8 200 Господь сил с нами, Заступник наш, Бог Иаковлев! 9 Придите и увидите дела Божии, какие совершит Он чудеса на земле. 10 201 Прекратит Он войны во всех пределах земли; лук сокрушит Он, и сломит оружие, и щиты сожжет огнем. 11 202 «Отрешитесь от себя и уразумейте, что Я Бог ! Превознесен буду среди народов, превознесен буду на земле!» 12 Господь сил с нами, Заступник наш, Бог Иаковлев! Слава: Третий покаянный псалом. 137 ...в воспоминание о субботе – речь идет об обряде бескровного жертвоприношения, который описан в книге Левит: «Если какая душа хочет принести Господу жертву приношения хлебного, пусть принесет пшеничной муки, и вольет на нее елея, и положит на нее ливана, и принесет ее к сынам Аароновым, священникам, и возьмет полную горсть муки с елеем и со всем Ливаном, и сожжет сие священник в память на жертвеннике» ( Лев. 2:1–2 ). Надписание указывает, что псалом пелся в субботу во время этого обряда. Давид просит Бога даровать ему субботство, т. е. упокоение от несчастий, которого призывает достигнуть покаянием (свт. Афанасий Великий ). 139 Ст. 6–13. Болезненное стенание Псалмопевца перекликается со страдальческим воплем Книги Иова. В отличие от праведного Иова Псалмопевец признает себя виновным. 147 В конец – см. примеч. к пс. 4:1. Идифум (Иди-фун) – священный певец, один из руководителей коллегии музыкантов, которые пели под аккомпанемент игры на музыкальных инструментах во время богослужений. Идифум был современником Давида и Соломона (см.: 1Пар. 16:41; 25:1 ; 2Пар. 5:12 ). Надписание указывает, что Идифуму или его хору поручено исполнение псалма. 148 Пядь – мера длины, равная расстоянию между концами растянутых большого и указательного пальцев. Псалмопевец сетует на краткость своей жизни. 153 Псалмопевец говорит, что внешние обряды угодны Богу только тогда, когда к Нему устремлено сердце человека. 158 ...опекает – букв. «понимает, входит в положение». Жалость к нищим и бедным – непременное требование морали Ветхого и Нового Заветов (см.: Притч. 14:21 ; Дан. 4:24 ; Лк. 14:13 ). В Ветхом Завете оно обосновано краткой формулой: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» ( Притч. 19, 17 ), в Новом Завете то же положение в развернутом виде дано в картине Страшного Суда: помощь нуждающемуся человеку приравнивается к помощи, оказанной Самому Господу нашему Иисусу Христу Христу (см.: Мф. 25:34–40 ). Милосердие, проявляемое к любому человеку без исключения, становится символом онтологического единства всего человечества, поскольку в каждой личности, даже самой ничтожной, оно прозревает ее Создателя; ...день лютый – день страшного Суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И ночью при луне нет мне покоя Мастер не дожил до воскресения. Булгаков дожил. Он умер 10 марта 1940-го года. Это был воскресный день. Каждое воскресенье именуется в христианской традиции малой Пасхой. Михаил Афанасьевич покинул этот мир в день малой Пасхи, словно опровергая своей смертью то, что утверждал её ожидая. Перед смертью писатель продолжал работу над романом. Преодолевая боль и мучения, он вносил правки и дополнения, не имея мужества, трезвости и воли, чтобы остановиться, словно душа уже окаменела. Он так и умер в тяжелых мучениях, и роман стал последним известным его предсмертным свершением. В одной из биографических справок сказано, что правка остановилась за месяц до кончины писателя на словах Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?». Вскоре за гробом Булгакова шли его коллеги. В романе воланд отменил присутствие на похоронах погибшего Берлиоза его дядюшки. На похоронах Булгакова было отменено присутствие другого человека - священника. По собственному завещанию Михаила Афанасьевича Булгакова - внука сельского священника, его хоронили без церковного отпевания, с кремацией тела. Рукопись уцелела. Огню было предано тело автора. Сомнительна, печальна и безвестна загробная участь Булгаковских героев. Мы не можем знать и участи самого Михаила Афанасьевича. Но если его собственная лунная дорога окажется слишком тяжелой и беспросветной, дай Бог ему встретить на ней не отравленного Мастера и не компанию злодеев в черных плащах, а своего небесного покровителя - архангела Михаила. И тогда, возможно, раб Божий Михаил услышит от архангела правду о битве добра и зла: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братии наших, клеветавший на них пред Богом нашим день в ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего... Итак, веселитесь, небеса и обитающие на них! (Откровение Иоанна Богослова 12:7-12)

http://ruskline.ru/analitika/2011/12/02/...

