Блажени есте, егда поносят и ижденут вы... яко мзда ваша многа есть на небесех. – Мф. 5:11 – 12. Л.81 ...терпения бо имаши потребу... егоже обеща Бог любящим Его. – Ср.: Uak. I: 12 . ...правды не любят... – См. л. 266 об. в первом письме митрополита Афанасия к патриарху Никону . Тако бо и прежде вас изгнаша пророки. – Мф. 5:12 . ...овых в Сибирь сослаша, овых не веси куды сослаша... – См. л. 266 об. в первом письме митрополита Афанасия к патриарху Никону . Не скорби, брате, благое творя... – Ср.: Гал. 6:9 . ...нас ради умучиша и заточиша... всякими нуждами. – О людях, пострадавших за него, патриарх Никон позже вспоминал и в своих посланиях ко вселенским патриархам в 1665– 1666 гг. Так, в «перехваченных» грамотах патриархам константинопольскому Дионисию, иерусалимскому Нектарию, цареградскому Парфению, александрийскому Паисию, антиохийскому Макарию он писал: «И иже прежде помянутый добрый оный человек, ему же имя Никита, иже прежде бе болярин, царским гневом обнажен всего жития своего и заточен в дальния страны. И жена его, блаженная Мария, чаяния мук нестерпимых внезапу жития своего пременилась. Иподдиакон Никита, иже грамоты к нам от него приносил, в темнице и во оковах с нужды вскоре сконьчася. Презвитер Сисой, иже к нам з грамотою приходил, безвестно заточен со всем домом.//Блаженный митрополит Афонасей Иконийский, иже свидетельствова о ложных грамотах, иже принесе Мелетий диякон на мя, и свидетельствовал о газском, яко враг человек и пагубник, той в Симонов монастырь заточен. Феофан архимандрит Святыя горы Афона Константинова монастыря в Кирилов монастырь заточен з братьею. Строитель Воскресенского монастыря иермонах Аарон в Соловки заточен. Василей иеродиякон великия церкви со всем домом в Сибирь заточен. Сава, принесый грамоты от иерусалимскаго блаженнейшаго патриарха царского величества в полатах вверху затворен. А иже нами несведомыя имены, яже о нас кто-любо слово какое доброе сотворил, много безвестно заточены и мучены» – цит. по грамоте Никона к константинопольскому патриарху Дионисию: РГБ, ф. 178, л. 115– 115 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Геннадий Схоларий , первый патриарх по пленении Византии, изложил его пред покорителем царства греческого 167 . Исповедание веры соборной и апостольской церкви восточной писано было протосингелом александрийской кафедры Критопулом 168 . Подобное исповедание, составленное киевским митрополитом Петром Могилой , одобрено было восточными Иерархами и распространено повсюду на языках греческом и арабском 169 . Собор Иерусалимский, бывший в 1672 году, изложил все догматы веры в 18 членах 170 . Спустя три года после него александрийский первосвятитель Паисий, – говорим его словами, – по желанию некоторых из западных изрёк во Св. Духе, по древнему преданию отцов, восточное исповедание 171 . В окружном послании единой святой, соборной и апостольской церкви ко всем православным христианам, начертанном в наши дни, слышен твёрдый и увлекательный голос вселенской правды 172 . Перечислять ли все прочие преломления сего чистого света духовного? Их довольно много. Указываем на лучи более яркие. Указываем на православный разговор александрийского патриарха Мелетия 173 , на чиноположение о св. таинствах филадельфийского митрополита Гавриила 174 , на духовное всеоружие и учение о таинствах церкви Иеромонаха Неофита Родина 175 . Поставляем на вид краткое изложение догматов церкви Григория протосингелла цареградского 176 , догматическое учение восточной церкви, составленное Севастом Киминитом 177 , сокровищницу православия епископа кампанийского Феофила 178 , богословие Афанасия Парийского 179 , книгу пресвитера К. Икономоса о трёх степенях иерархии. Предлагаем вниманию катехизис иеромонаха Тимофея Кириакопуло 180 , Даниила Пелопонийского 181 , Евгения Вулгари 182 , архимандрита Прокопия Дендрина 183 и все творения Никодима Святогорца , скончавшагося в 1806 году в лавре Афонской. Св. Писание и творения св. отцов церкви суть сокровищницы православия. Отверзала ли греческая церковь эти сокровищницы чадам своим? Да. Издание так называемой цепи отеческих истолкований Ветхого Завета 184 , толковые псалтири монаха Агапия и иеромонаха Афанасия на новогреческом языке 185 , изъяснения Евангелия и Апостола Никифора Феотоки и всех посланий апостольских Никодима Святогорца , книга о переводе 70 толковников пресвитера Икономоса, слова преподобного Ефрема Сирина , переведённые по-новогречески, цветник изречений св.