Приснопамятна учебная деятельность греческого братства в Венеции. По образцу училищ его устроены были греками школы в городах: Иоаннине, Дельвине, Афинах, Мецове, Трикке, Лариссе, Турнаве, Солуни, Адрианополе и на острове Патмосе; и в эти школы учители поступали нередко из Венеции. VI. В этом умном и богатом городе явились типографии тотчас после изобретения книгопечатания Гуттенбергом. В 1484 году там напечатаны были Еротимата Эммануила Хрисолора. Известны всем ученым венецианские типографы: Аид, Занетти, Пасхали, Каллиграф, Совиис, Леонгин, Иунта, Спинелли, Саликат, Сульон, Де-Полонии, Мортали, Альбрици, Герарди, Пинелли, Варвони, Затта, Питтери и Антоний Бортоли, которые снабжали Европу разными печатными книгами. Но кроме этих общеизвестных типографов, в Венеции были книгопечатники из греков для одних греков. О них-то предлагается особое сказание. В 1486 году первый типограф был Лаоник, критянин. Он издал известную Ватрахомиомахию. В том же году Александр Георгиу из Хандака, что на острове Крите, сделал второе издание Псалтири. Это – седьмая греческая книга, обнародованная по изобретении книгопечатания. С 1499 года по 1509-й Захария Каллиерги, критянин, многоученый, с помощью богатого покровителя его Николая Власта, издал: Большой этимологикон, Симплиция о десяти категориях Аристротеля, лечебник Галена, схолии Аммония касательно пяти гласных букв и Часослов в первый раз. В шестнадцатом веке печатали книги больше церковные: Андрей Кунади Палеопатрский с 1522г. по 1565г., Николай Софиянос, керкиреець, издавший только один Часослов в 1545г., Варфоломей из Иоаннины, 1548г., и Мануил Маргуний, критянин, открывший свою типографию в приходе св.Антония di Castello и издержавший почти все свое небольшое состояние на печатание весьма многих книг (1551–1568гг.). Пожар истребил его типографию. Напечатанные в этом веке церковные книги венецианскими типографами я видел в Белемендском монастыре на Ливане, близ тамошнего города Триполя, именно: Триодь Постную 1522г., Минею ноябрьскую 1527г., Минею декабрьскую 1528г., Минею январскую 1551г., Минею февральскую 1552г.; Минеи мартовскую, апрельскую, майскую, июньскую, июльскую, августовскую 1558 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

10 В выразительном поэтическом переложении библейского послания святитель Григорий Назианзин, увенчанный в Православии тем же именованием “Богослов”, что и евангелист Иоанн, разрабатывает различие в свойствах трёх Божественных Лиц: Отцу свойственна нерождённость, Сыну — рождение, а Духу — исхождение. См. Gregor von Nazianz. Orationes Theologicae. Oratio 31,9. Freiburg u. a., 1996 (Fontes Christiani 22). S. 290f. 11 В противоположность этому так называемый Влахернский собор, который состоялся в Константинополе в 1285 г. при патриархе Григории II Кипрском, в своём томосе, предназначенном для православных, чётко разработал и однозначно доказал различие между исхождением Духа от Отца как Его единственной Причины (греч. a„t…a) и Его проявления (манифестации, греч. fanšrwsij) вовне благодаря Сыну (PG 142, 233–246; cp.: Papadakis A. Crisis in Byzantium: The Filioque Controverse in the Patriarchate of Gregory of Cyprus (1283–1289). New York, 2nd ed., 1986). В поствизантийскую эпоху епископ Максим Маргуниос (1549–1602) сделал богословским смыслом своей жизни решение в этом смысле проблемы filioque; о нём см. Podskalsky G. Griechische Theologie in der Zeit der Türkenherrschaft 1453–1821. München, 1980. S. 135–151. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/iz-naslediya/

Лишь только мальчик Константин несколько подрос, родители отдали его на служение рыбаку. Чрез занятие рыбною ловлею он скоро познакомился с мореходцами и перешел на службу к одному матросу. С ним он плавал на корабле в Родос, Триполи и Александрию 159 . Здесь своего юного родственника узнал Мелетий Пигас, бывший в то время патриархом Александрийским, и с радостью принял к себе. «Еще будучи мальчиком, Константин Лукарис, по словам Льва Алляция, прибыл на судне в Александрию и начал свои занятия у Мелетия, патриарха Александрийского, родившегося на том же Крите 160 . С этого времени патриарх Мелетий сделался самым главным воспитателем будущего знаменитого «Кирилла Лукариса» 161 . Мануил