29 Ист. России Соловьева, т. X, стр. 326. – Церк. ист. митр. Платона, т. II, стр. 197 – 12-е возражение Никона на вопр. Стрешнева и отв. Паисия Лигарида. (Госуд. Арх., дело патр. Никона). 37 При дальнейшем исследовании дела патр. Никона оказывается, что титулование Никона «великим государем» было главнейшей причиной ненависти бояр к Никону, а затем и полнейшего к нему охлаждения царя. Об этом говорит сам Никон в одном из писем к Алексею Михайловичу. 38 Послание патр. Ник. к Паисию м. Газскому. Перехв. грам. Ник. к Цареград. патр. Дионисию; сказка Афанасия Матюшкина, поданная 15 февр. 1660 г. 40 Сказка Афанасия Матюшкина, взятая у него 15 февраля 1660 г. (Госуд. Арх., дело патр. Никона). 42 Сказки митр. Питирима и архиеп. Иоасафа. – В жизнеописании патр. Никона (изд. Воскр. мон.), стр. 178, сказано, что после разговора с Никоном Ромодановский удалился, а Никон отправился к праздничному всенощному бдению. 47 5-е возражение Никона на вопр. Стрешнева и отв. Лигарида. Перехваченная грам. Никона к Царегр. п. Дионисию. 50 Сказки митр. Питирима и архиеп. Иоасафа, митр, сербск. Михаила, Успенского собора протопопов Михаила и Кондрата и священника Федора Терентьева. – В ист. России Соловьева т. XI (изд. второе) в 67-м примеч. сказано, что следующее изложение Никонова дела составлено по подлинным документам, хранящимся в Госуд. Архиве между столбцами приказа тайных дел; но между этими документами и сведениями, сообщенными в истории, заключается разность. В означ. томе на стр. 258 сказано: «Принесли мешок с простым монашеским платьем; но тут толпа двинулась и отняла мешок». – По сказкам, здесь приведенным, мы видим, что мешок с монашеским платьем принесли Никону в ризницу. Здесь народ не бывает, но в это время тут были митрополиты и другие власти; они и отняли мешок с монашеским платьем. 51 Сказки: митропол. Питирима и архиеп. Иоасафа, митр. серб. Михаила, бояр. кн. А. Н. Трубецкого, архим.: Новоспасского Иосифа н Хутынского Тихона, Усп. соб. протопопов: Михаила и Кондрата, ризничего дьякона Иова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Имябожники скрыли ее от братии, объявив ей, приезду из Ватопеда, что Ватопед на их стороне, между тем как Ватопед грозил в этой бумаге изгнать из скита всех, кто будет продолжать исповедовать учение означенной книги. – прим монаха Климента). Дважды еще о. Антоний задал вопрос о. Иерониму, отказывается ли он от власти, и, не получив желаемого ответа, крикнул – На ура, братцы! И первый прыгнул на большой письменный стол, за которым сидел игумен Иероним со своими единомышленниками. Последних было в игуменских покоях человек сорок-пятьдесят. Что произошло дальше, о том мы находим любопытнейшие сведения в дневнике монаха Николая Протопопова, очевидца и участника сражения. (Протопопов – один из главарей имябожнического бунта. прим, монаха Климента). «Отец Антоний вскочил на стол для того, – повествует монах Николай, – чтобы его не задавили, так как он из себя малосильный и небольшого росту. Первым долгом о. Гавриил и иеромонах Иаков (сторонники о. Иеронима) ухватили о. Антония за горло и начали душить, так как его считали всему делу головой, сильным в деле и на словах. Им хотелось его убить и этим погасить все дело. Но их попытки оказались тщетными. Гавриилу дали одну «столбуху» и он онемел, выпустил