В исходе 1639 года, в Августе, приехали к Государю из Царяграда от Иерусалимского Патриарха Феофана, от Севастийского Митрополита Иосифа и от Цареградского архимандрита Амфилохия с грамотами Гречане, Роман Савельев и Прохор Афанасьев. Севастийский Митрополит писал: что Роман Савельев, возвратившись из Москвы в Царьград, отдал Государевы грамоты Каймакану Мусе-Паше и четыре сорока соболей, а потом извещал о Турецких вестях, что в Царьграде и под Вавилоном и на Белом море делалось, и что Александрийского Патриарха Митрофана не стало. В грамотах же Иерусалимского Патриарха Феофана и Цареградского архимандрита Амфилохия писано: что «те Гречане люди верные, Государю служат и о его государевых делах радеют и бьют челом, чтобы пожаловал их своим милосердным жалованьем, как ему Бог известит». Указом царским 18 Октября 1640 года, велено послать с теми Гречанами к Цареградскому архимандриту Амфилохию Государева жалованья сорок соболей в пятьдесят рублей. Из отпуска грамоты Государя, от 5 Сентября 1640 года, к Севастийскому Митрополиту Иосифу видно, что еще в Мае 1639 года посланы к нему были с Иваном Петровыми серебряные вызолоченные церковные сосуды, шуба соболья и в Троицкий монастырь старцам сорок соболей; не смотря на то опять послали к нему три сорока соболей, ибо как видно, сей Митрополит Иосиф и архимандрит Амфилохий были тайными агентами царскими в Турции. Смятения после Патриарха Кирилла. Сношения с его преемниками 1640 В Октябре 1640 года приехали к Путивльской заставе из Литвы старцы с Афонской горы, Иверского монастыря архимандрит Пахомий с келарем и братиею, отправленные к Государю бить челом о милостыне. В Москве, в Посольском приказе, они объявили между разными политическими известиями, что нового Патриарха в Царьграде при них не было, Александрийского же Патриарха Митрофана в Мутьянской земле не стало; каким образом случилась ему смерть, того подлинно не ведают, но говорят в Мутьянской земле всякие люди, что его окормили отравою, по повелению Кирилла, нового Патриарха Цареградского. Об архимандрите и его старцах писал Мутьянской земли воевода Матфей; чтобы Государь, ради его, пожаловал принял их милостиво.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В письмах этих утверждали, что Никон большой филэллин и великий защитник православной веры, что он — второй Златоуст и царь ходит к нему тайком, ночью, слушать его беседы, а только бояре его ненавидят; что грамоты, повезенные Мелетием к патриархам, составлены Паисием Лигаридом, которого подкупили бояре; что Мелетию дано 8000 золотых для подкупа самих патриархов и пр. Такие вести разглашались по всему Константинополю между греческим населением и высказаны были даже Вселенскому патриарху, а какой-то Мануил Мапвал даже будто предлагал тайно двум находившимся в Царьграде патриархам 15 000 золотых, чтобы только они подали свой голос за Никона, а не против него, и когда не достиг желаемого, то искал убить Мелетия. Об всем этом сообщал государю сам Мелетий. Потерпев неудачу в Константинополе, интрига в пользу Никона тотчас же была перенесена в Москву. В марте, пока Мелетий с ответною грамотою патриархов медлил еще в Яссах, 22-го числа прибыл в Путивль Иконийский митрополит Афанасий и, называя себя племянником Цареградского патриарха Дионисия, заявил, что едет от дяди своего, патриарха, с тайными речами к государю по его великому царскому делу, и прибавил, что видел в Яссах иеродиакона Мелетия, который за ратными людьми не мог ехать далее. Немедленно пропущенный в Москву Афанасий не согласился открыть здесь свою тайну в Посольском приказе, сказав, что дал присягу патриарху объявить ту тайну только одному государю. Явившись затем пред лицо государя, Афанасий произнес: «Меня прислали Цареградский патриарх и весь Собор и велели сказать: как Господь пришел к ученикам своим, дверем затворенным, и сказал: «Мир вам», так и я от имени Цареградского патриарха и всего Собора говорю тебе, государь, примирись с Никоном патриархом и призови его на престол по-прежнему». Государь усомнился, потому что у Афанасия не было никакой грамоты от патриарха, и спросил: «А знаешь ли ты о посольстве Мелетия?» «Знаю,— отвечал Афанасий,— но Мелетия патриархи не приняли и твоих грамот и милостыни не взяли».

