Москва. Кремль. Богоявленский Троице-Сергиев монастырь. Подворье Троице-Сергеева монастыря /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Дата постройки неизвестна. Год утраты:1770 (снесён при работах по реконструкции кремля Баженовым) Адрес: Россия, г. Москва, Кремль, Троицкая улица, у Троицких ворот Координаты: 55.751917, 37.616546 Изменить описание объекта Церковь Богоявления Господня (утрачена) Церковь Сергия Радонежского (утрачена) Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Богоявленский Троице-Сергиев мужской монастырь находился у Троицких ворот Кремля при входе из города, на Троицкой улице. По мнению историков, церковной легенде и по позднему свидетельству Кормовой книги Троице-Сергиева монастыря, в XIV в. великий князь Дмитрий Иванович Донской выделил в Кремле преподобному Сергию Радонежскому место у своего дворца для строительства келий и церкви на случай его пребывания в Москве. Таким образом, Богоявленский монастырь изначально не был самостоятельным монастырем, а только подворьем Троице-Сергиевого. Однако среди многочисленных монастырских подворий Кремля оно, наряду с Афанасьевским-Кирилловским подворьем, в исторических источниках часто называется монастырем, а во второй половине XV в. получило статус монастыря и управлялось игуменом. Одновременно с землей в Кремле монастырю были выделены два участка вне его: «пятно Ногайское с лошади по 8 денег и пятно Московское с лошади по 2 деньги». На этих пятнах происходило клеймение лошадей, пригнанных на продажу, «пятнанием» тавром – прижиганием личного знака владельца с описанием примет лошадей в особом документе. Ногайское пятно находилось за городом, за Москвой-рекой, на территории Ногайского двора XIV–XV вв., где позднее размещалась Конная площадь, в районе Мытной улицы (в начале XIX в. северная ее часть передана для строительства Морозовской детской больницы по современному адресу 4-й Добрынинский пер., 1). Оно предназначалось для лошадей, пригоняемых кочевниками, которые ценились существенно дешевле других. Московское пятно находилось перед Китай-городом в районе церкви Спаса на Глинищах, стоявшей до 1931 г. на месте двора жилого дома 17 по Лубянскому проезду. Здесь торговали лошадьми из России. Пошлины за клеймение лошадей должны были приносить монастырю определенный доход.

http://sobory.ru/article/?object=47551

В Ярославской епархии отмечают столетите со дня рождения архимандрита Павла ( Груздева) Ярославль, 13 января 2010 г. В наступившем году исполняется 100 лет со дня рождения архимандрита Павла (Груздева). 13 января день памяти архимандрита Павла (Груздева). По традиции в этот день духовенство епархии и многочисленные духовные чада отца Павла собираются в Леонтьевском храме Романовской стороны современного Тутаева, где при большом скоплении богомольцев служится Божественная литургия. А затем все отправляются на Леонтьевское кладбище, на могилку отца Павла, где служится панихида. В этот день всех сердечно встречают в домике родственники отца Павла, читаются его записи, перелистываются его тетрадки, и, конечно, все поют его любимые песни, сообщает сайт Ярославской епархии . Архимандрит Павел (в миру Павел Александрович Груздев) родился 10 января 1910 года в деревне Барок Мологского уезда Ярославской губернии. Когда его отца Александра Александровича Груздева призвали во время войны 1914 года в армию, маленького шестилетнего Павелку взяли к себе в Афанасьевский Мологский женский монастырь тетки - монахиня Евстолия и инокини Елена и Ольга. С тех пор вся его жизнь была связана с монашеством и монастырями. С небольшими перерывами он жил в монастыре или при нем до его закрытия в 1929 году. К воспоминаниям о жизни в монастыре он постоянно возвращался, особенно в последние годы. Его рассказы о монастырской жизни, окрашенные непередаваемым юмором, останутся в памяти слушателей навсегда. Рассказывал отец Павел и о приезде в монастырь архиепископа Тихона, будущего Патриарха Московского и всея Руси. В этих рассказах светилась его возвышенная, нежная, любящая душа. В 1929 году по закрытии Афанасьевского монастыря он переехал в Новгород, в Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский монастырь. Живя в монастыре, он работал на судостроительной верфи. В 1932 году ему пришлось покинуть монастырь, и он несколько лет жил в родном доме. В 1938 году они с отцом разобрали родную избу, так как их деревня находилась на месте будущего Рыбинского водохранилища, и по Волге сплавили ее до Романова-Борисоглебска (Тутаева). Здесь, на левом берегу Волги, и стоит дом, который они с отцом собрали, обустроили и в котором вместе жили до 1941 года.

