30 мая (30 апреля, вечер – Гиббенет 2, 99; 29 мая – Зызыкин 3, 105) 1664 г. в Москву из Константинополя возвратился иеродьякон Мелетий Грек (вместе с амасийским митрополитом Козьмой – племянником иерусалимского патриарха Нектария). Мелетий представил государю следующие документы: два свитка ответов восточных патриархов о власти царской и патриаршей, два письма александрийского патриарха к цареградскому, одну грамоту константинопольского патриарха Дионисия к боярам и московскому Собору о разрешении хиротонисать и поставить московского патриарха, книги деяний Вселенских соборов, письмо от хартофилакса цареградской церкви к Мелетию. Для перевода письма отданы газскому митрополиту Паисию – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 5; Гиббенет 2, 99–107, 669–700; Фонкич 1997, 167. На следующий день, 31 мая, иконийский митрополит Афанасий заявил, что подписи на греческих грамотах ненастоящие и просил царя примириться с патриархом Никоном – Гиббенет 2, 705–706. Алексей Михайлович созвал собор – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 6; Гиббенет 2, 669, 706–708. 1 июня греков допросили об иконийском митрополите: амасийский митрополит Козьма сообщил, что Афанасий не был послан в Москву от константинопольского патриарха Дионисия, а приехал сам, он же рассказал, что Афанасий писал Дионисию, чтобы тот опасался дьякона Мелетия; грек Стефан Юрьев показал, что Афанасий оставил свою епархию и он не является племянником патриарха Дионисия – Гиббенет 2, 708–711. Собор признал, что подписи на греческих документах настоящие. Чтобы окончательно рассеять сомнения в подлинности привезённых Мелетием грамот от восточных патриархов, царь принял решение просить иерусалимского патриарха приехать в Москву. Поэтому в Царьград отправляются порознь два грека Василий Иванов и Кондрат Дмитриев с тайным поручением от царя и с грамотами иерусалимскому и сербскому патриархам – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 6; Гиббенет 2, 715–718; Фонкич 1997, 167. Уже через месяц, 21 августа, стрелецкий голова Никита Десятой, посланный к царю Алексею Михайловичу от гетмана Ивана Брюховецкого, доставил в столицу донесения от греков В. Иванова и К. Дмитриева и рассказал, что слышал в Переяславле от приехавших туда из Ясс купцов, будто иерусалимский патриарх едет к Москве – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Грек Афанасий Иванов, прибывший в Москву с братиею в Апреле, привез Государю грамоты от Цареградского Патриарха Парфения, Александрийского Никифора и бывшего Цареградского Афанасия. Афанасий писал от 26 Февраля 1645 года: «Державный и Богом венчанный и Богом хранимый святый Царь, принял я богатую и великую милостыню христианскаго вашего Царствия; благодарим всегда до смерти живота своего и молим мздовоздаятеля Бога, да будешь здрав на многия лета и победитель, и царствуя на своем царском престоле в мирном благостоянии, и в будущем царствии сподобишься неувядаемаго венца с ликами праведных. Милостыню вашего царскаго жалованья тотчас отдали мы должникам нашим Св. митрополии Селунской, а святое имя Царства вашего и благочестиваго Царевича Алексея Михайловича, сына вашего возлюбленнаго, и благочестивой Царицы и Великой Княгини Евдокии Лукияновны, поминаем гласно во всей нашей области (а под нашею областью восемь Епископов имеем), поминаем же безпрестанно, день и ночь, в святых молитвах. Буди ведомо Царствию вашему, что еще пребываю по сие число здесь, под кровом благочестиваго христианскаго пресветлаго Государя Князя Василия Воеводы, вернаго и возлюбленнаго друга державнаго вашего Царствия, и ехать мне в свою область невозможно от должников Агарян и Жидов; помощник всем просящим, имеет он сокровище свое отверсто и милость его проливается ко всем бедным во множестве; как Нил река напояет всю Египетскую землю, так сотворил и сей благочестивый Государь, заплатил долги несметные святаго Живодавцева гроба, и думает сотворить и б о льшую сей милостыню; от его благочестивых рук восприял я жалованье великаго вашего Царствия, и молим да не забудешь нас своим царском жалованьем, как сотворил доброе начало, так и довершишь доброе окончание, потому что долг наш велик. Если будет произволение Царствия вашего и воспомянешь