Псалом 5 О наследствующем (в Римск. и друг. изданиях LXX: в конец о наследствующей), псалом Давиду. С Евр.: начальнику хора. На струнных орудиях 32 . «Наследствующий, (или наследствующая), – говорит св. Афанасий, – есть боголюбивая душа или Церковь ». То же св. Злат. и бл. Феодорит. По мнению древних Иудеев, как свидетельствует Кимхи, псалом сей написан Давидом в гонение Саула; по другим – Авессалома. Большая часть толковников видят в этом псалме молитву Церкви, или благочестивой души, обуреваемой напастями, о спасении. 2 . 3. Глаголы моя внуши 33 , Господи. Глаголы, т.е. слова молитвы, внуши – выслушай, внемли им; разумей звание 34 , т.е. познай мой вопль, мое призывание. «Званием пророк называет здесь, – говорит св. Злат., – не звук голоса, но расположение души», по бл. Феод., «ревностную молитву; а слово внуши значит: слова молитвы моей да внидут в уши Твои; благоводительно выслушай мои моления, и вникни в слова прошения моего: ибо я знаю, что Ты Бог и Царь». С Евр.: «услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои. Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! Ибо я к Тебе молюсь». 4 . Заутра услыши глас мой. Евреи молились три раза в день – утром, в полдень и вечером. Так молился св. пророк Даниил ( Дан. 6:10 ). Здесь разумеется утренняя молитва . Заутра предстану Ти, и узриши 35 мя. «Не всякий может это сказать, – как справедливо замечает блаж. Феодорит, – но разве тот, кто подобно великому Илие, по дерзновению, заслуженному житием, смеет небоязненно говорить: жив Господь, Ему же предстою днесь» ( 3Цар. 18:15 ). Многие молятся, но стоят вдали от Бога. 5 . Яко Бог не хотяй беззакония, Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй. Т.е. Господу Богу противно всякое беззаконие, а потому Он отвергает молитвы людей нечестивых, нераскаянных. Не приселится – не водворится у Тебя, «не будет любезен Тебе, не будет близок к Тебе лукавнуяй» – (Злат.), или злой человек. С Евр.: «ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой». 6 . Нечестивые не пребудут пред очами Твоими; Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 27 Псалом Давиду По мнению Феодорита Давид сочинил и сей псалом, когда еще был гоним от Саула(1). Но приличен и каждому человеку, подвергнувшемуся бедствиям. (1) Кирилл говорит, что этот псалом поется и от лица уверовавших во Христа, когда они призывают Его на помощь. То же говорит и Афанасий. Пс.27:1 .  К Тебе, Господи, воззову Господи, говорит, к Тебе одному буду взывать (сильно), так как на одного Тебя я взираю, ибо я оставлен всеми сильными В войне. А взыванием выражает великое напряжение и силу молитвы(1). (1) Великий Василий говорит: не пропускай мне слова: воззову. Но узнай, что когда кто просит у Бога земного, употребляет слабый голос, а когда небесного, сильно взывает и вопиет. Почему в писаниях святые взывали к Богу. Также Феодорит: Воззову, поставил не в отношении к голосу, а в отношении к усердию и сильной и прилежной молитве. Боже мой! да не премолчиши от Мене Не пропусти меня (слова мои), говорит, Господи, мимо слуха. Ибо это означает в переносном смысле – премолчи. Потому что, по словам Феодорита, те, которые не хотят выслушать кого-либо, молчат, и ничего не говорят к тем, которые домогаются чего-либо у них. Да не когда премолчиши от Мене Не пропусти, говорит, мимо слуха, Господи, когда-либо слова мои, поелику я имею нужду в Твоей помощи. И уподоблюся нисходящим в ров Если, говорит, Ты Господи, не услышишь меня и не поможешь мне, я тотчас сравнюсь с мертвыми, иначе – умру. Ибо рвом называется гроб. Или под рвом должно разуметь пропасть, в которой уже не может быть подана помощь тому, кто впадет в нее, по причине безысходности ее и невозможности освобождения от оной. Пс.27:2 .  Услыши, Господи, глас моления моего, внегда молитимися к Тебе, внегда воздети ми руце мои ко храму святому Твоему Храмом Давид называет здесь скинию Моисея, к которой, простираясь умственно и по положению места, он поднимал руки свои и просил Бога, хотя и далеко был от скинии телом, так как пребывание он имел на горах по причине гонения Саула. Ибо так и Даниил, молившийся в Вавилоне, отворял окна дома своего, обращенные к месту Иерусалима не потому, что он ограничивал Бога Иерусалимом, но потому что знал о бывшем там явлении Бога, как говорит Феодорит. Или под храмом должно разуметь небо, согласно с словами: живущий на небесах посмеется им ( Псал.2:4 )(1).