21. Амвросий Рождественский (Вещезеров) 28 окт. 1822 перев. из Вятки; † 14 февр. 1825. Погребён в Софийском соборе. 22. Евгений Казанцев 30 сент. 1825 перев. из Пскова, а 7 авг. 1831 – в Рязань. 23. Павел Павлов (Морев) 7 авг. 1831 перев. из Могилева; † 18 дек. 1831. 24. Афанасий Протопопов 24 янв. 1832 перев. из Нижнего-Новгорода; † 21 сент. 1842. Погребён в Софийском соборе. 25. Владимир Алаудин , еписк., 14 нояб. 1842 перев. из Кострома; † 20 мая 1845. 26. Георгий Ящуржинский 30 июня 1845 перев. из Архангельска; † 1 апр. 1852. 27. Евлампий Пятницкий 16 июня 1852 перев. из Вологды; 30 июля 1850, по прошению, уволен; † 12 мар. 1862, в Свияжском мнтре. 28. Феогност Лебедев , еписк., 31 июля 1856 перев. из Вологды; 8 апр. 1862 пожалован архиепископом, а 27 сент. перев. в Псков. 29. Варлаам Успенский , архиеп., 7 окт. 1862 перев. из Пензы; уволен, за старостью, 12 апр. 1872. Ныне (1875?) в Москве, в Златоустовом мнтре. 30. Ефрем Рязанов , еписк., 25 мар. 1874 возведён из викариев. Указом 25 февр. 1871 учреждено викариатство, местопребывание в Тобольском Знаменском мнтре. Епископ Березовский Ефрем Рязанов , из архим., членов С.-Петербургского духовного цензурного комитета, хирот. 7 мар. 1871. 25 мар. 1874 сделан Тобольским епархиальным. Монастыри 1 Знаменский, в Тобольске, до 1623 Успенский; ныне второклассный. [IV, 207; Вивл. III, 124, 141.] Архимандриты Мефодий , 1610–23, послан в Мангары. Тарасий , 1623–25. Герасим , 1626 и 27. Варлаам , 1641 и 42. Иосиф , 1651–62. Герасим , 1675–78 Матфей , 1685. Моисей , 6 янв. 1688. Феофан Леонтович в 169… перев. из Духова Виленского. Игнатий , в окт. 1700. Филарет , 1702. Порфирии , 1744–57. Михаил Миткевич (перев. из Тюменского?) 1758–72, 2 авг. хирот. в еписк. Иркутского. Илия Шумилевич , 1773–84. Геннадий , 1786–94, уволен на покой; († 1815). Вениамин Жуков производен 7 окт. 1794, а 10 авг. 1799 перев. в Кириллов под Новгородом. Михаил Бурдуков , 1799–1810, 18 окт. перев. в Калязин. Филарет Амфитеатров перев. из Уфимского Успенского 18 окт. 1810, а 2 дек. 1813 перев. в Иосифов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При М. активизировалась миссионерская деятельность в Вост. Сибири, более половины населения к-рой составляли буряты, эвенки, якуты, камчадалы, алеуты и др. коренные народности. По словам прот. Г. Гнедича, епископ, совершая объезд епархии, «был в Якутске, у прибрежных жителей Охотского и Ледовитого морей и у американцев. От Уральских гор изволил путешествовать до Восточного океана к племенам ламайских поклонников, последователей Магомета». Особое внимание М. уделял отдаленным окраинам Иркутской епархии, в т. ч. тракту от Иркутска до Охотска. По этой дороге в летнее время направлялись сотни караванов до Охотска, Гижигинска, Камчатки, североамер. колоний и на протяжении более 1 тыс. верст не было ни одного храма. Находившиеся здесь на постоянной службе казаки и православные русские жители не имели возможности ни причаститься, ни повенчаться, ни крестить детей, ни по-христиански похоронить умерших. М. добился ассигнования (10 тыс. р. серебром) на постройку домов для духовенства в Петропавловском порту. По его инициативе на севере Камчатки были устроены 2 церкви: Драникинская во имя свт. Иннокентия (Кульчицкого), еп. Иркутского, и Лесковская во имя свт. Николая Чудотворца. Благодаря усилиям архиерея Синод учредил миссионерские станы в Селенгинске, Кулях и Укыре ( Нестор (Анисимов). 