Это случилось около 1564 года, когда Московское царство стояло на пороге опричнины, готовой наложить кровавую печать на весь русский мир. Пройдет немного времени, и опричники с особой жестокостью обрушатся на Новгород Великий и его владения на Русском Севере, в которых проживал род Подвизаевых. Конечно, вряд ли родные Трофима могли предвидеть, как скоро и трагично изменится их жизнь. Потому и желали любым способом удержать юношу в родном селе. Да и сам Трофим только в этом случае мог рассчитывать на поддержку живших в довольстве родственников. Если же он решался оставить отчий дом, то полностью предавал себя в руце Божии (Прем. 3, 1). Даже сегодня это непростой шаг. Можем ли мы представить, что означало оставить свое отечество в столь непростые времена? Но Бог, от Которого стопы человека исправляются (Пс. 36), утвердил Трофима в решении оставить родительский дом. Юноша не имел возможности поступить послушником в Соловецкий монастырь или другую прославленную обитель. " Виной " тому, как предположил исследователь жития протоиерей Андрей Дудин, могло быть незнатное происхождение преподобного. Известно, что в крупные и состоявшиеся монастыри в те годы принимали преимущественно выходцев из знатных родов, на содержание которых родные могли внести существенный вклад. Простолюдинам же нередко приходилось начинать путь с небольших и недавно созданных обителей. Трофим с посохом странника направился в Устюг Великий, а это без малого семьсот верст пути. Почему он избрал Устюг, доподлинно неизвестно, но здесь в его судьбе принял участие священник Афанасьевской церкви Иоанн, в ком Трофим обрел своего духовного наставника. Священник одобрил желание юноши не вступать в брак и направил его в городок Орел на реке Каме 3 , бывший в те годы негласной столицей обширных владений Строгановых. С этого времени на долгие пятнадцать лет жизнь молодого подвижника оказалась связанной с пермскими лесами, которые стали для него пустыней первых монашеских подвигов и молитв. В пермских лесах Описывая пермский период в жизни преподобного, агиографы, как правило, описывают его труды и подвиги в Пыскорском монастыре 4 , где в возрасте 23 лет Трофим принял монашеский постриг с именем Трифон. Днем инок посещал церковные службы и исполнял труды послушания для братии: пек хлеб, готовил пищу, рубил дрова в лесу, на своих плечах носил в монастырь, ухаживал за больными. К утрени он являлся одним из первых, из церкви же выходил последним и в молчании шел в свою келью. Ночи инок проводил в молитвенных подвигах. Постели у него не было, для отдыха он ложился на землю. Летом, когда бывает много комаров, Трифон до пояса обнажал для них свое тело, а пищей для него были хлеб с водой, да и то в малом количестве.

http://e-vestnik.ru/history/trifon_vyats...

Аналогичный состав имел деисусный чин из Звенигорода (начало XV века), три сохранившихся иконы которого приписываются руке преподобного Андрея Рублева. Высоцкий Серпуховский монастырь был основан в XIV веке: преп. Сергий со своим учеником Афанасием пешком пришел в Серпухов по приглашению князя Владимира Андреевича Храброго и выбрал место для будущего монастыря. Выбранное место «Высокое» было расчищено и преп. Сергий, по преданию, совершил на нем молитву. Для строительства обители преп.Сергий, по просьбе князя, оставил своего ученика преп.Афанасия Высоцкого. Значение Высоцкого монастыря в культуре второй половины XIV века уникально. При поддержке и руководстве преп. Сергия Радонежского, митрополита Киприана, трудами преп.Афанасия Высоцкого и его учеников в обители действовал центр русско-византийских связей, осуществлявший важные идейно-культурные начинания. Насколько оценили на Руси труд преп.Афанасия Высоцкого и его учеников, который они совершили в Константинополе, свидетельствуют списки, сделанные с их рукописей в дальнейшем. Труд преп.Афанасия Высоцкого, этого типичного исихастского деятеля Православного Возрождения содержит обстоятельно подобранные выдержки из творений известнейших церковных писателей и из Патериков. Список авторитетных имен впечатляет: Василий Великий, Ефрем Сирин, Максим Исповедник, Марк Скитский, преп. Нил, преп. Стефан, Григорий Нисский, Макарий Египетский, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов. Выписки касаются правил монашеского поведения, в частности, в общежительных монастырях. Есть предположение, что в 1401 году в константинопольском монастыре Богородицы Перивлепты преп.Афанасий Высоцкий списал устав Лавры Саввы Освященного под названием «Око церковное», который впоследствии был переписан в Троице-Сергиевом, Высоцком, Спасо-Андрониковом, Кирилло-Белозерском, Саввино-Сторожевском монастырях . Замечательной особенностью афанасьевской подборки правил монашеского общежития является включение в нее выдержек из произведений ранневизантийских писателей мистического направления, интерес к которым возрос в обстановке исихастских споров XIV в.