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Вопрос: На Православном кресте (вернее над ним) иногда рисуют птицу, сидящую сверху. Что это за птица и что символизирует? Еще вот что интересно. Заранее извините за то, что буду косноязычно это объяснять. Возьмём Православный крест. Вертикальная ось, самая длинная горизонтальная - куда руки Христа распинали, а есть еще 2 - одна сверху ( маленькая такая в самом верху креста) и одна такая же маленькая только прибита криво и снизу. Как они называются эти оси и что обозначают? Ведь распинали Иисуса, насколько мне известно, на обыкновенном четырехконечном кресте. А маленькие " перекладинки " когда появились? И последнее. Иногда под крестом рисуют месяц. Возможно это и не месяц, а что -то другое. Хотелось бы узнать, что и тоже что обозначает или символизирует. Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря : Главными частями Креста (в реальном и символическом значении) были два бруса: один вертикальный (самый большой), другой – горизонтальный, соединенный с первым под прямым углом. К ним был пригвожден Спаситель мира. Римляне называли его - crux immissa (крест вбитый). В верхней части голгофского Креста была небольшая дощечка – titulus (титло). О ней говорится в св. Евангелии: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски» (Ин.19:19-20). Третью поперечную перекладину составляло подножие. Без нее прикрепленное к древу тело, висевшее многие часы на одних только гвоздях, могло сорваться. Полумесяц у основания Креста придает ему сходство с якорем, который у древних христиан был символом надежды, а Церковь – корабль спасения в бушующем житейском море. Мысль эту мы находим у св. апостола Павла (см. Евр.6:18-19). Некоторые исследователи видят здесь символическое выражение апокалипсического образа, относящегося к Божией Матери: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» ( Откр.12:1). Солнцем Правды Церковь называет Иисуса Христа. Есть еще толкование: полумесяц - Чаша, в которую стекала Кровь Спасителя - символ таинства Евхаристии. На верхнем конце Креста иногда изображается голубь – символ Святого Духа. Во время Крещения Господня «увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:16-17). 6 января 2004 г. Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/6263.html

Псалом 130 Песнь степеней. «Пророческое слово научает смиренномудрию, и представляет любителей оного молящимися и неотступно просящими Бога» (Бл. Феод. и св. Афан.). 1 . Господи, не вознесеся сердце мое. С Евр.: «Господи! не надмевалось сердцемое». Т.е. «этот порок (гордость) даже не коснулся души моей; ниже вознесостеся очи мои, я не возвышал бровей, не поднимал шеи; ниже ходих в великих, – не ходил, не общился с людьми надменными, богатыми, гордыми и тщеславными.... убегал от них далеко, чтобы не получить от них какой-либо заразы» (Злат.). Ниже ходих в великих, ниже в дивных паче мене. С Евр.: «И я не входил в великое и для меня недосязаемое». Т.е. «я знал себе меру, и не предпринимал того, что превышает мое достоинство» (Бл. Феод.). 2 . Аще не смиренномудрствовах, но вознесох душу мою, яко отдоеное на матерь свою, тако воздаси на душу мою. С Евр.: «Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди». «А Симмах, – говорит бл. Феод., – перевел так: «Если не приравнял и не уподобил я душу свою младенцу, отнятому от груди матери своей, пусть так душе моей будет воздано». Т.е., «если я не боялся Тебя подобно младенцу, только что отнятому от сосцев и боящемуся матери, если я не был Тебе покорен, но возъимел превозносящийся ум, то прошу воздать мне за это». Св. Златоуст так объясняет: «Я приобрел, говорит пророк, такое смирение, какое у грудного дитяти; как оно держится за мать, бывает смиренно, чуждо всякой надменности, просто и кротко, таким был и я в отношении к Богу, держась Его постоянно. Впрочем, – продолжает св. Злат., – пророк не без причины упоминает о грудном дитяти, но хочет изобразить скорбь свою, затруднение, уныние, величие зол. Как дитя, быв отнято от сосца, не отстает от матери, но хотя плачет, скорбит, сетует, досадует, гневается, однако держится за мать и не отстает от ней: так и я, говорит, в скорби, в затруднении и во всех многочисленных несчастиях был предан Богу. Если же я не был таким, говорит, то пусть будет воздано душе моей, т.е. пусть она подвергнется крайнему наказанию». То же и св. Афанасий. 