Статус монастыря среди др. обителей Москвы и окрестностей сохранялся и после перенесения на новое место. Об этом кроме прочего свидетельствует и участие его архимандритов в торжественных гос. церемониях. В чине поставления на великое княжение блгв. кн. Димитрия Иоанновича от 4 февр. 1498 г. отмечен архимандрит обители Афанасий (РФА. 1987. Вып. 3. С. 613). 21 дек. 1505 г., в день памяти свт. Петра, митр. Московского, он по повелению митр. Московского и всея Руси Симона крестил «на реце Москве у тайника» царевича Кудай-Кула (Худай-Кула) «и нарече имя ему во святом крещении Петр», а 25 янв. 1506 г. венчал в Успенском соборе Московского Кремля царевича Петра Ибрагимовича и вел. кнж. Евдокию Иоанновну, сестру вел. кн. Московского Василия III Иоанновича (ПСРЛ. Т. 13. С. 2). 18 окт. 1506 г. архим. Афанасий подписал крестоцеловальную запись кн. Константина Ивановича Острожского (СГГД. Ч. 1. 146. С. 403-404). 29 авг. 1515 г. архим. Афанасий вместе с тезоименитым протопопом освящал храм Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Москве (ПСРЛ. Т. 30. С. 142). Новоспасский мон-рь. Гравюра. Нач. XVIII в. Новоспасский мон-рь. Гравюра. Нач. XVIII в. В 1525 г. архим. Савва Грек вместе с Максимом Греком был обвинен в гос. измене и в ереси и отправлен в заточение в Возмицкий в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь ( Тихомиров М. Н. Рус. летописание. М., 1979. С. 164; ПСРЛ. Т. 24. С. 222; в Вологодско-Пермской летописи 1-м среди обвиненных назван Савва, оба охарактеризованы как старцы «святыя горы Афонскиа», а из мест наказания отмечен только Иосифов мон-рь (ПСРЛ. Т. 26. С. 313). См. также: ААЭ. Т. 1. 289. С. 341; Судные списки Максима Грека и Исака Собаки. М., 1971; Казакова Н. А. Очерки по истории рус. общественной мысли, 1-я треть XVI в. М., 1970 (по указ.)). Обращалось внимание на то, что в росписи Преображенского собора обители имеется изображение прп. Максима Грека, при этом подчеркивалось, что он был учителем архим. Саввы ( Морозов. 1982. С. 22). В то же время, когда создавалась роспись (1689), об архимандрите вряд ли могли помнить, не говоря уже о том, что Савва покинул настоятельство недобровольно и непочетно.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

Это посещение Архангельска Петром было последним при жизни преосвященного Афанасия. 6 августа, преподав благословение отправлявшемуся в путь победному монарху 47 , маститый святитель возвратился в Холмогоры и здесь, ровно через месяц, ночью на 6 сентября, с миром почил сном смертным, на 62 году от рождения. По утру удар соборного колокола дал знать пастве о кончине архипастыря. По облачении почившего в одежды святительского сана, тело его на ковре было перенесено в крестовую церковь . Здесь отправлена была протопопом с соборными священниками панихида. Гроб сделан был лиственный, обитый внутри черною каразеей. По положении тела, гроб был поставлен среди церкви; пред ним Евангелие и свечи. Во все продолжении времени от смерти до погребения была читана над телом псалтирь и отправлялись панихиды. По грамоте блюстителя патриаршего престола Рязанского митрополита Стефана, архимандрит Сийского монастыря Никодим с городскими священниками 12 ноября перенес гроб из крестовой церкви в собор и совершил литургию, во время которой на малом входе гроб перенесен был в алтарь. По окончании литургии совершен был соборно обряд отпевания по чину погребения монашеского, и усопший положен был в Преображенском соборе, над устройством которого так много и долго трудился, и в котором так любил благовествовать слово Божие. 48 На гробнице преосвященного Афанасия находится надпись: «Афанасий, архиепископ Холмогорский и Важеский, родился 7149 г., преставился 7211 г., сентября 6 дня. Священствовал 21 г. с половиною». Еще недавно на портрете, висевшем над гробницей его, можно было видеть лик этого святителя. Под портретом находится следующая надпись: Его же образ зриши здесь есть положенный. От временной ко вечной жизни преселенный. В мире зовом, Алексий по имени живый, Человека Божия делы изъявивый. Егда же суетнаго мира отвержеся, Афанасий во иноцех к тому наречеся. И сие делом исполни, Слова безсмертнаго Бысть во всем подражатель, тем и мысленнаго Стада его добр и бодр пастырь поставленный, И зде архиепископ первый учиненный

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

