«…Я полагаю, что тому, кто считает смерть злом, подобает дать такой ответ: потому что через жизнь человек переходит в смерть, а через смерть – он возвращается к жизни; ведь воскреснуть могут лишь те, кто прежде умер. Неразумные страшатся смерти как худшего из зол, а мудрые ждут ее как отдохновения от трудов и окончания бед…» святитель Амвросий Медиоланский О благе смерти Избранное житие Преподобная Афанасия Эгинская, игумения Советы психолога Когда приходится включаться в повседневные хлопоты, в работу, возникает ощущение разрыва с усопшим: словно ты идешь вперед, а он не умер, просто остался где-то позади. Это как разное ощущение течения времени для себя и для умершего, причем ощущается это иногда почти физически. У вас происходят разные события, вы всё больше меняетесь, внедряетесь в жизнь, а умерший остается неизменным где-то далеко во времени и пространстве. Иногда это представляется как отъезжающий поезд, или же «сетка жизни», в которую вплетаются всё новые и новые события, оставляя позади умершего. Это ощущение разрыва растёт с каждым днем. Такое включение в жизнь – признак восстановления. Оно является спасительным для человека. Но при этом может быть и тревога, сильное желание остаться в тех днях, в том существовании, где родной человек был близок. Остаться если и не с ним самим, то как-то замереть в тех днях потери, где ещё сильны воспоминания о нём. Может появляться чувство что, уходя вперед, начиная жить, вы предаёте память об усопшем. Но любящие вас люди вряд ли хотели бы, чтобы после их смерти вы разрушали себя. Именно в память об умершем и надо стараться не утонуть в горестном унынии; стремиться жить обычной жизнью, чтобы всегда светло помнить об ушедшем близком человеке, молиться, творить добро в память о нём. И постепенно события жизни не просто захватывают своей необходимостью, но и увлекают, наполняют изнутри, давая силы снова полноценно жить. Стихотворение дня Кто истинно в Бога верит , Шаховской Иоанн‚ архиепископ 3 комментария Поминальные дни 2024

http://azbyka.ru/death/plan-na-40-dnej/?...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗИМБАБВИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [греч. Ιερ Μητρπολις Ζιμπμπουε], епархия Александрийского Патриархата. Образована в 1968 г. с названием Родезийская митрополия. Кафедра находится в Хараре (кафедральный собор во имя Св. Троицы). В юрисдикцию З. м. помимо Зимбабве входят соседние страны - Ангола, Малави и Ботсвана. В составе З. м. находились Замбия и Мозамбик, выделенные в 2001 и 2006 гг. в Замбийскую и Мозамбикскую епископии. На территории З. м. существует 6 правосл. общин (4 - в Зимбабве: по 1 - в Хараре, Булавайо, Мутаре и Гверу; 1 - в Малави, в Блантайр-Лимбе; 1 - в Ботсване, в Габороне, к-рая помимо 120 греков включает 90 русских, 100 сербов и 100 болгар), действуют 3 миссионерских центра и 15 правосл. храмов: 11 - в Зимбабве (5 - в Хараре, 2 - в Булавайо, по 1 - в Марондера, Шуругви, Мутаре и Одзи), 2 - в Малави (в Блантайр-Лимбе и Вумбве), 1 - в Ботсване (в Габороне, строительство храма не завершено) и 1 - в Анголе (в Луанде, строительство храма не завершено). В З. м. служат 4 иерея (2 грекоязычных и 2 африканца), 2 диакона. Помимо этого по договоренности с митрополией ряд общин окормляются 3 иереями, находящимися в юрисдикции др. правосл. Церквей: Элладской и Кипрской. В Хараре действуют миссионерские центры во имя свт. Афанасия Великого, патриарха Александрийского, и во имя свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского, при к-ром открыты бесплатная больница (более чем на 200 мест), детский сад, техническая и катехизаторская школы. Кроме того, в Хараре действуют катехизаторская школа, греч. детский сад и школа (начальные классы, гимназия и лицей; 450 учащихся), где преподается Закон Божий; ведется сооружение храма. В миссионерском центре в Булавайо во имя блж. Августина работают техническая школа, детский сад и воскресная катехизаторская школа. Первоначально большинство паствы З. м. составляли греч. и кипрские эмигранты, появившиеся здесь с нач. ХХ в. С 90-х гг. XX в. в З. м. активно ведется миссионерская деятельность среди местного населения. Напр., в миссионерском центре во имя свт. Нектария в Хараре в навечерие Богоявления 2008 г. 150 оглашенных приняли крещение.

