Доказательство десятое Стефан, умирая, видел отверстые Небеса, славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Отца. Увидев это, первомученик понял, что это для него отверсты Небеса и что Господь хочет принять его в Небесную славу. Поняв это, страдалец воскликнул: Господи Иисусе, прими дух мой ( Деян. 7, 59 ). Доказательство одиннадцатое Душам мучеников даются белые одежды, которые знаменуют Небесную славу душ ( Откр. 6, 11 ). Повторно святые получат белые одежды, восстав из мертвых, то есть, получат славу небесную и телу. Такое толкование дает святой Андрей Неокесарийский вместе с другими святыми Отцами. Доказательство двенадцатое Облеченные в белые одежды (…) Это те, которые пришли от великой скорби они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его ( Откр. 7. 13–15 ). Из этого ясно, что они на Небесах и наслаждаются видением Бога. Что же еще может означать пребывание пред престолом Божиим, если не видеть Бога и насыщаться этим видением. Глава 2. Твердость камня веры от свидетельств Богодухновенных Святых Отцов Святой Афанасий, описывая житие Антония Великого , говорит, что святой Антоний, видел душу преставившегося аввы Аммона, которая возносилась на Небо в окружении Ангелов. Смотри житие Антония Великого , 17 января. Василий Великий в беседе на Сорок мучеников говорит: «Прехвальные мученики, вас не утаила земля, но приняло Небо, и отверзлись вам райские двери». Также и святой Дамаскин, следуя Василию, слагает об этом церковные песнопения. Григорий Богослов говорит следующее: «Да усвоятся слова мудрых о том, что всякая добрая и боголюбивая душа, освобождаясь от тела, с которым она связана, тотчас, чувствуя и видя ожидаемое благо (пребывая как бы в тумане и ожидая света, или даже не знаю, как правильно сказать), наслаждается некоей чудесной сладостью, и радуется, и весело шествует к своему Владыке, вырвавшись из уз тяжелой земной жизни и сбросив связывающие крылья путы, и ожидая предстоящего блаженства. Несколько позже она соединится и со сродной плотью, отданной землей, что произойдет чудесным образом, так, как ведомо только Богу, и разделяющему, и связующему, она получит Небесную славу». Смотри «Точное изложение Православной веры», издание Московское, лист 87.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

18, 1—3). Хотя некоторые святые отцы (мученик Иустин Философ, святой Иларий Пиктавийский, Блаженный Феодорит, святитель Иоанн Златоуст) полагали, что Аврааму явился только Сын Божий в сопровождении двух Ангелов, однако Святая Церковь, последуя мнению святителей Афанасия Великого, Василия Великого, святителя Амвросия и Блаженного Августина, все же считает, что патриарх Авраам удостоился преобразовательного видения Пресвятой Троицы. Последнее мнение нашло отражение в церковной гимнографиии иконографии («Троица» преподобного Андрея Рублева). Другое общее указание на тайну Святой Троицы святители Афанасий Великий, Василий Великий и другие отцы видели в троекратном воззвании Серафимов к Богу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф». При этом пророк слышал голос Господа, говорящего: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?» (множ. число!) (Ис. 6, 3, 8). Параллельные места Нового Завета подтверждают мысль о том, что пророк Исаия удостоился откровения именно Божественной Троицы. Апостол Иоанн пишет, что пророк видел славу Сына Божия и говорил о Нем (Ин. 12, 41); а Апостол Павел дополняет, что Исаия слышал глас Святого Духа, Который посылал его к израильтянам (Деян. 28, 25—26). Таким образом, Серафимы троекратно славословили Царственную Троицу, избравшую Исаию на пророческое служение. Третью группу составляют свидетельства о конкретных Лицах Святой Троицы. Так, об Отце и Сыне говорится в Книге Псалмов: «Господь сказал Мне: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» (Пс. 2, 7) — или: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня… из чрева (Отца) прежде денницы… рождение Твое» (Пс. 109, 1, 3). О Третьем Лице Святой Троицы возвещается: «И ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» (Ис. 48, 16) — и в пророчестве о Мессии: «Почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис. 11, 2). 