нас с тем, кто сию нашу грамату принесет, господином Афанасием Ивановым, о Св. Дух возлюбленным нашим сыном. Он верный раб Царствия вашего, добрый благоговейный муж, честный и достойный и имеет имя достохвальное по всем странам и всеми возлюблен; с ним да пожалует Царствие ваше дать нам ответ. Дерзаем, молим и просим благоговейно, как нашего Самодержца Царя, поскольку нуждаюсь во всем и архиерейскими ризами разграблен, то молим святое ваше Царствие, да пожалуешь нас архиерейскою одеждою и шапкою властелинскою, чтобы служить в них святую литургию и молить всеблагаго Бога о вашем царском многолетном здравии и о благоденствии, победе и одолении на врагов».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В этот день патриархи были у царского стола. На другой день, 5 числа, в 6 часу ночи патриархи были у великого государя в столовой избе, сидели до 10 часа и говорили с ним наедине. 7 числа у царя было заседание, на котором присутствовали патриархи, митрополиты и все архиереи, бояре, окольничие и думные люди; государь говорил патриархам об отшествии с Москвы патриарха Никона , а власти подали о том сказки и выписку из правил (т. е. постановление московского собора 1660 г. о низложении патриарха Никона ). Затем были собраны и приготовлены для собора патриаршие грамоты, привезенные Мелетием и греком Стефаном Юрьевым по делу Никона. 16 Ноября отобраны были сказки, в которых митрополиты газский Паисий и амасийский Косма показали, что на грамотах, привезенных от Константинопольского патриарха Дионисия к великому государю греком Стефаном Юрьевым, подписи действительно руки патриарха Дионисия и сходны с подписями на двух свитках присланных прежде к великому государю с Мелетием; а иконийский митрополит Афанасий подписи константинопольского патриарха Дионисия на грамотах, привезенных греком Стефаном, отвергал, подписи же патриарха Дионисия на свитках, привезенных Мелетием, признавал за действительные, а прочих патриархов подписи не их руки. Стефан Юрьев показал, что две грамоты, которые привез он к великому государю, суть подлинные, подписаны константинопольским патриархом Дионисием и присланы от него с постельничим Андроником в Яссы к Юрью Урсаку и об них знает Иван Кондратов 305 . О грамотах же патриарха Дионисия, по поводу посольства к нему келаря Чудова монастыря Саввы, и иерусалимского патриарха Нектария, от 20 Марта 1664 г., касательно призвания Никона на патриаршество, – на соборе не упоминалось. 28 Ноября опять было у царя заседание, на котором были патриархи, митрополиты, все архиереи, архимандриты, игумены, бояре, окольничие и думные люди; государь говорил о самовольном отшествии Никона с патриаршего престола в новоустроенный от него Воскресенский монастырь, вследствие чего соборная церковь остается без пастыря девятый год, и чтобы патриархи учинили о том по правилам апостолов и святых отец и по своему рассмотрению. Патриархи сказали, что на основании правил следует патриарха Никона призвать на собор и спросить для чего он оставил патриарший престол и ушел в Воскресенский монастырь? Между тем сделаны были приготовления к допросам Никона и при совещании с патриархами поставлено несколько вопросов, как и что отвечать Никону, если он спросит патриархов – на каком основании они хотят его судить и уполномочены ли они на то от цареградского патриарха? Если Никон будет отпираться от свидетельских сказок архиереев, и других лиц расспрашивать ли тех свидетелей? 306

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

15.10 Священноисповедника Афанасия, епископа Ковровскаго Тропарь, глас 4: Славы Божия ревнителя/и благолепия церковнаго блюстителя,/тесным житием и многими подвиги/великому иерарху Александрийскому подобника,/святителя Афанасия, исповедника Российскаго,/усердно восхвалим, вернии./Сей бо присно молится/о спасении земнаго Отечества своего/и о всех живущих в нем,/велегласно с любовию взывая:/Русь святая,/храни веру православную,//в нейже тебе утверждение. Кондак, глас 3: Днесь Афанасий святитель,/Христов исповедник и праведник,/в невечернем Царстве Славы/светло ликует/и в сонме всех Русских святых,/всесоставным гласом победную песнь воспевая,/прилежно молит о нас//Превечнаго Триединаго Бога. Священноисповедник