Работа по сбору материалов о новомучениках и исповедниках Российских является одним из главных направлений деятельности Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета с самого начала его существования. В 1992 году ректором прот. Владимиром Воробьевым в вузе был создан научный отдел Новейшей истории Русской Православной Церкви. При участии отдела были подготовлены материалы для канонизации многих новомучеников и подвижников благочестия, в том числе Алексия и Сергия Мечевых , свт. Афанасия Сахарова , св. прав. Феодора Ушакова, священномучеников Троице-Сергиевой Лавры, Николо-Угрешского монастыря и многих других. Под руководством проф. Н. Е. Емельянова в ПСТГУ разработана база данных о новомучениках и исповедниках Российских, которая стала информационной системой по гонениям XX века (см. сайт ПСТГУ http://stgu.ru). База постоянно пополняется новыми материалами, в настоящее время в ней собраны сведения о более чем 32 тысячах пострадавших за веру в годы гонений. База открыта в интернете, ежедневно публикуются поминальные списки репрессированных, память которых приходится на данный день. Организована рассылка таких списков. Отдельно размещены сведения о более чем 1500 прославленных новомучениках и исповедниках Российских, изображения более 100 икон. Значительным этапом работы отдела Новейшей истории Русской Православной Церкви стало участие в сборе сведений о полигоне в подмосковном поселке Бутово – месте массовых расстрелов заключенных (1937–1838 гг.), многие из которых прославлены ныне в лике новомучеников и исповедников Российских. Сонм бутовских новомучеников возглавляет сщмч. митрополит Серафим (Чичагов) , расстрелянный на этом полигоне на 82-м году жизни. В числе бутовских новомучеников – архимандрит Кронид (Любимов), последний наместник Троице-Сергиевой Лавры перед ее закрытием в 1920 г. 322 В 1994 году на Бутовском полигоне силами ПСТГУ (тогда ПСТБИ) и Спасского Братства был установлен памятный крест. В 1995 году, в Неделю памяти всех русских святых, в походном храме прот. В. Воробьевым вместе со священниками Института и Братства была отслужена первая Литургия, на следующий год духовенство ПСТБИ служило первую Литургию в построенном на полигоне деревянном храме. Традиционно университетский хор поет на ежегодных соборных поминальных службах, которые совершаются духовенством Москвы и Московской епархии в Бутово в пасхальный период.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

святого. В 1683 г. архиеп. Холмогорский Афанасий (Любимов) писал настоятелю Сийского мон-ря, что видел образы Е. ( Голубинский. Канонизация святых. С. 579-580). После запрещения почитания святого в кон. XVII в. его изображения могли быть изъяты из иконописных подлинников. По-видимому, к этому времени неск. икон преподобного было создано иконописцами по заказу Антониева Сийского мон-ря, а также мастерами холмогорской артели. Описание внешнего облика Е. с характерными атрибутами в левой руке встречается в иконописных подлинниках XVIII - 30-х гг. XIX в. под 20 янв.: «Сед, брада доле Сергиевы, в клобуке черном, правой благословляет, в левой свиток и ключ [клюка]» (1-я треть XVIII в.- РНБ. Q.XIII.11. Л. 80 об.); «преподобнаго отца нашего Евфимия, иже у города Архангельскаго новаго чудотворца; подобием сед, брада подоле Сергиевой, ризы преподобническия, на главе клобук черный, правая рука аки благословенна, а в левой свиток и клюка» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 43; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 67; более поздние рукописи - БАН. Строг. 66. Л. 74 об.; ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 114). Известны 2 единоличные иконы с изображением Е. На более ранней, кон. XVII - нач. XVIII в. (АМИИ. Инв. 278-држ. 32,2 ´ 27,2 см), святой представлен фронтально, в полный рост, десница приподнята в благословляющем жесте, в левой руке - игуменский жезл и свернутый свиток (очевидно, в основе иконографии - ранний оригинал из Архангельского мон-ря). Е. облачен в монашескую рясу, мантию и схиму с черным куколем, имеет длинную бороду темно-коричневого цвета. Фигура помещена в киворий с килевидным завершением, к-рый напоминает орнаментальные рамки-заставки из печатных гравированных книг того времени; на верхнем поле - погрудное изображение Иисуса Христа Еммануила , надпись с именованием чудотворца новоявленным. По стилистическому исполнению образ можно отнести к холмогорским памятникам. Др. образ Е. XVIII в. (с поздними чинками; АОКМ. Инв. 173 ГУ. 9×10 см, складень - 26×34 см) выполнен иконописцем Алексеем Денисовым, возможно связанным с основателями старообрядческого Выголексинского общежительства (см.

