19 января 1683 г. была дана благословляющая грамота на устройство новой церкви во имя Сретения Господня с двумя приделами: северным - во имя мучч. Флора и Лавра ( " вмсето прежней погорелой церкви " ) и южным - во имя апостолов Петра и Павла вместо ветхой церкви, которая тогда же была разобрана. Сретенский храм был освящен ключарем Холмогорского Спасского собора священником Алексием и протопопом Гавриилом по грамоте архиепископа Афанасия от 28 сентября 1688 г., Петропавловский придел - протопопом Архангельского Спасского собора Каллиником по грамоте того же архиепископа от 15 июня 1688 г. Сретенский храм впоследствии был обращен в однопрестольный, приделы были разобраны, вероятно, после того, как была построена каменная церковь. Она строилась в 1808-1827 г.г., после чего Сретенский храм был закрыт впредь до капитального ремонта, осуществленного в 1865 г. В каменном храме было 5 престолов: главный - в нижнем этаже, во имя Сретения Господня (антиминс на полотне, освящен 16 февраля 1763 г., подписан епископом Иоасафом); придельный с южной стороны - во имя свт. Николая. В верхнем этаже главный престол - во имя апостолов Петра и Павла (антиминс на атласе освящен епископом Иоасафом в 1785 г.), с южной стороны - придел во имя мучч. Флора и Лавра, с северной стороны - придел в память св. Онуфрия Великого и Петра Афонского. В деревянном Сретенском храме в 1890 г. на средства кретьянина Михаила Вешнякова иконостас был выкрашен масляной зеленой краской. В нижнем этаже храма в 1893 г. иждивением крестьянина Верхнеладинского прихода Андрея Алексеева Чистикова был устроен новый иконостас стоимостью 2200 руб. (Старый иконостас перенесен в Холмовскую Петропавловскую церковь Лисестровского прихода Архангельского уезда). parishes.mrezha.ru В старинных документах первые упоминания о существовании в Заостровье православного прихода относятся к XVI веку, к временам Ивана Грозного. Известно, что построенные в Заостровье церкви сгорали в результате пожаров, страдали от ударов молний и саморазрушались. Одна из них была перевезена в Соломбалу. Единственным сохранившимся в Заостровье до наших дней деревянным сооружением XVII века является храм Покрова Божией Матери, строительство которого было завершено в 1688 году. В настоящее время он не действует.

http://sobory.ru/article/?object=16127

е. Ляпунова). Наутри иже и по приходе Пречистые Богородицы поидоша вси под Новои монастырь. В таже время прииде понизовая сила под Москву, и Новоидевичеи монастырь взяша, и инокинь из монастыря выведоша в табары, и монастырь разориша и выжоша весь, старицы же послаша в монастырь в Володимер» 10 И был тот образ под Москвою до зимы. Тои же образ с протопопом казанским отпустиша назад, протопоп же прииде в Ярославль. В то же время придоша из Нижнево князь Дмитреи и Кузма (Минин) со всею ратью и видя ту икону пречистые Богородицы Казанския, что ею помощию под Москвою взяли Новои девичеи монастырь у литовских людеи, и тот образ поставиша в Ярославле, а с тово образа списаша список и украся 11 ) отпустиша в Казань с протопопом. Ратные же люди велию веру начаша держати к образ Пречистыя Богородицы, и многия чюдеса от тово образа быша, в етманской же бои и в московское взятъе многие же чюдеса быша.» 12 Последние заключительные слова летописца не оставляют ни малейшего сомнения в том, что прославившийся чудесами, при взятии московского Новодевичьго монастыря войсками Пожарскаго и Заруцкого, список с явленной иконы Казанской Вожией Матери не был оставлен в Ярославле, потому что случайная встреча с ним, принятая нижегородским ополчением за счастливое предзнаменование, побудило его взять икону снова в поход под Москву для освобождения ее от Поляков. К этому, по сказанию хронографов Лобковского