3 февраля 1996 года последовало решение Синода Белорусского Экзархата об учреждении монастыря, утвержденное Священным Синодом РПЦ 21 февраля 1996 года. Первым наместником монастыря назначили иеромонаха Мефодия (Казакова). При нём было расширено здание часовни, к церковному дому пристроили трапезную и несколько келий. Адрес: 225011, Республика Беларусь, Брестская обл., Брест, Свято-Афанасьевская улица Телефон: (0162) 36-32-50 . Проезд: от г. Бреста авт. 1 до ост. «Аркадия». Кобринский Спасский женский монастырь [ править править код ] Мужской православный монастырь при церкви во имя Всемилостивого Спаса города Кобрина был основан Кобринским князем Иоанном Семеновичем и его матерью Ульяной. Первое письменное упоминание о монастыре датируется октябрем 1465 года. Имущество монастыря составляли деревня Корчицы, подворья в деревнях Кустовичи, Брилево, Быстрица, имелись мельница, пруд, сенокосы. Монастырь также владел редкими иконами, написанными по золотому фону и украшенными драгоценными камнями, в церковной библиотеке хранились древние книги. В начале XVI века монастырь имел кирпичные жилой и служебный корпуса. На протяжении XVII-XVIII веков они неоднократно перестраивались. В Отечественной войне 1812 года части русской армии под командованием генерала Тормасова, которые двигались через Кобрин, сделали постройки Спасского монастыря своим укреплением на случай уличных боев. Адрес: Белоруссия, 225306, Брестская обл., г. Кобрин, ул. 17-го Сентября, 11 Телефон: (+375 1642) 2-12-15 Пинский Свято-Варваринский женский монастырь [ править править код ] Возникновение в Пинске православного монастыря во имя великомученицы Варвары относится к глубокой древности. Известно, что в 1521 году пинским князем Феодором Ярославичем при Варваринской церкви были построены новые деревянные монастырские здания. Определением Синода Белорусского Экзархата от 1 апреля 1993 года (журнал 1) и утверждением Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 июня 1993 года (журнал 47) в Пинске был вновь открыт Свято-Варваринский женский монастырь. Здание обители разместилось на территории Пинского епархиального управления, велось приведение построек и участка в надлежащий порядок. В качестве собора монастырю был передан бывший кинотеатр " Дружба " , выстроенный на месте разрушенного Феодоровского храма. Бывший кинотеатр, перестраивавшийся с 1991 года, был освящен в честь Воскресения Словущего .

http://azbyka.ru/palomnik/Брестская_обла...

Жили, трудились, молились. С 1995-го года – в открытом в 95-м домовом Елизаветинском храме, где каждое воскресение теперь совершалась литургия, а на буднях ходили во Владимирский. А в 2000-м отец Сергий решил – пора открывать монастырь. К тому времени будущая мать казначея уже много лет ездила в Пюхтицу к настоятельнице матушке Варваре и к отцу Николаю на остров Залита, все спрашивала, как молиться об открытии монастыря, советовалась. Домовый Елизаветинский храм. Сестра читает Псалтирь. «А отец Николай все повторял: святитель Николай устроит, святитель Николай устроит… Мы, конечно, ему молились, как все православные молятся, но не понимали ясно, причем тут святитель Николай», – улыбается мать Илария. И вдруг события начали развиваться почти стремительно. 28 июля 2000 года в Князь-Владимирский храм на престол приехал викарий Патриарха, архиепископ Истринский Арсений. Отец Сергий пригласил его осмотреть монастырь и монастырское хозяйство в подмосковном селе Остров. Тот вскоре приехал. И осмотрев, сказал, что на ближайшем заседании Синода доложит Святейшему Патриарху. Ближайший Синод оказался 11 августа, – как раз накануне Архиерейского собора, на котором было принято решение о прославлении Собора новомучеников и исповедников Российских. Предстояло и освящение храма Христа Спасителя. Вдохновленный предстоящими событиями, ставшими символами церковного возрождения, Патриарх благословил открыть Иоанно-Предтеченский монастырь. «Одиннадцатое августа – день вроде ничем не примечательный, – говорит мать Илария, – это ведь только самые церковные люди знают, кто Минеи открывает, что это за день. А это Рождество святителя Николая». Так святитель Николай все и устроил. И мать казначея, занимавшаяся восстановлением собора, в иночестве стала Николаей. А восстановленный в соборе придел свт. Николая теперь освящён в честь его славного Рождества. 11 августа – и престольный праздник, и день открытия обители». Афанасьевский год Настоятельницу в монастырь назначили в декабре 2001 года. Патриарх Алексий, очень любивший Пюхтицы и доверявший их духу, запросил игуменью у матушки Варвары. Так во главе Иоанно-Предтеченской обители стала бывшая благочинная Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря матушка Афанасия.

