Слова Афанасия : Снова и здесь лице Апостолов, при преподании учения народам, молится об избавлении от пререкающих учению их. Ст. 2. Боже, ущедри ны и благослови ны! Предузнав чрез духа таинство вочеловечения Христова, Давид сими словами просит о исполнении его, и во первых молится о помиловании человеческого естества, которое жестоко было мучимо злым диаволом; во вторых—о благословении, то есть, освящении оного. А сколь много значит благословение, смотри о том в 20-м псалме изъяснение слов: ибо Ты дашь благословение во век века. Просвети (яви) лице Твое на ны и помилуй ны! Лице Отца— Сын: ибо кто видел, говорит, Меня, тот видел Отца (Иоан. 14, 9). В желательном наклонении сказано: яви, вместо того, чтобы сказать: о если бы Ты, то есть, Сын, явил лице Отца нам, находящимся на земли, чрез божественное свое вочеловечение! Или и Христово лице по плоти, то есть, Сам Христос, названный так пространнее. Речение: помилуй, значит то же, что: ущедри. А говорит одно и то же дважды от великого желания достигнуть того, чего просит Евсевий говорит, что священникам иудейским был дан закон благословлять народ, как написано в книге: и сказал Бог Моисею следующее: скажи Аарону и сынам его говоря: так благословите сынов израильских сими словами: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да явит Господь лице свое на тебе и благословит тебя! да обратит Господь лице свое на тебя и даст тебе мир! И положат имя Мое на сынах израилевых; и Я—Господь благословлю их (Числ.6,22). Слова Афанасия : В твоих щедротах, говорит, Владыко, и в явлении лица Твоего мы имеем нужду, чтобы могли проповедать явный путь святого Твоего Евангелия всем народам, ибо спасением называет пришествие Его. Слова Кирилла : Бог и Отец показал нам лице свое, т. е. Сына, Который есть образ и начертание существа Его. Так Он сам ясно сказал: Кто видел Меня, видел Отца. Исихия : Предузнав о явлении Спасителя, Он просит, чтоб оно скорее исполнилось, чтобы мы получили плод оного благословение. А является лице Творца всех исполняющее нас благословения и щедрот, когда явится нам начертание существа Его и явит Себя для достойных; поелику же Он есть образ Бога невидимого, то приходящий к Нему с чистым умом видит Отца (в изд. Своде).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

  14. Яко на Мя упова и избавлю и. Поелику пророк дал обещания человеку, имеющему прибежищем своим Бога, великие и неимоверные, то есть, что он будет попирать жесточайших и ядовитейших зверей; то посему теперь, по словам Афанасия, он представляет Бога уверяющим в вышесказанном и научающим, какова награда и плод упования на Бога. Он говорит: поелику сей человек уповал на Меня, то посему Я избавлю его от всякой опасности. Покрыю и, яко позна имя Мое. Заметь, читатель, почему Бог сказал: за то что он познал имя Мое; это потому что естества Божия никто не может познать. А познает имя Божие не тот, кто знает вообще, кто таков Бог, но тот, кто ведет себя в отношении к Богу достойно Бога, то есть, как должно вести себя в отношении к столь великому и страшному Богу, иначе, как раб и покорный божественным заповедям своего Владыки   Евсевий вопрошает: Кто же знает имя Его? и отвечает: тот кто Ему одному служит и Ему одному покланяется, не зная другого бога, кроме Его; тот кто с кротостью покорил Ему волю своего ума; кто служит Его хотениям, тот знает волю Его. А когда слышишь имя, то разумей под оным славу. Так и написано, что лучше доброе имя, нежели великое богатство (Прит. 22, 1).   15. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его. Уповающий на Меня, говорит, воззовет и услышу его: потому что он не будет просить чего либо недостойного Моего божества, или Меня. Я во всяком искушении и скорби буду помощником ему, как был прежде в пещи с тремя отроками и после - в страдании с мучениками; и от всякой нужды освобожу его, как мы сказали и в 36-м псалме, изъясняя слова: не видел я праведника оставленным; также: и Господь не оставит его в руках его. И не только освобожу его, но и сделаю его славным и знаменитым по причине близости, которую покажу ему   Слова Афанасия: Кто воззовет ко Мне сильным душевным голосом, тот найдет Меня послушным и готовым на помощь ему: ибо Я всегда с ним, хотя бы он находился и в бедствии. Диодор: Что может доставлять больше того блаженства, когда мы имеем Бога скорым на помощь и готовым на брань против врагов? Ибо тогда-то наиболее и нужно Ему быть при нас, когда окружают нас скорби и бедствия. Не только же, говорит, Я избавлю его от скорбей, но и сделаю известным всем. Посему скорбь уже не будет скорбь, но радость и слава по причине соединения и общения Бога с находящимся в тесных обстоятельствах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Тварная София, Божественное отпечатление твари есть «образ и сень Премудрости – δι’ εκνος κα σκις τς Σοφας, τς ν τος κτσμασιν οσης». 