Антония Великого и из римской кельи св. Афанасия Великого и спутников его Аммона и Исидора 208 , утверждением кафолической веры на соборах, преимущественно Никейском и Ефесском, и ежегодными извещениями всех прочих церквей о дне празднования Пасхи. Посмотрим на приобщение сего престола к делам церкви российской, пользуясь только теми указаниями, какие найдены нами в рукописях библиотек патриаршей в Каире и Синайской. «В царствование Феодора Иоанновича, благочестивейшего великого царя всея великия России, и Богом венчанной царицы Ирины первым святейшим патриархом великороссийским в Москве поставлен был Иов, митрополит сего города. Он получил высочайшую благодать патриаршества от всесвятейшего патриарха цареградского Иеремии с согласия и утверждения архиереев великороссийских, и в присутствии с ними преосвященнейшего митрополита монемвасийского Иерофея и смиренного архиепископа елассонского и димоникского Арсения, в 7096 лето от создания мира, от Рождества же Христова в 1588 год 209 , когда было великое собрание и литургия в всечестном и благознаменитом храме пречистые Богородицы, что близ царских палат, который назначили и наименовали патриаршим, в 26 день месяца января, в который совершилось и произведение Иова в патриарха. В сей день служили обедню все архиереи, архимандриты и игумены великороссийские с всесвятейшим патриархом цареградским Иеремией, в присутствии благочестивейшего великого царя всея великие России Феодора Иоанновича, окруженного вельможами и боярами его. По окончании обедни все прославили Бога, титуловали и многолетствовали царя, благодарили патриарха Иеремию и новому патриарху пели «исполла эти деспота». Затем все пошли в большую трапезу царя, где угобжены были всеми благами и, прославив Бога и многолетствовав царя, возвратились домой». Смиренный архиепископ елассонский и димоникский Арсений 210 . После Мелетия, который поддерживал православие в Галиции и Малороссии своими грамотами и посланиями 211 , и после преемников его Кирилла Лукариса, Герасима, Митрофана, Никифора и Иоанникия вошёл на престол апостола и евангелиста Марка Паисий.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В 1443 году, при патриархе Иоакиме, в Иерусалиме был созван Поместный Собор. Инициатива принадлежала митрополиту Кесарийскому Арсению, который после происшедших на Ферраро-Флорентийском Соборе (1439) событий и избрания Константинопольским патриархом латинофила Митрофана II (1440-1443) посетил восточных патриархов Дорофея Антиохийского (1435-1451), Иоакима Иерусалимского и Филофея Александрийского (1435-1459) и убедил их собраться в Иерусалиме и осудить принятую на Ферраро-Флорентийском Соборе унию, а также Цареградского патриарха Митрофана и всех рукоположенных им клириков. Собор категорически осудил унию и всех принявших ее. Митрополит Арсений, как проповедник благочестия и православия, был уполномочен собором оповестить всю церковную полноту о соборном решении, и " повсюду проповедовать благочестие, не страшась ни императора, ни патриарха или кого иного не право славящего " . Также было составлено соборное послание императору. Время шло, но отношение мамлюков к православным лишь ухудшалось. Византия доживала последние дни своего бытия и уже не имела возможности поддерживать ИПЦ. Оставшись без поддержки греков, патриарх Иоаким посылает в Россию своего брата архимандрита Иосифа с просьбой пожертвовать на нужды Святого Гроба Господня. С падением Византии, извечного Ангела-хранителя Иерусалимской Церкви, положение православных в Палестине резко ухудшается. В Иерусалиме вспыхивает не виданное до сих пор кровавое гонение. Мамлюки в считанные дни опустошили и разорили множество церквей и монастырей. Особенно пострадали храмы в Вифлееме и на г. Сион. Были осквернены не только церкви, но и усыпальницы, и христианские кладбища. Разъяренные мусульмане в маниакальном порыве выкапывали гробы и выбрасывали останки на улицы на всеобщее попрание. Восстанавливать разрушенные здания строго-настрого запрещалось. Сильно пострадал тогда и храм Воскресения. Помощи не было ни откуда. Патриархат находился в таком скорбном состоянии, что христиане не могли позволить себе починку разрушившейся базилики Святого Гроба Господня. В 1450 г. опустела обитель св. Саввы. Знаменательно, что после патриарха Афанасия IV (1452-1460) на Святоградский престол дважды восходили представители арабского мира - Иаков II (около 1460) и Авраам (1468).