Мурманская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Мурманской области [ править править код ] Начало православной миссии на Кольском полуострове связано с деятельностью прп. Трифона Печенгского (середина XVI века). Епархия располагается на всём протяжении Мурманского и Терского берегов Кольского полуострова, в историческом центре Русского заполярья. Православие приходит на эти земли с русскими «колонистами» из Новгорода. С XIII в. процесс колонизации, а значит и христианизации, приобрел системный характер, что связано с распространением монастырских хозяйств на Терском берегу, а затем и севернее. В XVI и в конце XVII в. прошли две волны христианизация местного населения саамов. Новый виток развития православной миссии на Кольском севере приходится на рубеж XIX и XX в., когда под протекцией правительства С.Ю. Витте активно осваивался Мурманский берег. Это период активного строительства и возобновления храмов почти во всех населённых пунктах Мурмана. Революция, Интервенция и начавшиеся репрессии загнали Церковь в подполье. К концу 30-х гг. XX в. на территории будущей Североморской епархии не осталось ни одного прихода. Во второй половине XX в. большинство населённых пунктов на Терском и восточном Мурманском берегах обезлюдели, некоторые полностью исчезли с исторической карты. С другой стороны в этот период вырастают новые города – базы Северного флота. С конца 1980-х гг. начинается медленное возрождение Православия на Кольской земле. Населённые пункты [ править править код ] Мурманск Святыни Мурманской области [ править править код ] П. ПЕЧЕНГА, Печенгского района. Трифонов Печенгский монастырь: мощи 116 муч. Печенгских (XVI в.), в том числе прмч. Гурий, Герман и Иона Печенгские (мощи под спудом, не обозначены ракой). С. КАШКАРАНЦЫ, Терского района. Тихвинский храм: «Мурманская-Тихвинская» икона Божией Матери. С. ВАРЗУГА, Терского района. Афанасьевский храм: «Ахтырская» икона Божией Матери. Монастыри Мурманской области [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Мурманская_обл...

Отец Павел. Фото: Юрий Рост Надо бы как-то просто и ясно. Без участия. Себя спрятать. А как? Если именно я приезжаю в село Верхне-Никульское с новыми, едва не вчера купленными редакцией фотоаппаратами «Canon-F1» и полной линейкой оптики. И все это выкладываю на траве перед храмом, который отец Павел сам крыл-красил и куда к нему тянулся народ отовсюду, а хоть бы и из Москвы. И он, увидев это японское великолепие, говорит: погоди, мол, паренек (хоть мне уже будь здоров!), щас я облачусь в праздничное, отопрем церковь, и ты тогда меня снимешь. Вышел он из сторожки, где жил, – загляденье, а келейница его Мария говорит: «Ишь, расфорсился». И, глядя на разложенную аппаратуру, добавляет: «И этот тоже!» Уж я его нащелкал красиво. Лоб у отца сократовский, свет в храме рембрандтовский, в темноте светится небогатая церковная утварь, свечи горят, крест поблескивает. Значительно вышло. Только пленки в аппарате не оказалось. Не дал нам Всевышний пофорсить. А когда я обнаружил оплошность, отец Павел был уже в своем повседневном виде и босой. Он часто ходил босиком не только в деревне, но и в городе. Летом и зимой. Однажды в Питере его даже милиционер остановил – почему сапоги через плечо, и не украл ли он часом кружку с изображением царской семьи. Однако, узнав, что босоногий человек – священник, поймал машину и помог добраться до вокзала, куда, собственно, и спешил Павел Груздев. А вообще, если спрашивал его кто из посторонних, отчего он по снегу ходит без обуви, отец всегда отвечал: «Спорт!» На самом деле в лагерях, куда он угодил в мае 41-го года по статье 58-1, его ставили босиком на мороз. Однако он не простудился и не обморозился чудесным образом, а привык так ходить. Лет пяти он попадает в мологский Кирилло-Афанасьевский женский монастырь, где находятся три его тетки. Там он два года учится грамоте в церковно-приходской школе, помогает на скотном дворе, поет на клиросе. Здесь же в 18-м году патриарх Тихон дарит восьмилетнему мальчишке подрясник, скуфейку и четки и тем самым определяет ему дорогу в монашество.