http://pravoslavie.ru/33538.html

архимандрит Павел (Груздев) (23.01.1910–13.01.1996) Аудиокниги Рассказы архимандрит Павел (Груздев) Старец, подвижник, исповедник веры. Биография Детство и юность (1910—1941 годы) В миру - Павел Александрович Груздев, родился в деревне Большой Борок, Мологского уезда в крестьянской семье Александра Ивановича (1888—1958) и Александры Николаевны, урождённой Солнцевой (1890—1961). У него было две младшие сестры: Ольга (1912) и Мария (1914). Отца забрали на войну, семья стала бедствовать и в 1916 году Павел ушёл к тёткам монахине Евстолии и инокиням Елене и Ольге в мологский Афанасьевский женский монастырь; сначала пас цыплят, затем коров и лошадей, пел на клиросе. Носить подрясник восьмилетнего послушника благословил живший некоторое время в монастыре Патриарх Московский Тихон. Впоследствии недолгое время был судебным заседателем: Народный суд Первым вошёл в зал заседания я, за мной Ольга. Батюшки! Родные мои, красным сукном стол покрыт, графин с водой… Я перекрестился. Ольга Самойловна толкает меня в бок и шепчет мне на ухо: «Ты, зараза, хоть не крестися, ведь заседатель!» «Так ведь не бес», — ответил я ей. Хорошо! Объявляют приговор, слушаю я, слушаю… Нет, не то! Погодите, погодите! Не помню, судили за что — украл он что-то, муки ли пуд или ещё что? «Нет, — говорю, — слушай-ка, ты, парень — судья! Ведь пойми, его нужда заставила украсть-то. Может, дети у него голодные!» Да во всю-то мощь говорю, без оглядки. Смотрят все на меня и тихо так стало… Пишут отношение в монастырь: «Больше дураков в заседатели не присылайте». После закрытия монастыря 3 января 1930 года, перебрался в Хутынский монастырь, расположенный под Новгородом. Здесь его облачили в рясофор с благословения епископа Алексия (Симанского), будущего Патриарха. Живя в монастыре, работал на Деревяницкой судостроительной верфи, а в свободное время пел и читал на клиросе в монастыре, звонил на колокольне, следил за порядком и чистотой у раки с мощами преподобного Варлаама. В 1932 году закрылся и этот монастырь, инок Павел несколько лет жил на родине, работал на скотном дворе Государственной селекционной станции. Деревня попала в зону затопления Рыбинского водохранилища. В 1938 году с отцом разобрали избу, сплавили её по Волге до Тутаева и там на левом берегу собрали. Здесь жил с семьёй до 1941 года, был рабочим на базе «Заготскот», ходил в Леонтьевскую церковь, пел на клиросе в церковном хоре и пономарил при иеромонахе Николае (Воропанове). Заключение и ссылка. Реабилитация (1941—1958 годы)

