Как и в центральных губерниях Российской империи, в Области Войска Донского в дореформенный период существовала наследственность на приходах. Во многих случаях сыновья священно- и церковнослужителей наследовали места своих отцов. Выдавая замуж дочерей, духовенство стремилось устроить зятьев в том же храме, где они служили сами. Но это касалось главным образом многоклирных церквей. Так, в станице Нижней Кундрюченской все члены трехклирного причта, за исключением священника М. Казарова, перемещенного в церковь Рождества Христова в 1841 г., были в родстве. В 1845 г. им всем была присвоена фамилия Поповых 167 , и служили они совместно вплоть до 1890-х гг., т. е. до времени выхода за штат. Однако наследственность мест на приходах не была столь явной, как за пределами Области Войска Донского. В значительном объеме документов упоминание о «зачислении мест» за родственницами служащих по женской линии встречается не часто: в 1847 г. в Успенской церкви слободы Новоселовки Донецкого округа «пономарское место [было] зачислено за семейством вдовы пономарской жены» 168 и 17 октября 1867 г. Иван Львович Левитский, представитель донской священнической династии, по собственному прошению был определен к Петропавловской церкви Александровска-Грушевского. Условием его поступления на место пономаря была женитьба на дочери умершего дьячка Антона Сербинова 169 . В большинстве случаев наследование мест было связано не только с обязательствами обеспечения клирика и его семьи, на чье место поступал священно- или церковнослужитель, но и с нехваткой в Донской епархии вакантных мест, что объясняется очень незначительным количеством церквей в Области Войска Донского вплоть до 1860-х гг. 170 Скорее всего, сразу после учреждения в 1829 г. Новочеркасской и Георгиевской епархии правящий архиепископ Афанасий (Телятев) попытался предпринять попытки разрушения семейственности на приходах. В послужных списках духовенства встречаются следующие формулировки: 16 апреля 1830 г. дьячок Семен Васильевич Грешнов по положению епархиального начальства «за родство с причтом» был удален от должности «с тем, чтобы приискать себе место при другой церкви» 171 . Ситуация с наследованием мест на приходах также контролировалась, хотя и довольно индифферентно, прихожанами – «обществом граждан» станиц и хуторов. При поставлении на штатное священническое или церковнослужительское место обязательно требовалось письменное согласие (приговор) граждан казачьих сообществ. Если ставленник, желающий занять вакансию, отличался «благоповедением», его родство с клиром не являлось для прихожан препятствием к вступлению в штатную должность при их церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«По окончании литургии умилительно было зрелище благословения народа и воспитанников семинарии двумя владыками»,- писал очевидец (Тамбовские ЕВ. 1862. Приб. 8. С. 323). Незадолго до смерти Н. передал свою б-ку (ок. 500 названий) в Тамбовскую ДС. По свидетельству прот. Г. В. Хитрова, лицо епископа «с выразительными чертами, отличалось суровостью, которая с первого взгляда внушала страх и отталкивала от него людей, доколе они не узнавали, какое сердце скрывалось под суровою наружностью». При этом «игривое и редкое глубокомыслие» Н. «показывал по преимуществу в обществе близких ему людей; в делах и в кругу официальном он наблюдал холодную точность, скрывая впрочем под нею свое снисхождение и благодетельные намерения» ( Хитров. 1865. 12. С. 394, 407). К. Я. Здравомыслов писал о Н.: «Хотя по виду был невзрачен, дурен лицом и мал ростом, но был человек большого ума и доброго сердца». Но «великодушный, непридирчивый, сердобольный» епископ после 1851 г. «распустил всех и сам в конце концов стал ко всему относиться апатично, чувствовал себя удрученным и кончил запоем» ( Здравомыслов. Л. 63 об.). За 3 недели до кончины у Н. случился апоплексический удар и последовал паралич; ок. 17 окт. 1864 г. архиерей был пострижен в схиму с именем Филарет. Отпевание и погребение почившего возглавил епископ Тамбовский и Шацкий Феодосий (Шаповаленко; 1883). 25 окт. того же года Н. был похоронен у сев. стены монастырского собора в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (разрушен в XX в.). В результате раскопок в 2008 г. на территории обители обнаружен фундамент собора и найдены останки Н. и бывш. епископа Тамбовского и Шацкого Афанасия (Телятева) . Предполагается, что после полного восстановления Иоанно-Предтеченского собора останки архиереев будут перезахоронены в особой нише. Митрополит Волоколамский Питирим (Нечаев) называл Н. одним из своих предков. Соч.: Речь к Свят. Правительствующему Синоду, произнесенная... по наречении в еп. Тамбовского и Шацкого 25 апр.//Тамбовские ЕВ. 1868. Приб. 3. С.

