На земском соборе 1642 года посадские, торговые и промышленные люди во имя старинного обычая, излюбленного общинного самоуправления, выразили протест против воеводского самоуправства и желание собствен­ного суда посредством своих выборных. Голос их не был уважен. Недовольство торгово-промышленных городских классов, также как и крестьянское, излилось бунтами по всем городам. Но приказно-госу­дарственная сила воспреобладала над земскими стремлениями. И в девятидесятых годах XVII века, гости, купецкие и промышленные люди были уже безгласными жертвами приказного произвола. Сам Петр великий, сожалея об оскудении и разорении торговых и посадских людей, и о том, что «его великого государя с них окладные многие доходы учи­нились в недоимке, а пошлинным сборам и иным поборам большие недоборы»; сам Петр писал: «что им гостям и гостиной и суконной сотни и всем посадским, купецким и промышленным людям, во мно­гих их приказных волокитах, и от приказных разных чинов от людей в торгах их и во всяких промыслах чинятся им большие убытки и разоренье, а иные оттого промыслов своих отбыли и оскудали». Ни коммерц-коллегии и мануфактур-коллегии, ни учреждение бур­мистрской палаты, московской ратуши и городовых земских изб с их приказно-купеческим чиновничеством, с президентами ратушей, обер-инспекторами и инспекторами крепостных дел, подьячими, надсмотрщи­ками, сборщиками и расходниками, купецкими фискалами – ни одно из этих учреждений не улучшило торговли и промышленности купцов и посадских, не заменило для них самоуправляемой, самосудной свободы торга и промысла. Напротив, инструкциями всех этих учреждений, тор­говыми и ремесленными уставами до крайности стеснено было свободное торгово-промышленное развитие. Купцы и ремесленники по-прежнему были рабы п жертвы казны, бурмистров ратушных, бурмистров таможенных, кабацких и проч., да воевод, дьяков и подьячих. Не охранял их от бесправия, грабежа и обид и верховный контроль над правосудием юстиц-коллегии. В уставе главного магистрата так показано их положение: «хотя судные дела во всех губерниях и провинциях в смотрении и в ведении подлежат в юстиц-коллегии, однако ж, понеже купецкие и ремесленные тяглые люди во всех городах обретаются не токмо в каком презрении, но паче от всяких обид, нападок и отягощений неслыханных едва не все разорены, отчего их весьма умалилось, и уже то есть не без вящшаго государственнаго вреда».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Наряду с радостью о том, что он воплощает свой замысел, Юрий Николаевич видел и горечь разочарований. Юрий Афанасьев, основатель РГГУ, историк, академик РАЕН скончался в Москве на 82-м году жизни. Воспоминаниями о коллеге и великом современнике делится советский и российский ученый-медиевист, доктор исторических наук, профессор РГГУ, ведущая радиостанции «Эхо Москвы» Наталья Басовская. Юрий Николаевич Афанасьев — харизматическая личность, очень яркая историческая фигура. Он стал символом перестройки, по крайней мере, в области образования. Замысел РГГУ был замечательным замыслом, направленным на то, чтобы гуманитарные науки ценились обществом и ставились на ту высоту, которой они заслуживают. Во всем мире и в России в частности такие замыслы трудно воплощать в жизнь, поэтому Юрий Николаевич видел и горечь разочарований. Мы работали с ним дружно рука об руку пока время, изменение исторической ситуации и другие обстоятельства не вынудили его понять, что замысел не удается воплотить. Безусловно, Юрий Николаевич был этим разочарован. Не все грандиозные замыслы удается воплотить. Сам факт этого замысла очень важен, это факт истории. Очень многие ученые гуманитарии блестяще поработали и работают в РГГУ, тем самым все-таки его дело существует. Я этом очень рада и горжусь университетом. А, скорбно? Конечно, скорбно. Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) — высшее учебное заведение в Москве. Университет был основан в 1991 году на базе Московского историко-архивного института. В 2014 году ВУЗ был включен в список лучших высших учебных заведений СНГ и получил рейтинговый класс «D». РГГУ обучает студентов по 39 профессиональным образовательным программам бакалавриата и 28 направлениям магистратуры. Высшее образование в университете получают около 30 тысяч студентов. С РГГУ сотрудничают более 70 академиков и членов-корреспондентов российских и иностранных академий, более 200 профессоров и докторов, свыше 500 кандидатов наук.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/natalya-basovskaya-yur...

