Блажени есте, егда поносят и ижденут вы... яко мзда ваша многа есть на небесех. – Мф. 5:11 – 12. Л.81 ...терпения бо имаши потребу... егоже обеща Бог любящим Его. – Ср.: Uak. I: 12 . ...правды не любят... – См. л. 266 об. в первом письме митрополита Афанасия к патриарху Никону . Тако бо и прежде вас изгнаша пророки. – Мф. 5:12 . ...овых в Сибирь сослаша, овых не веси куды сослаша... – См. л. 266 об. в первом письме митрополита Афанасия к патриарху Никону . Не скорби, брате, благое творя... – Ср.: Гал. 6:9 . ...нас ради умучиша и заточиша... всякими нуждами. – О людях, пострадавших за него, патриарх Никон позже вспоминал и в своих посланиях ко вселенским патриархам в 1665– 1666 гг. Так, в «перехваченных» грамотах патриархам константинопольскому Дионисию, иерусалимскому Нектарию, цареградскому Парфению, александрийскому Паисию, антиохийскому Макарию он писал: «И иже прежде помянутый добрый оный человек, ему же имя Никита, иже прежде бе болярин, царским гневом обнажен всего жития своего и заточен в дальния страны. И жена его, блаженная Мария, чаяния мук нестерпимых внезапу жития своего пременилась. Иподдиакон Никита, иже грамоты к нам от него приносил, в темнице и во оковах с нужды вскоре сконьчася. Презвитер Сисой, иже к нам з грамотою приходил, безвестно заточен со всем домом.//Блаженный митрополит Афонасей Иконийский, иже свидетельствова о ложных грамотах, иже принесе Мелетий диякон на мя, и свидетельствовал о газском, яко враг человек и пагубник, той в Симонов монастырь заточен. Феофан архимандрит Святыя горы Афона Константинова монастыря в Кирилов монастырь заточен з братьею. Строитель Воскресенского монастыря иермонах Аарон в Соловки заточен. Василей иеродиякон великия церкви со всем домом в Сибирь заточен. Сава, принесый грамоты от иерусалимскаго блаженнейшаго патриарха царского величества в полатах вверху затворен. А иже нами несведомыя имены, яже о нас кто-любо слово какое доброе сотворил, много безвестно заточены и мучены» – цит. по грамоте Никона к константинопольскому патриарху Дионисию: РГБ, ф. 178, л. 115– 115 об. |
Геннадий Схоларий , первый патриарх по пленении Византии, изложил его пред покорителем царства греческого 167 . Исповедание веры соборной и апостольской церкви восточной писано было протосингелом александрийской кафедры Критопулом 168 . Подобное исповедание, составленное киевским митрополитом Петром Могилой , одобрено было восточными Иерархами и распространено повсюду на языках греческом и арабском 169 . Собор Иерусалимский, бывший в 1672 году, изложил все догматы веры в 18 членах 170 . Спустя три года после него александрийский первосвятитель Паисий, – говорим его словами, – по желанию некоторых из западных изрёк во Св. Духе, по древнему преданию отцов, восточное исповедание 171 . В окружном послании единой святой, соборной и апостольской церкви ко всем православным христианам, начертанном в наши дни, слышен твёрдый и увлекательный голос вселенской правды 172 . Перечислять ли все прочие преломления сего чистого света духовного? Их довольно много. Указываем на лучи более яркие. Указываем на православный разговор александрийского патриарха Мелетия 173 , на чиноположение о св. таинствах филадельфийского митрополита Гавриила 174 , на духовное всеоружие и учение о таинствах церкви Иеромонаха Неофита Родина 175 . Поставляем на вид краткое изложение догматов церкви Григория протосингелла цареградского 176 , догматическое учение восточной церкви, составленное Севастом Киминитом 177 , сокровищницу православия епископа кампанийского Феофила 178 , богословие Афанасия Парийского 179 , книгу пресвитера К. Икономоса о трёх степенях иерархии. Предлагаем вниманию катехизис иеромонаха Тимофея Кириакопуло 180 , Даниила Пелопонийского 181 , Евгения Вулгари 182 , архимандрита Прокопия Дендрина 183 и все творения Никодима Святогорца , скончавшагося в 1806 году в лавре Афонской. Св. Писание и творения св. отцов церкви суть сокровищницы православия. Отверзала ли греческая церковь эти сокровищницы чадам своим? Да. Издание так называемой цепи отеческих истолкований Ветхого Завета 184 , толковые псалтири монаха Агапия и иеромонаха Афанасия на новогреческом языке 185 , изъяснения Евангелия и Апостола Никифора Феотоки и всех посланий апостольских Никодима Святогорца , книга о переводе 70 толковников пресвитера Икономоса, слова преподобного Ефрема Сирина , переведённые по-новогречески, цветник изречений св. |