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Но не до конца жила вместе двоица столь добродетельных наставников. Прошло несколько лет, и преподобный Афанасий в 26 день октября преставился ко Господу, причем обратился к братии с таким последним словом: — По кончине моей вы вполне удостоверитесь, обрету ли я, хотя сколько-нибудь, благодати у Бога. Когда преподобный Афанасий был погребен, то на гробе его, от самых его персей вырос, по повелению Божию, кипарис, листья которого совершенно исцеляли всякие недуги. Потом и преподобный Никифор, создатель и первый игумен мидикийского монастыря, после многих трудов и болезней телесных, отошел ко Господу в 4 день мая. Так осиротел преподобный Никита, лишившись духовного своего отца, святого Никифора, и любимого друга, преподобного Афанасия; немало скорбел он по обоих, ибо весьма любил их. Утешением в скорби служило ему твердое упование, что усопшие получили благодать и блаженную жизнь у Владыки Христа, Которому угодили добрым служением от юности. По преставлении блаженного отца Никифора вся братия просили преподобного Никиту принять сан и именоваться игуменом: ибо, пока был в живых преподобный Никифор, святой Никита не принимал наименования и сана игуменского, хотя и управлял вполне монастырем вместо отца своего святого Никифора, немощного от старости в течение уже многих лет. По усиленным просьбам братии и особенно по убеждением многих отцов других монастырей, он принял этот сан, и получил благословение святейшего патриарха цареградского Никифора, бывшего преемником Тарасия [ 3 ]. К прежним трудам преподобный Никита присоединил новые, когда с помощью Божией стал править монастырем как игумен, заботясь о спасении вверенных ему душ. Прославляя угодника Своего, Бог даровал ему благодать исцелять недуги и изгонять бесов. Ознаменовав крестом одного отрока, немого от рождения, преподобный Никита возвратил ему дар слова; инока, помутившегося рассудком, исцелил помазанием святого елея; одного из вновь принятых, бесноватого, молитвою избавил от бесовского мучительства, беса же, обернувшегося змеем, отогнал; другого, также бесноватого, освободил от духа лукавого — и многих страдавших лихорадкой, горячкой и иными различными болезнями чудесно исцелил пребывавшею в нем благодатью Христовою. Так жил он, угождая Богу, и достиг старости; пред концом же жизни своей явил себя доблестным исповедников и претерпел страдание за почитание святых икон.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

вмч Георгия и кровь его; части мощей св. архидиак. Стефана; сщмч. Игнатия Богоносца: Антипы и Харалампия; мчч.: Никиты, Нестора, Варлаама, Кирика: вмч. Феодора Стратилата; прп. Феодосия Великого; вмчч. Прокопия и Меркурия; апостола Андрея Первозванного; св. Авксентия; апостола и евангелиста Матфея; вмч. Иакова Персянина; св. Евтихия, Патриарха Цареградского; св. бесср. Космы и Дамиана; св. Кира и Иоанна; св. Пантелеймона и Трифона: свтт. Петра и Афанасия, Патриархов Александрийских; сщмч. Климента; св. Ферапонта и др. В монастыре подвизаются 12 монахов. (обратно) 159 «И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи. И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита… И сказал Господь киту, и он изверг Иону насушу» (Ион. 2:1–2,11). (обратно) 160 Пять билетов (искажён, англ.). (обратно) 161 Монастырь Ксиропотам (около монастыря находится глубокий и широкий ров, который в зимнее время наполняется водой, а летом пересыхает. Отсюда и название монастыря: «ксиропотам» значит «сухой поток»). Он был построен греч. царевной Пульхерией в 450–455 гг. Первым игуменом был прп. Павел Ксиропотамский. О нем упоминается в I Типиконе Святой Горы. Он жил в одно время с прп. Афанасием Афонским. Святые являли два различных подхода к организации монастырской жизни. Прп. Павел Ксиропотамский был приверженцем монашеской молитвы и безмолвия и отвергал строгую организацию общежительного устава и деятельную жизнь, установленные прп. Афанасием Афонским. После нашествия арабов монастырь был разорен и находился в запустении до Х в. Ксиропотам был возобновлен при императоре Романе усилиями прп. Павла, сына греч. императора Михаила Куропалата, прозванного Рангавеем. Кафоликон монастыря построен в 1761 г. и освящен в честь Сорока мучеников Севастийских. В обители хранится самая большая в мире частица Честного Креста с отверстием от одного из гвоздей. Эта частица вставлена в деревянный Крест, по преданию, пожертвованный императрицей Пульхерией. В обители подвизаются 20 монахов.

