Примечание. – Пять стихов I-oй главы составляют надписание к речам Моисея. В первых двух стихах говорится, что те «слова», которые сообщает Моисей в речах дальнейших, были сказаны им еще прежде во время странствования по пустыне, начиная от Чермного моря, особенно во время пути от Синая до Кадес-Варни, который можно пройти в одиннадцать дней (ст. 1 и 2). Теперь же, – говорится во второй части надписания, – в сороковой год странствования, в первый день однинадцатого месяца, Моисей «начал изъяснять зикон сей» (ст. 3–5), т. е. тот, который он изрекал и прежде и который записан в книгах: Исход, Левит и Числа. Часть первая (гл.1:6–30). – 1) В первой речи своей (гл.1:6–4, 40) Моисей сначала вспоминает, как после замедлившейся стоянки у Синая (Хорива) Господь повелел наконец идти в землю Ханаанскую, обещая дать ее в наследие потомкам Авраама, и как Евреи в то время были многочисленны и благоустроены еще ранее избранием тысяченачальников, стоначальников, пятидесятиначальников, десятиначальников и надзирателей (1:5–18 ср. Исх.18:13–26 ); но, прошедши великую и страшную пустыню Фаранскую и остановившись у южных границах Ханаана в Кадес-Варни, Моисей пожеланию народа послал в Ханаан двенадцать соглядатаев, – и это послужило к великому бедствию: Евреи по возвращении соглядатаев не захотели идти воевать с сильными Аморреями; они роптали на Господа и не верили Ему, хотя Он видимо присутствовал в столпе облачном и огненном; посему Господь клялся в гневе, что никто из рода того злого не увидит доброй земли обетованной, кроме Халева и Иисуса Навина, даже сам Моисей в последствии (ср. Чис.20:12 ) подпал тому же осуждение; и вот Господь, обещая дать ту землю детям осужденных, повелел идти назад в пустыню к Чермному морю; неверующие было не послушались и хотели проникнуть в Ханаан, но были поражены Аморреями и потом с плачем и в унынии долго пребывали в Кадесе (ст. 19–46). Моисей вспоминает далее, как после долгого, многолетнего скитания в пустыне вокруг горы Сеира и пребывания у Чермного моря Господь повелел идти опять к северу, к южным границам Ханаана, и запретил при проходе пределов братьев своих, сынов Исавовых в Сеире, воевать с ними, потому что сам Бог дал им во владение гору Сеир; как потом, когда Евреи вынуждены были обойти гору Сеир и подошли к пределам земли Моавитской, Господь запретил также воевать с Моавитянами, сынами Лотовыми, потому что их земли не предназначены во владение Евреям; как таким же образом, когда Евреи прошли долину Заред и у них вымерли из среды народа все осужденные Богом назад тому 38 лет, Господь запретил воевать с Аммонитянами и брат земли этих сынов Лотовых (гл.2:1–23) 108 ; но Господь повелел воевать с Сигоном, царем Аморрейским, и отнять его земли (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Мы пришли в лавру св. отца нашего Саввы к Афанасию. Один старец рассказал нам: пришлось быть нам в монастыре Пентуклы. Там был старец Конон, киликиянин. Сперва, в качестве пресвитера, он служил при совершении таинства крещения, а потом ему, как великому старцу, поручили самому совершать крещение, и он стал помазывать и крестить приходивших к нему. Всякий раз как приходилось ему помазывать женщину, он приходил в смущение, и даже по этой причине вознамерился уйти из монастыря. Но тогда является ему св. Иоанн и говорит: «Будь тверд и терпи, и я избавлю тебя от этой брани». Однажды пришла к нему для крещения девица персианка. Она была так прекрасна собой, что пресвитер не решался помазать ее св. елеем. Она прожила два дня. Узнав об этом, архиепископ Петр был поражен этим случаем, и решил было уже для сего дела избрать диаконису, но не сделал этого, потому что не дозволял закон. Между тем пресвитер Конон, взяв свою мантию, удалился со словами: «Я не могу более здесь оставаться». Но едва взошел на холмы, как вдруг встречает его Иоанн Креститель и кротко говорит ему: «Возвратись в монастырь, и я избавлю тебя от брани». С гневом отвечает ему авва Конон: «Будь