http://pravenc.ru/text/199797.html

Один раз моя кума, А., пришла к Старцу и между прочим спросила: – Отче, сегодня именины у моего крестника, Стефана, что мне ему подарить? – Спроси у его матери, какой у него размер обуви. Он ведь играет в футбол, и вся обувь портится. Не давай ему денег, потому что он все сразу тратит на ерунду. А я-то, мать Стефана, этого ничего не замечала! Спросила сына, и он все это подтвердил. Я купила ему копилку, чтобы он учился экономить и откладывать деньги. Однажды я сидела дома у кумы, и ей позвонил Старец. Пока они говорили, я подумала: «Прежде чем закончат, надо попросить у Батюшки благословение». И тогда Старец, которому мы ничего не говорили, сказал куме: «Скажи Афанасии, которая там у тебя, что я её благословляю!» У меня была подруга, у которой жизнь с мужем была сплошным мучением. Она очень много страдала, а сама была святая душа. Терпела до последнего, пока муж её в конце концов не оставил. Он ушел, и стал незаконно жить в грехе со своей любовницей, их соседкой, намного его младшей. Она его любила, и вся расстроенная попросила меня поговорить со Старцем. Я все ему рассказала, и спросила, вернется ли муж домой. Он не отвечал и молился. Когда мы ушли, то подруга сказала: «Хоть он и не ответил, этот святой человек, но я поняла, что только смерть их разлучит». И действительно, через несколько дней, совершенно неожиданно, молодая соседка умерла, а муж, павший духом, вернулся домой. Старец исповедовался у о. Симеона Крагиопулу, о. Евмения Саридаки, и о. Антония Гикиза, жившего в одном подвальном помещении на проспекте Александра Великого, которого похоронили в монастыре Св. Антония в Ахладери. Этот о. Антоний был лично знаком со свт. Нектарием Эгинским , которого и о. Порфирий очень почитал. III Старец Порфирий мне сказал… «Те у кого рак, лейкемия, болезни горла – пусть с покаянием часто причащаются, потому что св. причастие очищает и душу, и тело». Митроп. Морфу, Неофит «Грех очень запутывает психику человека. А распутать это может только свет Христов… Всегда устремляйтесь ко Христу, породнитесь со Христом, чтобы всем для вас был – Христос! Нет более возвышенной вещи в жизни, чем любовь ко Христу. Я не знал грамоты. Научился в пустыне, с 13 лет, читая Псалтырь и Евангелие. Оказывал крайнее послушание своим Старцам, и мир меня не интересовал. Я очень любил Христа!»

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

Все это совершалось в обстановке, когда принявшая дела архиепископии после смерти Христофора епископская эпитропия и люди из ближайшего окружения покойного уже начали чинить владыке различные препятствия, и прежде всего – возбранять ему священнослужение. Подобные действия – впоследствии, как мы увидим, еще более упорные – вынудили его в начале февраля 1892 года обратиться в Священный Синод за «разрешением священнодействовать в пределах Халкидской епархии» 145 . О том же ходатайствовали перед Синодом и рядовые верующие (например, халкидские сапожники, отрядившие председателя своей гильдии в Афины с письменным ходатайством разрешить митрополиту Нектарию «литургисать в Псахне»; ходатайство их, к слову сказать, было удовлетворено). Так или иначе, но в дни Страстной седмицы владыка Нектарий несколько раз служил. Процитируем газетную заметку об утрене в ночь на Великую Субботу (апрель того же года): «Служба Погребения Спасителя в нашем городе совершалась ночью и с особой торжественностью, особенно в митрополичьем храме, где в ней принял участие иерокирикс Эвбеи Высокопреосвященный Пентапольский кир Нектарий. Сопровождаемая дивными песнопениями и блистанием бенгальских огней, она была настолько необычна, что вызывала умиление и благоговейное сопереживание даже у самых равнодушных». С последней декады мая по 1 июля 1892 года новый иерокирикс объезжал Северные Спорады – острова Скопелос, Скиафос и Скирос, а на материке – Ксирохорион. На Скопелосе он провел около двух недель и был радушно принят в доме бедного, но благочестивого и довольно образованного священника, скевофилакса 146 Василия Афанасиадиса. Передают, что благодарный гость в погашение «долга» настоял на своем архиерейском праве умыть ноги почтенному хозяину. Аналогичный эпизод произошел и в доме священника Никольского храма Константина Захариадиса, которому святой позже выслал первый том своей «Сокровищницы духовных и любомудрых речений» с посвящением. Тогда же впервые посетил он и ранее закрытый баварцами 147 монастырь Честного Предтечи (где, как сам позднее писал эгинским сестрам, думал уединиться по увольнении из Ризариона).

