Впрочем, некоторые факты имеют весьма зыбкую связь с преобразованиями и обязаны этим точке зрения на них данного пустозерского писателя. Здесь уместно обратиться к наблюдению еще одного исследователя протопопова Жития В.С. Румянцевой, которая сообщает, что Аввакум описывает и оценивает события своей жизни под влиянием «тех воззрений, которые сложились у него в 70-е годы» . Для того чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к самому началу протопоповой автобиографии. Речь идет о солнечном затмении «в 162 году (1654 г. – А.В.), пред мором за месяц или меньши» . Это событие примечательно уже тем, что произошло не с Аввакумом, а с архиепископом Симеоном и его спутниками. «…Часа с три плачучи у берега стояли, – сообщает автор Жития, – солнце померче, от запада луна подтекала, по Дионисию , являя Бог гнев свой к людям: в то время Никон отступник веру казил и законы церковныя, и сего ради Бог излиял фиал гнева ярости своея на русскую землю; зело мор велик был…» Собственно говоря, здесь упоминаются два события естественного происхождения – к затмению протопоп присоединяет еще моровое поветрие. Не затрагивая достоверности астрономических рассуждений о «заблудных звездах» и их «подтекании» , которые приводит Аввакум из книги Дионисия Ареопагита, обратим внимание на то, как протопоп толкует эти природные явления. Исходя из вышеуказанного наблюдения В.К. Никольского, что Тобольского владыку, который не поддержал выступление епископа Павла Коломенского против нововведений Патриарха, и боголюбца-протопопа «не разделяла еще пропасть новообрядческих и старообрядческих принципов» , можно сделать вывод о позднейшем происхождении данной трактовки солнечного затмения и последовавшей за ним эпидемии. Есть и другие аналогичные случаи в жизни Аввакума. Вот еще один пример, когда чудесное событие было достаточно произвольно истолковано боголюбцами. Это знаменитое возвещение протопопу Ивану Неронову от «образа… во время молитвы» . «Время приспе страдания! Подобает вам неослабно страдати!» – сообщает нам автор Жития о содержании этого «гласа» со слов очевидца чуда – Неронова.

http://bogoslov.ru/article/4789778

Но та же самая деятельность, которая так привязывала к Аввакуму одних, обращая их в покорных учеников протопопа, восстановляла против него других. Его резкие проповеди и обличения задавали чересчур много интересов и по тому самому не могли не вызывать сильного отпора, постоянные же столкновения с окружающими создавали вокруг него массу врагов. На протопопа пошли жалобы, за полтора года «пять слов государевых сказывали» на него, и наконец слухи о его энергичной пропаганде против новшеств патриарха дошли до Москвы. Оттуда прислан был указ – ехать Аввакуму дальше в ссылку на Лену. Одновременно с этим получил он из столицы известие, что два его брата, жившие на Верху у царицы, равно как их жены и дети, умерли во время мора, бывшего перед тем в России. Со стесненным сердцем поехал протопоп в назначенную ссылку, а уже в Енисейске застал его новый указ, повелевавший ему ехать в Даурию с отправлявшимся туда под начальством воеводы Афанасия Пашкова военным отрядом. Пашков получил поручение искать в Даурской земле пашенных мест со всякими угодьями и на таких местах для укрепления русского владычества ставить остроги; к этой-то экспедиции был прикомандирован и Аввакум в качестве священника и в этом новом своем положении он очутился в непосредственной зависимости от начальника отряда, Пашкова. При широкой власти, какой пользовались тогда отдельные воеводы, очень мало подвергавшиеся контролю со стороны центрального управления, они являлись по большей части вполне самовластными правителями, а царившая грубость нравов часто накладывала на их самоуправные действия еще и отпечаток крайней жестокости. В Сибири, откуда жалобы населения и служилых людей не скоро могли дойти до Москвы, такой порядок давал себя чувствовать сильнее, чем где-бы то ни было; здесь произвол воевод часто принимал такие грубые формы, какие все-таки невозможны были в областях Европейской России. Пашков, в отряд которого попал Аввакум, был именно типичным образцом такого администратора: глубоко невежественный, грубый, жестокий, одаренный в большой мере суеверием и в очень малой какими-либо религиозными понятиями, он представлял из себя как бы образчик беспощадной материальной силы: «Суров человек, – говорит о нем Аввакум, – беспрестанно людей жжет, и мучит, и бьет». Казни, плети и кнуты, пытки, в большинстве случаев кончавшаяся также смертью подвергшихся им лиц, служили у него обыкновенными средствами поддержания дисциплины среди подчиненных. И этому-то человеку дано было из Москвы еще специальное приказание строго наблюдать за Аввакумом и «мучить» его. При наличности таких условий непривлекательная будущность открывалась теперь перед ссыльным протопопом, особенно если принять во внимание и все трудности и опасности далекого пути. Сравнительно с нею и жизнь в Тобольске со всеми ее невзгодами можно было счесть привольной.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/protopop...