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/

Могилёвская область (храмы) Материал из Азбука паломники Трехсвятительский кафедральный собор (Могилёв) [ править править код ] Трехсвятительский кафедральный собор (Могилёв) В 1903 году произошла торжественная закладка первого камня нового храма во имя трех святителей Церкви — Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Строительство проходило по проекту и под наблюдением надворного советника, губернского архитектора П. Калинина. Возведение собора продолжалось 11 лет и было закончено в 1913 году. Храм был освящен 1 декабря того года. Во время нахождения в Могилеве Ставки (1915-1918) собор часто посещал император Николай II. С перерывами, храм действовал до 1959 года. В 1961 году церковь, построенная на народные деньги, была закрыта — снесли колокольню, купола, кресты и основали здесь клуб завода " Строммашина " . В помещении под музыку духового оркестра стали устраивать танцевальные вечера, а потом загремела городская дискотека " Резонанс " . 25 декабря 1989 года храм снова был освящен и начал действовать. Адрес: Белоруссия, 212000, г. Могилев, ул. Первомайская, 75 Александро-Невский собор (Мстиславль) [ править править код ] Александро-Невский собор (Мстиславль) Памятник архитектуры ретроспективно-русского стиля. В 1727 году в Мстиславле на пожалования хорунжего витебского Ивана Гурко был основан бернардинский монастырь, на месте которого ранее находилась древнейшая православная церковь в городе — Афанасьевская церковь, перенесённая на Замковую гору. В монастыре имелся возведённый в том же 1727 году костёл Рождества Богородицы с пятью деревянными алтарями. В 1775 году костёл был заменён на новый, уже каменный храм. Монастырь, закрытый в 1831 году, отдали православному ведомству, при этом храм — для прихожан Афанасьевской церкви. Здание храма сгорело в 1858 году. После этого для костёла разрабатывались различные варианты приспособления «по ветхости» (проекты датируются 1864 и 1866 годами). Было принято решение о непрочности конструкций католического храма, что привело к решению его разобрать и построить новый, уже православный храм. Сама церковь была возведена в 1870 году из кирпича.

http://azbyka.ru/palomnik/Могилёвская_об...

Архиепископ Михей (Хархаров)      Архиепископа Михея (Хархарова; 1921-2005) — «Владыченьку», как звали его в народе, — любила вся ярославская земля: священники, простые бабушки, дети и взрослые, любили собратья-архиереи, любили власти и лечащие его врачи. Любили за ласку, внимание, неподдельное смирение и то горение по Бозе, которое до самых последних дней своей жизни показывал почивший архипастырь. Сегодня, 22 октября, в день его памяти, ангела ярославской епархии вспоминает его келейник, ныне наместник Ярославского Кирилло-Афанасьевского монастыря, игумен Феодор (Казанов). Владыка Михей, отец Феодор (Казанов) и монахиня Феврония на прогулке за грибами. Шельшедом, 2003 г.      Как я стал келейником владыки Я учился в Ярославском духовном училище, а пока учился, посещал Казанский женский монастырь — он только открылся в то время. И когда я готовился к монашеству, советовался с матушкой игуменией. Мой духовник, протоиерей, сказал, что мне надо искать нового духовного отца в связи с выбором монашеского пути. Где мне найти духовника, я не знал. Переживал очень тяжело, а батюшка мне и говорит: — Ты проси владыку Михея. — Да кто я такой? Я же совершенно рядовой человек — и к владыке в духовные чада?! — Ты попроси — он тебе не откажет. — А как мне просить-то? — Да ты ему вот так вот в ножки упади и попроси. Такой совет. Его исполнение казалось невозможным: такая величина — правящий архиерей, старец, и как я — совершенно рядовой студент, оканчивающий духовное училище, — вдруг ни с того ни с сего попрошу его быть духовным отцом. Но, думаю, попрошу. К тому времени меня уже представили на хиротонию, на постриг. И получилось так, что игумения поехала с сестрами к владыке и взяла меня с собой. Пришли мы в домовый храм епархии, игумения о чем-то с владыкой поговорила, и вроде уже пора уходить. «Ну, — думаю, — сейчас или никогда!» А вокруг матушка, сестры стоят, неловко... Будь что будет, бросаюсь к его ногам: «Владыка, возьмите меня под ваше духовное руководство!» Он заулыбался, не ожидал такого и говорит: «Ну-ну! Давай-ка к отцу Борису, к отцу Борису». А я ноги его обхватил — и уходить не хочется, и быть навязчивым тоже боюсь.