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/28/...

В «Дозорной книге монастырских вотчин в Первой и Заозерской половинах письма и дозора Петра Васильевича Ушатова и подъячего Савина Нефедьева» в списке от 1615—1619 гг. упоминаются «вотчины монастыря Богородицы на Лысой Горе на реке Кубенке». Долгое время единственным действующим храмом в Кубеноозерье являлась Лысогорская Афанасьевская церковь в деревне Чирково, стоящая на поистине святом месте. Сейчас в устьянском селе Чирково находится действующий Свято-Афанасьевский храм с высокой, как свеча, трехъярусной колокольней,который был воздвигнут в 1861 г. во имя Афанасия Великого. http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=4876 Храм Афанасия Александрийского построен на берегу реки Кубены в деревне Чирково. В начале XV века на северо-восточном берегу Кубенского озера образовалось Заозерское удельное княжество. Первым князем Заозерского княжества стал представитель ярославского княжеского рода Дмитрий Васильевич Заозерский. Отец князя – великий князь Василий Васильевич Ярославский участвовал в битве на Куликовом поле. Василий Васильевич назвал своего сына в честь вмч. Дмитрия Солунского. Память этого святого отмечается церковью 9 ноября. Именно в этот день впервые прошла панихида по воинам, погибшим в Куликовском сражении. Князь Дмитрий Васильевич построил первую христианскую церковь в этих местах. Деревянная церковь в деревне Чирково была построена в честь небесного покровителя князя вмч. Дмитрия Солунского. Князь Дмитрий Васильевич и его жена Мария активно поддерживали деятельность Дионисия Глушицкого и Александра Куштского по основанию новых монастырей в крае. Князь выделял земли монастырям, оказывал помощь в приобретении икон и церковной утвари. Сын князя Дмитрий, преподобный Иоасаф Каменский (в миру – Андрей), в раннем возрасте принял монашеский постриг в Спасо-Каменном монастыре. При князе Дмитрии Васильевиче Заозерском на песчаном возвышении на берегу реки Кубены у деревни Чирково был основан монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Место получило название Лысая гора. В честь святых Афанасия и Кирилла Александрийских был основан второй храм монастыря. Князь Дмитрий Васильевич Заозерский погиб в первой половине XV века.