http://isihazm.ru/1/?id=2079

В четырнадцать лет я неудачно прыгнул, купаясь с ребятами в речке, и сломал себе шейный отдел позвоночника. Меня сразу парализовало ни руки, ни ноги не действовали понесло течением. Лицо в воде, воздух из груди вышел, перед глазами за секунды вся жизнь: мама, папа, детство… и вот, всё. И я взмолился тогда: Господи, спаси! и вдруг чья-то рука схватила и вытащила меня из воды. И когда я уже лежал в больнице на вытяжке позвоночника, когда в перспективе у меня была полная или частичная неподвижность моя мама молилась надо мною день и ночь. Но только спустя годы я узнал, что она тогда пообещала: «Господи, если он встанет на ноги, я отдам его Тебе на служение». И я встал, я заново научился ходить, но того здоровья, которое было у меня до этого неудачного прыжка, уже, конечно, не было. И это оказалось к лучшему потому что были 90е годы, и мы все занимались спортом, и мало ли куда меня могло занести. После окончания школы поступил в Харьковский филиал Московского гуманитарного современного института, получил степень бакалавра юриспруденции. Потом заочно окончил юрфак Харьковского университета внутренних дел. Работал по специальности больше пяти лет в местной районной государственной администрации. Занимался молодежью, профилактикой правонарушений, ходил по школам, проводил беседы. Неплохая зарплата по тем временам, костюм-троечка, отдельный кабинет, имя-отчество, перспективы служебного роста… Но я уже тогда, шаг за шагом, двигался к вере. Учась в Харькове, ходил в Благовещенский кафедральный собор, к раке с мощами святителя Афанасия, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца , ставил ему свечки, спрашивал совета в тех ситуациях, которые у меня возникали. Природа у нас там, на Украине, очень красивая. Помню, как мы 15 мая ездили в Лубны в Спасо-Преображенский Мгарский монастырь на престольный праздник святителя Афанасия, и я смотрел на залитые солнцем поля и думал: ведь эту красоту создал Господь! Какой смысл служить каким-то начальникам, когда можно Самому Богу служить?

http://azbyka.ru/way/vybravshij-boga-o-v...

2. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Глас 3-й. Перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида. Свт. Афанасия Великого, архиеп. Александрийского. Свт. Афанасия, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца. Блгв. и равноап. царя Бориса, во Святом Крещении Михаила, Крестителя Болгарии. Блж. Василия Кадомского . Прав. Тавифы (службу зри 25 октября) . Перенесение мощей мч. Авраамия Болгарского (службу зри 1 апреля) . Служба совершается по Триоди (А). Приводим также порядок совершения службы Триоди в соединении с полиелейной службой блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида. При совершении богослужения можно руководствоваться 4-й Марковой главой Типикона под 23 апреля: «Аще случится память святаго великомученика Георгия в Неделю мироносиц, или разслабленнаго, или самаряныни», и 2-й Марковой главой Типикона под 8 мая: «Подобает ведати, яко аще случится святаго Иоанна Богослова, в Неделю мироносиц, или о разслабленном или самаряныни, или о слепом» (Б). Примечание. Песнопения Недели о расслабленном поются в воскресенье, понедельник и вторник (ср.: Типикон, гл. 50, «В Неделю 4-ю по Пасце на утрени», 1-е «зри»). А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 7, и праздника (о расслабленном), глас 1-й – 3 (первая стихира – дважды). «Слава» – праздника (о расслабленном), глас 5-й: «Взыде Иисус во Иерусалим на овчую купель…», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся…». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма. «Слава» – праздника (о расслабленном), глас 5-й: «При овчей купели…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Храм и дверь еси…» (см. в Триоди на ряду). На стиховне стихира воскресная, глас 3-й: «Страстию Твоею, Христе…», и стихиры Пасхи, глас 5-й (с припевами их). «Слава» – праздника Триоди (о расслабленном), глас 8-й: «В притворе Соломонове…», «И ныне» – Пасхи, глас 5-й: «Воскресения день…» (в конце «Христос воскресе из мертвых…» – единожды, как окончание стихиры).

