священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Словосочетание «сыны Божии» в Библии применяется как к людям, достигшим духовного совершенства ( Ин.1:12 ; Мф.5:9 ; Рим.8:14 ), так и к небесным силам: « Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу?» ( Пс. 88:7 . В книге Иова это выражение отнесено к ангелам (1:6; 2:1; 38:7). Среди них предстал перед Богом и сатана (евр. сатан – противник). В возможности такого события нас убеждают и другие библейские книги, в которых рассказывается о том, как сатана разговаривает с Богом: «И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня?» ( Зах.3:1–2 ); «И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» ( Мф. 4:3 ; «И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу» ( Лк. 22:31 . Сатана говорит с Богом «фамильярно» потому, что такова его злобная и неисправимая природа. По Своей премудрости Господь это попускает. Закончится все во Втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа: «диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» ( Отк. 20:10 . Неужели душа будет радоваться в раю, зная что родственники мучаются лютыми пытками? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Прежде всего, решение этого богословского вопроса надо отделить от личных духовно-нравственных переживаний, потому что никто из людей никого не может считать погибшим. Участь каждого, даже прожившего жизнь греховно, для нас тайна. До Страшного Суда она ни для кого окончательно не определена. В истории имеется много примеров, когда по молитвам Церкви и близких людей человек избавлялся от вечного осуждения. Св. мученик Уар, явившись Клеопатре, которая имела особое попечение о его святых останках, сказал ей, что умолил Бога отпустить грехи ее родственникам. Святитель Марк Эфесский пишет: «И нет ничего удивительного, если мы о них молимся, когда, вот, некоторые (святые) лично молившиеся о нечестивых, были услышаны; так напр. блаженная Фекла своими молитвами перенесла Фалкониллу из места, где нечестивые были держимы; и великий Григорий Двоеслов , как повествуется, – царя Траяна. Ибо Церковь Божия, отнюдь, не отчаявается в отношении таковых, и всем в вере усопшим, хотя бы они и были самыми грешными, вымоливает у Бога облегчение, как в общих, так и частных молитвах о них» (Слово второе об очистительном огне). Упомянутый в цитате император Траян (98 – 117) был незаурядным по своим военно-стратегическим и административным дарованиям правителелем, но находился в плену языческих заблуждений. С его именем связано третье гонение на христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря О старообрядческом расколе к настоящему времени составилась целая библиотека книг и статей. Приведу некоторые: В.В.Андреев. Раскол и его значение в народной русской истории, СПб., 1870; А.К.Бороздин. Протопоп Аввакум: Очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII веке, 2-е изд., СПб., 1900; Макарий (Булгаков) , митрополит. История русского раскола, известного под именем старообрядчества, 3-е изд. СПб., 1889;; М.В.Зазыкин. Патриарх Никон и его государственные и канонические идеи, тт.1–3, Варшава, 1931–38 (репринт – М.,1997); С.А.Зеньковский . Русское старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века, М., 1995. Острожская Библия (1581 г.) – первое печатное издание Священного Писания на славянском языке. Князь Константин Константинович Острожский хотел дать православным людям доступный славянский библейский текст. Она ближе к греческому переводу (Септуагинте), чем Геннадиевская Библия. Содержавшиеся в Острожской Библии недостатки были устранены в Елизаветинском издании. Как понимать слова, что «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей тьмы века сего»? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Уже в самом начале бытия мира, когда древний искуситель нашел вход в сердца наших прародителей, и произошло грехопадение, Господь сказал соблазнителю: «вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» ( Быт. 3:15 . Это самое раннее обетование о Спасителе исследователи называют Первоевангелием. С того времени не прекращается борьба. Диавол и все демоны никакой духовной силой не обладают. Их мнимая сила проявляется только тогда, когда мы бессильны, когда придаем им значимость. Поэтому св. апостол Павел призывает «стать против козней диавольских» ( Еф. 6:11 . Главный способ врагов нашего спасения – в мыслях боримого представлять истинным то, что является ложью, предлагать под видом добра то, что оказывается худым, внушать обманчивые надежды, побуждать делать то, что превосходит наши силы в одних случаях и расслаблять нашу волю неуверенностью в себе – в других. «Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» ( Ин. 8:44 . Именно против хитростей демонов, их козней советует святой Павел нам как воинам Христовым стоять бодро: «станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» ( Еф.6:14–18 ). Почему царица Александра Федоровна канонизирована наравне с великой княгиней Елисаветой Федоровной?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

