— У вас, по вашим словам, строгая дисциплина, относящаяся и распространяющаяся даже на бессловесных покойников, которых за непосещение исповеди вы лишаете почестей погребения, а почему вы с такой же строгостью не следите за своими речами, которые восстанавливают народ против власти, которую вы же считаете " от Бога " , и таким образом вносите смуту в среду крестьян? — Повторяю, что ни в каких проповедях я авторитет власти никогда не подрывал. Что же касается погребений, то на это есть правило, по которому не бывших три года у причастия мы погребаем только с разрешения епископа , но у нас не было такого случая, чтобы я кого лишил христианского погребения. — А почему вы не доверяете местной симбирской власти, что явствует из посланной вами телеграммы товарищу Ленину? — Потому что Шарагин оставался безнаказанным, а я от него все время страдал. Личностью Шарагина, который, если можно так выразиться, в маске коммуниста подрывает и чернит и власть и свою партию, не доволен и возмущаюсь не только я, но и многие граждане села Чуфарова. Если бы не Шарагин, то в нашем селе коммунистическая партия была бы значительно многочисленнее, нежели теперь (три человека). Так, например, я знаю, что учительница Марина Щипакина, фельдшер Кузнецов, Федор Ананьев, Афанасий Николаев подавали заявления, что они выходят из партии только потому, что не хотят быть в одном лагере с Шарагиным. А перечисленные мною лица как члены просветительского кружка были бы, без сомнения, не лишними для советской власти. 20 апреля 1921 года Коллегия ЧК Симбирской губернии постановила заключить священника на пять лет в концлагерь за " антисоветскую агитацию " . 23 апреля он был заключён в Симбирский губернский концентрационный лагерь принудительных работ. Оказавшись в лагере, отец Сергий не перестал настаивать на своей невиновности и направил одному из уполномоченных Симбирской Губчека заявление, в котором писал: 21 марта сего года уполномоченным Губчека товарищем Титовым я арестован и заключен под стражу первоначально при Губчека, потом в Исправдом, затем в Губтюрьму и наконец постановлением Коллегии заключён на пять лет в концентрационный лагерь, где в настоящее время и отбываю наказание, исполняя тяжёлые физические работы, несмотря на имеющиеся у меня медицинские документы, что по состоянию своего здоровья на это не способен.

http://drevo-info.ru/articles/5643.html

– Повторяю, что ни в каких проповедях я авторитет власти никогда не подрывал. Что же касается погребений, то на это есть правило, по которому не бывших три года у причастия мы погребаем только с разрешения епископа, но у нас не было такого случая, чтобы я кого лишил христианского погребения. – А почему вы не доверяете местной симбирской власти, что явствует из посланной вами телеграммы товарищу Ленину? – Потому что Шарагин оставался безнаказанным, а я от него все время страдал. Личностью Шарагина, который, если можно так выразиться, в маске коммуниста подрывает и чернит и власть, и свою партию, не доволен и возмущаюсь не только я, но и многие граждане села Чуфарова. Если бы не Шарагин, то в нашем селе коммунистическая партия была бы значительно многочисленнее, нежели теперь (три человека). Так, например, я знаю, что учительница Марина Щипакина, фельдшер Кузнецов, Федор Ананьев, Афанасий Николаев подавали заявления, что они выходят из партии только потому, что не хотят быть в одном лагере с Шарагиным. А перечисленные мною лица как члены просветительского кружка были бы, без сомнения, не лишними для советской власти. 20 апреля 1921 года Коллегия ЧК Симбирской губернии постановила заключить священника на пять лет в концлагерь. 23 апреля он был заключен в Симбирский губернский концентрационный лагерь принудительных работ. Оказавшись в лагере, отец Сергий не перестал настаивать на своей невиновности и направил одному из уполномоченных Симбирской Губчека заявление, в котором писал: «21 марта сего года уполномоченным Губчека товарищем Титовым я арестован и заключен под стражу первоначально при Губчека, потом в Исправдом, затем в Губтюрьму и наконец постановлением Коллегии заключен на пять лет в концентрационный лагерь, где в настоящее время и отбываю наказание, исполняя тяжелые физические работы, несмотря на имеющиеся у меня медицинские документы, что по состоянию своего здоровья на это не способен. Во всех этих злоключениях я являюсь жертвой злостной клеветы личных моих врагов.