Умер Борис Владимирович Афанасьев Он умел притягивать к себе людей 17 марта, 2020 Он умел притягивать к себе людей «Сегодня скоропостижно скончался Борис Владимирович Афанасьев, директор НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р. М. Горбачевой, председатель правления и основатель фонда AdVita. Еще в пятницу у него был симпозиум, после которого мы обсуждали текущие дела, а сегодня, в понедельник, его не стало». О нем вспоминает Павел Гринберг, исполнительный директор фонда AdVita. АБВ – человек-азбука, человек от альфы до омеги, человек-язык, давший нам речь, научивший разговаривать и действовать, давший всей российской гематологии (да и лично мне и не только мне) язык и путь, голос и смысл. Это сейчас российская гематология, как бы ее ни тормозили разобщенность, системные проблемы и недофинансирование, расцвела в одну из лучше всего организованных и обеспеченных кадрами областей российской медицины. Но так было не всегда. В 80-90-е ничего этого не было. Российская гематология безнадежно отставала от мировой. Это положение дел изменили всего несколько человек: АБВ и его соратники. Именно воля и авторитет Б.В. позволили собрать воедино разобщенные силы и ресурсы: врачей, поддержку международного научного сообщества, деньги, получить поддержку как внутри медицинского сообщества, так и на правительственном уровне – и начать системно выполнять в России трансплантации костного мозга, сначала на отделении ТКМ на кафедре гематологии Медицинского Университета, а затем и в Институте им. Горбачевой. Теперь это почти рутина, в НИИ ДОГиТ им. Горбачевой, да и в стране в целом, ежегодно проводятся сотни всех видов трансплантаций, полностью выздоравливают сотни людей, которые иначе были бы обречены. Я познакомился в Б.В. в 1999 году, пришел к нему как близкий друг пациента, нуждавшегося в помощи, и сразу был очарован его манерой, для перегруженных российских врачей весьма нетипичной, спокойно, без спешки говорить и выслушивать, врачевать и словом и делом. Б.В. умел притягивать к себе людей, вот этой манерой все успевать не спеша, видеть, слышать и уважать человека, немудрено, что я вернулся именно к нему и его коллегам в 2000 году, чтобы спросить: могу ли я чем-то помочь? Так появился на свет фонд AdVita, чьим председателем Правления с того времени и до сегодняшнего дня и был Б.В.

http://pravmir.ru/umer-boris-vladimirovi...

Владимир Мамонтов, главный редактор: На днях к нам в редакцию приходили ведущие политологи. Разговор зашел о вашем фильме. Стали спорить, будет ли у фильма на DVD финансовый успех. Один сказал: да ну, Византия, кому это будет интересно. Другой говорит: нет-нет, этим будет завалена вся «Горбушка». Мои коллеги – журналисты из других изданий говорят: мы об этом писать не будем, наш читатель этого не поймет. А ведь их читатель – это как раз те, о ком вы говорили: люди из маршруток. Широкозахватная получилась работа. Почему ею так заинтересовались? Потому что явно существуют некие дыры в истории. Во всяком случае, фильм дал понять, что есть еще масса пространства для изучения. О. Тихон: Когда даже образованный человек неожиданно для себя узнает, что Византия долгое время была духовным, культурным и политическим центром мира, а Западная Европа была захолустьем по отношению к ней, это вызывает настоящий шок. В Константинополе – полумиллионном мегаполисе с широкими проспектами и многоэтажными домами с гидравлическими лифтами – с IV века были водопровод, канализация. В то время как Париж и другие европейские столицы до X века насчитывали не более 20 тысяч жителей. А основное гигиеническое изобретение Запада – башмаки на высокой подошве, чтобы в грязи не утонуть. Не говорю об образовании, о медицине, о необыкновенно развитой в Византии «социалке» – приютах для сирот, инвалидов, престарелых… Когда люди об этом узнают, у многих возникает отторжение: «Этого не может быть, нас этому не учили». Но самой интересной для меня оказалась крайне агрессивная реакция некоторых именитых ученых-историков. Юрий Афанасьев, например, начинает свое интервью в «Нью таймс» со слов «очень-очень гадкий фильм». И дальше говорит такие вещи, которые слышать из уст ученого более чем странно: будто бы Византия «была порождением западной культуры». Я полагаю невозможным, чтобы Юрий Афанасьев не знал основополагающих трудов Сергея Сергеевича Аверинцева, который показал, что истоки византийской культуры лежат в древнегреческой литературе и ближневосточной словесности. О западной культуре нет и речи. Или Афанасьев там же говорит: «Как будто бы с самого начала Византия – это православие». А что ж тогда Византия с самого начала?

