2 поколение: 1. Святой Григорий Палама, Преподобный Сергий Радонежский, Святые Филофей и Каллист, Патриархи Константинопольские. Святой Алексий, Митрополит Московский, Преподобный Савва (Афон), Нил Кавасила. 2. Афон, Константинополь, средняя Россия (Московский край). 3. Житие (Филофеево) Григория Паламы и его творения. Творения Каллиста Патриарха и Святого Алексия, Жития указанных Святых, Творения Нила Кавасилы.     3 поколение: 1. Преподобный Сергий Радонежский, Патриарх Каллист и Игнатий Ксанфопулос. Святитель Стефан Пермский. 2. Афон, Константинополь, Средняя Россия. 3. Житие Преподобного Сергия и летописные сведения о нем; Творения Патриарха Каллиста и Игнатия Ксанфопулоса, Святителя Стефана Пермского и учеников Преподобного Сергия. XV ВЕК     1 поколение: 1. Преподобный Кирилл Белоезерский, Блаженный Симеон Солунский, Преподобный Никон Радонежский, Афанасий Высоцкий, ученики и друзья Преподобного Сергия Радонежского. 2. Северная Россия, Московский край, Афон, Солунь, Константинополь. 3. Житие Преподобного Кирилла Белоезерского. Летопись и другие сведения о Преподобном Никоне и Афанасии Высоцком, Творения Блаженного Симеона Солунского.     2 поколение: 1. Преподобный Пафнутий Боровский, Блаженный Марк Ефесский, Патриарх Геннадий Схоларий, Святитель Иона Московский, Преподобный Макарий Калязинский. 2. Средняя Россия, Константинополь, (Афон). 3. Житие Преподобного Пафнутия Боровского, Творения Марка Ефесского и Геннадия Схолария, Житие Макария Калязинского.     3 поколение: 1. Преподобный Иосиф Волоколамский, Преподобный Нил Сорский, Святой Нифонт Цареградский. 2. Северная Россия и Московский край, Афон. 3. Житие Преподобного Иосифа Волоколамского и его творения. Творения Преподобного Нила Сорского, Житие Святого Нифонта Цареградского. XVI ВЕК     1 поколение: 1. Преподобный Корнилий Комельский, Преподобный Александр Свирский, Преподобный Даниил Переяславский, Иаков Новый. 2. Вологодский край. Северная Россия, Афон. 3. Жития: Преподобных Александра Свирского, Даниила Переяславского, Корнилия Комельского и его учеников (см. также Устав Преподобного Корнилия Комельского).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А патриарх Нектарий в своей приписке к свитку сделал пояснение: «Настоящее определение простирается не только на епископа или митрополита, но и на патриарха; должен составиться собор, и виновный должен быть позван на собор однажды, дважды и трижды; если явится и даст ответы, то по ответам и судится от собора; если же не явится, то собор и заочно осудит его окончательно». Теперь, казалось, ничто уже не воспрепятствует положить предел несчастной смуте, столько времени нарушавшей мир Церкви и государства. К сожалению, нашлось препятствие. Надобно заметить, что еще в то время, когда иеродиакон Мелетий отправился с царскими грамотами к восточным патриархам, начались попытки помешать успеху этого предприятия. Некоторые из находившихся в Москве греков, преданных Никону, с ведома ли его или без ведома, начали, вслед за Мелетием, слать в Константинополь к своим родным и знакомым письма, чтобы возбудить там между соплеменниками общественное мнение в пользу Никона. В письмах этих утверждали, что Никон большой филэллин и великий защитник православной веры, что он – второй Златоуст, и царь ходит к нему тайком, ночью, слушать его беседы, а только бояре его ненавидят; что грамоты, повезенные Мелетием к патриархам, составлены Паисием Лигаридом, которого подкупили бояре; что Мелетию дано 8 000 золотых для подкупа самих патриархов и проч. Такие вести разглашались по всему Константинополю между греческим населением и высказаны были даже вселенскому патриарху. Обо всем этом сообщал госу4дарю сам Мелетий. Потерпев неудачу в Константинополе, интрига в пользу Никона тотчас же была перенесена в Москву. В марте, пока Мелетий с ответной грамотой патриархов медлил еще в Яссах, 22 числа прибыл в Путивль иконийский митрополит Афанасий и, называя себя племянником цареградского патриарха Дионисия, заявил, что едет от дяди своего, патриарха, с тайными речами к государю по его великому царскому делу, и прибавил, что видел в Яссах иеродиакона Мелетия, который за ратными людьми не мог ехать далее. Немедленно пропущенный в Москву, Афанасий не согласился открыть здесь свою тайну в посольском приказе, сказав, что дал присягу патриарху объявить ту тайну только одному государю.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