1910. С. 21). Вместе с Тобольским и Сибирским архиеп. Афанасием (Протопоповым) М. выступил с инициативой образования 2 новых епархий - Томской и Енисейской. Свое предложение архиереи мотивировали увеличением количества церквей в регионе. В 1834 г. была учреждена Томская епархия, в составе к-рой оказались отошедшие от Иркутской епархии Енисейское, Красноярское и Канское духовные правления ( Наумова. 1996. С. 99). Суровый сибир. климат подорвал и без того слабое здоровье святителя, к-рый подал в Синод прошение о переводе его в одну из укр. губерний. 22 июня 1835 г. М. возглавил Слободско-Украинскую епархию с кафедрой в г. Харькове. 18 авг. того же года в кафедральном соборе состоялось прощание М. с иркутской паствой, а 9 нояб. он прибыл в г. Харьков. Здесь поселилась и его родная сестра Анна Ивановна с ослепшим мужем свящ. Петром Лисневским и сыном Николаем.

http://pravenc.ru/text/2562820.html

м. архим. Иоасаф безуспешно направлял в Синод прошения о возобновлении этой традиции. Казанский Преображенский мон-рь. Фотография. 1914 г. Казанский Преображенский мон-рь. Фотография. 1914 г. Настоятели К. м. часто становились архиереями. В 1567-1576 гг. К. м. возглавлял архим. Иеремия (впосл. архиепископ Казанский и Свияжский), участвовавший в деяниях Собора 1572 г. и в отпевании архиеп. Казанского свт. Германа . В 1588-1589 гг. в обители настоятельствовал архим. св. Ермоген (впосл. 1-й митрополит Казанский и патриарх Московский), в 1590-1593 гг.- архим. Галактион (впосл. архиепископ Суздальский), в 1613-1629 гг.- архим. Макарий (впосл. архиепископ Астраханский; 1638), в 1744-1748 гг.- архим. Вениамин (Пуцек-Григорович) (впосл. митрополит Казанский), в 1766-1767 гг.- архим. Иероним (Фармаковский) (впосл. епископ Владимирский), в 1772-1785 гг.- архим. Платон (Любарский) (впосл. архиепископ Екатеринославский), в 1790-1794 гг.- архим. Амвросий (Орлин) (впосл. епископ Рязанский), в 1798-1799 гг.- архим. Ксенофонт (Троепольский) (впосл. архиепископ Подольский), в 1799-1808 гг.- архим. Антоний (Соколов) (впосл. архиепископ Подольский), в 1808-1816 гг.- архим. Епифаний (Канивецкий) (впосл. епископ Воронежский), в 1816-1817 гг.- архим. Афанасий (Протопопов) (впосл. архиепископ Тобольский). В 1774-1836 гг. из-за разрушения архиерейского дома в кремле К. м. служил городской квартирой Казанских архиереев, основная резиденция к-рых находилась в загородном архиерейском доме. В 1744-1854 гг. настоятелями К. м. являлись ректоры КазДС (в 1797-1818 «старой» КазДА), с 1854 г.- епископы Чебоксарские, викарии Казанской епархии, с 1898 г.- епископы Чистопольские, ректоры КазДА, с 1907 г.- епископ Мамадышский, викарий Казанской епархии, а с 1911 г.- наблюдатели (руководители) миссионерских курсов. Всего 12 настоятелей управляли мон-рем в архиерейском сане, в т. ч. в 1907-1911 гг.- еп. Андрей (Ухтомский) . С июля 1912 г. К. м. возглавлял сщмч. Иоасаф (Удалов) , сначала в сане игумена, а с 1920 г.- уже будучи викарным епископом.