уверен – ни за что не вернусь. Ты не раз обещал мне это, и не исполнил своего обещания». Тогда св. Иоанн посадил его на один из холмов и, раскрыв его одежды, трижды осенил его крестным знамением. «Поверь мне, пресвитер Конон, – сказал Креститель, – я желал, чтобы ты получил награду за эту брань, но так как ты не захотел, я избавлю тебя от брани, но вместе с тем ты лишаешься и награды за подвиг». Возвратившись в киновию, где совершал крещение, пресвитер на утро, помазавши елеем, окрестил персиянку, даже совсем и не заметив того, что она была женщина. После того в течение 12 лет пресвитер совершал помазание и крещение, без всякого нечистого возбуждения плоти, даже не замечая, что пред ним женщина. И таким образом скончался. 4. Видение аввы Леонтия. Авва Леонтий, настоятель киновии св. отца нашего Феодосия, рассказал нам: после того как иноки из Новой лавры были изгнаны, я пришел в эту лавру и остался в ней. Однажды, в Воскресный день я пришел в церковь для приобщения Святых Таин. Войдя в храм, я увидел ангела, стоящего по правую сторону престола. Пораженный ужасом, я удалился в свою келью. И был глас ко мне: «С тех пор как освящен этот престол, мне заповедано неотлучно находиться при нем». 5. Рассказ аввы Полихрония о трёх иноках.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mosh/lug...

6 . Славу и велелепие возложиши на него. Возложить славу или великолепие на кого-нибудь значит – соделать славным и великим. «Ты соделал его знаменитым, высоким и достойным удивления» (Бл. Феод.). С Евр.: «Велика слава его в спасении Твоем; Ты возложил на него честь и величие». 7 . Возвеселиши его радостию с лицем Твоим. С лицем Твоим – по св. Афанасию – с «Сыном Божиим». Симмах перевел: пред лицом Твоим, – т.е. «возвеселится он и будет иметь непрестанную радость, сподобившись лица, т.е. благоволения Твоего» (Св. Афан. и бл. Феод.). С Евр.: «Ты положил на него благословения на веки, возвеселил его радостию лица Твоего». 9 . Да обрящется рука Твоя всем врагом Твоим. Т.е. да поразит рука Твоя врагов Твоих. В таком смысле это выражение употребляется в Св. Писании (См. 1Цар. 31:3 ; 3Цар. 13:24 ). Симмах перевел: «рука Твоя обымет всех врагов Твоих». С Евр.: «Рука Твоя найдет всех врагов Твоих, десница Твоя найдет (всех) ненавидящих Тебя». 10 . Положиши их яко пещь огненную во время лица Твоего. Т.е. врагов Твоих соделаешь подобными разженной печи, будут гореть они, как горит печь, или как дрова в печи. «Сказал же, – говорит бл. Феод., – во время лица Твоего – вместо: во время гнева Твоего». С Евр.: «Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь огненную; во гневе Своем Господь погубит их, и пожрет их огонь». 11 . Плод их от земли погубиши, и семя их от сынов человеческих. «Потомков наименовал семенем и плодом», говорит бл. Феод. По св. Афан., под плодом здесь разумеются «лукавые слова и помышления Иудеев, злоумышления их, уничтоженные воскресением, также учения и безбожные определения, которые по кончине их, Бог, как благий, предаст погибели, а под семенем – лукавые помыслы». 12 . Яко уклониша на Тя злая. С Евр.: «Ибо они предприняли против Тебя злое»; «потому что противу Тебя воздвигли язык и изрекли слова хульные» (Бл. Феод.). Т.е. нечестивые будут обременять Тебя своими злоумышлениями, которые впрочем они не возмогут составити, т.е. не возмогут исполнить. Симмах: «помыслили помышления невозможные».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

