На встрече присутствовали: архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим , руководитель курсов иерей Максим Стыров, наместник Троице-Стефано-Ульяновского мужского монастыря игумен Савва (Гладков), настоятельница Кылтовского Крестовоздвиженского женского монастыря игумения Стефанида (Запорощенко), преподаватели курсов: протоиерей Сергий Сидельников, иерей Владимир Ичёткин, иерей Александр Соколов, иерей Евгений Сундуков, методист курсов О.В. Дымова. В ходе встречи обсуждались вопросы организации курсов на учебных площадках — в монастырях епархии. Председатель выездной комиссии архимандрит Феофилакт (Безукладников) ознакомил преподавателей с единой программой курсов и рассказал о проведении богословских курсов в других митрополиях, епархиях и монастырях Русской Православной Церкви. Здесь же комиссии были предоставлены документы курсов Сыктывкарской епархии. Члены комиссии проверили на базовой учебной площадке наличие основной литературы для курсов и материально-техническое обеспечение. Всего в программе обучения на базе Сыктывкарского центра подготовки церковных специалистов примут участие пять монастырей Сыктывкарской епархии: Троице-Стефано-Ульяновский мужской монастырь, Михаило-Архангельский мужской монастырь в селе Усть-Вымь, Кылтовский Крестовоздвиженский женский монастырь, Ыбский Серафимовский женский монастырь и Вотчинский Стефано-Афанасьевский женский монастырь. Во второй половине дня выездная экспертная группа посетила Троице-Стефано-Ульяновский мужской монастырь. Обитель основана в конце XIV века святителем Стефаном Пермским. Комиссию встречал игумен Савва (Гладков) с братией. В обители была проведена беседа об открывающихся курсах архимандритом Феофилактом с насельниками монастыря. В монастыре также был осмотрен учебный класс, оборудование для проведения дистанционных занятий и основная литература курсов. Утром 11 октября комиссия выехала в Сыктывкар. Днем члены экспертной группы побывали в Михаило-Архангельском мужском монастыре. Он был основан святителем в 1380 году.

http://patriarchia.ru/db/text/6067824.ht...

17) Киприан, в 1831 г., из ризничих Ярославского Архиерейского дома; в марте 1833 г. переведен в Ярославский Афанасьевский монастырь. 18) Вениамин, родом из Тулы, из диаконов, окончивший курс Богословских наук 2-м разрядом. В 1834 г. им написана для обители плащаница, богато украшенная купцом М. М. Плешановым. 19) Мелхиседек, казначей и ризничий Ярославского Архиерейского Дома, после Вениамина; прибыл в монастырь 28 марта 1835 г., правил обителью 11 лет и скончался 73 лет от роду 26 марта 1846 г; погребен при монастыре. 20) Инокентий, из казначеев Ростовского Богоявленского монастыря, с 26 марта 1846 г. по 1847 г., когда был переведен строителем же в Петровский монастырь. 17 б) Киприян (вторично) со 2 декабря 1847 г. Из Афанасьевского он перешел и был игуменом в Спасогеннадиевом монастыре; затем в Ростовском Петровском и этим званием, наконец, в Варницком, где 14 февраля 1851 г. от нанесенных побоев скончался и погребен при обители. Он пользовался особым уважением не только Ростовских граждан и крестьян, но и многих иногородних богомольцев, почитавших его за строгое исполнение своих обязанностей и за благочестивую жизнь. 21) Димитриан, из казначеев Богоявленского монастыря; состоял строителем с 1851 г. по 23 декабря 1853 г., когда был переведен в Петровский. 22) Иоасаф иеромонах, с конца 1853 г., из Ярославского Архиерейского Дома. 23) Владимир, с 1858 г., скончавшийся 3 ноября 1861 г. По декабрь месяц 1861 г. монастырем управлял казначей Варницкий – Иеромонах Авраамий. 24) Исаакий, из Ярославского Архиерейского Дома, с 3 декабря 1861 г.; по четырехлетнем управлении переведен в Петровский. 25) Панкратий, из того же Дома, с 1865 г.; согласно своему прошению уволен от настоятельства 28 февраля 1866 г. 26) Парфений, из Ярославского Афанасьевского мон.; прибыл в Варницкую обитель 2 марта 1866 г. и в этом же году 10 ноября скоропостижно скончался в 6 ч. утра в своей келлии; погребен в монастыре по христианскому обряду. 27) Иаков, из братства Ярослав. Арх. Дома, в мире Иоанн Смирнов , с 20 ноября 1866 г.; за доброе управление обителью возведен 30 августа 1870 г. в сан игумена; в 1882 г. переведен в Исааковскую пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/i...

