Т Тамбовский Вознесенский монастырь См. Вознесенский Тамбовский. Тамбовский Трегуляев Предтечев монастырь См. Трегуляев Тамбовский Предтечев. Тарский Спасский монастырь См. Спасский Тарский. Тверский Никитский монастырь Находился близ Губернского города Твери. О нём в писцовых книгах 1626 года записано: На Затмацком посаде, идучи по Тмаке реке вниз (от Рождественского монастыря) по берегу к Никитскому, опустошённому Литвой монастырю – Никитского монастыря дворовая земля. Тверский Архангельский монастырь Находился в Губернском городе Твери близ Владимирской церкви на томе месте, где ныне стоит почтовой двор. В Архивных записках Рождественского девичьего монастыря значится, что в 1641 году Преосвященный Евфимий, Архиепископ Тверский, прислал в оный Рождественский монастырь два малых колокола из упразднённого Архангельского монастыря. Тверский Афанасьевский монастырь девичий, находился в Губернском городе Твери в Затмацкой части на том месте, где ныне стоит Покровская церковь . В 1723 году монастырь Афанасьевский соединён с Рождественским переведением в него Игуменьи и монахинь и причислением к нему вотчин и угодий. См. Рождественский Тверский, ч. V, стр.703. Прибавление Тверской Общий Богородичный монастырь Находился в конце XIII столетия. В 1289 году Игумен оного Андрей Эрденев, сын Князя Литовского, хиротонисан в Епископа Тверского. Телегов Троицкий монастырь Упразднённый при Штатах 1764 года, находился в бывшей Велико-Устюжской, а ныне Вологодской, Епархии в Велико-Устюжском уезде от Великого Устюга в 70 вёрстах к северу по Двине реке на большой Архангелогородской дороге, построен Преподобным Нифонтом в 7061 (1553) году. В этом монастыре было Настоятельство Игуменское. По переписным книгам 7186 (1678) года за ним было 42 двора, а по генеральной 1722 года первой переписи – 389 душ крестьян; земли 201 четверть, а сена на 26.400 пудов. Теплогорская Богородицкая пустынь Упразднённая при Штатах 1761 года, находилась в бывшей Велико-Устюжской, а ныне Вологодской, Епархии в Велико-Устюжском уезде, от Великого Устюга к югу в 120 вёрстах на реке Ворже, впадающей в реку Юг с левой стороны. Построена эта обитель в 7151 (1643) году Нижегородским простолюдином села Павлова Григорием Даниловым по случаю бывшего ему явления в болезни его от образа Божьей Матери. В этот пустыни Настоятельство было Игуменское. По переписным книгам 7186 (1678) года дворов за оною было 45, а по Генеральному 1722 года свидетельству – 216 душ, земли на 174 четверти, а покоса на 4.732 пуда. При церкви монастырской, ныне оставшейся приходской, бывает одна годовая ярмарка. Теребенская или Теребинская Николаевская пустынь