о. Антония. На Иакова бросился о. Афанасий и, вцепившись в бороду, оттащил от о. Антония, и последний стал невредим». (О. Антоний бросился на стол, очевидно, с целью вытащить игумена из-за стола. Это можно заключать из того, что он протягивал к игумену руки. Но братия до сего его не допустила. Я стоял с игуменом рядом и не видел, что о. Антоний был кем- либо из братии бит или душим. О. Протопопов говорит, что душили о. Антония о. Гавриил и иеромонах Иаков, а сам о. Антоний в своей статье «Моя борьба с имяборцами на Святой Горе» («Исторический Вестник») указывает вместо иеромонаха Иакова о. Досифея. Это их разногласие, конечно, говорит не в их пользу. Заявление же о. Протопопова, что хотелось отцам Гавриилу и Иакову убить о. Антония и тем кончить все дело, совершенно не имеет никакого смысла, так как этим дело не только не окончилось, но и еще бы более обострилось.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

Лукиан Федотович Протопопов с 31 октября 1798 г. по 12 марта 1813 г. Он был переведен в Успенский собор из С-Петербургского лейб-гвардии полков Преображенского собора на 56 году от роду: скончался 70-ти лет. В 1812 г. во время нашествия на Москву французов прот. Л.Ф. Протопопов удалился в Ярославль и долго по изгнании из Москвы французов не являлся на место своего служения, что было ему поставлено в вину. Александр Афанасьев с 30 сентября 1813 г. По 17 февраля 1816 г. Назначен протопресвитером из сакеллариев Успенского собора: а на эту должность был перемещен из Верхоспасского собора, что за золотою решеткой. На должности протопресвитера скончался 74 лет. Он приходился близким родственником Высокопреосвященному Филарету, Митрополиту Московскому, именно: отец матери Митрополита Филарета, Евдокии Никитичны, Никита Афанасиевич, был родным братом протопресвитера Александра Афанасиевича. Иаков Дмитриевич Никольский с 13 марта 1816 по 28 ноября 1839 г. О предшественниках протопресвитера И.Д. Никольского, к сожалению, мы не могли дать более подробные сведения, потому что до него не было в обычае вести и представлять начальству послужные списки членов причта Успенского собора. Таковые списки начали составляться только с И.Д. Никольского. Из его послужного списка мы узнаем, что он был сыном священника Покровского уезда, Владимирской губернии. Обучался в Троицкой Лаврской семинарии латинскому, греческому, еврейскому языкам, риторике, философии и богословию. По окончании курса богословского учения в 1787 году, он был послан в Московский греческий Николаевский монастырь для изучения разговорного ново-греческого языка, причем вторично проходил богословские науки в Московской славяно-греко-латинской академии. С 1788 года, в течение семи лет, он был учителем в Лаврской семинарии, сперва греческого и еврейского языков, преподавал катихизис, а потом риторику, вместе с поэзией и историей, продолжая обучать и еврейскому языку и преподавал также катихизис. После семилетнего прохождения учительских должностей в Троицкой Лаврской семинарии, в 1795 году он был переведен во священника Христорождественской, что в Кудрине, Пречистенского сорока, г. Москвы, церкви: ставленная грамота была выдана ему за подписью Высокопреосвященного Платона, Митрополита Московского.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Marko...