Синагоги, притворы Иерусалимского храма – нормальная обстановка деятельности рабби. Для неверующего этот «рабби», этот учитель или лжеучитель – лишь один в ряду других «учителей во Израиле» 535 . Другие рабби диспутируют с ним, как со своим коллегой и конкурентом 536 . Есть ученики у него, и есть ученики у других учителей, и можно спорить, чьим учеником быть лучше 537 . Но для верующего Христос – единственный учитель, по отношению к которому все люди должны соединиться в братстве учеников. «Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос; вы же все – братья» 538 . Пределы такой «школы» совпадают с пределами вселенной если не в реальности, то в идее. Афанасий вводит образ «священного училища богопознания, явленного всей вселенной» 539 . Если вселенная – школа, то история, и прежде всего «священная история», – педагогический процесс. Эта мысль намечалась уже в Ветхом Завете: «Бог учит тебя, как человек», – обращается Второзаконие к народу в целом, напоминая его былые судьбы 540 . Она подхвачена ранневизантийскими теологами. Десять заповедей для Григория Нисского  – «Божественные уроки» 541 , проповедь Христа для Феодорита Киррского  – «владычные уроки» 542 . В контексте подобных представлений с новозаветных времен интерпретировалось соотношение между иудейством и христианством: иудейский «Закон» – это «дядька» («педагог» в античном смысле этого слова, то есть раб, отводивший малого ребенка в школу 543 ), чья власть кончается на пороге Христовой школы 544 . На этом основана мистическая диалектика истории. Бог , как воспитатель, ведет воспитуемое человечество от несовершеннолетия к совершеннолетию (стоит заметить, что слово κριος, прилагаемое к Богу и Христу и по традиции переводимое как «Господь», по-гречески означает не господина, властвующего над рабом, а опекуна, имеющего авторитет по отношению к малолетнему). Цель воспитания – совершеннолетие. «Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что неполно, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески творил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, оставил младенческое. Теперь мы видим как бы через зеркало в гадании, тогда же лицем к лицу; теперь я знаю отчасти, а тогда познаю» 545 . Разные возрасты человечества сменяют друг друга. Но внутри Церкви как «училища» разные духовные возрасты сосуществуют, и педагогика Церкви по отношению к каждому из них должна быть особой. «Для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, не сведущ в слове правды, потому что он младенец. Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» 546 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Ст. 34. ...храни путь Его – призыв соблюдать Закон Божий (ср.: Исх. 18:20; 32:8 ).   Псалом 37 Третий покаянный псалом. Ст. 1. ...в воспоминание о субботе – речь идет об обряде бескровного жертвоприношения, который описан в книге Левит: «Если какая душа хочет принести Господу жертву приношения хлебного, пусть принесет пшеничной муки, и вольет на нее елея, и положит на нее ливана, и принесет ее к сынам Аароновым, священникам, и возьмет полную горсть муки с елеем и со всем Ливаном, и сожжет сие священник в память на жертвеннике» ( Лев. 2:1–2 ). Надписание указывает, что псалом пелся в субботу во время этого обряда. Давид просит Бога даровать ему субботство, т. е. упокоение от несчастий, которого призывает достигнуть покаянием (свт. Афанасий Великий ). Ст. 3. Ср.: Иов 6:4 . Ст. 6–13. Болезненное стенание Псалмопевца перекликается со страдальческим воплем Книги Иова. В отличие от праведного Иова Псалмопевец признает себя виновным.   