5 . До века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой. Явно, что говорится о Мессии; ибо только царство Его есть царство вечное. «Бог с клятвою обещал ему (Давиду), говорит св. Ап. Петр, от плода чресл его воздвигнуть Христа по плоти и посадить на престоле его ( Деян. 2:30 ). Слова в род и род, по бл. Феод., означают, что «престол Мессии будет процветать во всяком роде». С Евр.: «На век утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой». 6 . Исповедят небеса чудеса Твоя, Господи, ибо 507 истину Твою в церкви святых. Т.е. я совершенно уверен, что Ты, Господи, исполнишь Свои обетования, данные Давиду, потому что небеса, т.е. небесные силы, знают и исповедуют чудеса милости Твоей к дому Давидову, потому истинность Твоих обетований проповедуется в Церкви святых небожителей. «Тебя надлежит песнословить всем, особливо же живущим на небесах, которые подробнее видят чудеса Твои и знают твердость обетований ( Евр. 12:22–23 )» (Бл. Феод.). Исповедят небеса чудеса Твоя. «Говорит это потому, что родился Христос и Ангелы благовествуют пастырям» (Св. Афан.). С Евр.: «И небеса прославят чудныя дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых». 7 . Яко кто во облацех уравнится Господеви? Уподобится Господеви в сынех Божиих? С Евр.: «Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу»? Во облацех – то же, что на небесах. Т.е. «Ты выше всех, даже небесных сил» (Св. Афан. и бл. Феод.). 8 . Бог прославляемь в совете святых, т.е. в сонме св. Ангелов и святых людей; велий и страшен есть над всеми окрестными Его, т.е. страшен и для тех, которые окружают Его, – для престолов, серафимов, херувимов и других небесных сил, и всем святым. С Евр.: «Страшен Бог в великом сонме святых, страшен Он для всех окружающих Его». 9 . С Евр.: «Господи, Боже сил! кто силен, как Ты, Господи? И истина Твоя окрест Тебя». 10 . С Евр.: «Ты владычествуешь над яростию моря; когда вздымаются волны его, Ты укрощаешь их». 11 . Ты смирил еси, яко язвена, гордого, мышцею силы Твоея расточил еси враги Твоя. С Евр.: «Ты низложил Раава 508 , как пораженного; крепкою мышцею Твоею рассеял врагов Твоих». «Гордым называет, – поясняет бл. Феод., – Фараона, и врагами – Египтян, которых предал морю, а спас народ Свой». Св. Афанасий разумеет под гордым диавола, коего связал Господь; бл. Феодорит, «кроме Фараона, разумеет еще демонов, этих учителей гордыни, коих Господь сокрушает в пресвят. крещении».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Многие читали эти слова, повторяющиеся в Евангелии: «Да сбудется пророчество пророка Исайи (или другого пророка)». И люди думают, что пророк изрек предсказание, и оно сбылось. Библейские пророчества (в правильном христианском понимании) ничего не имеют общего с предсказанием. Пророки не видели будущее, они видели полноту. Происходило так, что полнота вторгалась в наш мир таким образом, что пророчество «исполнялось». Ссылка на подобную полноту есть в послании к Ефесянам: «и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1, 22–23). Это описание Церкви как «полноты» – одно из самых поразительных утверждений в Священном Писании. Фраза «полнота Наполняющего все во всем» – это ранняя версия изречения «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом» (свт. Афанасий, IV в.) Бог есть Тот, кто наполняет, а мы – это то, что наполнено (или даже «наполняется»). По крайней мере столь же поразителен аналогичный отрывок в Послании к Колоссянам (эти два послания имеют много общего): «ибо в Нём обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нём, Который есть глава всякого начальства и власти». (Кол. 2, 9–10). Перевод скрывает игру слов внутри стиха. Нам говорится, что «во Христе обитает вся полнота (pliroma) Божества телесно, и вы – те, кто исполнились (peplironomenoi) в Нем». Снова о Христе говорится как о полноте, и мы тоже становимся полнотой (pliroma) в Нем. Его жизнь – наша жизнь, и эта жизнь, или полнота, – это именно то, что важно для нас. Эта мысль аналогична словам Христа в Евангелии от Иоанна: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин. 17, 20–23). В Евангелии от Иоанна говорится, что Христос дал нам «Его славу», как и Отец дал Ему славу. Слава – это не похвала или репутация, но, скорее, нечто существенное (я пытаюсь подобрать слово). На иврите слава (Kavod) – это именно нечто существенное, имеющее вес. Божий кавод прижимал священников к земле при освящении храма Соломона (3 Царств. 8, 11). Но слава не просто сопровождает Бога, это в какой-то мере само присутствие Божие.