http://pravoslavie.ru/65115.html

Тверь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. По статусу - Архиерейское подворье. Освящена в 1774 г. 3 престола: Покрова Пресвятой Богородицы (главный), Божией Матери Грузинской, Божией Матери Казанской и святителя Афанасия Александрийского. Церковь характерного для Твери архитектурного типа " восьмерик на четверике " в стиле барокко является одной из важнейших доминант в районе Затьмачья. Живописно расположена на полуострове, образуемом излучиной реки Тьмаки, почти в центре города. Издавна это место застраивалось храмами. Здесь в 1626 г. стояли 2 деревянные церкви Афанасьевского женского монастыря, основанного в XV веке во имя святителя Афанасия Александрийского. Монастырь был упразднен в 1723 г., а на его месте в 1723 г. был заложен ныне существующий каменный храм. Строительство его велось " иждевением " тверского купца Григория Жижина с прихожанами и закончилось в 1774 г. В 1858-1860гг. с левой стороны был устроен второй придел - в честь Грузинской иконы Божией Матери. В 1873 г. перестроен и расширен правый (Афанасьевский) придел и освящен в честь Казанской иконы Божией Матери и святителя Афанасия Великого. В 1884-1885 гг. на средства Тверского купца Петра Буракова была построена колокольня отдельно от храма. В 30-х годах XX в. колокольню взорвали и снесли часть церковной ограды, а здание церкви использовали в качестве склада. С 1987 г. начались работы по восстановлению храма. На стенах храма сохранилась лепная отделка с выразительными пилястрами и украшения с элементами растительных мотивов. В 1992 г. храм был передан Тверской епархии, и на праздник Покрова Пресвятой Богородицы в нем была совершена первая после открытия литургия. Церковь в честь Покрова Богородицы, именуемая в народе " Домом Пресвятой Богородицы " , построена в 1774 году. Расположена в Затьмацкой части Твери в живописной речной излучине, на том месте, где Тьмака круто поворачивает на северо-восток перед впадением в Волгу. Покровские клади, через спуск соединявшие городскую часть с посадом, давно заменены мостом. С северной стороны на месте Головинского вала - транспортная магистраль. Нет на противо- положном берегу ни Сретенской церкви, ни Трехсвятского архиерейского загородного дома с садами и прудами, ни Духовной консистории. Покровский же храм Божией милостью и молитвами Пресвятой Богородицы сохранен. Небольшой, скромный, но выразительный и красивый, он привле- кает взгляд еще издали.

http://sobory.ru/article/?object=00004

Христорождественский женский монастырь (Тверь) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Христорождественский женский монастырь - православная женская обитель в Твери. После закрытия монастыря в начале 1920-х гг., монастырь был возвращен Церкви в 1999 году. При монастыре действует гостиница для паломников. Содержание История [ править править код ] Точно неизвестно, кто и когда основал Христорождественский монастырь в Твери. Впервые упомянут в грамоте, датированной 1514 годом. Распространено предание, что обитель возникла в начале XV века по благословению святителя и чудотворца Арсения, епископа Тверского. В Смутное время монастырь был разорён, долгое время находился в упадке. Но с конца XVII века стал благоустраиваться и достиг лучшего положения. Тем не менее до начала XIX века все постройки монастыря оставались деревянными. Главной святыней обители являлась чудотворная Тихвинская икона Богоматери, принесённая в монастырь в 1703 году. Монастырский ансамбль в стиле классицизма сложился в первой половине XIX века. Первоначальные средства на строительные работы поступили от графини Анны Иродионовны Чернышёвой. На них была возведена надвратная церковь, а также игуменские покои с ризницей и трапезной. Нельзя исключать, что проект этих зданий подготовил Н. А. Львов. Почин графини поддержали не раз посещавшие Христорождественскую обитель жена, мать и сёстры императора Александра Павловича. На их средства возводится грузный пятиглавый монастырский собор. Здание было вчерне закончено в 1812 году, но в сентябре 1813 года ночью внезапно обрушилось. Из насельниц никто не пострадал, т.к. на время Наполеоновского нашествия все монахини были эвакуированы в Молого-Афанасьевский монастырь. Возведение нового собора по типичному для эпохи ампира проекту часто приписывают К. И. Росси, жившему в то время в Твери. Документальных подтверждений авторства не сохранилось. В 1820 г. новый собор освятил тверской архиепископ Филарет (Дроздов). До революции 26 июня ежегодно устраивался крестный ход при большом стечении богомольцев. При монастыре имелось училище для девиц духовного звания. Монастырь был многолюден и регулярно посещался паломниками.

