Особенно серьезно будущий владыка углубился в вопросы литургики и агиологии. В богослужении находил он для себя особое богословие, будучи очень внимательным к тексту богослужебных книг. На полях личных богослужебных книг владыки можно найти множество примечаний, уточнений, разъяснений особо трудных слов. Еще в Шуйском духовном училище Сергий Сахаров пишет свой первый литургический гимн — тропарь чтимой Шуйско-Смоленской иконе Божией Матери. Академическое его сочинение «Настроение верующей души по Триоди постной» уже свидетельствует о большой осведомленности автора в вопросах церковной гимнологии, которая осталась для него одним из главных увлечений на всю жизнь. Первым учителем и духовным наставником Сергия был архиепископ Владимирский Николай (Налимов), оставивший по себе благоговейную память. Следующим педагогом стал известный богослов и строгий аскет, ректор Московской духовной академии епископ Феодор (Поздеевский) , который и постриг его в храме Покрова Божией Матери с именем Афанасий, в честь Патриарха Цареградского. От руки владыки Феодора монах Афанасий получает посвящение сначала во иеродиакона, а потом и в иеромонаха. Но именно монашеский постриг владыка Афанасий ценил каким-то особым образом... Церковные послушания владыки Афанасия начались с Полтавской духовной семинарии, где его сразу заметили как талантливого преподавателя. Но в полную силу ученого-богослова владыка вошел в родной Владимирской семинарии, проявив себя убежденным и вдохновенным благовестником слова Божия. Его вводят в Епархиальный совет, возлагают ответственность за состояние проповеди на приходах епархии. Он же заведует беседами и чтениями при Успенском кафедральном соборе, освещая многие злободневные вопросы тогдашнего времени. Иеромонаху Афанасию было тридцать лет, когда в России произошла революция. В это время начали часто собираться так называемые «епархиальные съезды», на которых поднимали голову люди, враждебные вековым православным устоям русской жизни. Все это требовало строгой церковной оценки и должного отпора.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Памятник святителю Афанасию будет возведен в Харькове Харьков, 14 ноября 2003 г. В следующем 2004 году исполняется 350 лет со дня кончины святителя Афанасия, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца в Преображенском Мгарском монастыре Полтавской епархии , сообщает пресс-служба Украинской Православной Церкви. Святитель Афанасий прославился как подвижник благочестия и истинный проповедник Православия. Находясь на патриаршем престоле, он вел неустанную борьбу за Православие против еретиков, иезуитов и магометан. Святые останки приезжавшего для прошения о вспомоществовании в Московское царство патриарха Афанасия были погребены по восточному обычаю в сидячем положении. Долгое время мощи святителя Афанасия почивали в Мгарском монастыре. Во время Великой Отечественной войны они были перенесены в Харьков. Сейчас они находятся в правом приделе Свято-Благовещенского кафедрального собора г. Харькова, где им имеют возможность поклониться все желающие. В 1996 году в Харькове побывала делегация греческого духовенства с родины святителя Афанасия - острова Крит, члены которой с благоговением приложились к мощам святителя. А теперь к правящему архиерею Харьковской епархии, Митрополиту Никодиму, обратились члены Харьковского городского общества греков «Гелиос», во главе с Константином Шердиц, с просьбой благословить их воздвигнуть в Харькове в наступающем году памятный знак в честь святителя Афанасия. Инициатором этого дела стал гражданин Греции Никос Богониколос, который оказывает поддержку общине харьковских греков. Недавно на его средства в Харькове была изготовлена и установлена мемориальная доска Ксении Александровне Илиади - врачу-патриоту, которая спасла во время оккупации Харькова немецко-фашистскими войсками десятки харьковчан от гибели и неволи. Господь так судил, что на протяжении уже многих лет святитель Афанасий является покровителем Слобожанского края, и установление ему здесь по желанию греческой общины памятного знака будет ярким символом братского единства между православными народами Греции и Украины.   14 ноября 2003 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/8186.html

