В центре монастырского комплекса возвышается соборный храм в честь Святой Троицы, сооруженный, как мы уже рассказывали, на месте окончательно обветшавшей церкви Божией Матери «Живоносный Источник». На западной его стороне, снаружи, видна другая мраморная доска с надписью, указывающей даты закладки и освящения. Позже на северной стороне было пристроено небольшое помещение с окном в храм, что позволяло паломникам мужского пола слушать Божественную литургию. После канонизации Нектария Пентапольского оно было переделано в часовню и освящено в его честь. Слева от северной алтарной двери Троицкого храма устроен мраморный проскинитарий, где в позолоченном футляре наподобие митры выставлена честная глава святителя, а рядом – святые его мощи в серебряном ларце, украшенном бриллиантами. Западнее Троицкой церкви и ниже второго уровня монастырского двора размещается аскитирий святой Афанасии, а на небольшом расстоянии от нее к югу – гробница святого, над которой после перенесения мощей в 1953 году возведен склеп в виде маленькой церковки. Рядом – сосна, посаженная в 1905 году монахиней Афанасией, слышавшей таинственный голос: «Оставь место для гроба!». К востоку от церкви сохранился дом, где обитал святой. Скромное жилище поддерживается в первоначальном виде, с той лишь особенностью, что в прихожей, где он принимал посетителей, размещены теперь его личная библиотека и фотографии родных (матери, братьев и сестер) и друзей (в том числе Патриархов и архиереев). К южному входу, устроенному позже, ведет широкая извилистая лестница, которая начинается от переднего двора нового храма во имя святителя Нектария. Этот великолепный храм за пределами монастыря выстроен не только в знак особого почитания святого, но и ради нескончаемых толп паломников, стекающихся в Свято-Троицкую обитель по будням и праздникам, невзирая на трудности пути и погодные условия. Двухъярусное храмовое здание имеет 51,5 метра в длину, 39 в ширину и 32 (вместе с куполом) в высоту. При его закладке грунт на соответствующей стороне холма был снят ровно настолько, чтобы новая постройка органично вписалась в архитектурный пейзаж, не заслоняя монастырь и храмы Палиахоры. Каждый ярус имеет центральный алтарь с приделами (двумя наверху и пятью внизу). А обрамляющие храм снаружи перистои 335 общей длиной 137 метров придают ему особую нарядность и изящество.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Владыка заночевал в метохе обители Фанеромена, а наутро вместе с хризолеондийским игуменом Феодосием и мэром Пеппасом осмотрел свой будущий монастырь, который находился в полуразрушенном состоянии. Расположенный в центре острова (на расстоянии шести с половиной километров от города Эгина и четырех с половиной от Сувалы) в засушливой тогда местности Ксандос (или Кондос), он фактически перестал действовать еще до Национального восстания, официально же был упразднен при баварцах. От архитектурного ансамбля раннего Средневековья к 1899 году уцелели лишь наружная стена, храм в честь Божией Матери «Живоносный Источник» да две ветхие кельи, где в 1904 году проживали великосхимная (с 23 марта 1900) монахиня Анастасия (в миру Афродита Мурци), 59 лет, сорокачетырехлетняя Елена Петала (с 5 августа 1905 – монахиня Магдалина; † 12 декабря 1912) и Филио Логиотатиду (будущая монахиня Филофея). Все три насельницы кормились почти исключительно подаянием верующих 255 . Немного к западу от церкви располагался и поныне существующий аскитирий Святой Афанасии Эгинской, подвижницы IX века. Выслушав заверения мэра, святой одобрил место, но последнее слово оставил за правящим архиереем – митрополитом Афинским. Как сообщает монах Авимелех, на решение святого повлияло Божественное видение, в котором ему явилась первая игумения монастыря – святая Афанасия с двумя монахинями, Иерией и Евдокией, которые сами открыли ему свои имена. В это же краткое пребывание владыки на Эгине делегация местных жителей во главе с Панделисом Перикопулосом поведала ему, что на острове три года подряд свирепствует засуха и положение жителей крайне плачевно. Глубоко приняв к сердцу их беду, Пентаполец уже в следующее воскресенье вернулся на Эгину. И через несколько часов после совершения им в Успенском кафедральном храме Божественной литургии и особого молебного пения хлынул долгожданный дождь. Бог услышал молитву Своего избранника, подобно тому как во времена ветхозаветные внял молению пророка Илии. Во второй декаде октября 1904 года владыке удалось встретиться с митрополитом Афинским Феоклитом. Получив его согласие, он благословил своих духовных дочерей селиться на Эгине. 19 октября владыка отправил Хрисанфе Стронгилу и Екатерине Пападаки, ожидавшим на Эгине благоприятных известий, следующее письмо:

