Как видно из приведенного текста, пустынь в 1621 году еще не владела пашенными и сенокосными землями. Но так продолжалось совсем недолго. Уже в 1626 году в описях сборов (ведомостях сбора оброка) сборщика Устьерогодской волости было записано: «Ноября 11 и декабря 24 взято с пустыни оброку с мельницы 8 алтын и 2 деньги, с пожни 16 алтын и 4 деньги, с деревень Борисовской и Афанасьевской 1 рубль и 30 алтын». Эта запись говорит о том, что в 1626 году пустынь владела участками земли в упомянутых деревнях Устьерогодской волости. Немногим позже – в 1630-х годах пустынь владела сенокосами сначала на двух, а затем на трех островах на Двине. В отписях сборов 1638 и 1641 годов упоминаются «пожни под «Кивокурским лесом» и пашни в д. Харитоновской. В документах за 1649 год говорится о сборе земельного оброка целовальником Ягрышской волости со старца пустыни Георгия за деревни Ляховскую и Осташковскую. Появление у Шоромской пустыни земельных владений и последующее их увеличение объясняется как непосредственным приобретением участков земли через покупку, так и получением их от дарителей и вкладчиков – крестьян, вносивших свой вклад (деньги или участок) с условием принятия их самих или детей в пустынь. Например, вдова Верхотоемской волости Феврония Тырцова подарила – «положила в дом Успения Богородицы» - свою землю навечно. А крестьяне Ерогодской волости Федор Третьяков, Посник Черняев, Карп Онисимов Шумило 5 июня 1638 года стали вкладчиками пустыни, передав ей пожню «Великий наволок». Так же поступили с пожней «Сосновец» и крестьяне Кивокурской волости Петр и Исайя, благодаря чему были «приняты в монастырь на жительство». Кроме дарителей и вкладчиков, передавали землю и обедневшие крестьяне, которые не могли заплатить оброк. Об этом свидетельствует составленная 14 июня 1641 года «мировая память Федора Поспелова Львова, крестьянина Кивокурской волости, старцу Шоромской пустыни Иоакиму в том, что он, Федор, отступился в пользу пустыни сенными покосами за рекой Ергою против Наволочковой деревни с тем, чтобы старец Иоаким платил с тех пожен оброк в казну».

http://sobory.ru/article/?object=24418

Павла. " Старичок среднего роста, небольшая русая борода, проницательные карие глаза и неизменная трубка-носогрейка, волосы подстрижены под горшок, старенькие русские сапоги, плохонькой пиджак и старый картуз и с утра до ночи работа да забота " , - вспоминает отец Павел. Семья десять человек, а " земли один надел, на дворе корова, лошади не бывало " . " Супруга его была Марья Фоминишна, уроженка Петрова, из деревни Новое Верховье -плотная, физически развитая женщина, от природы процентов на 40 глухая, с бородавкой на левой щеке, - описывает о. Павел свою бабку. - Лето в поле, зима - пряла, ткала, внучат подымала .... У этих тружеников было шесть человек детей " . Первая дочь Груздевых Ольга, окончив один класс начальной школы, ушла в Мологский Афанасьевский женский монастырь, где жила сестра бабушки по отцовской линии монахиня Евстолия и еще жила одна тетка - инокиня Елена. Сын Александр родился в 1888 году. " По окончании трех классов церковно-приходской школы, - пишет о. Павел, - был направлен родителями в Рыбинск в лавку к некому Адреянову, но непосильный детский труд и бесчеловечное зверское обращение хозяев вынудили его пешком бежать в Мологу и, не заходя домой, выпросился в мальчики к Иевлеву Александру Павлычу, который имел мясную лавочку, где и работал до революции, вернее, до 1914 года " . Сквозь толщу времени мерцает старинная Молога, словно таинственный Китеж сквозь воды Светлояра. Молога, Молога, и твои золотые предания покоятся ныне на дне! Затоплены дома и улицы, церкви и кладбища, кресты и колокольни. Где твой юродивый Лешинька, приходивший в лавочку к Иевлевым и просивший у хозяйки: " Маша, Маша, дай пятачок " , получив который, тут же кому-либо отдавал или запихивал в какую-нибудь щель? Видимо, от отца - Александра Ивановича - сохранилась у Павла Груздева память об одном случае. " Тятя с хозяином любили осенью ходить на охоту к Святу Озеру за утками, их допреж там была тьма-тьмущая. Однажды в дождливый осенний день со множеством убитой дичи наши охотники заблудились.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2090...