3 . С Евр.: «Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек». Читать далее Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский./Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 105 Аллилуиа. «В сем псалме, – говорит бл. Феод., – пророческое слово напоминает благодеяния Божии, обвиняет в неблагодарности и показывает различные наказания, наложенныя на облагодетельствованных». «В сем псалме, – говорит св. Афан., – пророк перечисляет грехи народа, показывая, за что отвержены Израильтяне». Если верить раввинам, то псалом сей, как и предыдущий, коего этот есть продолжение, пели на Сионе пред ковчегом завета. Три стиха (1, 47, 48) сего псалма взяты из песни царя Давида, петой по принесении ковчега на Сион. См. 1Пар. 16:34, 35, 36 . По мнению св. Афанасия и бл. Феодорита, псалом сей содержит молитву пленных в Вавилоне, что видно из замечаний их на 46 стих. 1 . С Евр.: «Славьте Господа, ибо Он благ; ибо вовек милость Его». 2 . С Евр.: «Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его»? 3 . С Евр.: «Блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время»! 4 . Помяни нас, Господи, во благоволении людей Твоих. «Здесь, – говорит бл. Феод., – пророк подразумевает народ новый и Церковь из язычннков». «Иудеи молятся, чтобы им причаститься спасения, дарованного язычникам», поясняет св. Афаыасий. С Евр.: «Вспомни о мне, Господи, в благоволении к народу Твоему; посети меня спасением Твоим». 5 . С Евр.: «Дабы мне видеть благоденствие избранных Твоих, веселиться веселием народа Твоего, хвалиться с наследием Твоим». 6 . С Евр.: «Согрешили мы с отцами нашими, совершили беззаконие, соделали неправду». 7 . И преогорчиша восходяще в Чермное море: – «ибо увидев, что преследуют Египтяне, а море препятствует спасаться бегством, не хотели ожидать Твоей помощи, но возопили на великого Моисея: «Разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне»? ( Исх. 14:11 . Бл. Феодорит). С Евр.: «Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих, не помнили множества милостей Твоих, и возмутились у моря, у Чермного моря». 8 . Сказати силу Свою. С Евр.: «Но Он спас их ради имени Своего, дабы показать могущество Свое». 9 . Запрети Чермному морю, и изсяче. С Евр.: «Грозно рек морю Чермному, и оно изсохло; и провел их по безднам, как по суше». Т.е. когда разделенныя воды соделались двумя стенами по правую и по левую сторону, тогда в этом пустом пространстве дно морское высохло, и Евреи перешли среди моря по суше ( Исх. 14:22, 16 ), как «по равнине».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Все, конечно, знают заповедь «Не убивай», которая казалось бы воспрещает брать в руки оружие. Но Господь дал нам и другую заповедь: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». (Ин. 15. 12,13). Воин-христианин берет оружие не для того, чтобы убивать, а для того, чтобы защищать тех, кто не может себя защитить. Все, конечно, знают заповедь «Не убивай», которая казалось бы воспрещает брать в руки оружие. Но Господь дал нам и другую заповедь: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». (Ин. 15. 12,13). Воин-христианин берет оружие не для того, чтобы убивать, а для того, чтобы защищать тех, кто не может себя защитить. Воин идет умирать, чтобы другие жили. Это подвиг. Об этом говорили и св. отцы и учителя Церкви, например Афанасий Великий: «Ибо и в других случаях жизни обретаем различие, бывающее по некоторым обстоятельствам, например: не позволительно убивать; но убивать врагов на поле брани, и законно и похвалы достойно. Тако великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им памятники, возвещающие превосходные их деяния». (Послание Афанасия Великого к Аммуну монаху. Книга Правил). Церковь высоко чтит воинский подвиг, поэтому так много святых среди воинов: Георгий Победоносец, Феодор Стратилат, князь Александр Невский, князь Дмитрий Донской, адмирал Феодор Ушаков… Современные СМИ, орудие вкрадчивой пропаганды, целенаправленно наносят урон моральному авторитету армии. Но защищать свою Родину — святой долг каждого воина. Нельзя забывать, что «Война явление страшное, но еще более страшное явление — это поражение, и пока человечеством не найдены решения для предотвращения войн, надо напрягать все усилия, чтобы это поражение не случилось. Поэтому государству необходима здоровая армия, надежно обеспеченная, национально воспитанная и прекрасно обученная, вот почему важно использование всякого опыта, дабы его не покупать, когда случится, ценой крови…» .

