80-летие игумении Варвары (Трофимовой)      Это статьи «Главный итог пятнадцатилетия: монастырь состоялся духовно», «Остров милосердия и надежды», «Традиции почитания Новомучеников формируются в наши дни», «Главное в отношениях между игуменией и сестрами – матушкина молитва и взаимное доверие» и ряд других материалов. Дополню описанные в них события некоторыми фактами и штрихами. То, что в христианском возрастании матушки Афанасии кроткая и смиренная святая сыграла огромную роль не только как Небесная покровительница, у которой в трудную минуту можно попросить помощи и заступления, но – прежде всего – как высокий идеал, которому следует подражать, очевидно. Эгинская игумения старалась, чтобы ни один час не проходил без молитвы: постоянно славословила Господа, подражая Давиду Псалмопевцу. Монахиня Марионилла (Кабилова), несущая послушания регента, уставщицы, вспоминает, что матушка Афанасия, прибыв в начале 2002 года из Пюхтицкого монастыря в Иоанно-Предтеченский, старалась, чтобы всё тут было «по-пюхтицки». С начала 90-х годов прошлого века сестринская община находилась под покровом молитв своего духовника протоиерея Сергия Романова ¬– настоятеля храма святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садех, расположенного рядом с разрушенным монастырем. А назначение настоятельницей монахини, имевшей более чем 20-летний опыт монашеской жизни в обители с непрерванной традицией, вызвало у сестер большую радость: теперь-то начнется настоящая монастырская жизнь! Действительно, настоятельница сразу позаботилась, чтобы был суточный богослужебный круг. Литургии уже служились регулярно – в воскресные дни и праздничные, иногда на буднях, – но поскольку еще не было монастырских клириков, сестры с благословения матушки каждый день совершали службы мирским чином, а она в них всегда принимала участие, несмотря на лавину забот и проблем хозяйственного плана. Читала Евангелие, молилась. Молитва для нее была дыханием души, как свежий воздух для человеческого организма. Таким было начало...     

http://pravoslavie.ru/130471.html

Монастырь открыт с восхода и до заката, здесь нет обычной сиесты, характерной для многих греческих монастырей: сестры пошли навстречу многочисленным паломникам, часто больным людям, и открыли двери обители на весь световой день. Паломникам издалека разрешают остаться в обители бесплатно на сутки при наличии свободных мест, но о желании остановиться здесь следует договариваться заранее по факсу, номер (+30) 22 970 53 998. Можно также попробовать дозвониться по телефонам: (+30) 22970 53 800, 53 806, 53 821, но нужно учесть, что сестры очень заняты на службах и послушаниях, а также тот факт, что не все они владеют английским. Мне также кажется, что любезностью монахинь стоит воспользоваться лишь при крайней нехватке денежных средств либо по тяжелой болезни, поскольку добраться до монастыря из Эгины и Агиа Марины достаточно легко. Кроме того, остановившись в городе или поселке, можно вечером вдоволь накупаться в море и подышать целебным морским воздухом. Вход в монастырь О монастыре На месте современного монастыря Святой Троицы в прежние времена находился монастырь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», основанный, по преданию, преподобной Афанасией в X веке. Когда святитель Нектарий приехал на Эгину в 1904-м году, от обители оставались только развалины. Святитель принял решение возродить древний монастырь и сказал сестрам: «Я воздвигаю для вас маяк, и Господь возжжет в нем огонь, который просияет по всей Вселенной. Многие увидят свет и придут в Эгину». Тяжкая ноша клеветы сопровождала святителя Нектария всю его земную жизнь Первые годы владыка ездил на остров из Афин, где работал в те годы директором церковной школы. В 1908-м году он переселился сюда полностью и жил в домике рядом с обителью до самой своей блаженной кончины в 1920-м году, окормлял духовных чад, много трудился, помогал рабочим в строительстве, сам копал землю, носил камни, шил обувь монахиням, сажал на острове деревья. Монастырь получил свой официальный статус лишь спустя 4 года после смерти святого – в 1924-м году. А тяжкая ноша клеветы и напраслины сопровождала святителя Нектария всю его земную жизнь – он был прославлен Церковью после многочисленных чудес и исцелений только в 1961-м году.