27 сентября расстрелян в пос. Бутово Ленинского р-на Московской обл. Арсений III (Черноевич; 1636–1706), Патриарх Печский Сербской Православной Церкви (1672–1706). С 1665 г. настоятель Печского монастыря. С 1669 г. митрополит Хвостенский. В 1690 г. возглавил переселение сербов, находившихся под турецким игом, в австрийские земли, где была основана самостоятельная сербская митрополия, стал первым ее митрополитом. Афанасий (Любимов Алексей Артемиевич; 1641–1702), архиепископ. В 1682 г. рукоположен в архиепископа Холмогорского и Важеского. Построил Холмогорский Преображенский собор и Успенский женский монастырь. Содействовал царю Петру I в его государственных делах. Афанасий (Протопопов Александр Федорович, 1783–1842), архиепископ. В 1823 г. хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. С 1826 г. епископ Нижегородский и Арзамасский. С 1932 г. архиепископ Тобольский и Сибирский. В 1836 г. преобразовал Кондинский Троицкий монастырь в миссионерский и основал при нем духовное училище для детей ненцев, коми и хантов. Афанасий (Сахаров Сергей Григорьевич; 1887–1962), священноисповедник, епископ Ковровский. Член Священного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. Вместе с проф. Б. А. Тураевым по решению Собора составил Службу Всем святым, в земле Российской просиявшим. В 1921 г. хиротонисан во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии. С этого времени свыше 20 лет с небольшими перерывами в ссылках и лагерях. С июля 1947 г. в Дубравлаге, где познакомился с митрополитом Нестором. В мае 1954 г. перемещен в Зубово-Полянский дом для инвалидов заключенных. Был председателем Богослужебно-календарной комиссии. На Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. причислен к лику святых. Афанасий (Соколов Андрей Григорьевич; 1801–1868), архиепископ. В 1841 г. хиротонисан во епископа Томского и Енисейского. С 1853 г. архиепископ Иркутский и Нерчинский. С 1856 г. Казанский и Свияжский. Баклановский Михаил, протоиерей. Находился вместе с митрополитом Нестором в Дубравлаге, после освобождения служил в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

В писцовой книге 1622-1624 гг. перечислены священно-церковнослужители обеих церквей: Воздвиженской - поп Офонасей Васильев, поп Тимофей Семенов, поп Степан Яковлев, дьяческай Петр Григорьев, церковный дьячок Грямкушка Ермолин, пономарь Ортюшка Семенов; Ап. Иакова - черный поп Тихон, дьячок Мишка Иванов, пономарь Трофимко Левонтьев, трапезник Ромашко Иванов, проскурница Овдотьица.Каменный собор строился благодаря попечению и трудам первого архиепископа Холмогорского и Важеского Афанасия. Прибыв в октябре 1682 г. на холмогорскую кафедру, Преосвященный на следующий год предпринял построение каменной колокольни для будущего кафедрального собора, оконченное в 1685 г. В том же году было положено основание собору следующим порядком: " Мая 11-го, в понедельник, по литургии, пришед архиерей из церкве, размерял место, где бысть соборной каменной церкви, и, по размерении, пел молебен Преображению, на каноне кадил, где основанию быти, и святою водою кропил. По молебне первее начал заступом копати, где стене быть, начен от востока, изимая земли по трижды, так и от прочих стран, по сих благословил прочих рвы копати. В тоже лето, Августа 27 числа Преосвященный Афанасий сотвори по чину требника Петра Могилы основание соборныя церкви Преображения Господня каменное " (Летопись Двинская. Цит. по: Краткое…, с. 233).Средства для строительства складывались из пожертвований из государевой казны, доходов от домовых архиерейских имений и пожертвований благотворителей. Всего на строительство собора, каменной колокольни и архиерейского дома было потрачено 6504 руб. 16 алт. 1 д. Из них выдано из казны материалами (железом, кирпичом, известью) на 1496 руб. 20 алт. 4 д. и деньгами в разное время - 1425 руб.В 1691 г. строительство собора было закончено. Поскольку средств на новый иконостас не хватало, Преосвященный Афанасий решил временно воспользовался иконостасом старого деревянного собора, разобранного в 1686 году и 14 марта 1691 г. указал поновлять старые образа из прежней церкви, а также писать новые. По окончании этих работ, произведенных иконописцами протопопом Феодором, диаконом Феодором и другими, архиепископ Афанасий освятил соборный храм 28 июля 1691 года.