3) Синодик 1735 года, переписанный при о. игумене Ефреме со старых синодиков, из которых первый был устроен в 1718 г. Синода обер-прокурора Львова, св. синода обер-секретаря Леванидова, полковника Ивана Карпова, полковника Стефана Козадавлева, Войска Донскаго полковника Ивана Андреевича, князя Григория Путятина, дьяка Михаила Воинова, дьяка Феодора Маслова, с.-петербургских купцов: Саввы Яковлева, Зимина, Майданова, Роговикова, Чуркина, Бармина... Роды с города Выборга: выборгскаго протопопа Мокия Лавреньтева, выборгскаго губернатора Афанасия Стефановича Исаакова, подполковника Воронина,... Роды с города Олонца и Одонецкаго уезда: олонецкаго собора протопопов: Дометия Петрова и Леонтия Андреева; священников; олонецких купцов: Анцыфирова, Баршина, Чогина, Мегрецкаго, Шагевскаго, Осипова, Борикова и других; роды с города Кексгольма и его уезда: кексгольмскаго собора протопопов: Иоанна Федорова и Никифора Григорьева, священников и причетников; Войска Донскаго полковников Андреева и Хрисанова..., роды с Кексгольмскаго уезду Якимварскаго погоста, Сердобольскаго погоста, Шуйстомской волости, Имбилахты, Шуезерскаго, Салминскаго. Роды с города Ладоги: священника Василия Григорьева, купцов: Артемия, Шарова, Богатырева, Барсукова...; роды с Сермаксы и разных других городов, и 4) Синодик, составленный при о. игумене Назарии с братиею в 1801 году, писанный полууставом; в нем заключаются 1486 родов благотворителей. Он украшен четырмя картинами; на первой изображены преподобные отцы Сергий и Герман Валаамские чудотворцы; на второй – два монаха над костями почившаго брата; за ними смерть с косою в одной руке и эмблемою скоротечности времени в другой, кругом надписи: „летит время сие часами, во дни и в нощи яко крылами”. – „Ох, три вещи содержат мя печали века сего: первая – яко имам умрети, вторая – яко не вем когда, третия – не вем, где тамо обрящуся”. „О любимый брате, зри на сию главу, сердцем умилися, очами прослезися, – сия глава сама о себе сказует и подобие нам свое показует: аз бых, яко же ты, ты же будешь, яко же аз”.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пути проникновения всевозможных распевов в репертуар Г. п. д. были различными: пребывание в Москве либо вызов на столичную службу выдающихся мастеров пения из др. певч. центров, миграция певч. книги, приезды в столицу архиерейских певчих или иных хоров. Так, во время швед. оккупации Новгорода в нач. XVII в. часть певцов-новгородцев оставалась в Москве, что способствовало распространению софийского распева. После зачисления в Г. п. д. укр. «спеваков» получил признание киевский распев и появился греческий распев . В творчестве Г. п. д. нашел отражение стиль партесного многоголосия, активно развивавшийся в России в кон. XVII-XVIII в. Наиболее значительными авторами партесных гармонизаций были уставщики С. И. Беляев и И. М. Протопопов , а среди мастеров партесного концерта следует отметить выдающегося композитора петровской эпохи В. П. Титова , к-рому принадлежит ок. 200 сочинений (концерты и «Службы Божии»). Состав и социальное положение Комплектовался хор Г. п. д. из наиболее талантливых в муз. отношении людей, к-рые выявлялись в различных районах и в разных слоях населения. Число Г. п. д. восполнялось их же детьми и родственниками, певчими из архиерейских хоров, представителями посадского населения (новгородцы, ростовцы, казанцы, суздальцы, псковичи, вологжане и т. д). С 1648-1649 гг. в молодые певчие царского хора был зачислен сын Ивана Никифорова. В 1665 г. в том же хоре начал службу Иван Сергеев Голутвинец, а в нач. 70-х гг. сюда приняли и его брата Владимира. Иван Смагин был «взят у архиепископа» в хор Иоанна Грозного, где числился в 1573 г., принят был в Г. п. д. и Максим Афанасьев Сибирец, прибывший в Москву с семьей в нач. 60-х гг. XVII в. и служивший до этого в хоре Сибирского архиепископа. Царской грамотой от 21 февр. 1664 г. в Ярославль предписывалось воеводе «сыскать» посадского человека Василия Калинина, дать ему подводы и выслать в Москву «тотчас». В столице Василий под прозвищем-фамилией Ярославцев служил сначала Г. п. д., а затем крестовым дьяком цариц до сер. 80-х гг. Из среды духовенства в Г. п. д. служили, как правило, дети протопопов, попов, диаконов, соборных ключарей (в документах они обычно встречаются с соответствующими именами - Ключарёвы, Дьяконовы, Поповы, Протопоповы).