Афанасий, епископ Ковровский В миру – Сергей Григорьевич Сахаров, родился 2 июля 1887 года в Тамбовской губернии в семье чиновника. Когда мальчику было два года, умер его отец. Мать, Матрона Андреевна, воспитывала сына в благочестии, оберегая от всего дурного. Сергей Сахаров окончил Шуйское духовное училище, Владимирскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. В 1912 году он был пострижен в монашество и наречен в честь святителя Афанасия, Патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца (†1654, память 2 мая). Ректор академии епископ Феодор (Поздеевский , †1937) рукоположил монаха Афанасия во иеродиакона, а затем во иеромонаха. Отец Афанасий преподавал пастырское богословие, гомилетику и литургику сначала в Полтавской, а затем во Владимирской духовной семинарии. В 1917–1918 годах он участвовал в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви. Собор восстановил празднование памяти Всех святых, в земле Российской просиявших. Восстановление этого праздника было связано с начавшимися гонениями на Церковь . К составлению службы Всем святым, в земле Российской просиявшим, был привлечен иеромонах Афанасий как специалист по литургике. Работу над исправлением и дополнением этой службы он продолжал всю жизнь. В 1920 году отец Афанасий по возведении в сан архимандрита был назначен наместником сначала Владимирского Рождественского монастыря, а затем Боголюбова монастыря. В1921 году состоялась его хиротония во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1710 г. в Александрии был вполне канонично избран и поставлен достойный патриарх Самуил, а Константинопольский патриарх Афанасий IV поставил в Александрию своего кандидата Косму; преемник Афанасия Кирилл IV без суда лишил патриарха Самуила сана, но преемник Кирилла Киприан II в 1714 г. объявил состоявшееся при Кирилле IV извержение патриарха Самуила из сана неосновательным и совершенно неканоническим. Наученные этим горьким опытом, александрийцы долгое время не решались пользоваться своим законным правом избрания и поставления своего патриарха, и Александрийские патриархи ставились в Константинополе, хотя в 1766 г. и писали Константинопольскому патриарху Самуилу, чтобы он не посылал им самовольно нового патриарха, так как они его не примут, и он будет вынужден возвратиться назад. «Тогдашний владыка вселенский и его синод, — пишет по этому поводу епископ Порфирий (Успенский), — верные духовной политике цареградского патриарха Самуила (1763–1768), думали более о сосредоточении всех вообще дел церковных в своих руках, нежели о каноническом самоглавенстве трех прочих патриархий, имеющих полное право избирать своих владык без участия царьградского синода». Для подчинения Александрийского Патриархата Константинопольский патриарх в 1783 г. выхлопотал берат султана на имя Александрийского патриарха Герасима, в котором было сказано, что «патриарх Мисира (Каира) и Александрии с подчиненными ей местностями входит в область патриарха Ромеев города» (т. е. Константинополя). В 1845 г. Константинопольский патриарх Мелетий III и его Синод не только без согласия, но даже и без ведома александрийцев поставили Александрийским патриархом митрополита Константинопольского патриархата Артемия, хотя Александрийский клир и народ избрали ранее своим кандидатом архиманд­рита Иерофея. Патриарх Мелетий оправдывал это свое действие ложными доводами, будто патриархом может быть избран только епископ, а не архимандрит, и будто Артемий уже ранее, еще при жизни Александрийского патриарха, был дважды избран на его место, так как в Константинополе распространился слух о смерти патриарха, как будто два прежних незаконных действий могут оправдать столь же незаконное третье. Но александрийцы отстояли автокефалию своей Церкви, и Артемий вынужден был отречься от престола. Преемником Артемия был избран и поставлен в Александрии представителями трех других патриархатов кандидат александрийского народа и клира Иерофей II. Но, когда он хотел наметить себе преемника, Константинопольский патриарх Кирилл VII увидел в этом нарушение мнимых своих прав, и два следующих патриарха Александрии — Каллиник и Иаков — ставились в Константинополе.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5386387...