http://sobory.ru/article/?object=07168

18. Никифор в 1555 г. был на поставлении Гурия, Архиепископа Казанского. Никон, летоп. ч. 7, стр. 23 и 232. 19. Галактион упоминается в 1561 г. в Июле, и 1562 г. Апреле. Продолжен. Древн. Росс. Вивлиоф. VII, 6, и Собрание Госуд. гр. I. стр. 46 и 89. 20. Афанасий II, духовник Царя Иоанна Васильевича, бывший Протопопом Благовещенского собора, В. Карпинским и сочинителем Истории Росс. Иерархии, изд. I, полагается в числе Настоятелей Новоспасских согласно с Каталогом Киевских Митрополитов, где сказано, что он хиротонисан на Российскую Митрополию 1564 года из Архимандритов монастыря Спаса на Новом, и потом оставя свой престол, уединился в этом монастыре 59 . Но перед посвящением Афанасия в Митрополиты на Новом был Архимандритом Галактион, 8 Апреля, 1565 года, посвящённый им в Епископа Крутицкого. Псковский и Александро-Невский летописцы 60 свидетельствуют нам, что Афанасий хиротонисан прямо из Чудовских монахов и за немощию велиею, оставив Митрополию, сшёл в монастырь к Михайлову чуду на своё постриженье. Это самое показывает, что Афанасий бывший только два года иноком, едва ли принадлежит к числу Настоятелей Новоспасского монастыря. Сам сочинитель иерархии во 2-м издании противоречит первому. Во 2 тетр. Памятн. Моск. Древн. И. Снегирева указано с вероятностью место погребения Афанасия в Успенском соборе. 21. Антоний I упоминается 1565, в Марте; 1566 г. в Апреле и Июле. Продолж. Древн. Росс.· Вивлиоф. ч. 6, стр. 158, 262 и ч. 7, стр. 39. 22. Вассиан II из игуменов Костр. Ипатьевского монастыря, 1572 г. присутствовал на соборе между Митрополиею о четвёртом браке Царя Ивана Васильевича, в 1575 г. Февраля 14 хиротонисан в Архиепископа Казанского, и того же года Мая 21 скончался. 23. Иов в 1575 г. переведён из Архимандритов Симонова монастыря, в 1581 г. Января 15 был на соборе об уложении Судебника; и в том же году хиротонисан в Епископа Коломенского; наконец был Патриархом Всероссийским. Скончался в Старице, 1607 г. Марта 8 дня. 24. Иоаким в 1581 г. а 1589, Июля 20, был на Соборе. Продолж. Древн. Рос. Вивлиоф. ч. 7, стр. 171.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Ияков Красноярской молыл: " Только бы-де воевода по государеву указу ехал прямою дорогою, и мы бы-де нужи такие не терпели " . И он, Афонасей, ево, Иякова, за то, бив кнутом, жжег до смерти. И к моему протопопову зимовью мертваго кинул под окошко, что он, Ияков, на пытке творил Исусову молитву... А иные ево Афонасьевы, ругательства сказать странно и страшно: при смерти их и причащать мне не давал, и пречистыя тайны у меня отнял и держал у себя в коробке» . По меньшей мере странно, что «светленький», обличая пренебрежение Пашковым своих обязанностей по организации церковной службы, ничего не велит передать командиру экспедиции об исправлении его духовного состояния - о покаянии. Не исключено, что Аввакум в каких-то случаях «сгущает краски», выставляя виновником во всем исключительно воеводу. Устойчивая «кровожадность» Пашкова несколько блекнет после аввакумовых упоминаний о том, что воевода, осознав содеянное, «задумався и плакать стал» , «стал... тужить» по нему и оказывал ссыльному священнику и его семейству милость ; к этой же категории можно отнести знаменитое высказывание протопопа: «Десеть лет он меня мучил или я ево - не знаю; Бог разберет в день века» . На основании сопоставления различных вариантов Жития Аввакума с Прянишниковским списком в изображении Афанасия Пашкова Н.С. Демкова заключает, что «в текстах редакций А и В можно отметить явную тенденцию к усилению черт злодейства в облике Пашкова» . Что интересно, имеется информация о жизни и деятельности Афанасия до его назначения в Сибирь. Будучи Кеврольским и Мезенским воеводой он «примерно в 1635 году» стал «первым ктитором и основателем» Свято-Артемиево Веркольского мужского монастыря. «По молитвам к праведному отроку,- читаем в истории обители,- выздоровел... смертельно больной сын... воеводы Афанасия Пашкова - Иеремия. В благодарность за такое чудо воевода на месте обретения мощей святого Артемия воздвиг церковь и несколько келий» . Из всего этого можно сделать вывод, что, при всей крутости нрава, безбожником Пашков не был.