http://pravenc.ru/text/2565974.html

с 16.10.1799 – Тамбовская и Шацкая; Тамбовская и Козловская; Тамбовская и Мичуринская. Викарные кафедры: Мичуринская, Моршанская, Темниковская, Шацкая, Кирсановская, Липецкая. 25.03.1682 01.1685 Леонтий 15(25)02.1685 28.07.1697 21.11.1697 23.08.1699 Игнатий Шалгин 08.1699 03.1700 07.04.1700 25.05.1758 09.11.1766 09.11.1766 23.12.1786 06.05.1788 06.02.1794 26.02.1794 11.03.1794 11.03.1794 23.12.1811 29.03.1812 26.04.1821 Иона Василевский (Васильевский) 23.07.1821 20.05.1824 05.08.1824 05.04.1829 Афанасий Телятев (Телятинский, Телятьев) 09.06.1829 17.02.1832 Евгений Баженов (Божанов) 24.04.1832 05.04.1841 Арсений Москвин I 27.04.1841 07.04.1857 01.05.1857 18.04.1859 Макарий Булгаков 01.06.1859 22.07.1863 01.09.1863 13.06.1873 13.06.1873 09.09.1876 Палладий Раев-Писарев 09.09.1876 04.05.1885 Палладий II Ганкевич 11.05.1885 03.06.1890 Виталий Иосифов 03.06.1890 30.04.1894 Иероним Экземплярский 30.04.1894 11.09.1898 27.09.1898 27.04.1902 Георгий Орлов 27.04.1902 08.02.1903 Димитрий Ковальницкий 08.02.1903 07.12.1909 Иннокентий Беляев 30.12.1909 19.03(01.04)1918 22.05(04.06)1918 10.1927 16(29)06.1927 15(28)01.1928 09(22)06.1927 27.03(09.04)1930 27.03(09.04)1930 07(20).02.1936 07(20)02.1936 15(28)04.1937 09.1943 01.1944 01.1944 27.03(09.04)1946 27.03(09.04)1946 26.07(08.08)1961 16(29)03.1961 26.07(08.08)1961 26.07(08.08)1961 03(16)11.1962 Михаил Чуб 03(16)11.1962 26.02(10.03)1968 03.1968 15(28)11.1968 15(28)11.1968 25.06(08.07)1970 25.06(08.07)1970 28.09(11.10)1972 Ионафан Кополович 28.09(11.10)1972 05(18)10.1972 в/у Дамаскин Бодрый 05(18)10.1972 21.08(03.09)1974 Дамаскин Бодрый 21.08(03.09)1974 12(25)04.1985 13(26)06.1985 29.04(12.05)1987 Валентин Мищук 29.04(12.05)1987 17(30)05.1987 18(31)05.1987 28.02(13.03)2002 28.02(13.03)2002 28.09(11.10)2002 13(26)12.2002 Феодосий Васнев Тамбовская, григ. Основана в 1925 г. Упразднена в 1930-х г. (?) 1925 Тамбовская, обн. Основана в 1923 г. Упразднена в 1937 г. Викарные кафедры: Липецкая, Моршанская, Лебедянская, Мичуринская. 17(30)01.1923