Все Русские Духовные, бывшие на Соборе в присутствии Государя, согласились в вышеозначенном постановлении, т. е. чтоб Патриарха Никона лишить престола и сана. Один только раздался голос на Соборе против всех, – голос Архимандрита Борисоглебского, Игумена Богоявленского Полоцкого Монастыря Игнатия Иевлевича. Игнатий со всею приличною месту и своему значению скромностью изъяснился, что, «хотя Святейший Патриарх Никон и оставил престол, но надобно прежде спросить его самого о причинах тому. Простого отбытия к лишению его сана отнюдь не довольно. Он может ныне переменить или уже и переменил свои мысли, и возвратится на престол, или напротив гласно объявит о решительном желании оставить оный. Так бывало и прежде в Церкви Христовой многократно, присовокуплял Игнатий, напр. со св. Григорием Богословом , со св. Златоустом, со св. Афанасием Великим и другими, что они оставляли престол и снова возвращались. Тем наименее возможно, говорил голос, сделать столь важное решение о первоверховном Святителе своем Русскому Собору, без главного участия и рассуждения Патриарха Цареградского и прочих Восточных Патриархов 277 . Спрашивать Патриарха Никона , значило звать его на суд, поставить под судом, – и чьим же? – подчиненного ему Духовенства. Легко надобно было ожидать, что он, вопреки уставов Церкви, не будет и давать никаких ответов такому Собору. Между тем сам Собор должен бы был подвергнуться ответу Высшей церковной Власти за столь важное нарушение Церковного порядка. Оговорка Собора была только изворотом слов, не более. Очевидно, что надлежало на том уже и остановиться всем. Патриарха не беспокоили. Определение Собора о низложении Никона едва осталось известным по настоящему только голосу против него. Послано было от Государя к Восточным Патриархам приглашение прибыть в Москву на Собор для суда над Никоном. Между тем, когда основание к извержению Никона из сана, или и к отрешению его просто от Патриаршества по той одной причине, что он сам оставил свой престол, мнением Архимандрита Игнатия было потрясено: то в подготовку для Собора Патриархов Греческих предлежало заблаговременно собрать иные вины против Никона. Так и сделано.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

В ходе расследования выяснилось, что крылошанин старец Филагрий в сентябре 1668 г. побывал у Никона в Ферапонтовом монастыре и привез от него письмо, которое спрятал «хлебне, в подушке»; Филагрия задержали – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 1, л. 103а, 104 – 106, 109 – 110. 20 ноября царской грамотой ново-Спасский архимандрит Иосиф вызван в Москву в приказ Тайных дел – Николаевский 1886, 31 – 32. А 4 декабря на допросе в Москве архимандрит Иосиф обвинил Степана Наумова в том, что он слишкомвольно позволял жить Никону в ссылке, разрешал приезжать к нему разным людям, отпускал людей в Крестный и Воскресенский монастыри с московскими стрельцами по просьбе Никона, рассказывал опальному патриарху свежие московские новости, которые сам получал от осведомленных людей, а о приезде в Ферапонтов монастырь Ивана Образцова предупредил Никона, послав к нему своего человека. Иосиф говорил, что Степан, поверив рассказам приехавших из Москвы Федьки да Литвина Фомки о том, будто Никону скоро быть папой, стал просить у него прощенья (особенно за 13 недель, которые продержал его взаперти), величать его патриархом и дружбу с ним водить. Никон периодически снабжал Степана деньгами. Так, после того, как к Никону из Воскресенского монастыря в 1668 г. приезжали монахи и привозили хлеб и 200 р., 20 р. он дал Степану; из присланной Никону царской милостыни 60 р., он 20 р. дал Степану, чтобы ставить на эти деньги кресты. По словам архимандрита Иосифа, Никон признавался ему, что сам оставил патриарший престол и царя ни в чем не обвинял. Иосиф сообщил, что Никон ждет нового церковного Собора, который будет созван по требованию цареградского патриарха: об этом якобы Никону написал митрополит Иконийский Афанасий. Копию с грамоты Афанасия Никон показывал Иосифу – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 1, л. 124 – 128, 129 – 147а. ...Да ферапонтовских властей: игумена и келаря... – В 1668 г. в Ферапонтовом монастыре были игумен Афанасий I и келарь Макарий Злобин. Л. 55 А стольнику и стрельцам говорил... – Стольник – для знатнейших родов начальный придворный чин, в котором служили и представители незнатных московских фамилий, заслужившие эту честь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит, стараясь искоренить злоупотребления, вкравшиеся в монастыри от ига татарского, сам твердо стоял в Орде за права духовенства и даже испытал там гонения. Случай странный: – сын Узбека, Чаинбек, требовал у него разрешения от льготных грамот, дарованных отцом его Св. Петру; ибо хотел наложить дань на духовенство, но не смел преступить слова родительского. Митрополит поддержал и здесь