Поглядели, поглядели, доктора постукали по спине, по брюху, на язык посмотрели — написали бумагу. Приезжаем в монастырь. Стол накрыт, что ты! Чай крепкий заварен, сахару! Все собрались, ждут. Несут игумении тарелочку, на тарелке салфеточка, на салфетке — письмо от военкома. Игумения — Анне Борисовне: “Аннушка, почитай!” Анна читает: “Груздев Павел Александрович. К военной службе признан негодным. Слабого умственного развития”. Отец говорит: “Мать, так он дурак. Вырастила мне”. С тех пор дураком и живу”. В обители преподобного Варлаама, Хутынского чудотворца “3 (16) января 1930 года была последняя служба в храме, — пишет отец Павел о закрытии Мологского Афанасьевского монастыря. — После окончания Литургии всех верующих вытолкали из храма, а все колокола поскидали и перебили”. Некоторое время Павел Груздев жил дома, с родными. А был у отца его Александра Ивановича фронтовой друг еще со времен Первой Мировой войны, принявший постриг в обители преподобного Варлаама Хутынского в Новгороде — иеродиакон Иона Лукашов. В тяжкие дни войны с германцами, когда их взвод попал в окружение и голодать пришлось так, что варили и ели кожаные ремни, помощник командира взвода Лукашов (а командиром был сам Александр Иванович Груздев, в то время унтер-офицер) дал обет: если удастся выжить, посвятить свою жизнь Богу. К нему-то, бывшему своему боевому товарищу, а ныне отцу Ионе, и обратился с письмом Александр Иванович : “Я к тебе пришлю Павёлку”. Монахов в Хутыни было в то время уже очень мало, наместником до последних дней оставался архимандрит Серафим. И Хутынская братия с радостью приняла двадцатилетнего изгнанника из разгромленной Мологской обители, чтеца и звонаря Павлушу Груздева. “Льется монастырский благовест волной, льется над широким Волховом рекой,” - запоет, бывало, отец Павел среди застольной беседы, вспомнив любимый Новгород. “Как я любил этот красавец город!” — признается он в своих дневниках. В Хутыни Павел Груздев пел и читал на клиросе с монастырской братией, звонил в колокола по мологской своей выучке, следил за порядком и чистотой у раки со святыми мощами преподобного Варлаама. Возле раки Хутынского чудотворца в соборе находились его вериги, весом в полпуда, и власяница, длинная рубашка, сплетенная из конского волоса. В ризнице, по словам о. Павла, также хранились личные вещи преподобного: металлический крест, фелонь, подризник и поручи.

http://azbyka.ru/fiction/rodnye-moi/

Семья десять человек, а “земли один надел, на дворе корова, лошади не бывало”. “Супруга его была Марья Фоминишна, уроженка Петрова, из деревни Новое Верховье плотная, физически развитая женщина, от природы процентов на 40 глухая, с бородавкой на левой щеке, — описывает о. Павел свою бабку. — Лето в поле, зима — пряла, ткала, внучат подымала. У этих тружеников было шесть человек детей”. Первая дочь Груздевых Ольга, окончив один класс начальной школы, ушла в Мологский Афанасьевский женский монастырь, где жила сестра бабушки по отцовской линии монахиня Евстолия и еще жила одна тетка — инокиня Елена. Сын Александр родился в 1888 году. “По окончании трех классов церковно-приходской школы, — пишет о. Павел, — был направлен родителями в Рыбинск в лавку к некому Адреянову, но непосильный детский труд и бесчеловечное зверское обращение хозяев вынудили его пешком бежать в Мологу и, не заходя домой, выпросился в мальчики к Иевлеву Александру Павлычу, который имел мясную лавочку, где и работал до революции, вернее, до 1914 года”. Сквозь толщу времени мерцает старинная Молога, словно таинственный Китеж сквозь воды Светлояра. Молога, Молога, и твои золотые предания покоятся ныне на дне! Затоплены дома и улицы, церкви и кладбища, кресты и колокольни. Где твой юродивый Лешинька, приходивший в лавочку к Иевлевым и просивший у хозяйки: “Маша, Маша, дай пятачок”, получив который, тут же кому-либо отдавал или запихивал в какую-нибудь щель? Видимо, от отца — Александра Ивановича — сохранилась у Павла Груздева память об одном случае. “Тятя с хозяином любили осенью ходить на охоту к Святу Озеру за утками, их допреж там была тьма-тьмущая. Однажды в дождливый осенний день со множеством убитой дичи наши охотники заблудились. Стемнялось, а дождь как из ведра. Куда идти? В какой стороне Молога? Никакой ориентировки. Но вдруг они увидели вдали как бы огненный столб, восходящий от земли, простирающийся в небо; и они, обрадованные, пошли на этот ориентир. Через два-три часа Александр Павлыч (Иевлев) и тятя уперлися в кладбищенскую ограду г.Мологи.