http://sedmitza.ru/lib/text/436182/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АФАНАСИЙ (ПАТЕЛЛАРИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Афанасий Пателларий, патр. Константинопольский. Византийская икона из Андреевского скита (Афон) Свт. Афанасий Цареградский. Русская икона Святые мощи святителя Афанасия, Патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца Когда через 8 лет после кончины святителя Афанасия этот монастырь посетил митрополит газский Паисий и по его просьбе вскрыли гробницу, тело патриарха было найдено нетленным, «лишь на правой руке, которая держала посох, не было двух или трех пальцев. Священная одежда с его тела упала и сотлела, кресло сгнило. Целыми остались только палица и посох». 1 февраля 1662 года был совершен соборный чин канонизации святителя Афанасия, Патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца. Установлено празднование его памяти 2 мая в день памяти одноименного ему святителя Афанасия Великого , Патриарха Александрийского. Слава об исцеляющих мощах Афанасия Сидящего распространилась далеко за пределы Лубенщины и тысячи людей приходили во Мгарский монастырь прикоснуться к мощам в позолоченной гробнице, обильно получая исцеления от недугов. В 1922 году в Лубнах началось изъятие церковных ценностей и вскоре из Харькова приехал нарком Середа с письмом от Петровского с требованием изъять гроб Афанасия Сидящего, сделанный из чистого серебра весом в 4 пуда 10 фунтов. В ответ население не только Лубен и его уезда, но и других районов Полтавщины повалило в монастырь, не давая комиссарам приблизиться к мощам святого окружив собор живим кольцом в десятки тысяч людей. Церковная служба шла круглосуточно, священники сменяли друг друга через каждые 3-4 часа, а народ ежедневно прибывал. Тогда власти начали в районе монастыря военные учения с пулеметной и артиллерийской стрельбой и криками «ура», прислав до 3000 солдат и курсантов, но и маневры не смогли разогнать народ. Только с началом уборочной страды люди стали расходиться. Монахи сами переложили мощи Афанасия в деревянный гроб, а серебряную раку комиссары отвезли в Харьков . Туда же позже были перенесены и мощи святителя, где они вначале хранились в музее, а в 1948 году, по инициативе архиепископа Стефана (Проценко) , были перенесены в Благовещенский кафедральный собор , где пребывают и поныне.

http://drevo-info.ru/articles/4421.html

Наше правительство не умело или не хотело энергично бороться против этих злоупотреблений, и потому требование от просителей рекомендательных патриарших грамот не могло служить гарантией против разных обманов со стороны просителей, тем более что к их проделкам правительство относилось в большинстве случаев как-то очень снисходительно. Например, в 1640 году в Москву прибыли из Метеорского Преображенского монастыря архимандрит Захарий, да с Белого моря игумен Афанасий, да из Царьграда протопоп Захарий, «а в Путивле они пролгалися: архимандрит сказал, что будто он выехал на государево имя на вечное житье, а к Москве приехав, бил челом государю, чтобы государь пожаловал велел его с Москвы отпустить назад в его монастырь, и на Москве жить не хочет. А игумен Афанасий сказал у себя в Путивле лист молдавского владетеля Василья о государеве тайном деле, о котором-де был посылай с Москвы в молдавскую землю Богдан Дубровской; а на Москве тот игумен заперся о том, будто он в Путивле такого листа у себя не сказывал. Да он же, игумен, с собою привез Цареградского патриарха старого Кирилла грамоту – рука и печать патриарха подделаны. А протопоп Захарей сказал, что есть с ним к государю грамота нового Цареградского патриарха Парфения и словесный приказ о великом деле; а на Москве в том заперся ж, что будто он того в Путивле не сказывал. И за те ложные статьи архимандрит и игумен и протопоп государевых очей не видали, а государева жалованья дано им для их бедности на отпуске деньгами: архимандриту 12 рублев, игумену да протопопу по 6 рублев человеку и отпущены с Москвы назад в свои земли» 263 . Наконец, значение указанной меры отчасти подрывало и само правительство, которое, несмотря на ходатайственные грамоты патриархов, все-таки отсылало просителей назад из Путивля. Так, в 1632 году отосланы были назад из Путивля два архимандрита двух греческих монастырей, несмотря на то что за них ходатайствовал особыми грамотами Константинопольский патриарх Кирилл Лукарис. В 1636 году воротили из Путивля белого священника и двух бельцов-гречан, хотя за них просили два патриарха: Константинопольский и Иерусалимский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Кроме