Псалом 38 Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4:1. Идифум (Иди-фун) – священный певец, один из руководителей коллегии музыкантов, которые пели под аккомпанемент игры на музыкальных инструментах во время богослужений. Идифум был современником Давида и Соломона (см.: 1Пар. 16:41; 25:1 ; 2Пар. 5:12 ). Надписание указывает, что Идифуму или его хору поручено исполнение псалма. Ст. 6. Пядь – мера длины, равная расстоянию между концами растянутых большого и указательного пальцев. Псалмопевец сетует на краткость своей жизни. Ст. 7, 12. Эти стихи перекликаются с Книгой Екклезиаста, в которой мотив суетности и тщетности человеческих трудов звучит с особой силой (см.: Еккл. 2:1–23 ).   Псалом 39 Псалом посвящен добродетели терпения и необходимости в скорбях уповать на Божию помощь. Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4:1. Ст. 7–9. В Послании к Евреям эти слова отнесены к Господу нашему Иисусу Христу (см.: Евр. 10:5–7 ). Господь приходит, чтобы отдать Свое тело в Жертву, чтобы сотворить волю Божию и осуществить пророчества. Ст. 7. Псалмопевец говорит, что внешние обряды угодны Богу только тогда, когда к Нему устремлено сердце человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скажите, может мышь быть христианкой? Так, в религии все формально. У нас же не " религия " , а вера, данная людям от века, связывающая нас с первичными стихиями, природой, Творцом " . В отличие от жестко антихристианских взглядов чувашских и марийских язычников, их склонные к синкретизму якутские коллеги часто даже готовы признать Христа одним из божеств своего пантеона – богом государства, богом социального порядка, – но они решительно отказываются видеть в Нем Спасителя. Примечательно, что некоторые якуты, становящиеся членами карловацкой и католической церквей, объясняют свой выбор тем, что Московская патриархия " слишком связана с государством и чрезмерно либеральна к языческим суевериям " , а они хотят " чистого христианства " . РПЦ, таким образом, оказывается между Сциллой и Харибдой. Идейным лидером языческого движения в Якутии стал филолог Лазарь Афанасьев. Интересен сам образ этого человека, которого в кругу единомышленников зовут Философом. Европейски образованный, склонный к профессиональным философским и филологическим штудиям, интеллектуальный лидер неоязычества каждый год проводит месяцы на охоте, в первозданной природе черпает вдохновение для своего труда, заходя в отдаленные поселения, " набирается мудрости " у таежных крестьян. В конце 80-х гг. Афанасьев пришел к выводу о том, что бедственное состояние якутского народа есть результат нарушения глубинных связей между человеком и природой; восстановить эти связи, по мнению Афанасьева, можно, лишь возродив традиционное якутское мировоззрение и религиозную – языческую – систему ценностей. Афанасьев занялся исследованием религиозных представлений своего народа. Результаты этих исследований нашли свое отражение в книге  " Айыы " ( " Творение " ). Первые годы эта книга, до сих пор не переведенная с якутского ни на один язык, распространялась среди интеллигенции Якутска в машинописных копиях методом " самиздата " . Фактически этот труд является вероучительной книгой якутского неоязычества. Афанасьев стремится вычленить из многочисленных языческих мифов стройную монотеистическую систему и объявляет богов якутского пантеона ипостасями единого Бога-Творца (Айыы, или – его второе имя – Тангра). Учение Айыы – это модернизированная якутская версия общетюркской языческой религии – тенгрианства.