2. Свидетельства Нового Завета Троичность Лиц в Боге ясно проповедуется после Пришествия Сына Божия и составляет одну из основных истин Евангельского Благовестия: Отец послал в мир возлюбленного Сына, чтобы мир не погиб, но имел Источник Жизни в Духе Святом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Псалмы на разные случаи жизни В этом уникальном издании собрано десять различных указателей чтения псалмов на разные случаи жизни. Указатели составлены по наставлениям святых отцов: святителя Афанасия Великого, преподобного Ефрема Сирина, преподобного Амвросия Оптинского, святителя Филарета Московского, святителя Димитрия Ростовского, святого праведного Иоанна Кронштадского, преподобного Арсения Каппадокийского и афонского старца Паисия Святогорца. В состав книжечки вошли тексты не всех псалмов, а лишь избранных: входящих в Шестопсалмие и в правило чтения псалмов на каждый день седмицы. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Псалмы на разные случаи жизни Составитель Т. С. Олейникова Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя! Псалом 83, стих 13 Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 12-212-1157) Предисловие Псалом да будет непрестанно в устах твоих. Преподобный Ефрем Сирин Псалтирь – священная книга, содержащая в себе собрание священных песней Ветхозаветной Церкви. Содержание Псалтири разнообразно – в ней есть и учение веры, и учение нравственности, и пророчества о Христе и Церкви Новозаветной, и повествования о чудесах Ветхого Завета, и полные священного восторга изображения силы Божией, являющейся в творении мира, в промышлении о нем и особенно в промышлении о тех, которые знают и чтут Бога. Сам Давид, творец псалмов, отмечает, что «благолепны псалмы Израилевы», и объясняет причины этого благолепия: Дух Господень глагола во мне, и слово Его на языце моем (2 Цар. 23, 2). Это внутреннее высокое достоинство псалмов было причиною того, что с начала христианства Псалтирь вошла в употребление между верными. Святые отцы, и особенно пустынножители, почти все время свое проводили в пении псалмов, не прерывая его и во время своих телесных занятий. Таким образом, Псалтирь вошла в обширное употребление в Церкви христианской и, оставаясь книгою богодухновенною, сделалась в то же время и книгою богослужебною.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Митрополит Афанасий Лимасольский. Фото: В.Ештокин/Православие.Ru Если у кого недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему. (Иак. 1: 5) Божий человек должен быть мудрым , он не может быть наивным, и под «мудрым» здесь я, естественно, имею в виду не мирскую, а духовную мудрость. Он должен быть умным, внимательным, глаза его должны быть открыты на все сто, как говорится, чтобы ему можно было справиться с разными искушениями и вызовами, то и дело встающими перед ним. Потому что в жизни встречается много ловушек, разные обстоятельства и испытания каждую минуту возникают у нас на пути, и если мы по наивности или небрежении подвергнем себя опасности, то попадемся в ловушку и навредим себе духовно, претерпим зло. В «Патерике» говорится, что подвизающийся человек должен быть умнее даже демонов, чтобы опережать их лукавство. Можно увидеть многих людей, терпящих зло не только в духовной, но и во всей жизни по причине своей наивности. Если ты знаешь, что это опасно, что ты обманешься, запутаешься, зачем ты туда идешь? Поэтому нам надо быть благоразумными. Например, мы говорим: «Я пойду туда-то». Хорошо, ты пойдешь, но ты же знаешь, что увидишь там плохие вещи и навредишь себе. Тогда зачем тебе идти? Не ходи туда. «Нет, я пойду и буду осторожен». Ладно, ты можешь пойти и быть осторожным, если у тебя есть такая сила. Но зачем тебе вообще подставлять себя, зачем вводить себя в искушение без особой нужды? Будет лучше, чтобы ты туда вообще не ходил и чтобы не было ни искушения , ни поводов к нему, ни провокаций. То есть нам надо ходить в мудрости, как говорится в другом месте Писания 1 . Божий человек должен поступать с великой мудростью и благоразумием, потому что существуют ловушки, искушения, наши немощи, страсти, и поэтому нам надо быть бдительными. Мы считаем за данность, что знаем всё. Духовная самодостаточность – огромная опасность Кто может молить Бога о том, чтобы Он дал ему премудрость? Тот, кто чувствует, что не имеет мудрости. Как ты будешь молить Бога о том, что, ты чувствуешь, у тебя есть? И это наше ощущение, эта духовная самодостаточность – огромная опасность, в которую мы, церковные люди, к сожалению, часто попадаем. Мы считаем за данность, что знаем всё, что у нас нет недостатка в духовном знании, благоразумии и мудрости и нам достаточно наших знаний, чтобы преуспеть в духовной брани.