http://sobory.ru/article/?object=00252

В период польской интервенции в начале XVII века монастырь был разграблен и пришёл в запустение. Вместо старой деревянной церкви Рождества Пресвятой Богородицы в 1781-1791 гг. крестьяне лысогорского прихода построили здание холодной каменной церкви. Освящение церкви состоялось в ноябре 1791 года. Одноэтажный пятиглавый храм имел величественный вид. В храме имелись настенные фрески и старинные иконы. В 1837 году церковь закрыли, а в конце 1850-х гг. разрушили. Указание из Москвы о сохранении храма пришло слишком поздно, храм уже взорвали. Второй теплый храм, освящённый в конце 1863 года, был построен всего за 2 года (1861-1863 гг.). Церковь Святителя Афанасия Великого является примером переходного архитектурного типа, который сложился в результате развития русско-византийского стиля в русской архитектуре. В Афанасьевской церкви, как в храмах периода классицизма, нет опорных подкупольных столбов. В экстерьере и покрытии храма вновь возникает мотив закомар, стены декорированы фигурными «дутыми» столбами-пилястрами, оконные проемы обрамлены наличниками с килевидным навершением. Церковь Святителя Афанасия Великого находится в одной связи с колокольней. При советской власти Афанасьевская церковь была закрыта с 1937 по 1947 год. Первое богослужение после долгого перерыва прошло в праздник Рождества Богородицы 21 сентября 1947 года. На территории Усть-Кубинского, Сокольского и Харовского районов она долго была единственной действующей церковью. Церковь Афанасия Александрийского (1861-1863 гг.) в д. Чирково является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) регионального значения в соответствии с Постановлением Правительства Вологодской области 687 от 21.07.2006 г. Часовня Ильинская в д. Чернышово, расположенная недалеко от д. Чирково, также является объектом культурного наследия регионального значения. Часовня представляет собой уникальный памятник деревянной архитектуры, построенный в 1903 году. Монументальная живопись начала XX века выполнена на высоком профессиональном уровне. На территории Вологодской области это единственный памятник часовенного зодчества, в котором сохранилось убранство интерьера. Уникальность часовне придают ее росписи, выполненные в технике масляной живописи.

http://sobory.ru/article/?object=00252

Видно у него от этого большая печаль. Рассматриваю келью, фотографии на стене. Много знакомых лиц: Иоанн Кронштадтский, патриарх Тихон, ленинградский митрополит Никодим, а вот саровская юродивая Паша. Батюшка показывает на фотографию другой юродивой - Моя Енька с куклами. Годов шесть как умерла. А жила вот здесь. Он ведет меня в маленькую комнатку. В углу кровати и сейчас сидят две куклы. - Это Евгении куклы. Теперь здесь спит Манька, моя помощница. -    Это святой человек был, - добавляет отец Павел. - Ее Паша Саровская куклой благословила. Спрашиваю: - А в чем заключалось ее юродство? - Евгения с куклами разговаривала как с людьми. Мы с ней по всем монастырям ездили. Были в Почаеве. Идем в сторожку, где выпекают просфоры. Отец Павел месит тесто, ставит печати быстрым и ловким движением рук. Дело подходит к концу. Он вынимает из печки большой чугунный котел с печеными овощами. -    Какое я тебе сейчас кушанье приготовлю, - говорит батюшка, — Шаквоен называется, ты такого никогда не ел. Он ловкими быстрыми движениями прикручивает мясорубку к столу и начинает перекладывать содержимое чугунка. Пока готовится чудное кушанье, крутится мясорубка, батюшка поет: На речке Обноре в прекрасной долине    Святая обитель смиренно стоит. Она вспоминает минувшее время, Она вспоминает прожитую даль. Потом он поет «О дивный остров Валаам», перемешивая овощи в миске. - Я пятьдесят лет священник, а монашествую всю жизнь, - прерывает пение рассказом о себе отец Павел. — В детстве пришел я к своим теткам в монастырь, они все три были монахини. Евстолия - коровница, Ольга - иконописка, Елена - просфорница. Отцовы сестры. В Афанасьевском Мологском женском монастыре жил с трех лет. Он стал для Павла вторым домом. В 1918 году туда приехал патриарх Тихон. Его тепло приняли. Игуменья предложила гостю помыться в бане, туда пригласили и восьмилетнего, как его называли, Павёлку. Отец Павел вспоминал, как они друг другу терли спину. Патриарх благословил послушника Павёлку носить подрясник, своими руками надел на него ремень и скуфейку, тем самым как бы дав ему свое святительское благословение на монашество.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=713

