Трехголосная Обедня Бортнянского не представляет собою полного музыкального изложения всей Литургии св. Иоанна Златоустаг о. Если не считать весьма слабую по замыслу и неудовлетворительную по голосоведению Литургию Афанасьева (была издана в начале 70-х годов), то первое полное музыкальное изложение Литургии принадлежит вдохновению Чайковского (издана в 1880 году). Это замечательное духовно – музыкальное творение может служить образцом ясного художественного сознания необходимости музыкально иллюстрировать не отдельные песнопения, а целый богослужебный чин. Тот же Чайковский музыкально изложил чины Вечерни и Утрени – под общим наименованием Всенощного Бдения. Жаль, что этот гениальный композитор, отдавшись симфонии и опере, сравнительно мало уделил своего вдохновения русской церковной музыке, иначе сокровищница отечественного православного церковного пения обладала бы, вероятно, теперь многими богослужебными чинами в его умелом художественно-музыкальном изложении. Чайковский заслуживает особенной признательности за то, что увлек за собою других талантливых песнотворцев, которые, оставив писание отдельных песнопений, принялись за музыкальное изложение целых Богослужебных чинов (так напр. А. А. Архангельский написал две полных Литургии). Собственно говоря, только по музыкальным изложениям целых богослужебных чинов и их самостоятельных отделов, а не по отдельным херувимским, «Тебе поем», «задостойникам», «Слава в вышних Богу» и. т. п., можно с убеждением судить о талантах духовных композиторов. Только по таким певческим творениям, которые обнимают собою целые службы Божии, можно открывать звезды на небосклоне русского церковно – музыкального творчества. Одною из таких новооткрывающихся звезд следует считать г. Гречанинова – вдохновенного автора канона «Волною Морского». Им же недавно издана полная Златоустовская Литургия для смешанного хора, достойная особенного к ней внимания со стороны истинных ценителей художественного церковного пения. XII Итак, Чайковский начинает собою ряд духовных композиторов, сознавших необходимость писать музыку на целые богослужебные чины, а не на отдельные песнопения этих чинов, как раньше практиковалось у нас в течение почти двух столетий.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Protopo...

Идут они путем-дорожкой, и близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли – приходят ко дворцу Елены Прекрасной; говорит бабка голубая шапка: «Ты, Василий-царевич, останься за воротами, а я пойду к Елене Прекрасной в буду за тебя сватать». Входит она к Елене Прекрасной в комнату и сказывает: «Матушка Елена Прекрасная! Я пришла сватать тебя за Василья-царевича». Елена Прекрасная спрашивает бабку голубую шапку: «А где же Василий-царевич?» Она отвечает: «Василий-царевич остался за воротами; не спросясь, не смеет взойти». Елена Прекрасная тотчас приказала взойти Василью-царевичу, глянула на него, и он ей весьма понравился; посылала она царевича в другую комнату, давала ему двух слуг и почитала его женихом своим; а бабка глубая шапка говорит: «Ах, матушка Елена Прекрасная! Ему брат подарил на тулуп сорок сороков черных соболей, чистого золота на пуговицы, зеленого шелку на петельки и приказал ко христовской заутрене шубу сшить, и чтобы в каждой пуговице пели птицы райские, кричали коты заморские». Елена Прекрасная, выслушав, отвечает бабке, что все будет готово. Бабка голубая шапка распростилась и ушла. Под вечер Елена Прекрасная выходит на свой крылец и кричит: «Гой еси, братец Ясен Сокол, лети ко мне скоро-наскоро, время-навремя!» И вот прилетает Ясен Сокол, ударился о крылец и сделался удал молодец. «Здравствуй, сестрица!» – «Здравствуй, братец!» Кое о чем потолковали, посудачили; наконец Елена Прекрасная сказала своему братцу: «Я выбрала себе жениха, Василия-царевича; сшей ты ему тулуп ко христовской заутрене». Отдает ему сорок сороков черных соболей, чисто золото на пуговицы и зеленый шелк на петельки и накрепко наказывает, чтобы в каждой пуговице пели птицы райские и мяукали коты заморские и чтобы тулуп непременно был готов вовремя. «Не беспокойся, сестрица, все будет сделано». А Василий-царевич того и не ведает, что завтра будет с обновою. Только заблаговестили заутреню, прилетел Ясен Сокол, ударился о крылец, сделался удал добрый молодец; сестрица выходит встречать брата, а он отдает ей готовый тулуп. Поблагодарила Елена Прекрасная своего братца за такую услугу, отослала эту одежу к Василью-царевичу и приказала надеть. Обрадовался царевич, нарядился и приходит в комнату Елены Прекрасной. Она тотчас приказала заложить в повозку лошадей, чтобы ехать к заутрене; перед отъездом отдала ему три яичка: «Первым яичком похристосовайся с протопопом, второе отдай брату Ивану-царю, а третье тому, кто тебе больше мил; а в церкву войдешь – становись впереди своего братца родного». Приезжает он к заутрене и становится, как ему велено, поперед брата. Царь не узнал его, сам с собой думает: что это за человек?

