Е. посвящена 9-я гл. «Исповедания...» ( Καρμρης. 1960. Τ. 1. Σ. 612-618), не содержащая систематического учения о Е., но касающаяся в основном частных вопросов. Бóльшую часть главы занимает опровержение практики использования опресноков. Митрофан также говорит о необходимости преподания Причащения и духовным лицам, и мирянам под обоими видами; защищает против анабаптистов практику причащения младенцев; обосновывает традицию соблюдать строгий евхаристический пост и т. д. Практику совершения Е. не более одного раза в день в одном храме Митрофан поясняет при помощи символического толкования храма: Христос не многажды, но однажды во весь век (от начала и до конца времен) был распят в мире, храм же есть образ мира, а день - века, поэтому литургия совершается один раз в день в каждом храме. Согласно Митрофану, священнодействуемый Хлеб есть истинное Тело Христово, а в Чаше - истинная Кровь, но образ преложения остается непознаваемым и неизъяснимым. Против лютеран направлен пассаж, в к-ром Митрофан говорит о практике Церкви сохранять Св. Дары для преподания Причащения болящим и находящимся при смерти. Св. Дары всегда остаются святым таинством, и полученное однажды освящение - неотъемлемо. Митрофан, как и патриарх Мелетий Пигас, выступает против католич. процессий во время праздника Тела Христова: «Мы не носим святое Таинство по улицам, но только когда несем в дома больных, поскольку это [Таинство] не дано нам, чтобы носить его по улицам, но чтобы благочестиво причащаться в оставление грехов согласно со словами Владыки». «Исповедание...» патриарха Кирилла I Лукариса и первоначальная реакция на него Протестант. идеи проникали в правосл. среду. Центральным текстом, выражающим этот процесс, стало «Исповедание...» патриарха Александрийского и затем К-польского Кирилла I Лукариса († 1638; см. о нем: Podskalsky. Griechische Theologie. S. 162-180; Todt K.-P. Kyrillos Lukaris//TByz. 2002. Vol. 2. P. 617-658), племянника патриарха Мелетия Пигаса. Кирилл Лукарис был учеником греч. богослова Максима Маргуния, но, находясь с нач. XVII в. в постоянном общении и переписке с протестант. богословами, со временем перешел на кальвинистские позиции.

http://pravenc.ru/text/351651.html

мР. Малый римский Мартиролог VIII в. Маз. Синаксарь миней греческих в мазариновой библиотеке. Мак. Минеи митропол. Макария XVI в., с двумя в них прологами. Макс. Цит. Максима Маргуния, еп. цитерского, синаксарь, по стишному XII в. Мартынов. Его произведение: annus ecclesiasticus 1863 года. Мед. Греч. минеи медиоланской библиотеки. М. Гр. 1806–1820. Минеи греческие разных годов от 1806 до 1820, изд. в Венеции. М Гр. Минеи греческие служебные, изданные в Царьграде комиссиею в 1843 г., и изданные в 1870 г. Варфоломеевы в Венеции. МГр. означает только святых в синаксаре миней. МГр. со службою значит есть тому святому в них и служба. МГр. XI в. Служебная греческая минея в публичной библиотеке LXXIX, содержащая часть декабря. М Кр. Греческие минеи криптоферратского монастыря XI-XIII в. за весь год, кроме июня и июля (т. I, стр. 150). Мил. Милютинские четии минеи в синод. московской библиотеке (1646–1654 г.). М. М. Минея у Монаокона четья греческая, IX в., за август. М. Типогр. Минеи служебные в московской типографии пергаменные разных номеров. М. 331. Минея греч. за январь, XII-XIII в. в синод. библиотеке, служебная. М. 330. Минея греческ. служебная 1529 г. в синодальной библиотеке. МГр. 153. Минея греч. служебная, XII в., за февраль, в синод. библиотеке. МГр. 181. Минея греческая служебная, XII в., за февраль в синод. библиотеке. МГр. 446. Минея греческая служебная, за октябрь, XII в., в синод. библиотеке. МГр. 447. Минея греч. служебная, за декабрь XII в., в синод. библиотеке. М Гр. 448. Минея греч. служебная, за январь, XII в., в синод. библиотеке. МГр. 449. Минея греч. служебная, за июнь, в., в синод. библиотеке. МГр. 450. Минея греч. служебная, за август, XII в., в синод. библиотеке. М Гр. 451. Минея греч. служебная, за март, XII в., в синод. библиотеке. М. Нап. Греческие четии минеи нанианской библиотеки, XI в., за сентябрь-февраль, и минея XI-XII в., за январь. М. 11 в. Минеи славянские 11 века служебные в типографской библиотеке за 8 месяцев: январь, февраль, апрель, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь (см. Т. 1, стр. 152) и минея за май в Софийской библиотеке в петербургской академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

