Орёл. Введенский (Христорождественский) монастырь. Действующие храмы монастыря: Утраченные храмы монастыря: Карта и ближайшие объекты Монастырь был основан 20 (30) сентября 1685 года. Первоначально располагался на левом берегу реки Орел (Орлик), на месте древнего Афанасьевского погоста (между современными ул. Ленина, 7-го Ноября; сейчас в этом месте расположена типография " Труд " ). В 1843 году монастырь сгорел и был перенесен на юго-восточную окраину города к приходской Христорождественской церкви. Открытие монастыря на новом месте состоялось 31 октября (12 ноября) 1848 года. В 1851-1857 годах монастырь был обнесен кирпичной стеной с четырьмя башнями. В начале XX века он был одной из самых благоустроенных обителей России. На его территории находились несколько церквей: Христорождественская (1800-1822 гг., архитектор Д.В. Орехов), Тихвинская надвратная (1865г.), Воскресенская (1885 г.) и Троицкая (1887 г.) церкви. В монастыре проживало 350 насельниц, монастырь владел почти 300 десятинами земли. В разное время обитель посещали члены царской семьи, известные деятели Русской Православной Церкви. По преданию, одна из монахинь монастыря послужила прообразом героини романа И.С. Тургенева " Дворянское гнездо " . К 1923 году все храмы монастыря были закрыты, на его территории поселились рабочие железнодорожники, и это место стало называться " Рабочий городок " . В 1930 году разрушен Христорождественский собор. В Воскресенской и Тихвинской церквах до 1994 года размещался завод резинотехнических изделий " Вулкан " . С 1995 года церкви вновь переданы монастырю. Введенский монастырь, 3 класса, в городе Орле. Построен в начале XVII века. На настоящее место перенесен в 1843 году. Здесь находится точная копия с чудотворной Балыкинской иконы Божией Матери, прославившаяся в 1858 году исцелением бесноватой женщины. При монастыре «Свято-Ольгинская» двухклассная школа с классами рукоделия. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=02337