http://pravenc.ru/text/1319818.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @7306@ Подпись к иллюстрации: Афанасий (Протопопов), архиеп. Тобольский и Сибирский Размер файла: 44.27 Кб Кто разместил: Татьяна Анатольевна Брагина Дата размещения 26.09.2012 09:54:30 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/7306.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АФАНАСИЙ (ПРОТОПОПОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Афанасий (Протопопов), архиеп. Тобольский и Сибирский Редакция текста от: 26.09.2012 10:50:16 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/22036.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Старообрядчество АВВАКУМ Петров (1620 - 1682), протопоп (лишенный сана), крупнейший деятель раннего старообрядчества, расколоучитель АВРААМИЙ (Венгерский Алексей Иванович; † 1702), инок, один из руководителей раннего урало-сибир. старообрядчества, писатель, владелец б-ки АЗАРИЯ (Азарий; † после 1674), инок Соловецкого мон-ря, один из руководителей соловецкого восстания 1667-1676 гг. АЛИМПИЙ (Гусев Александр Капитонович; род. в 1929), митр. Московский и всея Руси старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии АМФИЛОХИЙ (Журавлёв Афанасий Семенович; 2-я пол. XIX – 1933), еп. Пермский и Тобольский старообрядческой Церкви АНДРЕЕВ Матвей (кон. XVII-1-я пол. XVIII вв.), старообрядец-поповец, автор полемических " бесед " и посланий против федосеевцев АНТИПИН (Самоварников; 2-я пол. XIX в.-1918) Андрей Алексеевич, глава всероссийского об-ва старообрядцев-беспоповцев спасова согласия АНТОНИЙ (Поромов Афанасий Григорьевич; 1855-1918), еп. Пермский и Тобольский старообрядцев Белокриницкой иерархии АРИСТАРХ (Калинин Афанасий Спиридонович; 1907-2000), архиеп. Новозыбковский, Московский и всея Руси Древлеправославной Церкви АРСЕНИЙ (Швецов Анисим Васильевич; 1840-1908), еп. Уральский и Оренбургский старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию БАТОВ Дионосий Васильевич (1825-1910), наставник общины брачных старообрядцев-поморцев, апологет поморского согласия БЕЛОВОДЬЕ по преданиям старообрядцев, легендарная страна к востоку от России, где сохранилась " древлеправославная " иерархия БОГАТЕНКО Яков Алексеевич (1875 – 1941), старообрядческий реставратор-иконописец, уставщик и регент, исследователь знаменного пения, публицист

http://pravenc.ru/rubrics/121918.html

Спасенный от расстрижения благодаря заступничеству царя, А. был передан в Сибирский приказ, а 17 сент. 1653 г. «за ево многое бесчинство» сослан с семьей в Тобольск, где проживал с кон. дек. 1653 по конец июля 1655 г. Здесь А. пользовался покровительством тобольского воеводы В. И. Хилкова и Сибирского архиеп. Симеона, добившегося для него разрешения служить в кафедральном Софийском и Вознесенском городском соборах. Тем не менее, как вспоминал впосл. А., «в полторы годы пять слов государевых сказывали на меня» (т. е. было отправлено 5 доносов на А.). Особенно острое столкновение произошло у него с архиепископским дьяком И. В. Струной. И хотя благодаря поддержке владыки дело закончилось в пользу протопопа, эти события повлияли на его судьбу: было велено перевести А. с семьей под стражей в Якутский острог с запрещением служить литургию. А. доехал только до Енисейска, т. к. поступил новый указ - отправить его в Даурию вместе с отрядом воеводы А. Ф. Пашкова. Во время похода, начавшегося 18 июля 1656 г., между А. и воеводой, отличавшимся крутым нравом, сложились крайне неприязненные отношения. Уже 15 сент. 1656 г. А. был по приказу последнего наказан кнутом на Долгом пороге за «малое писанейце», в к-ром воевода осуждался за грубость и жестокость. Тогда же казаками и служилыми людьми