того, в Зографе находятся святыни: часть Животворящего Креста Господня, частицы мощей – евангелиста Матфея, апостола Андрея Первозванного, первомученика архидиакона Стефана, великомучеников Георгия Победоносца (а также капли его крови) и Прокопия, равноапостольной Марии Магдалины, святителей Иакова Персиянина и Поликарпа Смирнского, священномучеников Игнатия Богоносца, Ферапонта, Климента, Антипы и Харалампия, мучеников Никиты, Нестора и Кирика, мучениц Матроны, Анастасии, Марины, преподобного Феодосия, святителя Евтихия, Патриарха Цареградского, преподобномученика Стефана Нового, великомучеников Феодора Стратилата и Пантелеимона, мучеников Варлаама, Кира, Иоанна, Петра, Авксентия, Трифона, Меркурия, бессребреников Космы и Дамиана, и Афанасия, Патриарха Цареградского. Монастырь Дохиар Дохиар занимает десятое место в иерархии афонских обителей. Монастырь расположен в юго-западной части полуострова, между монастырями Зограф и Костоманит, на крутом склоне холма, спускающегося к морю. Дохиар похож на старинный фрегат, рассекающий морские волны. Дохиар – один из самых древних монастырей на Святой Горе, он упоминается еще в документах X века. Основал эту обитель преподобный Евфимий, дохиар (то есть заведующий продовольственной частью монастырского хозяйства – келарь) Лавры преподобного Афанасия. Второй строитель монастыря – святой Неофит, племянник святого Евфимия. Он был сыном вельможи при дворе императора Никифора Фоки и служил первым советником императора Иоанна Цимисхия. Его отказ от почестей и славы этого мира был поистине достоин восхищения. Первоначально монастырь располагался на месте нынешнего селения Дафни, но вскоре был разорен пиратами. Игумен с братией бежали в лес, захватив с собой святыни и монастырские рукописи. Вернувшись через некоторое время, монахи обнаружили лишь руины. Так как монастырь было видно издалека и около него было легко высадиться, то он всегда оставался бы целью пиратских набегов, и братия решила перенести его на новое место. Для строительства был выбран труднодоступный участок земли (между современными Ксенофонтом и Дохиаром), где и построили небольшой монастырь в честь святителя Николая.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Для прочтения и освидетельствования подписей на привезённых документах московское и греческое духовенство было собрано у царя 1 июня 283 . У греков были отобраны показания об иконийском митрополите; амасийский митрополит Козьма сообщил, что Афанасий не был послан в Москву от константинопольского патриарха Дионисия, как утверждал Афанасий, а приехал сам, он также рассказал, что Афанасий писал Дионисию, чтобы тот опасался дьякона Мелетия; грек Степан Юрьев, который сопровождал Афанасия в Москву за милостыней, показал, что Афанасий оставил свою епархию и он не является племянником патриарха Дионисия, а только состоит с ним в дальнем родстве 284 . Собор признал, что подписи на греческих документах настоящие, но Афанасий Иконийский продолжал отвергать их подлинность. Несмотря на это, 12 июня последовал царский указ боярину Петру Михайловичу Салтыкову об отдаче привезённых Мелетием Греком документов «к собранию Собора о патриархе Никоне » 285 . 3 июня 1665 г. греком Анастасией Юрьевым в Москву доставлено и тогда же переведено письмо иерусалимского архимандрита Иоасафа к царю Алексею Михайловичу от 7 апреля 1665 г. о достоверности патриарших писем, привезённых Мелетием Греком, и неверности показаний иконийского митрополита 286 . Афанасий немедленно арестован и заключён в Симонов монастырь. 11 декабря 1666 г. после осуждения на московском соборе патриарха Никона и ссылки его в Ферапонтов монастырь последовал царский указ о ссылке иконийского митрополита Афанасия в Макариев монастырь 287 . Как потом сложилась судьба иконийского митрополита – неизвестно. Возможно, находясь в ссылке, он продолжал поддерживать связь с патриархом Никоном . 4 декабря 1668 г. на допросе в Москве архимандрит Новоспасского монастыря Иосиф, приставленный к Никону в Ферапонтовом монастыре и обвинивший его в государственной измене, говорил, что Никон ждёт нового Собора по требованию цареградского патриарха, о чём ему, Никону, писал иконийский митрополит Афанасий. Копию с грамоты Афанасия Никон показывал Иосифу 288 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