http://azbyka.ru/fiction/narodnye-russki...

Но это же следственное дело устанавливает и более близкие связи его с киевлянами и их наукой. Сошедшиеся 5 марта в келье чернца Саула противники латыни беседовали не только об уехавших в Киев любителях западного просвещения. Они, по извету Саула, шептались еще между собою: «учится у киевлян Федор Ртищев греческой грамоте, а в той де грамоте и еретичество есть». На допросе Костка Иванов подтвердил, что, действительно, у них на масленице был разговор у старца Саула, при чем Лучка Голосов и Ив. Засецкий просили его, Константина, известить Благовещенского протопопа (Стефана Вонифатьева), что «он, Лучка, у киевских чернцов учиться не хочет: старцы не добрые, он де в них добра не познал, добраго учения у них нет: ныне де он манит (угождает) Федору Ртищеву, боясь его, а вперед де учиться никак не хочет», ибо «кто де по латыни научится, и тот де с праваго пути совратится». «Старцы-киевляне всех укоряют и ни во что ставят благочестивых протопопов Ивана и Стефана и иных; враки де они вракают, слушать у них нечего 60 »... В зиму 1649–1650 г. учить любознательных москвичей латинскому и греческому языкам могли только что прибывшие из Киева Епифаний Славинецкий и Арсений Сатановский (последний только латыни: греческого языка он не знал), не говоря о ранее приехавших без вызова киевлянах. Хотя Славинецкий и Сатановский были приглашены, судя по царской грамоте 14 мая 1649 г., «для справки библеи греческие на словенскую речь», – им было поручено и «риторское учение». Последнее выступает как цель (вторичная) и в докладе об их приезде, и в других местах официальных документов 61 , и в литературных памятниках 62 . И это обучение было не только в намерении, но и осуществилось, судя по действительно составленному Славинецким для учебных надобностей Лексикону, о чем говорит и «Житие” Ртищева, по тому преданию, которое называет ряд его «учеников» Ртищева, чудовских стариков Евфимия и Германа справщика, Игнатия Корсакова, впоследствии Тобольского митрополита, Афанасия Любимова, после Холмогорского архиепископа 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

В 1918 г. официально ликвидированный К. м. был зарегистрирован как 1-я трудовая артель, при к-рой действовали больница, мастерская по пошиву одежды и ремонту обуви. По описи 28 июля 1922 г., на территории мон-ря проживали настоятельница (с 1907) игум. Ангелина (Гуляева Ангелина Никаноровна) и 118 насельниц. Богослужения совершал свящ. Иоанн Афанасьевич Протопопов (1859 - 30-е гг. XX в.). В июле 1922 г. Ревтрибунал создал Комиссию по ликвидации К. м., состоявшую из представителей отдела управления губисполкома, губколхоза и др. орг-ций. В результате деятельности комиссии было описано и изъято монастырское имущество, часть к-рого в окт. того же года передана в музей г. Калуги. Трудовая артель была упразднена. Все трудоспособные монахини выселены в 2-недельный срок, а нек-рые из них осуждены на срок от 6 месяцев до полутора лет за «укрытие церковных ценностей» при изъятии, производившемся на основании постановления ВЦИК от 16 февр. 1922 г. Мн. сестры поселились в Калуге, служили псаломщицами, регентами в городских храмах, посещали Богоявленскую ц., в к-рой служили бывш. монастырские клирики свящ. И. Протопопов и диак. Иоанн Зарецкий. 