603 Но, осуществляемая, отпечатлеваемая в мире опытном во времени, она, хотя и тварная, предшествует миру, являясь пре -мирным ипостасным собранием божественных перво-образов сущего. Св. Афанасий ссылается при этом утверждение на слова ап. Павла: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа» ( Еф.1:3–4 ). «Итак, – говорит св. Афанасий, – как же избрал прежде, нежели получили мы бытие, если не были мы, как Сам сказал, пред ызображены в Нем? – πς ον ξελξατο, πριν γενεσθαι ημας, ε μ, ς ατς ερηκεν, ν ατ μεν προστετυπωμνοι; –?» 604 А далее св. Отец выясняет, что именно на этом предызображении нас в Господе, на этом вечном корне нашем и основывается возможность «жизни вечной» для нас. 605 Таково воззрение на божественную сторону твари у Афанасия, – далее нежели кто бы то ни было отстоявшего от пантеистического смешения твари с Творцом. Всю жизнь свою положил он на окончательное изобличение еретиков, пытавшихся стереть грань между Творцом и тварью. Вот почему свидетельство Афанасия имеет для нас несравнимую значимость. Догмат единосущия Троицы, идея обожения плоти, требования аскетизма, чаяние Духа Утешителя и признание за тварью, пре -мирного нетленного значения – таковы лейт-мотивы догматической системы Афанасия, столь тесно вросшие друг в друга, что нельзя услышать один, чтобы в нем не открыть всех прочих. На этих же основных мотивах построена и вся настоящая книга, так что воистину можно сказать, что она исходит из идей св. Афанасия Великого . 606 София участвует в жизни Триипостасного Божества, входит в Троичные недра и приобщается Божественной Любви. Но, будучи четвертым, тварным и, значит, не единосущным Лицом, она не «образует» Божественное Единство, она не «есть» Любовь, но лишь входит в общение Любви, допускается войти в это общение по неизреченному, непостижимому, недомыслимому смирению Божественному.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

К миру призывают и ученики Христовы: «уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему» ( 1Пет. 3:11 ); «будьте в мире со всеми людьми» ( Рим. 12:18 ); «как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» ( Рим. 10:15 ). Как же понимать приведенные в письме слова Иисуса Христа? Ответ мы находим в Евангелии от Иоанна: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» ( Ин. 14:27 ). Не может быть подлинного мира в семье или в любом другом сообществе, если люди не примирились с Богом через Иисуса Христа: «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» ( 2Кор. 5:19 ). Мир, который дает мip (в славянском языке было два слова), не ведет ко спасению, потому что не устраняет грех, мирится с ним. Приход в мир Спасителя и благовестие Царства Небесного предельно ясно обозначили границу добра и зла. В этом смысле Господь и говорит о разделении, которое Он принес. История христианства с древних времен дает нам много таких примеров. В приведенном в вопросе стихе говорится о мече. Это – меч духовный: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.» ( Евр. 4:12 ). Грешно ли искать «лучшей жизни»? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Голос совести вам правильно подсказывает, что надо довольствоваться тем, что имеете. Желание улучшить жизненные условия не является греховным, когда человек испытывает нужду. Хроническая необеспеченность отвлекает силы и время, влияет на настроение. Но если основные потребности удовлетворяются, то лучше не искать большего. Нужно дорожить внутренней свободой и не впрягать себя в повозку мирских попечений. «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести [из него]. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» ( 1Тим.6:6–8 ). Можно ли жить в интимной близости сразу после Таинства брака или надо подождать 8 дней до чтения молитвы на разрешения венцов? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря В древности после совершения таинства молодые супруги выходили из храма в венцах, которые были не металлическими, а сплетались, как правило, из миртовых или масличных листьев.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Пс.90:14 .  