http://pravenc.ru/text/166319.html

из 4 привилегированных конфессий (12 дек. 1701). Тем временем Вену посетил митр. Афанасий, пытавшийся защититься от обвинений в аморальном поведении и тайных связях с валашским господарем. Он подписал исповедание веры Тридентского Собора и обязался сохранять единство с католич. Церковью и верность императору. Т. о., правосл. Трансильванская митрополия была заменена униатским еп-ством; 25 июня 1701 г. Афанасий вернулся в Алба-Юлию и занял кафедру. Вскоре К-польский патриарх Каллиник II Акарнан анафематствовал Афанасия; правосл. противники унии при поддержке протестант. знати активизировались и в Трансильвании, где их центром стал г. Брашов; свящ. Йоан (Йов) Цирка объявил себя правосл. епископом Трансильвании и вскоре вступил в унию с кальвинистами. После кончины Афанасия (Ангела) (19 авг. 1713) протопопы избрали на кафедру сначала венг. иезуита, затем немца-католика, но их кандидатуры были отвергнуты австр. властями. В конце концов вопреки желанию протопопов имп. Карл VI (1711-1740) назначил иезуита Йоана Джурджу Патаки (1721-1727), к-рый перешел в орден василиан. Сразу после возведения на кафедру тот вступил в конфликт с Дьёрдем Мартонфи, лат. епископом Алба-Юлии, стремившимся подчинить себе униат. епископа. В результате неоднократных обращений еп. Й. Дж. Патаки папа Римский Иннокентий XIII (1721-1724) издал буллу «Rationi congruit» об утверждении униатской епископской кафедры и об освобождении ее от подчинения лат. иерархам (18 мая 1721). Ко времени издания буллы кафедра была перенесена из Алба-Юлии (соборная церковь была разрушена при строительстве цитадели) в Фэгэраш, где Патаки ранее был священником. На совещании протопопов и иезуитов 15 нояб. 1728 г., состоявшемся после кончины еп. Й. Дж. Патаки, был принят ряд дисциплинарных правил, в т. ч. запрещен переход из унии в Православие. Из предложенных кандидатов на епископскую кафедру император утвердил Йоана Мику-Кляйна, воспитанника иезуитов, принявшего затем монашеский постриг с именем Иноченциу (рукоположен 5 нояб.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

3. Синодик 1735 года, переписанный при отце игумене Ефреме со старых синодиков, из которых первый был устроен в 1718 г. Синода обер-прокурора Львова, Св. Синода обер-секретаря Леванидова, полковника Ивана Карпова, полковника Стефана Козадавлева, войска Донского полковника Ивана Андреевича, князя Григория Путятина, дьяка Михаила Воинова, дьяка Феодора Маслова; С.–Петербургских купцов: Саввы Яковлева, Зимина, Майданова, Роговикова, Чуркина, Бармина. Роды с города Выборга: выборгского протопопа Мокия Лаврентьева, выборгского губернатора Афанасия Стефановича Исаакова, подполковника Воронина. Роды с города Олонца и Олонецкого уезда: олонецкого собора протопопов: Дометия Петрова и Леонтия Андреева; священников; олонецких купцов: Анцыфирова, Баршина, Чогина, Мегрецкого, Шагевского, Осипова, Борикова и других; роды с города Кексгольма и его уезда: кексгольмского собора протопопов: Иоанна Федорова и Никифора Григорьева, священников и причетников; войска Донского: полковников Андреева и Хрисанова, роды с Кексгольмского уезда Якимварского погоста, Сердобольского погоста, Шуйстомской волости, Имбилахты, Шуезерского, Салминского. Роды с города Ладоги: священника Василия Григорьева, купцов: Артемия, Шарова, Богатырева, Барсукова; роды с Сермаксы и разных других городов, и 4. Синодик, составленный при отце игумене Назарии с братией в 1801 году, писанный полууставом; в нем заключаются 1486 родов благотворителей. Он украшен четырьмя рисунками; на первой изображены преподобные отцы Сергий и Герман Валаамские чудотворцы; на второй – два монаха над костями почившего брата; за ними смерть с косой в одной руке и эмблемой скоротечности времени в другой, кргом надписи: «летит время сие часами, во дни и в нощи яко крылами». – «Ох, три вещи содержат мя печали века сего: первая – яко имам умрети, вторая – яко не вем когда, третия – не вем, где тамо обрящуся». «О любимый брате, зри на сию главу, сердцем умилися, очами прослезися, – сия глава сама о себе сказует и подобие нам свое показует: аз бых, яко же ты, ты же будеши, яко же аз».