Потом в 1569 году перенесены монахом Варлаамом к церкви Св. Николая в Яренгу и построена над ним часовня. Положена на гробе доска с образом Преподобного сего: мощи же Преподобного Логгина обретены в месяце Августе, вскоре по перенесении мощей Пр. Иоанна в Яренгу, но в котором именно году, неизвестно, при устье речки Сосновки рыболовами и вскоре перенесены также в Яренгу в церковь Св. Николая, где и положены подле гроба Пр. Иоанна под спудом. В 1638 году, Июня в 30 день, мощи обоих перенесены в новосозданную церковь Пр. Зосимы и Савватия Соловецких Соловецкого монастыря Игуменом Варфоломеем и положены: Пр. Иоанн на правой, а Преподобный Логгин на левой стороне». См. обстоятельнее в рукописной книге в 4 листа в кожаном переплёте, хранящейся в Новгородской Софийской Библиотеке. На корне этой книги написано: Служба, житие и чудеса Соловецких Чудотворцев Филиппа Митрополита, Иоанна и Логгина Яренских и прочих Чудотворцев. Яриловицкий Скит Мужской, приписной к Троицкому Ильинскому Черниговскому монастырю, находится в Черниговской Епархии и уезде в пустом месте на берегу реки Сожи. Первоначально эта обитель устроена сооружением двухпрестольной деревянной церкви от живших в том месте иноков, но кто они были и когда устроили обитель сию, сведений не имеется. Известно только то, что по обветшанию этой церкви построена вновь деревянная же и о двух престолах иждивением Надворного Советника Михаила Евреинова. Для священнослужения в этом Скиту определяются Иеромонахи от Ильинского Троицкого монастыря. Яринский Вознесенский монастырь См. Яранский Вознесенский. Ярославский Афанасьевский монастырь См. Афанасьевский Ярославский. Ярославский Борисоглебский монастырь См. Борисоглебский, что на устье. Ярославский Белогостицкий монастырь См. Белогостицкий Ярославский. Ярославский Казанский монастырь См. Казанский Ярославский. Яский Пензенский Владимирский монастырь Мужской упразднённый, находился близ города Пензы и принадлежал к Синодальной области. Ясногородский Троицкий монастырь Заштатный женский, Волынской Губернии находится в повете Житомирском, при речке Лене в лесу, близ села Ясногородки, от которой и название своё имеет. Когда и от кого учреждён или кем сооружён, неизвестно. В монастыре сем прежде находились монахини Униатского Ордена Базилинского, но с коего времени поселились, также неизвестно. В 1796 году, по принятии монахинями православной Греко-Российской веры, монастырь обращён в православный. Но в том же году монахини из оного переведены во второклассный Корецкий, а в Ясногородском, для присмотра оного, оставлены только две. Строения в монастыре сем все деревянные следующие: ЦЕРКОВЬ , во имя Пресвятой Троицы ветхая, об одном престоле, к которой принадлежат и прихожане трёх деревень; КЕЛИЙ ВОСЕМЬ. Недвижимого имения оный монастырь не имеет никакого, кроме сенокоса до 50 копен, которым пользуются пополам монахини и Священник. Содержание же монахини большей частью получают от Корецкого второклассного женского монастыря. Ястребский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 1615 г. земский староста Гавриил Мякушкин при поддержке «других усердных ревнителей святого дела» обратился все к тому же митрополиту Кириллу за благословением к основанию обители на священном для горожан месте, где была обретена икона. Митрополит, видя желание их и прозревая на то Божию волю, благословил создание иноческой обители, дабы на месте сем в трудах, постах и молитвах прославлялось святое имя Господне в благодарность и память о Его великом благодеянии для Руси бывшим. Царь Михаил Федорович весьма благосклонно относился к обители, которая была основана вскоре после его восхождения на престол. Монастырь получил во владение три деревни, рыбные ловли на озере Ущемер, а также налоговые льготы. В грамоте царя Михаила Федоровича от 1619 г., значилось: «в тот Афанасьевский монастырь нашего жалованья, руги денежной и хлебной, нет, и на свечи и на ладан и на вино церковное не идет ничего же, и для того дано им под мельницу место на Ярославской и Романовской стороне. А что они лесу и дров повезут по Волге и по Мологе и по Шексне на монастырский обиход, и с того лесу мыту и пошлин имати не велено». Обитель была наделена и другими льготами: с монастырских вотчин «никаких податей и денежных всяких поборов и казачьих хлебных запасов и кормов с сошными людьми не давати, опричь ямских денег и стрелецких хлебных запасов и городового и острожного дела», монастырские крестьяне освобождались также от суда «опричь душегубства и разбоя и татьбы с поличным», право суда оставалось только за государем и за игуменом «с братьею». Кроме того, монастырь освобождался от постоя князей, бояр, воевод и ратных людей, а если кто на пир или братчину «придет пить незван, и они того незваного сошлют с двора беспенно, а не послушает и не пойдет вон и учнет у них пити силно, а учинится у них в том пиру какая гибель, и тому незваному за гибель платить вдвое без суда и без правды». По второй грамоте, от 7 мая 1623 г., обители пожаловали владения под Ярославлем, в закоторосльной стороне: деревни Иваново, Ковшово, Дикуши с 227 душами крестьян, а также рыбные ловли на озерке Ущемер и «пустыньку», где велено было устроить церковь Параскевы Пятницы и «пение уставити». В 1627 г. царю Михаилу Федоровичу была отправлена челобитная старца Варфоломея - строителя Афанасиевской обители - о том, что из монастырских людей двоих насильно взяли в целовальники «на кабаки». Служба целовальников не оплачивалась и по сути являлась обременительной повинностью. В ответ на челобитную пришла царская грамота, по которой впредь монастырских людей «в целовальники имать не велели». Ранние монастырские постройки были деревянными, обитель не раз в XVII в. выгорала в пожары. В древней летописи существует запись, что в 1658 г. «монастырь Нерукотворенного образа нашего Иисуса Христа, Афанасиевский именуем, весь погоре». Она свидетельствует о несомненной связи обители с обретенным в часовне образом Спасителя.