http://azbyka.ru/palomnik/Христорождеств...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОРЛОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Введенский мон-рь в Орле. Фотография. Нач. XX в. Введенский мон-рь в Орле. Фотография. Нач. XX в. (Орловской епархии Орловской митрополии), находится в г. Орле. Основан по ходатайству горожан разных сословий, в т. ч. священников, стариц Кикилии и Елисаветы и др. монахинь, поданному 18 сент. 1686 г. в Москве на имя архиеп. Коломенского и Каширского Никиты (Тотемского) . 20 сент. того же года архиепископ выдал благословенную грамоту настоятелю орловского Богоявленского мон-ря игум. Евфимию с поручением осуществлять наблюдение за строительством общежительного девичьего мон-ря, а также подобрать «искусную старицу», чтобы из обители «инокини, кроме великой нужды, были неисходны» ( Пясецкий. 1896. С. 6-7). Первой настоятельницей (1686-1723) стала мон. Елисавета (схиигум. Евдокия). Первоначально О. В. м. располагался на левом берегу р. Орёл (Орлик), на землях Афанасьевского погоста. С XVI в. здесь стояла приходская деревянная ц. во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, в которой в нач. XVII в. служил свящ. Иоанн Калинин. В Смутное время храм был сожжен «литовскими людьми». В 1644 г. внук свящ. И. Калинина ходатайствовал «о возобновлении приходской своей церкви» и получил грамоту, но строительство не началось. Ок. 1677 г. поселившиеся здесь боярские дети Феодосий и Макарий Телегины «с товарищи» подали архиеп. Коломенскому и Каширскому Павлу (Моравскому) челобитную о возведении на месте сгоревшей новой ц. в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом святых Афанасия и Кирилла. Получив благословение, просители не смогли приступить к строительству: «...за службою и за безмочием лесу не готовили» ( Пясецкий Г. М. Грамота Коломенского архиеп. Никиты II на построение в г. Орле девичьего мон-ря 1686 г .//Тр. Орловской УАК. 1889. Вып. 6. С. 32-33). В писцовой и межевой книге Орла и Орловского у. 1685-1686 гг. стольника А. Юшкова и подьячего А. Оловянникова упомянут «погост с люцким кладбищем огорожен», на к-ром «была истари церковь Офонасия и Кирила Александрийских» ( Неделин. 2001. С. 173).