http://pravoslavie.ru/58741.html

Первомайский. Стефано-Афанасьевский женский монастырь. Вотчинский Стефано-Афанасьевский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1997. Ссылки:   Адрес: Россия, Республика Коми, Сысольский район, поселок Первомайский, улица Спортивная, 1 Координаты: 61.120696, 50.270925 Проезд:от автопавильона Сыктывкара автобусами кировского направления: - Сыктывкар-Киров (до с. Визинга или остановки «поворот на Куниб»); - Сыктывкар-Обьячево; - Сыктывкар-Койгородок; - Сыктывкар-Визинга; от с. Визинга до п. Первомайский - местными автобусами по расписанию, ежедневно Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Женский Стефано-Афанасьевский монастырь в селе Вотча, Сыктывкарской епархии. Монастырь в Вотче был основан в XIV веке святителем Стефаном Пермским. Вычегодско-Вымская летопись свидетельствует под 1384 годом что святой Стефан построил храмы " монастырские ж на Вотче и на Еренском горотке " . Обитель была упразднена в XVIII веке. Исторических сведений о монастыре сохранилось очень мало. Синодальным решением от 17 июля 1996 года был возрожден как мужской. После того как в 1999 году наместник Стефан (Бабаев) и братия ушли в раскол, монастырь был воссоздан синодальным решением 6 октября того же года как женский. Каменный Богородице-Рождественский храм в Вотче был передан монастырю в полуразрушенном состоянии. Рядом с прежним храмом был вначале построен деревянный храм новой обители, а потом обитель обосновалась на подворье в соседнем поселке Первомайском, на территории Кунибского сельсовета МО СП " Сысольский " . Обитель жила очень скудно, однако по возможности оказывала материальную помощь нуждающимся. На подворье, кроме домового храма, была устроена гостиница и хозяйственный двор по адресу п. Первомайский, ул. Центральная, 35. В 2000-м году в монастыре - 10 насельниц. Храмы: - Богородице-Рождественский. Деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Вотче упомянут в писцовой книге 1586 года. К концу XVIII века эта церковь пришла в ветхое состояние и в 1790 году была построена новая деревянная церковь того же посвящения с приделом во имя святителя Стефана Пермского.

http://sobory.ru/article/?object=16542

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Тверь) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Покрова Пресвятой Богородицы расположена в Твери на набережной реки Тьмаки. Церковь относится к Тверской и Кашинской епархии Русской православной церкви, в статусе архиерейского подворья. Содержание История [ править править код ] Церковь в честь Покрова Богородицы (престола три: 1) Покрова Пресвятой Богородицы, 2) Грузинской Божией Матери, 3) Казанской Божией Матери и Афанасия Александрийского) построена в 1774-м году, в 3атьмацкой части города в живописной речной излучине, на том месте, где Тьмака круто поворачивает на северо-восток перед впадением в Волгу. Покровские клади, через спуск соединявшие городскую часть с посадом, давно заменены мостом. С XIX века с северной стороны храма проходил Головинский вал, защищавший Тверь от наводнений. Напоминает о нем восстановленный ныне памятник Алексею Федоровичу Головинскому - главе города, по распоряжению которого вал был сооружен. В XV веке упоминается на этом месте Афанасьевский девичий монастырь, посвященный свт. Афанасию Александрийскому . Возможно, что обитель существовала и ранее - точная дата основания ее неизвестна. В писцовой книге 1627-1628 годов упоминается и другое название монастыря - «Афанасьевский на песку». Расцвет монастыря пришелся на XVI век, когда в нем жило до 20 монахинь. Монастырь имел владения в Кашинском, Тверском, Зубцовском и Дмитровском уездах. В 1626-м году упоминаются два деревянных храма монастыря: церковь Афанасия и Кирилла и церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1685-м году монастырь был описан вновь и сообщалось, что деревянная Покровская церковь построена по указу Великого Государя Алексия Михайловича. К 1709-му году Покровская церковь стала главным храмом обители. В 1723-м году монастырь был упразднен «за малочисленностью», монахини переведены в тверской Христорождественский женский монастырь, и храм Покрова Богородицы стал приходским. Ныне существующая каменная Покровская церковь была заложена 12 июня 1765-го года, через два года после грандиозного пожара, уничтожившего центральную часть города.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Покров...

