Житие пр. Ипатия Руфинианского описывает набег гуннов на Фракию 1434 , чудеса вмч. Димитрия Солунского повествуют о погромах славян в Фессалии, Ахайе, Эпире, Иллирике, островах Архипелага и даже M. Азии, обезлюдивших массу городов и селений 1435 . Беспрерывные набеги арабских корсаров на острова и побережья всего Леванта, плен и массовую продажу жителей в рабство изображают: житие пр. Иоанна Дамаскина 1436 , Димитриана Кипрского 1437 , Диомида Нового 1438 , Афанасии Эгинской 1439 , Феодоры Солунской 1440 , Петра Аргивского 1441 , Павла Ксиропотамского 1442 , Афанасия Афонского 1443 , Евфимия Нового 1444 , муч. Варвара, затем чудеса мучч. Фанурия 1445 , Георгия 1446 и свт. Николая Угодника 1447 . Особенно при этом свирепствовали Критские арабы, набеги которых столь часто упоминает Продолжатель Феофана 1448 , и с опустошительностью которых с их продолжительностью и жестокостью нас особенно хорошо знакомит житие Петра Аргивского, повествующее об уничтожении целых городов и деревень, о массовых убийствах, о выкупе, требуемом за пленных, о сокрушении надолго всего благосостояния прибрежных местностей Пелопоннеса. Не успела кончиться опасность арабская, как начинаются погромы Балканского полуострова со стороны болгарского царства. Жития пр. Луки Элладского 1449 , Никона Метаноите 1450 и Марии Новой 1451 , рассказывают о настоящем осадном положении, в каком нередко держали по целым годам болгарские войска и шайки города средней Греции, и особенно Фракии, со спасшимся в них населением. Только Пелопоннес, благодаря сильной охране Исема 1452 , остался неприкосновенным, и достиг того сравнительного расцвета жизни и культуры в своих городах, о котором мы читаем в житии пр. Никона Метаноите. После уничтожения болгарского царства наступила пора тюркских племён, надвигавшихся на империю с Чёрного моря и из М. Азии. О набегах их читаем в житиях пр. Луки Элладского 1453 , Афанасия Афонского 1454 , Кирилла Филеота 1455 и особенно Христодула Патмосского, который не раз менял место своего подвига, в связи с захватом турками юго-западного побережья М.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К этим житиям в IX веке принадлежат: биографии патриархов Тарасия и Никифора; житие царицы Феодоры, жития препп. Феофана Исповедника , Феодора, Платона и Николая Студитов, Михаила Синкелла, Феофана и Феодора Начертанных, Давида, Симеона и Георгия Митиленских, Никиты Мидикийского, Макария Пеликитского и Феофилакта Никомидийского. Остальные жития – второй половины IX столетия открывают новую эру в агиографии и по важности своего культурно-исторического содержания стоят наравне с житиями X века. Чувствуется, что после долгих политических и религиозных замешательств наступило, наконец, известное успокоение и обусловленный им расцвет культуры и мирной религиозности. Место житий, наполненных бурными сценами иконоборческого периода, вероисповедными тирадами и богословскими диспутами, за которыми исчезал бытовой фон и интерес к житейской обстановке святого, заступают жития праведников, долго и мирно совершавшись свой смиренный подвиг веры и любви, и оставивших твёрдую память о массе чисто будничных, повседневных проявлений своих добродетелей. К числу таких житий принадлежат: биографии императрицы Феофано и патриархов Мефодия, Игнатия и Антония Кавлея, житие константинопольского игумена Иоанна Психаита, жития пелопонесских святых: препп. Варвара и Афанасия Мефонского, солунских святых пр. Феодоры, Иосифа Песнописца и Григория Декаполита . Далее идут афонские жития препп. Павла Ксиропотамского и Евфимия Нового; фракийские, преп. Германа Козинитского и Власия Мниха, островные, преп. Афанасии Эгинской, Даниила Фасосского, Феоктисты Лесбийской, Иоанникия В., Евстратия Авгаровского, Антония