Бедственно было положение Патриаршего престола Константинопольского и самого Кирилла; Иезуиты до такой степени оклеветали его пред лицем православных в лжеучении Кальвинском, что впоследствии Патриарх Иерусалимский должен был, на Соборе в Яссах, защищать его православие и письменно отвечать на вопросы о том южных Епископов наших. Книга Кальвинская, изданная под влиянием Франков, под именем Кирилла, возбудила против него смятение в Царьграде, и тем воспользовались враги, чтобы низвергнуть его с престола, после вторичного восьмилетнего святительства. Но Кирилл Веррийский, возведенный на его место в 1632 году, оставался только несколько дней на кафедре; общим голосом, восстановлен был опять знаменитый Кирилл Лукарь, уже в третий раз, и полтора года украшал ее своими добродетелями. Иезуиты, бодрствующие враги его, воздвигли опять против него правительство Турецкое, чрез великого Визиря, который благоприятствовал, как уроженец Крита, происходившему также из сего острова Афанасию Пателарию, Архиепископу Фессалоникийскому, и Афанасий был возведен на место Кирилла, но чрез сорок дней низложен. В четвертый раз возвратился Кирилл и чрез год должен был уступить место свое тому же Афанасию. Кирилл Веррийский, год спустя, овладел снова кафедрою Патриаршею и, чрез полтора года сослан в Родос, когда лишился власти покровительствовавший ему вельможа. – Это было в 1636 году. Неофит, Митрополит Ираклийский, на краткое время заступил его место, но чрез год должен был отречься от сего высокого сана, ибо не в силах был удовлетворить жадным требованиям Порты и платить долг, возросший на Патриархии до ста тысяч левов, от частой перемены Патриархов. В пятый и последний раз вступил на бедствующую кафедру Кирилл Лукарь, в 1637 году, и опять, происками того же Кирилла Веррийского, чрез полтора года низвержен был с престола и удавлен в темнице; но и гонитель его Кирилл, всеми ненавидимый, чрез год подвергся той же участи; таково было горестное положение дел в Царьграде. В Феврале 1637 года приехал к Государю в Москву от Цареградского Патриарха Неофита с грамотами Грек Роман Савельев. Неофит писал о милостыне, и Царь приказал, во внимание прошения Патриаршего, послать к нему с Романом два сорока соболей, что видно из отпуска Государевой грамоты к Патриарху от 5-го Марта 1637 года. 9)

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В виду этого государь всячески просит патриарха Нарфения помочь вышереченных Паисию и Макарию возвратить незаконно отнятые у них престолы 230 . По указу государя, от 30 июня 1667 года, 12 июля в Константинополь отправились специальные послы к султану Афанасий Нестеров и дьяк Иван Вахрамеев хлопотать пред султаном о возвращении кафедр патриархам Паисию и Макарию. С послами государь отправил свою грамоту к султану, в которой писал, что вселенские патриархи Паисий и Макарий путешествовали ради собирания милостыни, узнав о чем он, государь, и пригласил их особою грамотою в Москву. «А в бытности своей на Москве, говорит грамота, они, патриарси, нашему царскому величеству часто напоминали, чтоб мы, великий государь, наше царское величество, с вами, братом нашим, с великим государем салтановым величеством, дружбу братскую и любовь имели свыше предков наших, великих и государей, и чрез бы послов и посланников между обоих нас, великих государей, братская дружба и любовь подтверждалась и множилась постоятельно». А так как вышеупомянутые патриархи теперь вознамерились отправиться из Москвы назад, то государь и просит султана, «ради нашея царского величества братцкия дружбы и любви, им, вышереченным патриархам, места свои и престолы по- прежнему одержати изволи» 231 . Была послана особая грамота о патриархах и «к Магмет салтанова величества большому визирю Магмет паше». В этой грамоте о патриархах было написано буквально то же, что и в грамоте к самому султану. Только в заключение говорится: «и тебе, большому визирю Аззем Магмет паше, нам, великому государю, нашему царскому величеству, послужити: брата нашего, великого