А после того, он же Афанасий говорил, что у тех писем Цареградского патриарха и прочих архиереев, которые под его областью, приписи их рук, а Александрийского и Антиохийского и Иерусалимского патриархов и прочих архиереев приписи по прежнему лживил во всем. А иные греческие власти, которые ныне на Москве и его патриархов правдивой племянник Стефан сказали, что у тех писем приписи их патриарховых рук и иных архиереев, и его Афанасия Амасийской митрополит Косма и он Стефан уличали, что он Афанасий престола своего не имеет и Цареградскому патриарху не есть племянник и экзархом от него не посылыван. И великий государь без грамоты Цареградского патриарха и всего собора тому Афанасию верить и за экзарха его принимать и с Москвы во Царьгород отпускать не изволил, для того, чтоб он, приехав в Царьгород, какого смятения не учинил, и чтоб патриарх к великому государю об нем Афанасье отписал. А что Мелетия в Черкаских городах ограбили и которые грамоты и иные письма пропали, о том к нему патриарху не писать и отнюдь не извещать, для того, что его ограбили государевы ратные люди, и на него Мелетия патриарх учнет мыслить, что он тех грамот уберечь не умел, а как те письма объявятся в неприятельских руках, и он патриарх и все власти от того наипаче будут страшны, да и то он патриарх мыслить учнет же, что над ним Мелетием свои люди так учинили, а над ним патриархом или над его посланными государевы ратные люди и пуще того учинят. 3 Другую грамоту к нему ж Цареградскому патриарху со всем собором против того ж, как будет написана грамота к нему одному, только в ней не писать Мелетиева имени, для того, как он был в Царьгороде у патриарха, и в то время многие власти про него Мелетия не ведали. 4 Грамота к Антиохийскому патриарху с великим молением, да в той же грамоте объявить великого государя к нему прежнее любление и милость и прочая, яже суть достойна, и чтоб он в Московское государство, с которую сторону ему возможно, приехал вскоре. 5 Грамота Антиохийского патриарха к дворецкому к Григорию Халепли с милостивым словом, и что ему греченен Стефан учнет говорить, и он бы ему во всем верил и всякое спомогательство чинил.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Афанасий же, «стоя перед Спасовым образом», заверял царя, что в Москву Мелетий писал ложно, а грамоту от вселенских патриархов он якобы написал сам 278 . Через неделю, 30 мая, в Москву из Константинополя возвратился иеродьякон Мелетий Грек (вместе с амасийским митрополитом Козьмой – племянником иерусалимского патриарха Нектария). Мелетий представил государю следующие документы: два свитка ответов восточных патриархов о власти царской и патриршей (25 глав с эпилогом), два письма александрийского патриарха к цареградскому, одну грамоту константинопольского патриарха Дионисия к боярам и московскому Собору о разрешении хиротонисать и поставить московского патриарха 279 , книги деяний вселенских соборов, письмо от хартофилакса цареградской церкви к Мелетию. Для перевода документы отданы газскому митрополиту Паисию 280 . На следующий день, 31 мая, иконийский митрополит Афанасий заявил, что подписи на греческих грамотах ненастоящие, и вновь просил царя примириться с патриархом Никоном 281 . Для прочтения и освидетельствования подписей на привезенных документах московское и греческое духовенство было собрано у царя 1 июня 282 . У греков были отобраны показания об иконийском митрополите: амасийский митрополит Козьма сообщил, что Афанасий не был послан в Москву от константинопольского патриарха Дионисия, как утверждал Афанасий, а приехал сам, он также рассказал, что Афанасий писал Дионисию, чтобы тот опасался дьякона Мелетия; грек Степан Юрьев, который сопровождал Афанасия в Москву за милостыней, показал, что Афанасий оставил свою епархию и он не является племянником патриарха Дионисия, а только состоит с ним в дальнем родстве 283 . Собор признал, что подписи на греческих документах настоящие, но Афанасий Иконийский продолжал отвергать их подлинность. Несмотря на это, 12 июня последовал царский указ боярину Петру Михайловичу Салтыкову об отдаче привезенных Мелетием Греком документов «к собранию Собора о патриархе Никоне » 284 . 3 июня 1665 г. греком Анастасием Юрьевым в Москву доставлено и тогда же переведено письмо иерусалимского архимандрита Иоасафа к царю Алексею Михайловичу от 7 апреля 1665 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чрез семь месяцев после поставления в патриархи, Никон разослал по всем церквам московским «память», в которой предписывал креститься троеперстно и при чтении молитвы Ефрема Сирина в Великий пост не класть одних земных многочисленных поклонов, как делалось у нас, но класть поясные поклоны, кроме только четырёх земных. На первых шагах своей преобразовательной деятельности патриарх Никон был подкреплён сочувствием и одобрением прибывшего в Москву в апреле 1653 года цареградского патриарха