Второе чудо от иконы Нерукотворного Спаса произошло в этот же день: по совершении крестного хода шествие направилось в Успенский собор, но, когда поравнялось с часовней, «тайная сила остановила несших чудный образ; никак не могли они двинуться с места». Восприняв произошедшее как знамение, «ибо возлюбил Господь это место», горожане решили построить около часовни церковь во имя иконы Спаса Нерукотворного. На следующее утро в Ярославль прибыл митрополит Ростовский Кирилл (IV), он благословил соорудить общими силами деревянную церковь, освятил ее этим же вечером и поставил в нее чудотворную икону. Во время освящения храма от чудотворного образа «многим излияся благодать Божия: слепым, хромым, и всякими недугами страждущии здравие получиша». Язва вскоре прекратилась. Церковь, построенную в один день, стали называть обыденной. По преданию, во вновь построенной церкви перед чудотворной иконой Спаса в числе первых молились Козьма Минин и Дмитрий Пожарский. По словам Н.Г. Первухина, «последняя надежда Руси - ополчение чуть было не погибло» в Ярославле, но, «укрепленное чудесным знамением, двинулось спасать Москву и родину». В 1613 г. новое бедствие постигло ярославские земли - засуха настолько сильная, что «во все лето не бысть дождя, ни же росы, и от жару солнечного все древа аки опалены зряхуся, и ни же какого-либо овощия и плода земля произрастила». Только по совершении 8 июля крестного хода с иконой Спаса Нерукотворного и молебна Илье Пророку «в самое всенощное бдение дождь превелий ниспаде, винограды и древа и всякое овощие проросли и плод сотвориша, и преста бездождие». Новое чудо от святыни произошло в 1614 г., когда «учинися пожар велик во граде Ярославле». Спасо-Пробоинский храм, как многие другие деревянные церкви, во время пожара сгорел, но чудотворный образ был найден на пепелище неповрежденным. Ещё дважды в XVII в. «церковь древяна во имя Всемилостивого Спаса Нерукотворенного Образа» погибала в огне, в 1658 и 1670 г.г., но каждый раз отстраивалась вновь, и «в сих такожде пожарах сия святая пречудная Всемилостивого Спаса икона пребываше невредима».