Яко на Мя упова и избавлю и Поелику пророк дал обещания человеку, имеющему прибежищем своим Бога, великие и неимоверные, то есть, что он будет попирать жесточайших и ядовитейших зверей; то посему теперь, по словам Афанасия, он представляет Бога уверяющим в вышесказанном и научающим, какова награда и плод упования на Бога. Он говорит: поелику сей человек уповал на Меня, то посему Я избавлю его от всякой опасности. Покрыю и, яко позна имя Мое Заметь, читатель, почему Бог сказал: за то что он познал имя Мое; это потому что естества Божия никто не может познать. А познает имя Божие не тот, кто знает вообще, кто таков Бог, но тот, кто ведет себя в отношении к Богу достойно Бога, то есть, как должно вести себя в отношении к столь великому и страшному Богу, иначе, как раб и покорный божественным заповедям своего Владыки (1). (1) Евсевий вопрошает: Кто же знает имя Его? и отвечает: тот кто Ему одному служит и Ему одному покланяется, не зная другого бога, кроме Его; тот кто с кротостью покорил Ему волю своего ума; кто служит Его хотениям, тот знает волю Его. А когда слышишь имя, то разумей под оным славу. Так и написано, что лучше доброе имя, нежели великое богатство ( Прит. 22:1 ). Пс.90:15 .  Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его Уповающий на Меня, говорит, воззовет и услышу его: потому что он не будет просить чего-либо недостойного Моего божества, или Меня. Я во всяком искушении и скорби буду помощником ему, как был прежде в пещи с тремя отроками и после – в страдании с мучениками; и от всякой нужды освобожу его, как мы сказали и в 36-м псалме, изъясняя слова: не видел я праведника оставленным; также: и Господь не оставит его в руках его. И не только освобожу его, но и сделаю его славным и знаменитым по причине близости, которую покажу ему (1). (1) Слова Афанасия: Кто воззовет ко Мне сильным душевным голосом, тот найдет Меня послушным и готовым на помощь ему: ибо Я всегда с ним, хотя бы он находился и в бедствии. Диодор: Что может доставлять больше того блаженства, когда мы имеем Бога скорым на помощь и готовым на брань против врагов? Ибо тогда-то наиболее и нужно Ему быть при нас, когда окружают нас скорби и бедствия. Не только же, говорит, Я избавлю его от скорбей, но и сделаю известным всем. Посему скорбь уже не будет скорбь, но радость и слава по причине соединения и общения Бога с находящимся в тесных обстоятельствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Будем же праздновать его светло, во взаимной любви и во всякой добродетели, удаляясь темных дел вражды, невоздержания и всякой нечистоты греха. Аминь. Слово на день тезоименитства Благочестивейшей Государыни Императрицы Александры Феодоровны, 23-го апреля «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или мечь? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день; считают нас за овец, обреченных на заклание» ( Рим. 8:35–36 ; Псал. 43:23 ). Святая Церковь совершает ныне память великомученика Георгия Победоносца и мученицы царицы Александры, супруги Римского императора Диоклитиана, живших и пострадавших за исповедание веры Христовой в начале третьего столетия по Рождестве Христовом; и сегодня же Церковь  и Государство празднуют всенародною молитвою именины Благочестивейшей Государыни Императрицы Александры Федоровны. Св. Георгий был храбрый начальник отряда римских войск. Император язычник Диоклитиан сначала любил и уважал его; но, узнав, что Георгий христианин, велел заключить его в темницу. А потом его колесовали; и когда Господь исцелил его от всех ран, его обули в железную, гвоздями вверх остриями набитую обувь, и гнали его с места на место; после того, связавши его, зарыли на три дня в негашеную известь; только тайная внутренняя молитва и помощь Божия спасла его от смерти. В это время явился какой-то волхв Афанасий с своей услугой царю, и принес две стклянки с сильною отравою, и сказал государю: если хочешь, чтобы этот безумец во всем покорился тебе, пусть выпьет это питье, указывая на одну стклянку; если же хочешь, чтобы он умер, – пусть примет это, указывая на другую. Георгий выпил и то и другое, и оправдал слова Спасителя: верующие аще что и смертно испиют, не вредит их ( Мк. 16:18 ). Тогда Афанасий исповедал Христа Богом, и был обезглавлен, Георгий также. Царица Александра, видевшая страдания великомученика и чудеса, бывшия при его страданиях, не раз ходатайствовала за него пред своим мужем. Но когда ходатайства