http://pravoslavie.ru/55994.html

4 декабря 2002 года в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы правящий архиерей Брестской епархии епископ Иоанн (Хома) в сослужении с духовенством епархии освятил домовый храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (на втором этаже сестринского корпуса). Постепенно обитель приобретает благолепный вид: реконструировано крыльцо, выведен купол над храмом, построена небольшая колокольня. 21 сентября 2006 года (престольный праздник обители) за Божественной Литургией настоятельница монастыря монахиня Александра (Жарин) была возведена в сан игумении. Современное состояние [ править править код ] По состоянию на январь 2011 года обитель насчитывает 32 насельницы. Монастырь живет по общежительному уставу, который предусматривает общее Богослужение, трапезу. Есть свой огород и молодой сад, пчелиная пасека, птичник, библиотека, пошивочные и золотошвейная мастерские. С особой торжественностью празднуется ежегодно престольный праздник обители – Рождество Пресвятой Богородицы. В день памяти всех святых земли Белорусской (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице) совершается традиционный крестный ход в Свято-Афанасьевский мужской монастырь. Многочисленные паломники проходят по крестному пути покровителя Брестской земли преподобномученика Афанасия. Праздник завершается молебном на месте убиения святого. Особое внимание уделяется в монастыре и поминовению павших в боях воинов. Скит [ править править код ] Никольский скит монастыря В 2006 году по благословению епископа Брестского и Кобринского Иоанна при церкви святителя Николая в селении Вежное Пружанского района началось строительство скита. Храм является памятником архитектуры, был построен в 1771 году. Одной из чтимых святынь является обновившаяся чудесным образом икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия» Смоленская. По сложившейся традиции 10 августа почтить празднование иконы приезжает правящий архиерей. В 2011 году в благословение от Святой Горы Афон для Свято-Никольского скита была написана икона святителя Николая в келье святителя Николая Буразери (от Ватопедского монастыря).

http://azbyka.ru/palomnik/Брестский_женс...

— Да. Я на кухне плакаты повесила, иконы, а муж сначала даже ругался из-за этого со мной. А потом супруг заболел… В это же самое время к одной из христианок Кемъяра приехал настоятель прихода села Ыб Георгий Модянов. — Отец Георгий принял первую исповедь супруга. После этого мы стали совместно молиться, потом начали выезжать в храмы республики. Вернее, сначала я одна отправилась в Стефано- Афанасьевский женский монастырь поселка Первомайский. Исповедаться тогда я не смогла, только одно слово сказала и … забыла все, что произошло за годы жизни без Бога. Несколько лет мы с мужем посещали храм святителя Николая Чудотворца села Семуково, где и повенчались спустя 29 лет после рождения нашей семьи. — Как получилось, что отец Николай не просто пришел к Богу, а пожелал служить Ему? — Отец Георгий Модянов, отец Игнатий (Бакаев) стали советовать супругу принять сан — ведь он был единственным в поселке Кемъяр верующим мужчиной. Муж тотчас отказался, потом ему второй раз предложили. И вот он поделился со мной: «Тогда-то мне мысль приходит, что Бог тебе предлагает путь ко спасению, а ты …» — и он согласился. Отец Николай      — Я всю жизнь что-то искал и не мог найти. И вот, когда я стал священником, стал читать Евангелие, тогда понял, что искал Бога. Вот мы живем и не знаем, что всю жизнь ищем Бога. Но придет время, и узнаем! — продолжает беседу уже отец Николай. Рукополагали отца Николая в Стефановском кафедральном соборе города Сыктывкара. И тотчас новое испытание: не успел вернуться в Кемъяр, а следом уже получает благословение епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима — служить иерейский сорокоуст в ночное время. — А у нас в Кемъяре такая гроза случилась, и двое суток шел дождь, — вспоминает день своей первой службы в соборе отец Николай. — Дорогу окончательно развезло, и я отправился в город. За время пути случалось, что одно-два колеса застрянет, но удавалось благополучно выбраться из дорожных ловушек. Но наступил такой момент, когда все четыре колеса машины увязли в непроходимой грязи. Вышел я тогда из машины и говорю: «Господи, только Ты меня можешь спасти!» — и стал посреди леса читать Канон ко причастию. Две песни прочел — и слышу, как возле меня останавливается машина, КАМАЗ. Этот большегруз и вытащил меня из дорожного плена, и я благополучно добрался в собор и служил. И заметил, что чем больше служу, тем больше приближаюсь к Богу. Каждую ночь читал Евангелие и нашел в Священном Писании объяснение всем тем событиям, которые произошли в моей жизни.