http://pravenc.ru/text/187655.html

Сергея Семеновича Макарова неизвестного архиепископа Казанского Иакова члена Св. Синода архиепископа Никона Н.И. Носковой А.А. Паншиной епископа Саратовского Палладия прот. И.В. Арсеньева архиеп. Новгородского Арсения, архиеп. Варшавского Николая, епископа Иоанникия, проф. С.С. Глаголева , прот. Т.И. Буткевича , прот. С.Д. Муретова, прот. М.И. Диомидова, свящ. А.И. Рождественского и А.А. Чечелева, свящ. Г.А. Макогонского, иером. podpisCepruя по 100 руб. От Елизаветы Аполлоновны Воронцовой епископа Чистопольского Анатолия От А.М. Ванчакова епископа Михайловского Амвросия От прот. В.Н. Велтистова, свящ. podpisB.A. Со- От И.Ф. Перова, свящ. А.Н. Соболева и иером. podpisHekmapuя по 15 руб. От В.Ф. Лимачева А.В. Веселовского 7 podpis» иером. Афанасия От епископа Серпуховского Арсения, епископа Винницкого Бориса, иером. Никона, иером. Симеона, свящ. Е.О. Михальчука, свящ. С.И. Фрязинова, свящ. Н.А. Ремезова, С.Т. Скалигерова, Э.С. Колтунова, иером. Ионафана, Н.М. Кочанова. П.И. Даниленко, И.И. Павлова, П.И. Фаворитова, прот. П.П. Борисовского, свящ. Н.А. Колосова, свящ. Н.В. Концевича, свящ. А.А. Крупкина, иером. Симона, М.И. Сменцовского, Д.К. Вышеславова, Л.А. Соколова . Е.Д. Рождественского, Н.Н. Коцинского, А.А. Шум по 5 руб. 33 руб. От М.Т. Ватутина, свящ. Ф. Померанцева, свящ. Н.И. Луневского, свящ. П.И. Сокольского по 2 руб. От В.Ф. Глаголева разных лиц 10422 руб. Кроме того, на перестройку и украшение храма израсходованы были все имевшиеся в наличности церковные суммы. Академии инспектор э.-орд. проф. архим. Иларион Юбилейный день и приветствия, полученные Московскою Духовною Академией ко дню 100-летнего юбилея//Богословский вестник 1914. Т. 3. 10/11. С. 733–758 (1-я пагин.) —733— Юбилейный день 1-го октября прошел весьма скромно, так как всякое торжественное официальное празднование столетнего юбилея Академии было отменено по случаю военного времени. Было только церковное празднование Покрова Пресвятой Богородицы, которому посвящен академический храм. 29-го и 30-го сентября были отслужены обычные заупокойные всенощная и литургия с поминовением всех в Академии начальствовавших, учивших, учившихся, благодеявших и служивших. 30-го прибыли в Академии немногие гости: прибыл Преосвященный ректор Императорской Казанской Духовной Академии Епископ Чистопольский Анатолий (бывший Инспектор Московской Академии) и депутаты от Московской юбилейной комиссии бывших воспитанников Академии о. протопресвитер Большого Успенского Собора Н.А. Любимов и московский протоиерей В.Ф. Соболев. Эти депутаты привезли ценные дары академическому храму от бывших питомцев Академии: полный набор серебряных вызолоченных священных сосудов, напрестольный серебряный вызолоченный крест, евангелие в массивном серебряном вызолоченном окладе и серебряную вызолоченную художественно исполненную в древнем стиле лампаду к местной иконе Покрова Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Следователь, разумеется, поинтересовался, у кого из архиереев успел побывать епископ Павлин. Всех он не назвал, но упомянул многих. «Первым подписал документ епископ Корнилий Свердловский, согласившийся и на Кирилла, вторым – я». Третьего архиерея, подписавшего первоначальное обращение к Заместителю, – епископа Афанасия (Молчановского) – епископ Павлин следствию не назвал. «В Москве еще подписался к документу (так – свящ. А. М.) епископ Алексей Готовцев; был я в Курске у митрополита Назария, у Полтавского архиепископа Григория, в Ленинграде подписалось 4 епископа: Димитрий, Гавриил и еше двое епископов, имена которых я позабыл» 1033 . Как видно, вопреки Косткевичу, епископ Павлин объезжал не только Украину и Юг, но и Северную столицу посетил, причем весьма результативно. Согласно памятной записке протоиерея Михаила Чельцова , в Ленинграде осенью 1926 г. находились следующие православные архиереи: архиепископ Гавриил (Воеводин), назначенный митрополитом Иосифом (Петровых) управлять епархией в его отсутствие, епископы Алексий (Симанский), управлявший соседней Новгородской епархией, Николай (Ярушевич) , Григорий (Лебедев), Сергий (Дружинин), Димитрий (Любимов) и Серафим (Протопопов), вернувшийся тогда из Соловецкого лагеря. Отношения между петроградскими архиереями складывались не самые доверительные: Преосвященные Алексий и Николай составляли одну партию, подозреваемую в склонности к примирению с обновленцами, Григорий и Димитрий – другую, к которой постепенно становились все ближе епископы Сергий и Серафим 1034 . Последний, как следует из дальнейшего упоминания епископа Павлина про Соловки, был одним из двух, имена которых он «позабыл». Вторым «позабытым», вероятнее всего, был либо епископ Григорий, либо епископ Сергий (не исключено, что, в действительности, подписались оба). Информация про посещение епископом Павлином Ленинграда, судя по подчеркиваниям в протоколе, весьма заинтересовала следствие, поскольку дальше шло указание на важную деталь, связанную с соловецким епископатом и его отношением к выборам Патриарха. «В числе последних двух – один вернулся из Соловков и сообщил, что соловецкие епископы (заключенные в Соловках) также беседовали по этому вопросу и вынесли решение также в пользу патриархата и Кирилла. Об этом было упомянуто в документе» 1035 . В том, что епископы на Соловках обсуждали те же самые вопросы, что и православные архиереи на свободе, нет ничего удивительного, особенно если учесть, что где-то на рубеже лета-осени 1926 г. на архипелаг был перемещен епископ Василий (Зеленцов), бывший до того момента активнейшим деятелем негласного епископского Собора. Среди соловецких архиереев были тогда такие авторитетные иерархи, как архиепископы Иларион (Троицкий) , Прокопий (Титов), Евгений (Зернов), Гурий (Степанов) . Разумеется, таким поборникам патриаршества, как архиепископ Иларион, идея о необходимости скорейшего избрания нового Патриарха была чрезвычайно близка.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Сочинения св. Димитрия весьма многочисленны и многообразны. О них будет говориться далее. До конца своей жизни святитель писал. Незадолго до смерти он говорил о себе, в связи со своей исторической работой «Летописец», – «Не можется скоро писать, не токмо за трудностию дела, но и за моей немощию: часто изнемогаю, и Бог весть, могу ли начатое совершить: понеже частые мои недугования перо из руки пишущей отъемлют, а писца на одр повергают, гроб же очесам представляют и о смерти думать заставляют. А и тому очи видят мало, и очки не много помогают, и рука пишущая дрожит, и вся храмина сердца моего близ разорения». Знаменит был св. Димитрий своим