http://pravoslavie.ru/36448.html

Помимо научно-ученой деятельности 146 , Алексей Афанасьевич принимал активное участие в жизни Высших Богословских курсов. Как профессор и член Совета, он участвовал в заседаниях 147 , произносил речи на торжественных актах 148 , участвовал в мероприятиях, связанных с юбилеями коллег 149 и защитой магистерских диссертаций 150 , а после закрытия Высших Богословских курсов принимал участие в собраниях инициативной группы по поводу перспектив восстановления богословского образования в Ленинграде 151 . Подводя итог обозрению преподавательской деятельности профессора Алексея Афанасьевича Дмитриевского на Высших Богословских курсах Ленинграда, следует отметить, что характер этой деятельности был предельно интенсивным, требовавшим от ученого напряжения всех его и физических, и душевных сил. Рассмотрение его учебных программ по литургике и церковной археологии приводит к мысли, что выбранный им (не без влияния студентов) путь преподавания этих дисциплин в гармонии историко-теоретической и практической сторон был единственно правильным. 30 декабря 1927 г. на курсах устроили празднование в честь 45-летия научной деятельности Алексея Афанасьевича, хотя сам профессор и не желал этого. На вечере после молебна были прочитаны поздравительные адреса 152 и телеграммы, в том числе и от бывших сослуживцев и учеников по киевской духовной академии 153 . Этот акт был свидетельством любви и внимания к дорогому для всех профессору. В период с 1923 по 1929 гг. А.А. Дмитриевский принимал активное участие в работе русско-византийской историко-словарной комиссии 154 , где представил на обсуждение два доклада, посвященных западному литургисту и издателю богослужебных текстов Ж. Гоару 155 , три об Обряднике Константина Порфирородного 156 , один – о терминах Тαβλον или Тαβλος и γιος φορνος 157 как словарном материале 158 и один – на тему «Блюдо княгини Ольги в храме св. Софии» 159 . По всей видимости, у А.А. Дмитриевского были планы эмигрировать из Советского Союза. По крайней мере, об этом свидетельствует ряд документов, сохранившихся в архиве православного палестинского общества в Святой Земле (председатель – Н. А. Воронцов). Из этих документов следует, что в 1925 г. А.А. Дмитриевский обратился к находящемуся в Иерусалиме руководству общества с просьбой об оказании ему помощи в переселении в Палестину. Однако руководство общества на заседании от 7 июля 1925 г. сочло это совершенно невозможным 160 . Тем не менее, по распоряжению А.А. Ширинского-Шихматова, хотя и с перебоями, но вплоть до 1929 г. А.А. Дмитриевский получал от общества ежемесячную денежную помощь 161 . Кроме этого, занять кафедру литургики в софийском университете А.А. Дмитриевскому предлагал Н.Н. Глубоковский 162 , с которым ученый был знаком и состоял до революции в переписке 163 ; однако Алексей Афанасьевич, по-видимому, отказался.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Выходя из мысли, что «монархов власть есть самодержавная, которой сам Бог повелевает повиноваться за совесть», Петр разделял убеждение, что «Духовное Коллегиум» только в том случае будет «наипаче сильно, когда под державным Монархом и от Монарха уставлено». Полагая в правах и власти монарха оплот блага для подданных и правды для учреждений государственных, Петр те же требования предъявлял и вновь учрежденной им Духовной Коллегии. В манифесте об учреждении, обязывая Духовную Коллегию управлять духовными делами Всероссийской церкви, по данному ей Регламенту, Петр пояснил: «должна же есмь Коллегия сия и новыми впредь правилами дополнять Регламент свой, яковых правил востребуют разные разных дел случаи; однако же делать сие должна Коллегия Духовная не без нашего соизволения». В присяге, особо составленной для членов Духовной Коллегии, обязав ее членов, «исповедовать с клятвой крайнего судью Духовного сей Коллегии самого Всероссийского Монарха, Государя нашего всемилостивейшего». Смысл и цель сего обещания ясны. Здесь, как и во всей присяге слышится смешение обязанностей верноподданного слуги с долгом ответственного пред Богом и церковью служителя. Те заботы, с которыми преобразователь старался обставить и оградить авторитет Синода, по-видимому указывали на возможность возражений. Духовный Регламент, представляя Духовный Коллегиум лучшим и совершеннейшим по самому его устройству правительством, тем не менее указывает причины, по которым этот Коллегиум призван заменить патриаршество. Указание этих причин и подробное их изъяснение заставляют предполагать в современниках возможность сомнений на счет желательности и целесообразности такой замены. Не без основания полагают, что Петр не вдруг после смерти патриарха Адриана приступил к осуществлению предносившейся ему задачи, -а с заметной медлительностью, указывавшей на осторожность. Обращают внимание на самое назначение местоблюстителем патриаршего престола не Афанасия, холмогорского епископа, на которого, как на кандидата, указывал князь Курбатов, а Стефана Яворского , незадолго до кончины патриарха Адриана, поставленного рязанским и Муромским митрополитом из игуменов Южнорусской Никольской пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