http://pravenc.ru/text/2581557.html

Как Павел Груздев был судебным заседателем Стал я судебным заседателем. На суде объявляют: “Судебные заседатели Самойлова и Груздев, займите свои места”. Первым вошел в зал заседания я, за мной Ольга. Батюшки! Родные мои, красным сукном стол покрыт, графин с водой… Я перекрестился. Ольга Самойлова меня в бок толкает и шепчет мне на ухо: — Ты, зараза, хоть не крестися, ведь заседатель! 15 марта, 2011 Стал я судебным заседателем. На суде объявляют: “Судебные заседатели Самойлова и Груздев, займите свои места”. Первым вошел в зал заседания я, за мной Ольга. Батюшки! Родные мои, красным сукном стол покрыт, графин с водой… Я перекрестился. Ольга Самойлова меня в бок толкает и шепчет мне на ухо: — Ты, зараза, хоть не крестися, ведь заседатель! Архимандрит Павел (Груздев) (10 (23) января 1910, Мологский уезд — 13 января 1996, Тутаев) — удивительный старец Русской Православной Церкви. С малых лет он жил при монастыре, в годы революционной смуты служил и трудился на благо Церкви, с 1938 года скитался по тюрьмам и ссылкам. Сохранивший детскую душу, кротость и любовь к ближним, он стал на излете земного пути особо почитаем верующими: к нему шли за духовным советом, за теплым словом ободрения. Архимандрит Павел (Груздев) Из книги рассказов архимандрита Павла (Груздева) «Самый счастливый день»: После революции и гражданской войны Мологский Афанасьевский монастырь из обители иночествующих превратился в Афанасьевскую трудовую артель. Но монастырская жизнь текла своим чередом, несмотря на все потрясения. “Очень уж модным было тогда собрания собирать, — вспоминал о. Павел 20-е годы в Мологе. — Приезжает из города проверяющий, или кто еще, уполномоченный, сразу к нам: — Где члены трудовой артели? — Так нету, — отвечают ему. — А где они? — спрашивает. — Да на всенощной. — Чего там делают? — Молятся… — Так ведь собрание намечено! — Того не знаем. — Ну, вы у меня домолитесь! — пригрозит он”. Обвиненные в уклонении “от участия в общественном строительстве”, сестры обители, как могли, старались участвовать в новой советской жизни, выполнять все постановления.

http://pravmir.ru/71951/

Ярославской семинарии передан храм в Кирилло-Афанасьевском монастыре Ярославль, 1 февраля 2008 г. Первая служба состоялась в четверг в Кирилло-Афанасьевском монастыре, расположенном в самом центре Ярославля - близ вечного огня. В мае прошлого года два храма и другие постройки были переданы Ярославской епархии. С этого срока начался отсчёт новый жизни обители. Теперь её обживают семинаристы. В храме еще очень холодно, на улице, пожалуй, теплее. Кажется, что за годы духовного запустения замерз сам воздух. Все аскетично, как на заре православия. Но первая служба в свежеотремонтированных стенах вновь напомнила о главном предназначении этого здания, сообщает сайт Ярославской епархии. Теперь храм будет семинарским, для богослужебной практики. Это тоже возвращение утраченного, в 18-м веке в монастыре открылась семинария, учрежденная митрополитом Ростовским и Ярославским Арсением. Сегодня служба проходила по архиерейскому чину, особенно торжественному. Освящение храма именуется обновлением, так построенный человеческим руками, он обретает дух жизни в вечности. На эту торжественную церемонию собрались семинаристы и ученики православной гимназии. Приехали гости из других монастырей и церквей епархии. Для всех это праздник. Он приурочен к дню святителей Кирилла и Афанасия, защищавших чистоту веры. История монастыря тесно связана с событиями Смутного времени. Здесь располагался монетный двор ополчения Минина и Пожарского. Во время крестного хода здесь остановилась икона Спаса, и позже был основан монастырь. Скромный по размерам, этот архитектурный комплекс отличался изысканным силуэтом. Шпили башен были увенчаны фигурами трубящих ангелов. Позже разрушению подверглись и вертикали колоколен, и пятиглавые завершения церквей. Почти напротив - другой знаменитый дом, особняк городского головы Ивана Вахрамеева. Месяц назад сюда переехали студенты ярославской духовной семинарии. Предстоит еще много работы, но занятия идут уже сейчас. Еще совсем недавно здесь лечили больных детей, сейчас учат тех, кто предназначен лечить души людей. 1 февраля 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/25639.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010