http://pravoslavie.ru/114117.html

Преподобная Афанасия носила власяницу, а поверх нее одежду из грубой овечьей шерсти, спала мало, а большую часть ночи молилась. Днем она работала вместе с сестрами. Пищу принимала только вечером, которая состояла из куска хлеба и воды. Масло, сыр и рыбу разрешала себе только в Рождество Христово и Святую Пасху. В посты питалась раз в два дня лишь сырой зеленью. Четыре года прожила преподобная Афанасия в этой обители. На острове Эгине жил один старец-инок, преподобный Матфей, который ранее был игуменом. Он взял на себя великий подвиг: каждую ночь прочитывал Псалтирь, присоединяя к чтению еще и молитвы. Спал святой сидя и самое малое время. При пении псалмов, чтении молитв и принесении Бескровной Жертвы преподобный не мог удерживаться от слез. Носил он одну только острую власяницу и великим воздержанием и подвигами совершенно иссушил плоть. Особенную любовь он имел к святому Иоанну Богослову. Однажды при совершении Божественной литургии он удостоился видеть апостола, стоявшего на престоле. Преподобный своей мантией исцелил расслабленного, крестным знамением исправил перекошенное по действу диавола лицо одного человека, изгонял бесов и сотворил много других чудес. Преподобный Матфей благословил святую Афанасию уйти с сестрами в еще более уединенное место. Она устроила обитель на пустынной горе того же острова вблизи древней церкви первомученика Стефана. Преподобная Афанасия удостоилась от Бога дара исцелений. После того, как она исцелила человека, у которого болели глаза, к ней стало стекаться множество народа, чтобы получить исцеление от душевных и телесных недугов. На обильные приношения приходивших в обитель преподобная построила в обители три церкви: во имя Пресвятой Богородицы, во имя святого пророка Иоанна Предтечи и во имя святителя Николая Чудотворца. Распространившаяся слава тяготила преподобную, и она взяла двух близких ей по духу сестер (Марию и Евпраксию) и ушла тайно в Константинополь. Там, как простая монахиня, преподобная поступила в один из монастырей, где прожила 7 лет.

http://pravicon.com/info-3688

Но ее святая жизнь снова привлекла внимание. Сестры Эгинского монастыря узнали, куда ушла их игумения, и отправились к ней, умоляя вернуться. Повинуясь Промыслу Божию, преподобная возвратилась в созданный ею монастырь. Вскоре после того она удостоилась видения двух светлых мужей, подавших ей хартию со словами: " Вот твоя свобода; возьми и возвеселись " . Двенадцать дней до своей кончины преподобная Афанасия пребывала в непрестанной молитве. В канун праздника Успения Пресвятой Богородицы она призвала сестер и сказала, что смогла прочитать Псалтирь лишь до девятнадцатого псалма. Святая просила дочитать за нее Псалтирь до конца в церкви. Сестры пошли в церковь и там исполнили ее просьбу, а затем пришли проститься с преподобной. Она благословила их и просила торжественно и радостно провести праздник Успения Пресвятой Богородицы, устроить трапезу для нищих и убогих, а после Божественной литургии предать погребению ее тело. С этими словами преподобная Афанасия отошла ко Господу (+ 14 августа 860 года). В сороковой день за Божественной литургией две благочестивые сестры удостоились видеть, как пред царскими вратами явилась святая Афанасия. Два светлых мужа украсили ее главу венцом с крестами, вручили ей блистающий посох и через царские врата ввели в алтарь. Перед кончиной святая Афанасия завещала кормить нищих в ее память до 40-го дня. Сестры, однако, не исполнили ее завета и ставили поминальную трапезу только 9 дней. Святая явилась некоторым сестрам и сказала: " Напрасно вы не исполнили моего завещания - сорокадневное поминовение усопших в храме и питание нищих много помогает грешным душам, а от праведных душ ниспосылается Небесная милость выполняющим поминовение " . Явившаяся воткнула свой посох в землю и стала невидимой. Оставленный жезл на другой день пророс и стал живым деревцем. Через год после кончины преподобной к ее гробнице привели бесноватую женщину. Когда раскопали землю, то почувствовали благоухание и вынули гроб. Прикоснувшись к нему, бесноватая тотчас исцелилась. Тогда открыли крышку гроба и увидели нетленное тело преподобной, которое источало миро. Преподобная Афанасия была словно уснувшая: лицо ее сияло благолепием, все тело сохранилось нетленным и мягким, даже руки сгибались. Священники решили поставить тело преподобной в церкви. Когда тело переложили в новый ковчег, инокини сняли со святых мощей власяницу и хотели облечь их в шелковые одежды. Но руки преподобной Афанасии так плотно прижались к груди, что инокинн не смогли одеть ее в шелковую одежду. Так святая и по смерти явила свою любовь к нищете. Тогда одна из сестер, преклонив колени, стала молиться к преподобной, говоря: " Госпожа наша, как беспрекословно ты слушалась нас, когда жила с нами, так и сейчас благоволи послушаться нас и облечься в эти одежды, наш смиренный дар, принесенный тебе " . Преподобная Афанасия, словно живая, приподнялась и протянула руки к одежде.