ее остались безуспешны, она решительно объявила, что и она христианка: разгневанный Диоклитиан велел отсечь ей голову. Но промыслу Божию неугодно было, чтобы она скончалась от палача: на пути к месту смертной казни, она утомившись от пути, попросила стражей дозволить ей присесть, и в этом положении предала душу Господу с полною готовностию вкусить смерть от удара меча; Церковь справедливо называет ее мученицей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Толкование 2-го псалма Ст. 1–2: «Зачем мятутся народы и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князи совещаются вместе против Господа и против Помазанника». Под народами и племенами в этом псалме св. отцы понимают древних евреев и римлян, под царями – Ирода и Пилата, под князьями – иудейских книжников, фарисеев, законников, под Помазанником – Господа нашего Иисуса Христа. Ст 3: «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их». Этот стих, по мнению святителя Афанасия Великого , произносится от лица упомянутых в стихе 2-ом врагов Господа нашего Иисуса Христа, которые отвергают Его учение и отказываются нести иго, о котором сказано: «Возьмите иго Мое на себя» ( Мф. 11, 29 ). 131 Ст. 4: «Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им». Ст. 5: «Тогда скажет им во гневе Своем и яростию Своею приведет их в смятение». Святитель Афанасий Великий видит в этих словах пророчество, которое сбылось в словах Господа нашего Иисуса Христа: «Горе вам, книжники и фарисеи» ( Мф. 23, 13 ) и «Горе вам, законникам» ( Лк.11:52 ) и в разрушении Иерусалима римлянами. 132 Ст. 6–8. «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе». Царь – это Господь Иисус Христос. Под Сионом святые отцы понимают Церковь , над которой Он как Богочеловек поставлен от Бога Отца Царем, хотя по Божеству Господь Иисус Христос, как Бог, имеет царство по самой природе. Стих 7-ой может вызвать некоторое недоумение. Если речь идет о Христе, то что означает: «Я ныне родил Тебя»? Вот как толкует 7-ой стих 133 Афанасий Великий : «Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты и проч. – т.е. естество Отчее подтверждает, что Я – Сын. Не повелением произведено это, но самая сущность показывает, что Я – образ ипостаси Отчей ( Евр. 1, 3 ). Весьма кстати присовокуплено «еси» в означение предвечного рождения. Следовательно, о человеческом рождении говорят и псоеледующие слова: родих Тя. Видишь, как отец Себе присвояет и рождение по плоти Единородного Христа». 134

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

1426.  Сеется тело душевное, восстает тело духовное (1 Кор. 15. 44). 1427.  Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его (Евр. 4. 12–13). Collatio VII, caput XIII. 1428. См. Слово о смерти. 1429. Не лишним будет упомянуть здесь, что люди, лишившиеся рук и ног, вполне ощущают присутствие этих членов при теле и способность действовать ими. Такое практическое познание дает ясный намек о существе души, согласно тому, как изображают его святые Отцы. 1430. Откр. 6. 11; 7. 9. 1431. Беседа 16, гл. 8. 1432. Ангелы, которых существо однородно с существом души человеческой, являлись святым Божиим облаченные в белые или светлые одежды (Мф. 28. 3; Лк. 24. 4, Ин. 20. 12, Деян. 1. 10). Святой Андрей, Христа ради юродивый, будучи восхищен в рай, видел себя в одежде, сотканной из молний. И проч. 1433.  …плоти и костей не имеет (Лк. 24. 39). 1434. В московском издании бесед преподобного Макария Великого 1820 года к 9-й главе 4-й беседы приложено примечание, в котором сказано, что некоторые из древних церковных учителей, как то: Ориген, Тертуллиан, преподобный Кассиан, преподобный Макарий Египетский — приписывали Ангелам и душам тончайшие тела, что Иоанн Дамаскин в своем Изложении Православной веры (кн. 2, гл. 3), толкуя сие их мнение, говорит, что они называли их телесными по отношению только к Богу, что прочие учители Церкви, как то: Игнатий, Василий Великий, Григорий Назианзин и Иоанн Златоуст — полагали их «бестелесными и существа ми простыми». Мы сочли нужным дополнить это примечание нижеследующим: святой Иоанн Дамаскин, как в третьей главе 2-й книги, так и во всем Изложении Православной веры, не сделал ни одной ссылки ни на сочинения святого Макария Великого, ни на сочинения преподобного Кассиана Римлянина, а ссылается он наиболее на святого Григория Богослова, потом на святых: Дионисия Ареопагита, Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Нисского и других.