Посему Соломон праведно воззвал: «велика вещь человек» ( Притч.20, 6 ), ибо он есть истолкователь Божественного миротворения и подражатель Богу. Затем и сотворен был человек после того, как уже были благоустроены небо и земля, и притом не словом: «да будет», но по некоем Божественном совещании: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию» ( Быт.1, 26 ). Бог начинал как бы особый некий труд не потому, чтобы для Него не то же было – сотворить великое, как и малое, но для того, чтобы показать особенность человека. «И вдуну в лице его дыхание жизни» ( Быт.2, 7 ). Внемли же себе, человек, и устремляйся к Тому, дыханием Коего вдохновен ты. Познай, чем ты велик, и возревнуй быть в том великим. Земное в тебе не так велико, но велико то, что носит в себе образ Божий. Неизреченно велико это преимущество! Смотри же, блюди и не погуби великого дара сего. Как это сделать, учит тебя пророк, молясь и тебя поучая молиться: «вразуми мя, и научуся заповедем Твоим». Сознавая себя духовным, он просит дара, первого между дарами Духа, – духа премудрости и разума, не для того, чтоб исследовать небо и землю, но чтобы точно уразуметь волю Божию и верно исполнять ее». Пс.118:74 .  Боящийся Тебе узрят мя, и возвеселятся, яко на словеса Твоя уповах «Я буду поводом к веселию для благочестивых, говорит пророк, потому что я на Тебя уповал и достиг конца, соответствующего сему упованию». Так объясняет это место Феодорит. «Пророк научает, говорит святой Афанасий Великий , что не один он примет сие дарование (то есть что, будучи вразумлен, научится заповедям Божиим), но что будет оно простерто на всех боящихся Господа; ибо (научившийся заповедям) одним только благочестивым приятен, ощутительно познаваемый ими и в слове, и в предначертаниях премудрости, которою он обладает; для других же тяжело и видеть его, потому что жизнь его не похожа на жизнь других и различна от стезей их. Потому он и говорит: «возвеселятся, яко на словеса Твоя уповах " ». Получив вразумление от Господа, пророк надеется, что, с помощию Божественной мудрости, хорошо научится жить по заповедям Божиим, явится то есть совершенным в нравственном отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Как же может быть гроздь без виноградной лозы? Как может быть подтверждено всякое дело и в мире произойти будущее спасение? Исповедуют вестники – великие Пророки и Закон, а тем более, что Сам Господь говорит, что [Col. 516] «Закон и Пророки до Иоанна» ( Лк.16:16 ), и «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» ( Мф.5:17 ). О муть всякой ереси! Достаточно им их имени для веры их. О них изрек великий Псалмопевец Давид: «Рече безумен в сердцы своем: несть Бог . Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню» ( Пс.13:1 ), и они, не исповедующие Пришествия во плоти, но призрак 14 , несмотря на то, что Господь говорит иудеям: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» ( Ин.18:23 ). И опять как говорит Он служителю, ударившему Его: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» ( Ин.18:23 ). Разве призрака можно ударить или пригвоздить ко кресту? Итак, разве это не тело? И как тогда он говорит, что призрак? И сии истреблены, считая, что божественное вино не разбавлено и в исступлении погибли. 10 . Скажем и Новату, называющему себя чистым и думающим уничтожить покаяние 16 . О, исполненный грязи и зловония, разве ты не слышал благого и человеколюбивого Бога всяческих, говорящего через великого Пророка: «Не хочу смерти грешника», но покаяния ( Иез.18:32 ). И опять-таки великого Иова: «Никто не чист от скверны, даже если бы он жил лишь один день на земле» ( Иов.14:4 ). И опять же, когда ученики спросили Господа: «Сколько нам прощать согрешающего? До семи раз?» Он ответил им: «Нет, но до седмижды семидесяти раз» ( Мф.18:22 ). При возвращении обетования покаяние становится вечным не для того, чтобы мы, услышав об этом, продолжили грешить, да не будет! Но чтобы показали благость Благого и человеколюбивого Бога всяческих, Который опять-таки возвещает через великого Исаию Иерусалиму, говоря ему так: «Слыши, небо, и внуши, земле, яко Господь возглагола: сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Меня» ( Ис.1:2 ) и так далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Делаем эту заметку затем, чтоб сказать, что далеко не считаем шестопсалмие вполне обследованным в нашем толковании, а только полагаем тому начало. О св. Писании никогда нельзя сказать, что оно вполне обследовано. Оно во всех своих частях есть неиссякаемый родник св. назидания, которое однакож надобно вырывать из него, как драгоценный металл, из недр земли, трудолюбивым углублением в силу божественных словес. При всем том, однакож, и это толкование не будет оставлено без приложений; только они не будут так обильны, чтоб могли исчертать все и удовлетворить всех. Недостающее восполнять любящие испытывать Писания, веруя, что в них указывается путь к живому вечному, и что только они могут умудрить нас во спасение ( 2Тим. 3:15 ). Предполагая, что у читающих не всегда под руками найдется Псалтирь, помещаем текст каждого псалма по-славянски и по-русски, в переводе с Греческого 70 толковников текста. По местам прилагаются свидетельства знаменитых толковников, как-то: Афанасия Великого , Феодорита блаженного, Василия Великого , св. Златоуста, блаженного Августина , Евфимия Зигабена , Анфима, патриарха Иерусалимского, Иринея архиепископа. Но и все толкование большею частью заимствовано из тех же источников, или составлено по их указанию, хоть это и не везде означается. 1. Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома, сына своего. Псалом Давидов (составленный им), когда он бежал от лица Авессалома, сына своего. 2. Господи, что ся умножиша стужающии ми; мнози востают на мя, Господи, что умножились такую скорбь мне причиняющие? Многие восстают на меня, 3. Мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Боге его. Многие говорят душе моей: нет  спасения ему в Боге его. 4. Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. Но ты, Господи, – заступник мой, слава моя и Ты тот, который возвышает главу мою. 5. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя своея. Гласом моим к Господу воззвал я, и Он услышал меня со святой горы своей. 6. Аз уснух, и спах, востах яко Господь заступит мя.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В самой же Св. Библии сказано совершенно иначе: " ... в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей " ... " Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней " (Быт. 7, 11-12; 24). А в следующей главе говорится: " ... и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней ... " " в первый день десятого месяца показались верхи гор " (Быт. 8, 3; 5). С предельной ясностью Божественное Откровение говорит, что потоп усиливался почти полгода, а вовсе не 40 дней. Затем вода стала убывать, и только на 10-ый месяц показались верхи гор. Значит потоп продолжался не меньше одного года. Это особенно важно и существенно знать в наше рационалистическое время, ибо и научные геологические данные это всецело подтверждают. Укажем еще на одно очень важное обстоятельство. Все учебники, за очень редким исключением, принимают дни творения за наши обычные дни. Каждый учебник так и начинается: " Бог сотворил мир в шесть дней ... " , т. е. другими словами в неделю. А, ведь, в наше время такие слова, которые в Библии не существуют, для школьников являются самыми странными. Этими словами всегда оперируют безбожники, но, именно, эти то слова и являются полным искажением, в самом начале, Божественного Откровения. Эти слова вызывают у неутвержденного человека сомнения и тогда все остальное Св. Писание начинает им отвергаться, признаваться ненужным и плодом человеческой фантазии. Именно это и пришлось пережить пишущему эти строки, по необходимости слушая антирелигиозные лекции в школе. Вопрос о днях творения, в условиях нашего времени, никак нельзя оставить без внимания. Тем более, что разъяснение этого вопроса мы находим еще в 4-м веке у Св. Василия Великого, в его книге " Шестоднев " , у Св. Иоанна Дамаскина, а также у Св. Иоанна Златоуста, у Св. Климента Александрийского, у Св. Афанасия Великого, у блаж. Августина и др. Наш день (сутки) зависит от солнца, а в первые три дня творения, не было еще и самого солнца, - значит были не наши дни. Какие были дни творения - неизвестно, ибо " у Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день " (2 Петр. 3, 8). Но одно можем предположить, что эти дни не были мгновениями, об этом говорит последовательность, постепенность творения. И Святые Отцы " седьмым днем " называют весь период от сотворения мира до наших дней и продолжающимся до конца мира.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