http://fond.ru/kalendar/1240/sergiy/

Среди выдающихся патрициев, обращенных Иеронимом, большинство были женщинами. Это такие вдовы, как Марцелла, Альбиния, Фурия, Сальвина, Фабиола, Мелания и самая известная из них, Павла, со своим семейством. Это такие девы, как Евстохия, Апелла, Марцеллина, Аселла, Фелицитата и Димитрия. Он собрал их вокруг себя, как кружок избранных. Он разъяснял им Священное Писание , с которым некоторые из этих римских дам были хорошо знакомы, отвечал на их вопросы о проблемах совести, призывал к безбрачию, щедрой благотворительности и энтузиазму в аскетизме, возносил им экстравагантную хвалу, льстя их духовному тщеславию. Он был пророком, биографом, поклонником и прославителем этих святых женщин, которые составили духовную знать католического Рима. Даже скульптор Паммахий, зять Павлы и наследник ее состояния, отдал свое имущество бедным, сменил свои пурпурные одеяния на клобук, терпеливо вынес насмешки коллег и стал, по льстивому выражению Иеронима, главнокомандующим римских монахов, первым из монахов в первом из городов 366 . Иероним считал повторный брак несовместимым с истинной святостью, с презрением относился и к браку вообще, воспринимая его лишь как средство порождения новых христиан, предупреждал Евстохию, чтобы она не общалась с замужними женщинами, и, нисколько не сомневаясь, называл Павлу, как духовную мать и наставницу невесты Христовой, «Божьей тещей» 367 . Близкие отношения Иеронима с этими выдающимися женщинами, которыми он восхищался, возможно, еще больше, чем они восхищались им, а также его неустанные нападки на безнравственное римское священство и высшие круги навлекли на него много несправедливой критики и необоснованной хулы, на которые он отвечал скорее недостойными насмешками и сатирой, чем в духе спокойного достоинства и христианской кротости. После смерти своего покровителя Дамаса, в 384 г., он покинул Рим и в августе 385 г. вместе с братом Павлианом, несколькими монахами, Павлой и ее дочерью Евстохией совершил паломничество «из Вавилона в Иерусалим, чтобы правителем его был не Навуходоносор, а Иисус». С религиозной верой и пытливым умом он побывал во всех святых местах Палестины, провел какое-то время в Александрии, где слушал лекции знаменитого Дидима, посетил кельи на Нитрийской горе и наконец вместе со своими спутницами поселился в родном городе Искупителя, чтобы оплакивать, как он выразился, грехи своей юности и остеречь себя от новых грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Кларомонтанским или сирмундовым синаксарем пользовались болландисты и из него напечатали несколько сказаний, но большею частию в латинском переводе 341 . Он написан на пергамене. Назван кларомонтанским, потому что принадлежал коллегии сего имени в Париже, сирмундовым – по владетелю его патеру Сирмунду. Содержит целый год, имея по одной, по две. памяти и часто многие памяти на день. Не смотря на ограниченное число сказаний, приведенных из него на греческом языке, можно видеть, что сей синаксарь есть родной брат, если не сын пролога Петрова. Сказания в нем также не равны по объему; в нем есть особыяв известных нам прологах ненайденные сказания, оригинальные по слогу и изложению (по содержанию они большею частию во всех прологах одинаковы), таковы: 18 марта о Кирилле иерусалимском , 4 мая об Олвиане, 17 июня о Мануиле, Савеле и Исмаиле; есть в нем довольно таких сказаний, кои взошли в стишные позднейшие рукописные и печатные греческие прологи, особенно Никодимов, таковы: 17 мая о Солохоне, 20 мая о св. Фалелее, 23 о Михаиле синадском. 29 мая о пр. Феодосии (в кларомонтанском о ней 18 июля, но буквально согласно с греческими печатными минеями), 13 июня о св. Иакове, поклонившемся диаволу, 9 июля о св. Паннратии. Едва ли справедливо болландисты считают сей синаксарь очень ранним и, может быть, древнейшим месяцеслова Василиева 342 . Мартынов делает указания на памяти, в кларомонтанском синаксаре находящиеся, знаками: то клар., то сирм.; но, к сожалению, к сему синаксарю у него прибавлены показания из неизвестных миней от 17 августа до 9 мая 343 , так что неизвестно, какие памяти в сии дни принадлежат собственно кларомонтанскому синаксарю; но в июле (5-го), следовательно в недополненном синаксаре, у него показана память св. Афанасия афонского ( 1000 г.), 17 июля показана память Лазаря галисийского, процветавшего в половине XI века; в таком случае синаксарь должен быть отнесен к концу XI или началу XII века. Сравнение памятей кларомонтанского или сирмундова синаксаря от 9 мая до 17 августа (невосполненного по мартыновским показаниям) приводит также к убеждению, что он позднее пролога Петрова, ибо вообще богаче его памятями. Древнейшие славянские прологи