В вопросе о синодах при патриархах православные имеют многовековой опыт, который далеко не всегда может рассматриваться как положительный. Об этом – несколько позже. Сейчас я хочу поставить вопрос, вытекает ли проект создания епископского совета при папе из учения о коллегиальности епископов? Участие в этом синоде пяти, десяти или больше епископов может ли выразить коллегиальность епископов и может ли ангажировать всю коллегию епископов как преемницу коллегии апостолов? В этом совете папа услышит мнение отдельных епископов, а не всей коллегии. Если я правильно понимаю учение о коллегиальности епископов, то ее ценность заключается в том, что коллегия должна действовать как единое целое, а не в виде разрозненных частей. Возвращаясь к синодам при древних восточных патриархах, начало которых падает на IV или V век в форме так называемого «синодос эндимуса», надо отметить, что начало подобных собраний было чисто случайным, так как они состояли из случайно находящихся в Константинополе епископов, очень часто не находящихся в курсе тех дел, которые им предлагались к обсуждению. Затем эти синоды стали постоянными при разной системе назначения епископов в синод. Как показывает история, они легко подпадали под разные влияния. Либо они были игрушками в руках патриархов, либо они находились в конфликте с патриархом. Что касается Синода Русской церкви, учрежденного в начале XVIII века, то он имел совсем особое положение. Это был «коллективный патриарх», всецело находящийся в руках императора. Другой недостаток синодов заключался в том, что епархиальные епископы на долгое время отрывались от своих епархий, так как они переставали быть тем, чем они должны были быть, т. е. предстоятелями своих церквей. Надо заметить, что возникновение постоянных синодов нисколько не уменьшило административного аппарата. Константинопольский патриарх имел свою курию, необычайно могущественную. Другие патриархи – в гораздо меньшем размере. В XII веке Вальсамон приравнивал константинопольских архонтов к кардиналам Римской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Итак, принимая во внимание деятельность таких лиц, как Алляций, Аркудий и им подобные, можно найти, что коллегия св. Афанасия в Риме, имевшая целью пропаганду римо–католичества среди православных при посредстве лиц греческого происхождения, не оставалась без значения. Но все же значение этой коллегии было не так велико, как ожидали папы. Одной из причин этого последнего явления, кроме явного нерасположения греков к выходцам коллегии, было то, что сама коллегия, чем дальше шло время, тем более стала падать. В середине XVII в. в ней было лишь 18 питомцев, а затем она остается почти без учеников: финансовые папские затруднения отразились неблагоприятно и на состоянии Греческой коллегии в Риме. 348 Из всего вышеизложенного об отношениях римо–католицизма к Греческой церкви следует, что папство не могло иметь успеха на Востоке. Так продолжалось вплоть до начала XIX в. В 30–х гг. нынешнего столетия положение римо–католиков на Востоке значительно изменилось к лучшему. Политические затруднения заставили Порту искать помощи на Западе и просить содействия сильных соседей к устранению неизбежной погибели. Помощь была оказана. А с ней вместе изменилась и политика Порты по отношению к римскому католицизму. Чувство признательности, с одной стороны, а с другой — страх перед сильными римско–католическими государствами заставили ее снисходительнее смотреть на приверженцев папской курии и забыть прежнюю ненависть к ним. А главное — в качестве «больного человека» Турция на все должна была согласиться и на многое беспомощно махнуть руками… Благодаря этому папский двор стал чувствовать себя с этих пор гораздо свободнее и с новой энергией открыл свои действия на Востоке. Католическая пропаганда стала распространяться в Турецкой империи. 