http://sobory.ru/article/?object=05737

Земли было один надел, а семья 2 сына, 4 дочери, мать старуха, сестра девка – негуляха да самих двое. А урожаю 2 мешка ржи, 4 овса, 2 пуда льнянова семя, 20–25 мешков картошки, 8 ведер серой капусты да 2–3 ведра белой, пудов 200–250 сена, на дворе корова, лошади не бывало. Вот это все, что давал надел земли на семью из 10 человек, и приходилося уходить на заработки на сторону. Летом И.А. работал в Рыбне на «Туерах» – это такое водное судно, которое передвигалось при помощи цепи, которая лежала на дне реки. А маршрут их был с Рыбны по Волге до Копава, а по р. Шексне до Карпунина. Какую работу дедко выполнял на туерах я не помню, но хорошо помню, как бабушка брала меня с собой, когда она ездила из Кулиги к нему за получкой. Зиму дедко работал в Мологском Афанасиевском монастыре – по хозяйству, чинил конскую сбрую, инвентарь, там заготовляли дрова, и выполнял другие работы, за что получал приличное жалованье, на которое содержал свою семью. Иван Алексеевич Груздев умер 30 марта 1920 года, похоронен на приходском кладбище Афанасьевского монастыря. Супруга его была Мария Фоминишна, урожденка Петрова из деревни Новое Верховье. Это была плотная, физически развитая женщина, от природы процентов на 40 глухая, с бородавкой на левой щеке. Жизнь ее проходила – работа да забота: лето в поле, зима пряла, ткала, внучат подымала. Померла бабка в деревне Борок в 30-тых годах и похоронена на городском кладбище г. Мологи. У этих тружеников было шесть человек детей: дочь Ольга, сын Александр, дочь Александра, сын Иван, дочь Елизавета и дочь Анна. Были и еще дети, которые умерли в детском возрасте. Первая дочь Груздевых Ольга по окончании одного класса начальной школы ушла на постоянное жительство в Мологский Афанасьевский монастырь, где жили две родные тетки, монахиня Евстолья и инокиня Елена Петровы. В монастыре послушница Ольга была определена в живописное училище, в котором преподавал уроки рисования профессор живописи Петр Антоныч Жуков. Рисование послушница Ольга усвоила прекрасно. Ею были написаны в церковь Архистратига Михаила на Даче 128 иконы – местная Спаситель и Распятье. Ее прекрасная работа – это две картины: вид монастыря с западной стороны, вышитый бисером, и вторая картина – изображение преп. Серафима, кормящего медведя, картина была вышита цветным шелком, При игумении Иннокентии инокиня Ольга была удостоена пострижения в рясофор, в коем звании и померла 4-го сентября ст. ст. 1926 года. Похоронена на монастырском кладбище рядом с теткой монахиней Евстолией, умерла 42 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Измайловым. 2) Снимок с образа св. Благоверного Князя Михаила и матери его Ксении имеет достоинство замечательной древности. Благочестивой любознательности не безинтересно видеть здесь изображение древней крепости города Твери. На плане виден Собор, построенный В. Князем Михаилом; напротив Алтаря Соборного, как можно заключать, по описаниям, Афанасьевский Монастырь (где ныне гауптвахта). Там же виднеются бывшие палаты В. Княжеские с церковью св. Михаила, и двор Владычний с крестовой церковью; и другие храмы, бывшие в городской крепости. Благочестивому усердию чтителей священной памяти св. Благоверного Князя отрадно видеть и знать то благоговение, какое питали наши предки к памяти св. Князя и его преподобной матери Ксении, которую как будто не хотели они отделять от святого сына ее и изображали их вместе, как предстателей и молитвенников за родную им отчину град Тверь, о которой, с таким самоотвержением пеклись они при жизни своей. Подлинник 11 1/2 вершк. длины и 9 вер. ширины, хранится в соборной ризнице. 3) Предсмертная исповедь св. Благоверного В. Князя Михаила, и 4) Убиение св. Князя, сняты с картин, находящихся в Тверском Кафедральном Соборе. Писаны по заказу тверского купца Александра Ив. Сутугина, художником Орловым, и заслужили одобрение ценителей искусства на художественной выставке. 5) На правой (южной) стороне Собора, у самого Иконостаса на высеченном в стене месте стоит рака с мощами св. Благоверного В. Князя Михаила Тверского. Она обложена листовым чеканным вызолоченным серебром, длина раки 2 ар. 8 вер. По сторонам её положены шестнадцать клейм золочёных через огонь с изображениями и подписями. На клейме против главы изображен св. Бл. Князь Михаил молящимся, внизу его – город с храмами. Под изображением вырезана надпись: « св. Бл. Князь Михаил молится о спасении града Твери». На клейме посередине левой стороны надпись: « Сия рака построена, при державе Благочестивейшей ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ... Престолоправящу... Архиепископу Митрофану Тверскому и Кашинскому, подаянием доброхотных дателей от Р.Х. в 1748 году, весу серебра 1 п. 27 фунт. На прочих клеймах изображены тоже чеканной работой обстоятельства осуждения, страдания и убиения В. Князя, перенесения и открытия мощей его, чудес и исцелений, бывших от нетленных мощей Его. Рака стоит двумя ступенями выше пола, на месте, которое обито, листовой медью, обнесено литой бронзовой, вызолоченной через огонь решеткой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