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Миссионерская, благотворительная (в т. ч. медицинская помощь) и просветительская деятельность активизировалась при митр. Димитрии (Захаренгасе) (избран 27 окт. 2004, интронизация состоялась 23 янв. 2005). Если в 2005 г. число правосл. христиан в И. м. составляло 300 чел., то теперь их количество достигло 50 тыс. чел. В Танзании основную часть паствы составляет местное население, на Сейшельских о-вах среди верующих много греков, русских и украинцев. Большинство клириков И. м.- африканцы, есть также греки, сербы и англичане. В течение первых 3 лет архиерейского правления митр. Димитрия под его руководством была возведена 21 церковь (не считая молельных домов из тростника): прп. Арсения Каппадокийского (2005) в Морогоро, мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии (2006) в Мангубике, св. Иоанна Предтечи (2006) в Нзихи, свт. Василия Великого (2006) в Ньямихуй, вмч. Пантелеимона (2007) в Илалансимба, св. Параскевы (2008) в Мангалали, равноапостольных Константина и Елены (2008) в Кипера, Благовещения Пресв. Богородицы (2008) в Ипваси, Божией Матери «Живоносный Источник» и прп. Давида Эвбейского (2008) в Ньямахана, Божией Матери Елеусы (2008) в Киндамали, архангелов Михаила и Гавриила (2009) в Млоа, равноап. Елены (2009) в Каленга, ап. Филиппа (2009) в Кибебе, свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского (2010), в Иринге, прп. Антония Великого (2010) в Индоди, прп. Параскевы Эпиватской (2010) в Ндули, ап. Варнавы (2010) в Иринге, праведных Иоакима и Анны (2011) в Иринге, св. Иоанна Предтечи (2011) в Тунгамаленга, Честного Креста (2011) в Мангонгати, свт. Афанасия Великого (2011) в Китапилимва. Была выкуплена ц. сщмч. Дионисия Ареопагита в Моши и сооружена молельня св. Макария в г. Виктория (Сейшельские о-ва). Всего в наст. время в епархии насчитывается 30 церквей. В 2005 г. в Киндамали была создана 1-я больница - «Св. Феодор Тирон», в настоящее время в И. м. действует 5 православных больниц и родильный дом. Для нужд населения были устроены колодцы и артезианские скважины (всего более 60). В епархии открыты 4 начальных и 2 средних школы, а также детский сад и 2 детских приюта.