К более поздним работам относятся т. н. мантия сщмч. Григория V, патриарха К-польского, и алтарная завеса с вышитой золотом композицией «Успение Пресв. Богородицы» (работа золотошвейки Кокконы Орологи из Фессалоники, 1819). В произведениях резьбы и в инкрустации резных поверхностей перламутром, древесными шашками очевидно влияние вост. орнаментики, о чем свидетельствует инкрустированная дверь 1589 г. из кафоликона И. м. Лит.: Кондаков Н. П. Памятники христ. искусства на Афоне. Спб., 1902. М., 2004р. С. 257; Ο θησαυρο το Αγου Ορους. Εκονογραφημνα χειργραφα. Αθναι, 1975. Τ. 2. Σ. 18-19, 22; Ο θησαυρο το Αγου Ορους. Θεσσαλονκη, 19972. Σ. 342-344, 368-369, 374, 382-385, 388-389, 394-395, 398-399, 410-411, 449-450. Кат. 9. 20, 9. 34, 9. 37, 9. 45, 9. 47, 9. 52, 9. 56, 9. 57, 9. 60, 9. 69, 11. 2, 11. 5; Βλαχοπολου-Καραμπνα Ε. Ιερ Μον Ιβρων: Χρυσοκντητα μφια κα ππλα. Αγιον Ορος, 1998. Э. В. Ш., М. А. М. Библиотека И. м. содержит свыше 2 тыс. греческих, ок. 100 грузинских (X-XV вв.), 16 слав. рукописей и 15 тыс. печатных книг. В каталоге С. Ламброса описаны 1386 греч. рукописей (из них 123 написаны на пергамене, 23 - на бомбицине, остальные - на бумаге). В монастырскую опись, составленную в 1997 г. о. Феологом Ивиритом, вошло 748 неучтенных ранее манускриптов; еще 74 рукописи были выявлены в процессе подготовки П. Сотирудисом к изданию каталога (Ιερ Μον Ιβρων: Κατλογος λληνικν χειρογρφων/Π. Σωτηροδης. Αγιον Ορος, 1998. Τ. 1), включившего описание первых 100 кодексов собрания И. м. В связи с этим в 2007 г. вне очереди вышел 11-й т. каталога с описанием 181 из 822 новонайденных рукописей (из них 35 датируются X-XV вв. (29 пергаменных), 89 - XVI-XVII вв., остальные относятся к более позднему времени (Ιερ Μον Ιβρων: Κατλογος λληνικν χειρογρφων/Π. Σωτηροδης. Αγιον Ορος, 2007. Τ. 11)). Древнейшая греч. рукопись, хранящаяся в б-ке И. м.,- Евангелие Ath. Iver. gr. 8(1), IX в. (согласно Ламбросу, VIII в.). В нач. XVII в. мон-рь приобрел коллекцию рукописей и старопечатных книг Максима Маргуния, еп. Кифирского († 1602). В 1654 г. Арсений (Суханов) привез из И. м. 170 греч. рукописных и печатных книг, в т. ч. неск. из первоначально принадлежавших иверской библиотеке, напр. Гомилии свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея, переписанные в 1006 г. Феофаном Ивиритом (ГИМ. Син. греч. 75(62)). В 1678 г. К-польский патриарх Дионисий IV подарил свое собрание книг б-ке И. м., к-рое в 1722 г. пополнилось сочинениями Неофита (Мавроматиса), бывш. митрополита Артского и Навпактского. Последний участвовал в строительстве помещения для б-ки.

http://pravenc.ru/text/293365.html

900, 800 и 700 лет; остальные же рукописи менее древние XIII–XVII вв. мы будем только указывать. В ряду древнейших рукописей, доставленных из Иверского монастыря, первое место – по древности занимает рукопись IX века: собрание слов (числом 49) Григория Назианзена , пергамен. in f на 404 л. 30 . Это – единственная рукопись IX. века, доставленная из Иверского монастыря; рукописей же Х века было доставлено – 9. Эти рукописи следующие: а) творения Дионисия Ареопагита , пергам. in f . 163 л.; была в библиотеке. Максима Маргуния, а потом в библиотеке Иверского монастыря 31 . б) и в) 2 экземпляра торжественника – собрания похвальных слов и частию житий святых (Ββλιον πανηγυρικν). 1-й экзем. 32 на 406 л. был также в библотеке Максима Маргуния и потом в библиотеке монастыря Иверского; 2-й экз. на 276 л. пергамен. 33 . г) Собрание слов на разные случаи Григория Назианзена – пергам. на 383 л. 34 . д) Беды св. Иоанна Златоустог о на книгу Бытия 35 . е) Патерик, пергамен., на 413 л. 36 . ж) Блажен. Феодорита, епис. кирского толкование на псалмы и на некоторые песнопения, которые обыкновенно читаются после пеалмов – Моисея, Анны, Аввакума и др., пергамен., на 400 л. 37 . з) Феодора Студита – 126 огласительных поучений, пергамен. in 4 38 . и) Книга Бытия с толкованием разных отцов пергамен. – на 410 л.; была в библиотеке Максима Маргуния епископа цитерского, а потом в мон. Иверском, откуда и доставлена в Москву 39 . Рукописи XI века, доставленные из Иверского монастыря, следующие [их – 10]: а) апостол, расположенный по порядку недельных чтений, начиная с недели пасхи [πραξαπστολος], пергам., на 1-м листе надпись τν βρων 40 ; б) Василия Великого против Евномия три книги, о св. Духе и шестоднев – пергам. in f 41 ; в) Василия Великого о подвижничестве, пергамен. года] на 272 листах 42 ; г и д) Миней-Четьих месяца декабря вторая половина и генварь, пергамен. in f , на 330 л. 43 и – месяц сентябрь, пергамен., на 223 листах 44 ; е) торжественник, собрание похвальных слов, и частию житий святых, пергамен., на 380 лист.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

327 О Иеремии см. выше, гл. 2 и ниже, гл. 6. 328 См. выше, гл. 2. 329 Об Анне см: Geanakoplos D. J. B yzantine East and Latin West. P. 117–118. 330 См. выше, гл. 2. 331 Geanakoplos D. J. Greek Scholars in Venice, passim. 332 Ibid. P. 145. 333 Ibid. P. 116 ff„ 201 ff. 334 Ibid. P. 256–278. 335 Могло быть только шесть случаев, в которых инквизиция могла действовать в Венеции. См.: Molmenti P. G. V enice. Pt. II. The Golden Age (transl. H. Brown). Vol. I. P. 23–24. 336 Об истории Греческой церкви в Венеции см.: Geanakoplos D. J. B yzantine East and Latin West. P. 116–121. Похоже, что греческая школа была организована на новых началах. В 1626 г. венецианский грек Фома Флангинис пожертвовал колонии большую сумму денег на образование; школа была преобразована в замечательную академию, известную под названием Флан–гинион. О конкордате Максима с Венецией см.: Miklosich F., Mьller J. Acta et Diplomata Graeci Medii Aevi Sacra et Profana. Т. V. P. 284. 337 См.: Camelli G. Demetrio Calcocondilo. P. 50–55. 338 Речь Бембо о том, чем Венеция обязана грекам, приводится в книге: Morelli J. Intorno ad un orazione greca inedita del Cardinale Pietro Bembo alla Signoria di Venezia//Memorie del Regale Istituto del Regno LombardoVeneto. Т. II. P. 251–262. 339 Denissoff Е. Maxime le Grec et I Occident, passim. 340 Legrand Ε. Op. cit. Vol. I. P. 231 Jugie Μ. Op. cit. Vol. I. P. 495–496. 341 См. ниже. 342 Legrand Ε. Op. cit. Vol. II. P. XXIIILXXVII; Geanakoplos D. J. B yzantine East and Latin West. P. 165–193. См. ниже, гл. 6. 343 Geanakoplos D. J. O p. cit. P. 183–193. Здесь дается список книг Маргу–ния, которые до сих пор хранятся в библиотеке Иверского монастыря. 344 Legrand Е. Op. cit. Vol. II. P. 144–151; Demetracopoulos A. C. Ο ρθδοξος Ελλς. Σ. 143–146. См. ниже, гл. 5. 345 Sicilianos D. Old and New Athens (transl. R. Liddell). P. 191–192. 346 Jugie M. Op. cit. Vol. I. P. 522 . 347 О Иеремии см.: Sathas С. Βιογραφικν Σχεδασμα περ του Πατριρχου Ιερεμου Β (1572–1594), passim. Иеремия пытался убедить Маргуния приехать в Константинополь и преподавать в академии. См.: Legrand Ε. Op. cit. Vol. II. P. XXVIIIXXX; Geanakoplos D. J. O p. cit. P. 167–168. О письмах Маргуния к Иеремии см.: Sathas С. Op. cit. Р. 98–135.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2443...