http://pravoslavie.ru/97930.html

Когда-то, еще со времен Тверского княжества, на этом самом месте, где ныне Покровская церковь, находился Афанасьевский девичий монастырь. Посвящен он свт. Афанасию Александрийскому и известен был как Афанасьевский на Песках. Основательницей монастыря и его первой настоятельницей в течение 12 лет была Софья Ярославна Тверская, родная сестра святого великого князя Михаила Тверского. Известно и второе народное название монастыря " Софьин " , " Софийский " . В судьбе Афанасьевской обители после княжны Софьи - 250 лет полной неизвестности. К XVI в. относится цветущая пора монастыря, когда в нем жило до 20 монахинь. Тогда же " были дарованы монастырю разные льготы на владения в Кашинском, Тверском, Зубцовском и Дмитровском уездах. В Писцовой книге 1б2б года говорится о двух деревянных храмах монастыря: церкви Афанасия и Кирилла и церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Учитывая, сколь разрушительным оказалось для Твери литовское разорение, можно предположить, что в первой половине XVII в. и Афанасьевский, и Покровский храмы были выстроены вновь. В последней четверти XVII века Покровская церковь служила " теплым " , т. е. ежедневно посещаемым храмом. Можно предположить, что во второй половине XVII в. к церкви Покрова постепенно переходят функции основного храма обители, а к XVIII веку Афанасьевский храм перестает существовать. В 1723 г. монастырь был упразднен " за малочисленностью " , а монахини были переведены в тверской Христорождественский женский монастырь. Место в документах стало называться погостом. Каменная Покровская церковь была заложена 12 июня 1765 года, и строительство " тщанием Тверского купца Григория Андреева сына Жижина с прихожанами " окончено в 1774 году. На престольный праздник Покрова Богородицы был освящен центральный Покровский придел. Церковь сложена из кирпича, в цоколе и декоративных элементах использован белый камень. Тип церкви - " восьмерик на четверике " . Восьмерик двухсветный, с междуярусным карнизом, так что снаружи церковь кажется трехэтажной. На восточной стороне - пятигранная алтарная абсида.

http://sobory.ru/article/?object=00004

В Белевской обители с самого начала имелась только одна церковь – деревянная - во имя Воздвижения Креста Господня. Об этом свидетельствуют надписи на Евангелии и сосудах, которые были пожертвованы монастырю при постройке храма. Было также двенадцать деревянных келий. В самом начале своего существования монастырь был очень беден средствами, и, несмотря на материальную поддержку царя, испытывал нужду даже в свечах, ладане, церковном вине. Об этом свидетельствует Писцовая Книга 1624-25гг., составленная Чернышевом и Богдановым. Там есть сведения о том, что среди богослужебных книг имелись 2 рукописные, а риза и стихарь были сшиты из очень простой и тонкой ткани – миткаля. Впоследствии царскими жалованными грамотами монастырю дважды была оказана денежная помощь, и он стал приобретать земли и отстраиваться. К 1680 г. в обители проживало 38 сестер и игуменья, которые получали царское жалование. Просуществовав сто сорок лет после своего основания Крестовоздвиженский женский монастырь в 1764 г. был упразднен, а игуменье Досифее с сестрами было велено перебраться на жительство в Лихвинский Афанасьевский женский монастырь. Но запустение обители продолжалось недолго. В 1768г. Афанасьевский монастырь упразднили из-за ветхости построек. А Крестовоздвиженский женский монастырь решили возобновить. Туда возвратились 17 инокинь. В том же году были переведены в монастырь все монахини из прочих упраздненных обителей Крутицкой епархии. В последствии, в 1784 г. к ним присоединились еще несколько монахинь бывшего Болховского Рождественского монастыря. В самом начале XIX века, в 1801 году, во время сильнейшего пожара, свирепствовавшего в Белеве, очень сильно пострадали строения монастыря. По представлению Тульской Духовной Консистории описей поврежденных строений она признала необходимым возобновить все строения: покрыть кровлю церкви, восстановить кельи, возобновить въезжие ворота с калиткою, сделать каменную ограду вокруг монастыря. Все истребленное пожаром восстанавливалось на собственные монастырские средства, и на доброхотные пожертвования.