По остроумному замечанию В.В. Болотова, «александрийское толкование может быть хорошо только под пером таланта; в антиохийской школе предлагались такие простые и устойчивые приемы, что с ними не без пользы мог трудиться и человек невысоких дарований» . С александрийской школой самым прямым образом связано богословие святителей Афанасия Великого и Кирилла Александрийского, но из него выросло также аполлинарианство и монофизитство; богословие Василия Великого опиралось на антиохийскую экзегезу; у других каппадокийцев более заметно влияние Оригена. Верным продолжателем лучших традиций антиохийской экзегетической школы был святитель Иоанн Златоуст, но антиохийцами были также Несторий и Феодор Мопсуестийский. К концу III столетия относится зарождение монашества. Слово «монах» ( m o n a c o z) означает «уединенный». Монашество – институт, выросший в ходе церковной истории, но корни его заложены уже в самой евангельской проповеди. Господь Иисус Христос призывал Своих учеников к совершенству и отречению от благ мира. Путь к такому отречению лежит и через обет девства. В Евангелии сказано: «Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано; ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19: 10–12). Евангельское совершенство предполагает, помимо целомудрия, нестяжательность и бескорыстие, вплоть до отказа от всяких земных имений. Апостол Павел писал к коринфянам: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтоб быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения» (1 Кор. 7: 32–35).

http://pravoslavie.ru/42070.html

И так, Апостол молит, чтобы дары эти были у верующих в избытке» (блаж. Феофил.). Предмет попечения Апостола – общее спасение людей во Христе, а нарочитая задача послания – увещание подвизаться ( επαγωνζεσθαι) за веру, т. е. со всею энергией, со всеми усилиями отстаивать сохранение и целость раз навсегда преподанной людям веры Христовой. Такое требование, обязательное для христиан по самому существу исповедуемого ими учения (ср. Гал.1:7 ; 2Сол.2:15 ), вызывается в данном случае великою опасностью чистоте веры христиан со стороны появившихся в среде их лжеучителей ( Иуд.1:4 ). Иуд.1:4 .  Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа. Не давая пока подробной характеристики лжеучителей, Апостол тяжесть и гибельность заблуждений их показывает тем, что осуждение ( κρμα) их издревле предуставлено и предсказано боговдохновенными носителями откровения. Затем, начиная обрисовывать умственный и нравственный облик лжеучителей, Апостол называет их нечестивыми, ασεβες, безбожниками и, раскрывая это понятие, характеризует лжеучителей с обеих существенных сторон: с нравственно-практической: «обращают благодать Бога нашего в повод к распутству», и – со стороны теоретических верований: «отвергаются единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа». Таково общее определение характера лжеучения появившихся ересеначальников, близко напоминающее изображение лжеучителей во 2-ом послании Ап Петра ( 2Пет.2:1–2 и сл.). Из описания ереси Симона волхва и других ересеначальников у Евсевия (Ц. И. II, 13 сл.), равно и из прямого свидетельства св. Афанасия Великого и блаж. Феофилакта с очевидностью следует, что явившиеся лжеучители учили, что грех безразличен, и отвергали Христа (Синопсис). Христа они считали не более, как одним из эонов, а из учения христианского о благодати выводили допустимость разврата в целях ослабления плоти (ср. Рим.6:1 ). Иуд.1:5–8 .  Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил, и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, – так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

