Надеюсь, авторы украинского закона об образовании, языковых квотах на ТВ и т. п. увидят в авторе этих строк родственную душу, и не будут возмущаться его цинизмом. Тем более что в подвешенном состоянии окажется и Калининградская область - форпост России на Балтике. Но, знаете... недавно обратил внимание на то, что эстонцев в Эстонии 900 тысяч, а население Калининградской области - 1 миллион. Колывань, Юрьев, Пернов... А также вспомнилось, какие обмены населением случались даже в совсем недавней истории человечества. Так, случайное наблюдение, не влекущее никаких выводов. Или, например, Западная Двина. Идеальная граница от Двинска до Риги. Исторический центр - Старая Рига на правом берегу - дорог сердцу каждого латыша? Так он же остров. Можно даже канал-протоку расширить - нам не жалко. А как себя почувствуют литовцы, скажем, в Вильно? Или в Мемеле, где еще в 1970-х (был свидетелем) литовцы дома говорили по-немецки. Сегодня литовцы с поляками проводят учения, «обороняют» Сувалкский коридор - «дорогу жизни» для НАТО. А вот получат границу с Польшей на всем юге и востоке - напротив польских деревень Литвы? Ну не захотела Прибалтика стать нейтральной Финляндией, ласковым телятей, сосущим двух маток. Захотела стать владычицей морскою - «авианосцем НАТО», пришвартованным к Санкт-Петербургу. Придется разбираться с этим корытом. Да чего там, даже в польской Верхней Силезии свой сепаратизм. Его называют «опереточным», но база для него имеется. Дело в том, что и в германской Верхней Силезии большинство населения составляли поляки, большие патриоты Рейха, чем сами немцы. В 1921 году здесь устроили плебисцит, по результатам которого и под сильным давлением Антанты лишь небольшая восточная часть отошла к Польше, но подавляющее большинство немецких поляков проголосовала за то, чтобы остаться в Германии. На таком же плебисците на юге Восточной Пруссии (Вармия и Мазурия) в 1920 году за присоединение к Польше проголосовало несколько процентов местных поляков. В 1945 году тех и других не спрашивали и многие ушли с немцами на запад. Но часть осталась, подучив «родной язык». И на тебе, хотят вернуть Фатерлянд.

http://ruskline.ru/opp/2017/oktyabr/10/g...

Рядом с этими удельными архаизмами в опричнине заметны признаки дворянского, противобоярского демократизма. Не сохранился список опричников, о котором говорили Флетчеру в Москве 4 года спустя по смерти Грозного, и мы лишены возможности составить точное понятие о социальном составе опричного корпуса. Хотя в него попадали знатные люди в роде князей Трубецкого, Одоевского, Телятевского, но известно, что в опричнине не любили ни родословных людей, ни родословных счетов. Сам царь в письме к упомянутому Грязному выразительно характеризует генеалогический подбор своей «кромешной» дружины, как общества худородных «страдников», которых он стал приближать к себе вместо изменников бояр. Значит, опричнине не к лицу было заниматься предками, и она надолго оставила по себе память в боярстве своим невежественным отношением к местническим правилам и приличиям. После спорившие о местах, желая показать, что известный служебный случай неправилен и не имеет цены, говорили: «то деялось в опришнине». Тот же Грязной, опричный думный дворянин из алексинских детишек боярских, тешивший царя застольными шутками и хвалившийся, что он «великий человек», в ответном письме к царю едва ли не первый высказал мысль, отрицавшую самые основы местничества: «ты, государь, как Бог , и малого делаешь великим». Все это развязывало руки царю, открывало ему полный простор в выборе советников, в придворных и должностных назначениях, без досадного упрямства со стороны хранителей родословной и разрядной чести своих отцов и дедов. В опричнине он чувствовал себя дома, настоящим древнерусским государем-хозяином среди своих холопов-страдников, мог без помехи проводить свою личную власть, стесненную в земщине нравственно-обязательным почтением к почитаемым всеми преданиям и обычаям 179 . Эти особенности служилого штата и внутренних отношений опричнины сближают ее с государевой комнатой, с кругом ближних людей государева двора. Таково прямое, открытое значение, какое царь хотел придать опричнине в глазах других: это не что-либо новое и чрезвычайное, а обычный подбор близких людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Он был холопом князя Телятевского, обладал отвагой и богатырским сложением. В молодости, взятый в плен татарами и проданный туркам, он несколько лет был галерным невольником. Освободившись, он попал в Венецию, а оттуда пробрался через Польшу на родину. Здесь он услыхал о последних событиях в Московском