http://pravenc.ru/text/674051.html

[Греч. Αθανασα] († 850), прп., игум. (пам. 12 апр., греч. 18 апр.). Род. на о-ве Эгина (Греция) в семье благочестивых христиан Никиты и Марии (или Ирины). Она решила посвятить себя Богу, но родители принудили ее к замужеству. Однако через 16 дней после свадьбы ее муж погиб в сражении с арабами. А. Э. против своего желания была вторично выдана замуж, ее родители исполнили указ имп. Михаила II Травла , предписывавший выдавать молодых вдов за людей военного звания. Все время А. Э. проводила в молитвах и чтении Свящ. Писания. Живя в достатке, она прославилась нищелюбием и гостеприимством. Через неск. лет она уговорила мужа уйти в мон-рь, затем и сама, раздав имущество, постриглась в монашество и вместе с неск. единомышленницами поселилась в аскитирии . Спустя 3-4 года сестры убедили ее стать игуменией. А. Э. отличалась кротостью, смирением, аскетическим образом жизни, не позволяла инокиням прислуживать себе, в обычные дни вкушала немного хлеба и воды, в пост - раз в 3 дня невареную зелень. Носила грубую власяницу, спала на голых камнях. Через неск. лет она с помощью игум. Матфея и вместе с сестрами устроила новую обитель у древней ц. первомученика Стефана. Ежедневно преподобной было видение: появлялся некий прекрасный муж в сияющем облаке, и голос объяснял, что его украшают смирение и кротость. А. Э. ревностно старалась стяжать эти добродетели. Попечением преподобной были построены храмы во имя Пресв. Богородицы, Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. Она сподобилась от Господа дара исцеления болящих, поэтому в ее обитель стекалось множество народа. Желая избежать славы, А. Э. с сестрами Мариной и Евпраксией тайно отправилась в К-поль, где пробыла в одном из жен. мон-рей 7 лет. Но и там не смогла избежать почитания, т. к. по ее молитвам изгонялись бесы и исцелялись больные. Уступив уговорам сестер и получив некий знак, преподобная возвратилась на Эгину. Вскоре она тяжело заболела и, узнав из видения за 12 дней о своей кончине, провела это время в строгом посте и молитве. После того как она благословила собравшихся у ее одра сестер, лицо ее просияло удивительным светом и преподобная мирно отошла ко Господу 14 авг., в навечерие Успения Пресв. Богородицы.

http://pravenc.ru/text/77050.html

14 апреля - мч. Димитрий. Пострадал в Триполи в 1803 г. Его святые мощи хранятся в обители Свт.Николая в Варсах. Прп. Макарий Коринфский. Подвизался на Хиосе и скончался там в 1805 г. 15 апреля - свт. Леонид, епископ Афинский. Время, в которое он жил, неизвестно в точности, но, по-видимому, приходится на период между III и VI вв. 16 апреля - мч. Леонтий. Родился в Эгине в 70 г. Будучи воином, он был осужден как христианин и принял мученическую кончину. 17 апреля - прп. Макарий Нотара, епископ Коринфский. Вторично память 19 января. 18 апреля - прп. Афанасия. Родилась в Эгинском селении Палея Хора в IX в. С детских лет отличалась христианским благочестием. Ее благочестивая жизнь и дела милосердия привели к вере во Христа ее неверовавшего супруга, который впоследствии стал иноком. Вместе с другими женщинами прп. Афанасия поступила в монастырь, называемый «Ксантос» (ныне обитель святого Нектария). Почила в 860 г. На месте ее погребения были явлены многие знамения Божией милости. 19 апреля - прп. Симеон Босой (+ 1594). «Необутый и носивший единственную рубашку», основатель обители Фламурийской на Пилиосе. В этой обители хранится его честная глава. Он проповедовал на Эвбее. Заступлением свыше спасся там от мученической смерти на костре, который ему приготовили турки, превратно истолковавшие его проповедь об отдыхе в воскресный день. 20 апреля - прпп. Афанасий и Иоасаф Метеорские. 23 апреля -172 преподобномученика, иноки монастыря Двадцати финикиянок, умерщвленные турецкими властями (+1507). Причиной их казни было участие монастыря в народном сопротивлении. 24 апреля - мч. Дука. Родом из Митилины. Пострадал в 1564 г. в Константинополе. Дука был по профессии портным и часто, принимая заказы, ходил в дома знатных турок. Подобно праведному Иосифу он отверг любовь одной замужней турчанки и был оклеветан этой женщиной перед визирем. Схватив св.Дуку турки предлагали ему помилование в случае принятия ислама. Благочестивый и целомудренный юноша остался тверд в своем исповедании Христа. Св.Дука был подвергнут жестоким мучениям: с него живьем содрали кожу, а затем он был брошен в море.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