и Елнинского, побуждал их и великий ратоборец русской земли и страдалец-патриот, томившийся в заточении, патриарх московский Гермоген, „благословивший из заточения нижегородцев на святый подвиг возстания и велевший. взять в полки свои, принятую им на свои руки 13 , икону Казанской Богородицы во время ея явления“ 14 . Очевидно, казанский уроженец, непосредственный свидетель чудесного явления на родине иконы Богоматери и быиших от нее знамений, впоследствии митрополит казанский и астороханский, возлагал крепкую надежду на помощь родной и дорогой ему святыни, принесеной из Казани, и ея покровительству воручал дорогое ему ополчение из лучших сынов родины.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Так ты и черниговского протопопа Михаила проклял дерзостно, и скуфью с него снял за то, что он в книге Кирилла иерусалимского не делом положим в двоестрочии, что христианам мучения не будет». В письме к царю Алексею Михайловичу, писанном из заточения в 1654 г., Неронов также прямо высказывает, что он стоит за свою братию – наказанных Никоном виновных протопопов и попов, ратует против того, что напр. Никон слишком строго судит и наказывает духовенство. Но особенно ясно выразился дух восстания. оппозиции первых расколоначальников духовных против п. Никона на соборе, созванном Никоном в 1653 или 1654 году, в патриаршей крестовой палате, из низших духовных властей – архимандритов, игуменов и протопопов, по случаю суда над муромским протопопом Логином, вследствие доноса на него муромского воеводы. Здесь протопоп Неронов и другие его товарищи горячо заступались за Логина и сильно, даже грубо упрекали Никона за то, что он слушал все доносы на духовенство. Никон, как передает Неронов, пред лицем собора, сказал: «я, кроме Евангелия, ни почему не сужу». А протопоп Неронов возразил ему: «во святом Евангелии написано, любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас, а тебе кто и добра хощет, а ты тех ненавидишь; а кто тебе огласит кого, хотя за пять сот верст, или за тысячу, и ты веру иметь, послушав клеветы: так де они делают, такие де нечестивые, а Стефан де протопоп и Иоанн им ворам потакают. Ты разве там сам был, своими очами видел, что так извещаешь на соборе». Патриарх на этот дерзкий упрек отвечал: «я сужу по правилам св. апостолов и св. отцов». Протопоп Неронов возразил: «в правилах написано: клеветникам веры не яти, а сыскав истинными свидетелями клеветников, наказанье чинити им без пощадения. А тебе клеветники в яве клевещут на добрых людей, а ты им веру иметь. Вот в то время был крестовый протодиякон Григорий с своими советниками, Божий страх забыв, многими укоризнами меня укорял, будто жена моя неистова, а сын мой будто у чудотворного образа казанския Богородицы серьги украл, а те де серьги приклад государыни царицы, и ты говоришь: такие де вы воры.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Сентября 1 числа того же года архимандрит Антоний получил из приказа книг печатного дела снова 30 книг с приказанием, „разослать те книги с кем пристойно по епархиям, а именно: в Ростов, на Рязань, в Коломну по десяти книг в переплете в полдесть безденежно“.  Книги и указ были доставлены архимандриту Антонию через подьячего Перфилия Протопопова. Но архимандрит Антоний не взял на себя этой трудной и неприятной для него комиссии и не принял от Протопопова ни указа, ни посланных при нем 30 книг на том основании, что „такой-де указ и книги принять не подлежит, да и посылать-де те книги по епархиям не с кем, понеже-де не имеет он у себя посыльных людей и почтарей“ 12 . Чем дело кончилось о рассылке этих служб из дела не видно, но несомненно известно, что с этого времени 5 числа сентября, ради „торжества тезоименитства благородной великой