http://pravoslavie.ru/92750.html

Рубрики Коллекции Феофан Грек: художник эпохи Преображения 10 мин., 19.08.2017 Поделиться По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф 17:1, 2). Таинственное событие Преображения Господня осмыслялось и обсуждалось в течении многих веков христианской истории. Но одно из самых глубоких размышлений на эту тему принадлежит не богослову и даже не святому, а знаменитому иконописцу Феофану Греку. О том, как в палитре художника будто бы «материализовался» Фаворский свет, «Фоме» рассказала культуролог, искусствовед Ирина Языкова.   Средневековый иконописец эпохи Возрождения Имя Феофана Грека стоит в первом ряду древнерусских иконописцев, его выдающийся талант признавали уже современники, именуя «философом зело хитрым», то есть весьма искусным. Он производил огромное впечатление не только своими работами, но и как яркая личность. К сожалению, даты жизни художника неизвестны. Предположительно они приходятся на 1340–1410 гг. Из Византийской империи Феофан прибыл на Русь уже сложившимся мастером. Об этом мы узнаем из письма Епифания Премудрого, древнерусского писателя и ученика преподобного Сергия Радонежского , к Кириллу, архимандриту Тверского Спасо-Афанасьевского монастыря. Епифаний сообщает, что Феофан расписал сорок церквей в Константинополе, Галате (пригород Константинополя), Кафе (город в Крыму, современная Феодосия) и других городах. На Руси, как пишет Епифаний, Грек работал в Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Переславле-Залесском , Коломне и Москве. Удивительна не только манера Феофана Грека (о которой речь пойдет ниже), но и сама его личность. Фрески и иконы дают представление о нем как выдающемся художнике и представителе исихазма. Но, как отмечает Епифаний Премудрый, византийский мастер был незаурядной личностью, он свободно рисовал, невзирая на образцы, проповедовал с лесов, остроумно отвечал на вопросы людей, толпами приходивших в собор, где он писал фрески. Епифаний описывает Грека, как мы бы описывали мастеров Возрождения. Но, видимо, таким и был Феофан, византийский мастер, оставивший свой яркий след в древнерусском искусстве.

http://foma.ru/feofan-grek-hudozhnik-epo...