4 . Человек суете уподобися: дние его яко сень преходят. С Евр.: «Человек подобен дуновению (Феодотион: испарению; Симмах: пару); дни его, как уклоняющаяся тень». «Слово суета, – говорит св. Злат., – означает не что иное, как тленность, смертность и кратковременность». 5 и 6 ст. Под. Пс. 17:8 . 5 . С Евр.: «Господи! приклони небеса Твои, и сойди; коснись гор, и воздымятся». 6 . С Евр.: «Блесни молниею, и рассей их; пусти стрелы Твои, и расстрой их». 7 . Избиви мя от вод многих, т.е. от «множества врагов» (бл. Феод.); или «от беспорядочного, нестройного, стремительного нападения врагов» (Злат.). Из руки сынов чуждих. «Чуждими сынами, – говорит св. Злат., – мне кажется, пророк называет людей, отчуждившихся от истины... тех, которые живут порочно, любят неправду, произносят безумные речи, не говорят ничего полезного». Св. Афанасий под сынами чуждыми разумеет неверных Иудеев. С Евр.: «Простри с высоты руку Твою, избавь меня и спаси меня от вод многих, от руки сынов иноплеменных». 8 . С Евр.: «Которых уста говорят суетное, и которых десница – десница лжи». 9 . С Евр.: «Боже! новую песнь воспою Тебе, на десятострунной псалтири воспою Тебе», 10 . От меча люта. «Мечем лютым, – говорит бл. Феод., – назвал пророк неистовство и зверство нападавших; их же называет и сынами чуждыми, как злочестивых». То же св. Афан. С Евр.: «Дарующему спасение царям и избавляющему Давида, раба Своего, от лютого меча». 11 . С Евр.: «Избавь меня и спаси меня от руки сынов иноплеменных, которых уста говорят суетное, и которых десница – десница лжи». 12 . Ихже сынове их яко новосаждения 693 водруженая 694 в юности своей. Т.е. враги мои тем более заслуживают порицания, что они ущедрены Господом разными благами, а именно: их дети, как новонасажденные растения, крепкие в своей юности; или: как молодые недавно расцветшие растения. Дщери их удобрены 695 , преукрашены яко подобие 696 храма, – дочери их наряжены и кругом украшены на подобие храма, или: как преукрашенный идол (языческого) храма. «Вместе с юностию, – говорит св. Злат., – пророк изображает и роскошь в одежде, и головные уборы и другие женские украшения». «Не естественная только красота украшает их, но и искусство облекло их в великое убранство; почему уподобляются храмам в честь идолов» (Бл. Феод.). Еврейский текст разумеет здесь и далее благосостояние не врагов, а самых Иудеев. Ст. 12: «Да будут сыновья наши, как разросшиеся растения в их молодости; дочери наши, как искусно изваянные столпы в чертогах».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Вера – также познание о Боге: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин. 17:3 ). Вера сердечная может быть и у язычников, как, например, у сотника ( Мф. 8:10 ) и у жены хананеянки ( Мф. 15:28 ); дела добрые также могут быть и у язычников, как у сотника Корнилия ( Деян. 10:1–6 ). Следовательно, кто имеет веру сердечную и добрые дела, но не имеет истинного вероучения, тот подобен доброму язычнику, но не есть истинный христианин, а потому сектанты, не имеющие истинного вероучения, не могут наследовать царствие небесное, ибо сказано: «дабы мы не были более младенцами, колеблющимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» ( Ефес. 4:14 ). И в другом месте Апостол Павел ясно говорит: «Аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом, анафема да будет» ( Гал. 1:8 ). И вот, баптисты самоуверенно учат, что оправдание человека заключается в одной вере без дел, ссылаясь на то, что Христос принес жертву за грехи людей на все времена, и таким образом обходят молчанием учение о добрых делах Спасителя и Апостолов. Христос в Нагорной проповеди , поучая народ добрым делам, вменял в обязанность ему доходить в них до совершенства: «Будите убо вы совершении, якоже Отец ваш небесный совершен есть» ( Мф. 5:48 ), – и на Страшном суде, по учению Спасителя, оправдают верующих только дела ( Мф. 25:34–36 ). Апостол Иаков говорит: «Вера, аще дел не имать мертва есть о себе» ( Иак. 2:17 ). Апостол Павел, поучая Коринфян добрым делам, в пример им показывает Апостольские дела: «Во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах. Под ударами в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах». Такие же подобные дела Апостол исчисляет в послании к евреям ( Евр. 11:17–38 ). Но баптисты против таких ясных и очевидных истин выставляют ложь, по истине: «Солга неправда себе» ( Пс. 26:12 ), то есть по св. Афанасию: «изнемогла неправда». О Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/baptisty...