После Своей крестной смерти Господь сошел в ад и вывел оттуда души праведников и тех, кто отозвался на Его проповедь: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» ( 1Пет.3:18–19 ). Таже мысль и в другой главе того же Соборного послания: «Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (4:6). Воскресением и Вознесением Иисус Христос даровал уверовавшим в него вечную жизнь: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время» ( 1Пет. 1:3 . У меня все горит внутри когда я прикасаюсь к святому …чувствую во мне сидит нечисть… которой противостоять я не в силах священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Столь болезненные ощущения при соприкосновении со святынями свидетельствует о духовном нездоровии. Чтения нескольких молитв недостаточно. Надо строго испытать себя: насколько Ваша жизнь соответствует святой тысячилетней традиции православия и уставам Церкви, которая есть «столп и утверждение истины» ( 1Тим. 3:15 . Не участвуете ли в азартных играх (в том числе и компьютерных), не остались ли неисповеданными серьезные грехи? Участие в святых тайна (исповедь, причастие, соборование Великим постом) должно быть регулярным. Исцеление от такого недуга приходит не сразу, но надо верить, что любящий Вас Бог силен подать духовное здоровие, видя Ваши усилия и труды. Поясните, пожалуйста, эпизод из книги Бытия: гл.4: 22–24 про Ламеха Каинова священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Место это для толкования является весьма трудным. Обращает на себя внимание, что в стихах 23–24 присутствует литературный прием: параллелизм (повторение мыслей разными словами): «послушайте голоса моего … внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне». По мнению исследователей – это самый древний памятник семитской поэзии, известный как «песнь Ламеха». Эта песнь Ламеха помещена сразу же за повествованием о Тувалкаине, «который был ковачом всех орудий из меди и железа». Следовательно, сын Ламеха сделал для отца своего меч, употреблением которого он и хвалится перед двумя своими женами, говоря о совершенном им убийстве. Песнь это свидетельствует о возрастающей жестокости среди потомков Каина. Слова 24 стиха можно понять так. Ламех как бы говорит: «И если за смерть Каина Бог обещал воздать всемеро, то я, вооруженный грозным оружием, сумею отомстить в семьдесят раз всемеро за себя сам». Песнь Ламеха исполнена свирепым высокомерием. К кому мы можем относить эти слова: «Ибо кто не против вас, тот за вас»?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

О Проскомидии. Чин совершения ее, содержащийся в наших служебниках, перешел из поздневизантийских чинопоследований. Складывался он постепенно путем добавлений. Рукописные служебники XI–XII веков отражают постепенное усложнение порядка совершения проскомидии. Процесс этот продолжался и позже. Например, прободение Агнца со словами «Един от воин копием ребра Его прободе…» появляется в служебниках XIV–XV веков. Нужно ли в молитвах заменять мужской род прилагательных на женский? В домашней молитве можно молится за инославных? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря 1 . Молитва – реальное общение с реальным Богом. Она должна быть живой и произносится от Вашего лица. Поэтому все грамматические формы, когда Вы молитесь в одиночестве, должны быть единственного числа женского рода. Если нет уверенности, можете поставить современные окончания. Ошибки не будет. Со временем можно узнать у сведущих людей. 2 . Молиться келейно можно не только за инославных, но и за некрещенных. «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим.2:1–2 ).Царем в то время был Нерон (37–68). Могут ли родные сестры крестить детей друг друга? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Никаких канонических препятствий для этого нет. Зачем совершается каждение храма и людей во время богослужения? иеромонах Иов (Гумеров) В религиозной обрядовой символике фимиам обозначает молитву. На это указано в Священном Писании: «И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» ( Откр. 5:8 . Как благовонный дым легко поднимается вверх, так и искренняя молитва, исходящая от очищенного сердца, должна возноситься к Богу. Как фимиам имеет приятный запах, так и моление, совершаемое с любовью и смирением, угодны Господу. Св. апостол Павел говорит: «подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» ( Еф.5:1–2 ). В приведенных словах мы находим мысль, что ветхозаветное каждение было прооброзом благоухания подвига Спасителя мира. Когда за очередной ропот Бог стал поражать израильтян, первосвященник Аарон, войдя в среду народа, стал совершать каждение, гнев Божий прекратился ( Числ.16:41–48 ). Грех был прощен. Св. пророк Захария во время каждения в храме получил весть от Ангела Господня о рождения сына – Предтечи Господа великого Иоанна ( Лк. 1:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