Но не до конца жила вместе двоица столь добродетельных наставников. Прошло несколько лет, и преподобный Афанасий в 26 день октября преставился ко Господу, причем обратился к братии с таким последним словом: — По кончине моей вы вполне удостоверитесь, обрету ли я, хотя сколько-нибудь, благодати у Бога. Когда преподобный Афанасий был погребен, то на гробе его, от самых его персей вырос, по повелению Божию, кипарис, листья которого совершенно исцеляли всякие недуги. Потом и преподобный Никифор, создатель и первый игумен мидикийского монастыря, после многих трудов и болезней телесных, отошел ко Господу в 4 день мая. Так осиротел преподобный Никита, лишившись духовного своего отца, святого Никифора, и любимого друга, преподобного Афанасия; немало скорбел он по обоих, ибо весьма любил их. Утешением в скорби служило ему твердое упование, что усопшие получили благодать и блаженную жизнь у Владыки Христа, Которому угодили добрым служением от юности. По преставлении блаженного отца Никифора вся братия просили преподобного Никиту принять сан и именоваться игуменом: ибо, пока был в живых преподобный Никифор, святой Никита не принимал наименования и сана игуменского, хотя и управлял вполне монастырем вместо отца своего святого Никифора, немощного от старости в течение уже многих лет. По усиленным просьбам братии и особенно по убеждением многих отцов других монастырей, он принял этот сан, и получил благословение святейшего патриарха цареградского Никифора, бывшего преемником Тарасия [ 3 ]. К прежним трудам преподобный Никита присоединил новые, когда с помощью Божией стал править монастырем как игумен, заботясь о спасении вверенных ему душ. Прославляя угодника Своего, Бог даровал ему благодать исцелять недуги и изгонять бесов. Ознаменовав крестом одного отрока, немого от рождения, преподобный Никита возвратил ему дар слова; инока, помутившегося рассудком, исцелил помазанием святого елея; одного из вновь принятых, бесноватого, молитвою избавил от бесовского мучительства, беса же, обернувшегося змеем, отогнал; другого, также бесноватого, освободил от духа лукавого — и многих страдавших лихорадкой, горячкой и иными различными болезнями чудесно исцелил пребывавшею в нем благодатью Христовою. Так жил он, угождая Богу, и достиг старости; пред концом же жизни своей явил себя доблестным исповедников и претерпел страдание за почитание святых икон. |
вмч Георгия и кровь его; части мощей св. архидиак. Стефана; сщмч. Игнатия Богоносца: Антипы и Харалампия; мчч.: Никиты, Нестора, Варлаама, Кирика: вмч. Феодора Стратилата; прп. Феодосия Великого; вмчч. Прокопия и Меркурия; апостола Андрея Первозванного; св. Авксентия; апостола и евангелиста Матфея; вмч. Иакова Персянина; св. Евтихия, Патриарха Цареградского; св. бесср. Космы и Дамиана; св. Кира и Иоанна; св. Пантелеймона и Трифона: свтт. Петра и Афанасия, Патриархов Александрийских; сщмч. Климента; св. Ферапонта и др. В монастыре подвизаются 12 монахов. (обратно) 159 «И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи. И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита… И сказал Господь киту, и он изверг Иону насушу» (Ион. 2:1–2,11). (обратно) 160 Пять билетов (искажён, англ.). (обратно) 161 Монастырь Ксиропотам (около монастыря находится глубокий и широкий ров, который в зимнее время наполняется водой, а летом пересыхает. Отсюда и название монастыря: «ксиропотам» значит «сухой поток»). Он был построен греч. царевной Пульхерией в 450–455 гг. Первым игуменом был прп. Павел Ксиропотамский. О нем упоминается в I Типиконе Святой Горы. Он жил в одно время с прп. Афанасием Афонским. Святые являли два различных подхода к организации монастырской жизни. Прп. Павел Ксиропотамский был приверженцем монашеской молитвы и безмолвия и отвергал строгую организацию общежительного устава и деятельную жизнь, установленные прп. Афанасием Афонским. После нашествия арабов монастырь был разорен и находился в запустении до Х в. Ксиропотам был возобновлен при императоре Романе усилиями прп. Павла, сына греч. императора Михаила Куропалата, прозванного Рангавеем. Кафоликон монастыря построен в 1761 г. и освящен в честь Сорока мучеников Севастийских. В обители хранится самая большая в мире частица Честного Креста с отверстием от одного из гвоздей. Эта частица вставлена в деревянный Крест, по преданию, пожертвованный императрицей Пульхерией. В обители подвизаются 20 монахов. |