604 В 1850 г. издано в Афинах Икономосом сочинение Пахомия, под заглавием. Пαχομ μονχ κατ γιοκατηγρων, ητοι τν κωλνντων τος περχομеνς ες προκνησιν τν ερν τπων κα κατ τος θρ μαρτ Λοτερι. Оно издано вместе с двумя письмами Григория Нисского о духе путешествия к св. местам в сочинении: Σιωντης πρоσκυνητς. 610 Проповеди Рартура изданы в Венеции в 1560 году, под заглавием; 15 διδαχα λεξ ερως το Ραρτορ κα χαρτοφλακος Κερκρας. 612 Часть трактата, именно о таинствах вообще и о таинстве Евхаристии, изд. в 1671 г. Ричардом Симоном, вместе с трактатами Гавриила о частицах на св. Дискосе и о коливе. Весь трактат напечатан в Венеции 1778 г. вместе с сочинением Хрисанфа, патр. Иерусалимск., περ τν φφικων. 613 Изд. на греческ. яз. в Лондоне 1624 г. вместе с сочинениями Нила, Паламы, Георгия Схолария, Максима Маргунского, Мелетия Пигаса и Георгия Корезия. 614 Эти два трактата напечатаны вместе с частью трактата о таинствах Ричардом Симоном 1671 г. в Париже. См. Fabric. 10, 513. 615 Изд. в Лейпциге иером. Гедеоном в 1758 г. некоторые из посланий Иеремии 2 переведены на русск. яз. в Христ. Чт. 1842 и 1844 г. 616 Fabric. 10, 517. Οκονομ. Επιολιμαα διατριβ περ τν τριν τς ερωσνης βαθμν, 6. 293, 1835. 617 Перечень известных изданных и в рукописи находящихся сочинений Максима Маргунского, см. Fabric. Bibl. Fr. 10, 537–538; также Христ. Чт. 1851, 1, 308. 619 Изд. на греч. яз. Давид. Гешелем 1592, под названием: Anacreonmici novem. Lugd. Bat. 1592. 622 Изд. в Венеции в 1621 и 1630 г. См. Συναξαρις καθες υπ Στεφaν κα Νεοφτ τν γιορετων, εν Вενετιω. 1819, τ. 1. 6. 14. 623 О нем и сочинениях его – Fabric. 10, 520, 6, 678. – Находясь в бедности, Малакс доставал себе пропитание переписыванием книг и обучением детей грамоте в низшей школе при патриархии. 624 Наход. между рукописями Колбертин. Библ. под заглавием: Ββλιον χρονογραφικν, περεχον ς εν συντμω το απ κτσεως κσμ ως κα τς Bασιλεας το σλτν Мртη, συλλεχθν κα διορθωθν παρ τ λоγωττ κυρ Маλ то Μαλαξο.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

29 Максим (Мануил) Маргуний (1549–1602) – митрополит Кифирский, богослов, историк, поэт, издатель. О нем см.: Podskalsky. Griechische Theologie... S. 135–151. 30 Мелетий Пигас (1549–1601) – патриарх Александрийский (1590–1601). О нем см.: Малышевский И. И. Александрийский патриарх Мелетий Пигас и его участие в делах русской церкви. Киев, 1872. Т. 1–2 (Малышевский ошибочно называет Мелетия первым из греческих богословов, употребившим термин «пресуществление»: Т. 1. С. 488); Podskalsky. Griechische Theologie... S. 128–135. Слово «пресуществление» встречается у Пигаса в двух письмах 1593 и 1594 гг. к немцу Кириаку Фотину и англичанину Эдуарду и в неизданном сочинении Περ τν χρντων μυστηρων (О пречистых таинствах). 31 Гавриил Севир (ок. 1540/1541–1616) – титулярный митрополит Филадельфии Лидийской, православный богослов-полемист. Сочинения, в которых он использует слово «пресуществление»: Συνταγμτιον περ τν γων κα ερν μυστηρων (Синтагматион о святых и священных таинствах) (Венеция, 1600); γχειρδιον κατ τν λεγντων, τος ρθοδξους τς νατολικς κκλησας Υος κακς τε κα παρανμως ποιεν τ τιμν, κα προσκυνεν τ για Δρα, νκα Χειρουβικς δεται μνος κα ερες φρων τατα, εσοδεει ες τ γιον Βμα… (Книжица против утверждающих, что православные сыны Восточной Церкви дурно и противозаконно совершают почитание и поклонение Св. Дарам, когда поется херувимская песнь и священник, неся их, возлагает на св. престол; а также о частицах, отрезаемых на св. дискосе; и о коливе и зернах, приносимых на праздники святых и за усопших православных) (Венеция, 1604). «Синтагматион» был переведен на славянский язык и напечатан по списку ГИМ. Син. 337 (Горский, Невоструев. Описание... Отд. 2. Ч. 3. C. 811) в составе славянской «Скрижали» 1656 г. (л. 1–174). О богословских взглядах Севира на Евхаристию см.: Τζιρκης Ν. Ε. περ μετουσισεως... Σ. 50–53. См. также: Podskalsky. Griechische Theologie... S. 118–124; Кузенков] П. В. Гавриил Севир//ПЭ. М., 2005. Т. 10. С. 246–247.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kon...