История явления иконы Спаса Нерукотворного в 1612 г. и чудес, происходивших от святыни, обстоятельства построения во имя ее сначала деревянной, а затем каменной церкви изложены в «Сказании об иконе Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Нерукотворенного Образа, называемого обыденного, иже есть во граде Ярославле на Ильине улице близ монастыря Александрийских чудотворцев Афанасия и Кирилла». Текст этого памятника посадской литературы сохранился в четырех списках XVIII-XIX в.в. В конце марта 1612 г. для окончательного сбора сил в Ярославль прибыло народное ополчение во главе с Дмитрием Пожарским и Козьмой Мининым. От большого скопления войск в городе началась моровая язва. Согласно сказанию, жители, находясь в «недоумении» по поводу настигшего бедствия, 15 мая обратились к протоиерею Успенского собора Илье. Для избавления от болезни было решено прибегнуть к главной защитнице города - чудотворной иконе Толгской Богоматери - и «с той иконой около града Ярославля учинить крестное хождение о освобождении от той напасти смертоносной». Накануне назначенного дня, 23 мая 1612 г., протопопу Илье случилось «сонное видение», в котором ему повелевалось взять в крестный ход икону Спаса Нерукотворного, находившуюся в часовне близ деревянной церкви Афанасия и Кирилла. Когда священник нашел образ, много лет пребывавший в забвении, он усомнился в истинности указания свыше, ибо под толстым слоем пыли даже не увидел лика. Ночью ему опять было видение: явилась икона, повторив указание «с нею по граду ходити и с молебным пением совершати литии». Утром участники крестного хода взяли из часовни образ, и, когда священная процессия поравнялась с Ильинским храмом, произошло первое чудо от новоявленной святыни: икону пронесли над нищим слепцом, просившим «милостыню от христолюбивых подателей», — и он прозрел. По этому поводу протоиерей Аристарх Израилев, посвятивший несколько работ различным страницам церковной истории Ярославля, заметил: «Вот пример, достойный подражания, - подходить и других подводить под святые иконы, когда их несут куда-либо с крестным ходом».

http://sobory.ru/article/?object=05737

КАЗАНСКИЙ, женский, 3 класса, в губернском городе Калуге, с соб. церковью Казанской Божией Матери, которая построена каменная в 1726 году, вместо древней деревянной. О времени основания обители ничего не известно. УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ: ГРЕМЯЧЕВ-УСПЕНСКИЙ, муж. бывший в Лихвинском (а ныне Перемышльском) уезде, на правом берегу Оки. О времени основания этой обители сведений нет; уничтожена она в 1764 году. Здесь каменные церкви: 1) Успения Богородицы и 2) Николая Чудотворца, обращенные в приходские села Гремячева. – Монастырь этот находился на высокой горе, из которой текущие с быстротой ручьи, производят журчание, издалека слышимое: что и подало повод к наименованию горы и монастыря Гремячими. ВЫСОЦКИЙ, муж. существовавший в древности в уездном городе Боровске. Здесь церковь Покрова Богородицы, обращенная в приходскую. Когда основана была эта обитель, неизвестно, а упразднена в 1764 году. – В начале XV века Препод. Пафнутий Боровский принял здесь иночество, а потом и игуменом был. ШАРОВКИН, муж. в Перемышльском уезде. Когда был основан сведений нет; уничтожен же в 1766 году, и иноки из него переведены в Белевскую Жабынскую пустынь. В 1697 году обитель эта была приписана к Московскому Донскому монастырю. НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. близ уездного города Перемышля Об этих обителях никаких подробностей неизвестно; также и о времени основания их сведений нет; уничтожены же они в 1764 году и все бывшие в них церкви обращены в приходские. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, в самом городе Перемышле НАСТАСОВ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, муж. близ уездного города Лихвина РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, женский, в уездном городе Боровске БОРОВЕНСКИЙ, муж. с церковью Успения Богородицы, в уездном городе Мосальске ДОРОГОШАНСКИЙ, муж. в Мещовском уезде, с церковью Живоначальной Троицы АФАНАСЬЕВСКИЙ, женский, в Мещовском уезде. ВОЗНЕСЕНСКИЙ, женский в уездном городе Козельске, с тремя каменными церквами: 1) Вознесения Господня, существующею с 1600 года, 2) Николая Чудотворца, 3) Преображения Господня, из которых первая построена в 1741, а вторая в 1749 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010