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Радуйтесь о Господе, удостоившем Вас соделаться гражданином Небесного государства, и молитесь о нас, дабы и нам сподобиться таковой благодати. В заключение извещаю, что печатание “Евангельской истории” с Божия благословения в ближайшие две-три недели завершится, после чего буду иметь счастье прислать ее Вашей Любви к удовольствию любящего Нас сердца. Сердечно желаю всего наилучшего, передайте благопожелания мои братии Вашего храма. Нектарий Пентапольский» 235 . Из скита Малая Анна святой направился в Новый Скит, затем в монастыри Святого Павла и Дионисиат (где, как сказано в его книге о причинах схизмы, ему удалось скопировать найденное там в рукописи послание папы Uoahha VIII к Патриарху Фотию). О посещении им обители Григориат вспоминал до конца своих дней прозорливейший монах Афанасий (1874–1953), в ту пору молодой ее насельник, впоследствии игумен: «Пришел в наш монастырь святой Нектарий. Он был красив, очень красив. Подарил и я ему четки». В Симонопетре поныне живо предание о посещении святым монастырской больницы, где находился тогда один монах высокой жизни. Пентаполец облобызал болящего в уста и сказал сопровождавшему его игумену Неофиту: «Старче, вот настоящее, бесценное сокровище! Наблюдайте же, чтобы оно не оставалось в пренебрежении. Ведь они не требуют многого. Лишь немного заботы, любви и ухода!». Прикованный к постели инок вспоминал потом, что ощутил исходящее из уст гостя дивное благоухание. Особые отношения сохранились у него с Иеронимом Симонопетритом (1871–1957). Будучи еще молодым монахом, тот глубоко привязался к владыке, несколько раз навещал его в Афинах, а под конец добрался и до Эгины, чтобы принять его благословение. Это свидание произошло 17–18 мая 1920 года, после того, как Иероним, новопоставленный игумен Симонопетры, прибыл в Афины (апрель 1920). Накануне Дня Святой Пятидесятницы, храмового праздника эгинской обители, владыка, который по болезни не мог служить всенощную, неожиданно сказал монахиням: «Звоните! Вот и священник идет». И колокола зазвонили в то самое мгновение, когда игумен Иероним входил в ворота. После всенощной митрополит Нектарий попросил его освятить кельи насельниц, но тот отказался и поспешно покинул монастырь. Позже, объясняя причину своего бегства, он говорил: «Кто я такой в сравнении со святым?».

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Кроме своих монахинь, владыка окормлял и мирян. И до сей поры многие на Эгине помнят, как он в простой скуфье и потертой рясе обходил соседние дома, чтобы провести с их хозяевами хоть несколько минут, как ходил с монастырским осликом за водой на Курендский источник, как спускался в город и прилегающие селения, чтобы посетить заключенных, как встречался с простыми людьми, обсуждая с ними всевозможные вопросы, ободряя души и благословляя дела их рук. За последние двадцать пять лет автору этих строк довелось общаться со многими эгинянами, которые знали святого лично, беседовали с ним о самых простых, житейских вещах, получали от него антидор, слагали грехи свои под его епитрахиль, лобызали старческую десницу. Вспоминали они и «какие-то невесомые» пальцы владыки, благословлявшего их, когда они отправлялись на дальнюю ловлю, возвращались оттуда с «великим множеством рыб» (ср.: Лк. 5:6 ) или уходили в 1912 году на фронт. Другие с волнением рассказывали, как еще детьми являлись в монастырь сами по себе или с учителями на экскурсию, как сопровождали святого во время его паломнических выходов в Палиахору, как он навещал их во время занятий в школе, которая действовала в здании напротив входа в храм и где преподавали – разумеется, даром – монахини Магдалина и Афанасия, как разучивал с ними тропари и благочестивые песнопения, какую удивительную любовь выказывал им совсем простой на вид «дедушка». Многим старикам глубоко памятны литургии и всенощные, которые совершались владыкой в городе и заброшенных храмах Палиахоры. Самые старые передают, как спускался он в Сувалу принимать «лечебные ванны» или в Пердику – купить рыбы для монастыря. И наконец, именно Эгина дала множество подписчиков его книг 273 . Когда святой два-три раза в году приходил служить в островную столицу, жители усыпали его путь цветами. Из священнодействий Нектария Пентапольского местное предание называет освящение храма Введения Пресвятой Богородицы (1911), участие в отпевании священника кафедрального собора Николая Муцацоса (когда дети видели владыку стоящим в воздухе на метр от земли) и – по приглашению местоблюстителя вдовствующей Афинской митрополии митрополита Фессалиотидского Евфимия – в хиротесии благоговейного иерея Иоанна Тримиса из Пахьи Рахийской в духовника-сакеллария (24 января 1918).