свое достоинство, личными дарами избавился от ханского гнева, но сохранил на будущее время преимущества Церкви. Черная смерть, язва, свирепствовавшая в России и по Европе, в один год поразила и В. Князя Симеона, с его семейством, и Митрополита Феогноста и Архиепископа Василия, на место коего граждане возвели опять схимника Моисея. Три Епископа погребали Митрополита Феогноста близ гроба его святого предместника, в успенском соборе: Афанасий Волынский, изгнанный из своей епархии Литовским Князем, другой Афанасий, первый Епископ вновь учрежденной Коломенской епархии, и Св. Алексий, рода боярского Плещеевых, уже двенадцать лет бывший наместником Митрополита, сперва в Киеве, потом во Владимире и Москве, на время частых его отлучек. 27. Святой Алексий Провидение, с юного возраста, избравшее Алексия (1353 г.) на подвиги духовные, в мастистой старости укрепило его для спасения отечества, обуреваемого при слабом княжении Uoahha II и в младенческие годы сына его Димитрия. Орда, еще грозная на востоке, с запада возрастающая сила Литвы, при Ольгерде, постепенно отторгавшем древнее достояние наше; внутри же мятежная независимость Новгорода, Пскова, и соперничество трех сильных княжений, Тверского, Рязанского и Суздальского, которых Князья принимали титул Великих, – такова была политическая буря, которой противустал Алексий, и в течение двадцатичетырехлетнего святительства, можно сказать, был правителем государства. Он сохранил возмужалому Димитрию то, что гордый его дядя оставил слабому его отцу. Нечаянное пришествие Феодорита , самовольно присланного Патриархом Болгарским на митрополию Русскую, еще при жизни Феогноста, побудило сего Святителя, с одобрения В. Князя, просить Патриарха Цареградского Филофея о назначении себе преемником Алексия; согласие патриаршее пришло уже по их кончине. Но едва новый Митрополит успел возвратиться из Константинополя, куда звали его на поставление, как услышал, что, по воли того же Патриарха, посвящен в Россию еще другой Митрополит Роман, и снова принужден был предпринять трудное путешествие в Грецию. Однакоже ни одна епархия Русская не хотела признать Романа; он оставался на Волыни, где Князья Литовские с неудовольствием смотрели на подчинение завоеванного ими края духовной власти Митрополитов Московских.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Вслед за тем Сергий дал письменный ответ на те три вопроса, на которые отвечали друг пред другом на первом заседании Собора сами архиереи, т. е. что признает православными греческих патриархов, греческие книги, печатные и рукописные, и Московский Собор 1654 г. Видя непритворное раскаяние Сергия, святители простили его и разрешили и отпустили на его обещание в дорогобужский Бизюков монастырь . Старца Серапиона, симоновского уставщика, предварительно призывал к себе 15 мая митрополит Сарский и Подонский Павел и допрашивал: когда находился в Симоновом монастыре под началом Иконийский митрополит Афанасий (выдававший себя за племянника Цареградского патриарха), спрашивал ли ты его, как у греков крестят младенцев, как читают Символ веры и как слагают персты для крестного знамения? Серапион сказал: спрашивал, и Афанасий мне отвечал, что у них крестят чрез обливание, читают Символ, как в новоисправленных церковных книгах, и в крестном знамении употребляют троеперстие, а двумя перстами крестятся армяне. А через два дня, 17 мая, будучи позван для допроса на Собор, Серапион подал здесь следующее писание: «Святейших четырех патриархов признаю благочестивыми и православными, и веру их, и греческие книги их старые, печатные и писаные, и церковную службу, и Символ православной веры, и сложение перстов во образ Св. Троицы похваляю, и Собору властей Московского государства, митрополитов, архиепископов и епископов во всем покоряюсь и ни в чем не прекословлю. А что прежде имел под сомнением или считал неверным по своему неразумию или кого из православных христиан в чем соблазнил, во всем том каюся пред Собором и прошу прощения». Серапион был прощен, но для совершенного исправления послан в Макарьевский желтоводский монастырь . В девятое заседание Собора читан был пред всеми свиток суздальского попа Лазаря, наполненный самыми возмутительными хулами на патриарха Никона и всех русских архиереев, на новоисправленные книги и на всю православную Церковь с ее учением и таинствами. Лазарь стоял тут же и, сколько ни старались его вразумить, обличить, убедить в истине, остался непреклонен и «не только не пришел в покаяние и не просил прощения, но весь священный Собор укори и неправославными нарече».