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

2. Источники крайне скудно и туманно обрисовываютъ начальную историю арианскихъ споровъ до вмешательства въ нихъ Константина Великаго. Афанасий александрийский, ближайший участникъ всехъ этихъ событий, тенденциозно ο нихъ молчитъ. Историки 5–го века и Епифаний, имевшие у себя, правда, очень ценные материалы, въ деталяхъ прямо противоречатъ себе и сообщаютъ непримиримыя между собой сведения. Отсюда возстановление первоначальной истории арианства въ ея фактической стороне всегда останется более или менее гипотетичнымъ и должно основываться не столько на оффициальныхъ документахъ, сколько на сравнительной вероятности собственныхъ предположений изследователя ихъ. Выдающиеся таланты Ария, его диалектика и экзегетическия дарования , скоро стали вызывать общее внимание къ нему и возбуждать зависть въ соперничавшихъ пресвитерахъ Александрии. Вполне естественно, что толкуя Св. Писание и поучая народъ въ своей церкви, Арий проводилъ те самыя догматическия воззрения, за которыми онъ потомъ былъ осужденъ церковью. И действительно, однажды, объясняя известное место изъ Притчей: Господь создалъ меня въ начале путей своихъ (8, 22), онъ высказалъ и развилъ учение ο тварной природе Сына Божия. Но епископъ Александръ не зналъ объ этомъ и едва ли следилъ за его проповеднической деятельностью. Арий продолжалъ популяризировать свои воззрения, и начавшиеся споры стали охватывать собой не только весь пресвитериатъ, но и народъ. Александру былъ сделанъ доносъ на Ария, но александрийский епископъ еще разъ не придалъ ему сериознаго значения. Въ учении Ария онъ увиделъ одинъ изъ техъ научныхъ вопросовъ, которые часто возбуждались въ его церкви, и такъ какъ некоторые изъ его пресвитеровъ коллегиума возстали противъ учения Ария, то онъ предоставилъ делу итти своимъ путемъ, занявши среди спорящихъ партий нейтральное положение. Въ своемъ присутствии онъ устраивалъ публичные диспуты между противными сторонами, при чемъ самъ не давалъ перевеса какой–либо одной стороне, но, по словамъ Созомена, «колебался несколько, похваляя иногда однихъ, иногда другихъ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