http://patriarchia.ru/bu/2022-05-15/

Сам же султан хочет идти сухим путем чрез Солунь и там велел приготовить за­пас. Вместе с тем извещал, что в Риме назначен новый папа Климент IX, который помирился с французским королем на тридцать лет. Подпись грамоты: «Афанасий, Божией милостью, бывший вселенский патриарх, а ныне настоятель святой митрополии Солунской, беспрестанный Бого­молец Богохранимого вашего царствия». Не за себя только, но и за других ходатайствовал святитель Афана­сий. Он писал к новому царю Алексею Михайловичу в пользу еписко­па Неофита, из города Кариополя ехавшего за милостынею в Россию в сентябре 1645 года, свидетельствуя о бедственном его положении и умоляя: «Да примет его милостивым оком и в тихом образе, как правитель и отец всем; ибо державу самодержавствия вашего имеет весь благочестивый христианский народ во славу себе и в похвалу, и милость ваша напаяет обидимых и утешает бедных и кручинных; да утешит святой царь и сего бедного архиерея, как носящего на себе образ Господа нашего Иисуса Христа». Еще однажды писал патриарх Афанасий царю Алексею Михайло­вичу, в феврале 1646 года, чрез цареградского грека Афанасия Иванова и прислал государю частицу Животворящего Древа и мощей святой Анастасии Узорешительницы, извещая его вместе с тем о войне турок на родном его острове Крите. Покамест бывший патриарх мирно обитал в Молдавии под сенью великодушного своего покровителя господаря Василия Лупулы, горько бедствовала бывшая его кафедра Цареградская, и в этом отчасти был виновен государь, по личной своей неприязни к патриарху Парфению Младшему и по расположению к его сопернику Иоанникию. Парфений, однажды уже низложенный, вторично был возведен собором архиереев на место нелюбимого ими Иоанникия. Воевода Молдавский не мог ему простить, что он был некогда в числе недоброжелателей великого патриарха Кирилла Лукариса, и потому старался всеми средствами его низложить. Но исполнители его воли зашли слишком далеко; не только оклеветали они Парфения пред султаном и лишили кафедры, но те, которые везли его в ссылку, из числа воинов турецких, мучительски умертвили его в ладье и бросили в море.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Он и в уединении заботился о распространении христианского просве­щения, побуждал способных переводить полезные книги с греческого на славянский язык. Так один из них говорит о себе: «Почтенный муж, дукс (князь), настаивал предо мною, когда я приходил к нему для посещения, приказывая и упрашивая переводить объяснения Евангелий; он напоминал мне: для священника нет другого занятия, кроме наставления; если принял он на себя эту службу, пусть вы­полняет ее» 718 . Современник князя Симеона записал: «В се ибо лето 6415 инд. 14 (906) 719 умре раб Божий, отец сего князя (Симеона), в благой вере живый, в добром исповедании Господа нашего Иисуса Христа, велик и честен и благоверен, господин наш, князь болгаром, именем Борис, христианское же имя ему Михаил, мес. мая во 2 д. в субботний вечер. Сей же Борис болгары крестил есть во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь» 720 . Болгарская Церковь благоговейно чтит в числе святых просвети­теля Болгарии благоверного князя своего – Бориса-Михаила 721 . Память святителя Афанасия Пателария, патриарха Цареградского Святитель Афанасий Пателарий, патриарх Константинопольский, был уже вторым тружеником вселенского престола нового Рима, ко­торый искал себе помощи от благодетельной Церкви Российской по­среди бедствий, обуревавших его кафедру. Но первый из них, Иеремия, учредивши патриаршество на Руси, не был лишен своей кафедры, когда странствовал в пределах наших, хотя и подвергался однажды времен­ному низложению; Афанасий же, более испытанный в скорбях, трижды восходил на высоту и нисходил с высоты вселенского престола и уже с одним лишь громким титулом патриаршим, как странник, посетил гостеприимную державу Российскую. В пределах Малороссии, бывшей своей паствы, ибо тогда она еще зависела от первосвятителей вселен­ских, положил он труженические свои кости в обители Лубенской, где они прославились нетлением. Сидящий и по смерти в богатой своей раке, будто на патриаршей кафедре, он представляется благоговейно­му взору как бы только что погрузившимся в непробудный сон.