http://pravicon.com/info-3688

Богородицы (на нижнем этаже парекклисион ап. Иоанна Богослова) (1809). Рядом расположена новая ризница (1998). Др. парекклисионы в стенах мон-ря посвящены вмц. Евфимии, св. бессребреникам Косме и Дамиану, Успению Пресв. Богородицы, первомч. Стефану, св. Апостолам, свт. Нектарию Эгинскому и Св. Троице. К юго-западу от мон-ря расположен кладбищенский храм Св. Троицы (1817). Владения К. п. м. включают скит Благовещения Пресв. Богородицы, келлии мч. Трифона и свт. Нектария Эгинского, а также келлию-конак ап. Андрея в Карее и 4 кафизмы (3 из них - в окрестностях мон-ря). Подворья мон-ря находятся на п-ове Касандра, на п-ове Ситония, на о-ве Скопелос, в Афинах (Неа-Иония). Недавно близ оз. Керкини был построен жен. мон-рь св. Иоанна Предтечи, к-рый тоже является подворьем мон-ря. Благовещенский скит расположен на холме к востоку от мон-ря. Отшельники селились здесь издавна, но организованную форму это монашеское поселение приобрело только в 1753 г. Кириакон скита был построен незадолго до 1757 г. и украшен фресками в 1766 г. мастерами Константином и Афанасием из Корицы (ныне Корча, Албания). В 1896 г. была возведена колокольня, в 1900 г. на месте старого был построен просторный лити. В Благовещенском скиту был принят в лоно Церкви через таинство миропомазания прмч. Акакий Новый из Нивори († 1816). Здесь также останавливались греч. писатели А. Пападиамантис и А. Мораитидис. Мощи и реликвии Кроме ктиторского креста, к-рый содержит фрагмент Честного и Животворящего Креста Господня, в монастыре хранятся части мощей апостолов Андрея Первозванного, Варнавы и Филиппа, великомучеников Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, Иакова Персянина, Мины и Меркурия, великомучениц Марины и Параскевы, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, Модеста, патриарха Иерусалимского, Фотия, патриарха К-польского, Григория Паламы, мч. Трифона, священномучеников Игнатия Богоносца и Харалампия, прп. Игнатия Агаллиана, митр. Мифимнского, преподобномучеников Евфимия Нового из Димицаны, Игнатия и Акакия Нового из Нивори, новомучеников Димитрия Пелопоннесского и Феодора Византийского.