«P. S. Другой пример был еще при преосв. Варлааме 39 . Он послал протопопа обращать в Оренбургской губернии иноверцев. Такой восстал бунт, что Генерал-Губернатор прислал нарочного к Варлааму, и протопопа взяли, и бунт насилу уняли» 40 . «Обращение иноверцев, – говорит в другом письме преосв. Евгений, – по указу о льготе и здесь в истекшем году, как видно из присылаемых за год ведомостей о обращающихся, значительно умножилось. Я с намерением этот указ по получении велел по всем церквам разослать и внушать иноверцам, но отнюдь не грозя и не принуждая. Ох! пуганая ворона куста боится и проч.» 41 В письме 1829 г. от 2 Марта преосв. Евгений говорит, что «он получил от Обер-Прокурора предложение, чтобы послать миссионеров по епархии для обращения иноверцев, и чтоб представить о том проект. А в письме от 30 Апреля 1829 г. он писал: «по миссионерству я и досель ни шагу. Желающих нет. Кого же послать?! Впрочем, составили все отзывы, представлю о положении им. Тогда же, может быть, не скорее ли найдем охотников, ежели будет хорошее положение. Нам не видать благородного духовенства, пока не будет достаточного оклада, с уничтожением акциденций за требы. Это подьяческое основание есть язва для нравственности духовенства. Но мне кажется, казна не в силах положить хороший оклад» 42 . Преосв. Тобольский Евгений, между прочим, опасался, как бы его не перевели из Тобольска в Казань, где епархия была в то время в жалком положении, по причине отступничества крещённых Татар в мухаммеданство. В одном из своих писем к Епископу Кириллу он писал: «замечание Ваше на счет Казанской паствы есть повторение того, что писал о ней ко мне Каменец-Подольский, которому по связям весьма коротко известна сия епархия 43 . Потому-то я благодарю Господа, что мимо иде меня чаша сия 44 . Новость Ваша о истреблении остатков язычества по намерению радостна, по мерам удивительна... Но у Вас миссия как ни есть, да спеет, – писал преосв. Евгений к преосв. Кириллу 2 Мая 1831 г. о Казанском слышно, что он окрестил до 3 000, да теперь оглашено и готовятся к Маю 300 душ. Но я неключимый...» 45 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

670 Житие боярыни Морозовой, княгини Урусовой и Марьи Даниловой//Материалы для истории раскола... Т. VIII. С. 160; Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе... С. XXIV–XXV. 673 Об отношении к старой вере царицы Марьи Ильиничны видно из ее постоянных заступничеств за Аввакума (см.: Аввакум. Сочинения... С. 58); не менее хорошие отношения, видимо, были у нее и с отцом Иваном Нероновым, который неоднократно писал ей из ссылки (см.: Материалы для истории раскола... Т. I. С. 80–83). Царевна Ирина Михайловна послала ризы Аввакуму еще во время его пребывания в Тобольске (Аввакум. Сочинения... С. 234), а Аввакум писал ей даже будучи в ссылке в Пустозерске (Житие протопопа Аввакума... С. 202–205). 674 Аввакум. Сочинения... С. 62; ЛЗАК. Т. 24. С. 52–72; Материалы для истории раскола... Т. VII. С. 413. 683 Тхоржевский С. Указ. соч. С. 119–121; Крестьянство и националы в революционном движении, 1666–1671 гг. Разинщина. М – Л., 1931. С. 255. 691 ЛЗАК. Т. 24. С. 315; Аввакум говорит о смерти Авраамия, но не указывает времени его казни. См.: Аввакум. Сочинения. С. 57, 65. 702 Кроме рода Морозовых к этой группе знатных родов в то время еще принадлежали князья Черкасские, Воротынские, Трубецкие, Голицыны, Хованские, Одоевские, Пронские, Репнины, Прозоровские, Буйносовы, Урусовы, Хилковы; из нетитулованной аристократии в нее кроме Морозовых входили Шеины, Салтыковы и Шереметевы. Старшие представители этих семей попадали в бояре, минуя младшие дворцовые и государственные чины. (См.: Соловьев С.