И сия вся не вем коего суть учения и служения. Обаче видех явственне, вещь не быти от человеков, но от самого Бога защищенную и совершенную, яко праведную и святую и по воли милостивейшего нашего повелителя соключенную, иже может гаждати праведно о моем медлении и пробавлении междоположенном, яко ревнительнейший. Твоя же святыня, яже и сея страны нравы позна и мнении искуси, порицать не долженствоваше многоразличне. Надеяхся убо шествовати в Хию, наше отчество и моя же прочая узрети; но, ах, вся погубихом, не провидительно и убо и отец мой за страх мой, пришед к Констянтинополю, нимало дерзне прорещи и противо хулником вину деяти. Таже унше ми есть дело привести в конец. Да подаст ми Бог, да к ногам пресветлого яко скорейши прииду, и вси мои труды в млеко и мед обратятся. Но прошу, и паки прошу да келлия моя оправится и над нею древяныя храмины созиждутся, по ея разделению, зане ни едино имети могох упокоение за излишную мокроту. Августин, внук твой, есть со мною в Ясех и пишет рукою своею к твоей святыни о Макарии, другом твоем внуце, иже уже есть посвящен епископ, не вем, иде же есть. Слышу яко в сия места прииде скорейши, целовати хощет вся и кияждо бояры, и тщание имея моих слуг, молю и изрядне Стефана, иже живописательству учится. Здравствуй и меня благоприятна имуществуй 631 , в твоих молитвах, мой отче святейший, да твоего наслаждаюся лица. Из Яс. 1663-го октоврия 29-го. Мелетий иеродиакон и твой на вся человек, иже насущая несет послания Николай Георгиев, да будет благоприятен у священнейшего повелителя и многа устне предложит, ему же хощу, да веру имаши, каяждо предлагающу, но тайно. XXIII. Показание газского митрополита Паисия и никольского монастыря архимандрита Дионисия о каппадокийской и иконийской митрополии и об иконийском митрополите Афанасии, прибывшем в Москву. 24 Апреля 1664 года 172-го Апреля в 24 день Газский митрополит Паисий сказал: капподокийская де область цареградского патриарха бывала большая, от Царягорода на восток, а езды до ней сухим путем конным 25 дней, а в ней бывали митрополиты и архиепископы и епископы многие и от турсково де насильства многие изгнаны, разве де что осталось небольшое; а ведает де он про тое область, какова она бывала, по письму, а он в той области не бывал и митрополита Афанасия не знает, а знает он царегородца, торгового человека, Степаном зовут, а приехал он к Москве с тем митрополитом, и у него митрополита сего числа был, а про митрополита де Афанасия он его не спрашивал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Все эти постановления являются необходимым разъяснением Никео-Цареградского Символа веры . Такую важность имеет и то догматическое учение Церкви, которое отчасти излагается в отдельных правилах святых Апостолов, Вселенских Соборов и девяти Поместных Соборов. Например, учение о Святой Троице, о бессеменном рождении Господа Иисуса Христа, о первобытной природе человека, о прародительском грехе, о благодати, о Церкви, о Крещении, о Миропомазании, о Евхаристии, о Покаянии, о Священстве, о Браке, о святых иконах и т. д. в) Вероисповедания святых Отцов и учителей Церкви . Подвигнутые нуждами времени, отдельные Отцы и учители Церкви излагали догматические истины в особых вероисповеданиях, которые в своем кратком и сжатом выражении включены в Символы и решения Вселенских и Поместных Соборов. Все такие вероисповедания, одобренные и утвержденные Вселенской Церковью в качестве истинного выражения