814 . Еще о замечательных колоколах в Сибири//Тобол, губ. ведомости. – 1858. – 44. 815 . Еще о священниках, рукоположенных из офицеров//Странник. – 1867. -Т. 2. – Июнь. – Отд. 4. 816 . Епископ Вологодский Антоний (Знаменский) и регент хора Фелицин//Вологод. епарх. ведомости. – 1873. – 6; 1879. – 817 . Жизнеописание Афанасия, архиепископа Тобольского и Сибирского – СПб.: Тип. духов, журн. «Странник», 1867. – 82с. 818 . Жизнеописание Афанасия Протопопова, архиепископа Тобольского//Странник. – 1867. – 1–2. 819 . Жизнь Иоанна Максимовича , митрополита Тобольского//Странник. – 1864. – 1. 820 . Жизнь Иоанна Максимовича , митрополита Тобольского и всея Сибири/С.А. Сул. – М., Тип. Семена, 1849. – 16 с. – Авт. установлен по изд: Словарь псевдонимов рус. писателей/И.Ф. Масанов. – М., 1958. – Т. 3. – С. 90. То же. – 2-е изд., испр. и доп. – 1854. – 20 с. 821 . Жизнь Святителя Филофея, митрополита Сибирского и Тобольского, просветителя сибирских инородцев. – 3-е изд. испр. и доп. – Шамордино (Калуж. губ.): Усов, 1915. – 71 с.: портр. – Загл. 2-го изд.: Святитель Филофей – митрополит Сибирский и Тобольский, просветитель сибирских инородцев. 822 . За Богом и святыми Его молитва не пропадет: (Письмо к ДРУГУ)//Странник. – 1868. – Дек. То же//Иркут. епарх. ведомости. – 1869. – 49. Статья написана под псевдонимом: Ефрем Ливинов. 823 . Заметка о пенсии митрополиту Филофею Лещинскому//Иркут. епарх. ведомости. – 1866. – 45–47. 824 . Заметки к описанию Тобольского Знаменского монастыря/Дополнение/Григорий Варлеков. – [Тобольск, 1859]. – 8с. – Отт. из: Тобол, губ. ведомости. – 1859. 825 . Заметки к статье «Сибирская солепромышленность»//Тобол, губ. ведомости. – 1859. – 26. 826 . Заметки к церемониалу погребения Тобольского архиепископа Варлаама I//Тобольск, губ. ведомости. – 1871. – 20–21. 827 . Замечательные в Сибири колокола и между ними ссыльный Угличский//Москвитянин. – 1843. – Кн. 1. – Май; Тобол, губ. ведомости. – 1858. – 10; Чтения в Имп. о-ве истории и древностей российских при Моск. ун-те-1871. – 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

АФАНАСИЙ Григорьевич Кислов (1880 – 1937), сщмч. (пам. 10 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Псковских святых), свящ. АФАНАСИЙ Васильевич Докукин (1899 – 1937), сщмч. (пам. 26 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. БОРИС Антонович Козлов (1886 – 1937), мученик (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Собор всех святых в Оптиной пустыни просиявших) ВАЛЕНТИН (Лукьянов Василий Яковлевич; 1875-1940), иером. прмч. (пам. 19 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ Петрович Попов (1880 – 8.12.1937), прот., сщмч. (пам. 25 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Пономарёв Владимир Георгиевич; род. 22 июня 1974 г.), архиеп. Махачкалинский и Грозненский ВАСИЛИЙ Арсеньевич Сунгуров (1876-1937), сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. ВАСИЛИЙ Холмогоров (25 янв. 1875 г., с. Андреевское Коломенского у. Московской губ. -16 янв. 1938 г., Новосибирская обл., Сиблаг), протоиерей, священномученик (пам. 3 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАСИЛИЙ Викторович Гурьев (1869-1937), сщмч. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. ВАСИЛИЙ Даниилович Залесский (1887 – 1938), сщмч. (пам. 3 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. ВАСИЛИЙ (Мазуренко; 1882-1938), иером., прмч. (пам. 26 дек., в Соборе Винницких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Петров (1882 - 1942), мч. (пам. 2 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Евгеньевич Никольский (1977-1937), прот., сщмч. (пам. 14 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Яковлевич Малахов (1873-1937), свящ., исп. (пам. 11 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Сергеевич Протопопов, свящ., сщмч. (пам. 25 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/vol/dop.html