Нового, Евдокима и мучч. Аморийских, сирийское житие преп. Феодора Эдесского , рассказ о перенесении мощей муч. Евфимии. Значительный численный перевес житий пелопонесских, солунских и островных, над житиями Малой Азии, подтверждает важный факт упадка культурной жизни в этой области, подверженной постоянной арабской опасности, и говорит о не передвижении центра византийской жизни, в относительно более спокойные, хотя и менее населённые и богатые, европейской части империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но как бы ни плохо обстояло иногда дело с изданными греческими житиями, особенное затруднение ждёт историка, когда ему приходится пользоваться не самими подлинниками, пока ещё неизданными или неизвестными вовсе, a заменяющими их переводами и изложениями. В этом случае совершенно невозможно доверять каждому слову источника и остаётся брать лишь общий смысл сообщаемого, жертвуя яркостью выражений оригинала, с трудом угадываемых по переводу. Так, в данном исследовании пришлось ограничиться славянскими переводами житий препп. Алипия Столпника, Нифонта, Спиридона Тримифунтского 56 , Власия мниха, Акакия Мелитинского и Петра Афонского 57 ; латинскими переводами житий препп. Аполлинарии, Александра Акимита и Афанасии Эгинской, старинной латинской версией рассказа о перенесении мощей муч. Анастасия Перса; извлечениями из житий препп. Марии Новой и Кирилла Филеота, новогреческими пересказами (у Дукакиса) житий препп. Евфимия Иверского, Даниила Фасосского и Григория Ассийского. И всё же, как ни досадно это плохое состояние значительной части изданных агиографических текстов, оно не должно считаться препятствием, которое делало бы культурно-исторический анализ агиографии преждевременным. Надо считаться с тем, что изучение агиографической литературы находится ещё в столь зачаточной стадии. Её обильные культурно-исторические данные ещё до такой степени не затронуты и не привлечены в качестве исторического материала, что было бы странным лишать себя долее этого столь важного источника единственно вследствие, если можно так выразиться, филологической придирчивости. Мы знаем о Византии ещё слишком мало, нуждаемся ещё в слишком общем абрисе её быта, чтобы ставить свои, по необходимости, предварительные и общие построения, в зависимость от безукоризненного чтения отдельных мест источника. Нужно принять во внимание самый массовый характер этого последнего, нужно доверять ему в его целом, памятуя, что отдельные случайные ошибки с избытком покрываются общей убедительностью впечатления, выносимого из чтения всей житийной литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так, святая Афанасия Эгинская (IX b.) в детстве изучала Псалтирь и церковное богослужение, а её современница Феодора, воспитывавшаяся под руководством своего отца-священника, изучила священные науки и приобрела любовь к божественной философии, которая потом и побудила её удалиться в монастырь. Сделавшись игуменьей одного фессалоникийского монастыря, Феодора развила среди монахинь любовь к церковному пению и Священному Писанию . Святая Феоктиста Лесбосская, лишившись в детстве родителей, была помещена родственниками в детский приют ( παρθενν), находившийся при монастыре, где она потом и постриглась. Таким образом, византийские женские монастыри, вероятно, были, подобно мужским, рассадниками просвещения среди женской половины византийского населения, так как преимущественно среди инокинь встречаются лица грамотные, интересовавшиеся книгами и занимавшиеся чтением. Образованность византийских монахинь труднообъяснима без существования школ в женских монастырях. Кроме школ монастырских, образование сообщалось женщинам в школах домашних, под руководством особо приглашённых дидаскалов. Такой способ обучения