18 . Исповемся Тебе в церкви мнозе, в людех тяжцех 241 восхвалю Тя. В церкви мнозе – в многочисленном собрании; слова: в людех тяжцех Симмах перевел: «в многочисленном народе». Я воспою, восхвалю Тебя, Господи, в великом собрании, среди многочисленного собрания. «Это было, – говорит бл. Феод., – предречение, и предречение исполнившееся. Ибо по всей земле и на море чрез уверовавших песнословит Бога бож. Давид. Церковию же многою и народом многочисленным называет он церкви целой вселенной». С Евр.: «Я провлавлю Тебя в собрании великом, среди народа многочисленного восхвалю Тебя». 19 . Да не возрадуются – помизающии очима. – Мигать глазами на ближнего, значит смеяться над ним (Под. Притч. 6:13, 10:10 . Сир. 27:24 ). Т.е. да не возрадуются насмехающиеся надо мною; или, по Афан. – «замышляющие лукавство», по Феод. – те, «которые лицемерно показывали дружбу, и поступали как враги». С Евр.: «Чтобы не торжествовали надо мною враждующие против меня неправедно, и не перемигивались глазами ненавидящие меня безвинно». 20 . Яко мне убо мирная глаголаху, и на гнев 242 лести помышляху. Т.е. говорят мирное, употребляют слова дружелюбные, а в гневе или в злобе замышляют коварство; по бл. Феод., «употребляя слова дружелюбные, как бы в земле какой покушались скрыть гнев, имея сердца, исполненные коварства». С Евр.: «Ибо не о мире говорят они, но против мирных земли составляют лукавые замыслы». 21 . Разшириша на мя уста своя, реша: благоже, благоже, видеша очи наши. Т.е. видя меня в несчастии, они нагло смеялись надо мною, говоря: вот это хорошо, хорошо, что мы видим теперь, т.е. что видят Давида в несчастии. «Усмотрев, что ощутил я злоумышление, обнаружили наконец скрываемую неприязнь, и громко изъявляли радость о моих бедствиях» (Бл. Феод.). По мнению св. Афанасия, Давид здесь «разумеет хулы, произносимые при кресте». 22 . С Евр.: «Ты видел, Господи, не умолчи; Господи! не удаляйся от меня». 23 . С Евр.: «Подвигнись, пробудись для суда моего, для тяжбы моей, Боже мой и Господи мой»! 24 . С Евр.: «Суди меня по правде Твоей, Господи, Боже мой, и да не торжествуют они надо мною».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

По остроумному замечанию В. В. Болотова , «александрийское толкование может быть хорошо только под пером таланта; в анти­охийской школе предлагались такие простые и устойчивые прие­мы, что с ними не без пользы мог трудиться и человек невысоких дарований» (Болотов, цит. изд., т. 4. М., 1994, с. 5). С александ­рийской школой самым прямым образом связано богословие святителей Афанасия Великого и Кирилла Александрийского , но из него выросло также аполлинарианство и монофизитство; бо­гословие Василия Великого опиралось на антиохийскую экзеге­зу, – у других каппадокийцев более заметно влияние Оригена ; верным продолжателем лучших традиций антиохийской экзеге­тической школы был святитель Иоанн Златоуст , но антиохийца­ми были также Несторий и Феодор Мопсуэстийский. К концу III столетия относится зарождение монашества. Слово «монах» (monacoz) означает «уединенный». Монашество – инсти­тут, выросший в ходе церковной истории, но корни его заложены уже в самой евангельской проповеди. Господь Иисус Христос при­зывал Своих учеников к совершенству и отречению от благ мира. Путь к такому отречению лежит и через обет девства. В Евангелии сказано: «Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность чело­века к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вме­щают слово сие, но кому дано; ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от лю­дей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Цар­ства Небесного. Кто может вместить, да вместит» ( Мф.19:10–12 ). Евангельское совершенство предполагает, помимо целомудрия, нестяжательность, бескорыстие, вплоть до отказа от всяких зем­ных имений. Апостол Павел писал к Коринфянам: «Неженатый за­ботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и де­вицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтоб быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мир­ском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестан­но служили Господу без развлечения» ( 1Кор.7:32–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