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Император Ираклий. Патриархи Захарий и Модест Протекли последние годы шестого столетия и первые седьмого, ознаменованного столькими бедствиями для Иерусалима. Патриархи его, святительствовавшие в сие время, известны нам более по имени, нежели по деянием, и даже есть о них разногласия в историках 138 . Зонар говорит, что патриарху Макарию, после второго четырехлетнего правления, наследовал Исаакий, игумен цареградской обители Неусыпаемых и, содержав кафедру двадцать восемь лет, передал ее Амосу; но летописец Никифор называет вместо Исаакия Иоанна, а писатель церковный Евагрий ставит патриарха Амоса между Иоанном и Исаакием, которого называют иногда Исихием. Избрание патриарха Амоса после Иоанна одобрено было настоятелями монастырей палестинских, и все они собрались к нему, чтобы воздать должную честь, хотя Амос отклонял со смирением высокую степень, называя ее тяжким бременем, едва удобоносимым для небесных сил. Один только Афанасий, игумен новой лавры, несколько времени не покорялся избранному патриарху, и ему писал папа римский св. Григорий Великий , дабы он примирился с своим владыкою. Исихию, волею оставившему престол свой, наследовал в 610 году патриарх Захария, избранный из пресвитеров церкви Константинопольской, и он был свидетелем разорения Иерусалимского. Гражданские перевороты империи Греческой навлекли бедствие и Св. граду. После славного, долголетнего правления Иустинианова и двух его преемников, Иустина и Тиверия, лучшего из императоров восточных, Маврикий, зять его, еще продолжил на некоторое время внешнее благоденствие; но мятежник Фока овладел престолом, умертвил его детей, и начались бедствия. Хозрой, царь персидский, под предлогом мести за смерть благодетеля своего Маврикия 139 , который призрел его юность, но более из честолюбия, дабы исполнить обширные замыслы великого деда своего Нуширвана, наступил с сильными войсками на империю и в течение пяти лет постепенно завоевал все её восточные пределы; бежали пред ним военачальники малодушного Фоки. Евреи палестинские, возбужденные надеждою возобладать землею своих предков, предложили помощь свою Хозрою; в числе 26000 присоединились они к войскам персидским и ознаменовали себя повсюду жестокостью против христиан: в Антиохии умертвили они патриарха Анастасия.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Мая 17-го он издал первую свою грамоту, в которой объявлял свое благословение «всем в православии сияющим, иже в Малой России, изряднее же обывателям киевским», благословлял, в частности, и утверждал на вечные времена сопряженное союзом любви о Господе и подвизающееся о непорочной вере Киевское братство и выражал свое согласие на основание при нем братства юношеского, т. е. из молодых людей, единомышленного и послушного о Господе старейшему братству, по примеру прочих благочестивых братств, существовавших во многих городах Литовско-Польского государства. Затем патриарх посетил все киевские церкви, начиная с Успенской, находившейся среди Киева (как назывался тогда собственно Подол) и считавшейся соборною вместо Софийской; посетил монастыри, не только киевские: Печерский, Пустынный Николаевский, Златоверхий Михайловский, Кирилловский, но и довольно отдаленные от Киева: Межигорский и Трехтемировский, бывший под патронатством казаков; посетил и домы многих христолюбцев в Киеве и везде был встречаем с великими почестями и полною христианскою любовию. О всем этом он свидетельствует сам во второй своей грамоте, которую выдал 26 мая. Здесь он, благословляя вновь всех жителей Киева и Киевское братство, в особенности благословлял новозаложенную церковь братства во имя Богоявления и Благовещения Пресвятой Богородицы, странноприимный дом братский и при нем школу наук еллино-славянского и латинского письма; выражал желание, чтобы в школе находились для воспитания духовного как молодые иноки, живя в общежитии порядком монастырским по чину святого Василия, так и мирские христианские дети, и объявлял, что он, имея полномочие и позволение от Константинопольского патриарха Тимофея, настоящего архипастыря и отца митрополии Киевской, равно и от патриархов — Александрийского Кирилла и Антиохийского Афанасия, водружает на память своего пребывания в Киеве крест при Богоявленской церкви Киевского братства и учреждает патриаршую ставропигию, которая не должна подлежать на вечные времена никакому духовному начальству и суду, кроме самой патриаршеской Константинопольской кафедры. А Феофан действительно имел грамоту от патриарха Тимофея, которою предоставлялось ему, Феофану, совершать всякие архиерейские священнодействия и распоряжения в епархиях, подведомых Цареградской кафедре, какие только посетит он во время своего путешествия. Кроме того, при Феофане находился и экзарх Константинопольского патриарха Арсений, архимандрит великой церкви, который одним уже присутствием своим подтверждал справедливость слов Феофана о данном ему полномочии .