женщин имеет место преимущественно в семьях царских и властельских. Вообще, в Византии обращалось внимание и на обучение женщин. В одном византийском сочинении, подобном русскому «Домострою» («Стратегикон» Кекавмена), внушается необходимость учить и сыновей, и дочерей, а византийская писательница Анна Комнина сообщает, что в царствование её отца Алексея Комнина в Византии все учились. Какие лица учили в византийских школах и заведовали ими? – Относительно школ патриарших, епископских, церковных и монастырских положительно нужно сказать, что учительство в них и руководство принадлежало исключительно византийскому духовенству и монашеству. Духовенство и монахи учреждали эти школы и содержали их за свой счёт, они же были в них дидаскалами и руководителями. В частности, для учительства в епископских и монастырских школах епархиальной властью и игуменами обыкновенно назначались особые лица из клира или монастырского братства, которые исполняли обязанности дидаскалов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Взявши двух сестер, Марину и Евпраксию, она тайно удалилась в Константинополь, где и пробыла в одном женском монастыре семь лет. Сильно тоскуя по любимой, созданной ее трудами, церкви Пресвятой Богородицы, она часто говорила со слезами: — Стеснение и тщетное почитание человеческое заставили меня удалиться от церкви Владычицы моей Богородицы; избегая суетной славы, я покинула великолепный храм Ее и сижу теперь здесь как странница. Однако преподобная и там не могла остаться в неизвестности, и здесь Бог прославил рабу Свою: она начала изгонять бесов и исцелять больных. Молва о ней дошла и до сестер ее, живших в эгинском монастыре: придя к блаженной Афанасии, они умоляли ее возвратиться с ними в свой монастырь, к чему побуждало ее и некоторое видение. Преподобная сказала сестрам Евпраксии и Марине: «Пора нам возвратиться к себе: в видении я зрела открытую церковь Пресвятой Богородицы, откуда повелевалось нам войти в нее». И, оставив Царьград, она возвратилась с сестрами на остров Эгину в свой монастырь. Здесь, спустя короткое время после возвращения, она сильно разболелась и за двенадцать дней узнала о своей смерти: она видела двух мужей, одетых в белые ризы, которые, приблизясь к ней, подали ей написанную хартию и сказали: вот свобода твоя; возьми и возвеселись. Придя в себя после видения, она узнала, что скоро ей должно будет отойти ко Господу и, поэтому, она двенадцать дней пребыла в молитве и благочестивых размышлениях, не употребляя ни пищи, ни питья; окружавшим же ее сестрам она говорила: — Пойте, сестры мои, и непрестанно хвалите Бога, чтобы Он был милостив ко грехам нашим. Когда настал двенадцатый день, преподобная сказала, обращаясь к ним: — Помогите мне, так как я уже очень ослабела, — идите в церковь и докончите чтение псалтири, а я уже более не могу, потому что почти совсем лишилась сил. Они с плачем вопрошали ее: — До которого псалма ты дочитала? откуда мы должны начать чтение? Она тихо отвечала: — Сейчас читаю девятидесятый псалом и более не в состоянии. Сестры пошли и докончили чтение псалтири.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Так и русские религиозные философы XIX и XX веков усматривали в богословском рационализме основной источник западного нигилизма. Истинная мудрость, говорит святой Григорий Назианзин , которого Восток называет Григорием Богословом , ведет себя «по-апостольски, а не по-аристотелевски». Литургия напоминает, что Апостолы были безграмотными людьми, просвещенными Духом, дабы они свидетельствовали о Христе воскресшем, ловцы рыбы «сделались ловцами человеков». Истинное богословие – это радость Пасхи. От века к веку богословие обновляется «мужами апостольскими», которые до конца впитывают в себя опыт Церкви