В 1870-х годах в монастыре возведены деревянная трапезная, появились богадельня, больница. Гостеприимный дом впоследствии обустраивается в школу для девочек. В эту Свято-Ольгинскую двухклассную приходскую школу принимались на бесплатное обучение девочки из семей духовного звания и из бедных семей, число обучающихся доходило до 120 воспитанниц. В 90-е годы XIX века строительство монастыря продолжается. Возведены и освящены каменные храм-усыпальница Воскресения Словущего и храм Живоначальной Троицы в нижнем этаже Тихвинского надвратной церкви. В склепе храма Живоначальной Троицы покоятся останки схиигуимении Серафимы (Соковниной), которая управляла монастырем с 1821 по 1845 год. Своей подвижнической жизнью матушка Серафима являла пример нестяжания, постничества, всецелого горения души к Богу. Ее жизнь была чужда какого-либо самосожаления, чем поражала людей, окружавших матушку ранее – известных сановников, дворян. В 1837 году келью схимницы посетила сама императрица Александра Федоровна. В молитвенное предстательство матушки Серафимы свято верили и верят сейчас насельницы Введенского монастыря. Материалы о житии схиигумении Серафимы находятся в настоящее время в Синодальной Комисси по канонизации святых. В 1887 году обустроено Афанасьевское кладбище. Тогда оно было только монастырским, а свое название получило по первому погосту, на котором открылся монастырь в XVII веке. В 1895 году на кладбище освящена Воскресенская церковь. Строительство ее шло при активном содействии духовной дочери святого праведного Иоанна Кронштадтского и игумении Введенского монастыря Антонии (Соколовой) — Екатерины Духониной. В начале 1900-х годов Введенский монастырь становится полностью благоустроенной лучшей обителью Орловской епархии. В нем живут 80 мантийных и 277 рясофорных монахинь, а еще 244 насельницы находятся на испытании. Открывается новое здание школы для девочек — одной из лучших тогда в Орле. Школа содержится только лишь на монастырские средства, и кроме традиционных предметов, воспитанницы обучались шитью золотом, вышиванием.

http://azbyka.ru/palomnik/Введенский_жен...

Мало того, что монастырь в центре города используется не по своему прямому назначению - в нем делают мебель, располагаются офисы, но теперь есть намерения на месте, где располагался сад Кирилло-Афанасьевского монастыря, возвести жилой дом. Основан в 1615 году. Трудами нескольких поколений ярославских зодчих превращен в один из самых ярких, богатых по силуэту архитектурных ансамблей городского центра. В советское время этот ансамбль уничтожен путем сноса Воскресенской церкви 17 века и двух колоколен. До наших дней сохранились две искаженные церкви (используются под офисы коммерческих организаций), а также надвратные башни и кельи. Собор во имя патриархов Кирилла и Афанасия - уникальный для Ярославля бесстолпный одноглавый храм с глухим барабаном. Построен был в 1664 году, перекрыт коробовым сводом. В 18 веке было пристроено несколько приделов, в 1832 году изменена форма окон. Афанасиевский монастырь, 3 класса, в Ярославле. Основан в XVI веке; возобновлен в 1613 году. За монастырской оградой в приписанной к монастырю Знаменской церкви находится святыня города — чудотворная икона Знамения Божией Матери. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» В работах большинства местных историков о времени и обстоятельствах основания Афанасьевского монастыря утверждается. что произошло это после 1612 года. В 1615 году земский староста Гавриил Мякушкин при поддержке " других усердных ревнителей святого дела " обратился к ростовскому митрополиту Кириллу за благословением к основанию обители на священном для горожан месте. Ранние монастырские постройки были деревянными, обитель не раз в XVII веке выгорала в пожары. Первую каменную церковь обители во имя Афанасия и Кирилла возвели по благословению ростовского митрополита Ионы Сысоевича в 1664 году. По окончании строительства храм был украшен росписями, над которыми работали мастера, вызванные из Москвы. В пожаре 1670 года обитель вновь пострадала. В 1676 году к северному фасаду соборной церкви пристроили теплый храм с колокольней, посвятили его Алексию, митрополиту Московскому. Драгоценным сокровищем обители, достойным " благочестивого чествования " , являлась частица мощей Кирилла, архиепископа Александрийского, которая сохранялась в монастырской ризнице в серебряном ковчежце. В теплом храме почитался образ Алексия, митрополита Московского, в богатой серебряной ризе, устроеной в 1858 году.