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

У Убожедомский Покровский монастырь См. Покровский Московский Убожедомский. Угличский Алексеевский монастырь См. Алексеевский Угличский. Угличский Афанасьевский монастырь См. Афанасьевский Угличский. Угличский Богоявленский монастырь См. Богоявленский Угличский. Угличский Воскресенский монастырь См. Воскресенский Угличский. Угличский Покровский монастырь См. Покровский Угличский. Угрешский Николаевский монастырь 3 класса мужской, находится в Московском уезде от столичного города Москвы к юго-востоку в 15 вёрстах на левом берегу реки Москвы. Основан в начале XVII столетия пришедшими из разорённой от Литовцев Вологодской Дюдиковой пустыни монахами; а по монастырским запискам значится, что основан он ещё в 1371 году при Великом Князе Димитрии Иоанновиче Донском, которому при походе его с воинством против Мамая явилась Икона Св. Николая Чудотворца на сосне, на том самом месте, где стоит этот монастырь, а по одержании над Мамаем преславной победы по его Княжескому соизволению сооружён тут храм во имя Св. Николая Чудотворца и обитель устроена. Самое же место прозвано Угреша. В настоящее же время здания в этом монастыре имеются все каменные. Из примечательнейших вещей находится книга, содержащая подробное житие Св. Николая Чудотворца, писаная в лицах по золоту разными красками, обложена бархатом в серебряной оправе, пожалованная в 1671 году, Сентября 8 дня, от Государя Царя Алексея Михайловича. Крестьян было за этим монастырём 3.787 душ и Настоятельство Игуменское. По Штатам 1764 года положен в 3 классе степенью 8 с Настоятельством также Игуменским, которое и доныне продолжается. Удомельский или Удоменский Богословский монастырь Мужской, упразднённый в 1764 году, находился в Новгородской, а потом в Тверской Епархии в Вышневолоцком уезде и был приписан к Борисоглебскому Новоторжскому монастырю, расстоянием от Вышнего Волочка к северу в 35, от Валдая к востоку в 85, а от Новгорода в 250 вёрстах при озере Удомельском. Крестьян было за ним 16 душ. В 1764 году Настоятелем был Строитель Иеромонах Гавриил. Удомельский Пятницкий монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Молога (акватория Рыбинского водохранилища). Афанасиевский монастырь. Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1509. Год утраты:1941 (затоплен в 1941-1947) Адрес: Россия, Ярославская область, Рыбинский район, акватория Рыбинского водохранилища Координаты: 58.247482, 38.459358 Проезд:водный транспорт, точка в 5 км на восток от острова Святовский Мох, в 3 км на север от створа Бабьи Горы Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Афанасиевский монастырь, 3 класса, общежительный, в 2 верстах от города Мологи. Впервые упоминается в 1509 году и первоначально был мужским; в 1764 году упразднен и обращен в приходскую церковь, а в 1795 году открыт здесь женский монастырь. Здесь находится Тихвинская икона Божией Матери, принесенная в дар монастырю великим князем ярославским Федором Михайловичем в 1377 году. Она была родовой святыней Ярославских князей со времени святого князя Федора (см. 19 сентября); Тихвинской называется только по сходству изображения; копией ее быть не могла, так как существовала до явления святой Тихвинской иконы. С крестным ходом она носится по окружным селениям для поклонения. При монастыре школа с 1891 года. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Молога — город, располагавшийся при впадении реки Мологи в Волгу и затопленный Рыбинским водохранилищем. В городе располагался монастырь и несколько церквей. Афанасьевский монастырь (с XV в. - мужской, с 1795 г. - женский) располагался в 500 м за городом. Имел 4 церкви: холодную (1840 г.) и 3 тёплых (1788, 1826, 1890 гг.). Главной реликвией была чудотворная икона Тихвинской Божией Матери начала XIV в. Воскресенский собор был построен в 1767 году в нарышкинском стиле и возобновлён купцом П.М. Подосеновым в 1881-1886 годах. Соборный храм имел 5 престолов — главный Воскресения Христова и придельные — Пророка Илии, Николая Чудотворца, Успения Божией Матери и святых Афанасия и Кирилла. Колокольня из трёх убывающих восьмериков выстроена наподобие угличских колоколен.