http://pravoslavie.ru/145357.html

Антоний не сказал. Афанасий не спросил. Конечно, у первого монаха были ученики, последователи и продолжатели, так что любители духовной литературы выстраивают целые генеалогии святости. Но подумайте: на протяжении десятилетий самым преданным и самым близким Антонию человеком оставался этот маленький безвестный труженик! Не потому ли святой старец решил спрятать ото всех имя верного друга? Мы не знаем. Тайна дружбы — священная тайна. Даже Евангелие, за тысячелетия изученное во всех деталях, пестрит лакунами и тайнами биографий и имен таинственных друзей Христа, которые, возможно, были ближе апостолов. Мы не знаем точно. Но есть повод делать такие предположения. Накануне Тайной вечери Христос посылает Петра и Иоанна приготовить пасху. — Где велишь нам приготовить? — Вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте (Лк. 22:9-12). Знаменательно, что Тайную Вечерю поручено готовить самым близким — Петру и Иоанну. Они следуют за Христом повсюду. Господь их берет туда, куда другим вход закрыт. Им доверены самые удивительные тайны и знамения. И апостолы будто оспаривают друг у друга первенство: кто ближе, кто дороже Учителю? Они будто соревнуются в этой близости, и, может быть, именно эта ревность подтолкнула Петра заявить, что уж он точно никогда не отречется от Господа, не то что некоторые! Мы не знаем. Тайна дружбы — священная тайна. Но даже после Воскресения Христа эта ревность не утихла, и на последних страницах Евангелия от Иоанна мы слышим, как Господь призывает Петра: «Иди за Мной!» И Петр готов идти, но совсем рядом снова оказывается этот шустрый Иоанн. — Господи! А он что? — Если Я хочу, чтобы он пребывал, пока приду, что тебе до того? Ты иди за Мною. Однако и сам Иоанн, похоже, не был свободен от этой ревности, иначе зачем бы ему постоянно подчеркивать, что именно его любил Иисус, так что позволил быть на Вечери приклонившись к груди Учителя. Не эта ли ревность дружбы заставила Иоанна так настойчиво подчеркивать, что Иуда был вор и человек пропащий?

http://pravmir.ru/kem-byl-chelovek-s-kuv...

О том, что Афанасий, уполномоченный грамотой Константина Младшего, возвратился в Александрию Константин Кесарь – народу кафолической александрийской церкви. «Вашему благоразумию, думаю, не безызвестно, что Афанасий, истолкователь достопокланяемого закона, был на время послан в Галлию для того, чтобы, по жесткости кровожадных и непримиримых врагов, угрожавших опасностью священной главе его, не потерпеть ему от козней злых неисцелимого зла. Для сохранения его от такой именно жестокости он был исторгнут из челюсти нападавших на него людей и послан жить под моим покровительством, так чтобы в назначенном для его жительства городе иметь ему в изобилии все нужное, хотя достославная его добродетель, полагаясь на помощь Божию, вменила бы ни во что и бремя тягчайшей участи. Желая удовлетворить, сколько можно, боголюбивейшему вашему благочестию, владыка наш, блаженной памяти Константин, Август, родитель мой, намеревался уже возвратить упомянутого епископа на прежнее его место; но так как, не исполнив еще сего желания, он предварен был человеческим жребием и опочил, то, сделавшись наследником намерения блаженной памяти царя, я счел долгом исполнить его. Увидевшись с Афанасием, вы сами узнаете от него, какое питал я к нему уважение. Да и не удивительно, если я что-нибудь сделал в его пользу; к этому располагали и побуждали мою душу сколько выражения нашей любви, столько же доблесть сего мужа. Божественное промышление до сохранит вас, возлюбленные братья!» 107 Уполномоченный сей грамотой, Афанасий возвратился в Александрию 108 , и александрийский народ принял его с великой радостью. Но находившиеся там приверженцы арианства составляли против него заговоры в самом отечестве, что было причиной частых возмущений и послужило для евсевиан поводом обвинять его перед царем, будто он позволил себе возвратиться в Церковь без общего определения Собора епископов. Наветы свои евсевиане простерли до того, что царь разгневался и изгнал Афанасия из Александрии. И как это происходило, скажу немного ниже. Глава 4