http://azbyka.ru/fiction/samyj-schastliv...

После октябрьского переворота храм действовал до начала 1930-х годов. В 1933 году он был изъят из пользования общины верующих. По местному преданию ценный оклад с главной иконы святителя Стефана Пермского был спрятан, а церковные колокола утоплены в болоте чтобы они не достались богоборцам. Использовался под хозяйственные, складские помещения, а с 1960 года не использовался и постепенно разрушался. После учреждения монастыря храм был передан в собственность епархии. Остаётся в полуразрушенном состоянии на начало 2000-х годов. Рядом с прежним храмом был вначале построен деревянный храм новой обители, а потом обитель обосновалась на подворье в соседнем поселке Первомайском, на территории Кунибского сельсовета МО СП " Сысольский " . Обитель жила очень скудно, однако по возможности оказывала материальную помощь нуждающимся. На подворье, кроме домового храма, была устроена гостиница и хозяйственный двор по адресу п. Первомайский, ул. Центральная, 35. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются по субботам и в воскресные дни. Возрастает число насельниц обители. Совершенствуются формы социального служения. Храмы [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: 168114, Республика Коми, Сысольский район, сел. Вотча, ул. Спортивная, д. 1 От автопавильона Сыктывкара автобусами кировского направления: - Сыктывкар-Киров (до с. Визинга или остановки «поворот на Куниб»); - Сыктывкар-Обьячево; - Сыктывкар-Койгородок; - Сыктывкар-Визинга; от с. Визинга до п. Первомайский - местными автобусами по расписанию, ежедневно. Паломнику [ править править код ] Стефано-Афанасьевский женский монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с историей монастыря и его духовным наследием.

http://azbyka.ru/palomnik/Стефано-Афанас...

Число монашествующих было невелико и никогда не превышало 10 человек, таким образом, Кирилло-Афанасиевский монастырь являлся самым маленьким в епархии. Вместе с тем, монастырь посещался большим количеством паломников и весьма чтился в народе. С 1895 года здесь проживал викарный епископ Ярославской епархии. В начале XX века вошло в обычай в ночь на 1 января проводить здесь богослужение, чтобы встречать гражданский Новый год по христиански, без излишеств. В 1925 году монастырь был закрыт. В храмах разместилась администрация мебельной фабрики. Современное состояние [ править править код ] В 2005 году храмы монастыря вернули Русской православной церкви, келейные корпуса остались в ведении светской организации. Монастырь, однако, находился в ужасающем состоянии: стены построек буквально разваливались, помещения были завалены грудами мусора, летом в них проживали бездомные и распивала спиртные напитки молодежь. В 2006 году к обители была приписана Ярославская Духовная Семинария. Усилиями ректора семинарии, архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла, к 2010 году удалось расчистить обитель и отреставрировать придел святителя Алексия, митр. Московского в Кирилло-Афанасиевском храме. С этого времени в приделе регулярно проходят богослужения, в обязательном порядке посещаемые семинаристами. Однако, до полного восстановления монастыря еще далеко. В июне 2010 году, прямо во время богослужения, рухнула северная стена монастыря, причем рядом с ней находилась группа рабочих. Никто не пострадал. С сентября 2010 года наместником обители является игумен Феодор, настоятель Богоявленского храма Ярославля. 29 января 2011 года в монастырь была возвращена чтимая икона Спаса Нерукотворного, находившаяся в нем до революции. В 2020 году митрополит Ярославский и Ростовский Вадим освятил на территории обители памятный знак – камень с именами новомучеников Афанасиевского монастыря. 20 ноября 2020 года решением Священного Синода монастырь получил название: «Спасо-Афанасиевский Ярославский мужской монастырь», которое наиболее точно соответствует историческому – «Афанасиевский монастырь» и учитывает объединение Спасо-Пробоинского храма с обителью в новейшее время.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Афанасие...