6 . Уничижения 520 их лета будут. «Яснее сказать, – говорит св. Афан., – лета их, т.е. отрекшихся от Тебя, будут в великом уничижении», «Надолго, говорит пророк, Ты предал их (Иудеев) на это бедствование. Означает же, – говорит бл. Феод., – вместе отвержение Иудеев, по страдании Спасителя нашего, и будущее оставление их без Божественного о них попечения не на краткое, но на весьма продолжительное время». Утро яко трава мимо идет. «Словом: утро, – говорит св. Афан., – означает время бывшего им явления Христова на горе Синае, а словом: трава – изображает подзаконное служение, как имеющее вскоре потом увянуть. На вечер отпадет, ожестеет и иссохнет. Вечером именует время при конце века, в которое и явился Единородный, и в которое прешел цвет подзаконного служения, приведенный в ожестение обольщением непокорности» (Св. Афанасий). С Еврейского: «Ты как наводнением уносишь их; они, как сон, – как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает». 7 . Яко исчезохом 521 гневом Твоим – изнемогли, как бы умерли от гнева Твоего. «Ясно, – говорит св. Афан., – возвещают бедствия, постигшия их (Иудеев) и всех людей за собственные их грехи». То же и бл. Феодорит. 8 . Век наш в просвещение лица Твоего. Т.е. нашу жизнь положил пред очи Свои. «Как бы так говорит: жизнь наша и дела наши в продолжение жизни оказываются лукавыми пред лицем Твоим; потому что не безызвестно Тебе все, что делается у нас от начала до конца» (Св. Афан. и бл. Феодор.). С Евр.: «Ты положил беззакония наши пред Тобою, и тайное наше пред светом лица Своего». 9 . С Евр.: «Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук». 10 . Лета наша яко паучина 522 поучахуся. Т.е. лета наши, когда размыслим о них, представляются как паутина. «Природа человеческая не имеет в себе ничего твердого и постоянного; подобно паутине легко расторгается» (Св. Афан. и бл. Феод.). Сравнение взято с паука, который, работая из себя паутину, сам себя изнуряет и ослабляет. Таков и человек: как паук, он многими заботами, трудами и болезнями изнуряет и ослабляет себя, от того и жизнь человеческая по своей непрочности похожа на паутину, подобно ей легко расторгается и прекращается. Яко прииде кротость 523 на ны, и накажемся. Т.е. да приидет к нам Твоя кротость, и мы научимся, исправимся: ибо жизнь наша так слаба, что нуждается в Твоем отеческом снисхождении. Поэтому наказуй (вразумляй) нас кротко (Бл. Феод.). С Евр.: «Дней лет наших семьдесят лет, а при большей крепости восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

О творческой деятельности Бога Сына говорится: «Нам ... един Господь Иисус Христос , Имже вся» ( 1Кор. 8,6 ); «Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть» ( Ин. 1,3 ); «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое ... – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» ( Кол. 1,16–17 ). О творческой деятельности Бога Духа Святого говорится: «Дух Божий создал меня» ( Иов. 33,4 ; Пс. 103,30 ); «Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их» ( Пс. 32,6 ). Описывая сотворение мира, боговидец Моисей повествует: «Дух Божий носился над водою» ( Быт. 1,2 ). Под Духом Божиим в этом стихе, по толкованию святого Василия Великого разумеется Дух Святой; а слово «носился» ( «ношашеся») означает, что Дух Святой согревал и оживотворял естество воды, приготовляя ее к произведению живых существ, подобно тому как птица, насиживая яйца и сидя на них, дает им некую животворящую силу. Богооткровенную истину Священного Писания