27 мая 1931 г. отцы И. Протопопов, И. Зарецкий, игум. Ангелина и монахини бывш. обители (более 43 чел.) были арестованы и обвинены в создании «контрреволюционной группировки церковников, ведущей ярую антисоветскую агитацию с целью восстановления царского строя», а также в помощи ссыльному духовенству. Решением тройки при ПП ОГПУ по Московской области от 28 июня 1931 г. на основании ст. 58-10-11 УК РСФСР отцы И. Протопопов, И. Зарецкий, игум. Ангелина и неск. монахинь были приговорены к 5 годам исправительно-трудовых лагерей с заменой их высылкой в Казахстан. Церковь во имя свт. Гурия Казанского. Фотография. 2006 г. Церковь во имя свт. Гурия Казанского. Фотография. 2006 г. С 1926-1927 гг. в Казанском соборе мон-ря размещался Гос. архив Калужской обл. Во время нем. оккупации Калуги на территории мон-ря был устроен концлагерь, в к-ром содержались 154 заключенных, при отступлении нем. войск из города его подожгли. Казанская ц. пострадала при обстрелах. В 60-х гг. XX в. к алтарю храма был пристроен 2-этажный корпус для читального зала и рабочих кабинетов ГА Калужской обл. По воспоминаниям горожан, в 60-х гг. в Калуге проживала бывш. насельница К. м. мон. Иринея, вернувшаяся из заключения.

http://pravenc.ru/text/1320163.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Афанасий (Протопопов), архиеп. Тобольский (Протопопов Александр Федорович; апр. 1783, г. Любим Ярославской губ.- 21.09.1842, Тобольск), архиеп. Тобольский и Сибирский. Сын протоиерея, впосл. принявшего постриг и возведенного в сан архимандрита Толгского ярославского мон-ря . А. Протопопов учился в Ярославской ДС, к-рую окончил в 1804 г., как лучший ученик был оставлен на преподавательской должности, занимался переводами с лат. и греч. языков. В 1809-1814 гг. учился в СПбДА, к-рую окончил со степенью магистра богословия. В 1814 г. принял постриг с именем А., был рукоположен во иеромонаха и назначен инспектором СПбДА. 18 марта 1816 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем казанского в честь Преображения Господня мон-ря и ректором КазДА. Вслед. закрытия КазДА 28 июля 1817 г. переведен ректором в Тверскую ДС и настоятелем Макариева калязинского мон-ря . В 1823 г. находился в С.-Петербурге на чреде священнослужений, преподавал Закон Божий в 1-м кадетском корпусе. 29 июля 1823 г. А. был хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. 13 окт. 1826 г. назначен епископом Нижегородским и Арзамасским, по инициативе А. началось строительство Спасо-Преображенского собора в Н. Новгороде. С 24 янв. 1832 г. архиепископ Тобольский и Сибирский. Несмотря на то что назначение в Сибирь воспринял как ссылку, прекратив переписку со мн. архиереями, в т. ч. с Московским митр. свт. Филаретом (Дроздовым) , на Тобольской кафедре активно потрудился на миссионерском и просветительском поприще. Преобразовал в 1836 г. Кондинский Троицкий мон-рь Тобольской губ. в миссионерский и основал при нем ДУ для детей ненцев, коми и хантов. Значительно пополнил б-ку и минералогический кабинет Тобольской ДС как собственными пожертвованиями, так и выписанными из С.-Петербурга. Богатая б-ка А. после его кончины поступила в Тобольскую и Тверскую семинарии. А. является автором неск. проповедей, а также оставшихся в рукописях «Записок по каноническому праву», «Материалов по церковным древностям», «Описания качеств и действий Иисуса яко Христа и Сына Божия» (в 1878 это соч. было пожертвовано митр. Исидором (Никольским) в б-ку СПбДА), перевода с латыни «Изложения Апостольского Символа веры».