http://sobory.ru/article/?object=00575

В «Летописи Великоустюжской» под 1493 годом описано чудо произошедшее в Спасо-Преображенском монастыре: «1493 г. Въ Устюге Великомъ, въ Спасо-преображенскомъ девичьемъ монастыре, отъ образа Преображения Господня текло муро изъ грудей спасителевыхъ и отъ святыхъ пророковъ Моусея и Упоминается монастырь и в «Сотной с писцовых книг» 1630 года: «За острогомъ же противъ Спаскихъ воротъ м-рь Спаской девичей, а въ немъ церковь Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, древяна вверхъ, да теплая церковь Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, древяна клетцки, а въ церквахъ образы и книги и свечи и ризы и сосуды церковные и колокола и всякое церковное строенье монастырское приходныхъ людей; а на м-ре въ келье игуменья Марфа, да 12 келей, а въ них живут 54 старяцы, все кормятца въ миру Христовым Как видим, к 1630 году в монастыре имелось два храма – во имя Преображения Господня холодный и во имя Сретения Господня теплый, а так же кельи. В 1679 году монастырь сильно пострадал от пожара: «В лето 7187, а от Рождества Христова 1679. Сентября в 1 день во 2-м часу дни в Устюге Великом в Афанасьевской улице загорелась баня у Степана Кошки близ таможни; и от того возгорания погорели …две церкви и у Спаса Преображенском монастыре, две церкви и с После пожара монастырь был восстановлен, о чем свидетельствуют «Писцовые книги» 1683 года: «Спасской девичь монастырь за острожною осыпью, что по конецъ улицы Гулынки, а въ немъ церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа холодная… Церковь теплая съ трапезою и съ папертью… колокольня древяная рубленная… И въ прошломъ во 187 г. въ пожарное время те обе церкви и колокольня сгорели; построена на техъ местехъ одна церковь теплая съ трапезою клетцки… А на монастыре 29 келей, а въ нихъ живутъ В 1683 году вместо двух храмов в Спасо-Преображенском монастыре существовала одна теплая Сретенская церковь. В 1679-1696 годах строится каменная холодная Преображенская церковь. В 1715 году сгорела теплая деревянная Сретенская церковь. В 1725-1739 годах строится каменная теплая Преображенская церковь.

http://sobory.ru/article/?object=03694

Рязанская область Рязань, город. Рязань. Илии Пророка, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Сербия АК Воеводина, Западно-Бачский округ. Сомбор. Сомборский Стефановский монастырь. Церковь Стефана архидиакона Расинский округ. Крушевац. Стефана архидиакона, церковь Рашский округ. Жича. Жичский Вознесенский монастырь. Собор Вознесения Господня (с приделом Стефана архидиакона) Рашский округ. Доляни. Сопочанский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной (с приделом Стефана архидиакона) Смоленская область Новодугинский район. Липецы. Спаса Преображения, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Дорогобужский район. Дорогобуж. Стефана архидиакона на Афанасьевском кладбище, церковь Кардымовский район. Бережняны. Троицы Живоначальной, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Ставропольский край Предгорный район. Суворовская. Стефана архидиакона, часовня Тамбовская область Тамбов, город. Тамбов. Стефана архидиакона, церковь Тверская область Тверь, город. Тверь. Успенский Жёлтиков мужской монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы (с приделом Стефана архидиакона) Кашинский городской округ. Кашин. Корсунской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Томская область Томск, город. Степановка. Стефана архидиакона, церковь Тульская область Тула, город. Тула. Владимирской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Алексин, город. Рождество-Слуки, урочище. Рождества Христова, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Турция Стамбул. Стамбул. Стефана архидиакона, церковь Карабюк. Сафранболу. Стефана архидиакона, церковь Бурса. Трилья. Стефана архидиакона, церковь Украина, Волынская область Луцкий район. Усычи. Стефана архидиакона, церковь Украина, Луганская область Славяносербский район. Славяносербск. Стефана архидиакона, церковь Украина, Одесская область Одесса, город. Одесса. Стефана архидиакона при Управлении 4-й стрелковой бригады, церковь Украина, Сумская область Конотопский район. Степановка. Стефана архидиакона, церковь (координаты не указаны)