В четырнадцать лет я неудачно прыгнул, купаясь с ребятами в речке, и сломал себе шейный отдел позвоночника. Меня сразу парализовало ни руки, ни ноги не действовали понесло течением. Лицо в воде, воздух из груди вышел, перед глазами за секунды вся жизнь: мама, папа, детство… и вот, всё. И я взмолился тогда: Господи, спаси! и вдруг чья-то рука схватила и вытащила меня из воды. И когда я уже лежал в больнице на вытяжке позвоночника, когда в перспективе у меня была полная или частичная неподвижность моя мама молилась надо мною день и ночь. Но только спустя годы я узнал, что она тогда пообещала: «Господи, если он встанет на ноги, я отдам его Тебе на служение». И я встал, я заново научился ходить, но того здоровья, которое было у меня до этого неудачного прыжка, уже, конечно, не было. И это оказалось к лучшему потому что были 90е годы, и мы все занимались спортом, и мало ли куда меня могло занести. После окончания школы поступил в Харьковский филиал Московского гуманитарного современного института, получил степень бакалавра юриспруденции. Потом заочно окончил юрфак Харьковского университета внутренних дел. Работал по специальности больше пяти лет в местной районной государственной администрации. Занимался молодежью, профилактикой правонарушений, ходил по школам, проводил беседы. Неплохая зарплата по тем временам, костюм-троечка, отдельный кабинет, имя-отчество, перспективы служебного роста… Но я уже тогда, шаг за шагом, двигался к вере. Учась в Харькове, ходил в Благовещенский кафедральный собор, к раке с мощами святителя Афанасия, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца , ставил ему свечки, спрашивал совета в тех ситуациях, которые у меня возникали. Природа у нас там, на Украине, очень красивая. Помню, как мы 15 мая ездили в Лубны в Спасо-Преображенский Мгарский монастырь на престольный праздник святителя Афанасия, и я смотрел на залитые солнцем поля и думал: ведь эту красоту создал Господь! Какой смысл служить каким-то начальникам, когда можно Самому Богу служить? |
2. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Глас 3-й. Перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида. Свт. Афанасия Великого, архиеп. Александрийского. Свт. Афанасия, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца. Блгв. и равноап. царя Бориса, во Святом Крещении Михаила, Крестителя Болгарии. Блж. Василия Кадомского . Прав. Тавифы (службу зри 25 октября) . Перенесение мощей мч. Авраамия Болгарского (службу зри 1 апреля) . Служба совершается по Триоди (А). Приводим также порядок совершения службы Триоди в соединении с полиелейной службой блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида. При совершении богослужения можно руководствоваться 4-й Марковой главой Типикона под 23 апреля: «Аще случится память святаго великомученика Георгия в Неделю мироносиц, или разслабленнаго, или самаряныни», и 2-й Марковой главой Типикона под 8 мая: «Подобает ведати, яко аще случится святаго Иоанна Богослова, в Неделю мироносиц, или о разслабленном или самаряныни, или о слепом» (Б). Примечание. Песнопения Недели о расслабленном поются в воскресенье, понедельник и вторник (ср.: Типикон, гл. 50, «В Неделю 4-ю по Пасце на утрени», 1-е «зри»). А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 7, и праздника (о расслабленном), глас 1-й – 3 (первая стихира – дважды). «Слава» – праздника (о расслабленном), глас 5-й: «Взыде Иисус во Иерусалим на овчую купель…», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся…». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма. «Слава» – праздника (о расслабленном), глас 5-й: «При овчей купели…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Храм и дверь еси…» (см. в Триоди на ряду). На стиховне стихира воскресная, глас 3-й: «Страстию Твоею, Христе…», и стихиры Пасхи, глас 5-й (с припевами их). «Слава» – праздника Триоди (о расслабленном), глас 8-й: «В притворе Соломонове…», «И ныне» – Пасхи, глас 5-й: «Воскресения день…» (в конце «Христос воскресе из мертвых…» – единожды, как окончание стихиры). |