государыни царевны Елизаветы Петровны“ служба „ина“ праведным Захарию и Елизавете совершалась по всем епархиям, по этим вновь сочиненным архимандритом Александро-Невской лавры Феодосием книжкам. Окончив печатание книги „Служба св. пророка Захарии и св. праведной Елисаветы“ того же 1719 года августа в последних числах наборщики печатного двора: Петр Иванов, Андрей Серебряков, Иван Петров с товарищами обратились к государю с просьбою такого содержания: „Державнейший царь, государь милостивейший! по твоему великого государя указу, набирали мы нижеименованные рабы твои и делали книгу службу Захария пророка и Елизаветы в полдесть и сделано той службы три листа осиповскою азбукою, а за набор и за дело столовое нам нижеименованным рабам твоим ничего не выдано, а делали ту службу не в очередь, в гулящие дни. Всемилостивейший государь! просим вашего величества да повелите Ваше державство нам нижеименованным рабам твоим за оную службу за набор и за столовое дело выдать против прежних дач“ 13 . Так как „в Приказе книг печатнаго дела за набор и разбор и за всякое столовое дело набору осиповской азбуки мастеровым людям дается по семи рублей с полтиною за тетрадь“, а в настоящей книге бумаги три листа, то, по указу великого государя, состоявшемуся 27 августа велено: „мастеровым людям за вышеописанное дело указные деньги выдать и наложить на те же книги“ 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Говорила она весьма мало. Впоследствии Симеон стал знаменитым подвижником. Мать иногда посещала его и давала совет не гордиться своими подвигами, но помнить, что они – дело Господа. Кончина Марфы за год была предсказана ей и сыну в двух видениях. За несколько дней до кончины она посетила сына, и ночью ей было следующее видение: она была восхищена на небо и Пресв. Дева показывала ей райские жилища, уготованные праведным. Утром она рассказала о своем видении сыну, приобщилась Божественных Таин, а на другой день отправилась в обратный путь. В селении Теревниф она почувствовала себя больною и ее отвезли в Антиохию. Через два дня она умерла. По требованию сына, она была похоронена близ того столпа, на котором он подвизался. Марфа славилась своим благочестием, и потому ее похороны привлекли много народа и отличались своей торжественностью. Каждый желал коснуться тела праведницы. Один юноша, по имени Сергий, усомнившийся в действии этого прикосновения, впал в тяжкую болезнь и исцелился тогда только, когда помолился на гробе праведницы. Были при ее гробе и другие чудеса. Кончина св. Марфы относится к 551 г. (Четьи-Минеи). Обретение мощей пр. Евфимия Суздальского Пр. Афанасий, родом из Трапезунта, еще в детстве лишился своих благочестивых родителей и воспитывался под руководством одной монахини. Такое воспитание положило отпечаток на ребенка, который проявлял несвойственную детскому возрасту серьезность и стремление к воздержанию. Его пытливый ум жаждал знания, и, достигнув юношеского возраста, Афанасий (его мирское имя было Авраамий) решился посетить Константинополь, бывший центром науки. Случай скоро представился ему. Афанасий удивил всех своими быстрыми успехами. В то же время он сблизился с одним знатным константинопольцем, который женился на его родственнице. Афанасий поселился в его богатом доме, но не оставлял своей обычной умеренности в пище и одежде. Однажды вместе с своим родственником Афанасий совершил поездку в Эгейское море. Присматриваясь с любопытством к незнакомым местностям, он был поражен видом Афонской горы: она показалась ему весьма хорошим прибежищем для человека, ищущего уединения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Киевляне, убежденные в невинности Поликарпа, видели в разорении Киева наказание Божие за неправду митрополита пред