государя, Магмет султаново величество, на тоб привести, чтоб ево салтаново величество для нашие великого государя, нашего царского величества, братцкой дружбы и любви, им, вышереченным патриархом, места свои и престолы по-прежнему одержати изволил... А впредь наше государское жалованье учнем держати по твоей к нам, великому государю, службе, и служба твоя и раденье у нас, великого государя, в забвеньи не будет». Ордин Нащекин писал, от имени государя, к молдавскому воеводе Ионе Ильяшу с изъявлением благодарности за его радение о делах патриархов Паисия и Макария и с просьбою «и о брате их Кир Дионисие, бывшем патриархе, цареградском, чтоб он паки восприял свой патриаршеский престол, по прежнему радети». В наказе послам повелевалось, при переговорах с турками заявить, что патриархи Паисий и Макарий, будучи на Москве, никакой ссоры между султаном и царем не заводили, а наоборот: все склоняли царя к дружбе с султаном и что они, послы, от имени своего государя ходатайствуют, чтобы патриархам Паисию и Макарию оставлены были их престолы 232 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Но грамота эта надо полагать пришла уже поздно, когда патриархи александрийский и антиохийский были уже в Москве и производили суд над патриархом Никоном . 203 В истор. Соловьёва т. XI стр. 294 сказано, что грамоту патр. Нектарий к царю Алексею Михайловичу отправил с Савелием, но Савелий в документе, сюда относящемся, вовсе не упоминается; он был послан от Нектария с грамотами к царю и доставил их. Что мы и видели; а здесь говорится о других письмах Нектария. Посланных с Дмитрием Кувиди. Который патриарших писем не довёз в Москву. В дороге вместе с прочими он подвергся ограблению и те письма сжег (См. приложения – Описание приезда в Турцию дьякона Милетия) 204 Описание приезда в Турцию дьяка Мелетия, Оловеникова и Стефана грека (Государ. Архив. Дело патр. Никона) 205 Описание приезда в Турцию иеродьяк. Мелетия, Стефана Юрьева и подъяч. Оловеникова. (Госуд. Арх. Дело патр. Никона). 206 Письмо цареградскому архим. Анфима к царю Алексею Михайловичу, присланное с Стефаном Юрьевым. (Государ. Архив. Дело патр. Никона). 207 Вероятно, Савва Дмитриев, принесший грамоту от Нектария к царю, в которой также давался совет о примирении (см. грам. п. Нект. к царю 20 Янва. 1665 г.). 208 Порфирий Оловеников. Описывая разговор с патр. иерусалимским, показывал, что эти речи сказаны были Афанасию митр. иконийскому Нектарием. Кому здесь верить? (см. в прилож. описание приезда Мелетия в Турцию) 211 Грам. Констант. патр. Дионисия к царю А. М. от 3 Мая 1665 г., полученная с греком Стефаном Юрьевым. (Госуд. Архив. Дело патр. Никона). 213 Вторая грамота констант. патр. Дионисия, доставленная с греком Стефаном Юрьевым. (Госуд. Архив. Дело патр. Никона). 214 Грамота цареградского патр. Дионисия на имя газского митроп. Паисия доставленная с Стефаном Юрьевым (Госуд. Архив. Дело патр. Никона). 218 Ясное доказательство, что Савва был русский; но в Русск. Арх. 1873 г. 1605, он помечен из греков. В том то и дело, что царь не доверял более грекам; но как Савва не знал греч. яз., не знал востока, да вероятно и не бывал там прежде. То Иоанникий отправлен был в качестве его путеводителя и переводчика.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

686 Полное собрание русских летописей. Т. 13/2. С. 452–453; см.: Щапов Я. Н. К изучению «Чина венчания на царство» Ивана IV//Римско-константинопольское наследие на Руси: Идея власти и политическая практика. IX Международный Семинар исторических исследований «От Рима к Третьему Риму». Москва, 29–31 мая 1989 г. М., 1995. С. 214 сл. 687 Древняя российская вивлиофика... изданная Николаем Новиковым. М., 1788–1791 2 . The Hague; P., 1970 r (Slavistic Printings and Reprintings; 250). Ч. 7. С. 4–35; см.: Шахматов М. В. Государственно-национальные идеи «чиновных книг» венчания на царство московских государей//Записки Русского научного института в Белграде. 1930. Вып. 1. С. 249–252. 