http://sedmitza.ru/lib/text/436188/

Но не до конца жила вместе двоица столь добродетельных наставников. Прошло несколько лет, и преподобный Афанасий в 26 день октября преставился ко Господу, причем обратился к братии с таким последним словом: — По кончине моей вы вполне удостоверитесь, обрету ли я, хотя сколько-нибудь, благодати у Бога. Когда преподобный Афанасий был погребен, то на гробе его, от самых его персей вырос, по повелению Божию, кипарис, листья которого совершенно исцеляли всякие недуги. Потом и преподобный Никифор, создатель и первый игумен мидикийского монастыря, после многих трудов и болезней телесных, отошел ко Господу в 4 день мая. Так осиротел преподобный Никита, лишившись духовного своего отца, святого Никифора, и любимого друга, преподобного Афанасия; немало скорбел он по обоих, ибо весьма любил их. Утешением в скорби служило ему твердое упование, что усопшие получили благодать и блаженную жизнь у Владыки Христа, Которому угодили добрым служением от юности. По преставлении блаженного отца Никифора вся братия просили преподобного Никиту принять сан и именоваться игуменом: ибо, пока был в живых преподобный Никифор, святой Никита не принимал наименования и сана игуменского, хотя и управлял вполне монастырем вместо отца своего святого Никифора, немощного от старости в течение уже многих лет. По усиленным просьбам братии и особенно по убеждением многих отцов других монастырей, он принял этот сан, и получил благословение святейшего патриарха цареградского Никифора, бывшего преемником Тарасия К прежним трудам преподобный Никита присоединил новые, когда с помощью Божией стал править монастырем как игумен, заботясь о спасении вверенных ему душ. Прославляя угодника Своего, Бог даровал ему благодать исцелять недуги и изгонять бесов. Ознаменовав крестом одного отрока, немого от рождения, преподобный Никита возвратил ему дар слова; инока, помутившегося рассудком, исцелил помазанием святого елея; одного из вновь принятых, бесноватого, молитвою избавил от бесовского мучительства, беса же, обернувшегося змеем, отогнал; другого, также бесноватого, освободил от духа лукавого — и многих страдавших лихорадкой, горячкой и иными различными болезнями чудесно исцелил пребывавшею в нем благодатью Христовою. Так жил он, угождая Богу, и достиг старости; пред концом же жизни своей явил себя доблестным исповедников и претерпел страдание за почитание святых икон.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Блаженнейший митрополит Киевский Онуфрий совершил Литургию в Мгарском монастыре Полтавской епархии 16 мая 2016 г. 10:11 15 мая 2016 года, в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, день памяти святителя Афанасия, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском Мгарском мужском монастыре Полтавской епархии . Его Блаженству сослужили настоятель монастыря митрополит Полтавский и Миргородский Филипп , епископ Кременчугский и Лубенский Николай , епископ Золотоношский Иоанн , епископ Новосанжарский Вениамин , духовенство обители и епархии. За Литургией Предстоятель Украинской Православной Церкви обратился к пастве с проповедью. По окончании богослужения состоялся крестный ход, после которого Блаженнейший владыка окропил верующих освященной водой и вознес молитву святителю Афанасию, небесному покровителю обители. Появление первых монахов на Мгарской горе предание относит к X-XI в., а сам Спасо-Преображенский монастырь был основан митрополитом Исаией Копинским в 1619 году. В начале 1654 года, на пути из Москвы в Константинополь, в Мгарском монастыре остановился Константинопольский Патриарх Афанасий III (Пателарий). Здесь же он скончался, оставив завещание похоронить себя в этом монастыре. В 1662 году святитель Афанасий был прославлен в лице святых, а тело его было обретено нетленным. В 1692 году на месте ранее построенной деревянной церкви, на средства гетманов Самойловича и Мазепы был построен каменный Спасо-Преображенский храм. В 1919 году, в ночь с 18 на 19 августа, на престольный праздник Преображения Господня, большевики расстреляли 17 мгарских монахов во главе с игуменом Амвросием. Новомученики похоронены за алтарем скитской церкви Благовещения. До 1936 года мощи святителя Афанасия находились в Мгарском монастыре, затем были перенесены в Харьков (ныне покоятся в кафедральном Благовещенском соборе города). В начале 1930-х годов на территории монастыря советской властью был организован детский дом для детей «врагов народа». С 1937 года здесь находился дисциплинарный батальон, а с 1946 — военные склады. В 1985 году монастырь передали под пионерский лагерь. Возрождение обители началось в 1993 году. Первым ее наместником в послереволюционный период стал игумен Филипп (Осадченко), впоследствии архимандрит, а ныне — митрополит Полтавский и Миргородский. Официальный сайт УПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4467952.ht...