http://pravenc.ru/text/76922.html

Мощи его перевезены в Киев и доселе нетленно почивают в церкви Софийской (О нетл. св. мощ.“ Протопопова, стр. 23). Св. мощи находили на камне. Так, напр., тело пр. Антония Римлянина лежало 450 лет в каменном гробе под полом, поверх земли. Его нашли на камне нетленным и самый покров на нем остался в целости („Странник, 1864 г., ч. 4). Мощи св. Афанасия Афонского (980 г.) найдены были нетленными под мусором развалившегося церковного здания. Мощи священномученика Автонома (313 г.) обретены нетленными под грудою камней („О нетл. св. мощей» Протопопова, стр. 28). Мощи св. Иакова Боровицкого в 1540 году принесены были на льдине на реке Мсте, против ее течения, и пристали к порогу Боровицкому; отсюда они были перенесены в Боровицкий Духов монастырь; а в 1657 году патр. Никон перенес их в г. Валдай, в Иверский монастырь. Преподобные отцы наши: Авраамий, Леонтий и Иаков Ростовские, Никита и Даниил Переяславские, Никита Новгородский и некоторые другие жили посреди вод мутных, гнилых, наполненных вредными испарениями и по кончине своей погребены были в той же тонкой, болотистой местности. По естественному порядку вещей тела их должны были бы истлеть в самом непродолжительном времени. Однако через долгое время мощи этих угодников Божиих были обретены нетленными, каковыми и остаются доселе, сохраняемые чудодейственной силою Божиею («О нетл. св. мощей“, Протопопова, стр. 32. Сн. брош. Властова: „О нетлении св. мощей»).    Clement. Roman. 1 ad Corinmh.» n. 1, 34, 47, 57; Ignat. „epist. ad Smyrnens.“ n. 8; epist. ad Magnes. n.. 3, 6, 7. 52 ad Antonianum et epist. adlapsos.    „Тв. св. отц. в русс. иер. 1844, 1. стр. 142 – 145.    Тот. XI. 75 ет tom. X, 548, Venem. 1741.    Ambros. de offic. ministr. II, сар. 24, n. 123; dialog. contra Luciferian. сар. 4; Augusmin. contra Parmaniani, 1., сар. 3, n. 5; Gregor. Magn. epist. Magn. 61 adverus Anmioch. сн. 63 ad Theodorem.    „Послан. патриархов восточно-кафол. церкви о правосл. вере“ чл. 12.    Примеч. Кому возглашается анафема? „Отрицающим бытие Божие и Промысл Божий; называющим Бога не Духом, а веществом; не признающим равночестности лиц Пресвятой Троицы; отвергающим необходимость для людей вскупления Христова; хулителям приснодевства Божией Матери; не верующим в богодухновенность Священного Писания и в благодать Всесвятого Духа; отрицающим загробную жизнь, кончину мира, страшный суд, вечные награды праведникам и вечные же муки грешникам, не принимающим спасительных таинств церкви; не признающим вселенских соборов и вселенских преданий».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Вот вижу на другой день множество новых, незнакомых для меня лиц. Тут были тверитяне, ярославцы, костромичи, казанцы, симбирцы, астраханцы, сибиряки, кавказцы, из польских губерний, перешедшие из унии, – одним словом, представители половины России. Некоторые были осторожны или дики и не спешили знакомиться, другие же знакомились скоро и без особенных церемоний; между ними скорее всех сделался приятелем москвичей и нас вифанцев Флавий Вас. Скабовский, из Володимира, знатный и милый малый. Но сначала долго не сливалось наше общество; оно разделялось на малые корпорации между земляками. Уже после, когда нас окончательно расселили по номерам и мы начали ходить в классы, мы начали сближаться и сдружаться, смотря по обстоятельствам и характерам. Но москвичи в нашем курсе во все время оставались довольно отдельным и заключенным обществом, т.