http://sobory.ru/article/?object=33463

Москва. Кремль. Богоявленский Троице-Сергиев монастырь. Подворье Троице-Сергеева монастыря Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Дата постройки неизвестна. Год утраты:1770 (снесён при работах по реконструкции кремля Баженовым) Адрес: Россия, г. Москва, Кремль, Троицкая улица, у Троицких ворот Координаты: 55.751917, 37.616546 Изменить описание объекта Церковь Богоявления Господня (утрачена) Церковь Сергия Радонежского (утрачена) Карта и ближайшие объекты Богоявленский Троице-Сергиев мужской монастырь находился у Троицких ворот Кремля при входе из города, на Троицкой улице. По мнению историков, церковной легенде и по позднему свидетельству Кормовой книги Троице-Сергиева монастыря, в XIV в. великий князь Дмитрий Иванович Донской выделил в Кремле преподобному Сергию Радонежскому место у своего дворца для строительства келий и церкви на случай его пребывания в Москве. Таким образом, Богоявленский монастырь изначально не был самостоятельным монастырем, а только подворьем Троице-Сергиевого. Однако среди многочисленных монастырских подворий Кремля оно, наряду с Афанасьевским-Кирилловским подворьем, в исторических источниках часто называется монастырем, а во второй половине XV в. получило статус монастыря и управлялось игуменом. Одновременно с землей в Кремле монастырю были выделены два участка вне его: «пятно Ногайское с лошади по 8 денег и пятно Московское с лошади по 2 деньги». На этих пятнах происходило клеймение лошадей, пригнанных на продажу, «пятнанием» тавром – прижиганием личного знака владельца с описанием примет лошадей в особом документе. Ногайское пятно находилось за городом, за Москвой-рекой, на территории Ногайского двора XIV–XV вв., где позднее размещалась Конная площадь, в районе Мытной улицы (в начале XIX в. северная ее часть передана для строительства Морозовской детской больницы по современному адресу 4-й Добрынинский пер., 1). Оно предназначалось для лошадей, пригоняемых кочевниками, которые ценились существенно дешевле других. Московское пятно находилось перед Китай-городом в районе церкви Спаса на Глинищах, стоявшей до 1931 г. на месте двора жилого дома 17 по Лубянскому проезду. Здесь торговали лошадьми из России. Пошлины за клеймение лошадей должны были приносить монастырю определенный доход.

http://sobory.ru/article/?object=47551

В память об архимандрите Павле Груздеве отслужена Божественная литургия Тутаев, Ярославская область, 13 января 2004 г. 13 января - день памяти архимандрита Павла Груздева. Более 30 лет он прослужил настоятелем сельского храма Святой Троицы в Некоузском районе. С Православной Церковью пастыря разлучили только сталинские лагеря. В 1941 году он и еще несколько священнослужителей были арестованы по доносу, сообщает ярославская ГТРК. В Тутаеве, где архимандрит Павел провел последние годы жизни, в Воскресенском соборе сегодня прошла Божественная литургия. Кроме того, сегодня же состоялась презентация книги о жизни архимандрита Павла «Последний старец». Наша справка: Архимандрит Павел (в миру Павел Александрович Груздев) родился 10 января 1910 года в деревне Барок Мологского уезда Ярославской губернии. Когда его отца Александра Александровича Груздева призвали во время войны 1914 года в армию, маленького шестилетнего Павелку взяли к себе в Афанасьевский Мологский женский монастырь тетки - монахиня Евстолия и инокини Елена и Ольга. С тех пор вся его жизнь была связана с монашеством и монастырями. С небольшими перерывами он жил в монастыре или при нем до его закрытия в 1929 году. К воспоминаниям о жизни в монастыре он постоянно возвращался, особенно в последние годы. Его рассказы о монастырской жизни, окрашенные непередаваемым юмором, останутся в памяти слушателей навсегда. Рассказывал отец Павел и о приезде в монастырь архиепископа Тихона, будущего Патриарха всея Руси. В этих рассказах светилась его возвышенная, нежная, любящая душа. В 1929 году по закрытии Афанасьевского монастыря он переехал в Новгород, в Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский монастырь. Живя в монастыре, он работал на судостроительной верфи. В 1932 году ему пришлось покинуть монастырь, и он несколько лет жил в родном доме. В 1938 году они с отцом разобрали родную избу, так как их деревня находилась на месте будущего Рыбинского водохранилища, и по Волге сплавили ее до Романова-Борисоглебска (Тутаева). Здесь, на левом берегу Волги, и стоит дом, который они с отцом собрали, обустроили и в котором вместе жили до 1941 года.