Брест. Афанасьевский мужской монастырь. Церковь Афанасия Брестского. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Афанасия Брестского Год постройки:приблизительно 1890 - 1905. Адрес: Беларусь, Брестская обл., г. Брест (мкр. Аркадия), ул. Свято-Афанасьевская, 39, Афанасьевский монастырь Координаты: 52.056635, 23.698449 Проезд:Из центра города авт. 1, 20 до остановки Аркадия Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Преподобномученик Афанасий (Филиппович), игумен Брестский, – известный белорусский общественный, политический и церковный деятель, выступал против унии с Римом, отстаивая права православных братств в Бресте. За активную борьбу против антиправославной политики польского правительства его преследовали, неоднократно арестовывали, ссылали. Когда вспыхнуло восстание под предводительством Богдана Хмельницкого, Афанасий (Филиппович), как и многие другие, был заподозрен в измене польскому королю и в помощи восставшим казакам, за что и был по наветам иезуитов казнен в 1648 г. около деревни Германовичи под Брестом. В 1649 г. Православная Церковь канонизировала святого преподобномученика Афанасия. На рубеже XIX–XX в.в. на месте мученической кончины святого Афанасия Брестского была построена часовня, где в дни празднования его памяти совершались богослужения. Во время хрущёвских гонений храм был закрыт, но верующие продолжали приносить к полуразрушенной часовне живые цветы. В 80-е г.г. решением Брестского облисполкома часовня была передана в ведение Православной Церкви. Усилиями прихожан храм был восстановлен и в 1988 г. в нём было совершено первое богослужение. В 1993 г. храм посетил глава Польской Православной церкви Митрополит Варшавский и всея Польши Василий. В июле 1995 г. часовню посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, благословивший открытие мужского монастыря. 3 февраля 1996 г. последовало решение Синода Белорусского Экзархата об учреждении монастыря, утвержденное Священным Синодом РПЦ 21 февраля 1996 г. Было расширено здание часовни, к церковному дому пристроили трапезную и несколько келий, проведено строительство монастырского корпуса с надвратной церковью и архиерейскими покоями. Дважды в год к стенам Афанасиевского монастыря совершаются крестные ходы: в третье воскресение после праздника Пятидесятницы, в день Белорусских святых и в день мученической кончины преподобномученика Афанасия Брестского 18 сентября. Храм в честь преподобномученика Афанасия игумена Брестского является памятником архитектуры деревянного народного зодчества с элементами ретроспективно-русского стиля.

http://sobory.ru/article/?object=45604

В Ярославле к юбилею города отреставрируют многие храмы Ярославль, 3 мая 2007 г. К юбилею города многие памятники совершенно преобразятся. В плане реставрации 33 объекта - это храмы, старинные особняки, усадьбы, сообщает епархиальный сайт . Особенно радует, что обретут главы церкви, в которых до последнего времени были склады, учреждения и даже гаражи. Некоторые ярославцы и не догадывались, что эти здания - храмы, поскольку они исковерканы и перестроены. И только внимательный взгляд краеведов и любителей старины угадывает в этих постройках детали культовой архитектуры. На углу улицы Кооперативной и Флотского спуска, бывшей Железной и Воздвиженского съезда, будут восстановлены два храма - Крестовоздвиженский и Космы и Дамиана. На улице Свободы, на территории бывшего трамвайного парка, обретут главы Сретенская и Вознесенская церкви. Также восстановят храм Николая Чудотворца в старинной Тропинской слободе за Которослью, в котором до сих пор находится склад. Планируется придать храму приличествующий ему вид. У властей города есть намерения восстановить многострадальный храм Зосимы и Савватия в Тверицах. Кирилло-Афанасьевский монастырь, расположенный в самом сердце города, рядом с Советской площадью, будет вскоре передан церкви. Мебельщики освободят наконец-то помещения, предназначенные для богослужения. Восстановленный монастырь с чудесными церквами станет одним из украшений города. История монастыря чрезвычайно интересна. Краеведы рассказывают о нем множество удивительных историй. В 1612 году, когда в городе стояло ополчение Минина и Пожарского, возникла эпидемия моровой язвы. Для того чтобы избавиться от этой напасти, ярославцы решили устроить крестный ход. Соборному протоиерею во сне было повелено взять на крестный ход икону Спаса из часовни, которая находилась при церкви Афанасия и Кирилла. Люди взяли на крестный ход этот образ, и при этом совершилось чудо - исцеление слепого. Удалось избавиться и от смертоносной эпидемии. Пораженные чудом ярославцы решили построить во имя иконы Спаса церковь и срубили ее в один день, назвав Спасо-Пробоинской, обыденной. В 1614 году этот деревянный храм сгорел, а на его месте построен каменный храм.