http://sobory.ru/article/?object=00575

Он родился в Мологском уезде Ярославской губернии в бедной крестьянской семье Груздевых, у супругов Александра и Александры. Благочестивые родители воспитывали детей в любви к Богу и ближним, приучали помнить и чтить предков. Когда началась Первая мировая вой на, отца семейства Груздевых забрали на фронт. Матери было не по силам кормить большую семью, и она послала Павёлку просить милостыню. Голодный, измученный, он пришел как-то в мологский Афанасьевский женский монастырь. Вспоминал; «В детстве пришел я к своим теткам в монастырь, они все три были монахини. Евстолия – коровница, Ольга – иконописка, Еле на – просфорница. Отцовы сестры». Жалкий вид ребенка тронул сердца монахинь, и сестры решили просить разрешения оставить его в обители. Мать Евстолия повела крестника к игуменье. Отец Павел вспоминал: «Пришли. В ноги бух! Игуменья и говорит: “Так что делать, Павлёнко! Цыплят много, куриц, пусть смотрит, чтобы воронье не растащило”... Цыплят пас, потом коров, лошадей. Потом... стал к алтарю ходить, кадила подавать, кадила раздувать...» Еще вспоминал: «В день святителей Афанасия Великого и Кирилла, архиепископов Александрийских, в нашу обитель приезжали отовсюду, в том числе и священство: отец Григорий, иеромонах с Толги, архимандрит Иероним из Юги, настоятель Адрианова монастыря, иеромонах Сильвестр, пять-шесть батюшек еще. Да на литию-то как выходили, Господи! Радость, красота и умиление». Павёлка научился трудиться и молиться по-монашески. Зимой он возил дрова, летом работал в огороде, пас монастырскую скотину. К восемнадцати годам юноша, помогая сестрам, исполнял всю тяжелую физическую работу в монастыре. Патриарх Тихон, гостивший в Мологской обители, благословил послушника Павёлку носить подрясник, своими руками надел на него ремень и скуфейку, тем самым как бы дав ему свое святительское благословение на монашество. Эти подрясник, скуфейку и четки отец Павел хранил всю жизнь, сберег их, пройдя через все испытания. Недолгое время Павел был судебным заседателем: «Первым вошел в зал заседания я, за мной Ольга. Батюшки! Родные мои, красным сукном стол покрыт, графин с водой... Я перекрестился. Ольга Самойловна толкает меня в бок и шепчет мне на ухо: “Ты, зараза, хоть не крестился, ведь заседатель!” – “Так ведь не бес”, – ответил я ей. Хорошо! Объявляют приговор, слушаю я, слушаю... Нет, не то! Погодите, погодите! Не помню, судили за что – украл он что-то, муки ли пуд или еще что? “Нет, – говорю, – слушай-ка, ты, парень – судья! Ведь пойми, его нужда заставила украсть-то. Может, дети у него голодные!” Да во всю-то мощь говорю, без оглядки. Смотрят все на меня и тихо так стало... Пишут отношение в монастырь: “Больше дураков в заседатели не присылайте”. В 1928 году Павла признали негодным и к службе в армии из-за “слабого умственного развития”».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Схема Рыбинского водохранилища. Темно-синим отмечены русла рек до затопления При затоплении водой в 1941–47 годах в озерной части Рыбинского водохранилища под водой исчезли три монастырских комплекса, в том числе Леушинский женский монастырь, которому покровительствовал святой праведный Иоанн Кронштадтский (фото Прокудина-Горского). В монастыре жило до 700 насельниц. Леушинский монастырь не был взорван, и после затопления его стены еще несколько лет возвышались над водой, пока не обрушились от волн и ледоходов. Фото 50-х годов. Сегодня берег «Рыбинского моря» в некоторых местах действительно похож на курорт. Отступившая вода обнажила широкие полосы песчаных пляжей. Из-за понижения уровня из воды тут и там вылезли камни, куски фундаментов и островки земли. В некоторых местах, прямо посреди большой воды, можно ходить пешком, вода стоит не выше колена. Южнее города Мологи. Странно выглядят остатки города посреди ровной воды, и эта странность привлекает сюда туристов. Остатки причала южнее Мологи. Мель и камни южнее Мологи обозначены маяком. Если залезть на маяк, то под водой можно увидеть мутные силуэты фундаментов. От самой Мологи уже давно почти ничего не осталось. Перед затоплением все, что можно было, разобрали и вывезли, что нельзя – взорвали и сожгли, остальную работу доделали волны и песок. На пустынных отмелях можно встретить только чаек, водоросли и коряги, облепленные ракушками. План города Мологи. До того, как город было приказано «упразднить», он насчитывал около 5 тысяч жителей (зимой до 7) и около 900 жилых домов, около 200 лавочек и магазинов. В городе было два собора и три церкви. На севере недалеко от города стоял Кирилло-Афанасьевский женский монастырь. Ансамбль монастыря насчитывал десяток зданий, в том числе бесплатные больницу, аптеку и школу. Рядом с монастырем в деревне Борок родился и вырос будущий архимандрит Павел Груздев, почитаемый многими как старец. Фото набережной Мологи во время белых ночей. По состоянию на 1914 год в Мологе было две гимназии, реальное училище, больница на 35 коек, амбулатория, аптека, кинотеатр, называвшийся тогда «Иллюзион», две публичные библиотеки, почтово-телеграфное отделение, любительский стадион, детский приют и две богадельни.