http://sedmitza.ru/lib/text/436137/

Получивши новый сан и благословение от Святейшего патриарха, Феодор возвратился в прежнюю свою обитель. Радостно было его прибытие для всей братии. Тогда все вышли к нему на встречу и благодарили Бога за благополучное его возвращение в обитель. Вследствие высокой добродетельной жизни Феодора, тогдашний великий князь Василий Дмитриевич и митрополит Киприан поставили его архиепископом города Ростова. Но, прежде чем Феодор принял святительский сан, он избрал себе преемника в Симоновой обители, одного из учеников своих – Кирилла, мужа святого и совершенного в добродетелях, и поставил его на своё место настоятелем обители. Во время своего епископства, Феодор был истинным пастырем церкви и великим ревнителем веры и благочестия. Он был архиепископом пять лет и скончался 28 ноября 1395 года. Преподобный Феодор, положивший начало монастырю на старом Симонове, в 1379 году перенёс его на новое место, где ныне он находится. А прежний монастырь сделался усыпальницей иноков, между которыми погребены знаменитые витязи, иноки Троицкого монастыря, Пересвет и Ослябя, положившие жизнь свою за веру и отечество в битве с татарами на Куликовском поле. Над могилой этих иноков в 1870 году сделаны новые надгробия с сенью. В нынешней Симоновской обители главная соборная церковь посвящена Успению Божией Матери; при ней, впоследствии времени, устроен, придел в честь Казанской иконы Богоматери. Кроме этого собора в монастыре находятся ещё церкви: 1) Тихвинской иконы Божией Матери. Устроенная царём Феодором Алексеевичем около 1677 года. Здесь же приделы: во имя Ксенофонта и Марии, патриарха Афанасия Александрийского , мученицы Гликерии, Валентина и Василия Блаженного, мученицы Параскевы и преподобного Сергия; 2) Всемилостивого Спаса; 3) Николая Чудотворца; 4) Иоанна патриарха Цареградского и князя Александра Невского; 5) Александра Свирского . Особенным украшавшем Симонова монастыря служит величественная колокольня, построенная в 1839 году, усердием купца Ивана Игнатьева. Это громадное здание имеет вышину около 47 саженей, и вышиной своей превосходит даже и Кремлёвскую колокольню, называемую «Иван Великий».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Тропарь преподобномученикам Евфимию, Игнатию и Акакию Афонским, глас 1 Равночисленнии Троицы Несозданныя суще,/с лики ангелов и чины мучеников/предстоите вы, радующеся, Престолу Божества, мудрии./Сего ради причастием сияние отонуду приемлюще,/источник исцелений верным подаете/и Божественное просвещение,/мучениче Христов Евфимие со Игнатием мудрым и с Божественным Акакием,/о нас присно молитеся. Кондак, глас 4 Явися днесь Церкви новое торжество/триех страстотерпцев,/яко светила, озаряющее/православных, Христе,/исполнения. Величание Ублажаем вас,/преподобнии мученицы Евфимие, Игнатие и Акакие,/и чтим святую память вашу,/наставницы монахов/и собеседницы ангелов. 2/15 Святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского (373). Перенесение мощей благоверных князей Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида (1072 и 1115). Святителя Афанасия, патриарха Цареградского, Дубенского и Харьковского чудотворца (1654). Благоверного и равноапостольного царя Бориса, во Святом Крещении Михаила, Крестителя Болгарии (907). Блаженного Василия Кадомского (1848). Путивльской (1635) и Вутиванской икон Божией Матери. Тропарь святителю Афанасию Великому , архиепископу Александрийскому, глас 3 Столп был еси Православия,/Божественными догматы подтверждая Церковь,/священноначальниче Афанасие,/Отцу бо Сына единосущна проповедав,/посрамил еси Ариа./Отче преподобне,/Христа Бога моли/даровати нам велию милость. Кондак, глас 2 Православия насадив учения,/злославия терния изсекл еси,/умножив семя веры одождением Духа, преподобне:/темже тя поем, Афанасие. Величание Величаем тя,/святителю отче Афанасие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь благоверным князьям Российским Борису и Глебу, во Святом Крещении Роману и Давиду, глас 4 Днесь церковная разширяются недра,/приемлюще богатство Божия благодати,/веселятся русстии собори,/видяще преславная чудеса,/яже творити приходящим к вам верою,/святии чудотворцы Борисе и Глебе,/молите Христа Бога, да спасет души наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Современник кн. Симеона записал: «в се убо лето 6415 инд. 14 (906) 64 умре раб Божий, отец сего князя (Симеона), в