Молитва и переписка книг были постоянными занятиями Афанасия. Здесь его посетил брат Никифора Лев, много беседовал с ним и так умилился его словами, что дал средства на постройку новой церкви в Карейской лавре. Приходили и многие другие к Афанасию, так что он наконец решился идти в более уединенное место на краю Афона, где он прославил себя многими подвигами. Ho и здесь он не нашел желанного спокойствия. Никифор, отправляясь во главе войска против Магометан, просил иноков помолиться о нем и прислать к нему Афанасия. Афанасий отправился и долго беседовал с Никифором. Последний напомнил преподобному о своем желании сделаться иноком и, по окончании войны, действительно прислал ему средства на постройку обители. Афанасий принялся за дело, но Никифору не суждено было успокоиться в монастыре; судьба готовила ему более высокое и более бурное поприще. Одним из дворцовых переворотов, которые были нередки в Константинополе, возвел его на императорский престол. Честолюбие взяло верх над благочестивыми стремлениями. Афанасий весьма опечалился, узнав об этом; он оставил построенную им обитель и уехал на остров Кипр, но потом опять возвратился на Афон. Впоследствии он встретился с Никифором, который принял святого с почетом, богато одарил монастырь, в котором он жил, и обещал быть христианином на престоле. Деятельная жизнь и подвиги св. Афанасия изнурили его тело. Он стал часто болеть; большое дерево, упавши ему на ногу, заставило его три года пролежать в постели. В самой обители у него возникли недоразумения с монахами. Многие говорили, что он отдает слишком много времени и труда занятиям мирским, воздвигая дорогие постройки, устраивая водопроводы, засевая нивы, насаждая виноградники и делая таким образом монашескую обитель как бы мирским селением. Один из недовольных решился даже убить пр. Афанасия. Ночью он постучался в дверь и произнес обычные слова: «благослови, отче!» Преподобный отворил дверь. Доверчивость Афанасия так поразила инока, что он выпустил из рук меч и со слезами просил прощения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И он, Афонасей, ево, Иякова, за то, бив кнутом, жжег до смерти. И к моему протопопову зимовью мертваго кинул под окошко, что он, Ияков, на пытке творил Исусову молитву… А иные ево Афонасьевы, ругательства сказать странно и страшно: при смерти их и причащать мне не давал, и пречистыя тайны у меня отнял и держал у себя в коробке» . По меньшей мере странно, что «светленький», обличая пренебрежение Пашковым своих обязанностей по организации церковной службы, ничего не велит передать командиру экспедиции об исправлении его духовного состояния – о покаянии. Не исключено, что Аввакум в каких-то случаях «сгущает краски», выставляя виновником во всем исключительно воеводу. Устойчивая «кровожадность» Пашкова несколько блекнет после аввакумовых упоминаний о том, что воевода, осознав содеянное, «задумався и плакать стал» , «стал… тужить» по нему и оказывал ссыльному священнику и его семейству милость ; к этой же категории можно отнести знаменитое высказывание протопопа: «Десеть лет он меня мучил или я ево – не знаю; Бог разберет в день века» . На основании сопоставления различных вариантов Жития Аввакума с Прянишниковским списком в изображении Афанасия Пашкова Н.С. Демкова заключает, что «в текстах редакций А и В можно отметить явную тенденцию к усилению черт злодейства в облике Пашкова» . Что интересно, имеется информация о жизни и деятельности Афанасия до его назначения в Сибирь. Будучи Кеврольским и Мезенским воеводой он «примерно в 1635 году» стал «первым ктитором и основателем» Свято-Артемиево Веркольского мужского монастыря. «По молитвам к праведному отроку,– читаем в истории обители,– выздоровел… смертельно больной сын… воеводы Афанасия Пашкова – Иеремия. В благодарность за такое чудо воевода на месте обретения мощей святого Артемия воздвиг церковь и несколько келий» . Из всего этого можно сделать вывод, что, при всей крутости нрава, безбожником Пашков не был. Впрочем, последние замечания не устраняют противоречий рассматриваемого сверхъестественного явления. Дальнейшее знакомство с чудесными событиями в жизни протопопа Аввакума напрямую связано с церковной реформой.

