в Кесарию Палестинскую, братья захотели послушать Оригена, к-рый в это время основал здесь школу наподобие александрийской (см. ст. Богословские школы древней Церкви ). Согласно свт. Григорию Нисскому, в знакомстве Г. Ч. с Оригеном принимал участие Фирмилиан Кесарийский ( Greg. Nyss. De vita Greg. Thaum.//PG. 46. Col. 905). По окончании 5-летнего обучения в Кесарии Палестинской Г. Ч. вместе с братом Афинодором возвратился на родину. Вскоре он получил письмо от Оригена, в к-ром тот убеждал его направить свои дарования и знания на служение христианству и заняться внимательным изучением Свящ. Писания. В Неокесарии Г. Ч. принял решение удалиться от шума площадей и от всей городской жизни и в уединении пребывать с собой и через себя с Богом ( Greg. Nyss. De vita Greg. Thaum.//PG. 46. Col. 908), однако ок. 245 г. он был поставлен Федимом, еп. Амасийским, во епископа Неокесарийского. Согласно свт. Григорию Нисскому, Г. Ч. сначала не желал принимать посвящение, боясь, чтобы «заботы священства, как некоторое бремя, не послужили ему препятствием в любомудрии». Поэтому Федим после долгих усилий, «нисколько не обращая внимания на расстояние, отделяющее его от Григория (ибо он находился от него на расстоянии трех дней пути),- но воззрев к Богу и сказав, что Бог в час сей равно видит и его самого и того, вместо руки налагает на Григория слово, посвятив его Богу, хотя он и не присутствовал телом, назначает ему оный город, который до того времени был одержим идольским заблуждением» (De vita Greg.

http://pravenc.ru/text/168083.html

В своем бранном воодушевлении исавры не ждали врага, и вышли из своей земли раньше, чем собралась имперская армия. 1258 Во Фригии на равнине близ города Коттиея произошла встреча враждебных сил в конце 492 года. Привычные сражаться в родных горах, исавры оказались слабее противников и потерпели жестокое поражение. В бегстве пал их вождь Лингинин. Ограбление убитых на войне было тогда обычным явлением, и после решительной победы начался грабеж. Если бы победители настойчиво продолжали преследование, то, по замечанию Иоанна Антиохийского, никому из исавров не удалось бы спастись в охватившей их панике. Близилась уже зима, и войска, дойдя до Тавра, встали на зимовку. С весною началась в Исаврии горная война, которая затянулась на шесть лет. Во второй год войны один из командиров, Диоген, осадил крепость Клавдиополь, лежавшую в долине между двумя хребтами Тавра. Попрятавшиеся в своих неприступных ущельях исавры спустились в большом числе на выручку крепости и поставили Диогена в очень трудное положение, отрезав ему все пути сообщения. Его выручил Иоанн Кирт, подоспевший вовремя, чтобы ударить на врага с тыла. Произошла упорная битва, окончившаяся победой имперских войск. Епископ Конон был смертельно ранен во время сражения и вскоре умер. 1259 То была вторая значительная победа римского оружия, ослабившая силу сопротивления. На третий год войны военные действия сосредоточились в южной Исаврии. Природа места и дикий характер населения представляли труднопреодолимые преграды для борьбы с врагом, и Лонгин Селинунтский, имевший свой центр в Антиохии Исаврийской, сумел организовать доставку провианта своим соплеменникам морем, с которым были хорошо знакомы исавры, имевшие давнюю репутацию умелых пиратов. Лонгин из Кардал и Афинодор руководили сопротивлением в этих местностях. Война шла с большим ожесточением, и дело покорения Исаврии подвигалось медленно. Только в 497 году Иоанну Скифу удалось захватить главных организаторов сопротивления. Лонгин и Афинодор были казнены, и головы их были отосланы в Константинополь. В столице торжественно отпраздновали победу над исаврами. Анастасий назначил ристания в честь победы. Головы казненных вождей восстания и присланные из Исаврии пленники радовали взоры толпы на ипподроме. Головы были потом выставлены на шестах в предместии Сиках, а пленные поселены во Фракии. 1260 Война, однако, не была еще окончена и продолжалась в диких горных ущельях Исаврии. Только в 498 году комит Приск взял в плен Лонгина Селинунтского. В цепях привезли его в Константинополь, показывали народу на ипподроме, затем казнили в Никее. 1261 Полководцы, сумевшие довести до конца эту трудную войну, были щедро вознаграждены за свои заслуги и удостоены консульства – Иоанн Скиф на 498 год, а Иоанн Кирт на 499-й.