Преподаватель Окончив академию, Сергей Сахаров был пострижен в монашество. При постриге ему дали имя Афанасий в честь святителя Афанасия Пателария. патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца. Это произошло 12 октября 1912 года, а еще через несколько дней он был рукоположен в иеродиакона, а затем в иеромонаха. Новый иеромонах был отправлен в Полтавскую духовную семинарию преподавателем по литургике и гомилетике. Иеромонах Афанасий прожил в Полтаве лишь год. Осенью 1913 года он узнал, что Владимирской семинарии нужен преподаватель как раз по тем дисциплинам, которые он преподавал. Прошение в Синод он отвозил лично. Об этом событии иеромонах Афанасий потом рассказывал одной из своих прихожанок. В ее воспоминаниях этот рассказ выглядит гак: «Прямо с вокзала он направился к обер-прокурору Синода В.К. Саблеру, но тот должен был куда-то ехать сопровождать Государя. Он был уже одет в парадную форму и готовился уезжать. Увидев молодого иеромонаха, Владимир Карлович спросил: «Чего вы, батенька, хотите?» Отец Афанасий изложил свою просьбу. Владимир Карлович спросил секретаря: «А что, подписано ли назначение преподавателя во Владимирскую семинарию?» Когда оказалось, что еще не подписано, Саблер тут же без всяких бюрократических проволочек приказал секретарю внести в приказ имя иеромонаха Сахарова и подписал назначение. У о. Афанасия на всю жизнь осталось теплое воспоминание о В.К. Саблере. Последний не только выполнил просьб), но и по-отечески позаботился о молодом иеромонахе, спросив: «А где вы остановились?» – «Да я прямо с вокзала!» – «Ну вот, батенька, вам в гостинице останавливаться неудобно, а я вам дам записку в Александро-Невскую Лавру, вам там будет хорошо» 16 . По всей видимости, иеромонах Афанасий был блестящим преподавателем. Много лет спустя один из его учеников посвятил своему преподавателю следующие слова: «Мне посчастливилось в богословских классах семинарии иметь тебя учителем и классным руководителем. Я хорошо помню день, когда ты, молодой, энергичный, ревнующий о славе Божией, прибыл из Полтавы в родную семинарию, чтобы занять вакантную кафедру преподавателя .литургики и гомилетики.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

о достоверности патриарших писем, привезенных Мелетием Греком, и неверности показаний иконийского митрополита 285 . Афанасий немедленно арестован и заключен в Симонов монастырь. 11 декабря 1666 г. после осуждения на московском соборе патриарха Никона и ссылки его в Ферапонтов монастырь последовал царский указ о ссылке иконийского митрополита Афанасия в Макариев монастырь 286 . Как потом сложилась судьба иконийского митрополита – неизвестно. Возможно, находясь в ссылке, он продолжал поддерживать связь с патриархом Никоном . 4 декабря 1668 г. на допросе в Москве архимандрит Новоспасского монастыря Иосиф, приставленный к Никону в Ферапонтовом монастыре и обвинивший его в государственной измене, говорил, что Никон ждет нового Собора по требованию цареградского патриарха, о чем ему, Никону, писал иконийский митрополит Афанасий. Копию с грамоты Афанасия Никон показывал Иосифу 287 . 18 января 1672 г. приехавшим в Ферапонтов монастырь стрелецкому голове Лариону Лопухину и подьячему приказа Тайных дел Артемию Степанову и сообщившим Никону, что царь Алексей Михайлович указал освободить людей, наказанных за сочувствие к опальному патриарху, Никон перечислил имена своих сторонников, находящихся в ссылке по царскому указу; среди них был назван и иконийский митрополит Афанасий 288 . Однако к этому времени Афанасия уже не было в живых: он умер в ссылке 21 декабря 1670 г. Сохранилась переписка иконийского митрополита и патриарха Никона , которая состоялась летом 1665 г. Из заточения в Симоновом монастыре Афанасий написал патриарху Никону 2 письма; только во втором есть дата – 29 июня. На оба послания митрополита московский владыка дал ответ 289 . В 1665 г. патриарх Никон вел переписку и с другим греком – Саввой Дмитриевым, человеком совсем не известным в высших церковных кругах и попавшим в опалу к русскому царю, видимо, случайно: сочувствующий опальному патриарху грек был грамотоносцем при иерусалимском патриархе Нектарии, который особо чтил московского святителя. 