была составлена инспирированная Пашковым челобитная на имя царя, обвинявшая А. в том, что он написал «воровскую составную память», «глухую, безымянную», направленную против «начальных людей» с целью учинить смуту. Челобитчики требовали смертной казни А. По прибытии отряда Пашкова 1 окт. 1656 г. в Братский острог А. был заключен в холодную башню, где сидел до 15 нояб. В мае 1657 г. отряд двинулся дальше, через Байкал, по Селенге и Хилку до оз. Иргень, а оттуда волоком до р. Ингоды, затем по Ингоде и Шилке, достигнув в нач. июля 1658 г. устья р. Нерчи. Весной 1661 г. А. по приказу из Москвы с семьей и неск. людьми отправился в обратный путь через всю Сибирь, охваченную восстаниями коренных народов. В 1662-1663 гг. он зимовал в Енисейске, с кон. июня 1663 по сер. февр. 1664 г. жил в Тобольске, где был связан с находившимися здесь в ссылке за приверженность к старым обрядам романовским попом Лазарем и Патриаршим подьяком (иподиаконом) Федором Трофимовым, а также однажды виделся с ссыльным Юрием Крижаничем , описавшим в 1675 г. эту встречу. Не позднее мая 1664 г. А. прибыл в Москву. Во время почти 11-летней сибирской ссылки А. довелось вытерпеть невероятные лишения и голод, преодолеть много опасностей, пережить смерть 2 сыновей. В Сибири родилась слава протопопа как героя и мученика за «старую веру», развился его талант проповедника. Позднее он вспоминал, что, возвращаясь в Москву, «по всем городам и селам, в церквах и на торгах кричал», обличая «никонианские» новшества. В Сибири осталось немало его учеников и последователей.

http://pravenc.ru/text/62574.html

А. В. Кузьмин XVII в. В первые годы Смуты (1604-1608), оказавшись в стороне от основных событий, вологодское духовенство последовательно признавало власть царей Феодора Борисовича Годунова, Лжедмитрия I и Василия Иоанновича Шуйского . В 1607 г. Вологодский архиеп. Иоасаф получил от царя Василия Иоанновича несудимую грамоту на вотчины. В следующем году архиеп. Иоасаф под угрозой расправы был вынужден принести присягу Лжедмитрию II после занятия Вологды войсками самозванца. В нояб. 1608 г. тушинцы были изгнаны из города. По мнению Массы, признание Лжедмитрия II «пошло бы по всей стране, когда бы вологжане зимою следующего года снова не перешли (на сторону Москвы)». 22-25 сент. 1612 г. интервенты ненадолго захватили город, Вологда еще раз была разграблена и сожжена в 1613-1614 гг. войсками атамана Баловня. 1 мая 1614 г. со стороны р. Шексны, вол. Череповесь и Белозерского у. на территорию В. е. напали «воры казаки и черкасы», опустошившие волости, где находились владения архиерейской кафедры, а также Павло-Обнорский, Корнилиев Комельский и Николо-Катромский мон-ри. В 1609-1612 гг. в Вел. Перми воевода М. М. Годунов поддерживал царя Василия Шуйского, состоял в переписке с настоятелем Троице-Сергиева мон-ря архим. прп. Дионисием (Зобниновским) и келарем Авраамием (Палицыным) , призывавшими к борьбе с интервентами. Архиерейские палаты с ц. в честь Рожде-ства Христова в Вологде. 1667–1671 гг. Фотография. Кон. ХХ в. Архиерейские палаты с ц. в честь Рожде-ства Христова в Вологде. 1667–1671 гг. Фотография. Кон. ХХ в. В 1623 г. Вологодский архиеп. Корнилий получил от царя Михаила Феодоровича несудимую грамоту на вотчины. Вологодский архиеп. Варлаам в 1631 г. добился от царя увеличения архиерейских вотчин, в 1634 г. получил на них жалованную и несудимую грамоту. В следующем году он получил 2 царские грамоты с требованием послать в недавно учрежденную Тобольскую епархию архимандрита или игумена, протопопа, иеромонахов и белых священников; духовенство В. е. должно было собрать для переселенцев по 30 или 40 р. на человека. Из В. е. в Тобольск отправились архим. Герасим из Спасо-Каменного мон-ря, его келейный старец Иона, протопоп Григорий Пототурин, 6 священников и 3 иеромонаха (РИБ. Т. 2. 