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=244

В 1810 г. 1 июня, в бытность Государя Александра Павловича в Твери, заложена новая соборная двухэтажная пятиглавая Христорождественская церковь. На созидание нового храма Император Александр Павлович пожаловал 3000 рублей, Императрица Мария Фёдоровна 1000 рублей, Императрица Елизавета Алексеевна 500 рублей. Здание возводилось успешно, и в 1812 г., несмотря на войну, кладкою кроме колонн было окончено. Но в следующем 1813 г. 19 сентября новое огромное здание в самую полночь внезапно рухнуло. По милости Божией, это несчастное разрушение не нанесло вреда никому и ничему. В 1812 г. во время нашествия французов по причине близости к месту военных действий все обитательницы монастыря с церковным имуществом, утварию и ризницей были отправлены по Волге на лодках в Ярославскую губернию в Молого-Афанасьевский монастырь, где и оставались до бегства неприятельских сил из пределов России. В 1814-1820 г.г. на месте разрушавшегося Христорождественского храма архитектором Львовым В.П. построен пятиглавый собор, существующий в настоящее время. В 1820 г. он освящён. Два других престола также освящены: первый во имя Тихвинской иконы Божией Матери в то же время, а другой - во имя Алексия, человека Божия, несколько позже. В 1830-1831 г.г. на монастырские средства выстроена небольшая тёплая церковь во имя Живоначальной Троицы и освящена в следующем 1832 г. В одной связи с этой церковью выстроен деревянный корпус для помещения больных и престарелых сестёр. В 1834 г. в монастыре заведено воспитание сирот духовного звания из 12 девиц. В 1881-1882 г.г. на монастырские средства построена церковь во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Она предназначалась для рабочих бумагопрядильной фабрики, которая появилась вблизи монастыря во второй половине XIX в. Храм этот в сильно изуродованном виде сохранился. В 1912 г., в мае месяце заложен к 300-летию Дома Романовых Воскресенский собор с двумя пределами: правый во имя святителя Николая Мирликийского и святителя Алексия, Митрополита Московского, левый во имя Благоверной Великой Княгини Анны Кашинской и мученицы Царицы Александры. Образцом для архитектора Н.П.0мелюстого послужил храм Святой Софии в Константинополе. Храм и часовня при нём завершены в 1913 г. В восточной части монастыря над воротами ранее возвышалась каменная трехъярусная колокольня со шпилем. Самый большой колокол весил 528 пудов. Отлит он был в Москве на монастырские средства. Монастырь был обнесён каменной оградой с б башнями и 3 Деревянными воротами для проезда и 2 для крестных ходов.

http://sobory.ru/article/?object=00002

В 1615 г. земский староста Гавриил Мякушкин при поддержке «других усердных ревнителей святого дела» обратился к ростовскому митрополиту Кириллу (Завидову) за благословением к основанию обители на священном для горожан месте, где была обретена икона. Так рядом со Спасо-Пробоинским храмом возник Афанасиевский монастырь. В 1696 г. прихожане, видя, «яко тщету велию претерпевают в лишении храма сего Всемилостивого Спаса от огненного возгорения», решили построить каменную церковь и 5 июня обратились по инициативе земского старосты Ивана Мякушкина за благословением к митрополиту Ростовскому Иоасафу. В ответной грамоте от 26 июня владыка распорядился «на новую церковь кирпич и известь и песок и всякие припасы готовить и построить новую церковь Божию каменную во имя Всемилостивого Спаса Нерукотворенного образа на старом церковном месте, подався немного на восток. А верх бы на той каменной церкви был по чину прочих церквей, а не шатровой, и алтарь сделать круглой тройной, а в церкви по алтарной стене царские двери были [бы] посреди, а по правую их сторону - южные, а [по] левую северные, а подле царских дверей по правую сторону меж южных в начале поставить образ Всемилостивого Спаса, а подле Спасова образ настоящего того [Спаса Нерукотворного] храма, а по левую сторону… в начале поставить образ Пресвятой Богородицы и иные образа по чину». Как только была «с помощью всесильного Бога церковь сия создана и всяким благолепием украшена», образ Нерукотворного Спаса поставили справа от царских врат. Сказание завершается словами: «…многие же и поныне источаются от сей святой иконы чудеса во исцеление всяких недугов и скорбей с верою приходящим». В «Книге достопамятностей» храма сохранились имена ярославцев, получивших исцеление от святыни в XIX веке: Иван Семенович Соболев, Александра Ивановна Лопатина, Никанор Васильевич Урядов, и уже в XX - Семен Максимович Лоханин. По преданию, каменная Спасо-Пробоинская церковь была освящена в 1705 г. митрополитом Димитрием Ростовским. Священник Константин Соловьев заметил: «Это предание подтверждается, во-первых, тем, что в храме имеется антиминс, священнодействованный святителем Димитрием; во-вторых, тем, что в 1705 году… святитель был в Ярославле два раза: в июне и в июле».