Гедеон следующее говорит о воспитательном влиянии патриарха Мелетия Пигаса на Константина Лукариса: «если ненависть к искажающей догматы римской церкви возжег в душе Лукариса знаменитый его учитель Максим Маргуний; если любовь к греческой, ведущей ко Христу, науке насадил в сердце своего земляка Мелетий Властос; то кто иной насадил во всей его душе, и во всем его сердце, и во всем его разуме ревность о церкви и преданность догматам православия, как не Мелетий Пигас? Я (писал он Кириллу Лукарису при конце своей жизни), уже изможденный усилиями, трудами, бедствиями, заботами и печалями, уже лежащий на предсмертном одре, умираю с отрадою, полагая конец моим грехам и моей многотрудной жизни. Одно уношу с собою – это благочестивое сокровище веры православной, с которою надеюсь предстать престолу Христову и вместе с отцами получить милость и благовременную помощь. Это сокровище я завещеваю и тебе: подвизайся соблюсти святую веру... Церковь восточная первая приняла, первая и предала божественный свет веры». В другом письме он внушал своему юному племяннику, пребывавшему тогда в Польше, следующее: «нужно тебе трудиться; но, просим тебя, не уставай. Так как больше всего страдает православная церковь в Польше благодаря папским козням, то оставайся на месте; постарайся не быть отступником, даже не будь только зрителем за благочестие, но и участником в них и борцом, отличающимся и разумом и ревностию. Ты оставайся там и держи себя в невинности, целомудрии и всякой добродетели». Под влиянием таких наставлений, при таком опекуне и руководителе вырос и воспитался Лукарис в благочестии и, им подкрепляемый, сделался таким, каким требовали обстоятельства того времени, нужды нашей церкви, сознание великого прошлого ее: великие учители передают и великие уроки, делают своих учеников знаменитыми и делом и словом, но в особенности делом; а Пигас указал Лукарису большое поприще для деятельности, на котором новый борец начал добропобедно подвизаться за права православия» 162 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kons...

К тексту «Лествицы» были составлены многочисленные схолии, стихи, эпиграммы и комментарии. Первым схолии к «Лествице» написал прп. Иоанн Раифский, ее непосредственный адресат. Хотя его схолии, обрывающиеся на 28-й ступени, были опубликованы только в лат. переводе ( Sancti Joannis abbatis Raythu Scholia (10 capita)//PG. 88. Col. 1211-1248), сохранился их греч. оригинал, который остается неизданным (напр., в рукописи 3251.178 (XIII в.) из б-ки мон-ря Кутлумуш). В древнейших рукописях схолии приписывались на полях - против толкуемого места, однако со временем появился и др. способ размещения схолий - после каждой ступени «Лествицы» или после всего текста (напр., рукопись 1332.64 (XIV в.) из б-ки мон-ря Симонопетра) - в таком случае грань между жанром схолий и толкований становилась более размытой. После прп. Иоанна Раифского памятник комментировали многие другие, а именно: неизвестный схолиаст IX в., свт. Фотий, Михаил Пселл (XI в.), Илия , митр. Критский (XII в.), Никифор Каллист Ксанфопул († ок. 1330) и своеобразно Фил Мануил († ок. 1350) - в четверостишиях, по всем главам отдельно ( Manuil Phil. Carmina/Ed. E. Miller. P., 1855-1857. (Amst., 1967r). Vol. 1-2). Идентификацией некоторых анонимных схолий занимался Э. Петерсон ( Peterson. 1932). Каждое Слово «Лествицы» завершается, как правило, эпиграммами-двустишиями, автор которых, значительно более древний, чем Мануил, неизвестен. Еп. Максим (Маргуний), первый переводчик «Лествицы» на просторечный греч. язык, предварил свое издание стихом, написанным гомеровским размером. Видение Лествицы прп. Иоанном Лествичником. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (АМИИ) Видение Лествицы прп. Иоанном Лествичником. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (АМИИ) От толкования свт. Фотия сохранилось 8 схолий среди толкований Илии Критского, ни одна из к-рых не содержится в известном корпусе сочинений святителя. Толкования Михаила Пселла, который неоднократно использовал образ лестницы в своих сочинениях, отражены в его богословских произведениях ( Mich. Psell. Theol. 30, 42). По Пселлу, лествица, соединяющая небо и землю, состоит из «тысячей ступеней» (Ibid. 64).