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вашего царского величества покорнейший работник, который прошу, чтоб, буде возможно есть, до прихода дьякона Мелетия жить в его школе. LXV. Грамоты константинопольского патриарха Дионисия к царю Алексею Михайловичу, 1) с подтверждением, что посланные от него два свитка с вопросами и ответами по делу Никона суть истинные и подписаны вселенскими патриархами и об утверждении Паисия, митрополита газского, патриаршим наместником с правом председательства на соборе, и 2) секретная о митрополите иконийском Афанасии и вымогательстве некоторым лицам денежного пособия. Перевод с грамоты цареградского патриарха Дионисия, что писал к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя России самодержцу с греченином с Стефаном Юрьевым в нынешнем в 174-м году ноября в 12 день. Дионисий Божьею милостью архиепископ константинопольский нового Рима и вселенский патриарх. Пресветлейший, вельможнейший, Богом венчанный победителю и победоносче и оборонителю христианского рода, Божиею милостью великий государь царь и великий князь Алексей Михайловичи всеа великия и малыя и белыя России самодержче Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, царю Казанский, царю Астараханский, царю Сибирский, и великий государь Псковский и великий князь Литовский, Смоленский, Тверской, Волынский, Подольский, Югорский, Пермский, Вяцкий, Болгарский и иных многих государств государь и великий князь Новгорода низовские земли, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский и всеа северные страны государь и повелитель Иверские земли Карталинских и Грузинских царей, Черкаских и Горских князей и иных многих государств и земель восточных и западных и северных отчич и дедич, и наследник и государь и обладатель и наследием родителей победитель. Молю прося Господа за твое святейшее и вельможнейшее царство о благодати небесной и спасительной милости, еже дароватися от неизглаголанней и пресущественней единей и благословенней и животворящей и несмесной Троицы, от нея же всяко даяние благо и всяк дар совершен здравию крепости и силе на вся сопротивныя, старости древней, победе и победоносию на враги видимыя и невидимыя, постоянству крепкому и приращению вельможнейшего и святого государства в наследие царского твоего рода Богом хранимого и Богом содержаемого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Многие из неопытных уже начинали заражаться их толками, но по свидетельству современника, Митрополита Тобольского Игнатия, старые и сведущие люди не хотели принимать нового их лжеучения. Между тем необходимость исправления книг церковных была столь чувствительна, и вместе с тем так усиливалась страсть к просвещению духовному, что Царь Алексей Михайлович просил Митрополита Киевского, Сильвестра Коссова, прислать к нему старцев, из знаменитой академии, для сличения с Греческим Славянского перевода библии, неисправно напечатанной князем Острожским. Даже частный человек поревновал Царю в его усердии: благочестивый и образованный боярин Федор Ртищев, устроил под Москвою Преображенскую пустынь, зародыш будущей академии, из тридцати монашествующих братии, собранных им в Малороссии для перевода церковных книг. Знаменитый богослов своего времени, Киево-Печерский иеромонах Епифаний Славенецкий, был в числе ученой братии сей обители, и под его руководством изданы многие жития и беседы Св. отец и переведены с Греческого все соборные правила. Не только с Киевом и Малороссиею становились чаще и ближе церковные сношения наши, но и с Востоком. При отшествии из Москвы Иерусалимского Патриарха Паисия , отправлен был вместе с ним келарь Троицкой лавры Арсений Суханов , во святые места Восточные, для наблюдения устава церковного, четырех вселенских престолов, ибо возникали разногласия и споры о некоторых обрядах. Арсений дважды обращался из Молдавии, от Патриарха Иерусалимского к Царю и к гетману казаков, по делу о явившемся у них самозванце; он оставил, наконец, Паисия и встретил в Галаце другого Первосвятителя Греческого, Афанасия Хартулария , бывшего краткое время на престоле Цареградском. (Сей Афанасий, милостиво принятый в Москве, скончался на обратном пути в Лубнах, где доныне почивает его нетленное тело). По случаю жестоких гонений, которые претерпевала тогда Константинопольская Церковь , и по бедственной кончине Патриарха Парфения , не мог видеть Суханов его преемника, но в Александрии беседовал с мудрым Патриархом Иоанникием , и получил от него разрешение на многие вопросы церковные.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010