своего святого, соборного и апостольского учения, имеют большую ценность для догматики. Такое вероисповедание, первое по времени и значению, принадлежит святому Григорию Чудотворцу , епископу Неокесарийскому (III век). Оно пользовалось особым авторитетом в Неокесарийской Церкви, а одобрено и утверждено на Шестом Вселенском Соборе. В древней Церкви также большим уважением пользовалось вероисповедание святого мученика Лукиана-пресвитера, в котором с необычайной силой выражена вера Церкви в Святую Троицу, вопреки еретическому учению Савеллия и Павла Самосатского. Большую важность имеет вероисповедание святого Василия Великого , направленное против современных ему ложных учений о Святой Троице. Имеет ценность и «Краткое изложение православной веры» святого Анастасия Синаита (†700), имеющее форму краткого катехизиса, а также святого Софрония, патриарха Иерусалимского, «Исповедание веры в Святую Троицу и два естества в Господе Иисусе Христе», одобренное на Шестом Вселенском Соборе. Значимо и исповедание веры Феодора, патриарха Иерусалимского, в котором ясно выражено учение о триипостасности и единосущии Троичного Божества. И оно одобрено на Седьмом Вселенском Соборе. Необходимо упомянуть еще об исповедании, известном как Символ святого Афанасия Великого . Оно пользуется особым авторитетом среди римокатоликов и протестантов. В нем содержится учение о различии и единосущии трех Лиц в Боге и о том, как соединены два естества в Лице Богочеловека Христа. Но очевидно, что это вероисповедание не принадлежит ни святому Афанасию, ни его веку, ибо оно целиком направлено против еретического несторианского и монофизитского учения. Следовательно, данное вероисповедание не могло появиться ранее V века.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Мы оставили царских посланцев, иеродиакона Мелетия и грека Стефана с бывшими при них, ровно год тому назад в Киеве, где они выжидали безопасного пути для своей дальнейшей поездки. Ближе других патриархов находился к ним Иерусалимский Нектарий, проживавший еще в Молдавии,— туда они и отправились. Но сам Мелетий не поехал к Нектарию, а послал Стефана с подьячим Оловенниковым. Это было в генваре 1665 г., когда Нектарию еще не было известно, как принято в Москве письмо его в защиту Никона. Явившись к Иерусалимскому святителю, Стефан и подьячий сказали: «Великий государь просит и молит тебя, чтоб ты изволил потрудиться для христианского дела, пошел в Московское государство». Нектарий отвечал: «Ко всем нам прежде прислан был от великого государя Мелетий грек, и он знает, что я затем и приехал в Молдавскую землю, чтобы отсюда идти в Москву, но за войною мне никак нельзя было тогда проехать. С Мелетием мы послали к великому государю правила (известный соборный свиток), и по ним почему до сих пор ничего не сделано?» Оловенников объяснил, что Афанасий, митрополит Иконийский, отвергал подлинность подписей под тем свитком, и что хотя подлинность эта была потом засвидетельствована, но без Вселенского патриарха призывать на Собор Никона и на его место ставить другого невозможно, и прибавил: «Да у великого государя и другие дела есть, которые без вас никак устроить нельзя: весь церковный чин в несогласии, в церквах служит всяк по-своему, а пастыря нет». Нектарий сначала сказал решительно: «Пойду, хотя бы мне и смерть принять, потому что я считаю великого государя царем вселенским; он единственный царь христианский, единственная наша надежда и похвала». Но потом начал колебаться и то выражал согласие идти, то отказывался, и наконец, получив какие-то письма из Византии, объявил, что ему совсем не позволено ехать на север. После этого царская миссия на Восток разделилась: Стефан поехал к Цареградскому патриарху Дионисию, которого называл своим родственником, а Мелетий, которому наказано было государем пригласить в Москву во что бы то ни стало по крайней мере двух патриархов, отправился к Александрийскому и Антиохийскому.