http://pravenc.ru/text/471351.html

Gesch. des Protest, Pichler. 24. 15 Истор. славянск. нар. Раича, кн. IX, гл. IX, стр. 263–265. Истор. чел. деян 7, стр. 383, 402. 29 Путешествующие по Востоку в кон. XVI и нач. XVII вв. свидетельствуют, что они на каждом шагу встречали развалины зданий, церквей и монастырей. 37 Когда прекратилась подать детей – неизвестно; только в конце XVII в. она уже не существовала. 38 Патриарх Марк был просвещенный, строгий и добродетельный человек; за строгие обличения неправд он заслужил нерасположение клира. Chron. Philip. Cypr. р. 353. 51 Впрочем патриархи обращались за милостынею только в крайних нуждах, напр. для уплаты церковного долга, достигшего большой цифры. 53 Turcograccia lib. VII, р. 205; Труд. к. д. ак. 1863 г., июль, 374–375; Gesch. des Protest. 28–29. 69 Turcograecia Annot. Lib. VII, p. 496. Ricau p. 313–316; Gesch. des Protest. 31–32; «Тр. к. д. ак.“ 1863 г., июль, 79–80. 71 Таковы: патриархи Геннадий, Иеремия I, Иоасаф II, Иеремия II, Тимофей, Кирилл Лукарис, Парфений и др. 80 Они посылали: privillegia, exceptiones indultia gratias et praerogrationes в особой булле, называвшейся: mare magnum. L. Allatius, lib. Ill, CVII, 982–983. 87 Алляций указывает многих лиц из воспитанников русских, находившихся в греческом коллегиуме – в Риме. 89 Нужно заметить, что иезуиты старались увлечь в свои сети преимущественно молодое поколение. Chronic. Philip. Cypr. p. 460–461 91 Филиппа кипрского, Досифея, Мелетия и др. Chronicon Philip. Cypr., Τομος γαπης Δοσιθου; ςορ. Ελ. Μελετου. ч. III. Κατλογος πατριαρχων " εν Κονςαντ. – Μαθ. Из последнего сочинения можно видеть, что даже некоторые патриархи были расположены к иезуитам и заражены были католицизмом, напр. Рафаил, Кирилл Конторис и др. 93 Таково, напр. было пособие на латинском языке Александра Регурды ( Regourdus ): " Demonstration es Catholic ae, sev ars reducandi haereticos ad fidem orthodoxam “; таковы катехизисы: Едмонда Авгерия на латинском, греческом и французском языках; Георгия Мойра (Моуг) – на греческом и еврейском; Викентия Констаньолы – на греческом и др. Был даже написан и издан, по повелению папы Урбана VIII , катехизис или православное исповедание на славянском и латинском Библиографии – Сопикова. Ч. I. стр. LXXVII 98 Κατλογος τν πατριρχ. " εν Κονςταντιν. Ζ. Μαθα. См. перев. в «Хр. чт.“ 1862 г., май, стр. 627. 103 Аймона – monument. Authent. de la relig. graec.; Швейгера – Neveherausgeb. reisebeschr. nach Constant., M. Крузия – Turcograecia. 106 В этом отношении замечают ученые: Пахомий Рекендиит, Гавриил Север – митрополит филадельфийский, патриарх Иеремия II, Максим Маргуний, Митрофан Критопул, Георгий Корезий и др. Читать далее Источник: Патриарх Кирилл Лукарис и его заслуги для православной церкви/[Соч.] Свящ. А. Брянцева. - Санкт-Петербург : тип. духов. журн. " Странник " , 1870. - 130 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Посему он еще тогда же, как писал дожу и Гавриилу, т. е. в 1582, или следующем 1583 году, представил и патриарху Иеремии свое сочинение в трех книгах (частях) об исхождении Св. Духа. Сочинение это не дошло до настоящаго времени; но о нем говорит сам Маргуний как в самих книгах последующих, так и в посвящении последних воеводе. Посвящение такое. «Богочестивейший и светлейший Иоанн Петр воевода! Великая тайна богословия так превышает разумение человеческое, что остается непостижимой и недоступной и для самых умных ангельских сил, просвещаемых первыми лучами божественных озарений