http://bogoslov.ru/article/4789778

16 апреля 1653 года в Москву прибыл константинопольский патриарх Афанасий Пателар. Он вполне утвердил Никона в правильности намеченных изменений и «зазирал» патриарху «в неисправлении божественного писания и прочих церковных винах». Спустя год, 5 апреля 1654 года, Афанасий скончался в Лубенском монастыре на Украине и скоро был причислен к лику святых. Мощи св. Афанасия «Седящего» находятся ныне в Харькове, являются по сей день предметом почитания в Русской церкви и засвидетельствованы Богом как особый источник благодати. Покидая Москву, св. Афанасий между прочим писал Алексею Михайловичу: «Великий господин, святейший Никон, патриарх Московский и Всея Руси, по благодати Божией, глава Церкви и исправление сущия православныя христианския веры, и приводит словенских овец Христовых во едино стадо... Только тебя, великого государя, мы имеем столп и утверждение веры, и помощника в бедах, и прибежище нам и освобождение. А брату моему, государь, и сослужителю, великому господину, святейшему Никону – освещать соборную апостольскую церковь Софии – премудрости Божией» 140 в Константинополе. Эти слова ясно выражают полное одобрение деятельности Никона и отчетливое понимание главных церковно-политических целей обрядовых исправлений в Русской церкви. В июле 1653 года от муромского воеводы пришла жалоба на прот. Логгина, будто он похулил иконы Спасителя и Божией Матери. Никон созвал в своей крестовой церкви Собор духовенства по этому поводу. Логгин отрицал вину, говоря, что он высказался в том смысле, что «Сам Спас и Пресвятая Богородица честнее своих образов». Собор счел такое противопоставление опасным, способным вызвать соблазн, и постановил наказать Логгина содержанием под арестом с приставом. По словам Неронова, еще ранее Логгин «обличал» Никона в «небрежном и высокоумном и гордом житии», то есть оскорблял патриарха. Неронов на этом Соборе вступился за Логгина и в тот же день донес государю, что Никон хулил царское величество. Через несколько дней патриарх вновь созвал Собор духовенства и пожаловался на Неронова. Тогда рассерженный Неронов стал поносить Никона и весь собор за множество других «провинностей». Он сыпал укоризнами и оскорблениями, проговариваясь в запальчивости о подлинных причинах возмущения против Никона: «Прежде ты имел совет с протопопом Стефаном и его любимыми советниками... Доселе ты друг наш был – на нас восстал». Неронов далее осуждал Никона за то, что он других укоряет в жестокости, а сам тоже предает на мучения, подвергая телесным наказаниям, что Никон хулит ныне «Уложение» 1649 года, тогда как сам же его подписывал, и т. д. Среди множества его укоризн не прозвучало ни одного упрека в исправлении обрядов! 141

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наиболее почитаемой святыней Донской епархии являлась Аксайская икона Божией Матери. В старочеркасском Воскресенском соборе хранились иконы, присланные в 1671 г. царем Алексеем Михайловичем: Воскресения, Благовещения Пресв. Богородице и Богоявления. В храме также находился список с иконы св. Иоанна Предтечи, в 1711 г. перед сдачей города туркам перенесенный из Азова в донецкий во имя св. Иоанна Предтечи муж. мон-рь . В Александро-Невской ц. Новочеркасска почиталась Иерусалимская икона Божией Матери , которой в 1833 г. благословил войско Донское Иерусалимский патриарх Афанасий V . Архиереи архиеп. Афанасий (Телятев; 5 апр. 1829 - 17 окт. 1842, возведен в сан архиепископа в 1830); архиеп. Игнатий (Семёнов; 17 окт. 1842 - 13 янв. 1847); архиеп. Иоанн (Доброзраков; 13 янв. 1847 - 6 марта 1867); архиеп. Платон (Городецкий; 9 марта 1867 - 25 апр. 1877); архиеп. Александр (Добрынин ; 25 апр. 1877 - 22 мая 1879); архиеп. Митрофан (Вицинский; 23 мая 1879 - 19 нояб. 1887); архиеп. Макарий (Миролюбов; 5 дек. 1887 - 30 апр. 1894); архиеп. Донат (Бабинский-Соколов ; 30 апр.