проповедничеством. Тон его речей, произносившихся почти на всех богослужениях, не грозный, а увещательный. Нестяжательный, он любил одни сокровища – книги, которых у него было до 300 томов. Много огорчений испытал святитель от, присланного монастырским приказом, стольника Воейкова. Тот проявлял в отношении к нему докучливость и непочтительность. Святитель по этому поводу писал своему близкому другу, митр. Стефану (Яворскому) : «Толико беззаконий, толико обид, толико притеснений вопиют на небо, и возбуждают гнев и отмщение Божие». Царь Петр уважал его и относился к нему хорошо. Как он был неутомим видно из сохранившейся записи того времени. «В пятницу 18 ноября 1708 г., архиерей поднялся до заутрени за два часа пред отдачею, оделся и пешком пошел из Ростова в Ярославль (52 версты). Походка у него быстрая. Он пришел в Ярославль в 2 ч. ночи, чрез сутки, перед утренею. Утреню никогда не опускал и тут, вероятно, прослушал, а затем сам служил обедню в соборной церкви и «поучение к народу о вере раскольнической неправой и о святой вере нашей православной говорил довольно». Обратно в Ростов, 24 ноября, он опять шел пешком целые сутки». Близок с царем Петром был великоросс архиепископ Афанасий (Любимов), который считался кандидатом в патриархи. В мире Алексей, он родился в 1641 г. в Сибири и, в юные годы, был раскольником. Но скоро в поисках истины он оставил раскол и поступил в Москве в патриаршую школу при Чудовом мон.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Статья митрополита Сергия была ответом на полемические выпады против него со стороны григорьевцев и «непоминающих», которые, критикуя его за самоуправство, умалчивали об очевидной для них невозможности вполне правомерного устройства высшего управления через созыв Собора. Ревнуя о церковной дисциплине, противодействуя анархическому разложению, Синод еще 16 апреля 1929 г. вынес постановление, в котором митрополит Иосиф (Петровых) , архиепископ Димитрий (Любимов) и епископ Алексий (Буй), как запрещенные в священнослужении, приравнивались к обновленцам и григорианам. Часть архиереев, находившихся на покое, не присоединяясь к митрополиту Иосифу, заявившему о своем отделении от митрополита Сергия, продолжала воздерживаться от поминовения имени заместителя местоблюстителя за богослужениями, которые они совершали иерейским чином в монастырских и приходских храмах, в своих домовых церквах. Самыми видными в этой группе иерархов были митрополит Кирилл (Смирнов) и настоятель Даниловского монастыря бывший ректор Московской духовной академии архиепископ Феодор (Поздеевский) . Свою позицию священномученик Кирилл изложил в письме викарию Казанской епархии епископу Афанасию (Малинину), которое он направил из-под Туруханска с тем, чтобы с содержанием его был ознакомлен и заместитель местоблюстителя. Митрополит Кирилл писал: «Никакой заместитель по своим правам не может равняться с тем, кого он замещает… Заместитель назначается для управления текущими делами… коренное же изменение самой системы церковного управления, на что отважился митрополит Сергий, превышает компетенцию и самого местоблюстителя». Коренной реформой митрополит Кирилл называет учреждение «коллегиального церковного управления в виде Временного Патриаршего Синода». «До тех пор, – продолжает он, – пока митрополит Сергий не уничтожит учрежденного им Синода, ни одно из его административно-церковных распоряжений, издаваемых с участием так называемого Патриаршего Синода, я не могу признавать для себя обязательным к исполнению… Литургисать с митрополитом Сергием и единомышленными ему архипастырями я не стану, но в случае смертной опасности со спокойной совестью приму елеосвящение и последнее напутствие от священника Сергиева поставления».