http://pravoslavie.ru/21928.html

Кирилл, митрополит Ростовский и Ярославский (Завидов) С 1580 года – игумен Новгородского Антониева монастыря. В 1589 году присутствовал на Соборе по учреждению патриаршества в России. С 31 июля 1594 года – архимандрит Троице-Сергиева монастыря. 18 марта 1605 года хиротонисан во епископа Ростовского и Ярославского с возведением в сан митрополита. Митрополит Кирилл управлял епархией в самое смутное для России время, в эпоху самозванцев. В апреле 1606 года Лжедмитрий I удалил его с Ростовской кафедры, поставив на его место Филарета (Романова, † 1633). Владыка Кирилл поселился в Троице-Сергиевом монастыре. После того как митрополит Филарет был взят в плен поляками, жители Ярославля в 1611–1612 годах снова пригласили к себе митрополита Кирилла, и он до самой своей кончины управлял Ростовской епархией. В связи со смертью патриарха Ермогена митрополит Кирилл во второе свое управление Ростовской епархией считался старшим духовным лицом в России. Он выступал при всех важнейших событиях государственной жизни. Участвовал в приглашении на царство Михаила Федоровича, встречал его при въезде в Москву, присутствовал при коронации. Много трудов положил митрополит Кирилл в деле устройства своей епархии. Он основал Афанасьевский монастырь в Ярославле, устроил церкви, например, великолепный храм в Спасо-Песоцком монастыре над могилою его основательницы княгини Марии, супруги святого благоверного князя Ростовского Василия (Василько, † 1238; память 4/17 марта и 23 мая/5 июня). При митрополите Кирилле было в Ярославле моровое поветрие, во время которого обретен чудотворный образ Нерукотворенного Спаса и воздвигнута для него обыденная церковь . Скончался митрополит Кирилл 7 мая 1619 года. Погребен в Ростовском соборе возле южной стены. Литература: Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 2. – С. 1021, 1025. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры, составленное по рукописным и печатным источникам профессором Московской Духовной Академии А. В. Горским в 1841 году, с приложениями архимандрита Леонида: в 2 ч. – М., 1890, ч. 1. – С. 97–99.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Стефано-Афанасьевский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Стефано-Афанасьевский женский монастырь - православная женская обитель в Республике Коми, основанная в XIV веке. После революции монастырь был закрыт советской властью, восстановлен в 1996 году. На монастырском подворье действует гостиница. Содержание История [ править править код ] Монастырь в Вотче был основан в XIV веке святителем Стефаном Пермским. Вычегодско-Вымская летопись свидетельствует под 1384 годом что святой Стефан построил храмы " монастырские ж на Вотче и на Еренском горотке " . Обитель была упразднена в XVIII веке. Исторических сведений о монастыре сохранилось очень мало. Синодальным решением от 17 июля 1996 года был возрожден как мужской. После того как в 1999 году наместник Стефан (Бабаев) и братия ушли в раскол, монастырь был воссоздан синодальным решением 6 октября того же года как женский. Каменный Богородице-Рождественский храм в Вотче был передан монастырю в полразрушенном состоянии. Деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Вотче упомянут в писцовой книге 1586 года. К концу XVIII века эта церковь пришла в ветхое состояние и в 1790 году была построена новая деревянная церковь того же посвящения с приделом во имя святителя Стефана Пермского. В 1829 году в селе, рядом с местом где было городище Карыйил, начали строить двухэтажную каменную церковь того же посвящения. Новая двухэтажная церковь соединила в себе храмы, существовавшие в прежние времена в селе - нижний зимний храм был освящен в 1830-х годах во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, приделы нижнего храма - во имя святителя Тихона Амафунтского и мучеников Флора и Лавра, верхний летний храм - в честь Рождества Пресвятой Богородицы. После освящения верхнего храма в 1841 году старая деревянная Богородице-Рождественская церковь была разобрана. В 1876-1879 годах на пожертвования прихожан была поставлена каменная ограда с железными решетками и двумя входными воротами. В начале XX века стены второго этажа были расписаны устюжским художником Жилиным.

http://azbyka.ru/palomnik/Стефано-Афанас...