1641. 1-4. Стб. 582-596). Архиеп. Маркелл в 1649 г. свидетельствовал мощи прп. Кирилла Новоезерского , в 1650 г., после пожара в Спасо-Каменном мон-ре, переложил в новую раку мощи блгв. кн. Иоасафа Каменского. Архиерей установил 2 крестных хода в Вологде: по случаю чуда прп. Галактиона о бездождье (1652) и в связи с прекращением эпидемии чумы после постройки обыденной Спасо-Всеградской ц. (1654). Между 1667-1670 гг. по повелению архиеп. Симона были построены архиерейские палаты с домовой ц. в честь Рождества Христова, в 1671-1675 гг.- каменная ограда архиерейского двора.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Свт. Нектарий Тобольский. Фрагмент росписи «Собор Сибирских святых» собора Абалакского мон-ря. 10-е гг. XXI в. Свт. Нектарий Тобольский. Фрагмент росписи «Собор Сибирских святых» собора Абалакского мон-ря. 10-е гг. XXI в. Н. установил в пустыни строгий общежительный порядок: «...хмельному питию не быть, и священники и братья в монастыре и вне монастыря хмельнаго питья не пили б и платье носили б и пили и ели б ис обще монастырское казенное, а своим ничего не называли» (ААЭ. Т. 4. 165. С. 218). В «Заповеди» насельникам Ниловой пуст. Н. писал: «На сем святем месте на отоце Селигера озера по божественному гласу жил преподобный отец наш Нил чудотворец двадесять семь лет, пребывал в посте, и в молитве, и в трудах, а хмельного пития не пивал, и отыде в вечный покой… И аз, многогрешный Нектарий, живу на сем месте многие лета, а от рождения матерня никакого хмельного пития не пивал и по се время, и его не держивал» (Лит. памятники. 2001. С. 283). Вероятно, по уставу Н. предполагалось изгнание из пустыни лиц, не желавших подчиняться этим правилам. Ковчег с главой свт. Нектария (Теляшина), архиеп. Сибирского и Тобольского, в Богоявленском соборе Ниловой Столобенской пуст. Фотография. 2016 г. Ковчег с главой свт. Нектария (Теляшина), архиеп. Сибирского и Тобольского, в Богоявленском соборе Ниловой Столобенской пуст. Фотография. 2016 г. 27 авг. 1665 г. в Ниловой пуст. пожар уничтожил большую часть зданий деревянного мон-ря. Н. начал работу по восстановлению ансамбля, им было задумано строительство каменного храма над могилой прп. Нила Столобенского. С этой целью он ездил в Москву в 1666 и 1667 гг. После личной встречи с царем Алексеем Михайловичем Н. получил 200 р. на строительство. В течение 1666 г. в пустынь начали свозить необходимые материалы. Во время 2-й поездки в Москву Н. скончался на дворе А. Т. и М. Т. Лихачёвых ( Успенский. 1887. С. 30), перед смертью принял схиму в московском Чудовом в честь чуда архангела Михаила в Хонех монастыре . По смерти на него был «надет весь святительский сан» (ПСРЛ. Т. 36. С. 153). Отпевание Н. 18 янв. 1667 г. совершили в Чудовом мон-ре в присутствии царя Алексея Михайловича участники Большого Московского Собора, заседавшего в то время в столице,- патриарх Антиохийский Макарий III , митрополиты Новгородский Питирим (впосл. патриарх Московский), Сербский Феодосий, Газский Паисий Лигарид , архиеп. Тверской Иоасаф, 2 буд. патриарха - архим. Троице-Сергиева монастыря Иоасаф (см. ст. Иоасаф II ) и архим. Чудова мон-ря Иоаким (Савёлов) , мн. игумены и протопопы. 22 янв. царь провожал тело Н. «за град, за Тверские ворота, за Земляной город» (ДАИ. Т. 5. 26. С. 101). Согласно последней воле Н., он был похоронен в Ниловой пуст. под папертью Богоявленского собора, обряд погребения совершил архиеп. Тверской Иоасаф. Над гробницей святителя была построена кирпичная палатка, в к-рой находилась икона Божией Матери «Одигитрия».