В 1852-1896 гг. кафедру Каристийской и Скиросской епископии занимал Макарий (Каллиархис), который успешно боролся с пропагандой протестантизма и написал ряд работ, посвященных полемике с протестантами, Э. Ренаном , богословом и философом А. Макракисом , и др. сочинения, в т. ч. «Два клирика» (Ο δο κληρικο), «Опровержение, или Ответ на письмо Ионы Кинга» (Ανασκευ πντησις ες πιστολν το Ιων Κνγκ), «Обличение иудейского заблуждения» (Ελεγχος τς ουδακς πλνης), «Надгробный гимн на Успение Богородицы» (Υμνος πιτφιος ες τν Κομησιν τς Θεοτκου). В 1856 г. епископская кафедра была перенесена из Каристоса в г. Кими (близ античных Кум, процветавших в архаический период и основавших одноименные колонии на малоазийском побережье и в Кампании). На месте кладбищенской ц. свт. Афанасия Великого был построен митрополичий собор (снесен в 1930, в 1932 на его месте возведен собор в византийском стиле). В 1891-1893 гг. иерокириксом (священнопроповедником) Эвбейской и Каристийской и Скиросской епископий был свт. Нектарий Эгинский , смещенный с митрополичьей кафедры Пентаполя. Митр. Макарий разрешал ему во время своих отъездов в Афины совершать службы архиерейским чином. После ухода на покой митр. Макария в 1896-1922 гг. Каристийская и Скиросская епископия была присоединена к Халкидской, к-рая в 1896-1899 гг. носила название Халкидской и Каристийской архиепископии, а в 1899-1922 гг.- Халкидской и Каристийской епископии. В 1909-1912 гг. на месте старой церкви был построен кафедральный собор свт. Николая Чудотворца в Каристосе. В 1922 г. Каристийская епископия была восстановлена и получила статус митрополии. К ней была присоединена Скиросская епископия. В 1927 г. в Кими митр. Пантелеимоном (Фостинисом) был основан «Орден вмч. Пантелеимона», при к-ром были открыты больница, приют, профессиональная техническая школа, школа внешней миссионерской деятельности. В 1931 г. митрополия стала называться Каристийской и Скиросской. В 1965 г. в епархии насчитывалось ок. 100 приходских храмов, в 2012 г. было 95 приходских храмов, 37 парекклисионов, 280 экзоклиссионов, 80 кладбищенских храмов, 5 домовых церквей и 5 монастырских храмов (Δπτυχα. 2012. Σ. 596). Действующие монастыри

http://pravenc.ru/text/1681057.html

Наконец образ был обнаружен 2 слугами семей Венардисов и Николесасов и помещен в соборе свт. Афанасия Великого в Кими, но ночью икона покинула храм и оказалась на том месте, где в настоящее время в честь нее построена церковь. В этнографическом музее Кими хранятся облачения свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского, проживавшего в этом городе в 1891-1893 гг. Епископы Каристские: Кириак (упом. в 457/8), Димитрий Вардан (упом. в 1204), Иоанн (упом. в 1593), Исаак (упом. в 1606, 1612), Евгений (?) (упом. в 1620), Макарий (упом. в 1635), Иоиль (1720), Иаков (1766-1769), Анания (до 1795), Неофит (1793-1817), Неофит (Адам или Адамис) (1817-1833; 1842-1852), Даниил (Контудис) (1833-1842, бывш. митр. Хиосский, впосл. епископ Кикладский). Епископы Скиросские: Ириней (упом. в 343), Михаил (VII в.), Савва (упом. в 895), аноним (упом. в 1012 и 1016), Иоаким (упом. в 1453), Макарий (упом. в 1497), Симеон (1515-1526), Гавриил (упом. в 1567 и 1569), Иосиф (упом. в 1576 и 1580), Неофит (1612), Мефодий (ранее 1634-1636), Макарий (с 1636), Гавриил (упом. в 1640, 1649), Феодосий (упом. в 1660), Иоасаф (упом. в 1673), Мефодий (не позднее 1675 - после 1684), Герман (1686), Каллиник (1700-1708), Гавриил (1708-?), Григорий (1721-1727, впосл. митр. Алеппский), Парфений (упом. в 1725), Даниил (упом. в 1734), Гавриил (упом. в 1740, 1741), Иеремия (1748-1758), Герман (упом. в 1759), Григорий (упом. в 1761), Серафим (упом. в 1764, 1769), Иоасаф (1771-1793), Каллиник (упом. в 1795), Григорий (1797-1837). Епископы Каристские и Скиросские: Неофит (Адамис) (1852), Макарий (Каллиархис) (1852-1896). Архиепископы Халкидские и Каристийские: Евгений (Депастас) (1896-1899). Епископы Халкидские и Каристийские: Евгений (Депастас) (1899-1902), Пантелеимон (Криезис) (1906-1907), Хрисанф (Проватас) (1907-1921). Митрополиты Каристийские и Скиросские: Пантелеимон (Фостинис) (1922-1943), Анания (Манос) (1944-1957), Хризостом (Зервас) (1957-1968); Серафим (Роррис) (с 1968 по наст. время). Ист.: Le Quien. OC. Т.