Вопрос: 1) В чём же всё-таки был его грех? Царь сделал исчисление (к тому же неполное), что же тут грешного-то? 2) Осталось неясным кто же его искушал? В (2 Цар, 24, 1) говорится: " Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида... " , в (1 Пар, 21, 1) совсем иное: " И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян " 3) За что такое суровое наказание? Ведь при Давиде евреи не были жестоковыйны, как их отцы в пустыне много раз предавшие веру в Господа, и как их сыны, что убивали пророков и смеялись над ними? Отвечает священник Афанасий Гумеров : Общество Израиля представляло собой теократию. Господь был не только Вождем избранного народа, но и Законодателем, Судьей и Царем. «Да веселится Израиль о Создателе своем; сыны Сиона да радуются о Царе своем» (Пс.149:2). Земные цари были Его наместниками. Во всех своих действиях царь должен был поступать по воле Божией. Открывалась она через пророков и первосвященников (посредством урима и туммима). Царь, как помазанник Божий также мог молить Господа открыть ему Свою волю. У Давида были прозорливцы Гад и Нафан. Право назначать исчисление народа принадлежало только Богу. «И сказал Господь Моисею, говоря: когда будешь делать исчисление сынов Израилевых при пересмотре их, то пусть каждый даст выкуп за душу свою Господу при исчислении их, и не будет между ними язвы губительной при исчислении их» (Исх.30:12-13). Неемия говорит: «И положил мне Бог мой на сердце собрать знатнейших и начальствующих и народ, чтобы сделать перепись» (Неем.7:5). Давид сделал исчисление по своей воле. Надо обратить внимание на то, что суровый военачальник Иоав предостерегал царя: «для чего господин мой царь желает этого дела?» (2 Цар.24:3). По-видимому, против были и другие лица: «Но слово царя Иоаву и военачальникам превозмогло» (24:4). От сердцеведца Бога не мог утаиться и мотив Давида провести перепись. Таковым, наверно, было честолюбие. В конце его жизни государство Израиля достигло наибольшей внешней мощи. Царю хотелось озореть успехи. Косвенно на этот мотив указывает и 10 стих 24 главы: «И вздрогнуло сердце Давидово после того, как он сосчитал народ». Может быть при мысли о том, какое великое множоство народа вверил ему Господь и как как своевольно он поступил.

http://pravoslavie.ru/6194.html

Жизнеописание отца Иустина иеромонах Афанасий Божественный апостол заповедует: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же ( Евр.13:7–8 ). И воистину Господь Иисус Христос , вечное Слово Божие – Логос Божий, и вечная Премудрость Божия, – и вчера и сегодня и во веки Тот же, от вечности и до вечности Тот же, неизменный Единородный Сын Божий и Бог Спаситель наш. Как вечная Любовь Божия и вечный Человеколюбец Он в начале сотворил род человеческий, призвал его из небытия в бытие, а в последние времена Он, Тот же и неизменный, преизобилуя любовью и человеколюбием, воплотился от Святой Богородицы «нас ради человек и нашего ради спасения». Он, как глаголет премудрый Соломон, сотворил и малого и великого, и одинаково промышляет о всех ( Прем.6:7 ), и поэтому дал Он пророков и праведников в Ветхом Завете поучать и наставлять народ Божий; Он избрал и святых апостолов Своих и послал их в мир проповедовать слово Евангелия ради спасения всякого человека и всякой твари; Он и поныне непрестанно дает и поставляет учителей, и наставников, и отцов, и пастырей в Церкви Своей святой и ими руководствует нас и учит Божественному Своему слову, и они нам Духом Святым из рода в род свидетельствуют о Боге Живом и Истинном, о вечной Истине и Правде Божией, о вечном спасении и вечной жизни в Нем – Едином Боге и Спасителе нашем, и здесь, на земле, и в вечном Царстве Небесном. Об этом пророчествовал и говорил премудрый Соломон, глаголя: Премудрость Божия, Творец и Украситель всего, Она – одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет и, переходя из рода в род в святые души, приуготовляет друзей Божиих и пророков; ибо Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью ( Прем.7:27–28 ). Христос Господь, Божия Сила и Божия Премудрость, Божия Любовь