В его прославленном слове на погребение Петра сказалось подлинное горе, не только страх за себя. Кажется в этом только и был Феофан искренним, – в этой верности Петру, как Преобразователю и герою... У Феофана были свои преимущества. Он был умен и учен. Он был образован, был истым любителем и ревнителем всякого «просвещения». К науке относился он почти что с подобострастием. Он много знал, много читал, любил читать, – и из своих не скудных, но чаще неправедных прибытков довольно щедро тратился на собирание библиотеки. Она вышла очень богатой и составлена умело (по позднейшей описи в ней 3192 названия). И вот, вся эта бесспорная ученость отравлена и обезпложена какой-то внутренней бесчестностью мысли. «Христианство хорошо известно было уму его, он знал его отчетливо и полно; но оно не было господствующим началом жизни его; хитрый и дальновидный, он умел находить себе счастие, не справляясь с совестию» ( Филарет Черниговский ). Не он один. В те времена «совесть» вообще не почиталась уместной, не то что обязательной для мужей государственных... Феофан учился и доучивался в латино-польских школах, потом в Риме, в коллегии святого Афанасия. Кажется, что в Риме он учился под чужим именем, и бежал оттуда до окончания курса, без видимого повода, sine ulla causa, cum scandalo omnium. Bo всяком случае, вернулся он в Киев открытым и возбужденным противником «папежского духа». Как преподаватель Киевской академии, Феофан в курсах пиитики и риторики еще не отступает от прежних принятых руководств, пиитику читает по Я. Понтану и Ю. Скалигеру. Однако, он сразу же показывает себя решительным противником установившихся с польского риторических манер и приемов проповедничества, и впоследствии, в «Регламенте», очень едко и зло отзывается об этих «казнодеишках легкомысленных», польских и киевских. Сам Феофан проповедовал по иному. На кафедру он всходил всего чаще для того, чтобы проповедовать Петровскую реформу. В своих проповедях он сразу сходит или на панегирик, или на памфлет, или вдается в злободневную политическую сатиру.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Насчёт «невинных страдальцев». Вот один из них: конструктор Афанасий Фирсов. Из семьи богатого купца, семья владела десятком доходных домов. Обучался инженерному делу в Германии и Швейцарии, работал там же, на заводе концерна Зульцер. В Первую мировую приехал работать на Родину, создавал для подводных лодок мощные дизеля. Занимался строительством минных заградителей. Именно таких специалистов как воздух Советской власти в первые годы не хватало. Но Фирсов, как только грянула революция, с завода ушёл, пять лет в губкоме надзирал за техникумами. В 1927-м решил устроиться на Николаевский судостроительный завод имени Марти. Закончилась «блестящая» работа по созданию дизелей делом контрреволюционной группы вредителей. Обвинительное заключение доступно в государственном архиве Николаевской области. Было арестовано 17 инженеров из дворян, царских офицеров, купеческих детей. Большая часть из них работали 10 лет назад на… заводе Зульцера в Швейцарии. Про Фирсова в деле указывалось, что инженер сознательно саботировал производство корабельных дизелей: «Зная, что дизеля можно выпускать с имеющимся инструментом, настаивал, что для выпуска необходимо заказать инструмент за границей, в результате чего к выпуску дизелей приступлено не было». Для выполнения заказа пришлось срочно закупать дизеля за границей. В связи со срочностью закупали по цене в 1,5 млн золотых рублей за 4 комплекта дизелей. Закупками занимался сам Фирсов. В концерне Зульцер! Часть арестованных по николаевскому делу получили серьёзные сроки. Фирсова же простили и взяли на завод в Ленинград. Итог: Ленинградский завод «Русский дизель» при дизелисте Фирсове разучился изготовлять корабельные дизели. Вновь дело о вредительстве в 1930-м. Приговор: пять лет. Но… стране остро не хватало толковых инженеров, и Фирсову дают второй шанс, в сентябре 1931 г., меньше, чем через год пребывания в лагере, коллегия ОГПУ подписывает решение о снятии наказания в случае направления его на Харьковский паровозостроительный завод, при этом на заводе создаётся одно из первых секретных танкостроительных КБ, руководителем которого назначается Фирсов!

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/15/...

Либералы любят рассказывать, как гениальный Фирсов создал два наших массовых лёгких танка БТ-5 и БТ-7, что неправда. Во-первых, сами танки были выбраны неудачно. Лёгкие, быстроходные танки (идея-фикс Тухачевского!), в реальных боях горели, не принося большой пользы. Во-вторых, их прообраз – американский танк фирмы конструктора Кристи, купленный правдами и неправдами в обход очередных санкций вместе с конструкторской документацией. Но Тухачевский… награждает Фирсова за этот танк орденом трудового Красного Знамени. Летом 1936 г. А.О. Фирсов отстранён от руководства КБ. К тому времени в войска было поставлено 687 танков БТ-7, на которые массово начали приходить акты-рекламации о выходе из строя коробок передач. Представители военной приёмки АБТУ РККА на заводе 183 вынуждены прекратить приём готовых машин: БТ-7 в открытую называют «вредительским танком» . Фирсова отстраняют от руководства КБ. Испытатель танков Евгений Кульчицкий вспоминал, что о танках серии БТ ходила устойчивая байка про свинарник, дошедшая даже до Москвы. Дело в том, что готовые танки шли к воротам своим ходом. Многие доезжали только до заводского свинарника у выезда и тут же ломались. Такое было качество танков. Но и тогда Афанасий Фирсов не был осуждён. Он продолжает работу в КБ. В короткие сроки было рассмотрено несколько решений новой коробки передач, из которых в производство ушла конструкция, разработанная А.А. Морозовым под руководством А.О. Фирсова. Проектирует установку огнемёта и дымовых приборов на танк, лично встречает и вводит в курс дела нового руководителя КБ М.И. Кошкина (Морозов и Кошкин известны, как создатели Т-34). В 1937 г. Фирсов арестован. Вскрыта реальная круговая порука: в сдаче армии негодных танков оказались повязаны от представителей военной приёмки на заводе до директора. Приговорен Военной коллегией Верховного Суда СССР 10 декабря 1937 г. к высшей мере наказания, расстрелян в тот же день. После ухода вождя Хрущёв в 1956 г. Фирсова реабилитирует. Как и многих других троцкистов. Был ли действительно невинной жертвой этот швейцарский инженер, решать Вам. Такая вот история про танки сына купца, глохнущие у свинарника . Морозов и Кошкин же создали танк, выигравший Великую Отечественную. Т-34 был признан лучшим танком Второй мировой войны.