2 января 1665 г. Савва (в документах он именуется также Савелием и Савастьяном.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для перевода письма отданы газскому митрополиту Паисию – РГАДА,ф.27,оп. I, д. 140, ч. 5; Гиббенет 2, 99 – 107, 669 – 700; Фонкич 1997, 167. На следующий день, 31 мая, иконийский митрополит Афанасий заявил, что подписи на греческих грамотах ненастоящие и просил царя примириться с патриархом Никоном – Гиббенет 2, 705 – 706. Алексей Михайлович созвал собор – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 6; Гиббенет 2, 669, 706 – 708. 1 июня греков допросили об иконийском митрополите: амасийский митрополит Козьма сообщил, что Афанасий не был послан в Москву от константинопольского патриарха Дионисия, а приехал сам, он же рассказал, что Афанасий писал Дионисию, чтобы тот опасался дьякона Мелетия; грек Стефан Юрьев показал, что Афанасий оставил свою епархию и он не является племянником патриарха Дионисия – Гиббенет 2, 708 – 711. Собор признал, что подписи на греческих документах настоящие. Чтобы окончательно рассеять сомнения в подлинности привезенных Мелетием грамот от восточных патриархов, царь принял решение просить иерусалимского патриарха приехать в Москву. Поэтому в Царьград отправляются порознь два грека Василий Иванов и Кондрат Дмитриев с тайным поручением от царя и с грамотами иерусалимскому и сербскому патриархам – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 6; Гиббенет 2, 715 – 718; Фонкич 1997, 167. Уже через месяц, 21 августа, стрелецкий голова Никита Десятой, посланный к царю Алексею Михайловичу от гетмана Ивана Брюховецкого, доставил в столицу донесения от греков В. Иванова и К. Дмитриева и рассказал, что слышал в Переяславле от приехавших туда из Ясс купцов, будто иерусалимский патриарх едет к Москве – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 6. После 25 сентября иеродьякон Мелетий послал свое первое донесение царю Алексею Михайловичу об отправлении Стефана Юрьева и Порфирия Оловянникова к патриархам Иерусалимскому и Цареградскому; 22 октября Стефан извещал Паисия Лигарида, что Мелетий едет «с великою пышностию и гордо», открыто выдает себя за царского посла и ехать с ним крайне опасно, потому что на любой дороге его могут схватить – Макарий 1996, 235 – 236.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По оценке святителя Филарета, архиепископа Черниговского, преподобный Афанасий в Константинополе трудился для св. Русской Церкви так, как немногие трудились в России. Плоды трудов были настолько значимы, что уже после смерти преподобного Афанасия, исключительно по признательной к нему любви соотечественников, явились причиной присвоения чуждой Высоцкому игумену, мнимой славы патриарха. О дальнейшей судьбе старца летописец Троицкий сообщает следующее: " Афанасий пребысть неколико лет во игуменстве и потом Бога ради оставль игуменство и прииде в Царьград и купи себе келью, дал 1 драфат, и там в старости преставися " . Версия Кариона Истомина о патриаршестве преподобного Афанасия в Константинополе была отвергнута такими авторитетными историками, как Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский, святитель Филарет, архиепископ Черниговский. Современный автор архимандрит Иннокентий (Просвирнин) именование преподобного Афанасия " патриархом " толкует