- 12 нояб. 1894); архиеп. Афанасий (Пархомович; 12 нояб. 1894 - 20 сент. 1908); архиеп. Владимир (Синьковский; 16 сент. 1908 - 11 июля 1914); митр. Митрофан (Симашкевич; 10 янв. 1915 - 1925, возведен в сан митрополита в нач. 20-х гг.); еп. Димитрий (Добросердов; 1925); еп. Усть-Медведицкий, вик. Д. и Н. е., Иов (Рогожин; 1926, в. у.); еп. Амфилохий (Скворцов; 1928, до 27 апр.); еп. Антоний (Романовский; 12 марта 1929 - 1930); еп. Аксайский, вик. Д. и Н. е., Серафим (Протопопов; 27 апр.- 27 июня 1928, в. у.); еп. Каменский, вик. Д. и Н. е., Симеон (Михайлов; 13 мая - июнь 1932, в. у.); еп. Каменский, вик. Д. и Н. е., Владимир (Горьковский; 11 авг.- окт. 1932, в. у.); еп. Каменск-Шахтинский, вик. Д. и Н. е., Александр (Раевский; 23 окт. 1932 - 16 февр. 1933, в. у.); еп. Таганрогский, вик. Ростовской епархии, Иосиф (Чернов; 16 февр. 1933 - янв. 1935). Монастыри Усть-Медведицкий в честь Преображения Господня , или Межигорская Спасова пуст.

http://pravenc.ru/text/178954.html

«Хорош он, говорили о Протопопове, но низенек, не виден и не басист. К нашей церкви найдутся лучшие диаконы». К тому же не выполнялось и требуемое приданое за выбранною невестою. Столь неожиданное препятствие сильно подействовало на учителя Протопопова. Он видел в нем призвание Божие себя к ученым занятиям и уединенной жизни. Человеком зрелых лет (26) поступил он в новооткрытую С.-Петербурскую академию в 1809 году; в 1814 г. магистром окончил курс. По пострижении в монашество на 31 г. жизни, он оставлен при петербурской академии не только бакалавром богословских наук, но вместе и инспектором. В марте 1816 г. он произведен в архимандрита, переведен ректором в казанскую академию; получил в управление Спасо-преображенский монастырь и сделан присутсвующим консистории. В Казани он оставался не долго. В августе 1817 года он переведен был в Тверь, также ректором, профессором богословия в тверской семинарии и архимандритом первокласного Колязина Макарьева монастыря. Казань оставила в нем неприятные впечатления частию гнилою водою, а большею частию теми перестройками, какие нужно было производить в самой академии, сгоревшей 3-го сентября 1815 г. Об этой неприятности вспоминал он при каждом удобном случае. С особенною радостию получил он известие о переводе его из «неустроенной академии в устроенную семинарию» 18 . В казанской академии Афанасий прославил себя преподаванием богословия. Его богословские лекции, наполненные герменевтическими, историческими и археологическими изысканиями, были импровизованы языком ясным и отчетливым. Но кроме дара отличного преподавания, Афанасий умел открывать в других дарования и возбуждать ревность к занятиям. Умел он проникать и в нравственное поведение учеников, отличая случайные шалости от закоренелых привычек. Он был правдив и иногда снисходителен. Будучи ректором в Казани, Афанасий собирал материалы для церковных древностей. После быль викарием киевским (1823–1826), епископом нижегородским (1826–1832) и тобольским архиепископом (1832–1842).