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

—535— боре, теперь нет: например, древних предметов, ризницы и библиотеки, перемещенных из Успенского собора в Патриаршие, или Синодальные, ризницу и библиотеку. Протопресвитер А.Г. Левшин прослужили в соборе 31 год, дольше всех своих предшественников и доселе служивших преемников, начавши служение свое на 30-м году своей жизни и скончавшись 61 года. Лукиан Федотович Протопопов с 31 октября 1798 г. по 12 марта 1813 г. Он был переведен в Успенский собор из С.-Петербургского лейб-гвардии полков Преображенского собора на 56 году от роду; скончался 70-ти лет. В 1812 г. во время нашествия на Москву французов прот. Л.Ф. Протопопов удалился в Ярославль и долго по изгнании из Москвы французов не являлся на место своего служения, что было ему поставлено в вину. Александр Афонасьев с 30 сентября 1813 г. по 17 февраля 1816 г. Назначен протопресвитером из сакеллариев Успенского собора; а на эту должность был перемещен из Верхоспасского собора, что за золотой решеткой. На должности протопресвитера скончался 74 лет. Он приходился близким родственником Высокопреосвященному Филарету, Митрополиту Московскому, имению: отец матери Митрополита Филарета, Евдокии Никитичны, Никита Афанасьевич был родным братом протопресвитера Александра Афанасьевича. Иаков Дмитриевич Никольский с 13 марта 1816 по 28 ноября 1839 г. О предшественниках протопресвитера И.Д. Никольского, к сожалению, мы не могли дать более подробные сведения, потому что до него не было в обычае вести и представлять начальству послужные списки членов причта Успенского собора. Таковые списки начали составляться только с И.Д. Никольского. Из его послужного списка мы узнаем, что он был сыном священника Покровского уезда, Владимирской губернии. Обучался в Троицкой Лаврской семинарии латинскому, греческому и еврейскому языкам, риторике, философии и богословию. По окончании курса богословского учения в 1787 году, он был послан в Московский греческий Николаевский монастырь для изучения разговорного ново-греческого языка, при чем вторично проходил богословские науки в Московской сла-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кн. Острожский писал по этому поводу своему Киевскому наместнику Матеушу Воронецкому, чтобы он «неотволокную» с того пана Мировицкого и товаришов его враднику и подданным его милости митрополита справедливость учинил» 113 . Сами митрополиты ценили заботы Гулькевича и награждали его. Так, м. Илья Куча отдал ему два церковные села – Филимоновщину и Багринов, дозволивши владеть ими на правах отчины 114 , а преемник Ильи Кучи, м. Онисифор подтвердил за Богушем это право особым листом 115 . Из последнего десятилетия XVI в., когда митрополичью кафедру занимал Михаил Рогоза, известно четыре Киевских наместника, из которых двое были из протопопов и двое из панов. Первым по времени наместником Михаила Рогозы был пан Остафий Радовецкий, занявший должность наместника непосредственно после Гулькевича и, вероятно, именно в 1589 г. 116 Радовецкий держал Киевское наместничество не более двух лет (1589–1590). В конце 1590 г. мы видим в Киеве уже нового наместника Афанасия