иеромонах Иов (Гумеров) Когда Господь наш Иисус Христос пришел на Иордан креститься, св. Иоанн Предтеча Ему сказал: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? ( Мф. 3:14 . Исследователи видят в этих словах не только выражение великого смирения, но и желание принять новозаветное крещение. Спаситель ответил: оставь теперь ( Мф. 3:15 . Здесь ясно видится предсказание: придет время, и Предтеча Господень сподобится крещения. Свят. Иоанн Златоуст , блаж. Иероним и др. святые отцы считают, что это исполнилось через святое мученичество, которого сподобился великий Пророк ( Мф.14:3–12 ; Мк.6:24–30 ). Крещение кровью Церковь признает таким же действительным, как и крещение водное. Что означает высказывание «Царство, разделившееся само в себе, опустеет»? иеромонах Иов (Гумеров) В ответ на клевету фарисеев Спаситель наш приводит пример из реальной жизни. «Поистине, не столько гибельны внешние войны, – пишет святитель Иоанн Златоуст , – сколько внутренние; то же бывает в обществах, то же и во всех делах. …Что на земле сильнее царства? Нет ничего; но и оно погибает от возмущений. Если же кто признает, что и царство, разделившись, при всем своем величии, сокрушается, то что скажет он о городе и доме? Будет ли что мало или велико, если оно восстает само против себя, то погибает… Аще бо, – говорит Спаситель, – сатана сатану изгонит (Он не сказал – бесов, показывая, что между ними находится великое согласие), на ся разделился есть. Если же он разделился, то лишился силы и погиб; а если погиб, то как может изгнать другого? Видишь ли, как смешно их обвинение, как оно безрассудно, какое в нем противоречие!» (Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседа XLI.1). Что означают слова в одном из псалмов: «…и убоятся страха там, где нет страха…»? иеромонах Иов (Гумеров) Это часть стиха псалма 52: «Там убоятся они страха, где нет страха, ибо рассыплет Бог кости ополчающихся против тебя. Ты постыдишь их, потому что Бог отверг их» ( Пс. 52:6 . Псалом 52 сходен с псалмом 13. В нем тоже имеется часть этого стиха. Святитель Афанасий Великий так изъясняет стих: «Тамо убояшася страха, идеже не бе страх»: «Закон Моисеев подвергал наказанию, а страх Христов непорочен, ибо учит нас бояться, как сыновья боятся отца. С того времени, то есть со времени пришествия Христова, убоятся страха, где нет страха, но не потому, что угрожает закон, а из благоговения, какое прилично паче свободным» ( Афанасий Великий , святитель. Толкование на псалмы). Почему раскол 17 века словно замалчивается? Как относится к Библии Острожского издания?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

После грехопадения Адам и Ева были лишены рая. У входа в него Бог поставил «Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» ( Быт. 3:24 . В конце времен, когда будет полная победа над злом, будет небесный Рай , который называют также Царством Небесным. «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет» ( Откр. 21: 23–25 ). В чем состоит духовное значение библейской книги Эсфирь для христианина? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Многие события и лица ветхозаветной истории носят по отношению к Новому Завету прообразовательный характер. Описываемые в книге Эсфирь события являются частью общего библейского повествования о великом Божием деле спасения всех верующих в Него. В книге ярко показана любовь и забота Бога о Своем народе, переживавшим на чужбине тяжелые времена ненависти и вражды. Христиане научаются верить своему Спасителю, Который хранил и будет хранить народ Свой – христиан – во время любых гонений и испытаний. Как древние евреи в рассеянии среди идолопоклонников сохраняли набожность и верность отеческим законам и установлениям, так и ученики Христовы в современном нехристианском мире должны безукоризненно хранить чистоту своего учения и веры. Как вы относитесь к анархизму и анархии? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Любая социальная доктрина может быть понята и оценена лишь в её историческом приложении. Опыт нелицеприятно обнажает подлинную нравственную природу любой идеологии. Мы только тогда не ошибемся и не примем приманчивые обещания и звучные лозунги за нечто подлинное, когда будем соотносить все манифесты и программы с великой христианской истиной, которая не только учит каждого личному спасению, но и проливает свет на историю в ее конечных судьбах. Тогда не трудно увидеть, что коммунизм, социализм во всем множестве разновидностей и течений, а также анархизм и другие радикальные доктрины, не что иное, как подмена и подделка. При всей их пестроте явственно проступает одна общая черта, которая их роднит. Эти движения постепенно приобретают черты псевдорелигий и любой ценой стремятся занять место христианства. Если мы это не видим, то рискуем, как и многие до нас, впасть в пагубные иллюзии и быть соучастниками той трагедии, которая более двух веков истощает силы человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Заклинания или какие-нибудь предметы, которые используют колдуны, ворожеи и прочие, действуют не сами по себе, а лишь как «позывные», как пароль. Реальная же сила исходит всегда от бесов. Падшие духи стараются остаться в тени. Поэтому человек воспринимает некоторые предметы как заколдованные. Однако ни булавки, ни крупа, которую человек обнаружил под ковриком, повредить не могут. Пагуба исходит от демонов, когда человек неисправленной, греховной жизнью лишается охранительной благодати Божией, не защищается молитвой, проявляет неверие или маловерие. Что такое Святой Дух и Божественная благодать? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Святой Дух является Божеством, третьим Лицом Пресвятой Троицы. Благодать – исходящая от Бога духовная сила очищающая, освящающая и оживотворяющая душу всякого человека, идущего путем спасения. «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» ( 2Кор. 9:8 . Святые отцы много писали о великом и таинственном даре благодати. Так преподобный Макарий Великий говорит: «Духовное действие Божией благодати в душе совершается великим долготерпением, премудростью и таинственным смотрением ума, когда и человек с великим терпением подвизается в продолжение времени и целых лет. И дело благодати тогда уже оказывается в нем совершенным, когда свободное произволение его, по многократном испытании, окажется благоугодным Духу, и с течением времени покажет опытность и терпение» (Духовные беседы. Беседа 9.1). Подается она по мере веры и решимости жить по заповедям Божиим. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» ( Иак. 4:6 ). Что означают слова: «милости хочу, а не жертвы»? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?» ( Мф.9:12–13 ). Господь наш Иисус Христос приводит эти слова из книги пророка Осии: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (6:6). Этим Спаситель напоминает фарисеям, укорявшим Его в том, что Он вкушает вместе с мытарями и фарисеями, истину Священного Писания: дела любви и милосердия выше всех обрядовых жертвоприношений. Что означают слова: «Господи, благослави все мои вхождения и выхождения»?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Соломон и Суламифь, царь и царица – это Слово и плоть. Песнь Песней – тайна их сочетания. Прочтение седьмое – это раскрытие евангельских слов и Слово стало плотию ( Ин. 1:14 ); это размышления о «великой благочестия тайне: Бог явился во плоти» ( 1Тим. 3:16 ). Так прочитали Песнь песней св. Мефодий Патарский (III в., «Пир десяти дев») и св. Афанасий Великий (IV в., Синопсис). А после этого прочтения более никакого нет. Св. Мефодий: «Иначе можно разуметь под невестою пречистую плоть Господа, для (восприятия) которой Он оставил Отца, снизошел сюда, соединился с нею и вместился в ней, вочеловечившись. Образно она названа голубкой...» Св. Афанасий Великий : «Посему, Песнь песней воспевает, как бы, брачную песнь на бракосочетание Слова с плотию. И другие Писания, хотя говорят также о Спасителе, но, между прочим, возвещают и нечто другое; а сия книга воспевает один союз Слова с плотию...» Кроме кратких указаний св. Мефодия Патарского и св. Афанасия Великого на саму возможность такого прочтения Песни песней, у святых отцов больше эта тема не раскрывается. Нами в книге Толкования на Песнь песней дается такое прочтение текста этой святейшей Песни. «Отперла я возлюбленному моему, а возлюбленный мой повернулся и ушел. Души во мне не стало, когда он говорил; я искала его и не находила его; звала его, и он не отзывался мне. Встретили меня стражи, обходящие город, избили меня, изранили меня; сняли с меня покрывало стерегущие стены. Заклинаю вас, дщери Иерусалимские: если вы встретите возлюбленного моего, что скажете вы ему? Что я изнемогаю от любви» ( Песн. 5:6–8 ). Тайны Страстной Пятницы «Отперла я возлюбленному моему» – Сын Человеческий вышел на страдания, ниспосланные Ему Божественным определением. «А возлюбленный мой повернулся и ушел» – это та непостижимая богооставленность, которую претерпел Христос при Своих искупительных страданиях. «Души во мне не стало» – говорит Богооставленный. Это когда душа Его скорбела смертельно в Гефсиманском саду, когда томилась на неправедном суде, когда с телом Своим страдала на кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