12 октября выездная комиссия посетила Ыбский Серафимовский женский монастырь. Обитель была открыта в 1997 году и находится в селе Ыб Сыктывдинского района. Экспертную группу встречала игумения Иеремиила (Исупова) с сестрами. В обители была проведена беседа с насельницами монастыря. Как и везде комиссией осматривались учебные помещения, проверялась основная литература, обязательная для курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих. Члены комиссии осмотрели также необходимую материально-техническую базу для возможности проведения занятий в онлайн-режиме. Далее с такой же программой члены комиссии побывали в Стефано-Афанасьевском женском монастыре села Вотча. Монастырь в Вотче был основан в XIV веке святителем Стефаном Пермским. Обитель была упразднена в XVIII веке. В 1999 году монастырь был воссоздан как женский. Настоятельница монастыря — игумения Василиса (Мосягина). Вечером в Сыктывкаре состоялась встреча членов выездной экспертной группы с архиепископом Сыктывкарским и Коми-Зырянским Питиримом. По результатам поездки по учебным площадкам выездная комиссия отметила готовность Сыктывкарской епархии к открытию богословских курсов для монашествующих. С октября 2023 года на курсах базовой подготовки в области богословия для монашествующих начнут обучение насельники и насельницы пяти обителей Сыктывкарской епархии. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru за темою ЖУРНАЛ Священного Синода от 10 апреля 2024 года [Документи] Пензенская епархия доставила помощь беженцам в два пункта временного размещения. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-8 апреля 2024 года) [Стаття] Кирил благословив повернутися до До питання про час та обставини заснування монастиря [Стаття] У м. Москви чергове Синодального з чернецтва Голова Синодального з чернецтва звершив Передосвячених в Успенському Московського Кремля Митрополит Каширський Феогност Божественну в в день пам " засновника У столичному Донському збори та з ключовими словами життя – синодальний у справах чернецтва   новини У кафедральному Череповця прославлення в лику святих Синозерських Голова Синодального та заступник голови Держдуми провели перше з XIII Парламентських секретар Синодального з козацтвом взяв участь у групи з формування структури козацьких товариств на нових У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте У пройде виставка-форум Слова» У «Ковчег» монастиря у Ради Голова ВЗЦЗ з представником Церкви робоча голови Ради з керуючим Бердянською Митрополит Волоколамський з представниками Церкви   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6068009...

В 1829 году в селе, рядом с местом где было городище Карыйил, начали строить двухэтажную каменную церковь того же посвящения. Новая двухэтажная церковь соединила в себе храмы, существовавшие в прежние времена в селе - нижний зимний храм был освящен в 1830-х годах во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, приделы нижнего храма - во имя святителя Тихона Амафунтского и мучеников Флора и Лавра, верхний летний храм - в честь Рождества Пресвятой Богородицы. После освящения верхнего храма в 1841 году старая деревянная Богородице-Рождественская церковь была разобрана. В 1876-1879 годах на пожертвования прихожан была поставлена каменная ограда с железными решетками и двумя входными воротами. В начале XX века стены второго этажа были расписаны устюжским художником Жилиным. После Октябрьского переворота храм действовал до начала 1930-х годов. В 1933 году он был изъят из пользования общины верующих. По местному преданию ценный оклад с главной иконы святителя Стефана Пермского был спрятан, а церковные колокола утоплены в болоте, чтобы они не достались богоборцам. Использовался под хозяйственные, складские помещения, а с 1960 года не использовался и постепенно разрушался. После учреждения монастыря храм был передан в собственность епархии. Остаётся в полуразрушенном состоянии на начало 2000-х годов. Архитектура храма - образец позднего классицизма с редкой трехгранной формой алтаря и изысканной монументальной росписью стен летней церкви. - Стефановский на подворье. На подворье в посёлке Первомайском был устроен домовой храм во имя святителя Стефана Пермского с деревянной колокольней. Здание храма было получено обителью в собственность, земля подворья - в аренду. http://drevo-info.ru/articles/20435.html Монастырь в поселке Вотча Сысольского района был основан в 14 веке Стефаном Пермским, как и многие церкви и часовни в этой местности. В 18 веке обитель закрыли, и только в 1996 году на этом месте построили мужской монастырь. В 1999 году его братия во главе с наместником перешла в подчинение Русской Православной Зарубежной Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=16542