М. Т. VII (XIII). С. 62). 704 Переписка княгини Е.П. Урусовой со своими детьми//Подг. Н.Г. Высоцкий//Старина и новизна. 1916. Кн. XX. Стр. 14–48. 719 Семен Денисов. История о отцех и страдальцах соловецких//Есипов Г.В. Раскольничьи дела XVIII столетия. Т. II. СПб., 1863. С. 27. 721 Семен Денисов. История о отцех и страдальцах соловецких. С. 47–50; Досифей (Немчинов), архим. Указ. соч. Т. III. С. 162. 728 Материалы для истории раскола... Т. VII. С. 53–63; ЛЗАК. Т. 24. С. 229–262; Робинсон А.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания... С. 179–202.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Н.К. Смирнов Приложение Из «Духовного Регламента», ч. II, п. 2 Должни наипаче епископы знать степени однородства и сродства, и каковые могут вместить в себе супружество, а каковые не могут, или по заповеди Божией, в книгах левитских, глава 18-я, или по церковной, в канонах отеческих и царских. Сами бы сие ведали, а не па иного кого спускались, хотя бы и был у них искусный в сем человек. Именной указ от 23 ноября 1752 года (В «Полн. Собран. Закон.» т. XIII, под 10050). О неразводе бракосочетавшихся за кумовство, учиненное в противность правил св. отец и Духовного Регламента. без предварительного доклада, Ея Императорскому Величеству. Сего ноября в 21 день Ея Императорское Величество соизволила повелеть мне 54 объявить именный свой Императорского Величества указ св. правительствующему Синоду, дабы оный свят. Синод, по имеющимся делам тобольской епархии города Тары протопопа Ивана Зуева, ростовской епархии села Еремейцова попа Афанасия Матвеева, которые за кумовство, яко бы учиненное в противность правилам св. апостол и отец, от сожития с женами их разведены, по прежнему к тому их сожитию с женами их, яко невиновных, допустить и быть им по прежнему в своих местах; и впредь таких подобных дел разводам, кроме самых настоящих вин ежели учинены будут от кого либо в противность правилам св. апостол и св. отец и Духовного Регламента, отнюдь не чинить, а которые в том явятся впредь, об оных доносить Ея Императорскому Величеству. Указ св. Синода от 31 марта 1767 г. (В «Полн. Собр. Закон.» т. XVIII, под 12860). – О подтверждении епархиальным архиереям, чтобы они сами собою не разводили браков между лицами, состоящими в сватовстве или кумовстве. Свят. Правит. Синод из произведенных в св. Синоде дел усмотри, что в некоторых епархиях преосв. архиереи, последуя одним только положенным в Кормчей книге о присвоениях росписаниям, чинят разводы и таким бракам, которые имеют между собою по сватовству только и по кумовству неблизкое присвоение, о чем как в слове Божии и в правилах св. апостол и отец точного узаконения не положено, так и по именному блаженные и вечнодостойные памяти, Государыни Императрицы Елизаветы Петровны 752 года ноября 21 (23) дня указу разводов кроме самых настоящих вин, чинить запрещено, а об оных св. Синоду представлять велено; о чем и во все епархии к преосв. архиереям из св. правит. Синода и указами ж тогда ж подтверждено. Того рода Приказали: и ныне как к синодальным членам, так и в прочие епархии к преосв. архиереям подтвердить еще указами, чтоб таким бракам, кои не от крове, но от сватовства или кумовства в дальнем присвоении состоят, епарх. архиереи сами собою формальных разводов не чиня, по произведении подлежащих о том следствий, представляли бы святейшему правительствующему Синоду на рассмотрение с мнением. Указ св. Синода от 19 сентября 1787 года

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/iz-...