об участии всех Лиц Пресвятой Троицы в сотворении мира Церковь выразила в своем Вселенском Символе веры , в котором Бога Отца называет Творцом, а о Боге Сыне говорит: «Имже вся быша», тогда как Бога Духа Святого называет Животворящим. Богоглаголивые уста Церкви, Святые Отцы, вдохновенно исповедуют святую истину Откровения о Святой Троице как Творце мира. «Отец через Сына в Духе сотворяет все», – объявляет отец Православия, святой Афанасий Великий . «Ничто не приходит в бытие и не совершается, как только через Сына в Духе Святом», «ибо Святая Троица, нераздельная по естеству и единая по действу, Всецелая участвует в сотворении и произведении». Объясняя слова Апостола Павла ( Рим. 11,36 ), святой Василий Великий пишет: «Один Бог , из Которого все, и один Господь Христос, через Которого все, и один Дух Святой, в Котором все». Говоря о нераздельном действе нераздельной Святой Троицы, святой Кирилл Александрийский говорит: «Бог Отец все делает через Сына в Духе». В различении творческой деятельности Отца, Сына и Святого Духа нельзя путем логики идти до конца, ибо вся она пронизана непроницаемой тайной Троичного Божества, Которое всегда действует неделимо и триипостасно.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Кто внимательно продумает эти слова Священного Писания, тот поймет, почему мы должны не просто бороться с фашистами как представителями зла, но и карать их. Со всей ясностью это наше право доказывают следующие высказывания Апостолов Петра и Павла об отношении нашем к гражданской власти. " Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству... Правителям ли посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро " (1 Петр. 2, 13-14), " ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых: начальник есть Божий слуга тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он - Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое " (Рим. 13, 3-4). Фашизм - международное зло; фашисты - международные преступники. Понятно, почему они должны быть наказаны международной организацией, понятно, для чего должен быть применен " меч " к этим преступникам. Апостол прямо говорит: " Только бы не пострадал кто из вас, как убийца или вор, или злодей, или как посягающий на чужое " (1 Петр. 4, 15). Фашисты вполне подходят к этому перечню: они и убийцы, и воры, и злодеи, и захватчики чужого. Святые отцы не говорили " о всепрощении " явным преступникам; они соглашались с тем, что преступник должен быть наказан и сами обращались к гражданской власти с просьбой наказать нарушителей и церковного и общественного благочиния. Убийство же врагов на войне они считали делом " законным и похвалы достойным " (См. например, Канон, послание св. Афанасия к монаху, пр. 13. см. Василия Великого, пр. 8 см. Григория Неокесарийското и др.). Для верующих христиан самым тягчайшим наказанием было отлучение их от Св. Причастия з.а разного рода проступки против христианской нравственности (убийство, воровство, блуд и др.). Отцы Церкви создали определенные правила с пунктуальным разграничением кого, за что и на сколько лет отлучать от Св. Причащения. Итак, с христианской точки зрения нет абсолютно никаких оснований для прощения фашистам их кровавых преступлений. Никакие софистические измышления фашистских адвокатов не помогут фашистам избежать заслуженной кары. Ссылки на христианское милосердие просто неуместны, так как " суд без милости, не сотворшему милости " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/346/...