http://pravenc.ru/text/2462145.html

323 старец Иосиф – знаменитый афонский подвижник Иосиф Исихаст (1898–1959, в миру – Франциск Коттис) родился на о. Парос, в Левках. Придя на Святую Гору, принял постриг в великую схиму от о. Ефрема в Катунаках, в каливе Благовещения. Одна из основных фигур православной духовности XX столетия. Ведя тихое существование, он, тем не менее, имел огромное влияние: был одним из главных возобновителей образа жизни исихастов, в частности, делания Иисусовой молитвы. После его смерти, ученики старца распространили плоды этого влияния на Афоне, а затем и по всей Греции, на Кипре и вплоть до Северной Америки. Канонизирован как месточтимый святой на Афоне. 324 скит (Να Σκτη) на Святой Горе Афон находится в 20 мин. ходьбы от м-ря Святого Павла (Μον Αγου Παλου – Агиу Павлу), которому и принадлежит. Свою историю скит ведёт с X в. На месте Нового скита, возможно, находился небольшой античный город. В скиту проживали известные подвижники, принадлежавшие к духовному движению коливадов, такие как: св. Никодим Святогорец , Кирилл Философ, Афанасий Месо- лонгский, новомч. Пахомий, старцы Аверкий и Иосиф Исихаст с его сподвижником Арсением Пещерником. Соборный храм (1757 г.) посвящён Рождеству Богородицы. Ныне скит насчитывает 27 калив. В скиту подвизаются 40 монахов. В Соборном храме находятся две чудотворные иконы XIV в.: икона «Патократор» и «Сладкое Лобзание», а также мощи свв. Харалампия, Георгия, Василия Великого , Антипы, Пантелеймона и др. Кроме Соборного храма, в скиту находится также храм в честь Всех Святых. 326 Нектарий Эгинский (γιος Νεκτριος Αιγνης; 1846–1920) – митрополит Пентапольский. На покое жил в основанном им Троицком женском м-ре на о.Эгина. Один из самых почитаемых в Греции святых, чудотворец. Народная поговорка: «Нет ничего неисцелимого для святого Нектария». Прославлен в 1961 году. Память – 9 ноября. 341 Исаак Сирин (Сирянин, Сириянин) Ниневийский – христианский писатель-аскет, жил в Сирии в VII в. Оставил много сочинений, свод которых известен под названием «Монашеское правило». Содержание его поучений – анализ разнообразных состояний праведности и греховности и способов христианского исправления и самоусовершенствования. Память – 28 января по ст. ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

«Монашество: образы и темы», 1998; «Брак и безбрачие. Что выше?», 1999; «Святитель Нектарий Эгинский как учитель», 2000; «Новые удостоверения личности: кто создаёт проблему?», 2000; «Церковное имущество», 2000; «От Никеи Вифинийской к Никее Французской», 2001; «Рождественская елка», 2000; «Утешение скорбящих. Утешительные послания святителя Василия Великого », 2001; «Священный Синод и папа: неизвестные подробности одной беседы», 2001; «После визита папы: факты и оценки», 2001; «Уния: осуждение и оправдание», 2002; «Этические главы», 2002; «Иерархи – народные вожди», 2003; «Надо ли переводить литургические тексты?», 2003; «Межхристианские встречи», 2003; «Границы Церкви. Экуменизм и католичество», 2004; «Коливадское движение. Преподобные Афанасий Парижский и Никодим Святогорец », 2004; «Святой апостол Павел», 2004; «Благотворное и очистительное цунами. Виноват ли Бог в стихийных бедствиях?», 2005. (М.: Святая Гора, 2005); « Церковь и футбол. Христианская жизнь и спорт», 2005. Готовятся к изданию: « Церковь и государство: отделение или симфония?»; «Богословие и творения великих святых отцов богословов». Предисловие автора В 2005 году Элладская Церковь пережила серьёзный кризис: разоблачения в отношении некоторых архиереев и скандалы, в которых они были замешаны, затронули не только её саму, но имели пагубные последствия и для древнейшей, первой по старшинству, Иерусалимской Церкви. Всё это пошатнуло доверие верующих к духовным лицам и наполнило ядовитыми стрелами колчаны врагов Церкви. К сожалению, священноначалие было не в силах противостоять кризису, поскольку полностью дискредитировало себя. Большинство же архипастырей пребывали в страхе и нерешительности, не дерзая предпринять какие-либо шаги по преодолению кризисной ситуации. Один серьёзный и рассудительный владыка объяснял своё бездействие (равно как и других иерархов) боязнью различных нападок со стороны тех, кто привёл Церковь к такому плачевному состоянию. Что же касается приходского духовенства, состоящего в основном из женатых клириков, то оно, глубоко обеспокоенное уничижением священного сана недостойными пастырями, не смело высказывать своего мнения о сложившемся положении страха ради архиерейска. Малодушные служители Христовы оправдывали свою безучастность послушанием епископам.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Zisis/b...