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/15/...

Кроме того, активное значение консистории обнаруживалось в производстве некоторых незначительной важности административных дел, напр. в выдаче книг для сбора пожертвований по епархии, в выдаче паспортов священно-церковно-служителям и монашествующим, отправляющимся по церковным или своим нуждам в столицы, в разрешении незначительной ремонтировки церковных зданий, кроме св. престола, в сношениях с светскими присутственными местами. Кроме того, по предписанию архиерея члены консистории назначаемы были для исполнения некоторых чрезвычайных поручений по экстраординарным делам, напр. для присутствования в качестве депутатов при производстве следствий гражданскими учреждениями по уголовным делам духовных и монашествующих лиц, или же для производства ревизии и свидетельствования наличного церковного имущества по каким-либо особым обстоятельствам, напр. для освидетельствования в церквах старопечатных книг и новоисправленных, для отобрания первых и для восполнения недостатка вторых 214 , и т.п. обстоятельствах. Насколько вообще тесен был, круг самостоятельной деятельности консистории, это можно видеть из представляемых здесь пунктов доклада ростовской духовной консистории, представленного ею в 1763 году преосвященному Афанасию епископу ростовскому и ярославскому, по случаю отбытия его в С.-Петербуре для присутствования в Св. Синоде 215 . При таком ограниченном круге самостоятельной деятельности, назначении и характере ее понятен и характер самого ее делопроизводства: оно было чисто канцелярского свойства, так что первоначальное название консистории – домовою его преосвященства канцеляриею“ было более удачно, т.е. точнее выражало истинный ее характер, чем официально данное ей Святейшим Синодом в 1744 году название консистории. Консистория (от con-sistere – сходиться, сходясь останавливаться, согласоваться) есть термин приличествующий такому коллегиальному учреждению, члены которого каждый с правом собственного суждения и голоса вместе обсуждают предоставленные ведению их вопросы и большинством голосов постановляют общее определение или решение, в котором имеет нужду высшее над нами начальство, как в разъясняющем и действительно помогающем ему правильно, законно и целесообразно разрешить неясный, запутанный и сложный для него вопрос.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Раскрытие последней темы позволяет о. Георгию убедительно показать связь богословия Ария с оригенизмом. 353 Не обошли своим вниманием историю арианской смуты и католические исследователи, однако их взгляд на изучаемую проблему естественным образом несколько отличается от взгляда на нее их православных и протестантских коллег. Католические авторы уделяют больше внимания событийной истории, 354 истории соборного движения 355 и церковно-политическим проблемам (в особенности вопросу о римском примате), 356 в то время как богословские вопросы оказываются зачастую на периферии их интересов, что приводит к формированию несколько упрощенного взгляда на догматическую проблематику споров и позиции отдельных их участников (в частности, к нечеткости в использовании понятий «арианство», «омийство» и «аномейство»). 357 В целом католические исследователи придерживаются линии интерпретации смуты, восходящей к трудам свят. Афанасия, используя ее для демонстрации позитивной роли Рима и Запада в борьбе за утверждение никейской веры 358 и против насилия императорской власти над Церковью . 359 Подобного рода подход приводит к тому, что исследования католических авторов зачастую приобретают апологетический характер, что особенно заметно в освещении католическими историками тех событий, которые на первый взгляд не укладываются в рамки их концепций (например, вопроса об интерпретации исповедания веры отцов Сердикского собора, 360 «падения» Осия и папы Либерия 361 и т.п.). Впрочем, подобного рода предпосылочность далеко не всегда ведет к тенденциозности в освещении даже тех вопросов, которые имеют прямое отношение к проблеме интерпретации римского примата. Следует также подчеркнуть, что конфессиональные предпосылки не влекут за собой формирование в работах католических исследователей некой единой, «канонической» картины арианской смуты: между католическими историками наблюдаются заметные расхождения в интерпретации отдельных проблем, связанных с историей изучаемой эпохи. Так, если П. Баттифоль придерживается крайне проримской и проафанасианской интерпретации событий, подчеркивая, например, что и омиусиане были «в некоторой степени арианами» (что парадоксальным образом приводит исследователя к мысли, что свят.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010