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Муч. Афинодор . В греческих печатных минеях он неверно, как говорит Никодим, назван братом Григория чудотворца . Действительно и в древнейшем сишном прологе 1295 года братом Григория чудотворца назван св. Григорий. За греческими минеями и в Мартирологе римском 18 октября Афинодор называется братом Григория чудотворца. Об нем довольное исследование в Деяниях св. 9 февраля. 8 Собор бесплотных сил . Собор ( cναξις) архангелов, по объяснению месяцеслова Василия, значит собрание, соединение их для поражения сатаны. Кажется, это позднейшее объяснение. Собор в честь ангелов – древний праздник, частная причина установления его не известна; кажется, ее и не было, иначе она не была бы забыта. Причиною праздника было, без сомнения, благоговейное почитание ангелов издревле. Во имя архангела Михаила в Константинополе было не менее 10 храмов, два из них один в Сосфения, другой в Анапле предместии константинопольском построены еще Константином В. (Bandurii imper. orient. Т. 1. index: Michael). Подле дворца Константинова был храм 9 чинов ангельских и туда 8 ноября собирались для Богослужения (Дю-Канж IV. 186). В Остромировом евангелии и синод. ев. 1807 года указывается другой храм, как место собрания 8 ноября – в Аркадиевых. Место так названо по бывшим тут ба-, построенным Аркадием (Дю-Канж I. 93). Василий Македонянин построил здесь два храма во имя арханг. Михаила в умилостивление Бога о убиении предшественника своего импер. Михаила (Дю-Канж IV, 98). В месяцесловах сей праздник означается различно; в одних собор арх. Михаила, в других собор Михаила и Гавриила, в иных вообще: собор ангелов, или архангелов, или бесплотных. В Контском синаксаре 1425 года: собор арх. Михаила, который церковь александрийская установила праздновать каждый месяц в сей день (Angelo Mai Scripmorum... IV, 100. сн. о коптских календарях Т. 1. стр. 321). В Деяниях св. (Sept. VIII. 4–123) обширное исследование об ангелах вообще. Имена ангелов известные в св. писании: Михаил, Гавриил, Рафаил, Салафиил, Иегудиил, Варахиил, Ифремиил. Сн. Дни Богослуж. Дебольского I. стр. 190. 9

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Сердобольный инок советовал ему хотя растирать руки маслом, чтобы они несколько, смягчились и перестали трескаться. Афинодор последовал совету инока. Но руки от масла стали нежнее, и он во время работы начал чувствовать еще большую боль. Узнав об этом, авва Пахомий с братским укором заметил Афинодору, что он не должен возлагать надежды на масло, так как не без воли Божией постигла его такая болезнь и не без пользы для него. Афинодор признал себя виновным, просил прощения и целый год потом оплакивал этот свой —611— грех 2505 . Сильван, когда он был болен, трудился вдвое больше, чем когда был здоров. Один инок «ночь стоит на молитве, а днем сидит за рукодельем» 2506 . И многие так поступали 2507 . «Авва Пимен рассказывал об авве Исидоре: всякую ночь плел он пальмовые корзинки. Братия просили его, говоря: успокойся немного, ибо ты уже стар. Но он отвечал им: если бы сожгли Исидора, и развеяли прах его по ветру, и тогда я не заслуживал бы еще никакой милости: ибо для нас сходил на землю Сын Божий» 2508 . Авва Силуан «вечером, когда чувствовал утомление, садился посреди келии и проводил ночь в плетении циновок» 2509 . Другие, занимались днем «мастерством», а ночью молились. «Однажды Тимофей говорил своему брату: чего мы хотим от нашего искусства? Целый день нам нет покоя. Авва Павел сказал ему в ответ: довольно с нас и ночного безмолвия, если только ум наш будет бодрствовать» 2510 . Третьи вообще много трудились. Старец Конон из обители св. Феодосия «в течение тридцати пяти лет ... непрестанно трудился», а авва Стратегий «имел великое трудолюбие» 2511 . Египетские иноки вообще «переносили изнурительные труды». Такие труды могли выносить только люди, привыкшие к ним с самого детства 2512 . Четвертые не оставляли работы своей даже при гостях. Когда Макарий пришел к Антонию, то они, плетя корзины из пальмовых ветвей, провели вечер в беседе о спасении души своей 2513 . Пятые трудились даже в воскресные дни в уверенности, что делать во славу Божию что-либо не грешно, ибо Апостол сказал: день и нощь делающе, да не отяготим кого (1Фес.