http://religare.ru/2_26696.html

В нач. 1583 г. кн. Острожский через Христофора Казимирского, секретаря Януша Острожского (сына кн. Константина Константиновича), обратился к папскому нунцию в Польше Болоньетти с просьбой прислать в Острог преподавателей - воспитанников римской Греческой коллегии св. Афанасия (см. в ст. Коллегии папские ). В письме нунция в Рим от 21 марта 1583 г. (Monumenta Poloniae Vaticana. 1938. T. 6. P. 198-202), в переписке Болоньетти с Джанантонио Вольпи, кардиналом диоцеза Комо (6-8 июля 1583), и с Янушем Острожским (Боротьба Nibдehho-Зaxiдhoï Pyci. 1988) содержатся важные сведения об О. а. Нунций писал в Рим, что для подготовки священников кн. Острожский с королевским размахом устраивает коллегию, в которой будет ок. 40-50 учеников. Болоньетти сообщил, что кн. Острожский подыскивает таких преподавателей, которые были бы хорошо подготовлены не только по части «греческого языка и обряда», но также и в области католич. богословия, для лучшей защиты «греческой» позиции против «латинской». Болоньетти обещал помочь в этом деле и подыскать подходящих преподавателей либо в Греческой коллегии в Риме, либо в др. городе Италии. Нунций сообщил, что к кн. Острожскому неск. лет назад прибыли из Рима Евстахий (Евстафий Нафанаил (Натанаил) с Крита), недавно умерший, и еще один человек, имя к-рого он не помнит. Особенно князь был доволен Дионисием (Ралли-Палеологом) из Кизика, ставшим архимандритом мон-ря Св. Марии в Дорогобуже, во владениях кн. Острожского. Нунций придавал большое значение участию католиков в организации О. а., он писал: «Если бы получить в свои руки посредством надежных католиков этот коллегиум, то это дало бы возможность сеять семена самых важных дел на этих землях» (Там же. С. 83-84). С просьбой об учителях для Острожской коллегии кн. Острожский обратился 8 июля 1583 г. к папе Григорию XIII . Магнат просил прислать образованных правосл. греков, «которые бы переводили греческие книги на славянский, а если это возможно, то и на латинский язык» (Там же. С. 94). Переговоры кн. Острожского с папой Римским и его представителями, к-рые велись в 1583 г., закончились ничем. В Риме не нашлось ученых людей, к-рые могли переводить с греческого на церковнослав. и лат. языки и захотели поехать в Острог. Об этом сообщил в письме нунцию Болоньетти 3 сент. 1583 г. кард. Дж. Вольпи (Monumenta Poloniae Vaticana. 1938. T. 6. P. 515-516). В научной лит-ре было высказано мнение, что кн. Острожский посылал дворян для учебы в рим. Греческую коллегию ( Barycz H. Polacy na studiach w Rzymie, w epoce Odrodzenia (1440-1600). Kraków, 1938. S. 180). Возможно, о таких людях Януш Острожский говорил Болоньетти: «Прибыв в Рим, где они, очевидно, выдавали себя за рьяных католиков, ради тех выгод, на которые они рассчитывали, вернувшись затем к себе, проявили себя как худшие враги католической Церкви» (Боротьба Nibдehho-Зaxiдhoï Pyci. 1988. С. 84).

http://pravenc.ru/text/2581675.html

   В июне 1653 г. Арсений вернулся из второй поездки на Восток с докладом (Проскинитарий) и с книгами. Все подтверждало расхождение в обрядах. Никон стал уже патриархом. Приехавший в апреле 1653 г. в Москву тоже бывший КПльский патриарх Афанасий (Пателяр) также «зазирал» Никона в обрядовых разницах. По просьбе Никона патр. Афанасий написал чин архиерейского служения на Востоке. Никон велел перевести его и находил его более пышным и возвышавшим честь патриаршую. Тогда же в 1653 г. Никон, движимый тем же интересом усвоения греческого обряда, обращается к КПльскому патриарху Паисию за книгой «Скрижаль», о которой он прослышал, как дающей объяснения литургии и прочих таинств. «Скрижаль» тотчас по получении была переведена на церковно-славянский язык. На Печатном Дворе тогда было уже собрано много переводчиков; киевский иеромонах Епифаний Славинецкий, его ученик, чудовский иеродиакон Евфимий и Арсений Грек.    