Сие говорит Господь и о нас, которые были прежде отвержены от Бога за грехи наши. Душею Господь называет здесь и свою душу и каждого человека и собою называет каждого из нас. Почему, говорит, Отец, еще отвергаешь и отвращаешься людей, ибо Я за всех страдаю и плачу за них должную цену наказания?   Слова Афанасия: Господь молится за народ, а те, которые по причине чрезмерной порочности оказываются недостойными спасения, делают молитву Его о них, как бы бессильною. Дидима: Сии слова: для чего Ты отвергаешь душу мою, когда Я ни в чем не согрешил, приличествуют дерзновению Иисуса. Итак, приняв ее, спаси тех, о которых молюсь Тебе, и осияй их лицем Твоим.   16. Нищ есмь аз и в трудех от юности моея. Григорий Богослов, в слове на Рождество Христово говорит: и богатый убожествует и нищенствует, убожествуя моею плотью, дабы мне обогатиться Его божеством. И сам Христос сказал о Себе книжнику слова, показывающие великое Его убожество: лисицы имеют норы и птицы небесные гнезда; Сын же человеческий не имеет где приклонить главу (Матф. 8, 20). А в трудах был Господь от юности своей, потому что еще от самых пелен терпел злоумышление и гонение от Ирода и иудеев. Трудами здесь называет бедствия   Слова Феодорита: Юность Израиля есть исход из Египта, а всех людей есть жизнь вне рая по преступлении заповеди. И те и другие все в промежутке сем время проводили в бедствиях.   Вознесжеся (вознесшись) смирихся и изнемогох. Когда, говорит, Я вознесся чрез произведенные Мною, по словам Феодора, знамения и чудеса, тогда Я, по мнению иудеев, смирился чрез бесчестие, ругательства и страдания. Или говорит, что, когда Я был вознесен на крест, тогда смирился чрез положение, по словам Афанасия, во гроб и схождение в ад. Сверх того Я, по мнению евреев, занемог; ибо им казалось, что Господь был в затруднении, как лишенный помощи, почему и говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его (Матф. 27, 49). 17. На мне преидоша гневи Твои, устрашения Твоя возмутиша мя. Гневами и устрашениями Божиими Христос называет те, которые были против грешников; гневами, потому что они прошли и проникли самое сердце Его, а устрашениями, потому что смутили его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Слова св. Кирилла : Велика и высока милость Бога и Отца, и как бы восходящая до неба. Высока также и как бы стоящая на облаках истина, то есть, Христос видимый везде для всех и небезъизвестнейший жителям всей земли, но с верою признается всеми здравомыслящими пребывающим во славе Божества. Он хотя, как Бог, имеет одно сосидение с Своим Отцем, но соприсущен и нам посредством Святого Духа. Ибо Он не оставил нас сиротами, но пребывает с нами во все дни до скончания века. Афанасия : Ты, говорит, чрез самые события показал гласы облаков, то есть, пророков, истинными. 12. Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя. Давид и здесь снова повторяет от радости то, что сказал выше, чего и смотри там изъяснение Феодорита : Когда чрез духовные облака, то есть, пророков и апостолов была открыта истина, когда Господь всех тварей, оказался высочайшим творцем неба и земли и стал принимать от людей хвалу по всей земле и на море. Псалом 57 В конец, да не растлиши, Давиду, в столпописание Настоящий псалом, по словам Афанасия, имеет одно содержание с предстоящим ему и следственно и написан божественным Давидом в след за ним; почему и получил одинаковую с ним надпись, которой изъяснение можешь видеть там Слова Григория Нисского: Опять присовокуплено: «Да не растлиши». Поелику, как бы имея его в своих руках (Давид Саула), не захотел убить его и не только сам не поднял на него руки, но и (другому), усиливавшемуся убить его, сказал: не губи. Это, очевидно, как бы некий Божий глас, возбраняющий погубление сего человека. Посему как значительнейшие люди, делая на камнях начертания, вырезывают глубоко посредством ваяния чертежи букв, часто водя по исчерченным местам резцом; так и Дух Святый посредством частого повторения более и более ясно и открыто в памяти нашей как на столби начертывает сие великое изречение, чтобы сделавшись напечатленным в нас ясно и неслитно, во время страданий сие писать могло быть читано нами и чтобы мы, взирая на оное как бы на столп терпения, не поддавались и не ослабевали.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010