http://pravmir.ru/mologa-gorod-utoplenni...

Автор 1885 года вспоминает, что деды тогдашних жителей ходили обрабатывать «архиерейские полоски» — монастырскую, к тому времени Гдовского Никольского монастыря землю. Принадлежавшие Великим князьям указывались в XIX веке деревни Карповщина (при церкви), Свиридово (при церкви), Подкино и Вязовое. Примечательно, что вплоть до самой Революции крестьяне указанных деревень указывались в Клировых ведомостях «великокняжескими». — Такова была сила храмовой традиции. Деревни входившие в XVI веке в Никольский погост полностью или частично являлись принадлежностью различных храмов и монастырей. Пустошь Поткино (бывшая деревня Подкино) была совместным владением «Николского монастыря Полского, да Николского монастыря изо Гдова, да Офонасьевского девича монастыря, да Дмитрея Святого изо Гдова» — «значительное присутствие гдовского компонента». Деревня Карпино (старая деревня Карповщина, к югу от храмов) принадлежала ввиду исключительной близости монастыря только ему. Кроймость по реке Кушелке с некими Полями имела множество владельцев, в том числе представителя известной тогда династии Скудиных. Скудин Александр Семенович владел в Кроймости двенадцатью пустошами «да вопче» с церковными владельцами еще двенадцатью пустошами. Частью владельцами деревень были псковские церкви из т.н. Довмонтовой Стены. Эта Стена – своеобразная административно-храмовая структура при псковском Кремле, который называется «Кром». Церкви-владельцы с Крома: цц. Воскресения Христова, Святого Афанасия и Святого Егория. Гдовскими владельцами были: церковь Святого Дмитрия Солунского и Афанасьевский девичий монастырь. Само собой, тут же совладел и Никольский Польской монастырь. Пустоши вместо населенных дворов могли образоваться в результате боевых действий, повальной болезни или по другой причине. Впрочем, факты говорят о значительной освоенности места ко времени составления псковских писцовых книг времен Скудина. Скудины владели рыбными ловлями на Нарове, Кушельских озерках и, очевидно, на Плюссе. Во Гдове у них было жилое место и лабаз - склад и торговля в одном месте.