http://sobory.ru/article/?object=04682

В 1646 г. вместо старой обветшавшей церкви была построена другая деревянная двухпрестольная во имя Николая Чудотворца и Алексия,  человека Божия. Оловянные посуды, книги, ризница, вся утварь церковная в эту новую церковь пожалованы царём Алексеем Михайловичем, по указу которого в 1654 г. придел во имя Алексия, человека Божия, был освящён, а другой придел остался неосвящённым навсегда. В то же время около монастыря сделана новая деревянная ограда, на построение которой царём Алексеем Михайловичем пожаловано потребное количество денег. В 1694 г. вступила в Христорождественский девичий монастырь из дворян девица Евдокия Ростопчина/в монашестве Елена/. После принятия ею монашеского пострижения родители её препроводили к ней в монастырь дедовское и вместе своё родительское благословение - Тихвинский образ Божией Матери. Икона эта впоследствии соделалась главной святыней Христорождественского монастыря, прославившись множеством чудотворений. В 1716 г. по благословенной грамоте преосвященного Варлаама вместо обветшавшего Христорождественского храма заложена новая деревянная  церковь, которая освящена в следующем 1717 г. В 1723 г. по упразднении Афанасьевского девичьего монастыря игумения и монахини этого монастыря переведены в Христорождественский монастырь. С тем вместе к Христорождественскому монастырю причислены все вотчины и земли, принадлежавшие Афанасьевскому монастырю/от Афанасьевского монастыря ныне осталась только Покровская церковь/. По ведомостям 1727 г., в Христорождественском монастыре значилось: 2 церкви деревянные, 27 монашеских келий, 2 игумений, 36 монахинь. В 1739 г. по благословению Преосвященнейшего Митрофана чудотворный Тихвинский образ Божией Матери из-за огромного количества богомольцев, стекавшихся к оному, был взят из келий старицы схимницы Елены в Кафедральный собор. В 1763 г. игумения Иулиания настоятельно просила Преосвященного Гавриила вернуть Чудотворный Тихвинский образ Божией Матери в Христорождественский монастырь. Прошение было исполнено и чудотворный образ был торжественно перенесён обратно в монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=00002