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

«Исполняя Божеские и отеческие предначертания, он весь неусыпно пребывал в... славословии и псалмопении, в беспримерном благочинии и чистоте, в ангельском на земле житии и Христа ради делании, отвращаясь всех недолжных и чуждых иночеству обычаев, особенно же мужского доступа в обитель, непреложно блюдя весь чин общежития и насаждая в душах вверившихся ему монахинь страх Божий, обоюдную любовь, неразоримую веру, благочестие и самоотвержение. Он был монастырским священнослужителем, постоянно проповедующим Божие слово в храме и нередко вне храма, вразумляющим сестер вкупе и порознь, исповедующим и наставляющим на правый путь. И говоря вкратце, по слову Спасителя, казался свечой, горящей на подсвечнике, и мужем, на страже сидящим. Он был как свет миру, как град, на горе высящийся». Убежденный, что настоящее церковное пение поможет монахиням в достижении их главной цели, владыка всячески заботился, чтобы они изучали византийские напевы, и по возможности под руководством опытной и благочестивой иеропсалты. Утвердив свой монастырь преимущественно на предании отцов, Пентаполец, сам весь смирение и земной небожитель, без колебаний обращался, как мы видели, к простому монаху старцу Даниилу Катунакскому , к иеромонаху того же братства Даниилеев Афанасию и к отцу Софронию Кехайоглу, чтобы те, с их знаниями и опытом, преподали надлежащие наставления сестрам. А в последние годы жизни, когда усиливающаяся болезнь не позволяла ему должным образом исполнять вседневные обязанности священнослужителя, призвал в помощники отца Савву Катергуса, впоследствии прославленного как святой Савва Калимносский 269 . Добавим, что святой намеревался устроить на Эгине женскую школу, где благочестивые девицы получали бы религиозное образование, а также нечто вроде богословского училища, выпускающего иерокириксов. К сожалению, эти прекрасные замыслы не осуществились. Воссозданный Нектарием Пентапольским Свято-Троицкий монастырь вскоре приобрел известность как новый светоч духовной жизни не только на Эгине, но и значительно шире. Вот, к примеру, восторженные строки из журнала «Трис иерархе» («Три святителя») за 1913 год:

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Я с большим тщанием отбирал мыслителей так называемой Парижской школы. Были бы также достойны упоминания Семён Франк , о. Николай Афанасьев , Лев Шестов (который, правда, не был ни христианином, ни практикующим иудеем), что уж говорить о Николае Зернове. Были и среди греков другие, о которых я мог бы рассказать: Никос Ниссиотис, Никос Мацукас, Константин Скутерис, св. Нектарий Эгинский и поэт Одисеас Элитис; или о тех, кто был ближе к [моей] родине, – об Антонии Сурожском (Блуме) и о.Льве Жилле. Более того, есть другие православные богословы – мои ровесники или младше меня – о.Джон (Иоанн) Бэр, о.Николаос Людовикос, которые займут место в повествовании о развитии православного богословия в XXI веке, но с которыми я так близко знаком, что мне кажется неуместным их обсуждать. И разумеется, много тех, о ком я даже не слышал и чьи работы не читал. Тем не менее, мой выбор отнюдь не произволен, по крайней мере, я на это надеюсь, и мне хочется верить, что он даст определённое представление о богословской мысли в Православии за минувшие два века. Несмотря на то, что многих я не упомянул, книга всё равно получилась «многолюдной». Впрочем, в каждой новой главе я не пытался объять необъятное. Вместо этого я выбирал такие исторические факты, какие были необходимы для наиболее полного представления о каждом богослове, и выбирал центральную, на мой взгляд, тему для каждого из них. Надеюсь, что таким образом все мыслители, о которых здесь пойдет речь, предстанут в особом свете. И всё же есть некоторые особенности моего выбора, которые требуют обоснования или хотя бы комментария. Не все приведенные мной мыслители принадлежат к профессиональному богословию. Я практически полностью обошёл вниманием профессоров российских духовных академий до революции и профессоров богословских факультетов в Греции. Это сделано намеренно и может показаться слабостью автора, но профессиональное богословие было и остается ограниченным теологическими категориями, заимствованными из западных учений. Не то чтобы я был против Запада, – надеюсь, что это не так, – но не думаю, что бездумное принятие теологических категорий, исторически сложившихся в академической западной традиции, равно как и их отрицание, может быть полезным православному богословию.