и научаются видеть Христа Воскресшего, как видел Его Павел на пути в Дамаск, или Иоанн на Патмосе. Такими были святой Серафим Саровский в XIX веке, святой Нектарий Эгинский и старец Силуан Афонский в наше время. На долю учителей Церкви выпадает лишь осмысление и оформление этого опыта; так, за святым Афанасием Александрийским угадываются египетские монахи, как за великими русскими мыслителями прошлого века – старцы Оптиной пустыни. Самые великие, такие, как Симеон Новый Богослов в Византии на пороге первого и второго тысячелетия, были ясновидцами, которые в интеллектуальной, но также и поэтической форме умели передать свои видения. Он Только Иоанна, апостола возлюбленного, Григория Назианзина и Симеона Нового Богослова Церковь почтила именем «богослов». Они не занимались озарениями, но жили тайной, чтобы затем дать воспеть ее своему разуму. Они были опьянены Духом… Как Иоанн умел говорить о жизни и свете, которые суть сам Бог, ставший нашей жизнью и нашим светом! И как в то же время он умел передать человечность Иисуса, Его конкретные жесты, Его человеческие привязанности, в которых сгущается свет и жизнь. Вот опять-таки подлинное богословие: знание и любовь неразделимы. Познание в пределе своем – это безмолвное созерцание, созерцание в Духе Святом сквозь призрачный лик Христов глубин Божиих – то, что Отцы именуют Theologia в собственном смысле. Я Они говорят, что Трисвятое, которое поется во время евхаристической литургии: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй мя» или «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея» – это и есть «богословие», которому научили нас Ангелы, дабы мы достойно восславили величие Пресвятой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/b...

Фотография. 1932 г. Одновременно продолжала существовать и жен. община у монастырских врат с домовым храмом во имя преподобных Геннадия и Никифора. Впосл. сестры переселились в воссоздаваемый Сяндемский монастырь и в Митрофаниевский скит. В Н. м. находится значительное число святынь: частицы древа Креста Господня и Мамврийского дуба, мощей св. Иоанна Предтечи, первомч. и архидиак. Стефана, апостолов Иакова Зеведеева и Фомы, сщмч. Климента, папы Римского, святителей Николая Чудотворца, Митрофана Воронежского, Димитрия Ростовского, Игнатия (Брянчанинова), Иннокентия (Вениаминова), Нектария Эгинского, сщмч. Кириака Римского, священноисп. еп. Афанасия (Сахарова), великомучеников Пантелеимона и Никиты Готфского, мучеников Валерия, Вонифатия Тарсийского, Феликса Римского, Смарагда Римского, святых вел. кнг. Елисаветы и инокини Варвары, мц. Елены Испанской, преподобных старцев Оптинских, Александра Свирского, Антония Дымского, Елисея Сумского, Серафима Саровского, Варсонофия (Юрченко) Херсонского, Гавриила Афонского, Феофана (Медведева) Рыхловского, 7 преподобных жен Дивеевских, св. блгв. кн. Александра Невского и др. Среди чтимых икон - Владимирский образ Божией Матери. В Н. м. проживают 15 чел. Ежедневные богослужения совершаются по Афонскому уставу: в 4.30 - полунощница и утреня, 1-й час; в 8.30 - 3-й и 6-й часы, литургия, в 16.45 - вечерня, в 19.30 - повечерие; в дни двунадесятых праздников в 3.30 - всенощное бдение. Монастырское хозяйство включает огороды, скотный двор, 4 улья и птичник. Построены гостиница за воротами и трапезная. Священноархимандритом крупнейшего в епархии мон-ря является митр. Петрозаводский и Карельский Константин (Горянов). Постройки Монастырский комплекс представляет собой редкий ансамбль в рус. стиле, представленном его «тоновским» вариантом и образцами деревянного резного «узорочья». В Карелии и примыкающих к ней районах Ленинградской и Вологодской областей примером такого ансамбля кроме Н. м. является только частично сохранившийся Муромский Успенский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2565546.html