и Человеколюбие, дарует нам в мире, через Церковь Свою, пророков и апостолов, учителей и наставников, отцов и пастырей, которые нам Духом Святым свидетельствуют и проповедуют Слово Божие, свидетельствуют и утверждают православную Божию веру, предварительно сами ее переживая и осуществляя в своей жизни и делах, в своем богоугодном подвизании, в делах человеколюбия. Поэтому завещание и заповедь святого апостола Павла о постоянном поминании наших наставников и о постоянном воззрении на их жизнь и подражании их вере – для нас, православных христиан, есть заповедь Самого Христа, ибо Христос и через Павла говорил, как говорил и говорит и нам: через наставников и отцов наших, верных служителей, учеников и друзей Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Псалом 22 Псалом Давиду. «Предложенный псалом, – говорит св. Афанасий, – воспевается от лица язычников, которые восхищены тем, что их пасет Господь, и описывает также таинственную трапезу, какую предложил им Сам пасущий их». Время и случай написания сего псалма неизвестны. 1 . Господь пасет 162 мя, и ничтоже мя лишит. С Евр.: «Господь пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться». Т.е. потому самому, что пасет меня Сам Господь Бог, великодаровитый Пастырь, я не буду ни в чем нуждаться, не буду в лишении, в скудости. Само собою предполагается другое состояние – скудости, лишения, духовной бедности без Господа, жалкое состояние падшего человека, коему нужны, и даются небесным Пастырем – следующие блага, в сем псалме показанные: 1) тучная пажить; 2) чистые и покойные воды; 3) обращение или приведение в стадо Христово; 4) ведение по пути правды; 5) сохранение в опасных местах; 6) защита от врагов; 7) пища и блага для души; 8) место покоя и блаженства. Все это выражает духовные блага. 2 . На месте злачне, тамо всели мя и проч. «Злаком называет здесь священное учение Божественных словес; потому что Пастырь сей сначала питает словом, а потом предлагает таинственную снедь» (Бл. Феод.). «Под водою покойною, – говорит св. Афан., – можно разуметь воды св. крещения, как очищающие от греховного бремени». То же и бл. Феод. С Евр.: «Он покоит меня на злачных пажитях, и водит меня к водам тихим». 3 . Душу мою обрати, настави мя на стези правды, имене ради Своего. Т.е. с пути неправды, лжи, порока и греха обратил на путь правды, истины и добродетели. С Евр.: «Подкрепляет душу мою; направляет меня на стези правды ради имени Своего». Т.е. по единому благоволению, ради проявления и прославления имени Своего, а не ради заслуг и дел человеческих. 4 . Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла. Смертною или смертоносною тению вообще назывались места мрачные и опасные, где можно было найти смерть, отселе смертные бедствия и несчастия. Но кого пасет сам Господь, тот получает помощь от Него и в великих бедствиях, смертных опасностях. Жезл Твой, и палица Твоя, та мя утешиста. Как пастух, имея при себе посох, спокоен, не боится зверей и врагов, так и верующий спокоен, имея при себе жезл и палицу Христовы. Св. Афан. под жезлом разумеет силу Божию вразумляющую, а под палицею – помощь, оказываемую в утешении. «Жезл (Христов), – говорит бл. Феод., – подкрепляет мою немощь, а палицею руководит на правый путь. Посему не погрешает, кто так именует спасительный крест; потому что печатию и воспоминанием оного освобождаемся от враждебных демонов и руководимся на истинную стезю». С Евр.: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 112 Аллилуиа. «В сем псалме, – говорит св. Афан., – научается народ новый непрестанно возносить песнопение Избавителю, а также изображается и призвание всех народов». Псалом сей и следующие за ним пять псалмов у Евреев называются: «Великое аллилуиа», и обыкновенно пелись в пасхальную ночь по снедении агнца. Евсевий в надписи читал: Псалом Аггея и Захарии, что некоторым толковникам подало повод думать, что сей псалом написан по возвращении из плена, как благодарственная песнь Богу 603 . 