Последний — фигура особого рода. Арсений Грек много навредил репутации Никона своей авантюрной фигурой. Среди греков таких было не мало. А для пуританской Москвы это была мерзость. Арсений из турецких греков, из богатой семьи, учился в греческой гимназии в Венеции, а затем в Риме, в униатской коллегии св. Афанасия. После 5-ти лет римской коллегии, конечно, купленных ценой измены вере, Арсений проходил Падуанский университет по философии и медицине. Вернувшись на родину, он опять стал православным и стал подвигаться к епископству. Но турецкие власти придрались к нему, как к венецианскому шпиону. Арсения посадили в тюрьму. Тут под пытками, ради спасения головы, он вынужден был принять ислам и обрезаться. Выйдя из тюрьмы, он бежал в Валахию, затем в Польшу и в Киев, ища там профессуры в Могилянской коллегии. В 1649 г. через Киев проезжал в Москву Иерусалимский патриарх Паисий. К нему напросился Арсений. И тот взял его в Москву, как блестящего дидаскала. В Москве сразу взяли Арсения на роли учителя греческого языка. В этот момент Паисий не знал еще ясно биографии Арсения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Помимо научно-ученой деятельности 146 , Алексей Афанасьевич принимал активное участие в жизни Высших Богословских курсов. Как профессор и член Совета, он участвовал в заседаниях 147 , произносил речи на торжественных актах 148 , участвовал в мероприятиях, связанных с юбилеями коллег 149 и защитой магистерских диссертаций 150 , а после закрытия Высших Богословских курсов принимал участие в собраниях инициативной группы по поводу перспектив восстановления богословского образования в Ленинграде 151 . Подводя итог обозрению преподавательской деятельности профессора Алексея Афанасьевича Дмитриевского на Высших Богословских курсах Ленинграда, следует отметить, что характер этой деятельности был предельно интенсивным, требовавшим от ученого напряжения всех его и физических, и душевных сил. Рассмотрение его учебных программ по литургике и церковной археологии приводит к мысли, что выбранный им (не без влияния студентов) путь преподавания этих дисциплин в гармонии историко-теоретической и практической сторон был единственно правильным. 30 декабря 1927 г. на курсах устроили празднование в честь 45-летия научной деятельности Алексея Афанасьевича, хотя сам профессор и не желал этого. На вечере после молебна были прочитаны поздравительные адреса 152 и телеграммы, в том числе и от бывших сослуживцев и учеников по киевской духовной академии 153 . Этот акт был свидетельством любви и внимания к дорогому для всех профессору. В период с 1923 по 1929 гг. А.А. Дмитриевский принимал активное участие в работе русско-византийской историко-словарной комиссии 154 , где представил на обсуждение два доклада, посвященных западному литургисту и издателю богослужебных текстов Ж. Гоару 155 , три об Обряднике Константина Порфирородного 156 , один – о терминах Тαβλον или Тαβλος и γιος φορνος 157 как словарном материале 158 и один – на тему «Блюдо княгини Ольги в храме св. Софии» 159 . По всей видимости, у А.А. Дмитриевского были планы эмигрировать из Советского Союза. По крайней мере, об этом свидетельствует ряд документов, сохранившихся в архиве православного палестинского общества в Святой Земле (председатель – Н. А. Воронцов). Из этих документов следует, что в 1925 г. А.А. Дмитриевский обратился к находящемуся в Иерусалиме руководству общества с просьбой об оказании ему помощи в переселении в Палестину. Однако руководство общества на заседании от 7 июля 1925 г. сочло это совершенно невозможным 160 . Тем не менее, по распоряжению А.А. Ширинского-Шихматова, хотя и с перебоями, но вплоть до 1929 г. А.А. Дмитриевский получал от общества ежемесячную денежную помощь 161 . Кроме этого, занять кафедру литургики в софийском университете А.А. Дмитриевскому предлагал Н.Н. Глубоковский 162 , с которым ученый был знаком и состоял до революции в переписке 163 ; однако Алексей Афанасьевич, по-видимому, отказался.