в значении " подвижника Цареградского " , авторитетного среди константинопольского монашества, очевидно, по силе своего подвига и мере возраста. В 1395 году от преподобного Афанасия Старшего из Константинополя доставил на Высокое греческий иеромонах Виктор посылку с иконами и утварью на радость настоятеля Афанасия Младшего с братией и ктитора обители Серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго. Выдающимся событием в русской культуре стало появление на Руси Высоцкого чина. Так именуются поныне эти иконы, шесть из которых хранятся в Третьяковской галерее в Москве и одна, образ Иоанна Предтечи в Русском музее в Санкт-Петербурге. Стараниями прп. Афанасия Высоцкого Старшего русские мастера получили великолепный для изучения образец иконописи. Последующие пять лет преподобный Афанасий посвятил завершению своего главного труда: Устава " Око церковное " и предположительно в 1401 году на чужбине, в Константинополе, отошел ко Господу, отдав все без остатка силы земной жизни на преумножение щедро данных ему Богом талантов твердой веры, непрестанной молитвы, внутреннего созерцания, глубокого знания Священного Писания, устроителя монашеского жития, пастыря, учителя, книгописца, храмоздателя и попечителя.

http://pravicon.com/info-1844

И христиане то все терпят кротостию и смирением» 52 . Кроме отступника Мелетия на патриаршее место подкупался и адрианопольский митрополит Неофит, но не имел успеха 53 . К счастью патриарха Паисия, Афанасий Пателярий, который мог бы быть одним из сильных претендентов на его кафедру, видя смуты в патриархии, решился совсем отказаться от патриаршества, отправился в Молдавию, где он и прежде имел радушный прием, а отсюда поехал в Россию. В Москве хорошо знали о прежней деятельности Пателярия и осторожно отнеслись к полученному известию о желании его посетить русскую столицу. 27 января 1653 года в посольском приказе объявлен наказ о встрече и приеме бывшего цареградского патриарха; предписывалось встретить его у Чудова монастыря архимандриту и поместить его на подворье под строгим надзором; к нему никого из посторонних не пускать и от него никого из кельи не выпускать, а что ему нужно, спрашивать чрез дьяка. Если он будет спрашивать о московском государе, то предписывалось отвечать, что государь совершен возрастом, имеет 20 лет, красив лицом, умен, учен и добр; если он спросит о московском бунте 1648 г., когда многие восстали, разграбили и разрушили дома боярские и дворянские и многих людей побили до смерти, то отвечать, что восстали только немногие буяны, которые и были за то наказаны 54 . Афанасий Пателярий прибыл в Москву 16 апреля 1653 г. В посольском приказе записаны его показания о себе, что он не один раз занимал патриарший престол; в первый раз, видя стеснения от турок, престол этот покинул; чрез несколько времени по просьбе архиереев и христиан он опять занял престол; но когда турки опять стали его притеснять и просить податей, тогда он, призвав архиереев и на соборе пред ними объяснив свое затруднительное положение, добровольно оставил престол и ныне живет близ Дуная в Галаце, в монастыре Николая чудотворца 55 . 22 апреля состоялся прием Афанасия вместе с ахридонским архиепископом Дионисием во дворце в столовой избе, после чего им послан почетный корм 56 . Какое участие принимал Афанасий Пателярий в разъяснении церковных вопросов во время пребывания своего в Москве, подробных указаний не имеем; патриарх Никон указывал, что и цареградский патриарх Афанасий, равно как и иерусалимский Паисий «зазираху... и поношаху (ему) много в неисправлении божественнаго писания и прочих церковных винах», что это «зазирание» и подвигло его к исправлению церковной обрядности в России 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010