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

тайн. А как он не сделал сего по невежеству более, нежели по нерадению, то наставить его, что, в таких случаях, никакого нет сомнения исповедовать и приобщать св. таин». В другой раз консистория приговорила священника к штрафу за то, что тот, по нерадению, довел свою дочь до худой жизни. Преосвященный написал: «что отец небрежением довел свою дочь до развратной жизни, в том судити имать его Бог». Вообще в резолюциях его заметна отеческая снисходительность к человеческим слабостям, и в них чаще других встречается выражение: «единственно из снисхождения нашего и в надежде на исправление, послать в монастырь, на черные работы, но не запрещая священнослужения, в той надежде, что, может быть, некоторые из вдовых священников и диаконов, усмотрев хороший порядок, тишину и беззаботную при неоскудном удовольствии, жизнь, возымеют святое желание удалиться от мира и сует оного, дабы остаток дней посвятить единственно Богу и благочестью». Скромный, терпеливый и снисходительный сам, он не любил тщеславного превозношения священников и называл его глупою школьною гордостию. В кратковременное управление смоленскою паствою он успел выстроить новый каменный храм над Днепровскими воротами. В сем храме находится чудотворная икона Божией Матери Одигитрии; устроил новую дорогую ризу на эту икону и оставил ящик с жемчугом, за собственною печатью, для будущих украшений этой иконы. В 1812 году, февраля 7-го, преосв. Серафим перемещен в Минск, с титулом архиепископа, но, по случаю смутных обстоятельств тамошнего края от неприятельского нашествия, он, с разрешения Св. Синода, прибыл в Петербург и присутствовал в Синоде и в комиссии дух. училищ. В 1814 г., 30 августа, он переведен был архиепископом в Тверь и пожалован в члены Св. Синода, а в 1819 г» 19 марта, после кончины московского архиепископа Августина Виноградского , переведен в Москву, с возведением в сан митрополита. Здесь в звании викария при нем состоял Лаврентий, епископ Дмитровский, а когда Лаврентий был переведен в Чернигов, на его место посвящен был Афанасий (Телятев).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Чтобы подготовить достойных пастырей для служения в приходских храмах, епископ Игнатий добился открытия 27 октября 1829 года в Петрозаводске духовной семинарии, в которой завел особый класс карельского языка. Первым ректором был архимандрит Аполлинарий (Вигилянский). Сам архиерей приступил в это время к составлению «истории о расколах в церкви Российской». 1 января 1830 года он был удостоен ордена св. Анны 1-й степени. Много времени и сил уходило у епископа Игнатия на обозрение епархии, из-за сложных климатических условий он мог часть приходов посещать летом, другую же часть – зимой. Его трудами в епархии было построено 40 новых храмов. Он посещал также селения раскольников и в беседах с ними добился перехода многих из них в православие. Апостольские подвиги епископа Игнатия в суеверном крае сделались известными императору, и 21 апреля 1835 года именным указом Николая I «в воздание ревностного служения и неусыпных попечений о распространении и утверждении благочестия во вверенной ему епархии» владыка был возведен в сан архиепископа. 11 апреля 1837 года Игнатий получил к ордену св. Анны 1-й степени императорскую корону. В мае 1838 года архиепископ Игнатий посетил Соловецкий монастырь, где изучил хранящиеся там старинные документы, относящиеся к истории старообрядчества. При отъезде Игнатия из епархии, в 1842 году, здесь оставалось лишь пять тысяч раскольников, на много возросло и число храмов в епархии. 14 ноября 1842 года Игнатий был назначен архиепископом Донским и Новочеркасским; 23 декабря выехал из Петрозаводска на берега Дона, куда прибыл в январе 1843 года. Епархия была учреждена недавно, в 1829 году, и Игнатий сменил первого ее владыку, архиепископа Афанасия (Телятева; 1772–1847), из-за потери зрения уволенного на покой. В течении нескольких лет Игнатий объехал всю епархию, постоянно удивляясь богатству и великолепию станичных храмов. Он увидел, что многие хутора отстоят от своих приходских храмов на 60, а то и на 100 верст, а в станицах на один храм приходится 6–8, даже до 14 тысяч прихожан, и поэтому обратился в Синод за разрешением на умножение числа церквей. Св. Синод одобрил такое желание преосвященного Игнатия и изъявил ему в 1844 году особую признательность за пастырское попечение о епархии. Наглядно увеличение числа храмов увидели приемники архиепископа. 14 апреля 1846 года Игнатий был награжден орденом св. Владимира 2-й степени