Это был просто «мужик-неук». Он не стриг волос на голове и не чесал их, отчего и получил кличку «Волосатый». Главным местом его деятельности были леса вязниковские и муромские. 46 В уезде Романовском расколу дали приют знаменитое Пошехонье – тогда обширная лесистая волость – и сам Романов. Поликарп Петров, родом из Романова, человек состарившийся в служении расколу и ради его «вся красная презре и бездомок бысть», затем – пошехонский поп Семен, отчаянный расколоучитель, наконец – подьячий из Романова Иван Григорьев, возвышавшийся над толпою своим подьяческим пером: вот главнейшие участники пошехонского «сонма». 47 Обширным поприщем для распространения раскола служила еще Сибирь. Отдаленность страны от Москвы и удобство скрываться от надзора привлекали сюда много переселенцев. Главным средоточием раскола была тобольская область и первые важнейшие события из внутренней жизни сибирского раскола имели место именно здесь. 48 Прежде всего следует указать на «пустынь» в Тобольском уезде на речке Березовке, которую «завел» черный поп Даниил. В мире он носил имя Дометиана и служил попом при Знаменской церкви в Тюмени. Привлеченный за непринятие новоисправленных книг к суду, он еще в 1666 году был послан в Пустозерский острог вместе с известным попом Лазарем, но чрез несколько лет, неизвестно каким путем, снова объявился в Сибири. «Прост был человек», – по отзыву о нем протопопа Аввакума, которому Даниил также был знаком, – но расколу горячо был предан. Пустынь его кончила существование в ночь на 6 января 1679 года. 49 По примеру Даниила заводили сборища другие расколоучители. 50 Особенную известность приобрел ученик Даниила Яков Лепихин, бывший атаман в Верхотурье. 51 3. Примечание об особом значении для жизни раскола его деятелей. – Значение разделения раскола по центрам Таковы были центры, в которых раскол приютился в начальный период своей истории, таковы его деятели. Личность деятелей раскола имела тогда особенно важное значение, даже более, чем это было когда-либо потом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Материалы для истории раскола… Т. VII. С. 213. ЛЗАК. Т. 24. С. 157—162. Материалы для истории раскола… Т. VII. С. 262—266. Там же. С. 6. Там же. С. 8. Житие боярыни Морозовой, княгини Урусовой и Марьи Даниловой//Материалы для истории раскола… Т. VIII. С. 160; Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе… С. XXIV-XXV. Pascal P. Op. cit. P. 456. Евфросин. Указ. соч. С. 11—22. Об отношении к старой вере царицы Марьи Ильиничны видно из ее постоянных заступничеств за Аввакума (см.: Аввакум. Сочинения… С. 58); не менее хорошие отношения, видимо, были у нее и с отцом Иваном Нероновым, который неоднократно писал ей из ссылки (см.: Материалы для истории раскола… Т. I. С. 80—83). Царевна Ирина Михайловна послала ризы Аввакуму еще во время его пребывания в Тобольске (Аввакум. Сочинения… С. 234), а Аввакум писал ей даже будучи в ссылке в Пустозерске (Житие протопопа Аввакума… С. 202—205).       30. Казни и тюрьмы: 1670—1676   Зима 1669—1670 годов была очень неспокойной. На Дону волновались голутвенные казаки, которые готовились к большой войне против московского правительства. Дела в Малороссии принимали все более сложный характер, и на ее границах под главенством Дорошенко сосредоточивались большие силы крымских татар и запорожских казаков, занявших недружелюбную России позицию. Надежды на избрание Алексея Михайловича или одного из его сыновей в короли Речи Посполитой исчезали. Переговоры с Польшей и Швецией о вечном мире, который уже давно должен был быть заключен, бесконечно затягивались. Немудрено, что подобные условия — грозящей анархии на юге и военной опасности на других рубежах страны — подсказали московскому правительству мысль о необходимости навести порядок внутри самой столицы и показать свою решимость в отношении все еще не смирявшихся церковных мятежников. Письма, челобитные и трактаты, которые посылали из Пустозерска тамошние узники, затягивавшаяся блокада Соловецкой обители и наконец страстная пропаганда Авраамия, проповедовавшего, что все власти попали под влияние Антихриста, показывали, что, несмотря на все решения собора, активность церковной оппозиции делается все более и более опасной для духовного единства и спокойствия страны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=980...