е. знались только между собой. Не чуждались они и иногородних, но собственное их общество не расплывалось. Некоторые, кажется, даже считали для себя честью и счастьем сближаться с москвичами; но я до этого не унижался, потому что как ни мало я о себе думал, но был горд и щекотлив, и не захотел бы искать места в обществе поклонами, ухаживаньем и угодничеством. Мои товарищи по семинарии, поступившие со мной в Академию, были следующие: Степан Иванович Зернов (ныне священник у Николы в Студенцах) 183 ; Алексей Осипыч Ключарев (ныне свящ. у Казанской у Калужских ворот) 184 ; Петр Петрович Счастнев (умер перед окончанием академического курса); далее я; за мной следовали волонтеры: Василий Иванович Куняев (умер в Варшаве на профессии); Михаил Иванович Протопопов (перед окончанием курса сошел с ума, теперь пьет, ходит вечным жидом и собирает гривенники у товарищей); Евгений Иванович Кедров (свящ. у Афанасия и Кирилла). – Москвичи нашего курса были: Ипполит Михайлович Богословский (священник у Успения на Могилыдах); Семен Иванович Протопопов (ныне архимандрит Серафим, профессор Казанской Академии 185 ; Сергей Константинович Смирнов (бакалавр Моск. Академии доныне) 186 ; Павел Алексеевич Некрасов (умер на профессии в Тамбове); Платон Николаевич Попов (умер суб-инспектором в Москов. семинарии), Василий Иванович Романовский (свящ. у Пятницы на Пятницкой); Иван Ефимович Световидов (свящ. у Николы Красный Звон); Феофилакт Ив. Кротков (протопоп в Новодевичьем монастыре); Павел Алексеевич Троепольский (ныне О. Платон, в Каменец-Подольской семинарии) 187 . Кажется все. Оказалось, что все были люди прекрасные и благородные. Один С. Ив. Протопопов чувствовал в себе течение особенной, какой-то фамильной крови, и серьезно доказывал это другим товарищам. Был еще один москвич, Илиодорыч, который походил на сумасшедшего и скоро воротился домой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Афанасий, архиепископ Тобольский и Сибирский (Протопопов Александр Федорович) Родился в апреле 1783 года в г. Любиме Ярославской губернии в семье священника. В 1805 году окончил курс Ярославской духовной семинарии и оставлен в ней учителем. В 1809 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1814 году со степенью магистра. В этом же году пострижен в монашество и назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии. С 18 марта 1816 года – ректор Казанской духовной академии и архимандрит Казанского Спасо-Преображенского монастыря. 28 июля 1817 года переведен ректором Тверской духовной семинарии и настоятелем Калязинского монастыря. 29 июля 1823 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. С 13 октября 1826 года – епископ Нижегородский. С 24 января 1832 года – архиепископ Тобольский и Сибирский. Скончался 21 сентября 1842 года (по РБС. – С. 373 – 21 сентября 1841 года). Погребен в Тобольском Софийском соборе, рядом с архиепископом Aмbpocueм II. С юных лет преосвященный Афанасий отличался необыкновенной любознательностью и любовью к уединению. Жажда знаний росла у него с годами, и он решил посвятить свою жизнь науке. Сознание того, что приобретенные богословские знания он не сможет в миру приложить к делу, а также любовь к уединению побудили его принять монашество. Имея прекрасное образование, преосвященный Афанасий обладал особым даром преподавания, он увлекал слушателей своим предметом, умел открывать дарования у воспитанников и возбуждать у них ревность к занятиям. Афанасий настолько увлекался наукой, что даже назначение его на епископскую кафедру было для него не совсем по сердцу. Но и в сане архиерея преосвященный не оставил научных занятий. За два года до смерти он изучил итальянский язык и намеревался заняться английским. Его познания в области Священого Писания, богословских и исторических наук, а также археологии, географии, литературы, естественных наук, особенно зоологии, минералогии и геологии были весьма обширны. Много занимался преосвященный Афанасий философией. Но, к несчастью, философские идеи на время в какой-то мере затемнили у него ясность Евангельского учения. Его стали мучить даже сомнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Анны 1 ст. В 1807 г. переведен в Астрахань архиепископом; но чрез год испросил себе увольнение, по причине расстройства здоровья, и на пути в Глуховский полтавский монастырь скончался в слободе Ровеньках, воронежской губернии, 5-го ноября 1808 г., и погребен в тамошней приходской церкви. Он перевел и дополнил книги: 1) Нетленная пища, напечат. в Москве 1794 г. и вторично 1799, в 4 д. л. гражданскими буквами. 