511 Кроме того, от «авксентьевского» Синода происходит иерархия «Святой Православной Церкви Северной Америки», «Миссионерской Православной Архиепископии Америки» и «Независимой Греческой Православной Церкви Соединенных Штатов», о которых будет сказано ниже. Кроме того, в 1991 г. «авксентьевцами» для русского катакомбного движения был рукоположен иеромонах Гурий (Павлов) во епископа Казанского с назначением на должность Экзарха «авксентьевского» Синода в России 512 . После смерти епископа Гурия с 1996 г. по 2001 г. возглавлял Экзархат протоиерей Виктор Мелехов 513 . После смерти архиепископа Авксентия (Пастраса), последовавшей 4/17 ноября 1994 г., «авксентьевский» Синод возглавил митрополит Кефалонийский Максим (Валлианатос), возведенный в сан архиепископа Афинского 7/20 января 1995 г. 514 В мае 1996 г. архиепископом Максимом, совместно с неким епископом Конданским Димитрием (Биффисом) и без ведома иерархов «авксентьевского» Синода, были рукоположены следующие иерархи: 1 . Авксентий (Маринес), митрополит Эгинский; 2 . Панкратий (Хулогес), митрополит Немейский; 3 . Ефрем (Пападопулос), митрополит Серрский 515 . Примечательно, что епископ Димитрий (Биффис) выдавал себя за иерарха Александрийского Патриархата, но в марте 1996 г. был принят в состав Греческого Экзархата УПЦ КП 516 . В мае 1996 г., сразу же после проведения хиротоний новых «авксентьевских» иерархов, Димитрий (Биффис) получил от архиепископа Максима (Валлианатоса) титул архиепископа Критского 517 . Несогласованность означенных действий побудила иерархов «Святой Православной Церкви Северной Америки» разорвать отношения с «авксентьевским» Синодом Церкви ИПХ Греции. Этот раскол повлек за собой уход и митрополита Ларисского Афанасия (Посталаса), первоначально возглавившего отделившийся «Бостонский Синод», но впоследствии отделившегося от них и образовавшего независимую старостильническую юрисдикцию 518 . Все немногочисленные приходы Российского Экзархата «авксентьевского» Синода имеют непосредственное подчинение архиепископу Афинскому Максиму. По состоянию на 2007 г. «авксентьевский» Синод ЦИПХ Греции включал в свой состав следующих иерархов (в скобках указана дата архиерейской хиротонии) 519 : 1 . Максим (Валлианатос), архиепископ Афинский и всей Греции 520 ; 2 . Герман (Афанасиос), митрополит Эолийский (1979 г.); 3 . Герасим (Вракас), митрополит Фивский (1979 г.); 4 . Афанасий (Посталас), митрополит Ларисский (1979 г.); 5 . Димитрий (Биффис), архиепископ Критский (1996 г.?); 6 . Авксентий (Маринес), митрополит Эгинский (май 1996 г.); 7 . Ефрем (Пападопулос), митрополит Серрский (май 1996 г.) 521 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В наст. время построено 2-этажное здание: на нижнем этаже действует часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», во имя 40 мучеников Севастийских и преподобных Арсения и Феодосия, на верхнем расположены кельи и гостевые комнаты. В мон-ре 2 монаха, настоятель - иером. Дионисий (Негуц). Мон-рь свт. Николая с деревянной ц. во имя свт. Николая и вмц. Параскевы в г. Мэчине был основан в 2001 г. по инициативе свящ. Адриана Жуганару. Часовня посвящена свт. Нектарию Эгинскому. В мон-ре 6 насельниц, настоятельница - мон. Эммануила (Симион). Др. мон-рь в Мэчине, в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», был основан в 2005 г. Построены церковь (освящена в 2010), игуменский дом, подвизаются 3 монаха, настоятель - протосинкелл Иероним (Василе). Мон-рь Летя находится в одноименном селе, расположенном на возвышенности в дельте Дуная, между Килийским и Сулинским гирлами. Основан в 2004 г. Ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы была построена в 1896 г., освящена в 1904 г. В с. Летя живут потомки украинцев, эмигрировавших сюда после Полтавской битвы (1709), и казаков, приехавших после ликвидации Запорожской Сечи (1775), к-рые живут обособленно от многочисленного старообрядческого населения дельты Дуная. В общине 2 монаха, настоятель - иером. Августин (Хотови) из братии мон-ря Рохия в Марамуреше, прибывший сюда из Киккского монастыря . Мон-рь Вистерна находится на окраине леса Бабадаг близ крепости Енисала. Основан в 2009 г. В монастырский комплекс входят часовня в честь Рождества Пресв. Богородицы и во имя вмц. Параскевы и келейный корпус. В мон-ре 2 насельницы, настоятельница - мон. Феврония (Гочуа). Мон-рь Сымбэта-Ноуэ близ сел Тополог и Чербу находится в стадии строительства и формирования общины. Митрополиты Унгро-Влахийские: Примасы Нифонт (Русаилэ; до 1875), Каллиник (Миклеску; 1875-1886), Иосиф (Георгиан; 1886-1893, 1896-1909), Геннадий (Петреску; 1893-1896), Афанасий (Миронеску; 1909-1911), Конон (Арэмеску-Доничи; 1912-1919), Мирон (Кристя; 1919-1925); патриархи Мирон (Кристя; 1925-1939), Никодим (Мунтяну ; 1939-1948), Юстиниан (Марина; 1948-1977), Иустин (Мойсеску ; 1977-1986), Феоктист (Арэпашу ; 1986-1990).

http://pravenc.ru/text/2564344.html

Вот что передает о событиях субботы в Белграде наш специальный корреспондент в Сербии, публицист и переводчик Ранко Гойкович: «Во время заседания Синода Сербской Православной Церкви у стен канцелярии Сербского Патриархата состоялось молитвенное стояние в поддержку епископа Артемия. Несмотря на непогоду собралось несколько сотен человек, предводимых игуменом монастыря Црна Река отцом Николаем и игуменом монастыря Рукумия отцом Симеоном. Сотрудники канцелярии демонстративно игнорировали молящихся, даже не предложив им чая, а ведь многие прибыли издалека. Протест был вызван тем, что «желтый синод», как прозвали в народе архиереев близких к администрации президента Бориса Тадича, поставил епископа Афанасия (Евтича) администратором Рашко-Призренской епархии вместо снятого владыки Артемия. Казалось бы, что страшного, когда на смену одному ученику аввы Иустина (Поповича) приходит другой его ученик, тем более, что в качестве мотивации этой перестановки декларируется желание поправить материальное положение Косовской епархии. Но всем понятно, что реальной подоплекой событий является резко отрицательное отношение владыки Артемия к Байдену и Тадичу. Что же касается идейной тождественности владыки Афанасия и владыки Артемия, то об их единодушии можно было говорить в 1990-х годах, но не сегодня. Сегодня владыка Афанасий тесно сотрудничает с епископом Игнатием (Мидичем), убравшим из учебной программы Белградского богословского факультета догматику аввы Иустина и заменившим его на курс известного экумениста митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа)». Впрочем, как сообщает Ранко Гойкович, православные сербы уверены, но Господь всё расставит по Своим местам. В свое время Синоды осуждали и святителя Иоанна Златоуста, и святителя Афанасия Великого, и святителя Филиппа Московского, и святителя Нектария Эгинского и многих других выдающихся подвижников, но правда восторжествовала. Епископ Артемий (Радосавлевич) родился 15 января 1935 года в селе Лелич в сербском районе Валево (это родина великого сербского святителя Николая (Велимировича), где ныне пребывают его мощи). По окончании богословского факультета в Белграде обучался в Афинах, где успешно защитил диссертацию на тему «Тайна спасения по Святому Максиму Исповеднику». Затем он удалился в монастырь Црна Река, где провел 13 лет. Владыка Артемий был избран епископом Рашко-Призренским в мае 1991 года.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/02/15/iz...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010