благой вере живый, в добром исповедании Господа нашего Иисуса Христа, велик и честен и благоверен, господин наш, князь Болгаром, именем Борис, христианское же имя ему Михаил, мес. мая во 2 д. в субботнии вечер. Сей же Борис Болгары крестил есть во имя Отца и Сына и Св. Духа, аминь» 65 . Болгарская Церковь благоговейно чтит в числе святых просветителя Болгарии, благоверного князя своего – Бориса-Михаила 66 . Святителя Афанасия Пателария, патриарха Цареградского Святитель Афанасий Пателарий, патриарх Константинопольский, был уже вторым тружеником вселенского престола нового Рима, который искал себе помощи от благодетельной Церкви Российской, посреди бедствий, обуревавших его кафедру. Но первый из них, Иеремия, учредивши патриаршество на Руси, не был лишён своей кафедры, когда странствовал в пределах наших, хотя и подвергался однажды временному низложению; Афанасий же, более испытанный в скорбях, трижды восходил на высоту и нисходил с высоты вселенского престола и уже, с одним лишь громким титулом патриаршим, как странник, посетил гостеприимную державу Российскую. В пределах Малороссии, бывшей своей паствы, ибо тогда она ещё зависела от первосвятителей вселенских, положил он труженические свои кости в обители Лубенской, где они прославились нетлением. Сидящий и по смерти в богатой своей раке, будто на патриаршей кафедре, он представляется благоговейному взору как бы только что погрузившимся в непробудный сон. Глава его, осенённая митрой святительской, склонилась на правое плечо, и десница простёрта на коленах, для лобзания верующим, а в левой руке он держит свой пастырский жезл, как бы доселе управляя вселенской паствой. Так погребли его по чину и обычаю патриаршему, так и обрели спустя немного лет бодрствующим и по блаженной кончине. Остров Кандия на Средиземном море, древний Крит, был родиной блаженного Афанасия. Он происходил от благочестивых и благородных родителей, которые были в состоянии дать сыну своему высокое образование, светское и духовное. Неизвестно, где воспитывался юный подвижник, но Кандия, бывшая тогда под владычеством Венециан, процветала торговлей и могла иметь довольно средств для образования сынов своих; свидетельством тому могут служить святой Афанасий, которого современники называли философом, филологом, поэтом и отличным проповедником, и великий Лукарис Кирилл, также Критянин, пятнадцать лет патриаршествовавший на кафедре Александрийской и столько же на вселенской, в самую тяжкую эпоху для Церкви Греческой, обуреваемой тогда кознями иезуитов, против которых мужественно боролся Кирилл.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

2. Среда 2-й седмицы по Пасхе. Свт. Афанасия Великого, архиеп. Александрийского. Перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида. Свт. Афанасия, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца. Блгв. и равноап. царя Бориса, во Святом Крещении Михаила, Крестителя Болгарии. Блж. Василия Кадомского . Служба свт. Афанасия Великого шестеричная, совершается вместе со службой Триоди (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свв. блгвв. князей Бориса и Глеба в соединении со службой Триоди (Б) . А. На вечерне кафизма 9-я. На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 4-й и глас 5-й – 6. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Христова святителя...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 4-й: «Господи, нестерпимым Твоего Божества блистанием...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 1-й (с «Господи, воззвах») . «Слава» – святителя, глас 3-й: «Паки нам...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Прикоснися, Фомо...» (см. на стиховне вечера). По Трисвятом – тропарь святителя, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...» (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 3-й, «И ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...». Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). Псалом 50-й. Каноны: праздника Триоди (Антипасхи) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и святителя на 6. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди (Антипасхи), глас 8-й; седален святителя, глас тот же (дважды). «Слава, и ныне» – ипакои Триоди (Антипасхи), глас 6-й: «Яко посреде учеников...». По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя. «Слава» ин светилен святителя, «И ныне» – светилен праздника Триоди (по выбору).