Таким образом, предприимчивые старцы, неоднократно ходившие в Москву с челобитным о наделении пустыни земельными угодьями добились того, что царь Федор Иоаннович в 1595 году повелел вятскому воеводе Федору Рязанцеву отдать ей обширные территории, простирающиеся по реке Вятке от озера Высокое до речки Белая и на восток до реки Камы отдать к пустыньке к церкви Преображения Господня строителю черному священнику Павлу, да старцу Гурию с братией безоброчной». По этому повелению монахам отдана территория трех сегодняшних районов: Омутнинского, Верхнекамского и Афанасьевского. А впоследствии за оброк монастырь получает официальный статус и название – Верхневятский Преображенский Екатерининский монастырь. Предполагается, это был второй после Успенского Трифонова монастыря. До середины XVI века на вятской земле всего их было восемь. Проходящий в окрестностях обители Сибирский тракт был единственной дорогой, соединяющей центральную Русь с Сибирью и далеким Китаем. Проезжающие по нему купцы, путешественники и простые люди были гостями у деловых старцев. Для удовлетворения своих желаний Гурий еще трижды отправлялся в Москву, и каждый раз московские цари удовлетворяли просьбу старцев, выдавая им грамоты: грамота Бориса Федоровича Годунова от 1598 года, грамота Василия Ивановича Шуйского от 1606 года, грамота Михаила Федоровича от 1614 года. На землях монастыря стали селиться люди, разрасталось и само село, получившее название Екатерининское. Люди, едущие и идущие пешком по тракту, оставались при пустыни. Проводивший в 1615 году перепись населения князь Звенигородский писал: «Да на вятском волоку пустыня стала ново ж, от Слободского пригородка 170 верст, над рекою над Вяткою, а в пустыне церковь теплая с трапезою Преображенья Господа нашего Иисуса Христа, да церковь деревянная ветха, святой мученицы Екатерины, а в церквах Божье милосердие образы и книги и колокола и всякое церковное строенье собранье тое пустыни старца Гурья з братьею. А келей в пустыни четыре кельи, да за пустынею дворец конюшней.

http://sobory.ru/article/?object=38633

Форум работает в четырех направлениях: «Святости священства», «Царства: персонология и антропология религии», «Земства и мipa», «Традиции семьи и семейных ценностей». Организовали чтения Архангельская епархия и администрация области, фонд «Император», Северный Арктический федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Северный государственный медицинский университет, научная библиотека имени Н.А. Добролюбова и Северное историко-родословное общество. Архиепископ Афанасий (в миру — Алексей Артемьевич Любимов; 1641, Тюмень — 5 (16) сентября 1702, Холмогоры) — первый архиерей Холмогорский и Важский, духовный писатель, проповедник, ученый и строитель. По его инициативе возвели Холмогорский Спасо-Преображенский собор и Успенский женский монастырь. Кроме того, под руководством владыки в Холмогорах построили сад и ветряную мельницу, а в Архангельске и Шенкурске — деревянные архиерейские дворы. Его стараниями была создана и Новодвинская крепость. Архиепископ Афанасий был образованным человеком, в описи его библиотеки содержатся 270 названий книг и 490 отдельных томов, в том числе книги на латинском, греческом и немецком языках, медицинские, исторические, географические, военные сочинения. В его доме имелись «книга атлас», «книга карта морская», «всякие картины и чертежи», «два глобуса на станках», «компас», «двенадцать чертежей да две карты морские». Голландский путешественник Корнелиус де Бруйн называл его человеком «здравого ума и любителем изящной литературы». Между 1692 и 1696 годами владыка основал первую на Русском Севере обсерваторию (телескоп вначале находился в одной из келий, а затем на колокольне Спасо-Преображенского собора). Преосвященный Афанасий написал несколько богословских трудов, направленных на противодействие расколу Русской Православной Церкви. Это «Цвет духовный» (1682), «Книга о пресуществлении»(1688), «Щит веры» (1690). Среди научно-богословских сочинений первого холмогорского архиерея особое место занимает «Шестоднев», представляющий собой толкование первой главы Книги Бытия. Кроме того, архиепископ был автором медицинского трактата (лечебника), содержащего рецепты изготовления и применения различных лекарств.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010