божественной и пресветлой Троицы. И то, что из божественных проявлений открыто нам через откровение всесвятого Духа, и чему научаемся через тайносказателей Его, настолько бывает доступно нам, насколько мы охраняем свой ум от нечистой тины и примеси страстей и ему усильно внимаем. А из догматов священного богословия считаю единственным, величайшим всех, тайну об исхождении всесвятого Духа. Она тем невразумительнее (δυσεφικττερον) становится для многих , занимающихся богословием, чем более они, не довольствуясь открытым о ней и не иоследуя мужам достойным и способным, коим открыто, прибегают к суетной философии и усиливаются как себя, так и других научать видению предметов вышеестественных умозаключениями человеческими и доказательствами естественными, – дело, которого совершенно избегають люди, действительно благоговеющие перед божественным учением и возвещающие благочестие христианское; потому что в божественных предметах нам дозволено пользоваться философией настолько, насколько через нее возможно подтверждать истины (ξιματα) богословия, а не и колебать их дерзновенно. И сам а, хотя человек грешный, давно уже занявшись этим, в уповании на помощь и благодать всесвятаго Духа, человеколюбиво вдыхающаго жизнь и мертвым ( Рим.8:11 ), тщательно по возможности вникнул в учение греческих и латинских богословов об исхождении всесвятого Духа и, найдя их согласными между собою, написал до этого три книги об этом предмете, и имея в виду по возможности содействовать боголюбезному единению, поднес их всесвятейшему константинопольскому патриарху и архиепископу, господину Иеремии.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Писании и у богословов двояко принимается относительно лица Отчего: и как ипостаси лица, и как подателя божествениых даров. И что по этому второму значению называются источником и Сын, и Дух. Что и само по себе имя «источник» вмеет двоякое значение. 5. Доказательство сказанного и из примеров учителей. 6. Что Сын и всесвятый Дух потому у богословов называется источником, чтобы этим показывалось единосущие Сына с Отцем и единосущие Духа с Обоими. 7. Что блаженный Августин ясно различает двоякое исхождение всесвятаго Духа, и какая у него мысль относительно исхождения всесвятаго Духа от Отца. 8. Еще точнейшее рассмотрение об исхождениях всесвятаго Духа, и увещание от писателя о единении церквей. На обороте 23 листка начинается: «Того же Максима Маргуния критянина, смиреннаго епископа критерского (Κυθρων), об исхождении всесвятого Духа книга вторая. Главы второй книги: 1. Ответ на мнение новейших, думающих, что второй вселенский константинопольский собор происходил прежде созванного в Риме при папе Дамасе, сделавшего и прибавку или разъяснения в свящеином символе, то есть провозгласившаго, что от Отца и Сына исходитъ Дух, и ничто другое необходимое. 2. Мнения некоторых новейших богословов о времени обоих соборов, и отзыв о них. 3. Разьяснение из летописного показания, что происходивший в Константинополе второй вселенский собор. позднее бывшего в Риме при Дамасе. 4. Показание из других памятников, что второй вселенский собор в Константинополе позднее бывшего в Риме при Дамасе, и опять увещание писателя к весьма легкому и справедливому, на основании сказанного, единению церквей». Приводим последнюю главу в дословном переводе. «Из сказанного, как то показано уже и в настоящем сочинении и в прежних нами составленных трех книгах об исхождении Св. Духа, опять не меньше выходит, что происходивший в Риме при Дамасе собор действовал и окончился немного прежде второго вселенского собора. А если так, то уничтожается дальше и говоримое, будто прибавка та есть раскрытие сказанного вторым вселенским собором в Константинополе; потому что раскрытое прибавкой болышего относится к сказанному на никейском собор касательно богословия о Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