Храм Покрова Божией Матери в Твери отметил свое 230-летие Тверь, 15 октября 2004 г. 230 лет назад, 14 октября 1774 года, в престольный праздник, в Твери был освящен храм в честь Покрова Божией Матери, сообщает пресс-служба Тверской епархии . Когда-то, еще со времен Тверского княжества, на месте, где ныне Покровская церковь, находился Афанасьевский девичий монастырь. Посвящен он святителю Афанасию Александрийскому и известен был как Афанасьевский на Песках. Основательницей монастыря и его первой настоятельницей в течение 12 лет была Софья Ярославна Тверская, родная сестра святого великого князя Михаила Тверского, построившая монастырь в честь небесного покровителя своего отца князя Ярослава Ярославича, принявшего перед смертью схиму с именем Афанасий. К 1626 году в монастыре было два деревянных храма: церковь Афанасия и Кирилла и церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1723 г. монастырь был упразднен за малочисленностью. Во второй половине XVII в. к церкви Покрова постепенно переходят функции основного храма обители, а к XVIII веку Афанасьевский храм перестает существовать. 12 июня 1765 года была заложена Каменная Покровская церковь с приделом святого Афанасия Великого и колокольней, и строительство «тщанием Тверского купца Григория Андреева сына Жижина с прихожанами» окончено в 1774 году. После революции храм отняли у верующих, и здание храма использовалось как складское помещение учреждениями «Облпотребсоюза». С 1987 г. по благословению епископа Тверского и Кашинского Виктора начинаются реставрационно-восстановительные работы. Храм и прилегающая территория переданы в пользование Тверской епархии Русской Православной Церкви в 1992 г., и тогда же совершается первая Божественная литургия во вновь открытой после десятилетий запустения Покровской церкви на праздник Покрова Божией Матери епископом Тверским и Кашинским Виктором, с духовенством города Твери. Со временем восстанавливаются и освящаются престолы в двух приделах: южном – в честь Казанской иконы Божией Матери и святого Афанасия Александрийского, и северном – в честь Грузинской иконы Божией Матери.

http://pravoslavie.ru/11478.html

Спасо-Афанасиевский Ярославский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Афанасиевский Ярославский мужской монастырь - православный монастырь в Ярославле. Основан в 1616 году в память об освобождении России от поляков в период смутного времени. В 1925 году закрыт, в 2005 возвращен Церкви. В монастыре ведутся восстановительные работы, действует трапезная. Содержание История [ править править код ] Возникновение обители. Спасо-Афанасиевский Ярославский мужской монастырь был основан в 1616 году в память об освобождении России от поляков в период Смутного времени. Во время прохождения народного ополчения Минина и Пожарского через Ярославль в 1612 году, в городе вспыхнула эпидемия. Воины ополчения и горожане молились у чтимой иконы Спаса Нерукотворного, располагавшейся в часовне в Пробоинском переулке, после чего мор прекратился. По изгнании поляков из России было принято решение о постройке на этом месте монастыря. В 1616—1628 гг. были построены деревянные церкви в честь иконы Спаса Нерукотворного и святителей Кирилла и Афанасия Александрийских. Причина постройки храма в честь именно этих святых была обусловлена тем, что они ревностно защищали христианство от ересей, война с Польшей рассматривалась в России в первую очередь как борьба за истинную Православную веру против экспансии католицизма. В это же время царь Михаил Фёдорович приписал обители ряд угодий, что обеспечило монастырь материально. XVII- начало XX века. В 1691—1702 гг. на месте деревянных церквей были построены каменные храмы, существующие и поныне. Тогда же возвели келейный корпус и каменные стены (высота стен — 5 метров, ширина — 1 метр), чтобы оградить монастырь, стоящий в центре многолюдного города, от мирской суеты. Стены также сохранились до сих пор. В Спасо-Пробоинской церкви главный придел был освящен в честь Спаса Нерукотворного, придел в алтарной части - во имя апостола Андрея Первозванного, теплый придел в трапезной части - во имя преподобных Павла Фивейского и Иоанна Кущника. В 1911 году пристроен южный придел во имя преподобных Серафима Саровского и Александра Ошевенского. В храме святых Кирилла и Афанасия теплый придел был освящен в честь святителя Алексия, митр. Московского. Среди почитамемых святынь обители были частица мощей св. Кирилла, архиеп. Александрийского, в серебряном ковчежце, образ св. Алексия, митр. Московского в серебряной ризе и антиминс, освященный св. митр. Димитрием Ростовским .

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Афанасие...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010