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

III. ВСПОМОЩЕСТВОВАНИЕ от монастыря, бывшее в разные времена Государству деньгами, хлебом и воинскими снарядами, как видно из Государевых грамот 1638 года Октября 18, 1672 года Февраля 16, 1676 года Апреля 21 и 1701 года, данных монастырю сему. IV. ПРЕБЫВАНИЕ в этой обители знаменитейших Российских Духовных особ: 1) Патриарха Никона и 2) Архиепископа Киевского Варлаама Ванатовича. V. УЧРЕЖДЕНИЕ УЧИЛИЩА Духовного 1) в 1778 году, 2) в 1788 году, 3) в 1802 году и 4) по новому образованию в 1809 году приходского и уездного. VI. УЧРЕЖДЕНИЕ APXIMAHДPUU. О чём см. ниже. VII. УЧРЕЖДЕНИЕ при монастыре сем ГОРОДА из посада подмонастырского, единственно по причине удобности помещения присутственных мест в монастыре. VIII. При монастыре сем бывают также ежегодно ЯРМАРКИ, три дня продолжающиеся: 1) Июня 9 на память Преп. Кирилла; 2) Августа 15, и 3) Ноября 21. IX. Здесь ПОГРЕБЕНЫ многие знаменитые особы из Духовного и Светского звания, а именно, из Духовных 1) Афанасий, Архиепископ Полотский; 2) Косма, Архиепископ Казанский, 3) Алексий, Епископ Вологодский; 4) Кассиан Рязанский; 5) Матфей Крутицкий. Из Светских: 1) в церкви Св. Владимира Князья Воротынские; 2) Князья Телятевские; 3) Князья Палецкие; 4) Князья Кубенские; 5) Графы Шереметевы; 6) Князья Кемские; 7) Елецкие; 8) Прозоровские; 9) Сицкие; 10) Бояре Истленевы и 11) Квашнины. Этот монастырь богат был рукописями весьма любопытными, из коих ныне хранятся многие в Новгородской Софийской библиотеке, а прочие истребованы были: 1) в 1682 году в палату составления степенной книги; 2) в Святейший Синод; 3) в библиотеку Императорской Академии наук, а по свидетельству Г. Татищева есть и в Сенатской библиотеке рукопись, взятая из монастыря сего, в которой, де, он находил такие редкости, каких в других летописцах не нашёл. За сим предлагаются списки с посланий Преп. Кирилла к Князьям, духовная его грамота и послание Царя Ивана Васильевича к Кирилло-белоезерскому Игумену Косме, которые нигде ещё не напечатаны. I. Послание к Великому Князю Василию Димитриевичу