—320— были Мелетий Пигас, Гавриил Север и Максим Маргуний. Со стороны греков μετουσωσις не встретило никакого сопротивления. Мы не говорим о тех греках, которые были заражены протестантством, как напр. известный уже нам Коридаллевс. Но если греки XV–XVII вв. верили в пресуществление, то насколько, спрашивается, эта вера их соответствовала святоотеческому учению о том же; другими словами: учили ли о пресуществлении отцы неразделенной церкви? (Окончание следует) В. Малахов Воскресенский Г.А. Из церковной жизни православных славян: Македония. Королевство Сербия//Богословский вестник 1898. Т. 2. 6. С. 321–341 (2-я пагин.) —321— Македония. – Сербский церковный вопрос в г. Скопии (Ускюбе). Удаление греческого митрополита Амвросия из Скопии. Назначение архимандрита Фирмиллиана, родом серба, управляющим скопийской митрополией. Первые распоряжения архим. Фирмиллиана. Враждебное отношение к нему местного болгарского населения. Спор между сербами и болгарами из-за Хиландарского монастыря. – Королевство Сербия – Кончина митрополита сербского Михаила. – Избрание епископа нишского Иннокентия архиепископом белградским и митрополитом сербским. Биографические сведения о новоизбранном митрополите. Приветствия новому митрополиту сербскому. – Вопросы, обсуждавшиеся на прошлогодних годичных собраниях священнического общества и монашеского братства. Вопрос о «священническом бире». – Белградская духовная семинария. Публичные богословские чтения в Белграде. – К вопросу о заключении конкордата между папским престолом и Сербией. – Представители сербской православной церкви на четвертом международном старокатолическом конгрессе – Церковно-народные торжества в Сербии по случаю перенесения из Вены в Белград бренных останков В. С. Караджича. Прошлогоднее обозрение церковной жизни в Македонии мы окончили сообщением, что константинопольский патриарх Анфим VII готов был удовлетворить справедливое желание сербов иметь в г. Скопии (Ускюбе) архиерея родом серба, но за это, между прочим, должен был поплатиться своею кафедрой: 29 января 1897 г. он подал в отставку. 1104 Новоизбранный патриарх Константин V, к сожалению, не склонен был добровольно решить ускюбский вопрос в пользу сербов. Это особенно сказалось в ответном послании его (от 29 апреля 1897 г.) на письмо недавно блаженно-почившего митрополита сербского Михаила, коим сербский святитель умолял патриарха снизойти к желанию скопийских сербов и дать им

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отрицание же подлинности писем ни на чём не основано. И не в качестве опровержения Кислингия, а для полноты исследования, мы приведем еще одно место из письма Мелетия, письма, несомненно, подлинного, где он ясно говорит о пресуществлении, хотя самого термина μετουσισις и не употребляет. Гавриил Север обратился к Мелетию с просьбой разрешить ему одно недоразумение, возбужденное католиками. И вот что, между прочим, писал в ответ Северу Мелетий: «Спаситель принес хлеб и вино, но не просто хлеб и вино, а хлеб преложенный (μεταβληθντα) в плоть и вино, претворенное (μεταποιηθντα) —313— в кровь; так что здесь уже не образ (τπος), как там (прежде он говорил о Мелхисидеке), а самое тело, присущее чрез то и в том, чем оно означается. Ибо чрез виды (δι δον) и в видах хлеба и вина после таинственного преложения (μεταβολν) означаются и присутствуют совместно плоть и кровь». 