Святыни из монастыря Хиландар прибыли в Сампсониевский собор апреля 2017 В праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (Субботу Акафиста), 1 апреля, из монастыря Хиландар на Святой горе Афон в Сампсониевский собор были доставлены списки чудотворных икон Божией Матери " Всецарица " , " Иверская " , " Троеручица " , а также ковчеги с частицами Животворящего Креста Господня, Хитона Господня, Гроба Господня, мощей святителей Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, Григория Богослова, Нектария Эгинского, священномученика Харалампия Магнезийского, великомучеников Пантелеимона и Феодора Тирона, великомученицы Анастасии Узорешительницы, преподобномучеников Раифских горы Синая, преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, мучеников Евфимия Афонского, Конона Исаврийского и Елевферия, преподобных Илии Муромца, Акакия Афонского, Иерофея Афонского, Афанасия Афонского, Леонтия Афонского. Святыни перед входом в храм встречали благочинный Выборгского округа протоиерей Александр Будников , настоятель архимандрит Серафим (Шкредь) , протоиерей Сергий Филимонов, игумен Силуан (Туманов) и другие клирики Выборгского благочиния, а также многочисленные прихожане. Священнослужители со святынями встали во главе крестного хода вокруг собора. По завершении крестного хода архимандрит Серафим и глава администрации Выборгского района Валерий Гарнец ответили на вопросы журналистов. " Представители монастыря Хиландар обратились к нашему приходу, зная о судьбе собора - что он недавно, 5 февраля, передан епархии, - и предложили привезти к нам святыни, чтобы поддержать собор духовно, чтобы люди о нас узнали, - рассказал отец Серафим. - Мы договорились о принесении святынь и с главой администрации района. В храме будет совершаться сугубая молитва перед святынями " . На вопрос о мерах безопасности настоятель ответил, что камеры видеонаблюдения размещены в соборе еще в " музейные " времена. Полицией установлена рамка металлоискателя. При большом скоплении народа будут разграничиваться потоки.   

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Л. принадлежат работы о творчестве Мануила Фила (Византийский поэт Мануил Фил: К истории Болгарии в XIII-XIV вв. СПб., 1891) и митр. Кизического Кирилла (Константина Стильба) (О византийском гуманисте Константине Стильви (XII в.) и о его сочинениях//Визант. обозр. 1917. Т. 3. С. 57-88). Наибольший интерес у Л. среди греч. памятников вызывали агиографические сочинения, прежде всего посвященные святым иконоборческой эпохи. Л. много лет занимался агиографическим досье прав. Евдокима , опубликовал редакцию его Жития Симеона Метафраста (BHG, N 607; Житие св. Евдокима Праведного. СПб., 1893. (ПДП; 96)), а затем похвальное слово Евдокиму поздневизантийского ученого Константина Акрополита (BHG, N 606; Житие св. Евдокима//ИРАИК. 1908. Т. 13. С. 152-252). Также Л. издал Житие свт. Модеста , архиеп. Иерусалимского (BHG, N 1299; Подвиги св. Модеста, архиеп. Иерусалимского. СПб., 1892. (ПДП; 91)), изучал Житие прп. Кирилла Филеота (BHG, N 468). Главный научный труд Л. посвящен греч. агиографическим памятникам VIII-IX вв., он был впервые опубликован в качестве цикла журнальных статей (Византийские Жития святых VIII-IX в.//ВВ. 1910. Т. 17. С. 1-224; 1911. Т. 18. С. 1-147; 1912. Т. 19. С. 1-151), а затем вышел отдельным изданием (Греческие жития святых VIII и IX вв.: Опыт науч. классификации памятников агиографии с обзором их с точки зрения исторической и историко-литературной. СПб., 1914) и был представлен в качестве диссертации в Юрьевском (ныне Тартуский) ун-те. Наблюдения, сделанные Л. во время работы с текстами Житий патриарха К-польского свт. Антония II Кавлея, прмч. Андрея Критского, прп. Антония Нового, прп. Афанасии Эгинской, прп. Власия Аморийского, мч. Дамасского Илии, прп. Евстратия Тарсийского, прп. Евфимия Нового Фессалоникийского, 42 Аморийских мучеников, прп. Германа - основателя мон-ря Косиница ( Икосифинисса ), прп. Григория Декаполита, прп. Иоанникия Великого, прп. Льва, еп. Катанского, прп. Макария Пелекитского, преподобноисп. Михаила Синкелла, преподобноисп. Никиты Мидикийского, мч. Стефана Нового, прп. Феодора Студита и мц. Феодосии К-польской, сохраняют значение и для совр. науки. Л. изучал этнографию и историю Тобольской губ. и с. Самарова.