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/so...

Св. Афанасия Эгинская    Остров Эгина — один из островов Эгейского моря, ближайший к материку Эллады, на юге от Саламина. Здесь родилась и здесь подвизалась св. Афанасия. Родители ее, Никита и Ирина, были люди богатые, благородные и добрые христиане. Они дали дочери хорошее образование. Дочь с юности не находила утешения в приятностях земной жизни: душа ее стремилась служить одному Господу. Но благий Сердцеведец знает, какие меры всего удобнее могут привести душу к спасению, и употребляет самые полезные. Родители выдали Афанасию замуж против ее желания, за военного: партия блистательная! Но на 17 день брака арабы напали на остров, и муж Афанасии в схватке с ними был убит. Афанасия рада была тому, что может вступить в монашескую жизнь. Но указ императора Михаила Заики предписал выдать молодых вдов замуж за молодых военных людей. И Афанасия выдана была за второго мужа, опять против ее желания. К счастью ее, муж был человек, расположенный к добру; супруга своей добротой самоотверженной приобрела влияние на него. С дозволения супруга посвящала она большую часть времени и средств на дела милосердные: помогала бедным, посещала больных и часто оставалась в больницах для услуг страждущим; для вдов и сирот была она самой нежной матерью. Она снабжала одних пищей, других и одеждой. Такая высокая христианская любовь к другим и Господу произвела в муже решительную перемену. Он удалился в монастырь, как желала супруга. Афанасия, оставшись свободной, продала земли, составлявшие наследство ее, и большую часть денег раздала бедным. Дом свой обратила она в дом молитвы для душ, воздыхающих о небе. К ней собралось довольно девственниц. Спустя 4 года упросили ее быть игуменьею. Она горячо подвизалась. На теле ее была власяница, спала она на каменьях, пищей ее был ячменный хлеб, рыбу вкушала только два раза в год — в Пасху и в Рождество Христово. Блаженная игуменья внушала сестрам каяться пред Господом искренно и по ложному стыду не скрывать пред духовником какой-либо язвы душевной, к пагубе своей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2986...

В основание всего матушка ставила молитву, а за ней стояло глубокое смирение. Она могла по-человечески, как сама говорила, и " дрозда дать " , и " прочихонку устроить " . Но все решения, суды возлагала на Господа. Всё возлагала на волю Божию, Его святой Промысл. Видела она и несовершенство наше, и состояние духовной незрелости, и страсти, и нужды… Могла высказать неодобрение, однако не предпринимала решительных мер, а больше молилась и всё отдавала в руки Божии. Очень она похожа по образу действий на свою святую – преподобную игумению Афанасию Эгинскую, великую молитвенницу. Спустя годы...      Назначение матушки из Пюхтицкого общежительного монастыря с устоявшимся прочным укладом монашеской жизни стало для нас таким прочным фундаментом. Во многом она ориентировалась на пюхтицкий устав, традиции родной обители, но в то же время и сама была уже крепкой молитвенницей, духовно зрелым человеком. Да, многое она могла сказать сестре, но если видела, что та ещё не готова, не созрела духовно, сочувственно к этому относилась. Помню, посмотрит на меня и произнесет: " Ничего, мать Илария (это мое имя в иночестве), потом поймешь… " Конечно, я спрашивала, что, когда и как будет. Что-то она открывала, а о некоторых вещах я просто побаивалась спрашивать. Бывало, идёшь с какими-то мыслями, помыслами в голове или к матушке в келью зайдёшь со своими мыслями, а она тебе на них ответ выдает. Думаю, Сама Царица Небесная ей всё это внушала. Матушка никогда не смущалась, если что, попросить прощения у сестры. В последние годы нередко заходила в келью сестры и так просто, с глубоким чувством говорила: " Слушай, мать, прости меня " . Сердце, конечно, отзывалось так сильно, что это я ведь должна так поступать, так говорить!» Икона преподобной Афанасии, игумении Эгинской      И еще небольшой кусочек, дописанный монахиней Феониллой буквально накануне: «Матушку Афанасию хочется искренне, от всего сердца поздравить с Днем Ангела и поблагодарить ее за бесконечное долготерпение, смирение, молитву, мудрую такую любовь.

http://pravoslavie.ru/130471.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010