http://pravenc.ru/text/1681057.html

Помимо упомянутых попыток ограничить применение термина " колливады " узким кругом лиц необходимо отметить другую тенденцию, также имеющую место в последние десятилетия в греческом мире и состоящую в том, что к колливадам причисляют как некоторых их современников, не принимавших никакого участия в специфической для кружка колливадов деятельности (напр., прп. Паисия (Величковского) , равноап. Косму Этолийского ), так и святых греч. Церкви или подвижников благочестия, живших во второй половине XIX и даже в XX веке (напр., прав. Николая Планаса , свт. Нектария Эгинского , митр. Пентапольского) . Очевидно, что многие деятели греческой Церкви XIX-XX веков могут рассматриваться как своего рода " наследники " колливадов, однако причислить их к числу колливадов затруднительно. Связи прп. Паисия (Величковского) со свт. Макарием Коринфским и прп. Никодимом Святогорцем сомнения не вызывают , но о том, разделял ли прп. Паисий воззрения колливадов, сведений нет. Определенный интерес вызывает рукопись из собрания Нямецкого монастыря , представляющая собой флорилегий: собрание выписок из соборных постановлений и творений св. отцов, посвященных св. Причащению . Многие тексты совпадают с теми, что приводятся в " Книге душеполезнейшей… " святых Макария и Никодима; кроме того, в числе выписок есть и отрывок " От книги греческия о Причащении Пречистых Христовых Таин " . Тем не менее данного свидетельства явно недостаточно, чтобы причислить прп. Паисия (Величковского) к колливадам. Общая характеристика движения колливадов Имея началом реакцию на нарушение богослужебного устава Св. Горы, движение колливадов достаточно быстро приобрело более широкие масштабы. В центре внимания оказался более значимый вопрос духовной жизни - проблема частого причащения (свидетельством чему служит, например, обращение к данной теме патриарха Константинопольского Феодосия II (1769-1773) уже в первом постановлении, посвященном афонским спорам ). Защиту церковного Предания от искажений колливады основывали на безоговорочном предпочтении соборных постановлений и святоотеческой традиции каким бы то ни было местным обычаям, а тем более нововведениям, не имеющим в Предании никакой почвы. Практический интерес к Преданию и творениям св. отцов вскоре соединился со стремлением к просвещению греческого народа в духе святоотеческой традиции, в чем особенно преуспели свт. Макарий Коринфский, прп. Никодим Святогорец и прп. Афанасий Паросский. При деятельном участии колливадов были изданы святоотеческая аскетическая антология " Добротолюбие " , собрание творений прп. Симеона Нового Богослова , некоторые другие сочинения св. отцов, а также толкования на Священное Писание, соборные постановления и богослужебные тексты православной Церкви. Колливады были горячими защитниками возможности жить согласно правилам, изложенным некогда св. отцами. По словам К. Папулидиса,

http://drevo-info.ru/articles/13679511.h...