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Григорий Неокессариский – Епископ и чудотворец, прежде называвшийся Феодором, происходил из знаменитой фамилии неокессарийской. Отец его, язычник, воспитал его в язычестве; Феодор получил хорошее образование для того, чтобы быть адвокатом; изучил законы и тогдашний язык законов латинский и решился наконец ехать в Рим, чтобы там более ознакомиться с римским правом. Но Промысел устроил судьбу его по своему усмотрению. Неожиданно Феодор должен был вместе с братом своим Афинодором проводить сестру свою в Кессарию, где муж ее получил должность Советника. Из Кессарии он мог еще отправиться в Берит, славившийся училищем законоведения. Но познакомившись (ок. 231 г.) с Оригеном , он и брат 565 его забыли Берит и Рим. 566 Ориген , по словам самого Григория, заставил его сперва искать разбросанные семена истины в системах философов и пробудил любовь к истине; потом стал излагать начала веры христианской и объяснял св. писание. После восьмилетнего пребывания у Оригена получив крещение, Григорий возблагодарил наставника публичным словом 567 и возвратился в свое отечество со скорбью о разлуке с наставником; в отечестве он удалился в пустыню. Федим, Епископ амасийский, избирал Григория в неокессарийского Епископа: но он скрылся. Епископ обратился с молитвой ко Господу, да призрит на него и на Григория, который на то время был в отдалении на три дня пути; вместо рукоположения простерши к Григорию слово, Федим посвятил его Богу, предал ему град неокессарийский. После сего, как бы влекомый силой, Григорий оставил пустыню и принял паству, с обычным, впрочем, рукоположением. 568 Семнадцать только человек было христиан в Церкви неокессарийской, когда принял управление Григорий, и не более осталось язычников в Неокессарии тогда, как призвал его Бог к Церкви Небесной. Множество чудотворений, им совершенных, усвоили ему наименование чудотворца и другого Моисея. 569 В гонение Декия (250 г.) он вместе с многими из своей паствы оставлял город и тем спас жизнь свою, которая столько нужна была и для его паствы и для других церквей. 570 Вместе с Афинодором, братом своим, Епископом Понта, он (в 264 г.) присутствовал на соборе антиохийском против Павла самосатского и ок. 270 г. мирно скончался. 571 § 62. Сочинения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

— Се покой мой, се жилище мое! Когда, наконец, святой почувствовал приближение кончины своей, то молил Господа удостоить его причастия Св. Таин. По молитве святого, желание его исполнилось. На остров прибыл игумен Никольского монастыря Сергий и причастил Нила Св. Таин. После сего преподобный, войдя в келлию, сотворил обычные молитвы и, взяв кадильницу, окадил святые иконы и всю келлию; потом, опершись руками на деревянные костыли, на которых он обычно отдыхал от телесной усталости [ 5 ], преставился ко Господу в 1554 году, декабря в седьмой день [ 6 ]. Богу нашему слава, ныне и присно и во веки веков.   Тропарь, глас 4: Яко светильник всесветел явился еси во острове Селигера езера, преподобне отче Ниле: ты бо крест Христов от юности своея на рамо взем, усердно тому последовал еси, чистотою Богови приближився, отонудуже и чудес дарованием обогатился еси. Тем и мы притекающе к раце мощей твоих, умильно глаголем: отче преподобне, моли Христа Бога, спастися душам нашым.   Кондак, глас 8: Отечества преподобне удалився, в пустыню вселился еси, и на остров Селигера езера возшед, жестоко житие показал еси, и многих добродетельми удивив, дарования чудес от Христа приял еси. Поминай нас чтущих память твои, да зовем ти: радуйся Ниле отче наш. Память святого мученика Афинодора Святой мученик Афинодор, из Сирской Месопотамии [ 1 ], с юных лет проводил иноческое житие. По доносу он был схвачен и приведен к правителю страны Елевсию, пред которым и исповедал Христа, за что тогда же и осужден был на жестокие мучения: его растягивали между двух столбов и все члены тела его опаляли горящими свечами; подкладывали ему под мышки раскаленное железо, а ноздри его проткнули заостренными спицами; потом распростерли его на разожженной медной доске, которая, однако, чудесным образом охладилась; потом его бросили в раскаленного медного вола и подвергали его многим другим истязаниям, но святой мученик оставался невредимым, избавляемый заступлением Ангелов. Такие чудные явления расположили и неверных обратиться к Божественной вере: святой Афинодор привел ко Христу сначала пятьдесят язычников, а потом и еще тридцать. За сие осудили его на усечение мечем; но как только палач приступил к своему делу, то споткнулся и упал как мёртвый, а рука его с мечем отторглась от плеча. После того уже никто не дерзнул приблизиться ко святому, и он, помолившись, предал дух свой Господу Богу [ 2 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010