2) Приточник евангельский, напеч. 1796 г. в Москве в 4 д. л. также гражд. буквами. 3) Собрал из разных авторов классическое сокращение Богословии на латинском языке для казанской академии, напечат. в С.-Петербурге 1799 г. и вторично в Москве 1805 г. в 8 д. л. 2) Ксенофонт Троепольский (1799–1800), архимандрит, 1798 г. февраля 7 определен в Спасо-преображенский монастырь и вскоре – учителем философии в казанской академии, января 2-го 1799 г. – учителем богословия, а 24 августа того же года из Преображенского переведен в свияжский Богородицкий монастырь, и сделан ректором академии; в 1800 году января 15 хиротонисан в епископа свияжского, викария казанского и 24 февраля того же года переведен на Владимирскую епархию. 6) Афанасий (Александр) Протопопов (с 18 марта 1816 до августа 1817), с 1789–1804 г. обучался в ярославской семинарии; по окончании учения, как опытный студент, был оставлен в этой семинарии (1804–1809) учителем и проходил эту должность в низших классах до реторики. Избравши невесту по сердцу, учитель Протопопов подавал ярославскому пр. Антонию Знаменскому прошение об определении его на праздное диаконское место к одной из ярославских церквей. Но промысл не судил быть ему диаконом, а готовил его для высшего служения церкви. Ему нужно было взять одобрение у прихожан. Чтобы зарекомендовать себя, Протопопов хаживал в оную церковь , становился на клиросе и читывал апостол. Не смотря на стройный голос и благообразный вид, прихожане не дали учителю одобрения. Не доставало у него сильного баса и большого роста, – таких качеств, которые считались, а у многих и ныне считаются, необходимою принадлежностию диакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как свидетельствуют документы Приказа книгопечатного дела (РГАДА, ф. 1182), над первым изданием «Николина жития» (так книга названа в делах) 1640 г., и над вторым изданием 1641 г. работали одни и те же шесть справщиков: протопопы Иоаким и Михаил Рогов, Иван Наседка, старец Савватий, вдовый дьякон Иван Селезнев и мирянин Шестой Мартемьянов. За это каждый из них получил издание, над которым работал, и у справщиков осталась кавычная книга. В расходной книге в (РГАДА, ф. 1182, д . 34) указаны не все имена; в приходной книге 7148 и 7149 гг. (РГАДА, ф. 1182, д . 35) все шесть справщиков поименованы: – издание «Николина жития» 1640 г.: да справщико дано гдрва жа/ловани в протопопомъ/да бгородицкому ключарю да/ста р цу саватю да кону//да шесто му по кнге члку (д. 34, л. 3–3 об.); да гдрова жаловая дано спращико ченигоскому протопопу михаилу/да олеадроскому протопоп ио/киму да бошаго собор ключарю стац саватю да вдово му дь/кону да шестоку по кнге члвку (д. 35, л. 165 об.); – издание «Николина жития» 1641 г.: да спращико дано гдрова (так!) двумъ/протопопо да бгроцкому ключарю/да стацу саватю да кну/ивану да шесто му по кнге члвку (д. 34, л. 14 об.); да гдрва жалавая дано спращико/две протопопо ченигоского собор/протопоп михаилу стеанов да оле/адра неского протопоп иокиму/да бгодицкому ключарю ивану да стац саватю да вдово му /дькону да шестому матея/нов покнге члвку (РГАДА, ф. 1182, д. 35, л. 199 об.). Справщики, готовившие третье издание, поимённо не названы ни в одной из двух книг Приказа книгопечатного дела. Обозначено только их количество – пятеро (д. 34, л . 66 об.; д. 36, л. 215 об.). Состав справщиков устанавливается по предыдущим и последующим изданиям Московского печатного двора. В январе-декабре 1643 г. за работу над Часовником, Прологом, Соборником, Триодью постной, получили книги «черниговский протопоп Михайла», «богородицкий ключарь Иван», старец Савватий, Шестой Мартимьянов и Захар Афанасьев (д. 34, л. 66; д. 36, л. 110−110 об., 136−136 об., 167−167 об.). То есть в работе над третьим изданием «Николина жития» не принимал участия протопоп Иоаким и вдовый дьякон Иван Селезнев, вместо которых к работе приступил Захарий Афанасьев Подосенов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010