Отец Павел по паспорту родился 3 августа 1911 года, но по рассказам самого отца Павла своим днем рождения он считает 10 января 1910 года. Я потом объясню, с чем связаны такие расхождения. Родился он в деревне Большой Барук Мологского уезда Ярославской губернии в семье Александра Ивановича Груздева и Александры Николаевны Груздевой, урожденной Солнцевой. Отец отца Павла был мальчиком отослан в лавку мологского купца Иевлева, и там он выучился профессии мясника, и потом всю жизнь он старался, если ему это удавалось в силу разных обстоятельств, заниматься этим своим делом. У отца Павла была сестра Ольга, которая была инокиней Кирилло-Афанасьевского женского монастыря в уездном городе Молога, а две сестры бабушки отца Павла также были монахинями этого монастыря. И вот такие родственные связи определили весь дальнейший путь и становление отца Павла, потому что будучи еще совсем маленьким, трех лет, он впервые как убежал в этот Кирилло-Афанасьевский монастырь к тетке, так он всю свою жизнь практически с ним и соединил, потому что в 1913 году, в дни Романовских торжеств, когда архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон пребывал в Мологском Кирилло-Афанасьевском женском монастыре, получилось так, что среди и инокинь, и паломников, и местных жителей, которые собрались в монастырь по случаю приезда архипастыря, он благословлял участников этих торжеств памятными монетами и медалями, выпущенными по случаю юбилея. И получилось так, что уже трехлетним, совсем маленьким ребенком, отец Павел повстречался с владыкой Тихоном, который впоследствии был избран Патриархом Московским. И таким образом он как будто его благословил на всю его дальнейшую жизнь, в том числе и монашескую, потому что позже, когда в 1918 году Патриарх Тихон посещал родные ему по духу места, и в том числе Мологский Кирилло-Афанасьевский монастырь, он благословил его четками и скуфейкой, которые отец Павел и воспринял, будучи даже еще ребенком, как такое Патриаршее благословение на свое дальнейшее определение в жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Античные писатели: Словарь. – СПб.: Лань, 1999. Антология философии средних  веков и эпохи Возрождения. – М.: ОЛМА–ПРЕСС, 2001. (Мировая философия). Афанасьевский символ //  Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2002. Афанасьевский символ//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  Балаховская А. Александрийская богословская школа//Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2002. – Т. 1. Бахметева А.Н. Рассказы из истории христианской церкви от 1–го до 11 века: Чтение для детей старшего возраста. – Б.м.: Свято–Успенский Псково–Печерский монастырь, 1994. – Ч.1. С.229–236.  Беркхов Л. История христианских доктрин. – СПб.: Библия для всех, 2000. С.89–93, 184–185. Богута А. Учение св. Афанасия Александрийского о Сыне Божием и совершенном Им спасении. – Загорск, 1959. Болотов В.В. Учение Оригена о Святой Троице//Болотов В.В. Собрание церковно–исторических трудов: Т. – М.: Мартис, 1999.  Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней Церкви/А.И.Бриллиантов; вступ. статья и науч. ред. А.Ю.Братухина. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007. (Библиотека христианской мысли. Исследования). – С. 149 – 153, 178 – 185. Бычков В.В. 2000  лет христианской культуры sub specie aesthtica. – Т. 1: Раннее христианство. Византия. – М.; СПб.: Университетская книга, 1999 . С.288–289, 374–379, 440–446. Валентин Асмус, прот., Чичуров И.С., Никифоров М.В., Фокин А.Р. Афанасий I Великий//Православная энциклопедия/Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия».   – Т. IV.  Валентин Асмус, прот., Чичуров И.С., Никифоров М.В., Фокин А.Р. ЭПС. Афанасий I Великий////Православная энциклопедия/Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия», 2000 – 2006. – Т. IV.  Варламов И. Священное Писание в богословии св. Афанасия Александрийского. – Л., 1960. Василий (Кривошеин). Богословские труды. – Нижний Новгород, 1996. С.74–82. Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081). – СПб.: Алетейя, 1998.  

http://bogoslov.ru/person/2598920

Во время событий 1918 года в обители частью пострадали две церкви, сгорел один жилой корпус. В послереволюционные годы при Афанасьевском монастыре была зарегистрирована приходская община, последний раз она упоминается в 1923 году, в феврале 1925 монастырь закрыли, часть " ветхого культового имущества " передали в церковь Спаса на Городу и ряд других храмов. В 1930-х годах городские власти разобрали колокольню, в церкви Афанасия и Кирилла и части других строений монастыря разместились производственные мастерские и организации, в братском корпусе поселились люди. В ноябре 2007 года храм и ограда с башнями Святых ворот были переданы Русской Православной Церкви. В настоящее время ведутся реставрационные работы. 31 января 2008 года в приделе Алексия, митрополита Московского, совершена была первая служба. Т.А. Рутман " Храмы и святыни Ярославля " , 2-е издание, 2008 г. На месте Афанасьевского монастыря в начале XVII столетия стояла неизвестно когда построенная церковь во имя св. Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, с часовнею, в которой находился древний образ Спасителя. В 1658 году монастырь весь сгорел, нынешние здания его все каменные. Церковь каменная, летняя во имя патриархов Афанасия и Кирилла, и зимняя - во имя св. Алексия митрополита Московского, построенная в 1664 г. и возобновленная в 1828-30 гг. Аполлинарий Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско - Ярославской епархии», Ярославль, в типографии Германа Фалька, 1861 г. Монастырь получил свое наименование в честь святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. Обитель эта имеет две уникальные особенности: это самый последний по времени основания и единственный мужской монастырь в Ярославле. Основана обитель была в 1615 г., вскоре после Смутного времени, когда в Россию вместе с польскими захватчиками активно проникал католицизм. Возведена обитель на месте приходской церкви, освященной в честь этих же святых. Непосредственной причиной открытия обители послужило обретение чудотворного образа Нерукотворного Спас в 1612 г.

http://sobory.ru/article/?object=00575

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010