государстве. Узнав, что Лжедимитрий будто бы спасся и находится в Самборе, Болотников явился туда и, не видев самозванца раньше, принял Молчанова за Лжедимитрия. Услуги Болотникова были весьма нужны Молчанову, и он, взяв с него присягу в верности, назначил его своим главным воеводой, дал ему денег и отправил к Шаховскому в Путивль. Шаховской принял его с почётом, как царского поверенного, и вверил ему начальство над войском. Болотников быстро увеличил свою дружину такими же буйными холопами, каким он был сам. Он обратился к ним, обещая волю, богатство и почести под знамёнами Лжедимитрия, и под эти знамёна начали стекаться разбойники, воры, нашедшие пристанище в Украйне, беглые холопы и крестьяне, казаки и всякий сброд, который тотчас же и начал нападать на воевод, на господ своих, разорял их, грабил, мужчин убивал, а женщин бесчестил. Подмётные письма его были распространены повсюду, появились даже на московских улицах, упрекая москвичей в неблагодарности к Лжедимитрию и грозя возвращением его для наказания столицы не позже 1-го сентября. Восстание быстрыми шагами пошло вперёд. К северной Украйне присоединилась тульская с городами Тула, Серпухов, Кашира, Венев, Елец. Во главе тульских мятежников стал боярский сын Истома Пашков. За Тулой во имя Лжедимитрия поднялась Рязанская область, имея во главе дворян Сумбулова и братьев Ляпуновых. За рязанцами восстало Поволжье. В Астрахани во главе восстания стал сам воевода, князь Хворостинин. Заволновались земли Вятская и Пермская, а возмутившаяся Мордва осадила Нижний Новгород. Соединившись с Пашковым и рязанцами, Болотников быстрыми и удачными переходами подошёл к Москве и укрепился в селе Коломенском. Началась осада Москвы. Москвичи спешно приготовились к обороне.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Младшие сыновья Толстого, при всем своем откровенно утилитаристическом воззрении на жизнь, были людьми, все-таки, духовно более здравыми, чем Александра Львовна с ее телятенковскими конспирациями, и Чертков с его беспощ0адным духом и холодной сентиментальностью. Полу шуточное, простосердечное признание кого то из сыновей (кажется, Андрея Львовича) в желании «выколотить из Фальшивого Купона 100 000 рублей чистоганчиком» 73 было м.б. менее далеко от религиозной области, чем грубые крики на мать Александры Львовны или письма Черткова, развивавшие самую грешную сторону человеческой души Льва Николаевича. Но «проза» Ясной Поляны не отрезвила Толстого… Он замыкался все больше в себя и в небольшой круг своих духовных друзей и последователей, благоговевших перед ним и всем тем, что было ему дорого. И невольно нарастили в Толстом противление и отталкивание от всего домашнего и семейного. Сперва он пытается приложить свою теорию о непротивлении злу –– в своей семейной жизни. Это не удается. Нереальность этой теории, взятой Толстым без учета всей глубокой моралистичности жизни и всего многообразия духовных состояний и внешних положений человека в мире, –– конечно, сейчас же обнаружилось. И Толстой должен был наконец так высказаться в письме к лучшему другу: «В последнее время, «не мозгами, а боками», как говорят крестьяне, дошел до того, что ясно понял границу между противлением, деланием зла за зло и противлением неуступания той своей деятельности, которую признаешь своим долгом пред своей совестью и Богом. Буду прятаться» (из письма Черткову от 16 сентября 1910 г. «Уход Толстого»). Под «боками» здесь надо разуметь, главным образом, Софью Андреевну… В душе Толстого растет ненависть к жене. Не обычная душевная злоба человеческая, которую он более всего боялся проявить в жизни, и которая не совпадала с его учением о жизни, но –– некое морально-физическое отвращение от ее человеческого лика, слабого, грешного и материалистического. Ее болезненная любовь только усугубляет чувство этого отвращения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Положение Болотникова с товарищами было, однако, очень затруднительно: долгое неявление провозглашенного Димитрия отнимало дух у добросовестных его приверженцев; тщетно Шаховской умолял Молчанова явиться в Путивль под именем Димитрия: тот не соглашался. В такой крайности Шаховской послал звать к себе козацкого самозванца Петра, который, узнав о гибели Лжедимитрия, поворотил было назад в степи. Царевич Петр явился на зов: замучив несколько верных Шуйскому воевод, обесчестив дочь убитого им князя Бахтеярова, получив подкрепление из Запорожья, он двинулся вместе с Шаховским к Туле. Узнавши об этом движении и подкрепленный одним из отрядов самозванца, Телятевский выступил из Тулы к Калуге на помощь к Болотникову и поразил при Пчельне царское войско, высланное против него Мстиславским из-под Калуги. Весть об этом поражении навела ужас на рать Мстиславского, и она поспешно отступила от Калуги, причем 15000 человек перешли на сторону Болотникова; последний, пользуясь этим, оставил Калугу и соединился в Туле с Лжепетром, чтобы действовать отсюда соединенными силами. Тогда Шуйский принял меры решительные: разосланы были строгие приказы собираться отовсюду служилым людям, монастырские и церковные отчины должны были также выставить ратников, и, таким образом, собралось до 100000 человек, которыми царь решился сам предводительствовать. 