Лутохину показывали также кресты, поставленные Никоном, с надписями, в которых он называл себя патриархом. Но он не сделал о них никакого распоряжения. Его внимание было теперь привлечено другим более важным обвинением против Никона, которое заявил ему приставленный к патриарху архимандрит Иосиф. Давно желая выбраться из Ферапонтова, где, по словам, он «живот свой мучит, испытывает нужду и болезнь», и не получая от патриарха Иоасафа ответа на свои челобитные, он решил прибегнуть к тому же «слову и делу государеву», которым так неудачно хотел воспользоваться Никон. Он подал Лутохину челобитную, в которой объявил за собой «страшное государево слово и дело, измену бывшего патриарха монаха Никона и пристава Наумова». Принося такой извет, архимандрит говорил, что ему теперь нельзя уже оставаться в Ферапонтове «для того, что за такие великие страшные дела погубят за напрасно и от того государеву делу спона и поруха будет большая» 46 . 20 ноября Иосиф был вызван в Москву и доставлен с провожатыми в приказ тайных дел. На допросе он рассказал следующее: «Весной 1668 года были у Никона воры, донские казаки; я сам видел у него двоих человек, и Никон мне говорил, что это донские казаки и про других сказывал, что были у него в монашеском платье, говорили ему: «Нет ли тебе какого утеснения, мы тебя отсюда опростаем». Никон говорил мне также: «И в Воскресенском монастыре бывали у меня донские казаки и говорили: «если захочешь, то мы тебя по-прежнему на патриаршество посадим, соберем вольницу, боярских людей. Никон сказывал мне также, что будет о нем в Москве новый собор по требованию Цареградского патриарха: писал ему об этом Афанасий Иконийский» 47 . Начались розыски по этому обвинению. Монах Пров донес, что Никон хотел бежать из Ферапонтова и обратиться к народу с жалобой на напрасное заточение. Обвинение в мятежных замыслах против правительства доставило Никону чрезвычайно много неприятностей и ухудшило его положение в ссылке. Оно было, между прочим, причиной того, что не имело никакого успеха полученное в феврале 1669 года послание к царю Алексею Михайловичу константинопольского патриарха Парфения, в котором он просил царя возвратить Никона из ссылки в свой монастырь 48 . Вместо того Никон был оставлен в Ферапонтове под строгим караулом, который был усилен вновь присланными из Москвы стрельцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Замечательно, что имя Патриарха, к коему обращался Петр при учреждении Синода, был Иеремия , точно также как Иеремиею звали Первосвятителя Константинопольского, с коим сносился Царь Феодор при установлении в России патриаршества. Странно повторились и некоторые другие обстоятельства: – в сем случае, как и тогда, всех более содействовал Государю и Цареградскому Владыке Антиохийский Патриарх, а Александрийский скончался во время совещаний. Другое важное дело занимало также Вселенских Святителей, при получении царских грамот, и слегка коснулась оного и Церковь Российская. Некто, Епископ Фиваидский, полежавший престолу Александрийскому, находясь в Великобритании за сбором милостыни, подал мысль Англиканским Епископам, о присоединении их к Церкви Вселенской, и доставил послание их Патриархам. Блюстители православия Восточного, соборно рассудив о том, пространно ответствовали на вопросы Великобританские, излагая им, на каких только незыблемых основаниях веры отеческой, может принять их в недра свои Восточная Церковь , ибо она уже имела в минувшем столетии образец ложного присоединения Кальвином, которые обольстили Патриарха Константинопольского Кирилла Лукаря, и старались распространить свою ересь на Восток, под его именем. Преемник Лукаря, другой Кирилл Веррийский, принужден был предать анафеме догматы, приписываемые его предместнику. А мудрый Досифей, Патриарх Иерусалимский, созвал собор в Вифлееме, и пространно изложил в восемнадцати членах все православное исповедание Кафолической Церкви, с опровержением нового учения Германского, опираясь на прежде бывшее уже исповедание Петра Могилы , признанное всею Церковью. Между тем Епископы Великобританские, чрез протосингела Иакова Александрийского, взошли в сношение о том же предмете со Святейшим Синодом и прислали возражение свое на ответы Патриархов, прося доставить в Константинополь; но Пастыри Российские, видя какою ересью наполнено писание Англиканское, отвергавшее предания отеческие, призывание святых и поклонение икон, – поступили столь же осторожно, как и Греческие Святители, требуя соборно их совета, без коего ничего не решались предпринимать. Тогда три Вселенские Патриарха: Иеремия Константинопольский, Афанасий Антиохийский и Софроний Иерусалимский , с бывшими в Царьграде Епископами, поспешили послать Святейшему Синоду соборное исповедание Патриарха Досифея, как лучшее обличение на учение Англиканское и Кальвинское; и окружными посланием умоляли пребывать непоколеблемо в благочестивых догматах православия, ибо они уже издревле наследованы и определены Вселенскими Соборами и Святыми Отцами, соблюдаемы непрерывно служением Кафолической Церкви, и нельзя ни приложить к ним что-либо, ниже от них отнять.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010