Филипп говорит Нафанаилу: Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки ( Ин. 1:45 ). О пророческом служении Христа знает самарянка: Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам всё ( Ин. 4:25 ). После насыщения пяти тысяч людей пятью хлебами люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир ( Ин. 6:14 ). Когда Иисус призвал жаждущих пить воду, которую Он даст, и сказал о Духе Святом, Которого примут верующие в Него, то многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк. Другие говорили: это Христос ( Ин. 7:40–41 ). Так неразгаданными до конца оставались для иудеев слова великого Моисея о имеющем прийти Пророке. Но этого Пророка ждали. Обратимся к толкованию святыми отцами Моисеевых слов о грядущем Пророке. Климент Александрийский , учитель Огласительного училища, видит в предвозвещенном Моисеем Пророке Педагога, Которого должен будет слушаться народ. «Поэтому ни мало не медля, Моисей, предвидя в духе пришествие совершеннейшего Педагога, Логоса, самосознательно отступает на задний план и наперед говорит народу как об этом Педагоге последних времен и Его воспитательном методе, так равным образом заповедует народу и слушаться этого Пророка. Пророка, говорит он, из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь ( Втор. 18:15 )» «Педагог», кн. 1,гл. 7]. Учиться–значит слушать педагога, поэтому Климент называет Педагогом Того, Кого Моисей призывает слушаться. Св. Афанасий Великий отмечает неправоту иудеев, когда они слова Моисея о грядущем Пророке относят только лишь к одному из их пророков. «И иудеи были, и доныне находятся, в заблуждении касательно лица, когда думают, что об одном из них сказано... и когда слова: Пророка вам возставит Бог ( Втор. 18:15 ) почитают сказанными об одном из пророков» т. 2, На ариан слово первое, п. 54]. По св. Афанасию, речь идет именно о грядущем Мессии-Пророке. Согласно св. Афанасию, сам Моисей понимал, что всё им произносимое относится не к нему самому, а к Имеющему прийти: «С древних времен, когда пророки и законники излагали Святые Писания, они видели, что излагаемое ими относится не к ним самим, но к другим, которым они были предпосланы. Именно Моисей говорил: Пророка воздвигнет вам Господь из братьев ваших, как меня, –

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

8 . Духом бурным сокрушиши корабли Фарсийские 310 , т.е. сильным ветром (Симм.), или жгучим (Акила); с Еврейск.: «Восточным ветром Ты сокрушил Фарсийские корабли». Т.е., «как бурный ветр, поднявшись, часто сокрушал корабли Фарсийские, так точно Бог рассеял эти толпы. Или: те, которые владели флотом и пришли из отдаленной и чужой страны, погибли все от гнева Божия, как от бурного ветра. Посему и означил место, откуда они пришли, прибавив: Фарсийские» (Злат.). Фарсийскими кораблями назывались те, которые шли из Фарсиса и в Фарсис. Примером истребления таких сильных и больших кораблей «пророк, по Злат., выражает легкость победы и чрезвычайность смятения». Св. Афанасий под Фарсийскими кораблями разумеет царей, а под духом бурным – те силы, коими побеждены враги св. Апостолов. 9 . Якоже слышахом, тако и видехом во граде Господа сил. «О чем мы слышали на словах, то видели и в делах, т.е. победы, трофеи, Божие промышление, дивные чудеса» (Злат.). «Какое Ты обетовал нам спасение, Владыка, то увидели мы на самом деле – в Церкви, которая есть град Божий» (Св. Афан.). Бог основа и 311 в век. Т.е. Сам Бог основал, благоукоренил св. град или Церковь – благоукоренил на камени – Христе ( Мф. 16:18 ). С Евр.: «Как слышали мы, так и увидели во граде Господа сил, во граде Бога нашего; Бог утвердит его на веки». 10 . Прияхом, Боже, милость Твою посреде людей 312 Твоих. С Евр.: «Мы размышляли, Боже, о благости Твоей посреди храма Твоего». Прияхом – т.е. «надеялись, ожидали и познали человеколюбие Твое» (Злат.) посреди людей Твоих, т.е. верующих, или: посреди храма Твоего, т.е. в Церкви Твоей. 11 . По имени Твоему, Боже, тако и хвала Твоя на концах земли. С Евр.: «Как имя Твое, Боже, так и хвала Твоя до концов земли». Как велико имя Твое: так велика и слава Твоя, т.е. повсеместна, на всех концах или пределах вселенной. Или: «Твоему имени, Владыка, сопутствуют дела, проповедующие истинность наименования. Почему справедливо Тебе целою вселенною возносится песнопение. Как всех Ты Бог, так всеми песнословится имя Твое. Правды исполнь десница Твоя. Ибо правдивый произнесши приговор, рассыпал Ты восставших на нас врагов» (Бл. Феод.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010