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архиепископы Тверские и Кашинские: Ириней Клементьевский 1792–1798 с 1796 года архиепископ Павел Пономарев 1798–1799 с 1799 года архиепископ Павел Зернов 1800–1803 с 1801 года архиепископ Серафим Глаголевский 1814–1819 Филарет Дроздов 1819–1820 Симеон Крылов-Платонов 1820–1821 Иона Павинский 1821–1826 Амвросий Протасов 1826–1831 Григорий Постников 1831–1848 Гавриил Розанов 1848–1857 Филофей Успенский 1857–1876 с 1861 года архиепископ Алексий Ржаницын 1876–1877 Евсевий Ильинский 1877–1879 Савва Тихомиров 1879 с 1880 года архиепископ Тобольская Учреждена в 1620 году. Кафедра в Тобольске. Архиепископы Сибирские и Тобольские: Киприан Старорусенников 1620–1624 Макарий Кучин 1624–1635 Нектарий Телящин 1636–1640 Герасим Кремлев 1640–1650 Симеон 1651–1664 Митрополиты Сибирские и Тобольские: Корнилий 1664–1677 Павел 1678–1692 Игнатий Римский-Корсаков 1692–1701 Димитрий Туптало, святой 1701–1702 Филофей Лещинский 1702–1711 Иоанн Максимович , святой 1712–1715 Филофей (вторично, в схиме Феодор) 1715–1721 Тобольские и всея Сибири: Антоний Стаховский 1721–1740 Никодим Скребницкий назначения не принял Арсений Мациевич 1741–1742 Антоний Нарожницкий 1742–1748 Сильверст Гловатский 1749–1755 Павел Конюскевич 1758–1768 Архиепископы Тобольские и Сибирские: Варлаам Петров 1768–1802 с 1792 года архиепископ Антоний Знаменский 1803–1806 Амвросий Келембет 1806–1822 Амвросий Рождественский 1822–1825 Евгений Казанцев 1825–1831 Павел Павлов (Морев) 1831 Афанасий Протопопов 1832–1842 Владимир Алаувдин, еп. 1842–1845 Георгий Ящуржинский 1845–1852 Евлампий Пятницкий 1852–1856 Феогност Лебедев 1856–1862 с 1862 года архиепископ Варлаам Успенский 1862–1872 Епископы: Ефрем Рязанов 1874–1880 Василий Левитов 1880–1885 Авраамий Летницкий 1885–1889 Иустин Полянский 1890–1893 Агафангел Преображенский, святой 1893 Березовское викариатство Учреждено в 1870 году. Епископы (в Тобольске): Ефрем Рязанов 1871–1874 Томская Учреждена в 1832 году. Кафедра в Томске. Епископы Томские и Енисейские: Агапит 1834–1841 Афанасий Соколов 1841–1853

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Филарет Амфитеатров 1837–1857 Исидор Никольский 1858–1860 Арсений Москвин 1860–1876 Филофей Успенский 1876–1882 Платон Городецкий 1882–1891 Иоанникий Руднев 1891 В Киеве и Владимире попеременно: Кирилл III 1243–1280 Во Владимире: Максим 1283–1305 Во Владимире и Москве: Петр 1308–1326 до 1325 во Владимире, с 1325 в Москве Чигиринское викариатствоУчреждено в 1799 году. Епископы (в Киеве): Феофан Шиянов-Чернявский 1800–1807 Ириней Фальковский 1807–1823 Афанасий Протопопов 1823–1826 Мелетий Леонтович 1826–1828 Кирилл Куницкий 1828–1835 Владимир Алявдин 1835–1836 Иннокентий Борисов 1837–1841 Иеремия Соловьев 1841–1843 Варлаам Успенский 1843–1845 Апполинарий Вигилянский 1845–1858 Антоний Амфитеатров 1858–1859 Серафим Оретинский 1860–1865 Порфирий Успенский 1865–1877 Иоанн Жданов 1878–1883 Виталий Иосифов 1883–1885 Иероним Экземплярский 1885–1890 Ириной Орда 1890–1892 Иаков Пятницкий 1893 Коневское викариатство Учреждено в 1874 году. Епископы (в Киеве): Сильверст Малеванский 1885 Московская епархия Митрополиты Московские и всея Руси (в Москве). 