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-15/

В 1902 г. Сергей Сахаров поступил во Владимирскую семинарию. Надо сказать, что время его обучения в ней совпало с периодом семинарских бунтов и забастовок, сопровождавшихся распространением нелегальной литературы. Все это не коснулось Сергея. «За все время обучения в семинарии, – свидетельствует ее ректор, – он отличался прекрасным поведением, никогда никаких нарушений школьной дисциплины не допускал – был тих, скромен, почтителен и деликатен – отличался искренней религиозностью и вполне церковным направлением...». Он блестяще окончил курс и поступил в Московскую духовную академию, где завершил обучение в 1912 г., получив степень кандидата богословия. Сережа Сахаров с архиерейским жезлом в руках. 1889 г. 12 октября 1912 г. Сергей Сахаров был пострижен в монашество с именем Афанасия в честь святителя Афанасия Пателария, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца. Постриг совершил ректор Московской духовной академии епископ Феодор (Поздеевский). В том же году Афанасий был рукоположен в сан иеромонаха. Всю свою жизнь епископ Афанасий считал себя иноком Троице-Сергиева монастыря, он писал: «Я лучшие годы провел под кровом родной Лавры, под кровом Преподобного, моего небесного покровителя со дня крещения, моего великого игумена, ибо в его обители я удостоился монашества». В 1917–1918 гг. отец Афанасий, как делегат от монашествующих, принимал участие в работе Поместного собора Православной Российской Церкви. Активная работа в нескольких отделах Собора, знакомство с выдающимися деятелями Церкви и составление вместе с профессором Петроградского университета Б. А. Тураевым службы всем русским святым стали вершиной его дореволюционного служения. На Соборе было решено восстановить существовавшее ранее в Церкви празднование Дня памяти всех русских святых. В связи с этим нужно было создать особый текст богослужения. В докладе, сделанном профессором Тураевым на Соборе, говорилось: «В наше скорбное время, когда единая Русь стала разорванной, когда нашим грешным поколением попраны плоды подвигов святых, трудившихся и в пещерах Киева, и в Москве, и в Фиваиде Севера, и в Западной России над созданием единой Православной Русской Церкви, представлялось бы благовременным восстановить этот забытый праздник, да напоминает он нам и нашим отторженным братиям из рода в род о единой Православной Русской Церкви и да будет он малой данью нашего грешного поколения и малым искуплением нашего греха».

http://pravoslavie.ru/113688.html

Но, ведь, и эти патриархи, вместе с подчиненными им церквами, страдали под игом тех же неверных, а притом приходили к нам один только за 64 года до Никона, другой только за 33. Как же могли Иеремия и Феофан оставаться в православии, хотя Церковь восточная уже около полутора века находилась под игом магометанства, а ближайшие преемники их, и в такой малый промежуток времени, успели сделаться неправославными от того же самого ига? Наконец сами раскольники сознаются, что константинопольский патриарх Афанасий, приходивший в Москву даже при Никоне, был совершенно православен, что он обличал новины Никоновы, а не как преемник его патриарх Паисий, сочувствовавший Никону, и не как патриархи антиохийский и сербский, вполне разделявшие его мысли. Из чего же видно, что обличал? Из того, отвечают, что Никон не приглашал Афанасия на свои соборы, где надлежало ему председательствовать, как следовало бы, хотя он находился еще в Москве в 1655 году, а приглашал только единомысленных себе патриархов антиохийского и сербского 333 . Так, следовательно, раскольники чувствуют потребность, чтобы хотя один восточный первосвятитель был на их стороне! Но, увы, они и здесь ошибаются. Никон не приглашал Афанасия на свои соборы, бывшие в 1655 и в 1656 г., а приглашал только патриархов антиохийского и сербского по самой простой причине, – потому, что первого уже не находилось тогда в Москве, а последние находились: из современной Дворцовой записи видно, что цареградский патриарх Афанасий, скончавшийся потом в Лубнах, был у царя Алексея Михайловича на отпуске в 13 день декабря 7162 г. (1653–4) 334 . При том надобно помнить, что св. Афанасий, когда приезжал в Россию, уже не занимал цареградской кафедры и на месте его восседал другой патриарх – Паисий; след. приглашение Афанасия на соборы для председательствования было бы противно церковным канонам и оскорбительно для действительного патриарха константинопольского Паисия, к которому Никон и обратился, как к законному первосвятителю восточной Церкви, после московского собора 1654 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010