http://sobory.ru/article/?object=05737

Его захватили татары. В летописях об этом опять-таки ничего не говорится, но подтверждается разорение археологическими находками. Вплоть до XVI века о бедствиях, которым подвергался монастырь было ничего не слышно. В то же время совершенно запустеть он, по-видимому, не мог, так как имел немалые в то время угодья. Грамота, где говорится о земельных владениях Спасского монастыря, была дана Иоанном Грозным в 1552 году в настоятельство игумена Вассиана. В ней говорилось, что монастырю принадлежит земля в Новгород-Северском и Путивльском уездах, а именно (цитата по книге свт. Филарета): " Слободка около монастыря с окружающими полями, дворовое место на посаде, в самой городской крепости, село Афанасьевское на р. Десне, деревня Страчев на реке Тере, деревня Новосёлки и Зерново на р. Бобрике, селище Антипы Тухва, селище на р. Реле, починок Семёна Душна, починок против Перунова городища, починок над Старым Озером и починок Каренской. Во втором уезде монастырю сему принадлежала вся Колодезная волость с 16 озёрами по реке Колодезу, Сейми и Русе с 27 бортными ухожиями " . В 1603 году Спасо-Преображенская обитель дала приют будущему Лжедмитрию I, а тогда - беглецу из Московского Чудова монастыря Григорию Отрепьеву. Не подозревая о его планах, настоятель радушно предоставил ему кров. А когда гость покинул монастырские стены, отец игумен обнаружил в его келье записку следующего содержания: " Аз есмь царевич Димитрий, сын царя Ивана, а как буду на престоле отца своего, и я тебя пожалую за то, что ты меня покоил у себя в обители " . Своего слова мнимый царевич не сдержал. В 1604 году, уже сопровождаемый польскими отрядами, он подошёл к Новгороду-Северскому. Легко взять город ему не удалось - здешние жители питали к полякам ненависть, памятуя введение унии, поругание святынь, притеснение и грабежи, чинимые ими. Бились они с самозванцевой ратью жестоко. Их поддержало московское войско под предводительством князя Никиты Трубецкого и Петра Басманова. Но когда последние вынуждены были потерпев большие потери отойти за Десну, Новгород-Северский пал.