91 Феогност 1328–1353 Алексий 1354–1378 Михаил-Митяй 1378–1379 Киприан 1380–1382 Пимен 1382–1390 Киприан(вторично) 1390–1406 Фотий 1410–1431 Исидор 1437–1441 Иона 1449–1461 Феодосий Бывальцев 1461–1464 Филипп I 1464–1473 Терентий 1473–1489 Зосима Бнадатый 1490–1494 Симон 1495–1511 Варлаам 1511–1521 Даниил 1522–1539 Иоасаф Скрипицын, св. 1539–1542 Макарий 1542–1563 Афанасий 1564–1566 Филипп II Колычев, св. 1566–1568 Кирилл IV 1568–1572 Антоний 1572–1581 Дионисий 1581–1586 Иов 1586–1589 Архиепископы: 92 Иосиф Волчанский 1742–1745 93 Платон Малиновский 1748–1754 Тимофей Щербацкий, митроп. 1757–1767 Амвросий Зертис-Каменский 1768–1771 с 1771 по 1775 гг. упр. Крутицкой еп. Самуил Миславский Московские и Коломенские (с 1799 года): Платон Левшин 1775–1812 с 1787 года митрополит Августин Виноградский 1818–1819 Митрополиты Московские и Коломенские: Серафим Глаголевский 1819–1821 Филарет Дроздов 1821–1867 с 1826 года митрополит Иннокентий Вениаминов 1868–1879

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

СЛОБОДА РЯБУШКИ В 5 верстах от Лебедина. Первый храм в честь рождества св. славного Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна построен здесь в 1770 г. помещиком Иваном Тимофеевичем Красовским. На месте, где ныне стоит слобода Рябушки и самая церковь , так рассказывают старожилы, жил когда-то хутором один только крестьянин по фамилии Рябушка и на всем пространстве, где стоят ныне слобода и церковь , рос огромный дубовый и березовый лес, а внизу по течению реки Ольшаной был луг. Остатки всего этого видны еще и ныне. Иван Тимофеевич Красовский, живший до 1770 г. в Лебединском уезде в деревне Тимофеевке полюбил местоположение Рябушек, где большая часть леса и земли принадлежала ему, и движимый благочестием, по благословению Преосвященного Самуила, епископа Белгородского и Обоянского, в 1770 г. прежде нежели построил для себя дом, заложил дом Божий, и с того времени постоянно уже жил в Рябушках, куда переселил и часть людей своих. В 1771 г. сентября 11 д. церковь освящена Лебединским протопопом Иоанном Шкурским. Первым священником в ней был Афанасий Яковлев, рукоположенный Преосвященным Самуилом в 1771 г. 4 декабря. Подцерковная земля 33 десятины, пять колоколов, весь круг церковных книг, в том числе минея за январь месяц издания 1710 г., потир с дискосом, плащаница, подсвечники, лампады, большая часть риз и разных других вещей поступили от Ивана Тимофеевича Красовского. Он так усерден был к св. храму, что ни одного служения не опускал, сам читал и пел на клиросе и подавал кадило; так говорят об нем все старожилы. За такую благочестивую жизнь, за такое усердное служение св. храму Бог благословил его еще в этой жизни, что особенно видно на детях его. Шесть сыновей его, были воспитаны в страхе Божием, были добрыми слугами Государя и отечества и примерными христианами; преимущественно же благословение Божие почило на среднем из них. Пять сыновей Ивана Тимофеевича воспитывались в кадетских корпусах, а средний Афанасий Иванович учился читать и писать в Рябушках у пономарки Февронии Ивановой Ушинской, и прямо от неё, 16 лет, поступил в военную службу, где заслугами своими стяжал себе славу героя, Почти 50 лет он украшал собою воинское звание и ровно 30 лет носил и украшал звание генерала; в 23 сражениях он посредственно или непосредственно был предводителем к победам и славе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010