Афанасия. Афанасий подтвердил неисправность наших богослужебных чинов, и тем ещё более возбудил в Никоне ревность к их исправлению. Но, встретив полное сочувствие и одобрение своей деятельности со стороны просвещённых ревнителей веры, Никон со стороны невежественных приверженцев старины встретил упорное сопротивление. Не столько, впрочем, ревность к охранению старины, сколько личная неприязнь к патриарху Никону руководила действиями первых его противников. В среде московского духовенства были лица, недовольные возвышением Никона и его властными распоряжениями. Первыми противниками Никона были не желавшие видеть его на патриаршем престоле влиятельные лица из среды московского духовенства, именно: протопоп Казанского собора Иван Неронов, духовник царя, протопоп Благовещенского собора Стефан Вонифатьев. К ним пристали проживавшие в Москве и привыкшие к своеволию протопоп Юрьева-Повольского Аввакум, протопоп костромской Даниил и муромский – Логгин. Как только Никон издал свою «память» о крестном знамении и поклонах, его противники написали на неё опровержение. Сначала патриарх отнёсся к ним снисходительно, но это снисхождение вызвало его противников на более дерзкое сопротивление. Тогда соборным приговором Неронов, Даниил и Логгин были сосланы на смирение в монастыри, а Аввакум сослан на жительство в Тобольск. Никон, встретив противодействие задуманному исправлению церковных обрядов со стороны своих врагов, решил искать себе опоры в высшей церковной власти – власти соборной. Созванный по его желанию в 1654 году собор постановил единогласно исправить наши церковные книги согласно со старыми харатейными и греческими. Только один епископ коломенский Павел высказался на соборе против изданного распоряжения о поклонах, хотя и подписал соборное определение. Не вытерпел горячий Никон такого противоречия со стороны епископа, жестоко наказал его и, по лишении сана, сослал в заточение. Не довольствуясь решением собора 1654 года об исправлении церковных книг, Никон захотел заручиться согласием вселенского патриарха Паисия и отправил к нему грамоту, в которой, указав на разности в наших книгах, просил его совета как относительно этих разностей, так и противников церковного исправления. Ещё не пришёл ответ от патриарха цареградского, как в Москву прибыли новые авторитетные свидетели правильности предпринятого Никоном исправления книг и обрядов. Это были антиохийский патриарх Макарий и сербский – Гавриил.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Скачать epub pdf Житие святого Павла исповедника, архиепископа Цареградского Память 6 ноября В царствование императора Констанция 7129 , сына Константина Великого , христиане подверглись гонению со стороны еретиков – ариан, сторону которых держал сам император, тоже увлеченный арианской ересью. В Церкви происходили тогда великие смуты и нестроения, так как мало уже оставалось составлявших опору её великих поборников православия: святой Афанасий, архиепископ Александрийский, этот величайший защитник православия, был удален со своего престола, а святой Александр, патриарх Цареградский, к этому времени уже скончался. Когда святой Александр умирал, окружавшие его смертный одр спрашивали его: – Кому оставляешь нас, духовных чад твоих, отче? Кого оставляешь нам пастырем вместо себя? Кто столь же доблестно управлял бы Церковью Христовою? Он указал им двух достойных мужей, именно пресвитера Павла, родом из Солуня 7130 , и диакона Македония, но, при этом, прибавил, что если желают иметь пастыря учительного и имеющего добродетельную жизнь, то избирали бы себе Павла; если же хотят иметь пастырем человека представительного, отличающегося внешним благообразием, то пусть избирают Македония. После сего приснопамятный патриарх скончался. На бывшем после его кончины соборе, при совещании о том, кого из двоих возвести на патриарший престол, Павла или Македония, произошел спор между православными и арианами, которых на соборе было очень много. Православные желали Павла, ариане склонялись более на сторону Македония, однако, православные одержали верх и на патриаршество избран был в храме святой Ирины – святой Павел и, вошедши на патриарший престол, начал с честью пасти врученное ему стадо. Во время избрания и хиротонии святого Павла императора Констанция не было в Царьграде: он находился в Антиохии 7131 . Вследствие сего он не был расположен к новому патриарху. Возвратившись из Антиохии в Царьград, император выказал явное неудовольствие против патриарха за то, что он взошел на патриарший престол помимо воли царской.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010