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Герман Литавор – Хребтович 1551–1558. 305 Еще при жизни Германа, король дал грамоту на полоцкую архиепископию боярину Глебу Ивановичу Корсаку, который, по смерти Хребтовича, и был с 1559 г. архиепископом, приняв имя Герасима. 306 В 1559 г. на виленском сейме обыватели земли полоцкой просили короля, чтобы, согласно с их древними привилегиями, «в дом Божий святой Софии и в дом Божий святого Спаса (в женском монастыре) и в люди тых церквей не вступоватися казати рачил, а ижбы его королевская милость, подлуг давного обычаю, опекунов церковных установити рачил». Король приказал полоцкому воеводе, вместе с ними, «избрать таких опекунов, из панов полоцких, двух особ для церквей Софийской и Спасской, которые пригледати будут, абы от владыки и от игуменьи имения церковные знищенья не терпели»; а по смерти их, владыки и игуменьи, они должны составить опись всему имению и сдать в целости посланцу господарскому, который владыку, або игуменью полоцкую, увязовати поедет». 307 В 1562 г. король отдал полоцкую архиепископию пану Гририю Марковичу Воловичу до его живота. Но Волович в том же году, до своего посвящения, скончался. В октябре того же 1562 г. наименован и после посвящен на полоцкую кафедру инок предтеченского полоцкого монастыря Арсений Шишка. Но, по взятии в следующем году Полоцка русскими, Арсений отведен был в плен и заточен в Спасокаменный монастырь, где и скончался. 308 С 1563 года полоцкими епископами московского поставленья были: Трифон Ступишин 1563–1566. Афанасий с 1566. Скончался и погребен в Кирилло-белозерском монастыре. Антоний, с 1572 митрополит всероссийский. Киприан, 1578. В 1579 году взят в плен Баторием. В то же время полоцкими епископами с литовской стороны были: Варсонофий Валах 1564–1576 и Феофан Богдан Рпинский, из марковских протопопов, с 1576; скончался в 1588 г. 309 Следующие епископы были также поставленья киевского митрополита. Афанасий (Андрей) Терлецкий, из лещинских архимандритов, 1588–1592. Он был родной дядя знаменитому поборнику унии Кириллу Терлецкому. 310

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Епископ Тверской Афанасий, хорошо знавший дарования и жизнь Тихона, выпросил его себе в епархию у архиепископа Дмитрия. В Твери он немедленно был поставлен в архимандрита Желтикова монастыря, а вскоре определен был в ректора Тверской семинарии и настоятеля Отроча монастыря. Быстро подвигался Тихон на поприще духовном; многим уже давно было известно внутренне его достоинство, и его ожидала высшая степень епископства, но не мечтал о себе Тихон, а смиренно трудился на предоставленном ему поприще. Он, по своему глубокому смирению, никогда не думал, что он может когда либо достигнуть степени епископской; он трудился всего более над своею душою и искал мыслями пустыни. «Я никогда и не мыслил о важном сане, рассказывал он в последствии. У меня были мысли непременно удалиться в пустынный монастырь, быть монахом и проводить уединенную жизнь. Близ города Твери была монастырская вотчина и при ней роща; положение места прекрасное и уединенное, я имел намерение в этой роще выстроить себе келью для уединения». Но промысл Божий судил иначе. Однажды в день Пасхи на божественной литургии, во время пения херувимской песни, Тихон подошел вместе с другими пресвитерами к архиерею, который вынимал части из просфор у жертвенника. «Помяни мя, владыко святый», сказал по обычаю архимандрит Тихон. Афанасий, забывшись, отвечал: «епископство твое да помянет Господь Бог во царствии Своем». Смутился смиренный Тихон, но архипастырь, улыбаясь, сказал: «дай Бог вам быть епископом!» Как открылось позже, в этот самый день первенствующий член Синода, митрополит Димитрий Сеченов, вместе с смоленским епископом Епифанием избирали викария для Новгородский епархии. Уже написаны были имена семи кандидатов, выбор которых должен был решиться по жребию, когда смоленский епископ просил приписать к ним еще имя ректора Тверской семинарии, Тихона. «Он еще молод, время не ушло», ответил митрополит Сеченов, однако велел записать. Три раза кидали жребий, и три раза выпадал жребий Тихона. «Ну, знать, так Богу угодно, быть ему епископом; я не туда назначал его», сказал митрополит.