1 . Хвалите, отроцы, Господа. «Отроками, – говорит бл. Феод., – называет здесь пророк не юных, как предполагают иные, но рабов»; по Афан. – христиан, по Злат. – всех. «Слова: хвалите имя Господне – указывают, – говорит св. Злат., – на то, чтобы имя Божие прославлялось чрез нас, чтобы оно было явно хвалимым и посредством нашей жизни». 2 . С Евр.: «Да будет имя Господне благословенно отныне и вовек». 3 . От восток солнца до запад хвально имя Господне. «Псалом предвозвещает Боговедение, сообщенное язычникам по вочеловечении Единородного» (Бл. Феод.). «Хвально уже не в Палестине, не в Иудеи только, но во всей вселенной. А когда это сбылось, как не тогда, когда стала процветать наша Церковь ?» (Св. Злат.). 4 . С Евр.: «Высок над всеми народами Господь; над небесами слава Его». 5 . С Евр.: «Кто, как Господь, Бог наш, Который, обитая на высоте». 6 . С Евр.: «приклоняется, чтобы призирать на небо и на землю». 7 . Воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога. С Евр.: «Из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего». Т.е. возвышает и делает славными людей из униженного состояния, напр. Моисея, Давида, Даниила, Иова; или: язычников и вообще людей из бедного состояния, униженного грехом, Бог поднимает и возвышает (Св. Злат., св. Афан. и бл. Феод.). 8 . С Евр.: «Чтобы посадить его с князьями, с князьями народа его». 9 . Вселяя неплодовь в дом, матерь о чадех веселящуся. С Евр.: «Неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях»? Так напр. Сарру, Ревекку, Рахиль, Анну, Сампсонову матерь, и Елизавету, бывших бесплодными, соделал матерями чад (Бл. Феод.). «Нечто подобное, – говорит св. Злат., – произошло и с Церковию: Она была неплодною, но стала материю многих детей» ( Ис. 54:1 . Сн. Гал. 4:27 . Так же разумеют св. Афанасий и бл. Феодорит). Читать далее Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский./Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

33. Бог Вездесущ Сам Бог в Ветхом Завете говорит о Себе: «Разве Я – Бог только вблизи... а не Бог и вдали?.. Не наполняю ли Я небо и землю? ( Иер. 23:23, 24 ). «Небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?» ( Ис. 66:1 ). Еще нагляднее представляет эту истину Иов, который говорит о Боге: «Он превыше небес... глубже преисподней... Длиннее земли мера Его и шире моря» ( Иов. 11:8, 9 ). Ап. Павел учит о Боге, что «Он не далеко от каждого из нас, о Нем бо живем движемся и есмы» ( Деян. 17:27, 28 ), и что Он «над всеми и чрез всех и во всех нас» ( Еф. 4:6 ). «Бог пребывает, – учит св. Афанасий Великий , – во всем по Своей благости и силе, вне же всего (т. е. Сам в Себе, внутри Себя) по Своему собственному естеству» (De decrem. synod. nys. с. 11). «Надобно знать, – учить, св. Иоанн Дамаскин , – что Бог не имеет частей, весь находится везде и всецело» (De fid. ormodox. lib. I. с. 13; curs. compl. graec. Т. col. 852). «Что Бог есть везде, мы знаем, но как – (везде), это не особенно понимаем», говорит св. Иоанн Златоуст , смиренно сознаваясь в слабости ума человеческого постигнуть тайну везде присутствия Божия (Homil. 2. in Epist. ad hebr. n. 1). (См. «Опыт. прав. догм. богосл.» еп. Сильвестра. Киев. 1884 г. Т. II, стр. 121, 126, 129, 133) 41 .   41 Примеч. Не излишне здесь изложить умозрительное изъяснение вездеприсутствия Божия одного великого русского мыслителя, профессора философии и богословия прот. Ф. Голубинского . Он говорит: „доказательство Божественного вездеприсутствия находим у св. Григория Нисского , заимствованное из самого понятия бытия и сохранения вещей“. „Кто будет столько безумен, говорит он, чтобы, рассматривая вселенную, не убедился, что есть в ней Божество, что Оно содержит ее, обитает в ней? Ибо все зависит от истинно Сущего, и ничто не могло бы держаться в бытии если бы не держалось истинно Сущим. Но истинно Сущее, как такое, есть не другое что, как природа Божественная. Таким образом самое существование (permanentia) вещей убеждает нас, что во всем существующем находится Божественная природа, и одному только Богу свойственно проходить (проникать) все и во всей природе вещей, по всем ее частям, быть распростертым».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010