Сам же султан хочет идти сухим путем чрез Солунь и там велел приготовить запас. Вместе с тем извещал, что в Риме назначен новый папа Климент IX, который помирился с французским королем на тридцать лет. Подпись грамоты: «Афанасий, Божией милостью, бывший вселенский патриарх, а ныне настоятель святой митрополии Солунской, беспрестанный Богомолец Богохранимого вашего царствия». Не за себя только, но и за других ходатайствовал святитель Афанасий. Он писал к новому царю Алексею Михайловичу в пользу епископа Неофита, из города Кариополя ехавшего за милостынею в Россию в сентябре 1645 года, свидетельствуя о бедственном его положении и умоляя: «Да примет его милостивым оком и в тихом образе, как правитель и отец всем; ибо державу самодержавствия вашего имеет весь благочестивый христианский народ во славу себе и в похвалу, и милость ваша напаяет обидимых и утешает бедных и кручинных; да утешит святой царь и сего бедного архиерея, как носящего на себе образ Господа нашего Иисуса Христа». Еще однажды писал патриарх Афанасий царю Алексею Михайловичу, в феврале 1646 года, чрез цареградского грека Афанасия Иванова и прислал государю частицу Животворящего Древа и мощей святой Анастасии Узорешительницы, извещая его вместе с тем о войне турок на родном его острове Крите. Покамест бывший патриарх мирно обитал в Молдавии под сенью великодушного своего покровителя господаря Василия Лупулы, горько бедствовала бывшая его кафедра Цареградская, и в этом отчасти был виновен государь, по личной своей неприязни к патриарху Парфению Младшему и по расположению к его сопернику Иоанникию. Парфений, однажды уже низложенный, вторично был возведен собором архиереев на место нелюбимого ими Иоанникия. Воевода Молдавский не мог ему простить, что он был некогда в числе недоброжелателей великого патриарха Кирилла Лукариса, и потому старался всеми средствами его низложить. Но исполнители его воли зашли слишком далеко; не только оклеветали они Парфения пред султаном и лишили кафедры, но те, которые везли его в ссылку, из числа воинов турецких, мучительски умертвили его в ладье и бросили в море. |
Он и в уединении заботился о распространении христианского просвещения, побуждал способных переводить полезные книги с греческого на славянский язык. Так один из них говорит о себе: «Почтенный муж, дукс (князь), настаивал предо мною, когда я приходил к нему для посещения, приказывая и упрашивая переводить объяснения Евангелий; он напоминал мне: для священника нет другого занятия, кроме наставления; если принял он на себя эту службу, пусть выполняет ее» 718 . Современник князя Симеона записал: «В се ибо лето 6415 инд. 14 (906) 719 умре раб Божий, отец сего князя (Симеона), в благой вере живый, в добром исповедании Господа нашего Иисуса Христа, велик и честен и благоверен, господин наш, князь болгаром, именем Борис, христианское же имя ему Михаил, мес. мая во 2 д. в субботний вечер. Сей же Борис болгары крестил есть во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь» 720 . Болгарская Церковь благоговейно чтит в числе святых просветителя Болгарии благоверного князя своего – Бориса-Михаила 721 . Память святителя Афанасия Пателария, патриарха Цареградского Святитель Афанасий Пателарий, патриарх Константинопольский, был уже вторым тружеником вселенского престола нового Рима, который искал себе помощи от благодетельной Церкви Российской посреди бедствий, обуревавших его кафедру. Но первый из них, Иеремия, учредивши патриаршество на Руси, не был лишен своей кафедры, когда странствовал в пределах наших, хотя и подвергался однажды временному низложению; Афанасий же, более испытанный в скорбях, трижды восходил на высоту и нисходил с высоты вселенского престола и уже с одним лишь громким титулом патриаршим, как странник, посетил гостеприимную державу Российскую. В пределах Малороссии, бывшей своей паствы, ибо тогда она еще зависела от первосвятителей вселенских, положил он труженические свои кости в обители Лубенской, где они прославились нетлением. Сидящий и по смерти в богатой своей раке, будто на патриаршей кафедре, он представляется благоговейному взору как бы только что погрузившимся в непробудный сон. |