http://pravmir.ru/o-voinskom-sluzhenii-v...

7 . Грех юности моея и неведения моего не помяни: по милости Твоей помяни мя. Грех юности – грехи, содеянные в юности и по неведению. «Юностию, – говорит св. Афанасий, – именует безумие, а явным безумием было время их (Евреев) идолослужения. В ином смысле разумеет грехи народа в Египте, потому что и там служили идолам. И так, не помяни ныне оных грехов, но яви человеколюбие, как был Ты человеколюбив и милостив тогда к неведущим» (Св. Афан.); «меня помяни человеколюбиво, а не грех мой» (Бл. Феод.). С Евр.: «Грехов юности моей и преступлений моих не воспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи»! 8 . Сего ради законоположит согрешающым на пути. «Просветит грешников, покажет согрешающим путь» (Св. Афан.). «Яснее, – говорит бл. Феод., – перевел это Симмах: «посему укажет согрешающим путь»; потому что водясь благостию, не вдруг наказывает согрешающих, но указует им правый путь и обучает их закону покаяния, и тех, которые водятся кротостию и простотою, научает различать свойства вещей и ведет к познанию всякого Своего домостроительства». С Евр.: «Благ и праведен Господь; посему наставляет грешников на путь». 10 . Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета Его, и свидения Его. Свидения – свидетельства, – то же, что заповеди или закон, свидетельствующие о воле, о милости и истине Божией. Т.е. кто возлюбил закон Божий, постоянно поучается в нем, тот убеждается, что все пути Господни – милость и истина. С Евр.: «Все пути Господни – милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его». 11 . Ради имене Твоего Господи, и очисти грех мой, мног бо есть, – т.е. тяжек грех первородный, не иначе очищается, как только крещением (Бл. Иерон.). Другие разумеют известное преступление Давида. Т.е. Поскольку Ты именуешься милостивым и человеколюбивым, то ради этого имени, а не ради одного моего раскаяния, очисти грех мой, ибо он велик и тяжек, Ты един можешь его очистить, уничтожить. С Евр.: «Ради имени Твоего, Господи, прости согрешение мое; ибо велико оно».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Святители Божии едиными устами, единым сердцем возвестили попираемую безумцами истину и возвели ее в догмат Церкви на все времена. Расскажу несколько живых примеров из деяний великого Первого Вселенского Собора. Триста восемнадцать духоносных отцов присутствовали на нем. Были на этом Соборе мудрецы-богословы, были и духоносные простецы, но явили они всем нам идеал единого церковного общества – Церковь Христову, где един дух, едина вера, един ум Христов. “...да будут едино, якоже Мы едино есмы”, – предвещал Христос о Церкви ( Ин. 17, 22 ). Святитель Афанасий Александрийский защищал истину богословскими трактатами. Силою своей живой веры защищал истину святитель Спиридон Тримифунтский. Доказывая единство трех ипостасей Божества, он взял в руки кирпич и сдавил его так, что вниз потекла вода, вверх метнулся огонь, а в руке его остался прах земной. “Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, – сказал тогда святитель Божий. Так и в Пресвятой Троице: три Лица, а Божество Едино”. Просто и убедительно посрамила премудрость Божия человеческие заблуждения. Но и дальше продолжил свою речь святитель, обращаясь к противнику. Слушайте, дорогие мои, и вы, слушайте и внимайте, к нам с вами, убогим верой, ныне обращена речь святого Божия человека из IV века. “Слушай, философ, что я буду говорить тебе: мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Своим Словом и Духом небо и землю, человека и весь видимый и невидимый мир. Слово это есть Сын Божий, Который сошел ради наших грехов на землю, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес, искупив Своими страданиями первородный грех и совоскресил с Собою человеческий род. Мы веруем, что Он Единосущен и Равночестен со Отцем, и веруем этому без всяких лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно”. И услышал философ-арианин, да скорее не услышал, а почувствовал, прозрел величественную истину, заключенную в простоте безыскусного слова, и воскликнул пораженный: “Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал все, что мне представляли. Но, когда вместо доказательства от разума из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, доказательства стали бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за этим старцем, устами которого говорил Сам Бог”.