http://pravoslavie.ru/news/8645.htm

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Шамина И. Н. Документы по ранней истории орловского Введенского девичья монастыря Орловский Введенский девичий монастырь был основан в 1686 г. в городе Орле на левом берегу реки Орел (Орлик), с 1764 г. третьеклассный, необщежительный. После пожара 1843 г. переведен на восточную окраину города, в 1923 г. закрыт и перестроен под рабочий городок. С 1995 г. в монастыре возобновлена монашеская жизнь. История орловского Введенского девичья монастыря неоднократно изучалась еще в дореволюционное время . Попытки изучения его истории предпринимались и . Все имеющиеся к настоящему времени сведения об обители обобщены в энциклопедической О первых же годах ее существования известно крайне мало. Пожалуй, наиболее подробное описание монастыря, в том числе и конца XVII – начала XVIII в., не утратившее своей ценности и в наши дни, составил в 1896 г. Г. М. Он же опубликовал грамоты на строительство монастыря 1686 г. и на возведение в нем каменной Введенской церкви 1703 В настоящей публикации приведены сохранившиеся документы по ранней истории Орловского Введенского монастыря (1686 – 1702 гг.). Орловский Введенский девичий монастырь появился на землях Афанасьевского погоста. В XVI в. здесь стояла деревянная церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. В годы Смуты начала XVII в. город Орел был практически уничтожен. Сгорела и Афанасьевская церковь. В 1636 г. по приказу царя Михаила Федоровича город начали отстраивать заново: «для бережения от Крымских и Ногайских татар на старом Орловском городище поставить город и в нем устроить ратных На месте, где когда-то располагался Афанасьевский погост, поселились внук бывшего священника Афанасьевской церкви Ивана Калинина Демка Калинин, а также боярские дети Феодосий и Макарий Телегины, приказные люди Оловянниковы, Иевлевы и др. В 1644 г. внук священника Демка Калинин просил у царя Михаила Федоровича разрешения на восстановление Афанасьевской церкви и такое разрешение получил, однако церковь так и осталась не

http://sedmitza.ru/lib/text/8561645/

В собрании рукописей И.А. Вахрамеева под 451 помещен сборник статей исторического и духовного содержания, написанный разным почерком скорописью XVII–XVIII в., в 4-ку, на 260 л. Этот сборник ранее принадлежал известному ярославскому ученому В.И. Лествицину и описан нами во II т. описания рукописей Вахрамеева (Москва. 1892, стр. 238). В этой рукописи помещены два нижеприводимые слова Тимофея Каменевича-Рвовского, до настоящего времени еще не появлявшиеся в печати. Заслуживает внимания и обстоятельство, что первое из поучений – «Слово» на день святой Пасхи в рукописи заканчивается собственноручною подписью автора: «7200 (1692-го) году марта 30 дня иеродиакон Тимофей Рвовский, Слова Божия проповедник, власною правицею Каменевич» 1 . Так как личность Каменевича-Рвовского сравнительно еще мало известна в области духовной литературы, то мы считаем не лишним привести здесь несколько биографических и библиографических сведений относительно автора нижепомещаемых проповедей. Тимофей Каменевич-Рвовский был иеродиаконом мужского мологского Афанасьевского монастыря, который лежит в нескольких стах сажен от г.Мологи (Яр. губ.) и в двух верстах от места впадения р. Мологи в Волгу. Когда и кем он основан – неизвестно. Относительно наименования этого монастыря Холопьим сохранились два предания. По первому из них, раздраженные новгородцы, победив возмутившихся «холопей», построили этот монастырь и заключили в него своих неверных жен, изменивших им вместе с холопами. Другое – позднейшее и более достоверное преданиее гласит, что прежде на этом месте был склад иностранных товаров, привозимых на ярмарку, в городок Холопий, стоящий при устье р. Мологи. Более же достоверные и полные сведения об этом монастыре начинаются только с конца XVI в. 2 В первой половине XVIIIb. Холопий монастырь был упразднен; в конце этого же столетия (1795 г.), по Высочайшему повелению и просьбе местных жителей, был восстановлен, но при восстановлении обращен из мужского в женский. Иеродиаконом этого монастыря и состоял Каменевич-Рвовский в последней четверти XVII в. К этому же времени относится и его писательская деятельность. Год смерти его, равно как и год рождения неизвестен.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/d...