http://pravenc.ru/text/2564858.html

Викариатства: Воткинское Елабужское Алексий (Кузнецов), архиеп. Онисим (Пылаев), еп. Ириней (Шульмин), еп. САРАТОВСКАЯ и Петровская Викариатства: Балашовское Вольское Сердобское Досифей (Протопопов), архиеп. (ссылк.) Вдовствующая Григорий (Козырев), еп. или Симеон (Михайлов), еп. 24 Вдовствующая СВЕРДЛОВСКАЯ и Ирбитская Викариатства: Нижнетагильское Шадринское Корнилий (Соболев), еп. (закл.) Вдовствующая Стефан (Знамировский), еп. (ссылк.) СМОЛЕНСКАЯ и Дорогобужская Викариатства: Вяземское Гжатское Поречское Рославльское Филипп (Ставицкий), еп. (неопред.) или Валериан (Рудич), еп. (ссылк.) Венедикт (Алентов), еп. (закл., под следств.) Феофан (Березкин), еп. (неопред.) Иларион (Бельский), еп. (закл., под следств.) Вениамин (Глебов), еп. (ссылк.) СТАВРОПОЛЬСКАЯ и Кубанская Викариатство: Ейское Вдовствующая с июня 1927 г. Вдовствующая СУХУМСКАЯ и Эриванская Антоний (Романовский), еп. (закл.) СТАЛИНГРАДСКАЯ Вдовствующая с мая 1927 г. Таврическая и СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ Викариатства: Керченское Мелитопольское Феодосийское Ялтинское Никодим (Кротков), архиеп. (закл.) Александр (Раевский), еп. Сергий (Зверев), еп. (удалён из еп.) Иоанн (Петропавловский), еп. (неопред.) Вдовствующая ТАМБОВСКАЯ и Шацкая Викариатства: Козловское (Мичурин­ское) Моршанское Раненбургское Темниковское Шацкое Серафим (Мещеряков), архиеп. Вассиан (Пятницкий), еп. Иоанн (Георгиевский), еп. Мефодий (Абрамкин), еп. Димитрий (Поспелов), еп. (закл.?) Иоанн (Братолюбов), еп. ТВЕРСКАЯ и Кашинская Викариатства: Новоторжское Осташковское Серафим (Александров), митр. Андрей (Комаров), еп. Вдовствующая ТОБОЛЬСКАЯ и Сибирская Викариатство: Курганское Назарий (Блинов), архиеп. Алексий (Орлов), еп. ТОМСКАЯ и Алтайская Викариатства: Барнаульское; Кузнецкое Вдовствующая с 1926 г. Владимир (Юденич), еп. Вдовствующая ТУЛЬСКАЯ и Одоевская Викариатства: Белевское Ефремовское Николай (Могилевский), еп. (закл.) Игнатий (Садковский), еп. Сергий (Никольский), еп. (неопред.) УЛЬЯНОВСКАЯ Викариатства: Алатырское; Сызранское Александр (Трапицын), еп.

http://pravmir.ru/eparhii-i-episkopyi-ro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010