45 ; ж и з) 2 экз. книги; псалмы Давидовы и утрение песни с толкованием разных отцов – пергамен.; 1-й экз. – на 273 лист. 46 ; другой – на 406 л. 47 ; и) жития св. Иоасафа царевича инийского и Варлаама учителя его, пергамен. 4° на 239 л. 48 ); i) Григория Назианзена 14 избранных слов с толкованием неизвестного – на тонком пергам. в малый лист, на 535 л 49 . Рукописей XII века доставлено – 12. Именно: а) Миней-Четьих месяц февраль, пергамен. на 251 л. 50 ; месяц февраль и март, пергамен., на 266 л. Эта рукопись украшена миниатюрными, писанными по золоту, изображениями святых, празднуемых в феврале и марте. Была в позднейшее время в монастыре Иверском, а где была прежде – говорится на 1 стр.: ββλος ατη τς μονς το προδρμου, τς κειμνης γγιοτα τς ετου ρχακ δ τ μον κλσις, πτρα 51 ; месяца генваря вторая половина – пергамен., на 219 л: 52 ; месяца ноября два экземпляра, пергамен.: 1-й на 437 л. 53 ; другой на 338 л. 54 ; б) Григория Назианзена стихотворения с толкованиемъ, пергамен., на 290 л. 55 ; в) Иоанна лествичника – Лествица с толкованием, пергамен., на 123 л. 56 ; г) 2 экз. торжественника, на 328 л. 57 ; другой на 307 л. 58 ; д) Гомера – Одиссея на 156 л. была прежде в библиотеке Максима Маргуния, а потом в библиотеке монастыря Иверского 59 ; е) собрание сочинений Нила Синаита аскетического содержания, перамен., на 495 л. 60 ; ж) Кормчая, пергамен. in 8°, на 185 л. 61 . Вот и все 32 наиболее древние рукописи т. е. IX–XII вв., из числа рукописей доставленных чрез посредство Арсения Суханова Иверским монастырем. Из числа остальных рукописей 72-х менее древних – рукописей XIII века – 5 62 ; XIV в. – 8 63 ; XV века – 25 64 ; XVI – 23 65 и наконец рукописей XVII в. – 11 66 . Но кроме Иверского монастыря – книги были доставлены, как говорит составитель предисловия к служебнику, изданному в 1655 году, еще из следующих афонских монастырей: Лаврского, Ватопедского, Хиландарского, Дионисиева, Пантократорова, Ксиропотамова, Катулмуси, Дохериа, Симона-Петра, Русского, Филофеева, Павловского и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