Гагарки. Церковь Николая Чудотворца. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Впервые Комарица упоминается в летописных документах, датируемых серединой XVI века. В 1539 году Троице-Гледенский монастырь получил от царя «список несудной грамоты» на семь деревень в Сольвычегодском и Устюжском уездах. В числе этих деревень одна – деревня Канза, находившаяся в XX веке на территории Телеговского сельсовета. В документе определены координаты деревни: «…на речке Канза, волость Канза Комарицкого стана…». Устюжские волости тянулись вниз по Двине до Верхней Тоймы (упоминается в летописи в 1137 г.). По официальному административному делению Комарицкий стан делился на верхний и нижний (по течению реки Северная Двина). В стан входил целый ряд волостей. Комарицкий стан нижнего конца включал волости: Канза, Юрьев-Наволок, Евда, Усть-Евда, Шеломя. До 1668 года Комарица входила в состав Ростовской епархии. После, по свидетельству Устюжского летописца, была учреждена Великоустюжская епархия. С 1682 года в состав ее вошли Устюжский, Тотемский и Сольвычегодский уезды, а через три года и Яренский уезд. По переписи 1623-1626 годов в Комарице насчитывалось 63 двора и упоминается, что 23 принадлежали крестьянам, 5- церкви и 11 монастырям. К исходу XVII столетия на Севере было около 170-180 монастырей и пустынь. В устюжском уезде были Николо-Коряжемский, Троицкий-Телеговский (упразднен в 1764 г.), Симоно-Воломский, Христофорова пустынь (упразднена в 1764 г.). Не осталась в стороне Комарица от разорения и разграбления в 1613 году польскими бандами под предводительством пана Якова Яцкого. Писцовые книги тех времен пестрят записями пустошей, «что были раньше деревни». Недвижимости были сожжены, а движимые ценности – разграблены. Николаевская церковь (1773- 1781 г.г.) в дер. Комарица построена на высоком берегу Северной Двины на месте деревянной Николаевской церкви, которая из-за своей ветхости была разобрана, и на месте старой церкви решили строить каменную. Причиной строительства каменного храма стал пожар, уничтоживший в 1772 году приходскую деревянную Афанасьевскую церковь постройки 1750 года. Благословение на строительство нового храма дал Епископ Великоустюжский и Тотемский Иоанн 13 марта 1773 года. Церковь построена в стиле «тотемского барокко». Все узоры на храмах выкладывались одновременно с кладкой, это не лепнина, как в обычном барокко, и не накладные детали. Ярчайшим памятником архитектуры этого направления является Храм Входа Господня в Иерусалим в г.Тотьма Вологодской области.