игуменом Поликарпом. После удаления Мстислава, Поликарп был освобожден из заточения. В 1174 году вместе с митрополитом встречал он нового великого князя. В смутах времени еще 8 лет управлял он обителью. Будучи уже глубоким старцем, в 1182 г. 24 июля преподобный Поликарп скончался и был погребен в ближней пещере, где и теперь почивают его нетленные мощи, как свидетельство его богоугодной и святой жизни (Печерский патерик). Муч. Афанасия Икийского Св. Афанасий, родом из округа Икиа (в Никейской епархии), богатый семьянин и влиятельный человек в своем околодке, был муж благочестивый и верный хранитель заповедей Божиих. Однажды турки сверх всякого чаяния обложили округ тяжкою данью, которая падала только на одних христиан. Афанасий, как главный представитель общины и ревностный заступник интересов своих единоверцев, предложил местным туркам принять участие в султанской дани на том основании, что и они такие же подданные. Мусульмане, разумеется, отвергли такое предложение; но, зная значение Афанасия в округе и влияние на местных судей, опасались, как бы он не принудил их судебным порядком принять законное участие в султанском налоге. Для предупреждения опасности они составили заговор, схватили правдивого христианина и представили его в Константинополь к визирю, перед которым оклеветали его, будто бы он изъявил желание сделаться турком. Визирь допросил Афанасия и долго уговаривал его принять исламизм; но Афанасий твердо отвечал: «сохрани меня, Царь небесный, чтобы я когда либо отрекся от своей православной веры». Исповедник Христов ввергнут был в темницу, где переносил от турок жестокие пытки в течении шестидесяти дней. После этого Афанасий снова был представлен визирю и опять выслушал те же предложения – сделаться мусульманином. Непоколебимый исповедник и не думал изменить вере своих отцов и желал умереть христианином. За сопротивление визирь осудил его на смертную казнь и для исполнения приговора предал мученика градоначальнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

См. также: Ходоровский И., священник. Великий подвижник... Хаджи Георгий... 881). 255 . Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского . С присовокуплением предисловия на книги святого Григория Синаита , Филофея Синайского, Исихия Пресвитера и Нила Сорского , сочиненных другом его и спостником, старцем Василием Поляномерульским , о умном трезвении и молитве. Изд. 2-е. М., Козельская Введенская Оптина Пустынь, 1847. XVI, 302, III с. Изд. 3-е. 1892. 276, IV с. 256 . Житие и подвиги святого Григория Паламы , архиепископа Фессалоникского. Соч. патриарха Константинопольского Филофея. Изд. иеромонаха Антония. Одесса, 1889. 257 . Житие преподобного и богоносного отца нашего Афанасия Афонского , основателя общежития на Афоне, с изображением его. СПб., РПМА, 1866. Изд. 5-е. М., РПМА, 1887, 51 с. Изд. 6-е. М., РПМА, 1894. Изд. 7-е. М., РПМА, 1901. Изд. 8-е. М., РПМА, 1908, 63 с. См. также: Помяловский И. В. Житие преподобного Афанасия Афонского ... 612). 258 . Житие преподобного и богоносного отца нашего Петра, подвизавшегося на Святой Афонской Горе, с изображением его. СПб., РПМА, 1869. Изд. 5-е. М., РПМА, 1889. Изд. 6-е. М., 1896. Изд. 7-е. М., 1901. 36 с. Изд. 8-е. М., РПМА, 1908. 259 . Житие преподобного и богоносного отца нашего Саввы, архиепископа Сербского, подвизавшегося на Святой Афонской горе. Изд. 3-е. СПб., РПМА, 1869. Изд. 4-е. М., РПМА, 1894. Изд. 5-е. М., РПМА, 1901. Изд. 6-е. М., РПМА, 1911. 260 . Житие Преподобного отца нашего Афанасия Афонского . М., 1909. 31 с. Изложено на рус. яз. по руководству Четьих Миней святителя Димитрия Ростовского . Ср.: Помяловский И. В. Житие... Афанасия Афонского ... 