И надобно нам оставить похоти телесные, если мы хочем, чтобы усиливались хотения души: ибо не может же человек исполнить те и другие хотения; два господина, противодействующие друг другу, никогда не согласятся, никогда не сойдутся. Тело и душа совершенно противоположны; и Павел говорит: «плоть желает противного духу, а дух – противного плоти» ( Галат. 5:17 ). Если же так, то никто не может сладить с этою двоицею. О сем и Христос говорит: Никтоже может двема господинома работами: либо единаго возлюбит, а другаго возненавидит..: не можете Богу работати и мамоне ( Матф. 6:24 ). Нельзя исполнять похоти плоти и хотения души; нельзя любить Бога и любить тело. Как тьма не имеет никакого сродства со светом, так и дела мрака – с делами света. Мрак есть диавол, а свет – Христос. Итак, когда кто умерщвляет уды, страсти свои, тогда вземлет крест Христов, крест жизни. – Есть и еще крест: это – крест страдания. И его надобно нести, иногда и умирать за Христа по любви к Нему, как это делали апостолы, мученики и все те, которые пролили кровь свою из любви ко Христу... – Узнал ты, сколько есть крестов? Теперь легко узнать и то, как носить крест; да это стало известно тебе уже из того, что мы сказали пред сим. Однако, послушай, как Павел учит носить крест. Христу сраспяхся, и к тому не аз живу, но живет во мне Христос ( Галат. 2:19–20 ); и еще: всегда мертвость Господа в теле моем ношу ( 2Кор. 4:10 ). Какую мертвость? – скорби, гонения, обиды, заушения, какие он претерпел из любви ко Христу. Таковую мертвенность носил в теле своем Павел. К сему Павел нудит и нас, когда говорить: подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу ( 1Кор. 11:1 ). Вот как носится крест! Но не достаточно носить крест: надобно еще и следовать за Христом. Ибо Он есть Пастырь добрый. И кто есть овца Христова, тот любит и следовать за ним одним. Посему Христос говорит: Аще кто Мне служит, Мне да последствует: и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет ( Ин. 12:26 ). Каждый еретик есть последователь первого ересеначальника...

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Итак, последуем за Ним, братие, и пойдем на брань с нашим врагом – диаволом, этим неукротимым зверем; а как пойдем, то возьмем крепкое оружие свое, крест, по слову военачальника нашего – Христа: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по Мне грядет. Какое же побуждение к сему? А то, что, кто хочет спасти душу свою, пусть погубит ее ( Матф. 16:25 ). Бог, сотворивший небо, человека и весь мир, не сотворил человека просто, так, как создал весь мир (небо, землю и все, что есть в них), а с некоторым особенным тщанием и искусством. Это внушает нам Божественное Писание, говоря: и сотворил Бог человека, по образу Божию сотворил его ( Быт. 1:27 ); да еще и совет держал до сотворения его, как создать такое существо: сотворим человека по образу нашему и по подобию ( Быт. 1:26 ). Сему человеку, кроме многих других даров, коими наделен он, Бог дал еще и самообладание, да будет свободен, что составляет особенное, преимущественное свойство существа разумного, так как существо разумное есть существо свободное, свободное же существо есть и разумное Бог создал человека господином, а не рабом, – владыкою, а не подчиненным. Посему-то, и призывая земнородного следовать за Собою, Бог не принуждает его к сему, а говорит: „кто хочет“; не принуждает же потому, что создал его свободным: ибо дарования Божии непреложны ( Римл. 11:29 ), то есть, что Бог дал, то и остается, – и Он не раскаивается, что дал сие. Он не принуждает человека, потому что призывает его не на малые дела, а на великие, – на такие, кои стоят того, чтобы человеку взяться за них. Посему Господь говорит: кто хочет; и говорит сие не поименно (да не дерзнет кто-либо сказать: «не меня Он зовет», – и да не извиняется), всем Господь говорит: кто хочет, – и потому каждый должен хотеть, дабы спастись. А кто не хочет спастись, тот безумен. Однако, многие ныне не хотят спастись. Ты спросишь: «а кто это – такой, который не хочет спастись»? И я скажу тебе, кто – он. Кто не хочет следовать за Христом, тот и не хочет спастись. А кто не следует за Христом? – Тот, кто блудодействует; тот, кто прелюбодействует, кто сребролюбив, кто любостяжателен, кто несправедлив; тот, кто делает всякое зло. Таковым блаженный Павел говорит: не льстите себе: ни блудницы, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни сквернители, ни лихоимцы, ни татие, ни пияницы, ни досадители, ни хищницы, царствия Божия не наследят ( 1Кор. 6:9–10 ); и в другом месте говорит: блудником и прелюбодеем судит Бог ( Евр. 13:4 ). Ты скажешь: «как я последую за Христом, когда не знаю, как это сделать»? А надлежало тебе знать сие, когда Бог сотворил тебя разумным, и дал тебе ум, дабы ты ведал, как что делать, и что хорошо. Но так как ты не знаешь этого, то научись сему от Учителя твоего – Христа; выслушай, что Он говорит всем нам, прозывая нас следовать за Ним. Три дела сделать заповедует Он нам: да отвержемся себя самих, да возьмем крест наш, да последуем за Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010