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

344. Андрей Федорович, удельный князь никулинский (по Микулину, бывшему городу, теперь село Микулино-Городище, старицкого уезда тверской губернии), племени князей тверских, младший из двух сыновей Федора Александровича, князя никулинского-телятевского ), от брака с неизвестной. – Именуется только в родословных, из которых видно, что он, вместе с братом Михаилам ), наследовал отцу, в 1466 г. – Дальнейшие известия о нем так разноречивы и скудны, что приводить их – лишнее. 345. Андрей Федорович 345. Андрей Федорович, в иночестве Афанасий , князь ростовский, единственный сын Федора Васильевича, князя ростовского ), от брака с Марией ), дочерью неизвестного отца. – Род., вероятно, в Ростове; но когда именно – сведений нет; по свидетельству летописи, пришел в Ростов с войском, из Переславля-Залесского, в 1363 г.; сопровождал Дмитрия Ивановича, вел. кн. московского 71), в орду, в 1371 г,; ходил с ним же на Михаила Александровича, вел. кн. тверского 137), в 1375 т.; вместе с князем стародубским, своим соименником 346), распоряжал правым крылом русских войск в битве Куликовской, 8 сентября 1380 г.; ум. в Ростове, иноком, в начале 1409 г. – Тело его погребено там же, в Успенском соборе. – Был женат, с 1347 г., на неизвестной, от брака с которой оставил сыновей: Ивана 794), Федора ), Юрия (Георгия ), Константина ), Михаила ) и Бориса 389), князей ростовских. 346. Андрей Федорович 346. Андрей Федорович, князь стародубский (Стародуба не северского, в нынешней черниговской губернии , а называемого теперь Кляземский-тородок, в 12 верст, от города Коврова, Владимирской губернии), младший из трех сыновей Федора Ивановича Благоверного, князя старо-дубского ), от брака с неизвестной. – О времени и месте его рождения сведений нет; потерял отца, в 1330 г.; в числе друтих князей, ходил с Дмитрием Ивановичем, великим князем московским 71), на Михаила Александровича, великого князя тверского 137), – в 1375 г.; вместе с князем ростовским, своим соименником 345) распоряжал правым крылом русских войск в битве Куликовской, 8 сентября 1380 г. Когда ум. и где потребено тело его – не видно. – От брака с неизвестной, оставил сыновей: Василия Пожарского, родоначальника князей Пожарских , угасших в 1685 г. 434); Федора, князя стародубского ); Ивана, прозванием Нагавица-Ряполовский, родоначальника князей Хилковых и угасших князей Ряполовских и князей Татевых 796); Давида, прозванием Палица, родоначальника угасших князей: Гундоровых , Тулуповых и Палецких 636). 347. Андрей Федорович

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Кто видит и разумеет, да бежит и ищет своего спасения в безопасном граде единые святые, соборные и апостольские Церкви, а кто по упрямству, или по корыстолюбию и любоначалию, еще не хочет видеть и разуметь, тому да умягчит Господь сердце, и да отверзет очи прежде, нежели врата адовы совсем поглотят его». 295 Но само собою разумеется, что даже такие слова едва ли много пользы принесли в отношении к обращению раскольников к Церкви, при указанных выше, и еще в общем продолжавшихся за 1825 год мерах светского правительства. Действительнее были меры правительства, а потому смелее и действительнее в этом отношении было и слово проповеди Филарета в следующее царствование. Заговорив о расколе, мы тем естественно и даже как бы невольно от общей церковной жизни России перешли уже к жизни собственно московской епархии, где были главные гнездилища раскола. Войдем теперь несколько подробнее в ход этой жизни за рассматриваемое время, останавливаясь главным образом на тех моментах её, по-прежнему, на которых останавливается проповедь Филарета. И как обозрение общей церковной жизни мы начали, по обыкновению историков, с характера и лиц церковного управления, так и теперь будем поступать, с тем лишь ограничением, что о личности самого первоиерарха московской епархии, уже достаточно известной нам из раньше сказанного, мы не будем теперь говорить особенно. Ближайшим помощником первосвятителя московского был его викарий, епископ Дмитровский. За рассматриваемое время у Филарета было два викария, преемствовавших один другому: Афанасий Телятев, посвященный в год поступления Филарета на московскую епархию, во еще до прибытия последнего в Москву, и прослуживший почти четыре года викарием, а потом выбывший на самостоятельную кафедру Тамбовскую и Кирилл Богословский – Платонов, из ректоров московской духовной Академии в октябре 1824 года рукоположенный во епископа Дмитровского на место Афанасия. Служение Афанасия прошло тихо и малозаметно, особенно при энергическом действовании самого нового архипастыря Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