Одонея, который был протопопом Софийского Собора. Из деятельности этого наместника, в актах упоминается о его участии в деле Гедеона Балабана с Львовским братством. По приказанию Михаила Рогозы Афанасий Одоней ездил в Львов с тем, чтобы передать увещательное послание митрополита Гедеону и вообще чтобы собрать в Львове более точные сведения об отношениях Гедеона к братству. Кроме этого об Одонее известно, что он присутствовал на суде над Гедеоном, бывшем в январе 1591 г. в Львовском Успенском соборе под председательством самого митрополита 117 . После Афанасия Одонея Киевским наместником Михаила Рогозы был Иоанн, тоже из протопопов. В одной из соборных грамот Рогозы протопоп Иоанн упоминается под 1594 г. Поэтому нужно думать, что он занял должность наместника непосредственно после Одонея. Что же касается наместнической деятельности протопопа Иоанна, то об ней известно только то, что в 1594 г. 24 июня он присутствовал на соборе в Берестьи, бывшем под председательством Михаила Рогозы 118 . Наконец, последним наместником Михаила Рогозы, а вместе с тем и последним наместником обозреваемого нами периода был пан Гурин, от которого, между прочим, сохранилась опись церковных вещей, составлявших ризницу Софийского Собора в конце XVI в. Когда пан Гурин был назначен Софийским наместником, – не известно; но, как видно, он заведовал делами кафедры некоторое время и после Рогозы, при его преемнике – Ипатии Поцее, – т. е. уже в начале XVII века 119 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Алексиевской, на Мал. Алексеевской улице, свящ. Вит. Аникит. Красновского Алексиевской, на Глинищах, священ. Ал-дра Конст. Гиляревского —32— Андреестратилатовской, при Учительском Институте, на Б. Полянке, свящ. Тих. Ив. Сеньковского Антипиевской, у Колымажного двора, свящ. Влад. Иван. Протопопова Архангельского собора, прот. Вален. Ник. Амфитеатрова Архидиаконо-Стефановской, на Швивой горке, свящ. Викт. Павл. Зверева Афанасиево-Кирилловской, на Сивцем Вражке, свящ. Евлам. Иван. Троицкого Благовещенской, на Житном дворе, свящ. Ник. Конст. Лебедева Благовещенской. На Тверской, прот. Мих. Иван. Соболева Богородице-Рождественской, на Кулишках, священ. Аркад. Мих. Знаменского Богородице-Рождественской, в Ремесленной богадельне, свящ. Феокт. Вас. Черткова Богородице-Рождественской, в Рождественском монастыре, свящ. Ник. Ал-др. Ивановского Богородице-Рождественской, в Старо-Екатерининской больнице, священ. Павла Васильевича Покровского Богородице-Рождественской, в Старом Симонове, священ. Иак. Вас. Остроумова Богородице-Рождественской, в Столешниках, прот. Мих. Вас. Модестова Богородицкой. В Александр. Общине сестер милосердия, Священ. Ал-дра Вас. Озерецковского Богоявленской. В Елохове, прот. Иоанна Яковл. Березкина Варваринской, на Варварке, прот. Феофилакта Кротова —33— Василиевской, в Новой Деревне, свящ. Мих. Мих. Воронцова Введенской единоверческой, у Салтыкова моста, прот. Иоанна Гавр. Звездинского Введенской, на Лубянке, свящ. Ник. Петр. Антушева Введенской, в Мариинском Епарх. женском училище, свящ. Серг. Стеф. Гречанинова Введенской, в Мариинском женском училище Дамск. Попечит., священ. И. И. Сахарова Введенской, в бывом Новинском монастыре, прот. Феод. Иоан. Румянцева Введенской, в Семеновском, священ. Сим. Афан. Ковганкина Верхоспасского собора, прот. Ник. Вас. Благоразумова Власиевской, в Старо-Конюшенной, прот. Дим. Пет. Некрасова Воздвиженской, в Ямском училище, свящ. Мих. Петр. Сперанского Вознесенской на Б. Никитской ц., прот. Алексея Самсонов. Горского Вознесенской, на Гороховом поле, прот. Ник. Конст. Протопопова

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010