688 В чинопоследовании, опубликованном Н. И. Новиковым (Древняя российская вивлиофика. Ч. 7. С. 4 сл.), не называется имя царицы Анастасии (точно так же здесь не называется и имя Ивана; вообще все изложение имеет здесь последовательно безличный характер) и отсутствует упоминание патриарха. 690 См.: Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею. СПб. (Петроград/Ленинград), 1872–1927. Т. 31. Стб. 340; Савва В. Московские цари и византийские василевсы: К вопросу о влиянии Византии на образование идеи царской власти московских государей. Харьков, 1901. С. 150; Regel W. (ed.) Analecta byzantino-russica. СПб., 1891. P. LI sq. 691 Текст грамоты: Regel. Analecta. P. 75–79; Catalano, Pašuto. L’idea di Roma. P. 96–104; ср.: Фонкич, 1974, с. 247–252; Regel. Analecta. P. 79–85; Фонкич Б. Л. , сост. Греческо-русские связи середины XVI – начала XVIII в.: Греческие документы московских хранилищ. Каталог выставки. М., 1991. С. 8–9. 1–3. 693 Чин и устав о венчании и о поставлении царском. Переводил на Москве митрополит Егривской Иасаф с патриарша Потребника цареградскаго лета 7070 месяца декабря 13 день. А прислал тот Потребник ко царю и великому князю патриарх цареградской Иасаф с митрополитом Егрипским Иасафом же со благословением вместе, что прислал патриарх благословенные грамоты на царство царю и великому князю (Российский государственный архив древних актов.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

К чему в конце концов привело это желание ваше говорить, возражать и обвинять во что бы ни стало, все оспаривать, и ни с чем не соглашаться? Вы, – ревнители благочестия, хвалящиеся своею ревностию по «старой вере», строго блюдущие предание свв. отец, договорились, в жару оспаривания и обвинений, прямо до неблагочестивых, еретических мнений. Морозов несколько раз повторил, что святые – безгрешны; он и другой утверждали, что Божество и вознесение Иисуса Христа – одно и тоже, выходило, что Он вознесся по Божеству, или, как выразился третий из вас, вознесся духом. И ради чего все это? А ради того, чтобы доказать неизменность двуперстного сложения, – так как патриарх Иов не согласно с другими толковал значение двух перстов, – чтобы отвергнуть святость Афанасия, патриарха Цареградского (17 в.), троеперстно молившегося. Предлагаемые мною разъяснения проходили как бы незамеченными и заглушались громкими утверждениями означенных не благочестивых мнений. Видя, что предлагаемые нами разъяснения действуют слабо, 7 января, пред беседою мы попросили, после обычной церковной песни пропеть: «Воскресение Христово видевшее» и «Во гроб плотски». Когда зало было оглашено исповеданием Единого безгрешного, а равно и той истины, что и тогда, как Богочеловек протию был во гроб, душою во ад, – Божеством Он пребывал на престоле со Отцем и Духом, вся исполняй, – мы, поблагодарив собравшихся за правое исповедание веры, обратились к вам – моим собеседникам уже со словом обличения. Вы как будто и устыдились, но сознаться в погрешности не хотели; один из вас стал запираться, как бы он и не говорил того, что тысячи слышали, запираться пред всеми, и снова хотел говорить и говорить, в явном расчете замять неприятное обличение. Но в виду того, что он сознаться в ошибке и раскаяться не хотел, а старался запираться, – мы уже отказались с ним вести беседу и некоторое время не говорили, но потом сочли благоразумным «предложить», как мы выразились, «гнев на милость» и вступили в беседу, посоветовав предварительно, чтобы он вел себя скромнее, на язык был воздержаннее и не договаривался до неблагочестивых мыслей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