1944 Из викариев епископов Дмитровских в Можайских это был действительно четырнадцатый, считая и Афанасии (Телятева), поступавшего в викарии Московские за несколько месяцев до вступления святителя Филарета на кафедру Московскую. 1947 Чтения в Обществе любителей духовного просвещения, 1677, III, стр. 68. «Материалов для история Русской Церкви». 1949 Преосвященный Сергий, магистр XIV курса выпуска 1844 года Московской Духовной Академии, постриженный в монашество пред окончанием курсов Академии, по окончании курса все время до начала 1861 года служил в той же Академии, сначала в звании бакалавра, потом с 1848 года в должности инспектора и наконец с 1857 года в должности ректора Академии. За тем до 1880 года преосвященный Сергий оставался епископом Курским; с 1880 года переведен был в Казань с званием архиепископа, с 1882 года был архиепископом Кишиневским, а с 1891 года состоим архиепископом Херсонским. В настоящем году (1893) наречен митрополитом Московским и Коломенским. Он давно известен, как проповедник. 1951 Собрание мнений и отзывов Филарета, V, 172–181; Письма Филарета к высочайшим особам, II, 101–102. 1952 Собрание мнений и отзывов Филарета, V, 809–811; Письма Филарета к высочайшим особам II, 174–176. 1953 Срав. мысли митрополита Филарета, высказанные им по поводу сочииения архимандрита Иоанна «О монашестве епископов». Собрание мнений и отзывов Филарета, V, 414–417. 1957 Конечно, и помимо указанных для примера случаев отношения митрополита Филарета к вопросу о монашестве, можно находить у него иного таких же для подобных случаев. 1960 Отец Адриан, в 1790–1797 годах бывший игуменом в Коневской обители, скончался в схиме (с именем Алексия) в Московском Симоновом монастыре уже в текущем столетии в 1812 году. 1962 Сам Семен Логгинович Лепешкин, кроме большего денежного обеспечения обители, значительно увеличил на свои средства и её недвижимую собственность, способствовал её благоукрашению, увеличению зданий её, в т.д. Он не много не дожил до освящения святителем Филаретом храма обители, скончавшись 10 августа 1855 года. Недавно (29 июня 1892) скончавшийся последний сын его Димитрий Семенович Лепешкин с его семейством, и другие сродники его также принимали и принимают живейшее участие в судьбах обители своими пожертвованиями и благодеяниями ей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Закончилась неудачей попытка Воронежского еп. Арсения (Москвина) в нач. XIX в. добиться наделения донского духовенства землей. На Дону земля считалась собственностью войска и отчуждению не подлежала, прихожане в любое время могли наказать неугодного клирика, изменив предоставленный ему надел или вовсе отобрав его. Кроме того, существовало значительное отличие в имущественном положении духовенства из казаков и пришлого: первое пользовалось большими правами. Донская епархия в 1829-1917 гг. Инициатива открытия на донских землях епархии принадлежала «Секретному комитету о раскольниках», представившему имп. Николаю I записку с предложением «повелеть Святейшему Синоду войти в надлежащее рассуждение об открытии новой епископской кафедры в Новочеркасске; причем обратить внимание и на то, не удобнее ли сей же кафедре подчинить и земли черноморских казаков, столь отдаленные от Астрахани, к которой ныне принадлежат». Резолюцией от 30 марта император повелел образовать на этих территориях Донскую и Кавказскую епархию, в результате уточнения она получила название «Новочеркасская и Георгиевская» (по кафедральным городам 2 главных областей). 5 апр. 1829 г. доклад Синода о Новочеркасской епархии был окончательно утвержден императором, кафедра была поставлена последней в числе двуклассных епархий, на содержание епископа и духовной консистории было ассигновано 18 491 р. 32,5 к., на строительство архиерейского дома с консисторией в Новочеркасске отпущено из казны 14 020 р. 60,5 к. «Общий вид г. Новочеркасска». Гравюра А. Даугеля с фотографии Т. Иванова, рисунок на дереве Е. Овсянникова. Кон. XIX в. (ГИМ) «Общий вид г. Новочеркасска». Гравюра А. Даугеля с фотографии Т. Иванова, рисунок на дереве Е. Овсянникова. Кон. XIX в. (ГИМ) Первым архиереем новоучрежденной епархии стал Афанасий (Телятев , с 1830 архиепископ). 15 июня 1829 г. открылась духовная консистория, длительное время состоявшая из 4 штатных членов. К 1829 г. на Дону действовали 194 церкви, в Кавказской обл.- 58 церквей и 29 молитвенных домов, в Черномории - 45 церквей и 10 молитвенных домов.

http://pravenc.ru/text/178954.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010