http://sobory.ru/article/?object=05082

Глава XXX. Возвращение в Ярославль; вторичное посещение Ростова Октября 13, поутру, я собрался в обратный путь и, от души поблагодарив почтенного и доброго моего гостеприимца отца-архимандрита Нафанаила, с ним отправился на железную дорогу, где нашел в вокзале всех моих родственников, собравшихся проводить меня и стоявших на платформе, пока поезд не тронулся. Поезд, говорят, проходит только по 17 верст в час. Выехав из Вологды в 10 часов утра, я благополучно прибыл вечером в Ярославль и приехал прямо в Афанасьевский монастырь. Поутру, 14 числа, в 11 часов отправился к преосвященному. Увидев меня совершенно здоровым и неутомленным от этой поездки, он был весьма доволен, потому что он опасался, чтобы после моей болезни, испытанной весной, эта езда по железным дорогам не имела для меня вредных последствий, чего отчасти опасался и я сам; однако, по милости Божией, все кончилось благополучно. Расспросам и рассказам не было конца. Преосвященный со своей стороны рассказывал мне, что во время моего отсутствия у него были проезжавшие архиереи: Тверской Алексий и преосвященный Варлаам, о котором я говорил выше – преосвященный Леонид принимал их со свойственным ему гостеприимством: сам встречал и провожал их на железную дорогу, и нет сомнения, что оставил по себе в их памяти самое приятное впечатление. Мы в этот день утром ездили в Училище для девиц духовного звания трех губерний: Ярославской, Костромской и Вологодской. Начальница – Елена Павловна Шипова. Заведение находится на набережной, и вид из него на Волгу и на Заволжскую местность превосходный и в осеннее время, что же должно быть летом? Воспитывающихся до 96 девиц, плата по 60 рублей. Государыня Императрица жалует ежегодно 6 000 рублей, а содержание всего заведения стоит 12 000. Директор меня сам всюду выводил, и так как я полюбопытствовал знать, что стоит содержание каждой ученицы, он прислал мне на следующий день подробное расписание. Потом преосвященный осматривал Богоявленскую церковь , требовавшую исправления значительных трещин, и при осмотре оказалось, что показавшиеся в алтаре достаточно замазать, а те, которые на паперти, требуют большей заботы, потому что не иначе можно остановить их дальнейшее распространение, как наружными контрафорсами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Краткая летопись жизни отца Павла (Груздева) 3 (16) августа 1911 (по паспорту) или 3 (16) января 1910 (по рассказам отца Павла), 10 (23) января 1910 (по другим сведениям) В деревне Большой Борок Мологского уезда Ярославской губернии, в семье Александра Ивановича Груздева (1888–1958) и Александры Николаевны Груздевой, урожденной Солнцевой (1890–1961), родился Павел Александрович Груздев. 1913 Первая встреча со святителем Тихоном (в то время архиепископом Ярославским и Ростовским) во время пребывания его в Мологском Кирилло-Афанасьевском женском монастыре в дни празднования 300-летия Дома Романовых. Владыка Тихон благословил маленького Павла памятными монетами и медальками, выпущенными по случаю юбилея. 1915 (или 1916) Павел Груздев поступает на послушание в Мологский Кирилло-Афанасьевский женский монастырь. Здесь живут три его «тетки»: родная сестра отца – инокиня Ольга (Груздева), позже постриженная в рясофор, иконописица и вышивальщица, две родные сестры бабушки – монахиня Евстолия (Петрова), которая была крестной матерью Павла, и инокиня Елена (Петрова). В монастыре Павел Груздев учится в церковноприходской школе, несет послушание на скотном дворе, поет на клиросе. После революции работает в Афанасьевской трудовой артели, образовавшейся после национализации монастырских земель. 1918 Вторая встреча со святителем Тихоном в Мологском монастыре. Патриарх Тихон подарил восьмилетнему Павлу Груздеву подрясник, скуфейку и четки, тем самым благословив его на монашество. 1929–1930 Окончательная ликвидация Афанасьевского монастыря и трудовой артели. 31 марта 1929 По ходатайству бывшего сослуживца отца, принявшего после Первой мировой войны монашеский постриг в Новгородском Хутынском монастыре, и с благословения игуменьи Августы Павел Груздев переезжает на жительство в город Новгород, где работает на судостроительной верфи Деревяницы возле Спасо-Преображенского Варлаама Хутынского мужского монастыря. В свободное от работы на верфи время Павел поет и читает на клиросе в монастыре, звонит на колокольне, следит за порядком и чистотой у раки со святыми мощами преподобного Варлаама.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010