349  Положение Греческой церкви, по–видимому, становится в данном отношении день ото дня хуже и хуже. Но об этом нет надобности распространяться: об этом можно найти сведения в наших газетах. Вот, например, одно из таких известий. Римская  Конгрегация пропаганды, состоящая под управлением известного католического фанатика, бывшего Познанского архиепископа («примаса Польши») кардинала Ледоховского, в отчете о своей деятельности за последние годы дает интересные сведения об успехах римского католичества на Востоке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Докукин жалуется, что древоделей и каменотесцев отпали. И точно, с 1712 года но 1718 постоянно переводили, сгоняли в Ингерманландию каменъщиков, кирпичников, мастеровых людей и ямщиков, и таким образом лишали крестьянские волости нужных людей; плотники из дворцовых волостей были наряжаемы в 1716 – 18 годах для заведения русских слобод около мызы Сари. В 1702 году даже из Кунгура, – по указу правительства, – высылали плотников для строения города Затона, а кузнецов на Таган- Рог! Такие казенные отлучки и работы естественно отрывали крестьян от заработков, промыслов и ремесел, да и крестьянские волости лишали хороших каменъщиков. кирпичников, плотников и других мастеровых людей. Затем Докукин жаловался, что земские люди «на правежах стоя от великих и несносных податей и оброков с голоду помирали и до основания разорялись; что на правежах их били нещадно»! Все это вопиющая истина, которую изображал Посошков, в которой сознавался сам Петр во многих своих указах. В именном указе сенату в 1717 году он сам писал: «Господа Сенат! Я слышу по сторонним ведомостям, что в губерниях несносные правежи чинятся». Правежи тиранили народ, подати и бесчисленные и разнообразные поборы не только поземельные и подушные, но и хомутейные, прикольные, посаженные, мостовые, пчельные, банные, кожные, покосовшинные, с подводчиков десятые и тому подобные вымышленные сборы просто разоряли народ, или причиняли людям трубацию великую, – как выразился Посошков. Оттого раскол и восстал против даней многих. Как крестьян, так и торговых людей отрывали от торговли. Например, из городов Европейской России посылали купцов на службу, в головы и целовальники, в отдаленные сибирские города. Кроме того, многие гости всех сотен, купецкие, посадские и промышленные люди всех черных сотен, от волокит и притеснении приказных людей вовсе отбыли своих торгов и промыслов, – как писал сам Петр в указе 30 января 1699 года. Далее, Берг-Коллегия и Мануфактур-Коллегия, централизуя в казенное ведомство местнообластные естественные материалы и условия народной промышленности и раздавая привилегии большею частью одним иностранцам, лишали тысячи народа вольных ремесел, заводских и рукодельных промыслов! Между тем и для видов самого правительства, Мануфактур-Коллегия – по словам Щербатова – «разными злоупотреблениями не только полезна, но и вредна учинилась».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Для беспристрастной оценки этого взгляда наших расколоучителей на личность и значение Арсения грека в никоновской справе нет нужды останавливаться на подробном описании предшествующей жизни его до прибытия в Москву в 1649 г. в свите иерусалимского патриарха Паисия; биографические сведения о нем за это время обстоятельно изложены в нашей печати по подлинным документам 206 . Поэтому можем ограничиться только общими положениями, выведенными из записей судебного процесса над Арсением. Прежде всего должны признать, что предшествующая жизнь Арсения грека была не безупречна и носит на себе темные пятна. Пятилетнее пребывание его в Риме в грекоуниатской коллегии для обучения наукам и приобщение св. таин в церкви св. Афанасия при той же коллегии иэ рук униатского митрополита свидетельствуют о первом отступлении Арсения от православия, отступление правда не сознательном, временном и довольно обычном на Востоке, потому что оно совершилось в молодые годы, когда Арсению было только 14 лет от роду, когда все греки, отправлявшиеся в Рим учиться, должны были на время переходить от православия на унию, потому что без этого их не принимали в коллегию. Но пребывание в римской униатской коллегии считалось отступлением от веры и в глазах самих греков; поэтому когда Арсений вернулся из Рима и захотел постричься в Цареграде, то даже родной брат его архимандрит долго отказывал ему в этом пострижении, «чая того, что он в римской вере», пока Арсений публично «ту римскую веру не проклял трижды». Постриженный в монахи, поставленный в диаконы, священники, даже игумены, Арсений совершил, затем новое отступничество от православной христианской веры уже в мусульманство. На допросах в Москве Арсений сначала запирался в этом тяжком обвинении; показывал, что заподозренный в измене турецкому султану и желания передать предназначавшуюся ему епархию венецианам, он был только арестован визирем «и было ему истязанье многое, и платье с него и камилавку снимали, и чалму на него клали, и вкинули его в тюрьму, и сидел в ней около двух недель; из тюрьмы он бежал в волошскую землю, а обусурманен он не был».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010