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Характерным для ее душевного устроения явилось при этом следующее обстоятельство. Когда ее соборовали, то в числе приглашенных священников был один, Иван Яковлевич, который причинил ей лично и ее дочери, моей сестре, много неприятностей. И вот мать, видя его в сослужении с другими священниками, была очень этому рада и после говорила мне: “Ах, как хорошо было! Какое славное, ангельское лицо было у отца Ивана, как же я рада, что он участвовал в Таинстве!” После сего маменька жила пять дней. Она невыносимо страдала. У нее в легких было два гнойных нарыва. Когда прорвался первый нарыв, то он причинил ей нестерпимую боль. Я старался ее утешить и поддержать надеждой на Бога и Его святую помощь. В нестерпимой боли она однажды сказала мне: “Сынок! Какие-то черные мужики подошли и внушают мне, чтобы я тебя не слушала ни в чем”. В утешение ей я сказал: “Вы, маменька, никакого внимания на них не обращайте. Они могут и у всякого быть. Это обычное бесовское смущение”. К утру, в последний день ее жизни, ей стало легче. Ее еще не раз приобщали Святых Христовых Таин, а вечером, в семь часов, она скончалась. Она умерла моментально. У нее прорвался второй нарыв, гной прошел внутрь, и она задохнулась. После кончины маменьки многие знакомые собрались проводить ее: девицы, вдовицы, старицы. Они в течение трех дней читали над ней Псалтирь. В день погребения из города Клина приехала моя сестра Александра Петровна с мужем. Они претерпели в дороге большие трудности и прибыли как раз перед выносом тела в церковь . Погребение было совершено торжественно, при большом стечении народа. После этого я прожил на родине еще десять дней, поджидая, пока установится дорога, и потом уже отправился обратно в обитель Преподобного Сергия». О юродивой Елене Афанасьевне Она во всем брачном наряде с хохотом валялась в грязной луже В первой половине XIX века в городе Арзамасе подвизалась великая юродивая Елена Афанасьевна. Она была дочерью одного воеводы 46 . Красота ее лица была неописуема, а доброта души – ангельская. Отец гордился красотой своей дочери и мечтал устроить ее в замужество с каким-либо вельможным человеком. Но душа Елены Афанасьевны горела пламенной любовью к единому Богу. Кроме Него, она не хотела никого из людей знать и никогда не помышляла ни о каком замужестве. Ее постоянная святая мечта была поступить в монастырь и быть инокиней. О таком своем желании она осмелилась однажды поведать своему отцу. Тот был так горд, что и мысли не мог допустить, чтобы его дочь была смиренной монахиней. Выслушав просьбу дочери, он грозно взглянул на нее и с яростной злобой сказал: «Если ты еще раз осмелишься сказать мне об этом своем желании, тогда ты будешь мне не дочь, а я буду тебе не отец. Ты должна быть готовой выйти замуж за того, за кого я тебе прикажу!»

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/troits...

ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ Афанасий ВОЛОГОДСКАЯ Афанасий I КОЛОМЕНСКАЯ Афанасий II КОЛОМЕНСКАЯ (XV в.) Афанасий КРУТИЦКАЯ 06.1334 Афанасий ЛЬВОВСКАЯ (XI–XII вв.) Афанасий ПЕРЕМЫШЛЬСКАЯ (1407) Афанасий РЯЗАНСКАЯ Афанасий СМОЛЕНСКАЯ (XIII в.) Афанасий Вечерко ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ, обн. 30.08(12.09)1923 КИРОВОГРАДСКАЯ, обн. 23.07(05.08)1925 ПРОСКУРОВСКАЯ. обн. 23.07(05.08)1925 26.10(09.11)1925 КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ, обн. 26.10(09.11)1925 МЕЛИТОПОЛЬСКАЯ, обн. 07(20)06.1935 Афанасий Вольховский I ТВЕРСКАЯ 23.04.1758 26.05.1763 ЯРОСЛАВСКАЯ 26.05.1763 15.02.1776 Афанасий Вольховский II СТАРОРУССКАЯ 30.07.1788 05.03.1795 МОГИЛЕВСКАЯ 05.03.1795 27.08.1797 Афанасий Драгоевский-Корчан ПЕРЕМЫШЛЬСКАЯ Афанасий Дроздов ВИННИЦКАЯ 15.08.1842 13.01.1847 САРАТОВСКАЯ 13.01.1847 15.04.1856 АСТРАХАНСКАЯ 15.04.1856 06.04.1870 Афанасий Желиборский ЛЬВОВСКАЯ 02.1664 03.05.1666 в/у КИЕВСКАЯ Афанасий Иванов КОЛОМЕНСКАЯ 12.11.1788 10.04.1799 ВОРОНЕЖСКАЯ 10.04.1799 01.10.1799 ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 01.10.1799 18.08.1805 АСТРАХАНСКАЯ 18.08.1805 18.08.1805 Афанасий Корчанов ПЕНЗЕНСКАЯ 05.09.1811 08.02.1819 Афанасий Кудюк в/у ПИНСКАЯ 26.07(08.08)1980 18(31)08.1980 ПИНСКАЯ 18(31)08.1980 19.01(01.02)1984 ПЕРМСКАЯ 19.01(01.02)1984 28.02(13.03)2002 Афанасий Крулецкий ПЕРЕМЫШЛЬСКАЯ 20.05.1610 Афанасий Любимов АРХАНГЕЛЬСКАЯ 18.03.1682 06.09.1702 Афанасий Малинин ЧЕБОКСАРСКАЯ 08(21)11.1920 21.08(03.09)1923 СПАССКАЯ 21.08(03.09)1923 15(28)12.1923 (МАМАДЫШСКАЯ ЧЕБОКСАРСКАЯ, паки 04.1926 24.04(07.05)1930 КАЗАНСКАЯ 24.04(07.05)1930 10(23)03.1933 ТАШКЕНТСКАЯ 10(23)03.1933 29.07(11.08)1933 САРАТОВСКАЯ 29.07(11.08)1933 17(30)09.1935 Афанасий Молчановский СКВИРСКАЯ 05.1926 в/у КИЕВСКАЯ 05.1926 Афанасий Мартос ВИТЕБСКАЯ 23.02(08.03)1942 07.1944 в/у НОВОГРУДСКАЯ 23.02(08.03)1942 07.1944 в/у БАРАНОВИЧСКАЯ 07.1944 Афанасий, кн. Палецкий ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) 18.06.1551 11.08.1564 ПОЛОЦКАЯ 11.08.1566(?) 05.1568 Афанасий Пархомович НОВГОРОД-СЕВЕРСКАЯ 09.06.1885 04.03.1889 САРАПУЛЬСКАЯ 04.03.1889 08.11.1891 ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прошло немного времени после этого разговора. Однажды отец вошел к Елене Афанасьевне в комнату и приказным тоном сказал: «Приготовься, через две недели ты должна выйти замуж за избранного мною человека! Он будет тебе мужем. Чтобы возражений с твоей стороны не было никаких!» Елена Афанасьевна, зная нрав своего отца, смиренно покорилась его воле и эти две недели прожила в посте и молитве. У нее за это время созрел план спасения своей души. Наступил день бракосочетания. Елена Афанасьевна была повенчана с малознакомым ей человеком. Новобрачные были привезены из храма в дом ее родителя. Начался брачный пир. Елена Афанасьевна, в полном подвенечном наряде, украшенная золотом и драгоценными камнями, была настоящей царицей брачного пира. Веселье было в полном разгаре. Но вдруг неожиданно для всех с Еленой Афанасьевной совершилось что-то сверхъестественное и ужасное. Она быстро встала из-за стола с тревожным и неестественно бледным лицом. Подобно легкой серне, вскочила она на подоконник открытого окна одноэтажного дома, против которого была грязная лужа, и выпрыгнула на улицу. В грязи этой лужи она с хохотом стала валяться во всем своем брачном наряде, показывая ненормальность своего ума. Встревоженные гости все выбежали на улицу, старались вытащить ее из лужи, но