К чему в конце концов привело это желание ваше говорить, возражать и обвинять во что бы ни стало, все оспаривать, и ни с чем не соглашаться? Вы, – ревнители благочестия, хвалящиеся своею ревностию по «старой вере», строго блюдущее предание свв. отец, договорились, в жару оспаривания и обвинений, прямо до неблагочестивых, еретических мнений. Морозов несколько раз повторил, что святые – безгрешны; он и другой утверждали, что Божество и вознесение Иисуса Христа – одно и тоже, выходило, что Он вознесся по Божеству, или, как выразился третий из вас, вознесся духом. И ради чего все это? А ради того, чтобы доказать неизменность двуперстного сложения, – так как патриарх Иов не согласно с другими толковал значение двух перстов, – чтобы отвергнуть святость Афанасия, патриарха Цареградского (17 в.), троеперстно молившегося. Предлагаемые мною разъяснения проходили как бы незамеченными и заглушались громкими утверждениями означенных не благочестивых мнений. Видя, что предлагаемые нами разъяснения действуют слабо, 7 января, пред беседою мы попросили, после обычной церковной песни, пропеть: «Воскресение Христово видевше» и «Во гробе плотски». Когда зало было оглашено исповеданием Единого безгрешного, а равно и той истины, что и тогда, как Богочеловек плотию был во гробе, душею во аде, – Божеством Он пребывал на престоле со Отцом и Духом, вся исполняй, – мы, поблагодарив собравшихся за правое исповедание веры, обратились к вам – моим собеседникам уже со словом обличения. Вы как будто и устыдились, но сознаться в погрешности не хотели; один из вас стал запираться, как бы он и не говорил того, что тысячи слышали, запираться пред всеми, и снова хотел говорить и говорить, в явном расчете замять неприятное обличение. Но в виду того, что он сознаться в ошибке и раскаяться не хотел, а старался запираться, – мы уже отказались с ним вести беседу и некоторое время не говорили, но потом сочли благоразумным «преложить», как мы выразились, «гнев на милость» и вступили в беседу, посоветовав предварительно, чтобы он вел себя скромнее, на язык был воздержнее и недоговаривался до неблагочестивых мыслей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Владыка Досифей спросил Максима: В здешних в наших книгах написано: И в Духа Светаго истиннаго, и ты, Максим, истиннаго загладил для чего? Максим отвечал, что он того не заглаживал и не зачернивал, и никому не веливал. Владыка Досифей спросил Михаила Медоварцова: Для чего ты загладил есте истиннаго? Михаил сказал: Говорил ему Максим, что у них того в Греческих книгах нет, и он по тому загладил. Владыка Досифей спросил Максима: Подали на, тебя запись Протопоп Афанасей, да Протодиякон Иван Чюшка, да Поп Василей, что ты здешние книги хулишь, и укоряешь, и отметаешь, а сказываешь, что здесь на Руси книг никаких нет, ни Евангелия, ни Апостола, ни Псалтыри, ни Правил, ни Уставов, ни Отческихих, ни Пророческих. И Максим с Протопопом с очей на очи стал перепиратися; а говорил он, что не говаривал того; а говорил, что здесь на Руси книги непрямы, а иные книги перевотчики перепортили, ино их надобно переводить. Владыка Досифей спросил Максима: Говорил еси многим людем, что здесь на Москве Митрополит поставляется своими Епископы Русскими без благословения Патриарха Цареградского, а все то за гордость не приемлют Патриаршескаго благословения, ставятся собою самочинно и безчинно? Максим говорил: Пытал он, начем не ставятца Митрополиты Русские по прежнему и по старому обычаю, у Патриарха Цареградского? И сказали ему, что Патриарх Цареградский дал благословенную грамоту Русским Митрополитом по- Ставлятися им волно своими Епископы на Руси, и он много тое грамоты пытал, и до сех мест не видал ее; и он молвить: Коли здесь у них грамоты нет Патриарха Цареградского, и они в гордости не ставятца по прежнему и по старому уставу и обычаю, от Патриарха Цареградского, то есть мне тем плачем Иеримиином, егда плакашеся на реце Вавилонстей, плакавшеся ни покаяния имеша, ни прощения грехов получиша. Но аз хощу слышать разумно, ныне бо видим мятеж еретический; Вавилон бо наречется мятеж, а река Вавилонская учение еретическое и наши греси. Мы же плачющеся в молитвах к Богу избываем еретическия рати, и раскола, и своих грехов злыя тяготы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А вот характерный отзыв о Полууставах: «Полуустави в сей день (8 января) полагают св. Емелиана исповедника, неведомо чесого ради, того бо память августа 6-го» (Пролог, ч. III, л. 555-й). В рукописи