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Надп. в евр. тексте (=в халд., в греч. кодд. Ват. и Син., в лат., в толк. Евсевия, в греч. Псалт. 862 г. еп. Порфирия к в Феодорнтовой толковой X в.) имеет одно имя Давида; слав.-русск. перевод с прибавлением пред именем Давида слова «Псалом» соответствует вод. Александр., Библиям Альд. и Компл. и толк. Афанасия и Зигабена. аломъ Двд. а. Сд, Гди, бидщы м, побор борющы м. 1. Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною; в. и щитъ и востани въ помощь мою: 2. возьми щит и латы и восстань на помощь мне; г. изсни мечь и заключ сопротивъ гонщихъ м: рцы дш моей: тво азъ. 3. обнажи меч и прегради путь преследующим меня; скажи душе моей: «Я – спасение твое!» 1–3. Возбуждаемый завистью к славе военных подвигов Давида, Саул обвинял его в измене, в злоумышлении на его жизнь и в домогательстве престола ( 1Цар.18:29; 19:17; 20:30–31; 22:7–19; 24:10–12 ) и искал его смерти. Давид с своей стороны за такие несправедливые обвинения и преследования по закону Моисееву имел право отмстить своему врагу тем же самым, чего тот домогался ( Втор.19:19–21 ), то есть смертию; но как пророк, преобразовавший собою Христа Спасителя, возвышаясь от буквы ветхого – к духу нового завета, он, не смотря на разрешение закона, считал мщение лить дозволенным людям по их жестокосердию (ср. Марк. 10:5 ) беззаконием ( 1Цар.24:14 ) и великодушно отказывался от своего права, предоставляя единому праведному Судии всех Богу разобрать его дело с Саулом, защитить невинно гонимого и воздать должное возмездие гонителю. – Да рассудит Господь между мною и тобою и да отметет тебя Господь т меня; но моя рука не будет на тебя. Господь да будет судиею и рассудит между мною и тобою. Он рассмотрит, разберет дело мое и спасет меня от руки твоей ( – ст. 13–16), – так говорил он Саулу после того, как, имея возможность убить его, пощадил его жизнь и тем ясно доказал, что никогда не имел и не имеет против него злого умысла. Излагая молитвенно пред Богом такие мысли и желания во всем псалме, – в 1–3 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

24–31). По сему повелению Господню, Евреи победили Сигона, истребили весь народ его, взяли в добычу скот и имение и заняли все города его от Ароира на потоке Арноне до гор Галаада (ст. 32–37). После этого по повелению Господа и при Его помощи победили Евреи Ога, царя Васанского, и взяли все города его, а города были укреплены высокими стенами, воротами и запорами; сам царь Ог был исполин из рода Рефаимов, и одр у него был железный длиною в 10 локтей и шириною в 4 локтя (гл.3:1–11). Отдавши завоеванные земли коленам Рувимову и Гадову и полуколену Манассиину, Моисей просил милости у Господа: «дай мне перейти и увидеть ту добрую землю, которая за Иорданом»; но Господь приказам ему готовиться к смерти и передать Иисусу Навину водительство народом (ст. 12–29). В виду этой кончины и в виду вступления Евреев в ту прекрасную землю, землю обетования, Моисей обращается к народу с горячим увещанием соблюдать заповеди Господа, которые теперь он будет сообщать Евреям, «не прибавлять к заповеданному, и не убавлять от того»; предостерегает от забвения чудесных дел Божиих, которых они были свидетелями, особенно от забвения синайского великого богоявления и синайского завета, и в конце речи говорит: «храни постановления Его и заповеди Его, которые я заповедую тебе ныне, чтобы хорошо было тебе и сынам твоим после тебя, и чтобы ты много времени пробыл на той земле, которую Господь Бог твой, дает тебе навсегда» (гл.4:1–40). После этой речи Моисей назначил три города убежища за Иорданом: Бецер в колене Рувимовом, Рамоф в колене Гадовом и Голан в колене Манассиином (ст. 41–43). 2. Приступом ко второй речи Моисея служит указание, что содержащиеся в ней «закон, повеления, постановления и уставы», произнесены Моисеем за Иорданом на долине против Беф-Фегора (ст. 44–49). В этой второй речи Моисея (rл.V–XXVI) содержится: а) повторение заповедей десятословия, объяснение их значения и увещание к исполнению их (rл.V–XI). – Моисей приглашает Израильтян «выучить» заповеди десятословия, потому что они составляют сущность завета, заключенного с ними Богом на Хориве, и, повторивши эти заповеди (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010