21 мая Шуйский выступил на свое государево и земское великое дело, как сказано в грамотах патриарха, призывавшего молиться об успехе похода; скоро получены были другие грамоты от патриарха, в которых он уже призывал петь благодарственные молебны за победу царских войск над мятежниками при реке Восме: целый день бились с ожесточением и царские полки уже начали колебаться; но тут воеводы, князь Андрей Голицын и князь Борис Лыков, ездя по полкам, начали говорить ратным людям со слезами: «Куда нам бежать? Лучше нам здесь помереть друг за друга единодушно всем!» Ратные люди отвечали: «Надобно вам начинать, а нам помирать за вами». Царские войска одержали победу: князь Телятевский, предводитель лжедимитриевских войск, ушел с немногими людьми; но по другим известиям, князь Телятевский во время самого сражения с 4000 войска перешел на сторону Шуйского и тем решил дело в пользу последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Многие сцены отличаются жизненностью, пусть даже заимствованной у западноевропейской гравюры: горожане смотрят на гибель родного города, у ног их стоят сундуки с добром, парусники плывут по бурному морю, работники жнут серпами колосья. Чужие образцы, переработанные в духе традиционного иконописания, стали способом приближения к реальной жизни. Росписи папертей отделены по времени написания от росписей четверика собора незначительным промежутком, однако они существенно отличаются по стилю, свидетельствуя о развитии новых тенденций в русской монументальной живописи. Одновременно с внутренними росписями папертей небольшие композиции были исполнены в четырех киотах над ее входами и в закомарах собора. Из них остались только «Троица» и «Митрополит Иона и Кирилл Белозерский в молении Богородице», да и те очень плохой сохранности. В этой работе принимал участие Иосиф Владимиров – друг и единомышленник Симона Ушакова, известный своим трактатом об иконописании. Иосиф, вероятно, входил в бригаду Севастьяна Дмитриева. Насколько сильна была в кирилловском строительстве местная архитектурная традиция, видно на примере церкви Епифания, построенной в 1645 году рядом с Владимирской церковью над гробом князя Федора Андреевича Телятевского. Сооружала ее артель сельских каменщиков из вотчины Кириллова монастыря во главе с Яковом Костоусовым. По размерам церковь лишь немногим больше церкви Владимира. Ее общая композиция, конструктивное решение сводов и основные элементы декора почти точно повторяют Владимирскую церковь . По своей архитектуре она стоит гораздо ближе к XVI, чем к XVII столетию. Памятник довольно хорошо сохранился до наших дней. Позднейшие искажения в основном сводятся к устройству четырехскатной кровли вместо существовавшего ранее покрытия по трем ярусам кокошников. Интерьер церкви Епифания изменился относительно мало. Расписана она не была. Первичный четырехъярусный иконостас дошел без существенных переделок, утрачены только две иконы в нижнем ряду по сторонам северной двери. Конечно, для полноты представления о том, как храм Епифания выглядел ранее, вместе с этими иконами сейчас недостает и тех, что висели некогда на беленых стенах. Видное место занимала справа от входа гробница князя Телятевского под покровом алого сукна. Цветовая насыщенность оказывала чисто эмоциональное воздействие, создавала особую, далекую от повседневного быта атмосферу. Определенная роль в этом красочном многообразии отводилась также паникадилам, лампадам, подсвечникам, их узорному оформлению. Судя по описанию, большое паникадило было немецкой работы: «... сысподи штука малая с резным звериным изображением и с пронятым в устах кольцом».