6.      Свм. Евтихия, патр. царегр.; св. Мефодия, арх. морав. (885 г.) мч.: 120 с Персиде, Иеремии и Архилия; п. Платониды сирской. 7.      П. Георгия, еп. митиленск:, м; Каллиопия, Руфина диакона, мц. Акилины и 200 воинов; Серапиона монаха; п.: Даниила переясласск. (1540), Нила сорского (1508). 8.      Св. апп. (от 70-ти): Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними; св. Целестина папы римского; м. Павсилиппа; св. Нифонта, еп. новгор. Св. Нифонт, еп. Новгородский († 1157 г.), на вопрос Кирика можно ли служить на одной просфоре? – ответил: если будет далеко и негде взять другой просфоры, то можно (Кормч. пергамен., писан. в 1282 г., в Моск. Синод, биб. под 132, л. 518 см. в Вып. Озер. ч. II, стр. 411, изд. 5). Значит, раскольники напрасно настаивают на седмипросфории. 9. Св. муч. Евпсихия; преподобномуч. Вадима архимандрита, муч. Дисана епископа, Мариаса пресвитера, Авдиеса и прочих 270. Основываясь на словах Пролога: «Хотяше представотося, еп. Илиодор Дисана пресвитера († IV в.) вместо себе постави», поповцы, приемлющие австрийское или белокрицкое священство, стараются оправдать единоличное поставление Киприана Тимофеева во епископа, наместника Белокриницкой митрополии. Но в приведенных словах не сказано, что Илиодор поставил к Дисана епископом, а из дальнейшего повествования видно только то, что после Илиодора, согласно предсмертному распоряжению последнего, Дисан стоял во главе пленной христианской общины; но это не требовало непременно, чтобы Дисан был епископом. 10. Мучч. Терентия и иже с ним: Помкия, Африкана, Максима, Зинона, Александра, Феодора и Макария, Иакова пресвитера, Азавана и Авдикия диаконов. 11.       Свяшеномуч. Антипы, еп. Пергама асийского; пр. Фармуфия, муч. Прокесса и Мартиниана; п. Иакова железноборовск.; Иакова, Варсонофия твер., Евфимия и Харитона сянжемск., п. Иоанна, ученика св. Григория декаполита . 12. Пр. Василия исповедника, еп. парийск., пр. Анфусы и Афанасии, игумен Эгинской; преподобномучч.: Мины, Даеида и Иоанна; пр. Исаака сирина , Василия, еп. рязанск.; свм. Зинона, еп. веронийск.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

исповедник Мефодий возведен был на патриарший престол. Тогда же установлено было праздновать Торжество Православия каждый год в первое воскресенье Великого поста. Патриарх Мефодий предложил царице: «Не служит к чести империи, если славный Патриарх Никифор, за защиту чистой веры согнанный с престола и скончавшийся вдали, остается в пренебрежении; надобно, чтобы тело его возвратилось в столицу». Императрица, соглашаясь с тем, сказала: «Выполнение будет честью мне и детям моим». И святое тело торжественно перенесено было (марта 13-го 846 г.) в столицу. Все лучшие люди отдавали уважение царице и за управление гражданскими делами империи: ее умным распоряжениям и твердости империя одолжена была (в 852 г.) успехами в отношениях к Болгарии. Но против нее восстал злобный и властолюбивый брат ее Варда. Царица вынуждена была (855 г.) отказаться от управления и сперва жила уединенно в загородном дворце своем, называвшемся впоследствии дворцом св. Феодоры. Оказывая помощь всякой бедности, изыскивала она способы для восстановления благочиния в обителях, столько страдавших от иконоборства; вызывала к себе опытных стариц игумений, какова была св. Афанасия Эгинская, для бесед об устроении духовной жизни. Блаженная царица много сделала для Св. Церкви тем, что воспитала в своем сыне императоре Михаиле твердую преданность св. Православию. Как много и как долго страдала дотоле Церковь от магометанской ненависти верховных правителей империи к св. иконам! Мать желала, чтобы и нравственное поведение сына было достойно престола и полезно империи. Она все употребила в его юности, чтобы дать ему лучшее воспитание: наставниками Михаила были люди даровитые и с желаниями добрыми; св. Кирилл, просветитель славян, был товарищем Михаила по учению. Но Михаил своим примером показал, что самое усердное воспитание не пересиливает в нас порчи природы: порча остается и открывается в жизни то теми, то другими дурными наклонностями. Мать старалась быть полезной Михаилу-царю советами. Но Михаил только оскорблялся добрыми советами и вел жизнь разгульную в обществе дурных людей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2986...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010