http://sedmitza.ru/lib/text/436182/

Не получая ответа на свою просьбу, архимандрит Иосиф воспользовался приездом Лутохина и подал ему известную челобитную, в которой объявлял великое страшное государево слово и дело, измену бывшего патриарха монаха Никона и пристава Наумова, и просил Лутохина теперь же взять его архимандрита с собою в Москву; „а в Ферапонтове монастыре быть мне не мочно для того, что за такия великия страшныя дела погубят запапрасно и от того государеву делу спона и поруха будет большая“. С этим изветом Иосиф подал и челобитную на имя государя; в ней указывал, что „есть за мною твои государевы великия слова и дела и всякая ведомость“, и просил взять его к Москве и расспросить перед собою. 20 ноября отправлен в Ферапонтово наказ взять архимандрита Иосифа и с провожатыми немедленно доставить его в приказ тайных дел. Здесь архимандрит сообщил: „Весною 1668 г. были у Никона воры, донские козаки; я сам видел у него двоих человек, и Никон мне говорил, что это донские козаки, и про других сказывал, что были у него в монашеском платье, говорили ему: „Нет ли тебе какого утеснения, мы отсюда тебя опростаем“. Никон говорил мне также: „И в Воскресенском монастыре бывали у меня донские козаки и говорили: если захочешь, то мы тебя по прежнему на патриаршество посадим, сберем вольницу, боярских людей“. Никон сказывал также, что будет о нем в Москве новый собор но требованию цареградского патриарха; писал ему об этом Афанасий митрополит иконийский“. Начались новые розыски, пытки и ссылки. При этих розысках один монах Пров донес, что Никон хотел даже бежать из Ферапонтова и обратиться к народу с жалобой на напрасное заточение 38 . Нам неизвестны документы, в которых излагалась бы сущность этих розысков и ясно открывалась бы степень виновности Никона по первому из этих доносов. Но имеются другие факты, заставляющие признать совершенно страдательное участие Никона в начинавшемся тогда общественном брожении, вскоре завершившемся разинским бунтом. Донские казаки свободно разгуливали тогда по окраинам России и подготовляли смуту; их много было и на севере России, где они принимали деятельное участие в соловецком восстании; за начавшимися с половины 1668 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Не знаем, что и на это отвечал Максим. Но когда ему напомнили: «Ты говорил многим людям, что здесь в Москве митрополит поставляется своими епископами, без благословения Цареградского патриарха, а все то за гордость не принимают патриаршего благословения и ставятся собою самочинно и бесчинно»,— Максим сознался, что действительно спрашивал, на каком основании ставятся Русские митрополиты не по прежнему обычаю у патриарха, и что хотя много допытывался благословенной грамоты, какую будто бы дал на то русским Цареградский патриарх, но доселе не видал ее и думает, что Русские митрополиты ставятся так по гордости. Наконец, когда Максиму напомнили: «На тебя подали запись протопоп Афанасий, поп Василий да протодиакон Иван Чюшка, что ты здешние книги хулишь и сказываешь, что на Руси нет ни Евангелия, ни Апостола, ни Псалтири, ни правил, ни уставов, ни отеческих, ни пророческих книг»,— Максим стал препираться с протопопом и утверждал, что того не говаривал, а говорил только, что здесь на Руси книги не прямы, а иные перепорчены переводчиками, потому должны быть переведены вновь . Как ни судить о всех этих обвинениях на Максима, но они, очевидно, были не вымышленные, а основанные на действительности и не могли не казаться, особенно некоторые, неоскорбительными для русского духовенства и Церкви. Самая важная вина Максима против православной веры состояла в следующем: он говорил и учил многих и писал о Христе, что сидение Его одесную Отца есть мимошедшее, минувшее, подобно тому как пребывание Адама в раю и сидение его прямо рая — мимошедшее. Потому где было в наших книгах написано: «Христос взыде на небеса и седе одесную Отца» или: «Седяй одесную Отца», Максим то зачеркал или выскреб, а вместо того написал: «Седев одесную Отца» или: «Седевшаго одесную Отца», а в ином месте: «Сидел одесную Отца». Здесь действительно скрывается мысль ложная, даже еретическая: мы исповедуем Христа как истинного Сына Божия, Единосущным, совечным и сопрестольным Богу Отцу, и, следовательно, сидение Христа одесную Отца есть никогда не престающее, а не прошедшее, не минувшее.