261 . Житие Преподобного отца нашего Максима Грека . С прибавлением его двух душеполезных слов и канона Святому Духу-Параклиту. СТСЛ, 1909. 262 . Житие Преподобных и Богоносных отец Свв. Симеона Мироточиваго и Святителя Саввы I, Сербских чудотворцев. Изд. 2-е М. Д. Усова. Шамордино, 1916. 59 с. В конце текста примеч.: «Житие это составлено по следующим книгам: Житие Преподобного и Богоносного отца нашего Саввы I, архиепископа Сербского. Изд. 5-е Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. – Жития святых, Филарета, архиепископа Черниговского. – Жития святых, Протопопова. – Жития святых, Бахметевой. – Письма Святогорца. – Сказания о странствии и путешествии... инока Парфения».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Рассеять их преосвященному помог декабрист М. А. Фонвизин, прямая, твердая вера которого раскрыла архиепископу ложь философских взглядов относительно Бога. Преосвященный до конца жизни был благодарен Фонвизину, уничтожившему мрак лживой философии и укрепившему его в основах Божественных истин. Архиепископ Афанасий заботился о просвещении духовенства своей епархии. От священнослужителей он требовал благоговейности и усердия в выполнении своих обязанностей. Строго преследовал корыстолюбие, нетрезвость, ссоры. Суд его в епархиальных делах был беспристрастен и справедлив. Паству свою преосвященный Афанасий воспитывал в духе благочестия и твердой веры, искореняя пороки и суеверные обычаи. Много уделял он внимания духовной семинарии, устройству библиотек, которые обогащал своими пожертвованиями. Преосвященный возглавил миссионерскую деятельность в епархии. В 1836 году Тобольский Кодинский (Котский) монастырь был обращен в миссионерский с учреждением при нем училища для инородческих детей. Под его руководством тобольские и пермские миссионеры обратили в Православие несколько тысяч человек. Преосвященный Афанасий отличался любовью к храмозданию. Он употреблял все средства на строительство церквей. В Нижегородской епархии им построен Спасо-Преображенский собор; в Тобольске перестроены Крестовая церковь и архиерейский дом. Богослужения архиепископа Афанасия отличались торжественностью и величественностью и вызывали у молящихся чувство благоговения. Преосвященный Афанасий занимался и литературной деятельностью, но печататься не любил, и некоторые его проповеди вышли в свет без его ведома. Труды: Опыты упражнений воспитанников 2-го класса Санкт-Петербургской духовной академии. – СПб., 1817. Слово при избрании судей петербургским дворянством//Христианское чтение. – 1829. Слово в день Преображения Господня (в рукописи). Записки по каноническому праву (составлены по поручению академии). Материалы по церковным древностям. Исправления и очищения от неологических заблуждений, переведенные для него из немецких обширных археологий Яна и Розенмиллера.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Св. Анфуса жила в царствование императора Аврелиана; она происходила от богатых и знатных родителей: Антонина и Марии, жителей Селевкии. Родители Анфусы были язычники. Св. Анфуса, желая принять христианское крещение от Афанасия, епископа Тарса киликийского, выпросила у своей матери двух ослиц в сопровождении двух рабов Харисима и Неофита под тем предлогом, что она хочет посетить свою кормилицу. По внушению Божию, еп. Афанасий сам вышел к Анфусе на встречу; увидев епископа, она поклонилась ему и просила его немедленно сподобить ее св. крещения. В этом месте не нашлось воды; св. Афанасий помолился Богу и внезапно явился источник воды, явились также два ангела и подали новокрещенной белую одежду; с нею крестились и оба ее служителя. После крещения, облекшись в бедную одежду, она отдала епископу свою драгоценную одежду с тем, чтобы он отдал ее бедным. Анфуса пришла к кормилице, но эта не узнала