    Продолжение следует…   Приложение Исцеление чернеца от пьянства В Тобольске граде прииде ко мне в дом искуситель, чернец пьяной, и кричит: «учителю, учителю, дай мне скоро царство небесное!» — часу в пятом или в шестом нощи. Аз с домочадцы кануны говорю. Кричит чернец неотступно. Подумаю: «беда моя, что сотворю?» Покинул правило говорить, взял ево в ызбу и рекох ему: «чесо просиши?» Он же отвещав: «хощу царства небеснаго скоро-скоро!» Аз же глаголю ему: «можеши ли пити чашу, ея же ти поднесу?» Он же рече: «могу, давай в сий час, не закосня». Аз же приказал пономарю стул посреде избы поставить и топор мясной на стул положить: вершить черньца хощу. Еще конатной толстый шелеп приказал сделать. Взявше книгу, отходную стал ему говорити и со всеми прощаца. Он же задумался. Таже на стул велел ему главу возложити, и шелепом пономарь по шее. Он же закричал: «государь, виноват! Пощади, помилуй!» И пьянство отскочило. Ослабили ему. Пал предо мною. Аз же дал ему чотки в руки, пол­тораста поклонов пред Богом за епетимию велел класть. Поставил его пономарь в одной свитке, мантию и клабук снял и на гвоздь повесил. Я, став предо образ Господень, вслух Исусову молитву говоря, на колени поклоняюся. А он последуя, стоя за мною, также на колени. А пономарь шелепом по спине. Да уже насилу дышать стал, так ево употчивал пономарь-ет. Вижю я, яко довлеет благодати Господни; в сени ево отпустили отдохнуть, и дверь не затворили. Бросился он из сеней, да и чрез забор, да и бегом. Пономарь-ет кричит вслед: «отче, отче, мантию и клобук возьми!» Он же отвеща: «горите вы и со всем! Не до манатьи!» С месец времяни минув, пришел в день к окошку, молитву искусно творит и чинно. А я чту книгу Библею. «Пойди,— реку,— Библею слушать в избу». И он: «не смею-де, государь, и гледеть на тебя. Прости, согрешил!» Я простил ево со Христом и велел манатью отдать. Потом издали мне в землю кланяется. И архимарита и братию стал почитать, и воеводы мне ж бьют челом. А до тово никто с ним не смел говорить. Аввакум, протопоп. Письма и послания Симеону (3)./Житие Аввакума и другие его сочинения. Под ред. А.Н.Робинсона. М, 1991. С.151-152.