http://sedmitza.ru/lib/text/435972/

Блаж. Киприану оставалось удалиться в Киев. С дороги писал он в скорби другу своему игумену Афанасию: «не хотелось мне жить без детей своих: но что делать? Кто меня вынуждает на труды? Господь Бог да подаст ему (велик. князю) и опять узнать истину! Надобно мне быть у вас скоро из Царяграда. Бог обнаружит льстеца и лживого человека». 108 В Киеве приняли святителя с радостью. Летопись говорит, что распоряжения его в южном крае принимали с любовью; король оказывал ему благосклонность. – Само собою понятно, что, когда блаж. Киприан узнал, что Пимен принят в Москве по желанию самого патриарха, ему надлежало до времени отложить путешествие в Константинополь. Но он не забывал цели своей жизни – соединить церкви двух государств под одну митрополию. «Я тружусь, писал он к пр. Сергию, чтобы возвратить к митрополии отпавшие от нее места, – чтобы не было разделения». – Когда в Новгороде поднялись с неудовольствиями против Пимена, да и в Москве не уважали его: Киприан отправился в Константинополь; туда же позвали и Пимена. – Однако на этот раз Пимен удержал за собою Москву и Киприан (1386 г.) возвратился в Киев. Сюда – прибыл к нему и духовный друг его игум. Афанасий». 109 – Рано или поздно, неправды Пимена должны были открыться. В следующем году сам патриарх вызвал Киприана в Царьград. На этом пути в Молдавии Киприан приводил (20 авг.) молдавского воеводу Петра к присяге на верность польскому королю. Затем видим, что в Цареграде, в Студийском монастыре смиренно занимается он списыванием книг. 110 Сюда же удалился теперь и блаженный Афанасий, который также занимался здесь списыванием полезного для церкви русской; в Предтечевой цареградской обители жило тогда довольно русских. 111 Киприан не оставался и без занятий правительственных: император посылал его по своим делам в славянские земли. 112 Между тем дело о Пимене, требовавшее многих и долгих исследований, наконец приведено к концу. Собор (1389 г.) лишил Пимена власти и Киприана объявил митрополитом всей России. – «И преста мятеж в митрополии и бысть едина митрополья Кыев и Галич и всея Руси». 113 Долгое пребывание Киприана в Константинополе истощило небогатые средства его: он вошел в долги, впрочем, не один за себя, а вместе с посланником в. князя, ростовским епископом Феодором. 114 Во время осеннего плавания по черному морю буря рассеяла суда, на которых Киприан вместе с несколькими епископами возвращался в Россию. – Разлученные путники уже считали друг друга погибшими: но наконец собрались все к Белгороду на Днестре и с живейшими чувствами благодарили милость Божию за спасение свое. 115 Смотря на ряд скорбей, посещавших блаж. Киприана в продолжение нескольких лет, нельзя не повторить слов Григория Цамблака о св. Киприане: «Господь обыкновенно посылает на святых напасти, чтобы в страданиях оказались они более славными».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

78. Преподобный Афанасий , ученик преп. Сергия, игумен Высоцкий. «Остави монастырь, говорит ученик его, и яже в нем и любезнейшая по плоти и честная и сродник, и отъиде в Костентин град и пребываше яко един от убогих... Моляше митрополит Киприан, дабы пошел на Руси восприяти честная, и не восхоте (Опис. муз. 517). По летописи, преп. Афанасий удалился из Высоцкого монастыря в Киев и Царьград в 1382 г. (Карамз. V, пр. 122); поскольку же видим его в Константинополе не только в 1392 г., но и в 1401 г., то, значит, он подвизался здесь около 20-ти лет. В 1401 г. написан им, в Цареградской обители Иперивлето, церковный «Устав» (Опис. муз. 445, стр. 711), послуживший потом образцом, с которого списываемы были уставы в России (Толстого I, 11). В 