http://pravenc.ru/text/2110722.html

116 Согласно другим источникам, сей святой 90-летний патриарх скончался между 1530 и 1535 годами. – Примеч. Пер. 120 Согласно другой версии жития, воины быстро нашли святого Патрокла – по навету одной женщины-язычницы. – Примеч. пер. 123 По другим сведениям, священномученик Афанасий и мученики Харисим и Неофит пострадали в правление императора Аврелиана (в 270–275 годах). Преподобная же Анфуса преставилась в 298 году. – Примеч. пер. 125 По другой версии, тело святой Сиры было выброшено на съедение псам, однако те не прикоснулись к нему, а христиане тайно его похоронили со всеми подобающими почестями. – Примеч. пер. 126 В Большом греческом Синаксаре [под сей датой] упоминается еще и святитель Дионисий, архиепископ Эгинский († 1624), от мощей которого источились многочисленные чудеса. – Примеч. свт. Николая. 127 Рассказывают, что в правление сего патриарха Мины в Царьграде произошло следующее чудо: некий еврейский мальчик пришел вместе со своими христианскими сверстниками в церковь и, следуя их примеру, причастился Святых Христовых Таин. Отец этого мальчика, занимавшийся выплавкой стекла, узнав о поступке сына, схватил его и бросил в раскаленную печь, приготовленную для обжига стеклянных изделий. Три дня и три ночи мальчик пребывал в этой печи с закрытой заслонкой. Когда же печь отворили, то нашли его живым и здоровым, ибо хранил его Божий Промысл. – Примеч. свт. Николая. 128 Под сегодняшней датой в греческом Синаксаре изложено и житие святого Иоасафа, царевича Индийского. В славянских же Прологах, как и в этом, оно находится под 19 ноября. – Примеч. свт. Николая. 129 В греческом Синаксаре под 27 августа упоминается и святой мученик Фанурий. Неизвестно, кем был и когда жил сей святой. Его весьма почитают на Родосе и на Крите. В 1500 году явился он некоторым людям на острове Родос, где совершил и чудеса исцелений. Там найдена и его древняя икона, на которой святой Фанурий изображен юношей в воинских доспехах. В одной руке он держит крест, а в другой – зажженную свечу. Святого Фанурия изрядно прославляют и в Египте. Там существует предание, что мать его была тяжкой грешницей, которую даже он не мог исправить. Однако его сыновняя любовь к матери была исключительно сильна. Он больше молился Богу о спасении своей матери, нежели о своем собственном [спасении]. Когда язычники побивали его камнями за Христа, святой Фанурий молился Богу: «Ради сих мук моих за Тебя, помоги, Господи, всем тем, кто будет Тебе молиться о спасении грешной матери Фанурия». В Египте многие христиане так и молятся: «Спаси, Господи, мать святого Фанурия и помоги мне, грешному». И благодаря такой молитве многие получают помощь. – Примеч. свт. Николая.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010