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

19 . Силу Твою и правду Твою, Боже, даже до вышних, яже сотворил ми еси величия. Боже, кто подобен Тебе? С Евр.: «Правда Твоя, Боже, до превыспренних, великие дела соделал Ты, Боже! кто подобен Тебе?» По св. Афанасию, сила и правда Божия есть Сам Сын Божий, Спаситель мира. «Силою Он назван потому, что связал крепкого и расхитил сосуды его, а правдою – потому, что искупил нас, неправедно содержимых в плену. Боже, даже до вышних – возвещу, что не только земное, но и небесное искупишь Ты Своею кровию». По бл. Феодориту, до вышних – т.е. «соделанное Тобою, Владыка, высоко, велико, достаточно к тому, чтобы все убедились именовать Тебя Вышним». 20 . Елики явил ми еси скорби многи и злы, и обращься оживотворил мя еси, и от бездн земли возвел мя еси. С Евр.: «Ты посылал на меня многие и лютые беды, но и опять оживлял меня, и из бездн земли опять выводил меня». Т.е. каких и скольких зол или скорбей не заставил Ты меня испытывать? Но когда я был от них уже при смерти, Ты снова обращался ко мне со Своею милостию, оживотворял меня и спасал от погибели, как бы из бездн земли, как бы из самого ада извлекал меня. Бл. Феод. разумеет спасение от плена Вавилонского, а св. Афан. – Египетского и спасение Христом. 21 . Умножил еси на мне величествие Твое – «умножил на мне благость и правду Свою» (Св. Афан.). С Евр.: «Ты возвышал меня и утешал меня, (и из бездн земли выводил меня)». 22 . В сосудех псаломских. С Евр.: «И я буду славить Тебя на псалтири – Твою истину, Боже мой; буду воспевать Тебя на гуслях, Святой Израилев»! Св. Афанасий: «Так уготовлю себя исповеданием, что в состоянии буду именоваться сосудом песнословия»; в гуслех, т.е. в душе, настроенной гармонически. «Пророк разумеет душевную гармонию», замечает св. Афан. «Слагая песнопения, употреблю и обычные (музыкальные) орудия» (Бл. Феод.). 23 . С Евр.: «Радуются уста мои, когда я пою Тебе, и душа моя, которую Ты избавил». 24 . С Евр.: «И язык мой всякий день будет возвещать правду Твою: ибо постыжены и посрамлены ищущие мне зла».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