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ивановское кладбище (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Ивановское кладбище (Москва) — исторический район Москвы, бывшее село. Находится в южной части поселения Сосенское Новомосковского административного округа Москвы. Содержание История [ править править код ] В 17 веке входило в состав Сосенского стана Московского уезда, позже, в 19 веке — в состав Подольского уезда Московской губернии. В 1628 году — сельцо Ивановское, поместье князя Фёдора Телятевского, получившего его в наследство от своего отца Андрея Телятевского. В 1644 году было дано в поместье боярину Фёдору Одоевскому, от которого после его кончины в 1656 году переходит к его сыну, Василию Одоевскому. При нём была построена первоначальная деревянная церковь в Ивановском. За Василием Фёдоровичем в Ивановском числились 4 двора задворных людей с 25-ю людьми челяди, 25 бобыльских дворов со 103 людьми безземельных бобылей; помимо этого в Ивановскую вотчину входили деревни Губкино и Долгая Язвенка, в которых жило 128 душ крестьян. В 1673—1707 годах князьями Одоевскими прикуплено к Ивановской вотчине множество соседних земель: у княгини Анисьи Фёдоровны Лобановы-Ростовской деревня Долгая Язвенка с 4 бобыльскими дворами, полупустоши Язвенка (Щиборово), Борошня (Колесниково), Волково и Красино (Крысино), бывшее за отцом княгини Фёдором Олябьевым, а также полупустоши Левинская и Волково (Хохлово) в Молоцком стане на речке Язвенке и другие половины тех же пустошей, купленные у других помещиков. Помимо этого в Ивановскую вотчину входили пустоши Юрово, Кашино и Нелькино (Немкино). После смерти Василия Одоевского в 1686 году Ивановская вотчина переходит к его деду, известному боярину Никите Одоевскому. После смерти Никиты Одоевского, Ивановская вотчина оказалась разделённой между Михаилом и Василием Юрьевичам Одоевскими. После их смерти эти две половины достались их сыновьям, Ивану Васильевичу и Ивану Михайловичу. При них была построена каменная Введенская церковь в Ивановском, просуществовашая длительное время, в которой была устроена семейная усыпальня князей Одоевских. По смерти Ивана Михайловича Одоевского вотчина переходит к его сыну Петру, известному московскому благотворителю. Пётр Иванович пожаловал Ивановское и Губкино московскому Человеколюбивому Обществу, которое продало на слом все строения бывшей княжеской усадьбы.

http://azbyka.ru/palomnik/Ивановское_кла...

Пахомий, архиепископ Астраханский и Терский Достоверные биографические данные о преосвященном Пахомии имеются только с 1638 года, когда он был определен архимандритом Новгородского Хутынского Спасо-Варлаамиева монастыря. О более раннем времени жизни Пахомия сохранилось известие, будто до назначения в Новгород он жил в Вологде при местном архиепископе Варлааме. 17 июня 1641 года хиротонисан во епископа Астраханского и Терского с возведением в сан архиепископа. Архиепископ Пахомий после смерти патриарха Иоасафа I был в числе кандидатов на патриаршество. Скончался 31 мая 1655 года во время жестокого морового поветрия, опустошившего край. Архиепископ Пахомий принимал активное участие в жизни своей епархии: защищал ногайских татар от притеснений астраханского воеводы Телятевского, по приказу царя вместе со вторым воеводой Иваном Траханиотовым посадил Телятевского «за приставы» и управлял делами края, пока не прибыл в Астрахань новый воевода Репнин. Своей деятельностью он снискал уважение паствы и иноверцев. Архиепископ Пахомий упоминается в связи с делом самозванца Тимофея Акундинова, который выдавал себя за сына царя Василия Шуйского. Сторонник самозванца Костка Конюховский под пыткой показал, что владыка Пахомий и его дворовые люди хотели помочь Акундинову, «потому что архиепископ ему давно знаком и дружен, с тех пор как были на Вологде вместе». На этот донос не обратили внимания, так как владыка Пахомий сохранил за собой кафедру. Двоюродным братом архиепископа Пахомия был Федор Злобин – известный книжник второй половины XVII века. Архиепископ Пахомий – духовный писатель, известен как составитель «Хронографа». Владыка задумал писать свой труд в 1649 году и в течение года выписывал статьи «на столбцы» из Божественных книг и летописцев. Предполагается, что изложение событий 1619–1650 годов принадлежит самому архиепископу Пахомию. Интересны оценка владыки Пахомия деятельности патриархов Филарета и Иоасафа I и рассказ о смоленском походе боярина Шеина. Труды: Хронограф//Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в хронографы русской редакции/Собр. и изд. А. Попов . – М., 1869. – С. 315–321.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Изографы не внесли ничего радикального в стиль иконописи - такой стиль был давно найден. В том и состояла сложность их задачи, что надлежало ответить еретикам, оставаясь в рамках канона, на незамутненном языке православной иконы. И эту задачу они успешно решили.   . Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 14. . Восточные отцы и учители Церкви V века. М., 2000. С. 350. . " Сознавая губительность промедления в борьбе с ересью новгородский владыка писал в январе 1488 г. Суздальскому епископу Нифонту (1484-1508) о еретических надруганиях: " Ино познают: еретикам ослаба пришла, уже ныне наругаютца христьянству - вяжут кресты на вороны и на вороны. Многие ведели: ворон деи летает, а кресть на нем вязан деревян, а ворона деи летает, а на ней крест медян. Ино таково наругание: ворон и ворона садятца на стерве и на калу, а крестом по тому волочат! А зде се обретох икону у Спаса на Ильине улици - Преображение з деянием, ино в празницех Обрезание написано - стоит Василией Кесарийский, да у Спаса руку да ногу отрезал, а на подписи написано: Обрезание Господа нашего Иисуса Христа И ныне таково есть бесчинство чинитца над Церковъю Божиею и над кресты и над иконам и над христианьством " . См.: Архимандрит Макарий (Веретенников). Новгородский святитель Геннадий и его просветительские труды//" Исторический вестник " , 2000. Цит. по: http://www.sedmitza.ru/index.html?did=1740 . Успенский Л.А. Богословие иконы православной Церкви. Париж, 1989. С. 214. . Византийцы эти аллегоричные фигуры писали в предыдущие столетия, но на Руси сочли нужным их изобразить лишь в последней четверти XV века, что, конечно же, имело причину. . Предполагаемый заказчик Антипа Кузьмин гипотетично обозначен черной надписью, первоначальная же красная - фактически оказалась утраченной ко времени поновления; кстати, из известного новгородского рода бояр Кузьминых-Караваевых до XVI века нет никого с именем " Антипа " (см. генеалогические таблицы и списки новгородской знати, составленные В.Л. Яниным в его кн.: Новгородская феодальная вотчина. Историко-генеалогическое исследование. М.: Наука, 1981). Вывод акад. В.Л. Янина, относящийся к " Молящимся новгородцам " , остается актуальным: " сумма надписей на иконе кажется сборником загадок, до сегодняшнего дня не решенных " . Более вероятным заказчиком представляется нам тысяцкий Павел Лукинич Телятев - участник встречи вел. кн. Ивана III в 1475 г. Телятев умер до 1478 г., значит, заказывать икону он мог. Впрочем, если данный памятник принадлежит более позднему времени, то, возможно, боярин Павел тут особо поминался; для чего не обязательно было его личной персоной помещать в нижний регистр, где уже находились изображения поминавшихся: это неординарный случай для Руси; традиционно человека поминали образом его небесного покровителя. Поскольку наша икона - своеобразный синодик, постольку здесь могли сойтись вместе оба способа поминовений.

http://pravoslavie.ru/211.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПАХОМИЙ АСТРАХАНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Астраханский Пахомий Пахомий (+ 1655 ), архиепископ Астраханский и Терский В 1638 года определен архимандритом Новгородского Хутынского Спасо-Варлаамиева монастыря . 17 июня 1641 года хиротонисан во епископа Астраханского и Терского с возведением в сан архиепископа . Из царских грамот, данных на его имя, видно, что он пользовался особым доверием царя Михаила Феодоровича . За правосудие и справедливость Пахомия его уважали даже иноверцы, являвшиеся к нему под защиту. Так, в 1643 году ногайские мурзы жаловались ему на притеснения астраханского воеводы князя Телятевского. Пахомий представил их жалобы царю. Царь, рассмотрев эти жалобы, повелел воеводу Телятевского отдать под стражу, а Пахомию с воеводою Иваном Трахониатовым повелел управлять астраханскими делами. Когда казыевцы и темрюховцы захватили прикочевавших к Астрахани ногайских татар, их жен, детей и имущество, то Пахомий вместе с Трахониатовым склонил их отдать захваченное, и они отдали 4 тысячи взрослых, 15 тысяч жен и детей. Архиепископ Пахомий своей деятельностью снискал уважение паствы и иноверцев и доверие царя. Поэтому донос на него Костки Конюховского о том, что Пахомий находится в заговоре с самозванцем, не был принят во внимание. Архиепископ Пахомий известен как составитель «Хронографа» (описание русских событий до 1649 года) и «Астраханской летописи» (составлена в 1649 году). Скончался 31 мая 1655 года во время свирепого морового поветрия (чумы), похоронен в нижнем храме Успенского собора . От времени архиепископа Пахомия сохранялись до разорения собора безбожной властью в 1918 году напрестольный крест, сребропозлащенный, с мощами, с надписью 1649 года, и потир с дискосом и звездицей, серебряные, местами позолоченые, с надписью 1648-1650 годов. Использованные материалы Редакция текста от: 12.08.2017 18:46:32 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13676596.h...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010