бывш. Московской Патриаршей библ. 130, в каталоге патриархов Цареградских, есть также указания на ошибки месяцесловов: «Месяцесловы Московский, Львовский и Киевский, недавний, в лето 1691 печатанный, полагают 24 окт. память св. патриарха Афанасия, но его в Московских месяцесловах и Прологах нет». Затем приводится о том же мнение Киевского месяцеслова, при Иннокентии Гизеле печатанного, и делается заключение: «Разве того Афанасия месяцесловы в святых окт. 24 полагают, о нем же будет ниже, иже святи митрополита Киевского Петра св. в лето 1368-е» (л. 133). Или далее, в той же рукописи: «Месяцеслови малороссийстии: Киевский, Львовский, Виленский, Черниговский месяца февраля 10 числа полагают между святыми некоего патриарха Цареградского Анастасия, лета же ему, коего бе, не полагают. Неведомо убо, который то Анастасий, сей ли еретик, или ин некий, во всех бо каталогах патриархов Цареградских несть иного Анастасия, разве сего единого, еретика бывша. А великороссийский месяцесловы и Прологи Анастасия патриарха Цареградского в святцах не полагают» (л. 148-й). Архиеп. Сергий считает здесь Афанасия, умершего в 131 г., а Анастасия называет епископом Иерусалимским (Полный месяцеслов Востока, т. II, с. 39 и 329). 101 Пролог, ч. I, л. 38 об. В Полном месяцеслове Востока, архиеп. Сергия тоже Лукий, но не Аполлос, а Апеллий, Аполлос – 8 декабря (т. II, с. 277). 109 Четии-Минеи, ч. IV, л. 153 об. и рукоп. бывш. Московской Типографской библ. 420 (472), л. 455. 124 Рукоп., л. 468 и далее. Из отмеченных в списке житий не все оказались внесенными в Четии-Минеи; к подобным относятся: Аттика, патриарха Цареградского (январь, т. I, с. 493), Петра еп. Севастийского (там же, с. 589), в Четиих-Минеях только память (9 января), свв. Пегрия и Евтропия (январь, т. I, с. 725), св. епископа Илария (там же, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Привлекает внимание и трехъярусное паникадило. Прямо под ним парит ангел с пальмовой ветвью и венцом в руках. В первом ярусе расположены литые скульптуры Спасителя, Иоанна Предтечи и четырех евангелистов. Высота фигур около 35 сантиметров. Во втором ярусе помещены 6 ангелов, а в третьем — шесть урн с пламенем. Венчает конструкцию стоящий на облаке ангел. Паникадило было привезено из Нюрнберга и было сделано из меди. Золотили паникадило уже в Петербурге. Деятельность прихода [ править править код ] В школе-интернате Санкт-Петербурга дважды в году, на Пасхальной седмице и после праздника Крещения, совершаются молебны. Священнослужители участвуют в праздничных днях школы. Дети старших классов посещают богослужения в соборе. В дни воспоминания трагической гибели дизельных и атомных подводных лодок «Курск» и К-19 и других в присутствии гражданских и военных властей, подводников, семей погибших моряков совершаются панихиды. Духовенство собора имеет попечение о городской больнице святителя Николая Максимилиановской больнице с геронтологическим отделением, Военно-Медицинской Академии, 1-ом Военно-морском клиническом госпитале, медицинском центре «Адмиралтейские верфи». На приходе действуют: Святыни [ править править код ] Мощевик В центральной части мощевика расположена частица древа Животворящего креста Господня, вокруг которой находятся частицы мощей: апостола и евангелиста Луки, пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, апостола Иакова (брата апостола Иоанна Богослова), апостола Иакова брата Господня, святителя Василия Великого и пророка Иеремии. Верхний ряд мощей: сщмч. Панкратия епископа Тавроменийского, свт. Иоанна Милостивого, свт. Амвросия Медиоланского , свт. Афанасия Александрийского , ап. Андрея Первозванного, свт. Софрония Иерусалимского, свт. Никифора патриарха Цареградского, свт. Павла исповедника патриарха Цареградского, свт. Тарасия патриарха Цареградского. Второй ряд мощей: свт. Аверкия еп. Иерапольского, сщмч. Елевферия, свт. Григория просветителя Армении, сщмч. Игнатия Богоносца , сщмч. Анфима Никомедийского, сщмч. Феофилакта Никомедийского, сщмч. Ермолая, вмч. Артемия.