8 . С Евр.: «Да наполнятся уста мои хвалою, (чтобы мне воспевать славу Твою), всякий день великолепие Твое». 9 . С Евр.: «Не отвергни меня во время старости, когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня». 10 . С Евр.: «Ибо враги мои говорят против меня, и подстерегающие душу мою советуются между собою». 11 . С Евр.: «Говоря: Бог оставил его; преследуйте и схватите его; ибо нет избавляющего». 12 . С Евр.: «Боже! не удаляйся от меня; Боже мой! поспеши на помощь мне». 13 . Да постыдятся и исчезнут оклеветающии душу мою. С Евр.: «Да постыдятся, и исчезнут враждующие против души моей; да покроются стыдом и бесчестием ищущие мне зла». «Когда нападут на меня в той мысли, что оставлен я Тобою, а Ты поможешь мне, тогда обратятся они вспять со стыдом, нашедши, что напрасны клеветы, какие слагали они на душу мою. Какие же это клеветы, кроме следующей: Бог оставил есть его»? (Св. Афан.). 14 . И приложу на всяку похвалу Твою. С Евр.: «А я всегда буду уповать (на Тебя), и умножать всякую хвалу Тебе»; «и многократно вознесу о Тебе песнопение» (Бл. Феод.). 15 . Уста моя возвестят правду Твою, т.е., по св. Афан., «не перестаю возвещать Единородного Сына Твоего, Который бысть нам правда от Бога ( 1Кор. 1:30 ); весь день спасение Твое, – всегда буду воспоминать домостроительство, которым даровал Ты нам спасение. Яко не познах книжная 433 . Под словом книжная – разумеет или суетные и многоухищренные житейские развлечения, или многообразные жертвы, какие повелено приносить законом. И говорит: поскольку отверг я все сии жертвы; то войду в горние обители, если Господь подаст мне на это силы» (Св. Афан.). По бл. Феодориту, «не умею исчислить всех чудес Твоего правосудия и спасения; потому что таковых писаний и наук не вместило естество мое». 16 . С Евр.: «Войду в размышление о силах Господа Бога; воспомяну правду Твою, – единственно Твою». 17 . С Евр.: «Боже! Ты наставлял меня от юности моей, и до ныне я возвещаю чудеса Твои». 18 . И даже до старости и престарения: Боже мой, не остави мене. С Евр. весь стих: «И до старости, и до седины не оставь меня, Боже, доколе не возвещу силы Твоей роду сему и всем грядущим могущества Твоего». «Давид пророчески предсказывает, – говорит бл. Феод., – будущее, и старостию называет окончание закона; а сие последовало по пришествии Владыки Христа». Возвещу мышцу Твою роду всему грядущему – т.е. будущему и верному роду из язычников» (Св. Афанасий и бл. Феод.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

В то же время Господь призывает, когда это возможно, решать спорные вопросы миром: «Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, предложи ему мир; если он согласится на мир с тобою и отворит тебе ворота, то весь народ, который найдется в нем, будет платить тебе дань и служить тебе» (Втор. 20, 10–11). Иоанн Предтеча, который, завершая чреду пророческого служения, стал Крестителем самого Господа Иисуса Христа, и потому, по учению отцов Церкви, стоит на грани Ветхого и Нового Завета, римским воинам, приходившим к нему с вопросом «Что нам делать?» – говорил: «Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» ( Лк. 3,14 ), – отнюдь не призывая их к дезертирству или неисполнению боевых приказов, которые отдают им начальники. Более того, сам Господь наш Иисус Христос сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин. 15,13 ). Церковь неизменно прилагала это изречение Спасителя к воинам, жертвующим своей жизнью ради блага соотечественников. Отцы Церкви призывали молиться о воинах. По слову святого Иоанна Златоуст а, «было бы ни с чем несообразно, если бы, в то время как другие выступают в поход и облекаются в оружие с той целью, чтобы мы пребывали в безопасности, сами мы за тех, которые подвергаются опасностям и несут бремя военной дружбы, не творили даже и молитв». Согласно канону Афанасия Великого, составленному из его «Послания к монаху Амуну», убийство на войне не является грехом: «Не позволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно, и похвалы достойно. Тако великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходные их деяния». Русский святитель Митрополит Московский Филарет поучал паству: «Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите враги ваша». Другой русский святой, Феофан Затворник , выше других профессий ставил воинскую службу: «Военный путь самый хороший – чистый, честный, самоотверженный». Полемизируя с пацифистскими идеями Л. Толстого, он писал:

http://pravoslavie.ru/155245.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010