http://sobory.ru/article/?object=03942

Книга «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии» (Ярославль, 1861 год. Составил секретарь Ярославской духовной консистории Крылов А. П.) Мологский Афанасьевский женский монастырь в 3 верстах от города Мологи, близ реки Мологи. Основан в 1793 году. Церквей 4, все каменныя, прочныя: 1) зимняя — во имя Святой Живоначальной Троицы, трехпрестольная: с правой стороны — в честь Царицы Небесной Всех Скорбящих Радости, (24 октября); с левой — в честь Святых Афанасия и Кирилла, Александрийских Чудотворцев, память их 18 января. Эта церковь построена до основания монастыря. 2) Летний собор в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. С правой стороны придел во имя Божией Матери Тихвинской, (28 июня). С левой — в честь Святого Николая Чудотворца, (9 мая). Собор выстроен в 1840 году, на средства монастыря. 3) В честь Успения Божией Матери, (15 августа). Каменная, однопрестольная. Устроена в 1826 году на средства монастыря и 4) кладбищенская, летняя церковь, в честь Усекновения главы Иоанна Крестителя, (29 августа). Каменная, однопрестольная. Построена в 1890 году на средства монастыря. Главная святыня Чудотворная икона Божей Матери. Сия святая икона была принесена в дар бывшему на месте настоящего женскаго монастыря мужскому Афанасьевскому монастырю в 1370 году великим князем Фёдором Михайловичем, Ярославским Чудотворцем, и по сходству начертания носит название Тихвинской. Часть мощей Святых Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. Часовни: 1) в городе Мологе на площади, с жилым помещением для сестёр, построена в 1846 году, 2) в городе Рыбинске на Преображенской улице, с помещением для сестёр, построена в 1871 году, 3) в 0,25 версты от монастыря по Череповецкой дороге, построена в 1829 году и 4) часовня в ограде монастыря, построена в 1826 году. Все каменныя. Земли 330 дес. 554 кв. саж. Дом каменный в Мологе. Каменныя торговыя лавки в городе Мологе и деревянный флигель. Разныя усадебныя постройки при монастыре. Монастырский капитал в процентных бумагах заключается в 184 621 руб. Церковно-приходская школа. Из монастырской домашней аптеки выдаются безплатныя лекарства соседним крестьянам и детям школьникам, по совету врача, посещающаго раз в неделю монастырскую больницу.