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Наряду с радостью о том, что он воплощает свой замысел, Юрий Николаевич видел и горечь разочарований. Юрий Афанасьев, основатель РГГУ, историк, академик РАЕН скончался в Москве на 82-м году жизни. Воспоминаниями о коллеге и великом современнике делится советский и российский ученый-медиевист, доктор исторических наук, профессор РГГУ, ведущая радиостанции «Эхо Москвы» Наталья Басовская. Юрий Николаевич Афанасьев — харизматическая личность, очень яркая историческая фигура. Он стал символом перестройки, по крайней мере, в области образования. Замысел РГГУ был замечательным замыслом, направленным на то, чтобы гуманитарные науки ценились обществом и ставились на ту высоту, которой они заслуживают. Во всем мире и в России в частности такие замыслы трудно воплощать в жизнь, поэтому Юрий Николаевич видел и горечь разочарований. Мы работали с ним дружно рука об руку пока время, изменение исторической ситуации и другие обстоятельства не вынудили его понять, что замысел не удается воплотить. Безусловно, Юрий Николаевич был этим разочарован. Не все грандиозные замыслы удается воплотить. Сам факт этого замысла очень важен, это факт истории. Очень многие ученые гуманитарии блестяще поработали и работают в РГГУ, тем самым все-таки его дело существует. Я этом очень рада и горжусь университетом. А, скорбно? Конечно, скорбно. Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) — высшее учебное заведение в Москве. Университет был основан в 1991 году на базе Московского историко-архивного института. В 2014 году ВУЗ был включен в список лучших высших учебных заведений СНГ и получил рейтинговый класс «D». РГГУ обучает студентов по 39 профессиональным образовательным программам бакалавриата и 28 направлениям магистратуры. Высшее образование в университете получают около 30 тысяч студентов. С РГГУ сотрудничают более 70 академиков и членов-корреспондентов российских и иностранных академий, более 200 профессоров и докторов, свыше 500 кандидатов наук.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/natalya-basovskaya-yur...

На земском соборе 1642 года посадские, торговые и промышленные люди во имя старинного обычая, излюбленного общинного самоуправления, выразили протест против воеводского самоуправства и желание собствен­ного суда посредством своих выборных. Голос их не был уважен. Недовольство торгово-промышленных городских классов, также как и крестьянское, излилось бунтами по всем городам. Но приказно-госу­дарственная сила воспреобладала над земскими стремлениями. И в девятидесятых годах XVII века, гости, купецкие и промышленные люди были уже безгласными жертвами приказного произвола. Сам Петр великий, сожалея об оскудении и разорении торговых и посадских людей, и о том, что «его великого государя с них окладные многие доходы учи­нились в недоимке, а пошлинным сборам и иным поборам большие недоборы»; сам Петр писал: «что им гостям и гостиной и суконной сотни и всем посадским, купецким и промышленным людям, во мно­гих их приказных волокитах, и от приказных разных чинов от людей в торгах их и во всяких промыслах чинятся им большие убытки и разоренье, а иные оттого промыслов своих отбыли и оскудали». Ни коммерц-коллегии и мануфактур-коллегии, ни учреждение бур­мистрской палаты, московской ратуши и городовых земских изб с их приказно-купеческим чиновничеством, с президентами ратушей, обер-инспекторами и инспекторами крепостных дел, подьячими, надсмотрщи­ками, сборщиками и расходниками, купецкими фискалами – ни одно из этих учреждений не улучшило торговли и промышленности купцов и посадских, не заменило для них самоуправляемой, самосудной свободы торга и промысла. Напротив, инструкциями всех этих учреждений, тор­говыми и ремесленными уставами до крайности стеснено было свободное торгово-промышленное развитие. Купцы и ремесленники по-прежнему были рабы п жертвы казны, бурмистров ратушных, бурмистров таможенных, кабацких и проч., да воевод, дьяков и подьячих. Не охранял их от бесправия, грабежа и обид и верховный контроль над правосудием юстиц-коллегии. В уставе главного магистрата так показано их положение: «хотя судные дела во всех губерниях и провинциях в смотрении и в ведении подлежат в юстиц-коллегии, однако ж, понеже купецкие и ремесленные тяглые люди во всех городах обретаются не токмо в каком презрении, но паче от всяких обид, нападок и отягощений неслыханных едва не все разорены, отчего их весьма умалилось, и уже то есть не без вящшаго государственнаго вреда».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010