1087 Место это и вообще всё письмо по содержанию и построению сильно напоминает письмо Мелетия к Фотину; очевидно, автор их было одно и то же лицо. Гавриил Север пользуется термином μετουσωσις в нескольких своих сочинениях. В сочинении περ τν μερδων – о частицах, раскрыв ту мысль, что частицы за живых и умерших ни в коем случае не прелагаются в тело и кровь Спасителя, он продолжает: «прелагается же, пресуществляется (μετοσιοται) только самый хлеб, приносимый в воспоминание страдания и воскресения Христа, так же, как и кровь». 1088 В другом сочинении: περ τν γων μυστηρων – «о святых таинствах» самую литургию Север определяет, как «таинство принятия пресуществленного (μετουσιωθντας) хлеба и вина». 1089 Что касается современника Мелетия и Севера – архид. Максима Маргуния, то у него в «Εγχειρδιον’νσ» есть даже целая глава: περ μεταβολς γου μετουσισεως, где рассматривается латинское учение о времени пресуществления. 1090 Все приведенные выше свидетельства относятся к XV–XVI вв. – времени появления и утверждения в Греции термина μετουσωσις, – а потому мы и остановились на них несколько продолжительнее, чем следовало бы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2128 Полемика Греков против латинян, как она выражена в рассматриваемой Кормчей – просто наставляет стыдиться за Греков и от души жалеть их. Вот, наприм., образчики полемики против латинских опресноков. Утверждение латинян, что Господь совершил таинственную вечерю на опресноках, совершенно ложно, ибо найден был тот самый квасной хлеб, который преподан был Христом. По рассказам Николая Индрунта ( ‘Υροντος – неизвестно что это за авторитет) франки (латиняне), овладев Константинополем (в XIII в.), на- —542— шли в царском судохранилище золотой сосуд, а в нем хлеб, преподанный Христом апостолам, хлеб этот квасной, на сосуде была такая надпись» и т.д. 2129 Разумеется, все это одни басни! Или: вот как в этой Кормчей доказывается истинность православной пасхалии по сравнению с латинскою пасхалией. «В Египте, в странах Илиополя, где две (?) великие пирамиды, каждый год происходит следующее чудо: с вечера Великого четверга – нашего, а не латинского, земля на кладбищах извергает остатки и кости человеческие, которые и остаются на поверхности до Вознесеньего дня, а потом скрываются до следующего Великого четверга. Это не миф, а истина (δν εναι μθος, λλ ληθινν) – добавляет исследователь, – засвидетельствованная древними историками» 2130 и т.д. O, non sancta simplicitas! Еще один и последний пример: «латинские священники – говорится в Кормчей – сбривая волосы сверху и снизу и постоянно выстригая средину (гумёпце), таким образом уничтожают сходство с венцом святых (причем ношение волос на греческий манер признается уподоблением указанному «венцу святых»); Максим Маргуний – добавляет Кормчая – называет их стрижку венцом блудничным» 2131 … Мне кажется, что даже у наших раскольников не встретишь таких нелепых рассуждений, какие заключаются в Кормчей книге якобы просвещенных Греков! Таким образом мы видим, что в теории Греки питали непримиримую ненависть к латинянам. Но к чести христианского имени Греки в обыденных отношениях не обнаруживают такой нетерпимости к латинянам, какой можно было бы ожидать.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010