питомицу, видя ее в бедной одежде. Рассердилась и мать, узнавши о переходе дочери в христианство. Тогда св. Анфуса, совсем оставивши родителей своих и дом, ушла к еп. Афанасию, приняла от него монашеское пострижение и, удалившись в пустыню, в власянице 23 года прожила со зверями и питалась с ними. Между тем еп. Афанасий, вскоре после крещения св. Анфусы и ее удаления в пустыню, был схвачен и приведен к императору Аврелиану, который после многих истязаний приказал отсечь ему голову. Равным образом и слуги св. Анфусы – Харисим и Неофит, по удалении своей госпожи и по смерти еп. Афанасия, были приведены к Аврелиану и исповедали себя христианами. Он отдал их для истязания правителю Апеллиану, который повесил их на дереве и в продолжении трех часов строгал их тела и бил палками, наконец отсек им головы. Св. Анфуса пережила своих сподвижников на 20 лет и преставилась в мире. Тело ее, найденное спустя несколько лет пустынницею Полихрониею, по указанию пантеры зверя, погребено монахом Аврамием с братиею, и близ пещеры основался монастырь (Пролог. Месяц. Восг. А. Сергия, т. 2. замет. стр. 258). Св. муч. Евлалии девицы

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Соч.: Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. Буэнос-Айрес, 1966 (2-е изд. Минск, 1990; 3-е изд. Минск, 2000). Архив: АГЗ. Лит.: Белая книга. Жизнь и деятельность архиеп. Афанасия (Мартоса). Буэнос-Айрес, 1971 К 50-летию монашеского пострига архиеп. Афанасия. ПР. 1978. 8 Седляревич М. 40-летие архиерейского служения. ПР. 1982. 5 Седляревич М. Памяти архиеп. Афанасия. ПР. 1983. 22 Мануил (Лемешевский) , митр. Русские православные иерархи Кривонос Ф., иерей. Афанасий (Мартос) архиеп. ПЭ. Т. 4. Афанасий ( Могилев Владимир , даты рождения и смерти не установлены), игумен. Из Одессы. Эмигрировал в Сербию, состоял в юрисдикции РЗЦ, полковой священник 2-го полка Русского охранного корпуса в Югославии (4.8.19441945), в конце 2-й мировой войны эмигрировал в Австрию, избежал репатриации, служил в лагере для перемещенных лиц, после смерти жены пострижен в монашество, уехал в Западную Австралию (1948), основатель и 1-й настоятель Покровской церкви в Мельбурне (19481949), настоятель Св.-Петропавловской церкви в лагере для перемещенных лиц «Нортгам» в г. Перт (194917.1.1951), настоятель церкви в г. Альбани (19511953), переехал в Иерусалим, состоял в Иерусалимской Духовной Миссии. Лит.: Протопопов М., прот. Архиепископ Феодосий Австралийский. Мельбурн, 2000. Афанасий ( Нечаев Анатолий Иванович ; 31.4.1886, Пензенск. губ. – 14.12.1943, Париж, Франция), архимандрит. Из семьи крестьян. Окончил духовное училище и Пензенскую Духовную семинарию, до революции работал железнодорожником, выехал из Советской России в Финляндию (май 1923), работал в Армии Спасения, поселился в Париже и поступил в Св.-Сергиевский богословский институт (1925), пострижен в монашество (4.12.1926), иеродиакон (6.12.1926), иеромонах (30.10.1927), рукоположение совершил митр. Евлогий (Георгиевский) в храме Сергиевского подворья в Париже, состоял в юрисдикции митр. Евлогия, священник при обители Нечаянной Радости в Ливри-Гарган под Парижем (27.5.19281.5.1931), настоятель церкви в Монбаре (15.9.19291.5.1931), откололся от митр. Евлогия и выбрал юрисдикцию МП по верности митр. Сергию (Страгородскому) (13.5.1931), помощник настоятеля храма Трехсвятительского подворья в Париже (19311933), архимандрит (1932), настоятель Трехсвятительского подворья (19331943) и благочинный приходов МП во Франции (19331943), во время оккупации Парижа немцами помогал преследуемым евреям, за что был арестован во время молебна в церкви (31.9.1942) и подвергнут допросам гестапо, умер от изнеможения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010