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В пустыне он жил в пещере, питался кореньями и ходил нагим зиму и лето. Об этом подвижник авва Агафоник, игумен лавры Саввы освященного, рассказывает следующее. «Однажды я пришел к пр. Пимену; я поговорил с ним, исповедал перед ним грехи свои, и так как был уже вечер; то он оставил ночевать меня в своей пещере, а сам пошел в другую. В эту ночь был сильный мороз, и я жестоко страдал от стужи. На утро пр. Пимен спросил меня: «как, чадо, проводил эту ночь?» «Прости меня, отче, всю ночь сильно страдал от холода», ответил я. «А я так ничего!» сказал Пимен. Удивляясь этому, так как преподобный был наг, я спросил его, почему он, не смотря на свою наготу, не пострадал от холода. Старец отвечал мне: «лев, пришедши, лег около меня и согрел меня». При этом он сообщил, что он будет заеден зверями. Когда я спросил его о причине такой его кончины, он сказал: «до своего пострижения в иноки я пас овец на своей родине; однажды мимо меня проходил какой-то человек, собаки мои бросились на него и разорвали его, я же, имея возможность избавить его от смерти, не избавил. Через несколько времени мне было открыто Богом, что и я умру такою же смертью». Вот что рассказывает о пр. Пимене авва Агафоник! Предсказание св. Пимена о своей смерти сбылось в точности: он был съеден зверями; время его жизни относится к VI веку (Четьи-Минеи. Луг духовн. по русск. переводу, §166). Св. Ливерия, папы Римского Св. Ливерий вступил на престол после Иулия I, в 352 году 22 мая, при императоре Констанции, и с самого начала своего правления был постоянным защитником св. Афанасия. Император Констанций ни угрозами, ни ласкательствами, ни через своих приближенных, ни сам лично не мог принудить его к осуждению св. Афанасия, а следовательно и православия, наконец послал его в ссылку в Берию во Фракии. Но когда Констанций въ 357 году был в Риме, народ и просьбами и угрозами испросил у императора возвращение папы в Рим. Однако прежде возвращения в Рим св. Ливерий был вызван на 3 Сирмийский собор, полуарианский по своему направлению, где был принужден подписаться под определение веры этого собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Афанасий обещал предать все это забвению. Он продолжал увеличивать обитель различными постройками. Однажды отправился он вместе с братиею осматривать одну из недоконченных построек. Когда он вместе с шестью монахами взошел на верх здания, оно обрушилось. Пять человек были задавлены камнями, но св. Афанасий оставался жив в течение некоторого времени; по крайней мере иноки начавшие разрывать камни и мусор, слышали голос преподобного, раздававшийся из под развалин. Когда его откапали, он был уже мертв. Все тело его было невредимо и только на правой ноге оказалась рана. На погребение Афанасия стеклись все иноки Афона. У его гроба совершались чудеса. (Четьи-Минеи. Афонск. Пат.). Пр. Лампада Преподобный Лампад подвизался в Иринополе. От юности он посвятил себя постническому житию, жил богоугодною жизнью и удостоился дара и многих чудес при жизни и по смерти. (Четьи-Минеи. Месяц. Вост. А. Сергия. Т. 2. Заметк.). Св. муч. Анна одно лицо с Агнией, память которой празднуется 21 января. Она многих блудниц обратила ко Христу, творила чудеса и была сожжена, как волшебница. Кирилла – Кигрилла, она скончалась с Феодором. См. 4 июля. (Месяц. всех свят. Месяц. Вост. А. Сергия. Т. 2. Зам.). Обретение мощей преп. Сергия Радонежского Слава. о святости и чудесах преподобного Сергия распространилась еще при его жизни. Посл его кончины многие приходили молиться при его гробе. Один благочестивый муж, во время усердной молитвы, был охвачен дремотою и увидел св. Сергия, который обратился к нему с такими словами: «скажи игумену этой обители, напрасно так долго оставляют меня под землею». Пробудившись, он сказал о своем видении игумену Никону, ученику св. Сергия. Когда духовенство, князья и бояре открыли гроб, воздух наполнился благоуханиями; тело святого оказалось нетленным и даже одежда нимало не поддалась порче. Мощи святого, при пении псалмов и песней, положены были в раку. Это было в 1423 г. Над гробом святого заложена была каменная церковь . (Пролог). Преподобномуч. Киприан пострадал от турок в Константинополе в 1679 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010