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Подробное рассмотрение этих и подобных мест Священного Писания находится у св. Афанасия Великого (в словах против ариан), у св. Василия Великого (в IV книге против Евномия), у св. Григория Богослова и др., писавших против ариан. Но если есть подобные приведенным неявные выражения в Священном Писании об Иисусе Христе, то зато многочисленны, и можно было бы сказать – бесчисленны, места, свидетельствующие о Божестве Господа Иисуса Христа. О Нем свидетельствует евангелие, взятое в целом. Из отдельных мест укажем лишь некоторые, главнейшие. Одни из них говорят, что Сын Божий есть истинный Бог . Другие – что Он равен Отцу. Третьи – что Он единосущен Отцу. Необходимо помнить, что именование Господа Иисуса Христа Богом (Theos) само по себе говорит о полноте Божества. «Бог» не может быть (с точки зрения логической, философской) – «второй степени,» «низшего разряда,» Бог ограниченный. Свойства Божественной природы не подлежат условности, изменению, уменьшению. Если «Бог,» то всецело, а не частично. На это указывает ап. Павел, говоря о Сыне, что «Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол. 2:9 ). Что Сын Божий есть Истинный Бог, говорит: а) Прямое именование Его Богом в Священном Писании: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Иоан. 1:1–3 ). «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» ( 1Тим. 3:16 ). «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам (свет и) разум, да познаем (Бога) истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Иоан. 5:20 ). «Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всеми Бог, благословенный во веки, аминь» ( Рим. 9:5 ). «Господь мой и Бог мой!» – восклицание апостола Фомы ( Иоан. 20:28 ). «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Своею» ( Деян. 20:28 ). «Благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» ( Тит. 2:12–13 ). Что наименование «великого Бога» принадлежит здесь Иисусу Христу, в этом удостоверяемся из построения речи на греческом языке (общий член к словам «Бога и Спаса») и из контекста данной главы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Именно в этом ключе мы и подойдём к теме книги пророка Иеремии. Красота обетования, или основные черты Нового Завета в книге пророка Иеремии Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет ; вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: “познайте Господа”, ибо все сами будут знать Меня ; потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более (Иер 31:31–34). Обетование книги Иеремии бесконечно прекрасно, поскольку благоухает вечной жизнью. По этой-то причине блаженный Августин назвал его пророчеством о небесном Иерусалиме 24 . Наслаждаясь ароматом благоухания пророчества Иеремии, святитель Златоуст сказал, что пророк описывает и “красоту его, показывает черты его и полагает друг за другом признаки, чтобы ты знал, как велико различие нового в отношении ветхого, — различие, не противоположность, как велико преимущество, как велик блеск, как велико сияние даров и благодати. Итак, в чём черты нового?” 25 . Этот вопрос Святитель предложил своим слушателям. Этот же вопрос станет предметом рассмотрения и для нас. 1. Я вложу закон Мой им в сердце, в их сердцах его начертаю 26 Вот первая характерная черта обетования — в том, что здесь — вновь закон, но закон совсем иной. “Ветхий закон был написан на каменных скрижалях и, когда первые скрижали были разбиты, Моисей иссёк опять другие и, там начертав письмена, сошёл со скрижалями, по природе сродными бесчувствию принимающих. А новый не так, — потому что не были иссечены скрижали, когда давался новый завет”, — слышим мы голос святого Златоуста 27 . Как видим, здесь нет места камню, потому что камень не способен вместить обещанный закон. Этот закон, или “закон Духа”, по Феодориту 28 , предназначен для сердца. Именно оно может и должно стать хранилищем, где будет обитать закон, ибо сердце — бездна. Только оно способно вместить Божие, Бога, поскольку бездна бездну призывает (Пс 41:8). К сердцу Адама говорил Бог, и сердце Адама отвечало Ему. “Уставы Нового Завета пишутся не на каменных, но на плотяных скрижалях, как говорит Господь чрез Иеремию, давая тем разуметь, что Церковь примет новый закон в самые внутренние и мысленные хранилища сердца, и заповедей его восхощет зело”, — пишет святитель Афанасий 29 .

http://pravmir.ru/novyiy-zavet-v-knige-p...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010