И да будет Божья благодать тем чистым сердцам, которые верою и любовию подражают святым женам-мироносицам! Да осияет и их Воскресший Своим словом: «Радуйтеся!», и вместе с ними да войдет радость жизни и бодрости и в государственную, и в общественную, и в нашу школьную жизнь, ибо всегда и везде исполняется нравственный вековечный закон, указанный в Священном Писании : «семя свято – стояние мира», и только праведниками стоят, и крепнут, и живут общества человеческие. Заключаем наше слово великими словами святого апостола Петра, которыми он оканчивает свое прощальное послание к христианам: итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (см.: 2Пет.3:17–18 ). Ему слава и ныне, и в день вечный. Аминь. Подражание святым Слово в день памяти великомученика Пантелеимона 87 в станице Крымской, 27 июля 1894 г. «Как звезды с неба освещают землю и светом своим указывают дорогу путникам, так святые своею жизнью освещают нашу жизнь и показывают нам дорогу к небу. Взирая на звезды эти, позаимствуемся от света их». Так рассуждает один из святых отцов Церкви о том значении, какое имеют для нас святые. Празднуя сегодня память святого великомученика и целителя Пантелеимона, постараемся и мы из его жизни извлечь для себя полезные уроки и наставления. Святой Пантелеимон жил за 1500 лет до нашего времени. В то время и цари, и большая часть народа были по вере язычники, христиан было очень немного. Страшное то было время для христиан. Язычество как бы чуяло свою близкую гибель и все усилия употребляло, чтобы сохранить свою жизнь и задушить веру Христову. Христиан жгли, топили, распинали, казнили, зашивали в звериные шкуры и отдавали на съедение собакам, бросали на растерзание зверям, обматывали паклей, пропитанной смолой, и живыми зажигали. В такое-то время жил Пантелеимон. Отец его был язычник, мать – христианка. С детства благочестивая мать учила сына вере во Христа, с ним молилась, с ним посещала богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

А уж в простоте для всех – утром сей семя твоей молитвы утренней и вечером не давай отдыха руке твоей – крестись и молись на ночь глядя. Есть и результат труда утреннего и труда вечернего, труда во всякое время: Еккл. 11:7 Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце. К концу клонилась эпоха великой Огласительной школы г. Александрии. Школа дала величайшие имена Пантена, Климента Александрийского , Оригена , Дионисия Великого, Петра Александрийского , Великого Афанасия. От этой школы напитались отцы и учителя Востока и Запада. Великие учителя пойдут в Александрии дальше по линии святительской, а школьную плеяду завершит Дидим Слепец , учивший долгое время в Александрии с 345 по 395 гг. Не видевший света земного, он созерцал умный свет и был одним из лучших толкователей Св. Писания в золотом веке патристики. В 1941 г. около Туры были найдены папирусы, в основном хранящиеся теперь в Каирском музее. В этих папирусах содержится толковании Дидима Слепца на 11-ю и 12-ю главы книги Екклесиаста ( Еккл. 11:7–12:6 ). Издан и обработан был этот текст в 1965 г. в г. Кёльне Лео Лизенборгсом. Мы воспользовались его изданием греческого текста и переводом на немецкий язык. В нашей книге текст толкования Дидима Слепца приводится в авторском переводе с немецкого языка на русский при использовании греческого оригинала. Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце. Дидим Слепец говорит в связи с этим об откровении Незримого: «И то, что невидимо, открывает себя само. И поскольку Моисей это действительно осозхнавал и точно знал, он сказал: «Откройся 78 мне», – никто иной ведь не может Тебя мне открыть; как если бы кто солнцу сказал: «Откройся мне»; ведь ничто другое не может Тебя открыть» 11, 7]. Никто не может открыть и явить бога, только Он Сам может это сделать. Далее учитель рассуждает о том, что, так как у Отца и Сына существо одно, то Сын может явить Отца, а Отец – Сына. Так истинный свет Солнца правды являет себя сам человеку, и никто иной не может его ни явить, ни открыть. Так и блж. Иероним, младший современник Дидима, говорит: «Если… ты будешь благотворить постоянно и во всяком возрасте будешь иметь одинаковый подвиг, то узришь Бога Отца – сладчайший свет, узришь Христа – Солнце правды» 1, 7]. Путь непрестанной добродетели во время и не во время и во всякое время приводит к созерцанию нетварного света славы Отца Небесного и Христа Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010