http://sobory.ru/article/?object=33463

Мы возвратились с владыкой в пять часов, обедали вдвоем и расстались в 11 часов вечера. На другой день, в пяток, по поручению преосвященного я был в Казанском монастыре, чтобы объяснить игумении желание преосвященного, посредством шелковых занавесок разделить алтарь на три отделения, так чтобы престолы, поставленные в ряд, были отделены один от другого и пространный алтарь имел бы вид трех отдельных алтарей, а не одного с тремя престолами. Было еще довольно рано, и я проехал в часовню, принадлежащую Афанасьевскому монастырю. Она в одной древней башне – остаток когда-то бывших укреплений во дни самобытности Ярославля. В этой часовне небольшая церковь с чудотворной иконой Знамения Пресвятой Богородицы; там ежедневно ранняя литургия, а в пяток, позже, служит архимандрит Николай, и потом бывает молебен и акафист Богородице, именуемой Страстная. Отец-архимандрит и я поехали к себе в монастырь и, немного отдохнув, отец Николай отправился в Консисторию, а я с моим келейником пошел пешком на набережную Волги и на пароходе ездил на противоположную сторону, чтобы оттуда посмотреть на Ярославль. За перевоз плата по 1 копейке серебра. Обедал у отца-архимандрита Николая и тут познакомился с отцом-протоиереем собора, Архангельским: весьма приятный и общительный человек. На следующий день, в субботу, у преосвященного была поздняя литургия у Печерской Божией Матери, потом лития, и преосвященный ходил на могилу преосвященного Нила, и читали акафист Божией Матери. В 2 часа преосвященный поехал осматривать городские церкви и пригласил меня с собой. Не проходит дня, чтобы совершенно неожиданно и в разное время он не побывал в какой-нибудь церкви. Вечером всенощную мы слушали у преосвященного в келиях. В воскресенье погода была теплая и ясная, и народу в холодный собор набралось множество. В этот день должно было последовать возвращение из Ярославля в Бабаевский монастырь чудотворной иконы Святителя Николая, которую приносят сентября 17, поставляют в соборе и по прошествии месяца берут обратно и отплывают на пароходе. Литургию совершал преосвященный, два архимандрита (Афанасьевский и я) и два протоиерея. Митра на преосвященном была та самая, которую носил святитель Дмитрий Ростовский . По синему бархату низана жемчугом и каменьями, и она сохранилась с тех пор в том виде, как была; а облачение подали строгановское, жертвованное кем-то из Строгановых в 1667 году: омофор золотой, таковые же и поручи, саккос шитый шелками – праздники Господские.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Отдельно от этого храма (холодного) построен в 1882 году в русско-византийском стиле тёплый Богоявленский собор, имевший три престола — Богоявления, Покрова Божией Матери и Николая Чудотворца. В постройке этого собора главное участие принимал тот же П.М. Подосенов совместно с купцом Н.С. Утиным. К собору была приписана ещё деревянная с обеих сторон оштукатуренная, прежняя кладбищенская Крестовоздвиженская церковь, построенная в 1778 году. Вознесенская приходская церковь построена в 1756 году. В ней было три престола: Вознесения, святых князей Бориса и Глеба и Архистратига Михаила. В оформлении её фасадов были использованы элементы барокко. Всехсвятская кладбищенская церковь, построенная в 1805 году, с двумя престолами — во имя Всех Святых и Иоанна Предтечи. Церковь в селении Горькая Соль, построенная в 1828 году тем же Ф.К. Бушковым. Имела два престола — Апостола Фомы и Казанской Божией Матери. http://old-yar.ru/story/71/ Часовня Мологского Афанасьевского женского монастыря построена в г. Рыбинске в 1871 году в запоздалых формах классицизма. В 1941 году три монастыря, включая Мологский Афанасьевский женский монастырь, 40 церквей, бывшие дворянские усадьбы, древний русский город Молога численностью населения 5 тыс. человек, около 700 сёл и деревень, заповедные природные территории были затоплены при строительстве Рыбинской ГЭС. Общая площадь затопления составила 4550 кв. км. С 1995 года в здании часовни Мологского Афанасьевского монастыря располагается Музей Мологского края им. Н.А. Алексеева (отдел Рыбинского государственного историко-архитектурного музея-заповедника). http://rybinsk.ru/ Первая церковь монастыря основана в 1788 году; вторая – в 1826 году; а третья – в 1840 году. Престолы в них: — в первой, — Сошествия Святаго Духа, Тихвинския Божия Матери и Святителя и Чудотворца Николая; во второй, — Святаго Живоначальныя Троицы; Божия Матери, – Всех Скорбящих Радости, и Святителей Афанасия и Кирилла; в третьей, — Успения Божия Матери. Земли 36 десятин. Всего в приходе 9 селений, 279 домов, число душ 889 мужского пола и 923 женского

http://sobory.ru/article/?object=33463

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010