http://azbyka.ru/palomnik/Николо-Богоявл...

Паисий представил показание грека Стефана Юрьева, с которым Афанасий приехал в Москву. Стефан подтверждал, что Афанасий епархию свою оставил и укрепил ее за Антонием; ни патриарх и никто из архиереев не знает – куда он поехал; Афанасий встретился с ним, Стефаном, в Яссах и говорил, что едет в Москву за милостынею; прямого родства с патриархом Дионисием у Афанасия нет, а брат его был жената на тетке патриарховой. Афанасий назвался дядей его, Стефана, но он ему не дядя и никакого родства между ними нет 144 . Амасийский митрополит дополнил свое показание: Афанасий писал из Ясс к цареградскому патриарху о дьяконе Мелетии, что он разгласил в Яссах о грамотах, которые патриарх Дионисий послал с ним в Москву, чтобы он опасался, так как в Яссах есть турки и там сделалось известно с чем Мелетий ездил в Константинополь. Афанасий предлагал и ему, Косме, сделать приписку в его письме, но он отказался. Косма об этом говорил дяде своему, иерусалимскому патриарху Нектарию, и он очень скорбел о том 145 . Афанасий возражал против этих показаний: писал он к цареградскому патриарху из Ясс о своем благополучном туда прибытии, что он виделся там с иерусалимским патриархом и что вследствие войны все дороги заняты войсками и как только освободятся, – будет продолжать свое путешествие 146 . Посольство Мелетия оказалось бесполезным. Разноречивые показания, а в особенности речь иконийкого митрополита Афанасия расстроили все дело; оставалось домогаться, чтобы иерусалимский патриарх приехал в Москву и разрешил недоумение царя и собора. Решено было послать к нему с грамотами в Царьград двух греков: Василия Иванова и Кондрата Дмитриева, но не вместе, а порознь, и так, чтобы один не знал за чем послан другой 147 . Царскими грамотами иерусалимский патриарх убедительнейше приглашался в Москву самолично прибыть, так как в России имеются некоторые во святой Церкви изыскания, требующие «единого боговдохновенного его архипастырского исправления 148 ». Но тревоги и опасения, с которыми было встречено в Константинополе посольство Мелетия, побудили царя Алексея Михайловича обратиться к султану, чтобы, для разрешения некоторых церковных вопросов, дозволено было русским посланным обратиться к константинопольскому патриарху и его архиереям и из них кого-либо отпустить в Москву для того же дела 149 . В то же время Алексей Михайлович обратился к константинопольскому патриарху, чтобы для обсуждения Никонова дела уполномочить патриаршею грамотою, в качестве председателя собора, газского митрополита Паисия, который без того не может по правилам явиться на собор, или прислать другого достойнейшего архиерея, который мог бы «сию церковную вещь бесстрашно и неврежденно совершить к желаемому концу 150 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010