Вашего царского величества покорнейший работник, который прошу, чтоб, буде возможно есть, до прихода дьякона Мелетия жить в его школе. LXV. Грамоты константинопольского патриарха Дионисия к царю Алексею Михайловичу, 1) с подтверждением, что посланные от него два свитка с вопросами и ответами по делу Никона суть истинные и подписаны вселенскими патриархами и об утверждении Паисия, митрополита газского, патриаршим наместником с правом председательства на соборе, и 2) секретная о митрополите иконийском Афанасии и вымогательстве некоторым лицам денежного пособия. Перевод с грамоты цареградского патриарха Дионисия, что писал к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя России самодержцу с греченином с Стефаном Юрьевым в нынешнем в 174-м году ноября в 12 день. Дионисий Божьею милостью архиепископ константинопольский нового Рима и вселенский патриарх. Пресветлейший, вельможнейший, Богом венчанный победителю и победоносче и оборонителю христианского рода, Божиею милостью великий государь царь и великий князь Алексей Михайловичи всеа великия и малыя и белыя России самодержче Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, царю Казанский, царю Астараханский, царю Сибирский, и великий государь Псковский и великий князь Литовский, Смоленский, Тверской, Волынский, Подольский, Югорский, Пермский, Вяцкий, Болгарский и иных многих государств государь и великий князь Новгорода низовские земли, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский и всеа северные страны государь и повелитель Иверские земли Карталинских и Грузинских царей, Черкаских и Горских князей и иных многих государств и земель восточных и западных и северных отчич и дедич, и наследник и государь и обладатель и наследием родителей победитель. Молю прося Господа за твое святейшее и вельможнейшее царство о благодати небесной и спасительной милости, еже дароватися от неизглаголанней и пресущественней единей и благословенней и животворящей и несмесной Троицы, от нея же всяко даяние благо и всяк дар совершен здравию крепости и силе на вся сопротивныя, старости древней, победе и победоносию на враги видимыя и невидимыя, постоянству крепкому и приращению вельможнейшего и святого государства в наследие царского твоего рода Богом хранимого и Богом содержаемого. |
Многие из неопытных уже начинали заражаться их толками, но по свидетельству современника, Митрополита Тобольского Игнатия, старые и сведущие люди не хотели принимать нового их лжеучения. Между тем необходимость исправления книг церковных была столь чувствительна, и вместе с тем так усиливалась страсть к просвещению духовному, что Царь Алексей Михайлович просил Митрополита Киевского, Сильвестра Коссова, прислать к нему старцев, из знаменитой академии, для сличения с Греческим Славянского перевода библии, неисправно напечатанной князем Острожским. Даже частный человек поревновал Царю в его усердии: благочестивый и образованный боярин Федор Ртищев, устроил под Москвою Преображенскую пустынь, зародыш будущей академии, из тридцати монашествующих братии, собранных им в Малороссии для перевода церковных книг. Знаменитый богослов своего времени, Киево-Печерский иеромонах Епифаний Славенецкий, был в числе ученой братии сей обители, и под его руководством изданы многие жития и беседы Св. отец и переведены с Греческого все соборные правила. Не только с Киевом и Малороссиею становились чаще и ближе церковные сношения наши, но и с Востоком. При отшествии из Москвы Иерусалимского Патриарха Паисия , отправлен был вместе с ним келарь Троицкой лавры Арсений Суханов , во святые места Восточные, для наблюдения устава церковного, четырех вселенских престолов, ибо возникали разногласия и споры о некоторых обрядах. Арсений дважды обращался из Молдавии, от Патриарха Иерусалимского к Царю и к гетману казаков, по делу о явившемся у них самозванце; он оставил, наконец, Паисия и встретил в Галаце другого Первосвятителя Греческого, Афанасия Хартулария , бывшего краткое время на престоле Цареградском. (Сей Афанасий, милостиво принятый в Москве, скончался на обратном пути в Лубнах, где доныне почивает его нетленное тело). По случаю жестоких гонений, которые претерпевала тогда Константинопольская Церковь , и по бедственной кончине Патриарха Парфения , не мог видеть Суханов его преемника, но в Александрии беседовал с мудрым Патриархом Иоанникием , и получил от него разрешение на многие вопросы церковные. |
| |