она, как бы вне себя, со смехом бросала на всех грязью. Слуги барского дома наконец вытащили ее из лужи и привели в дом. Брачное веселье сменилось плачем и сетованием. Гости все разъехались со скорбью. После этого события муж Елены Афанасьевны подождал два месяца, но, видя, что ей не лучше, а делается все хуже, оставил ее в покое со словами: «Я не желаю жить с сумасшедшей женой». И бросил ее. Отец ее заболел от скорби и умер. Елена Афанасьевна осталась на попечении своих братьев. Вначале они заботились о ней, но потом оставили ее без всякого внимания. И она ходила по городу как бесприютная. В зимнее время она нередко спасалась от мороза в хлевах среди свиней и псов, которые согревали ее собой. Время шло. Братья совсем покинули ее, и даже не стали принимать в свой дом. Жизнь для нее стала протекать без приюта, и в городе ее именовали не иначе как юродивой. Иногда из Саровской пустыни в город Арзамас приезжал великий молчальник Марк. Елена Афанасьевна в ночное время старалась видеться с ним, и он тайно руководил ею в духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/troits...

Об этих свиданиях Елены Афанасьевны с подвижником Марком Саровским стало ведомо ее мужу. Он постепенно убедился в том, что она не сумасшедшая, а лишь юродствует. Он взял ее в свой дом и всячески уговаривал оставить подвиг юродства и жить с ним как с законным мужем. На все уговоры и мольбы мужа она была непреклонна. Тогда муж настолько озлобился, что раздел ее донага, привязал ее волосы к крюку и бил ее до изнеможения своих сил. Наконец, раздетую, без чувств, в зимнее время выбросил на улицу. Здесь она, несомненно, замерзла бы, если бы Господь, пекущийся о рабах Своих, промыслительно не сохранил ее жизнь. В поздний час ночи проезжал тогда один городской мещанин с женой как раз мимо того места, где была брошена Елена Афанасьевна своим мужем. Проезжавшие узнали ее, взяли к себе в дом, одели и привели в чувство. У них она находилась в доме до тех пор, пока совершенно не оправилась от побоев. После описанного тяжкого, бесчеловечного истязания Елена Афанасьевна еще некоторое время продолжала скитаться по городу, не зная, где приклонить свою голову. В это время по Божию соизволению в Арзамасе основалась женская обитель 47 . Игумения новой общины, видя Елену Афанасьевну скитающейся без крова, исполнилась к ней безграничным состраданием и исходатайствовала перед городской властью разрешение на поселение ее в новосозданной общине. Власть не препятствовала этому, и Елена Афанасьевна мирно прожила в общине до своей дивной, святой кончины. Жестокосердие отца к невинным детям В борьбе со смертью старшая девочка сняла свой платок и старалась прикрыть младшую В местечке Сосновицы (ныне город) Тамбовской губернии жил крестьянин-вдовец. У него было две маленьких дочки: одна шести лет, другая пяти. Он очень хотел вновь жениться и присмотрел себе невесту. Но невеста поставила ему условие: «До тех пор не пойду за тебя замуж, пока ты не освободишься от детей!» Крестьянин, недолго думая, в один морозный вечер запряг в сани лошадь, посадил этих двух невинных младенцев в сани и вывез за город в глубокий овраг. Здесь они и замерзли. Впоследствии, когда их нашли, обнаружилось, что в борьбе со смертью старшая девочка сняла свой платок и старалась прикрыть младшую девочку, чтобы спасти ее от смерти. В таком виде они и были найдены замерзшими.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/troits...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010