http://sobory.ru/article/?object=01661

— Проходить паломнический маршрут «Великий русский северный путь» можно и по частям, предварительно наметив отрезки с учетом лимита своего времени и сил. В таком случае, прервав свой путь в определенной точке, мы возвращаемся восвояси, а в следующий заход стартуем прямо из нее. На каждом этапе пути будет проставляться печать в паспорте паломника или дорожной грамоте. Все это, помимо духовных плодов, коими награждает один Господь Бог, поможет заинтересовать наших соотечественников в прохождении древнего пути до Соловков. В древности ведь паломники уходили по обету на целые годы. После Пасхи обычно начинали свой путь. Шли все лето, используя и гужевой транспорт. Передвигались как на север, так и на юг, водными артериями. В ненастье и межсезонье останавливались в различных монастырях, участвуя в трудах послушания наравне с братией. — Недавно в социальных сетях сообщалось, что в конце нынешнего года в рамках проекта «Благовещенский Ионо-Яшезерский монастырь — сокровище земли Вепсской», поддержанного Фондом президентских грантов, в названной обители были завершены работы по консервации монастырских зданий. То есть уникальный памятник не исчезнет с лица земли. — Нам довелось побывать в вепсском селе Шелтозеро на подворье этой затерянной в лесах и болотах труднодоступной обители. Вместе с совсем немногочисленной братией возрождением Яшезерского монастыря занимается архитектор Екатерина Кочубей из Питера. В день нашего приезда она как раз занималась подготовкой выставки по истории святой обители, где под спудом почивают мощи преподобного Ионы, одного из учеников преподобного Александра Свирского. К слову сказать, оба этих подвижника — представители вепсской народности. Не менее глубокие чувства вызвала и Ярославская земля, где мы воспользовались гостеприимством матушки игумении Варвары и сестер Толгской обители, поклонились могилке почитаемого старца архимандрита Павла (Груздева), посетили храмовый комплекс на родине святого праведного Феодора Ушакова. А когда вышли на берег Рыбинского водохранилища, сердце сжалось при мысли, что под его водами покоится, словно невидимый град Китеж, целый город Молога, затопленный в 40-е годы прошлого века с уездом и множеством храмов. Там же, на дне и монастыри: Спасо-Афанасьевский, Калязинский, Леушинский. Последнюю обитель называли Северной женской Лаврой. В начале ХХ века в ней подвизались около 700 сестер. Ныне же монастырь возрождается в прибрежном селении Мякса как Ново-Леушинский Иоанно-Предтеченский. Там мы нашли гостеприимный кров и духовное утешение у добрейшей матушки игумении Кириллы. Главная святыня этой обители — икона Богоматери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».

http://pravoslavie.ru/158006.html

135). А дальше разсказывается «егда же блаженному Никону пришедшу до Сущевы слободы и повезоше его из града по пути по Димитровской дороге, тогда и тии воины шедше внутри града отступиша, монаси же и мирские проводивши Св. Патриарха и даже за Сущеву слободу с великим воплем и рыданием, он же утешал их и рече им много от Писания, и тако благослови их, предав всех благодати Божией, и тако, приставници повезоша блаженного Никона с великою дерзостию, тии же вельми его умильно взирающе и жаляще сии яко лишишася своего пастыря возвратишася во град с великим плачем, уведавше же сие и во граде яко Блаженный Никон уже из града увезен быть, вельми бяху скорбяще по своем отце и пастыре». (Ib. 136 стр.). Выражением народной любви можно разсматривать и случай, происшедший по дороге в Ферапонтов монастырь около Мологи. По дороге стрельцы разгоняли народ, чтобы он не скоплялся около опального Патриарха, и из тех изб, где останавливался Никон на ночлег, удалялись его обитатели. Но в одном селении у Мологи к Никону вышла из-под пола спрятавшаяся престарелая женщина и, спросив среди сидевших с Никоном братий, где Никон, припала со слезами к его ногам и сказала: «Явися во сне муж некий благообразен, и рече ми: жено, се раб Мой Никон Патриарх послан и идет в заточение в великом утеснении и скудости, ты же елико можеши в потребных ему помози; и сия оная жена изрече, заклиная себя клятвами яко в истину тако есть, и тако вручи Св. Патриарху Никону денег серебряных 20 рублев, к сему же и одеяний теплых». Никон принял с благодарностью и умилением эти подарки, отвергнув перед тем за несколько дней богатые царские дары. Никона искуственно оберегали от выражения народной любви и любви его учеников. Так пристав отгонял всех приходивших к нему по пути, и даже, когда он проезжал мимо Афанасьевской обители, откуда вышла вся братия вместе с учеником Никона, строителем Сергием Прокофьевым, то он «с великим прещением и яростию всех отгне». Память о Никоне сохранилась и после его ухода и далеко за пределами его жительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010