http://bogoslov.ru/article/4789778

Первой и типической личностью выступает пред нами протопоп Аввакум. Это был человек железной воли и непреклонного, неуступчивого характера, фанатик в преследовании своих целей и в защите своих убеждений. В приход, где он был священником, приходят музыканты с медведями. Аввакум считает такое скоморошество грехом. Без дальних околичностей он ломает маски и бубны; один медведь избит им, другой выпущен в поле. В другой раз призывают его благословить сына одного важного боярина. У боярского сына выбрита борода – этого довольно, чтобы Аввакум наотрез отказал в благословении: выбритая борода, по выражению Аввакума, – «блудоносный образ» 57 . Раз Аввакум решился унимать блуд по соседству; до полутора тысяч мужиков и баб окружили его и сильно избили за такую попытку. В Тобольске Аввакум с местным архиереем велели тело сына боярина Петра Бекетова кинуть на улицу собакам 58 . Во всех этих поступках виден человек, не отступавший ни перед кем и ни перед чем, если его задевали за живое. Явное расположение женской половины царского семейства (Аввакум говорит о спорах царя Алексея Михайловича с супругой из-за старообрядцев), сочувствие бояр, большинство которых было враждебно Никону, и нерешительность в характере Алексея Михайловича, – все это много содействовало тому, что личный враг Никона – Аввакум приобрел большой вес и сделался предводителем большой партии. У Аввакума были подобные же сподвижники: Логин, когда его расстригли из священников, плевал через порог в алтарь на Никона и сняв с себя рубашку бросил ее ему в глаза. Надобно заметить, что эта сцена происходила в присутствии царицы 59 . Священник Неронов, по удалении Никона, дозволял себе останавливать службу в Успенском соборе, когда пели тройную аллилуию и запрещал петь ее 60 . Каковы были расколоучители, таковы и многие из их последователей. Когда в Ниловой пустыне стали служить на пяти просфорах по новому положению, предстоящие воспротивились. Пономарь ударил священника кадилом с горячими угольями в голову так, что уголья разлетелись.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskol-i...

К сему же доброе и ласковое обхождение архимандрита с знатными господами покрывало и помогало крещеным. И ныне можно приводить в святую веру христианскую с таким же порядком и обхождением. В 1764-м году привезен от Кяхты в Пекин переметчик Петр Калман, которой был вместо сына у тобольскаго купца Владимерова. Сей переметчик принят был в школу российскаго диялекту для точнаго изъяснения российских сведений, за что и оженат был знатно. В 1771-м году пожалован он был офицером осьмаго степени и учинен в вышеписанной школе вице учителем. В том же году привезены были в Пекин четыре переметчика, ссыльныя запорожцы, которыя убежали из серебряных заводов нерчинских: Филип Большой, Андрей Плаха, Данило Третьяков, Федор Таран. Сии определены были салдатами в рускую сотню и на китайских девицах крещеных женилися. В 1765-м году солоны восточныя взяли в плен на реке Амуре троих промышленных: Иосифа Достовалова, Степана Протопопова, Филипа Оплеухина, которых Трибунал отдал было архимандриту во услужение, но в 1768-м году по указу богдыханскому посланы были в Гуаннтунскую губернию слугами. В 1766-м году привезен был в Пекин переметчик из Селенгинска казак Максим Суровцов, которой за свои непорядки долго содержался в Трибунале. В том же году привезено было в Пекин восемь человек ссыльных, которыя убежали из серебряных заводов Нерчинских, да восемь человек раскольников, которыя убежали из Селенгинска, бывши уже салдатами. В 1767-м году привезено было переметчиков в Пекин от Усть-Каменегорской крепости шесть человек, да шестярых от реки Аргуня. В сем году по указу богдыханскому послано из вышеписанных переметчиков тритцать три человека в Фудзяньфу и Гуаннтунн губернии, где определены гварнизонными конными салдатами. В 1768-м году привезено было в Пекин девять человек, из которых четыре захвачены были за рекою Аргуном, а пять человек недалеко от Усть-Каменегорской крепости. В месяце июле сего ж года по указу богдыханскому сии девять пленники да трое, данныя от Трибунала во услужение архимандриту, посланы невольниками (за то, что не хотели быть верноподданными китайскому богдыхану) в Фудзяньфу и Гуаннтунн губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010