1392 г., по его благословению, написан в Предтечевой царской обители Царяграда Сборник отеческих сочинений: 400 глав преп. Максима, главы преп. Марка, слово Симеона нового богослова , несколько слов Златоустого и Исаака Сирина (Опис. муз. стр. 516–517). Более чем вероятно, что обширное послание патр. Антония во Псков с обличением стригольникам (Ист. акт. I, 6), доставленное в Новгород Вифлеемским епископом Мисаилом в 1394 г. (Никон. лет. IV, 255), сочинено преп. Афанасием. О Русском происхождении послания говорят слова послания: «его же митрополита освятит нам патриарх, того вси чтем яко Христова наместника. А в печере Кыевской Антониеве един мних умре в гресех... злый смрад исхожаше от него... отслана бысть злая тая его воня» – повесть Печерского патерика, конечно неизвестного греку. В начале сказано: «посла великий собор боголюбивого архиепископа Суздальского Дионисия к вам с грамотами». По этим словам думали, что послание патр. Антония сочинено архиепископом Дионисием; но он умер еще в 1385 г., и помянутые слова напоминают о событии прошлом, об отправлении Дионисия в Россию преп. Нилом. Принимая во внимание как русское происхождение послания, так и то, что преп. Афанасий пользовался особенною благосклонностью митрополита Киприяна и следовательно известностью у патриарха, да и жил он с учениками в царском Предтечевом монастыре, считаем за несомненное, что послание писано от имени патр. Антония преп. Афанасием. Отселе то, конечно, образовалась и мысль, будто преп. Афанасий был патриархом в Цареграде.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Св. Терентия, еп. иконийского. 1370. Свв. Иулия пресвитера и Иулиана диакона. Дим. Рост. 22. Мучч. Галактиона и Иулиания. Клар. 1146. 22. Свв. мучч. Галактиона и Иулиании. 23. Св. муч. Агриппины. Канон Феофана. 23. Свв. мучч. Евстохия, Гаиа, Лолия, Провия и Урвана. 24. Рождество Иоанна предтечи. Иерон. Карф. Гал. Англ. Б. и другие. 27. Св. Севира пресвитера. Дин. Рост. 28. Пр. Павла врача. 240. 28. Пр. Павла врача инока коринфского. 29. Свв. апп. Петра и Павда. Иерон. Карф. Б. и все. Июль 1. Св. муч. Потита. Дим. Рост. 1. Св. Потита отрока. Ф. 3 янв. 1. Свв. мучч. Космы и Дамиана в Риме. Пр. Петра Патрикия. 2. Св. Иувеналия патриарха иерусалимского. 3. Св. Александра, игумена обители неусыпающих. Мак. 3. Свв. мучч. Мокия и Марка. Св. Анатолия, патр. цареградского. Свв. мучч. Диомида, Евлампия, Аскдипиодота и Голиндухи. 4. Св. Андрея, еп. критского. Свв. мучч. Феодота и Феодотии при Траяне. Пр. Марфы, матери Симеона Дивногорца. 5. Пр. Афанасия афонского. 1370. 5. Пр. Афанасия афонского. Пр. Лампада. Свв. мучч. Анны и Кириллы. 6. Свв. мучч. Марины и Марфы, Авдифакса, Аввакума и друг. Дим. Рост. 6. Свв. мучч. Лукии, Рикса, Антония и друг. Иерон. Р. А. У. Н. 25 июня.Свв. мучч. Марина, Марфы, Авдифакса, Аввакума и др. Иерон. мР. Р. А. У. Н. 20 янв. 6. Пр. Сисоя Великого. Св. муч. Коинта фригианина при Аврелиане. 7. Пр. Акакия. Иерус. Кап. Преподобномучч. Епиктета и Астиона монаха и др. Дим. Рост. Муч. Евангелла. Петр. Кириакии. Канон Иосифа. 7. Пр. Фомы Мадеяна. Пр. Акакия синайского. Преподобномучч. Епиктета пресвит. и Астиона монаха. Муч. Евангелла. 8. Великомуч. Прокопия. 9. Препп. Патермуфия и Коприя. Дим. Рост. Св. Феодора, еп. едесского. Мак. 9. Священномуч. Панкратия. Иерон. мР. А. У. Н. 3 апр. Иерон. вторично 8 июля.Св. Кирилла, еп. гортинского. Иерон. мР. Ф. Р. А. У. Н. 9. Препп. Патермуфия и Коприя. Св. Феодора, еп. едесского. 10. Препп. пустынников егип., Феофилом архиепископом уморенных. 12. Пр. Михаила Малеина. У. 1408. 12. Св. муч. Голиндухи-Марии. Пр. Михаила Малеина.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010